Экологическая преступность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическая преступность

Измаильский институт водного транспорта










КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Криминология»

на тему

«Экологическая преступность»

Студентки 3 курса

Фетисовой А.П

Преподаватель

Данилюк С.Л





Измаил 2014

Введение

В течение последних десятилетий научно-технический прогресс и, как следствие, усиление антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, привели к глобальным экологическим проблемам, которые не обошли стороной и Украину. Потребительское отношение к природе привело к тому, что окружающая среда стала агрессивной и для самого человека.

Возникновение угрозы исчезновения человечества как вида и ее постепенное осознание как полностью реальной привело к официальному признанию экологически предопределенной угрозы существованию человеческой цивилизации на самом высоком межгосударственном уровне.

Комиссия ООН в 2002 году обсуждала доклад по вопросам окружающей среды, в котором отображались такие сведения, которые свидетельствовали о том, что в ближайшие 30 лет под влиянием человеческой деятельности на планете состоятся необратимые изменения. Будет в той или иной степени деформировано более чем 70 % земной поверхности, бесповоротно потеряна больше четверти всех видов фауны и флоры, не обновительным дефицитом станет безопасный воздух, чистая питьевая вода, ненарушенные ландшафты, возможность природы возобновляться после антропогенного давления. Обеспечить, с учетом отмеченных неутешительных перспектив, личное спасение от экологической катастрофы - значит обеспечить экологическую безопасность страны, без которой является нереальной и национальная безопасность государства.

Обеспечение экологической безопасности невозможно рассматривать отдельно от понятия экологическая преступность и ее опасных последствий, а именно: катастрофического ухудшения качества окружающей среды, которая приводит к снижению продолжительности жизни, роста уровня заболеваемости и смертности; появлением зон экологической беды; деградации обновительных природных ресурсов (земель, рыбных, лесных ресурсов и др.); истощение природных ресурсов (полезных ископаемых); загрязнение и ухудшение качества поверхностных и подземных вод, морей, атмосферного воздуха; распространение радиоактивного загрязнения; опасного загрязнения продуктов питания.

Экологическая преступность является один из опаснейших видов преступного поведения людей, тяжелые последствия которого могут носить (и часто носят) неконтролированный и необновительный характер. Организованная же разновидность экологической преступности, ввиду наличия специфических признаков, присущих организованной преступной деятельности, составляет для окружающей среды и общества еще большую опасность.

Экологическую преступность можно определить как социально-правовое явление, что создает опасность биологическим основам существования человечества и состоит из совокупности предусмотренных уголовным законом деяний, совершенных за определенное время на определённой территории, в определенном регионе или стране в целом, и посягающие на окружающую природную среду или его отдельные объекты (земли, недра, атмосферный воздух, воды, континентальный шельф, леса, объекты природно-заповедного фонда, флоры и фауны и т.п.), а также конституционные экологические права граждан.

В правовой литературе разным аспектам, которые касаются проблемы противодействия экологической преступности, уделялось внимание в работах известных ученых в отрасли криминологии и криминального права: А.И. Долговой, О.Л. Дубовик, Е.М. Жевлакова, А.М. Плешакова, В.М. Раднаева, Б.Б. Тангиева и др. Вопросом уголовно-правовой охраны окружающей среды в Украине посвящено немало внимания в трудах украинских учёных: С.Б. Гавриша, В.К. Матвийчука, П. Мельника, И.о. Навроцкого, Ю.С. Шемшушенко и некоторых других. Вместе с тем, в трудах научных работников, которые занимались данной проблемой, остались недостаточно освещенные вопросы, которые касаются преступной деятельности организованных группировок в сфере экологии.

Преступления против окружающей природной среды относятся к категории высоколатентных преступных посягательств, социальная опасность которых, как правило, не подтверждается официальными статистическими данными, а основывается в основном на таких объективных показателях, которые невозможно не заметить, или скрыть, - деградация естественной среды, разрушения экосистем, загрязнения окружающей среды, и авторитетные экспертные оценки.

