Параметры рычажного механизма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Параметры рычажного механизма

Введение

рычажный звено кинематический

Задачей данного курсового проекта является проектирование рычажного механизма.

Целью кинематического анализа механизма является установление положений всех звеньев механизма и траекторий их точек, определение угловых скоростей и ускорений звеньев, а также линейных скоростей и ускорений некоторых точек этих звеньев. Кинематическому исследованию механизма посвящен первый лист проекта. Задачи о положениях звеньев в траекториях точек решены на первом листе графически путем построения кинематической схемы механизма в двенадцати положениях (при двенадцати положениях кривошипа).

Основной задачей силового расчета механизма, выполненного на втором листе является определение сил, действующих на звенья механизма, давления в кинематических парах и уравновешивающей силы (момента) на звене, принятом за ведущее. Решение этих задач позволяет располагать данными для прочностных расчетов звеньев, элементов кинематических пар и определения мощности двигателя привода.

Основной задачей синтеза кулачкового механизма является построение профиля кулачка по заданным законам движения. Все необходимый диаграммы и профиль кулачка приведены на третьем листе курсового проекта.

Задание на проектирование

Таблица 1. Исходные данные для проекта

Наименование параметра

Обозначение и величина

Длина кривошипа О1А, м

LO1A = 0,1

Длина шатуна АВ, м

LAB = 0,4

Длина коромысла О2В, м

LO2B = 0,32

Длина коромысла О2С, м

LO2C = 0,45

Длина шатуна CD, м

LCD =0,55

Масса кривошипа О1А, кг

m1 =23

Масса шатуна АВ, кг

m2 = 8

Масса коромысла О2С, кг

m3 = 9

Масса шатуна CD, кг

m4 =10

Масса ползуна D, кг

m5 = 40

Моменты инерции звеньев IS1 относительно их центров тяжести, кг×м2 (определяются по формуле ISi = (mi×Li2)/10).

IS1 =0,023 IS2 =0,128 IS3 =0,9216 IS4 =0,2025

Частота вращения О1А, об/мин

nO1A =200

Числа зубьев зубчатых колёс

z1 =12; z2 = 20

Модуль зубчатых колёс, мм

m =10

Рабочий угол поворота кулачка

jРАБ =260°

Ход толкателя

Smax =70 мм

Минимальный угол передачи

gmin =60°

Центры тяжести звеньев, обозначенные буквой S, расположены на середине звеньев

Технологическое усилие, действующее на ползун D при его движении вправо F =4100 Н. При движении ползуна D влево усилие F = 0.



Рисунок 1 - Кинематическая схема рычажного механизма


1. Структурный анализ рычажного механизма

Механизм плоский рычажный.

Для этого механизма: т = 5; р5 = 7; р4 = 0.

Степень подвижности механизма определяется по формуле П.Л. Чебышева:

W = 3n - 2р5 - р4 = 3·5 - 2·7 - 0 = 1,

где n - число подвижных звеньев;

р5 - число пар пятого класса;

р4 - число пар четвёртого класса.

Механизм имеет одну степень подвижности. Для определённости движения всех звеньев механизма необходимо иметь одно входное звено.

Разложим механизм на группы Асура.

Рисунок 2 - Строение механизма:

а - группа Ассура 2-го класса, 2-го вида, 2-го порядка;

б - группа Ассура 2-го класса, 1-го вида, 2-го порядка;

в-механизм 1-го класса или группа начальных звеньев

2. Кинематический анализ рычажного механизма

2.1 Определение скоростей звеньев механизма

Кинематическая схема механизма в 12 положениях строится в масштабе

kS = LO1A / O1A =0,1/40=0,0025.

Для примера рассмотрим 2-е положение механизма.

Угловая скорость начального звена ОА

ω1 = p× nO1A / 30 = 3,14×200/30 =21 рад/с


VA = ω1·LO1A = 21×0,1 =2,1 м/с

Масштаб плана скоростей

kV = VA / (рV а) = 2,1/110 =0,02 м/(с×мм)

где рV а - длина отрезка в мм на плане скоростей, соответствующего скорости т.А.

Вектор скорости VA ^ ОА и направлен в сторону вращения кривошипа (здесь и далее в пояснительной записке вектора выделены курсивом и жирным шрифтом).

Рассматривая движение точки В (переносное и относительное) получим векторные уравнения для построения скорости точки

VB = VA + VBA,A3 = VO2 + VВO2

где VBA ^ BA; VO2 = 0; VВO2 ^ BO2.