Понятие экологической преступности

экологический преступление уголовной законодательство

Экологическая преступность - это общественно-опасное, соединенное с экологическим риском и/или тянет за собой вред окружающей среде и что представляет угрозу экологической безопасности общества, относительно массовое и стойкое, социально-правовое и психологически обусловленное явление, которое взрывает биологические основы жизни всего живого на Земле.

Экологическая преступность являет собой один из наиболее опасных и распространенных видов преступности, поскольку создает реальную угрозу национальной безопасности страны.

Экологические преступления - это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, которые посягают на окружающую среду и его отдельные компоненты. К экологическим преступлениям принадлежат: незаконное занятие рыбным, звериным и другим водным добывающим промыслом; нарушение ветеринарных правил; незаконная охота; незаконная добыча полезных ископаемых; нарушение законодательства о континентальном шельфе; загрязнение водоемов и атмосферного воздуха; загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, другими отходами и материалами; преднамеренное уничтожение, разрушение или повреждение территорий и объектов природно-заповедного фонда; незаконная лесопорубка и др.

Природоохранная деятельность и ее охрана основывается на правовых принципах. Статья 50 Конституции Украины провозглашает право каждого на безопасное для жизни и здоровья окружающей среды и на возмещение нанесенной нарушениям этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также на ее распространение. Такая информация не может быть засекреченной.

В соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. нарушенные права граждан в отрасли охраны окружающей природной среды должны быть обновлены, а их защита осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с Законом Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" граждане имеют право на безопасные для здоровья и жизни продукты питания, питьевую воду, условия труда, учебы, воспитания, быт, отдых и окружающую естественную среду, а также на достоверную информацию об имеющихся и возможных факторах риска для здоровья и их степени. Быстрыми темпами загрязняются водные ресурсы Украины (среди ведущих загрязнителей - предприятия энергетики, черной металлургии, угольной промышленности).

Проблемы охраны окружающей среды достали свое отображение также в Земельном, Водном, Лесном кодексах, Законе "Об охране атмосферного воздуха" и других законодательных актах Украины.

В природоохранной деятельности большое значение имеют мероприятия уголовно-правового влияния. Уголовный кодекс Украины содержит отдельную главу, нормы которой устанавливают ответственность за преступления, которые посягают на объекты окружающей природной среды.

Согласно Разделу VIII Особенной части Уголовного кодекса Украины к экологическим преступлениям принадлежат: нарушение правил охраны недр и вод, загрязнения атмосферного воздуха, загрязнения моря, нарушения законодательства, о континентальном шельфе Украины, незаконная лесопорубка и незаконная охота, незаконное занимание рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом, проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов, нарушения ветеринарных правил, преднамеренное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природнозаповедного фонда, проектирования, или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей среды и др.

Безусловно, указанные нормы не охватывают всех возможных посягательств на окружающую среду.

Экологическую преступность можно определить как совокупность общественно опасных деяний, которые наносят вред окружающей среде, а также жизни и здоровью людей.

По данным Министерства охраны окружающей природной среды, 15 % территории Украины находится в критическом экологическом состоянии.

Состояние экологической преступности в Украине характеризуется ростом показателей и высокой степенью латентности нарушений законодательства об охране природы.

По данным ученых, уровень латентности этих преступлений достигает около 95%. Объяснить это можно недостатками в деятельности правоохранительных и судебных органов, недостаточным контролем над соблюдением требований законодательства, коррупцией и тому подобное.

В структуре экологических преступлений большую долю составляют незаконная лесопорубка - 54 %, нарушение правил рыболовства -35-45 %, незаконная охота - 25-25 %, загрязнение водоемов и воздуха - 10-12 %.

За последние годы экологическая преступность приобрела качественно новые (можно сказать, злокачественные) характеристики. Особенностью современной экологической преступности являются, прежде всего, резкий рост, организованность и профессионализм ее форм, что приводит к самым тяжким последствиям. Причем анализ практики выявляет существование высокоорганизованных криминальных групп, совершающих экологические преступления с корыстными целями.

Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений выражается в ее степени и учитывается законодателем, как в санкциях, так и в содержании ответственности за совершенное деяние. Критериями определения степени общественной опасности являются: размеры причиненного вреда (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, распространение эпидемий, эпизоотии, тяжкие последствия, существенный, значительный вред и т.д.), набор разнообразных квалифицирующих признаков и другие количественные параметры умаления социальной ценности объектов окружающей среды.

Правовая охрана природы и ее составных компонентов

В период научно-технической революции особенно важна правовая охрана природы, под которой понимается система юридических мероприятий, направленных на сохранение окружающей природной среды, рациональное использование природных богатств; воссоздание природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей природной среды.

Правовая охрана природы - составная часть природопользования в Украине, то есть повседневная деятельность, направленная на оздоровление окружающей природной среды (разными средствами и в разных направлениях, а также составная часть природоресурсного законодательства, не менее значительная, чем само природопользование).

Охрана окружающей природной среды - не самоцель. Она призвана защитить человека, его здоровье, жизнь нынешнего и грядущих поколений.

Цель правовой охраны природы - сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, которая означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем сначала следует определить объекты ее правовой охраны.

Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество - природа» до сих пор проводится по поводу конкретных объектов природы, области жизни человека, всей земной экосферы.

Объекты природы - это как вся природная среда обитания и жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты. Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, то есть появились в результате естественного эволюционного развития независимо от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность.

Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы.

Почти все объекты природы обладают свойством необратимости, т.е. не восстанавливаются (естественные ландшафты, курорты, редкие животные), существует экологическая взаимосвязь всех естественных природных объектов.

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека. Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.

Экологические системы, которые подлежат правовой охране

Экологические системы бывают разного вида. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), то есть область активной биологической жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их жизни, во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования. В-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы».

Экологическая политика должна иметь две составляющие: первая - санация (очистка) и рекультивация загрязненных и экологически неблагополучных территорий, вторая, - охрана природы и неистощительное природопользование в экологически чистых районах. А для реализации этих планов нужно знать реальное состояние природы нашего, хотя и сократился, но все еще большого Отчизны.

Естественные экологические системы в первую очередь охраняется (заповедники, заказники, национальные парки) и лишь косвенно используются. Вторые и третьи виды экологических систем в первую очередь используются и соответственно охраняются правом в разной степени. В силу этого правовая охрана природы бывает комплексная, т.е. осуществляемая в отношении всей природной среды и ресурсная, по отношению к отдельным ее компонентам (охрана почвы, воды, лесов, недр, редких животных и т.д.). Такую правовую охрану природы обычно называют правовой охраной по объему осущевляемых мероприятий.

Природный объект - это земля (почва земли), недра, флора, вода, лeсa и иная древесная растительность, животный мир (фауна), атмосферный воздух.

Природные ресурсы - это отделяемая часть природного объекта, полезные свойства которого удовлетворяют потребности человека (нефть, газ, уголь, и т.д.). Совокупность природных ресурсов - природные национальные «богатства государства». В зависимости от удовлетворения потребностей общества их можно классифицировать:

на экологические ресурсы: микроклимат, ландшафт, водные минеральные источники;

экономические ресурсы: полезные ископаемые, продукты охоты, изделия лесного хозяйства и т.д.;

культурно-оздоровительные ресурсы, имеющие историческую ценность для поддержания физического и духовного баланса человека.

Нормирование качества - это установление показателей (нормативов) предельно - допустимого влияния (ПДС) человека на окружающую естественную среду, то есть стандартизация хозяйственной и другой деятельности человека. Норма ПДС - это такая мера влияния на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единственной экосистемы Земли.

Управление охраной (защитой) окружающей естественной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций уполномоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Заданиями экологического контроля является наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мероприятий предусмотренного законодательством по охране и рациональном использовании природных ресурсов. Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный присмотр, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку влияния любой планируемой деятельности, на среду обитания.

Экологический мониторинг направлен на всю среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы). Государственный экологический мониторинг- это служба государственного присмотра за состоянием окружающей природной среды. Это процесс сбора и превращения информации о состоянии природных и антропогенных изменений окружающей среды.

Примыкает такая мера предварительной оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Существуют следующие способы причинения вреда окружающей среде:

повреждения - частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;

истощение - уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);

уничтожение - полное качественное и количественное приведение в негодность;

загрязнение - любое изменение физико-химического состава любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.