Величина (модуль) скорости точки В

VB = (рV b)× kV = 80×0,02 =1,6 м/с

Скорость точки С коромысла определяем с помощью теоремы подобия

VСO2 / VBO2 = VС / VB = (рV c)× kV / (рV b)× kV = LCO2 / LBO2

отсюда VС = (рV c)× kV =75×0,02 =1,5 м/с

Векторное уравнение для нахождения скорости точки D имеет следующий вид:

VD = VC + VDC,

VD = VDx + VDDx

где VDx = 0 - абсолютная скорость точки, принадлежащей неподвижной направляющей ползуна D;

VDC ^ DВ;

VDDx - параллельна направляющей ползуна.

Скорость точки D

VD= (рV d) × kV =130×0,02=2,6 м/с.

Определение скоростей центров тяжести звеньев производится с помощью теоремы подобия:

VS1= (рV s1) kV =55×0,02 =1,1 м/с,S2= (рV s2) kV =40×0,02 =0,8 м/с,S3= (рV s3) kV = 65×0,02 =1,3 м/сS4= (рV s4) kV =17,5×0,02 =0,35 м/с

Определение угловых скоростей звеньев:

ω1 =21 с-1

ω2 = VAB / LAB = (ab)× kV / LAB = 110×0,02/0,4 =5,5 с-1

ω3 = VB / LBO2 = (рV b)× kV / LBO2 = 80×0,02/0,32 =5 с-1

ω4 = VDC / LDC = (cd)× kV / LDC = 35×0,02/0,55 =1,27 с-1

Направление угловой скорости ω2 определяем по относительной линейной скорости. Если в положении 2 к точке В приложить вектор VBA, то ω2 будет направлена по часовой стрелке. Направление угловых скоростей остальных звеньев отыскиваем аналогично: ω3 и ω4 направлены против хода часовой стрелки.

2.2 Определение ускорений точек звеньев механизма

Ускорение точки А

аА = аАOn = ω12·LOA =212×0,02 =44,1 м/с2.

Вектор аА1 направлен от точки А к точки О.

Масштаб плана ускорений

kа = аA / (рaа) = 44,1/90 =0,5 м/с2 ,

где рАа - длина отрезка в мм на плане, соответствующего ускорению точки А.

Рассматривая движение точки В (переносное и относительное) получим векторные уравнения для построения ускорения точки

аB = аA + аBAn + аBAt;

аB = аO2 + аBO2n + аBO2t.

Первое уравнение:

аBAn || AB; аBAt ^ BA.

аBAn = ω22×LAB =5,52×0,4 =12,1 м/с2.

Второе уравнение:

аO2 = 0;

аBO2n || BO2; аBO2t ^ BO2.

аBO2n = ω32×LBO2 =52×0,32 =8 м/с2.

Величина (модуль) ускорения точки В

aB = (рa b)× ka =78×0,5 =39 м/с2

Ускорение точки С коромысла определяем с помощью теоремы подобия

aСO2 / aBO2 = (рa c)× ka / (рa b)× ka = LCO2 / LBO2

отсюда aС = (рa c)× ka =105×0,5 =52,5 м/с2.

Векторное уравнение для нахождения ускорения точки D имеет следующий вид:

aD = aC + aDCn + aDCt;D = aDx + aDDxk + aDDxr,

где aDCn || DC; aDCt ^ DC;DCn = ω42×LCD =1,272×0,55 =0,89 м/с2.

aDx = 0; aDDxk = 0; aDDxr || xx.

Абсолютное ускорение точки D

aD= (рa d) ka =106×0,5 =53 м/с2.

Определение ускорений центров тяжести звеньев производится с помощью теоремы подобия:

aS1= (рa s1) ka =45×0,5 =22,5 м/с2 S2= (рa s2) ka = 65×0,5 =32,5 м/с2 S3= (рa s3) ka =52×0,5 =26 м/с2,S4= (рa s4) ka =105×0,5 =52,5 м/с2 S5= aD =(рa d) ka =106×0,5 =53 м/с2

Определение угловых ускорений звеньев:

Угловое ускорении звена 1 e1 = 0 (т.к. ω1 = const),

e2 = аBAt / LAB = (nBA b)× ka / LAB =80×0,5/0,4 =100с-2

e3 = аBO2t / LBO2 = (nBO2 b)× ka / LBO2 =50×0,5/0,32 =78,125с-2

e4 = аDCt / LDC = (nDC d)× ka / LDC =4×0,5/0,55 =3,636 с-2

e5 = 0, т.к. звено 5 совершает только поступательное движение.