Вред может быть правомерным, т.е. допускаться государством в пределах установленных норм как результат «нормальной» хозяйственной деятельности, так и неправомерным как результат нарушения природоохранного законодательства. Оба вида вреда это следствие невозможности полностью согласовать экономические потребности и экологические интересы.

Следует различать две взаимосвязанные формы вреда - жаль, реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, то есть экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономический ущерб»). Экологический ущерб - это негативное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права.

Экономический ущерб определяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический вред и экономический ущерб - это ущерб природной среде, неизбежные издержки человеческого общества на современном этапе его развития.


Состав экологического преступления.

Согласно теории права совершенное деяние - объективное основание юридической ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая состав и признаки данного преступления, а вина служит субъективным основанием. Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известной мере условно, так как даже в совокупности их недостаточно для реального привлечения преступника к ответственности.

Поэтому единственным и достаточным юридическим основанием ответственности является наличие в деянии предусмотренного нормами уголовного права состава экологического преступления.

Экологические преступления - это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на окружающую среду и его отдельные компоненты.

Состав экологического преступления (как и любого другого) включает в себя четыре элемента:

объект преступления;

объективная сторона,

субъективная сторона,

субъекты.
Объект экологического преступления представляет собой совокупность общественных отношений, сложившихся в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования ее ресурсов и обеспечения экологической безопасности, хозяйственной деятельности, разработке недр и др.
Предметом экологического преступления является окружающая природная среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, недра, вода, воздух, животные). Это один из важнейших элементов экологического преступления.

Именно он позволяет определить, в какие отношения вовлечен тот или иной природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и ограничить рассматриваемые преступления от других. Так, ловля рыбы с нарушением установленных правил образует состав незаконный вылов рыбы, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства - хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной среде обитания, а представляет собой товарно-материальную ценность.

Предмет экологического преступления следует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причиняется вред, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.

Предметом экологических преступлений следует считать различные компоненты природной среды, не оторваны человеческим трудом от естественных условий, или аккумулируют в себе определенное количество труда настоящих и предыдущих поколений людей, но остаются в естественной среде, или внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и других естественных (лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб и др.)

Для объективной стороны экологического преступления характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.

В предусмотренных законом случаях в объективную сторону включаются место, время, обстановка, орудия, способы, методы осуществления экологического преступления.

С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная. Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность - в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).

При этом мотивы и цели умышленных экологических преступлений могут быть самыми разными и, как правило, в качестве признаков состава преступления не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.

При этом мотивы и цели умышленных экологических преступлений могут быть самыми разными и, как правило, в качестве признаков состава преступления не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Классификация экологических преступлений

Экологические преступления могут классифицироваться на основании различных признаков.

В зависимости от степени общественной опасности их можно разделить на:

Преступления незначительной тяжести. К ним относятся незаконная добыча полезных ископаемых, нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины и другие;

Преступления, средней тяжести. Это - умышленное уничтожение, разрушение или повреждение территорий и объектов природно-заповедного фонда;

Тяжкие преступления. К ним относятся загрязнение водоемов и атмосферного воздуха; загрязнения моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами;

Особо тяжким преступлением является экоцид.

По мотивации и целях совершения экологических преступлений их можно классифицировать на:

) корыстные преступления, совершаемые с целью получения прибыли или материальной выгоды. Сюда можно отнести незаконную порубку леса, незаконные занятия рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом и др.;

) экологические преступления, которые совершаются должностными лицами вследствие невыполнения ими экологического законодательства. Это загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины. Эти преступления могут характеризоваться как значительной продолжительностью их осуществления, так и игнорированием установленных нормативов в сфере охраны природы;

) неосторожные преступления, к которым относятся неосторожное повреждение леса, загрязнение водных объектов или атмосферного воздуха. Эти преступления совершаются из причин игнорирования элементарных правил техники безопасности.

Криминологическая характеристика лиц, совершающих экологические преступления, отмечается неоднородностью, поскольку она существенно зависит от видов преступлений, однако можно составить типичный портрет экологического преступника. Чаще всего такие преступления совершают мужчины среднего или старшего возраста. Уровень образования - среднее или высшее, доходы стабильны.

Удельный вес ранее осуждённых незначителен. Большинство данных преступлений совершаются группой лиц. Впрочем, растет профессионализация таких лиц.

С морально-психологической стороны можно отметить достаточно позитивную общую характеристику указанных лиц, но с некоторой недооценкой важности охраны окружающей среды.

Экологическая преступность очень опасна по своим последствиям, которые могут проявляться через много лет и вызывать значительный вред природе и человеку.

Криминологическое значение имеет также дифференциация ответственности за экологические правонарушения.

В зависимости от степени их общественной опасности ответственность может быть как уголовной, так и административной. В Кодексе Украины об административных правонарушениях есть специальный раздел, где предусмотрены правонарушения в сфере охраны окружающей среды. В частности, это: бесхозяйственное использование земель; порчи сельскохозяйственных и других земель; нарушение правил охраны водных ресурсов; незаконная порубка и повреждение деревьев и зеленых насаждений; уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка; нарушение требований пожарной безопасности в лесах; нарушение правил охоты и тому подобное. А вот, скажем, повторное в течение года нарушение правил охоты уже тянет Уголовную ответственность.

Экологическая преступность тесно связана с уровнем научно-технического прогресса. Чем выше этот уровень, тем больше опасных технологий, материалов, агрегатов. Так, после создания атомной энергетики над человечеством нависла угроза ядерных катастроф.

Еще одной особенностью этой преступности является то, что она в определенной степени является побочным следствием «нормального» природопользования. Ведь общество, так или иначе, эксплуатируя природные ресурсы, негативно влияет на окружающую среду. Противоправной такая деятельность становится лишь тогда, когда осуществляется опасными способами и выходит за пределы установленных законом нормативов. Характерным для нее также является и слишком низкий уровень применения норм уголовного права за нарушение природоохранного законодательства.

Детерминанты экологической преступности

Если исходить из того, что преступность возникает из существующих в любом обществе противоречий, то истоки экологической преступности находятся, прежде всего, в противоречиях многоаспектного процесса природопользования. Он охватывает все стороны взаимодействия человека с окружающей средой. Противоречия наиболее общего характера заключаются в том, что люди, будучи частью биосферы, выделились из нее в общество, в целом противостоит экосистеме, которая их породила.

Итак, общие детерминанты экологической преступности берут свое начало из противоречий, возникающих при взаимодействии человека и природы. Такие противоречия существуют между человеком как частью природы и природой как целым; между возможностями общества, государства, региона по использованию природных ресурсов и общественными потребностями; между состоянием окружающей среды и имеющимися средствами его освоения; между интересами общества, социальных групп и отдельных индивидов как относительно самостоятельных субъектов природопользования. Указанные факторы в условиях экстенсивного, нерационального экономического развития создают устойчивые предпосылки для неправомерного, в том числе преступного, экологического поведения.

В контексте общих детерминант экологических правонарушений уместно обратить внимание на сложившуюся систему взглядов, которая несет в себе ярко выраженные деформации общественного сознания. К ним, в первую очередь, можно отнести: явную переоценку возможностей человека оптимально воздействовать на окружающую среду, своевременно узнавать его законы; заблуждение о неисчерпаемости природных ресурсов и их способность полной регенерации; ориентацию на сомнительные приоритеты в сфере взаимодействия человека и природы; безразличное отношение к окружающей среде и природоохранного законодательства.

Увеличение экологической преступности стимулирует также несовершенство действующего законодательства (большое количество отсылочных норм, несоответствие между различными правовыми актами и нормами, отсутствие механизма их реализации и т.п.).

Государственные органы, принимая те или иные решения, редко согласовывают их с природоохранными органами. Принятие таких решений без предварительной экологической экспертизы уже само по себе является нарушением действующего законодательства. Как следствие, разворачивается хаотичное строительство предприятий, частных домов, коттеджей, разрушается естественно-заповедный фонд. И вообще, законодательное регулирование общественных отношений у нас ориентировано в основном на устранение негативных последствий хозяйственной деятельности, а не на их предотвращение, что неоправданно ни с экологической, ни с экономической точек зрения.