Направление углового ускорения e2 определяем по направлению вектора аBAt, перенесённого в точку В. Угловое ускорение e2 направлено против вращения часовой стрелки. Направление угловых ускорений остальных звеньев отыскиваем аналогично: e3 направлено против вращения часовой стрелки, e4 направлено по ходу часовой стрелки.

2.3 Кинематический анализ механизма методом графического дифференцирования

Диаграмму «Путь-время» строим по перемещениям точки D, полученным при построении кинематической схемы механизма в двенадцати положениях. Масштаб по оси ординат kS =0,005 м / мм, тот же, что на схеме механизма.

Масштаб по оси абсцисс

kt = 60 /(L×nOA) =60/145×200 =0,0021с/мм,

где L - длина оси абсцисс.

Диаграмму «Скорость-время» строим путем графического дифференцирования диаграммы «Путь-время».


kV = kS /(H1× kt) =0,005/0,0021×25 =0,0952 м/с×мм,

где Н1 - полюсное расстояние при дифференцировании.

Диаграмму «Ускорение-время» строим путем графического дифференцирования диаграммы «Скорость-время».

Масштаб диаграммы

kа = kV /(H2×kt) =0,0952/0,0021×25 =1,813 м/с2×мм,

где Н2 - полюсное расстояние при дифференцировании.

Для второго положения механизма по кинематическим диаграммам

VD = V2ГРАФ× kV = 31,5×0,0952 = 2,998 м/с

где V2ГРАФ - ордината графикаV = V(t) в точке 2.

aD = a2ГРАФ× ka = 29,5×2,998 = 88,205 м/с2

где a2ГРАФ - ордината графика «a-t» в точке 2.

Скорости и ускорения точек звеньев механизма представлены в таблице 2.

Таблица 2. Скорости и ускорения точек механизма в положении 2, м/с

Пара- метры

Точки


A

B

C

D

S1

S2

S3

S4

S5

V, м/с

2,1

0,8

1,34

2,46

1,04

1,2

0,66

1,3

2,998

a, м/с2

44,1

26,5

41,4

43,5

22

30

22,5

44

43,5


По кинематическим диаграммам VD =2,998 м/с. Погрешность определения скорости точки D различными методами. aD = 88,205 м/с2(погрешность 0,02%)

Таблица 3. Угловые скорости и ускорения звеньев механизма в положении 2, с-1

Пара- метры

Звенья


OA

AB

BO2

CD

ω, с-1

21

3,5

4,75

0,95

e, с-2

0

100

78,125

6,36


3. Кинетостатический анализ рычажного механизма

3.1 Определение сил

Силы тяжести звеньев определяем по формуле

G = m×g, Н

где g = 9,8 м / с-2 - ускорение силы тяжести.

G1 = 23·9,8 =225 Н

G2 = 8·9,8 = 78,4 Н

G3 = 9·9,8 = 88,2 Н

G5 = 40·9,8 = 392 Н

Сила сопротивления перемещению ползуна, направленная в противоположную сторону скорости VD

F = 4100 Н

Силы инерции

ФИ1 = m1×aS1 = 23·22 =517,5 Н

ФИ2 = m2×aS21 =8·32,5 =260 Н 

ФИ3 = m3×aS3 =9·26 =234 Н 

ФИ4 = m4×aS4 =10·52,5 =525 Н 

ФИ5 = m5×aS5 =40·53 =2120 Н 

Моменты сил инерции звеньев.

МИ1 = JS1× e1 =0,023·0 =0 Н·м ,

МИ2 = JS2× e2 =0,128·100 =12,8 Н·м

МИ3 = JS3× e3 =0,9216·78,125 =72 Н·м,

МИ4 = JS4× e4 =0,2025·3,636 =0,73629 Н·м

3.2 Определение реакций в кинематических парах

Группа CD-D

Составим уравнение равновесия звена CD группы CD-D относительно точки D.

Для положения механизма 2:

åMD = R34t×CD - G4×h1 - ФИ4×h2 - MИ4=0

R34t = (G4×h1×ks + ФИ4×h2×ks + MИ4)/ CD

R34t = (98×90×0,005 + 525×3×0,005 + 0,73629)/ 0,55 = 62 Н

Векторное уравнение равновесия группы

R34n + R34t + G4 + ФИ4 + G5 + ФИ5 + F + R05 = 0.