Установлению специфических факторов экологических преступлений во многом может способствовать их качественный анализ. Так, экологические преступления, которые совершаются должностными лицами, отличаются повышенной общественной опасностью, причиняя огромный вред окружающей среде.

Связано это с ненадлежащим выполнением организационно-управленческих или административно-хозяйственных обязанностей. Именно в этой сфере осуществляются функции планирования, распределения, создания структур контроля, технико-технологического и ресурсного обеспечения взаимодействия общества и окружающей среды.

К факторам этой преступности надо также отнести:

Несовершенство системы государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, их малоэффективной деятельность;

Непоследовательность в реализации законодательное закрепленного разграничения контрольно-наглядных и хозяйственно-распределительных функций в названной сфере;

Недостаточное материально-финансовое обеспечение контрольно-инспекционных служб природоохранных органов;

Отсутствие эффективного механизма участия общественности в профилактике экологических преступлений и других правонарушений.

Преступления против окружающей среды могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, которые их совершают умышленно, характерны: эгоизм, пренебрежительное отношение к общественным интересам, игнорирование экологического законодательства, неудовлетворительная профессиональная подготовка, неоправданная жестокость, самодурство и тому подобное.

Экологические преступления по неосторожности совершаются преимущественно лицами, которым присущие легкомыслие, пренебрежительное отношение к правовым нормам, регламентирующим природоохранную деятельность, низкая специальная подготовленность, чувство безнаказанности и бесконтрольности.

Незаконные рыболовство, охота, морской промысел, лесозаготовка детерминируются факторами, к которым относятся: серьезные недостатки в планировании и осуществлении различных промыслов; отсутствие достаточно развитых правомерных способов удовлетворения этих потребностей; высокая доходность указанной категории преступлений; малоэффективно противодействие этой преступной деятельности со стороны органов контроля; высокая латентность, а значит и безнаказанность указанных лиц.

В последнее время получили распространение такие виды преступлений, как: незаконная разработка недр, заготовка древесины, сбор ягод, лекарственных растений, предновогодняя вырубка ёлок и тому подобное. Эта деятельность носит хищнический характер и обусловлена существованием "черного рынка", способного обеспечить сбыт любого количества природных ценностей, добытых браконьерским способом. Например, более 70% злостных браконьеров, занимающихся ловлей осетра и белуги в акватории Азовского моря, имеют постоянных перекупщиков икры, которые реализуют эту продукцию по хорошо отработанной схеме.

Анализ детерминации экологического вандализма свидетельствует, что в настоящее время взаимодействуют: ощущение вседозволенности; благоприятная ситуация для удовлетворения спонтанных желаний, связанных с противоправной экологической деятельностью, а также бескультурье, эгоизм, правовой нигилизм, циничное отношение к природным ценностям. Не лучшим образом на состоянии экологической преступности сказываются недостатки в применении уголовного законодательства. В частности, не обеспечивается принцип неотвратимости ответственности за экологические преступления, не обнаруживаются все лица, причастные к их совершению, в результате чего остаются безнаказанными организаторы и пособники. Нередки факты назначения мягких мер наказания злостным нарушителям, неправильной квалификации их действий. Не во всех необходимых случаях конфискуются орудия преступления и возмещаются причиненные убытки.

Причины и условия экологической преступности

Экологическая преступность обусловливается как общими, так и специфическими причинами и условиями.

Общие причины экологической преступности можно определить как ряд экономических, социальных, политических, духовных и правовых обстоятельств, в совокупности формируют факторы для зарождения и развития экологической преступности.

Говоря об общих причинах экологической преступности, следует указать на сложившуюся в обществе систему взглядов, имеют значительные дефекты и деформации. Отсюда неадекватная оценка возможностей человека влиять на окружающую среду, также вредна мысль о неисчерпаемости природных ресурсов и имеет халатное, безразличное отношение к окружающей среде и природоохранного законодательства.

Среди специфических причин и условий экологической преступности можно выделить следующие: научно-технический прогресс; урбанизация; нерациональное ведение сельскохозяйственного производства; уничтожение лесного фонда; ведения хозяйственной деятельности с нарушением экологических требований; несовершенство законодательства.

Немаловажной причиной является недооценка экологической преступности и ее влияния на ухудшение условий жизни населения. Регистрируется лишь незначительная доля таких преступлений, увеличивается их латентная часть.

Причинами такого неблагополучия проявляются: долгосрочные последствия прошлого и современного промышленного и сельскохозяйственного загрязнения оборонной деятельностью; сокращение постов контроля качества воды, воздуха, почв не менее раза; повсеместные экологически опасные нарушения режима водоохранных зон; сокращение воспроизводства живых природных ресурсов; игнорирование опасности стихийных сил природы и др.

К специфическим причинам совершения экологических преступлений можно отнести: малоэффективную деятельность государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования; несовершенство и непоследовательность в воплощении принципа разграничения хозяйственно-распорядительных и контрольно-надзорных функций в сфере охраны природы; недостаточную финансово-материальную база и обеспечение контрольно-инспекционных служб природоохранных органов.

Следует отметить, что под влиянием теневого сектора и образования значительных неконтролируемых средств постоянно увеличивается круг лиц, желающих заниматься одним из прибыльных видов противоправной экологической деятельности (незаконное рыболовство, морской промысел, лесозаготовка, охоты и др.). Достаточно распространенной является практика уничтожения лесов и отвода этой территории под хозяйственные и коммерческие объекты (здания и сооружения, развлекательные центры, санатории и т.). На основании решений руководителей местной или региональной власти без оформления необходимых разрешительных документов или вообще без каких-либо разрешений.

В большинстве случаев виновные не несут никакой ответственности, документы оформляются задним числом или вообще не оформляются. Даже после официального выявления нарушения и составления протоколов незаконное строительство в абсолютном большинстве случаев не останавливается, потому что «деньги уже вложены" и объект (лес) уже уничтожен.

Этому в значительной степени способствуют недостатки в применении законодательства, в частности, уголовного. Не обеспечивается принцип неотвратимости наказания за преступления в сфере экологии, не обнаруживаются все лица, которые были причастны к их совершению и, таким образом, не несут ответственность организаторы и пособия этих преступлений.

Нередки факты неправильной квалификации действий экологических преступников, не всегда конфискуются орудия преступления и возмещаются убытки, нанесенные окружающей среде или человеку.

Профилактика преступлений против окружающей среды

Употребление общих мер предупреждения указанных преступлений тесно связано с характером взаимодействия общества и природы. Именно на макроуровне закладываются антикриминогенные факторы, способствующие правомерному экологическому поведению.

Правовая наука не дает чёткого определения термина «профилактика правонарушений». В криминологической, уголовной, административной науке существует множество определений общего понятия профилактики правонарушений.

Например, В.Негодченко под профилактикой правонарушений понимает деятельность, целью которой является предотвращение криминогенным последствиям человеческой деятельности, а также выявление, изучение причин и условий, влияющих на правонарушения, чаще всего с помощью принудительных мер, без вмешательства в сферу конституционных прав и свобод личности.

Ведущее значение в общесоциальному предотвращению преступлений против окружающей среды имеют мероприятия, связанные с: совершенствованием технологии промышленного производства и прежде всего металлургической и добывающей, отраслей, которые вредно влияют на окружающую среду; повышением культуры земледелия; модернизацией транспортных средств; введением безотходных технологий; повышением правовой и экологической культуры граждан.

Антикриминогенное влияние указанных факторов должно быть совмещено с научно обоснованным отношением к земельным и водным ресурсам, животного и растительного мира. При этом обязательному учету подлежат географические, климатические и другие природные факторы, влияющие на поведение человека, его привычки, экологическое самосознание, самооценку и тому подобное.

Свой вклад в борьбу с экологической преступностью вносят различные объединения граждан, партия "зеленых", отечественные и международные неправительственные экологические организации, средства массовой информации. Они взаимодействуют с государственными структурами по вопросам профилактики экологических правонарушений, оказывают помощь в этом деле природоохранным и правоохранительным органам, а также сами непосредственно обнаруживают и устраняют подобные правонарушения.

Они взаимодействуют с государственными структурами по вопросам профилактики экологических правонарушений, оказывают помощь в этом деле природоохранным и правоохранительным органам, а также сами непосредственно обнаруживают и устраняют подобные правонарушения.