Реакция R05 перпендикулярна оси ползуна. Путём построением плана сил определим реакции R34n, R34, R05.

Векторное уравнение равновесия звена D

R45 + G5 + ФИ5 + F + R05 = 0.

Путём построением плана сил определим реакцию R45.

Группа АВ-СО2

Составим уравнение равновесия звена 3 группы АВ-СО2 относительно точки В.

Для положения механизма 2:

åMВ (звено 3) = - R03t×BO2 + R43×h5 - ФИ3× h4 + G3×h2 + MИ3 =0

R03t = (R43×h5 ×ks - ФИ3× h4 ×ks + G3×h2 ×ks + MИ3)/ BO2

R03t = (6500×80 ×0,005 - 234× 25 ×0,005 + 88,2×90 ×0,005 + 72)/0,32=4820 Н

åMВ (звено 2) = R12t×АB - G2×h1 + ФИ2× h3 + MИ2 =0

R12t = (G2×h1 ×ks - ФИ2× h3 ×ks - MИ2)/ АB

R12t = (260×78 ×0,005 - 78,4× 55 ×0,005 +12,8)/0,4=181,4Н

Векторное уравнение равновесия всей группы АВ-СО2

R03n + R03t + R43 + ФИ3 + G3 + ФИ2 + G2 + R12n + R12t = 0.

Путём построением плана сил определим реакции R03 и R12.

Векторное уравнение равновесия звена 2

G2 + ФИ2 + R32 + R12 = 0.

Путём построением плана сил определим реакцию R12.

Начальная группа звеньев

Уравновешивающая сила приложена в точке контакта зубчатых колес привода направлена вдоль линии зацепления и имеет плечо hур = rb (радиус основной окружности).

Уравновешивающую силу определим из уравнения

- G1×h1 - R21 h2 + FУР× h3 = 0

FУР = G1×h1 + R21×h2 / h3 = = 225×35 + 11050×24 / 29=9559,89 Н

Векторное уравнение равновесия звена О1А

G1 + ФИ1 + R21 +FУР + R01 = 0.

Путём построением плана сил определим реакцию R01.

3.3 Определение уравновешивающей силы методом Н.Е. Жуковского

Используя теорему о жестком рычаге Н.Е. Жуковского применительно к рассматриваемому механизму, мы имеем возможность проверить правильность проведенного кинетостатического расчета. С помощью этой теоремы определяется величина уравновешивающей силы.

В соответствующие точки повернутого на 900 плана скоростей переносят все силы, действующие на звенья механизма, в том числе и уравновешивающую силу. При наличии моментов, действующих на звенья механизма, эти моменты изображаются в виде пары. Взяв сумму моментов всех перенесенных сил относительно полюса и приравняв ее нулю, определяют из полученного уравнения величину Fур, считая её неизвестной (искомой). В том случае, если величина Fур, найденная по методу Жуковского, совпадает или отличается на 5% от величины, найденной в ходе рассмотренного расчета, полагают, что силовой расчет проведен правильно.

При расчёте моменты сил инерции МИ2, МИ3 и МИ4 не учитываем, ввиду их незначительности.

Скорость т

очки К в зубчатом зацеплении

VK = ω1×m×z2/(2×1000) = 20×10×21/(2×1000) = 2,1 м/с

G1×h1 + G2×h2 - G3×h3 - G4×h4 + ФИ2×h5 + ФИ3×h6 + ФИ4×h7 + ФИ5×pVd + F× pVd - Fур× pVk = 0

Fур = (G1×h1 + G2×h2 - G3×h3 - G4×h4 + ФИ2×h5 + ФИ3×h6 + ФИ4×h7 + ФИ5×pVd + F× pVd)/ pVk

Fур =(225×27 + 78,4×18 - 88,2×13 - 98×13 + 260×55 + 202,5×65 + 525×13 + 2120×130 + 4100× 130)/ 89=9291,53 Н Таблица 4

Реакции в кинематических парах рычажного механизма, Н

R01

R12

R23

R03

R34

R54

R05

FУР

14110

10832,5

4690

11382

10640

1025,5

9559,89


По методу Н.Е. Жуковского FУР =9291,53 Н, погрешность от определения величины уравновешивающей силы различными методами составляет 1,83%

4. Синтез кулачкового механизма

Синтез кулачкового механизма заключается в определении основных размеров кулачкового механизма и построении профиля кулачка, обеспечивающего заданный закон движения толкателя. Основные геометрические параметры кулачкового механизма определяют по заданному закону движения и условию обеспечения допустимого угла давления для механизмов с роликовыми толкателями.

Если задан закон движения толкателя в виде диаграммы изменения аналогов ускорения, то одно- и двухкратным интегрированием её, получаем диаграммы аналогов скорости и перемещения.

Для построения профиля кулачка воспользуемся методом обращённого движения, при котором всем звеньям кулачкового механизма условно сообщается вращение с угловой скоростью, равной скорости кулачка, но в противоположном направлении. В результате кулачок становится неподвижным, а толкатель получает дополнительное вращение относительно кулачка.

По заданному закону движения d2S/dj2= d2S/dj2(j) строим диаграмму d2S/dj2-j. На оси абсцисс откладываем рабочий угол поворота кулачка jр в масштабе:

kj=(p/180×jp)/L, рад/мм,

где jp - рабочий угол поворота кулачка, jp = 260°.

L - отрезок на оси абсцисс в мм, соответствующей рабочему углу, L = 180 мм.

kj=(3,14/180×260)/180 = 0,025 рад/мм

Интегрируя графически диаграмму d2S/dj2= d2S/dj2(j), получаем график аналога скорости dS/dj = dS/dj(j), получим диаграмму перемещений толкателя S=S(j).

Масштаб оси ординат диаграммы перемещений определим по формуле:

kS = h/(yh)= Smax/hmax=80/54=1,48 м/мм

где h - ход толкателя, м;

yh - отрезок на оси ординат, изображающей величину h, мм.

Масштаб оси ординат диаграммы аналога скорости толкателя определим по формуле:

kdS/dj = kS/(kj×H2), м /мм,

где Н2 - полюсное расстояние при интегрировании графика скорости, мм.

kdS/dj = 1,48/(0,025×50) = 0,1185 м /мм

Угловую скорость кулачка принимаем постоянной (ω k=const). При этом условии j= ω×t и оси абсцисс являются также осями времени, а диаграммы dS/dj= dS/dj(j) и d2S/dj2= d2S/dj2(j) являются диаграммами скорости и ускорений толкателя.

Масштаб времени:

kt=kj/ ω К, с/мм,

где ω К = ω1 = 21 рад/с.

kt= 0,025/ 21= 0,0012 с/мм

Масштаб скорости:

kV = kdS/dj× ω К = 0,1185 × 21 = 2,4885 м×с-1/мм.

Масштаб оси ординат диаграммы ускорения толкателя:

KW = kd2S/dj2× ω К 2, м×с-2/мм

где kd2S/dj2 = kdS/dj / (kj×H1) - масштаб оси ординат диаграммы аналога ускорения, м/мм;

H1 - полюсное расстояние при интегрировании графика ускорения.

kd2S/dj2 = 0,1185 /(0,025×50) = 0,0948 м/мм

kW = 0,0948× 21 2 = 41,8068 м×с-2/мм

Заключение

. Выполнен структурный анализ механизма. Выявлены основные особенности и разновидности групп Асура состав и последовательность присоединений структурных групп. Рассмотренный механизм, являющийся механизмом второго класса, структурно работоспособен.

. Найдены положения звеньев механизма и траектории отдельных точек. Решены задачи определения линейных скоростей и ускорений точек, а так же угловых скоростей и ускорений звеньев.

. Получены реакции в кинематических парах. Найдена величина уравновешивающего момента. Максимальная сила инерции в рассмотренном положении механизма меньше технологического усилия. Максимальная сила веса звена меньше технологического усилия. Следовательно, основная часть усилий на звенья и реакций в кинематических парах обусловлена технологическим усилием.

. Спроектированы кулачковые механизмы, обеспечивающие заданные законы движения толкателя при выполнении обязательных и желательных условиях синтеза.

Список литературы

1. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин / под ред. А.С. Кореняко. Киев.: Вища школа, 1970. 332 с.

. Теория механизмов и механика машин / под ред. К.В. Фролова. М.: Высш. шк., 1998. 496 с.

. Попов С.А. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. С.А. Попов, Т.А. Тимофеев. М.: Высш. шк., 1998. 351 с.

Похожие работы на - Параметры рычажного механизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!