Одной из важных условий повышения эффективности предупреждения этих преступлений является совершенствование правовой базы природоохранной деятельности.

В этом плане проводится большая законотворческая работа, принимаются меры, направленные на консолидацию усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений республиканского и регионального уровней, ученых и практиков для разработки и принятия новых законодательных актов в этой сфере.

Большое значение имеет постоянное повышение эколого-правового сознания, как на общественном, так и индивидуальном уровне. В решении этой задачи заложен основной потенциал всей экологической, предупредительной деятельности. Именно здесь возникает реальная возможность преодоления таких деформаций сознания как инертность и стереотипность мышления, некомпетентность, безответственность, протекционизм, карьеризм и тому подобное.

Предупреждение экологических преступлений предусматривает применение мер как общего, так и специального характера. К последним, в частности, относятся:

совершенствование контроля за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно-правовых запретов;

информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных фактах экологических правонарушений и обстоятельства, им способствующих;

установление специальных режимов природопользования; нормативная запрет осуществления определенных экологически вредных действий и тому подобное.

Объектами специальной профилактики выступают отдельные природные комплексы, территории, водоемы, атмосферный воздух, животный мир, лесные массивы и др. Кроме того, контроль нужно осуществлять за поведением отдельных граждан, например, браконьеров.

Субъектами профилактики являются: правоохранительные органы, природоохранные инспекции; общественные организации, ведомственные органы контроля и тому подобное. Методы контроля включают: непосредственный практический надзор за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведения рейдов, проверок; охрана объектов от несанкционированного доступа к ним; установление пропускного режима; изъятие орудий совершения экологических правонарушений; прекращения противоправных действий.

Особая роль в этом принадлежит государственному контролю над соблюдением правовых норм, регламентирующих экологические правоотношения.

Это - прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства, деятельность разрешительной системы (правила обращения оружия и взрывчатых веществ), административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др.

Заслуживает внимания то, что разработаны основные направления государственной политики по экологической безопасности Украины.

Первое направление предусматривает предупреждение и минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций при существующих (или медленно изменяющихся) технологий производства и технической базе с учетом риска возникновения таких ситуаций. Это направление рассчитано на 10 лет. В этот период необходимо добиться уменьшения количества чрезвычайных ситуаций и минимизировать их последствия, а также стабилизировать и улучшить состояние окружающей среды.

Не меньшее внимание должно быть предоставлено развертыванию научно-технических исследований, которые позволили бы коренным образом изменить базис экономики, чтобы само развитие хозяйства обеспечивал резкое уменьшение чрезвычайных ситуаций, а в случае возникновения природных катастроф минимизировал их последствия.

Второе направление- это переход на новые технологии, источники энергии и сырья, которые существенно изменяют влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду, резко снижают вероятность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций. Продолжительность действия этого направления оценивается в 20-30 лет, а его приоритетами должны стать:

Существенное совершенствование технологий промышленного производства при условии их развития в сторону постепенного уменьшения энерго- и ресурсоемкости и отходов, подвергающихся естественной ассимиляции могут представлять собой сырье для последующего использования. Все отходы такого производства должны быть экологически безопасными;

Постепенный переход от "химического" до "биологического" эколого-безопасного земледелия, при котором никаких ядохимикатов не применяется;

Научные исследования в области использования малоконцентрированных источников энергии, биомассы для производства лекарств, пластмасс, других продуктов химического производства.

Третье направление предусматривает решение таких стратегических проблем как: переход экономики на возобновляемые источники энергии; использование биомассы для подавляющего большинства продуктов химического производства; полная биологизация и экологизация сельскохозяйственного производства; отказ от производства, загрязняющих природную среду или экологически опасными. Выполнение этих задач рассчитано на 30-40 лет и предусматривает кардинальное изменение основ хозяйствования. Понятно, что реализация указанные общесоциальные меры подорвут именно корни, главные детерминанты экологической преступности, а значит, будет способствовать минимизации криминальных проявлений в сфере окружающей среды.

Экологические преступления в украинском уголовном законодательстве

Уголовной ответственности подлежат такие виды экологических преступлений:

Нарушение правил экологической безопасности (ст.236 УК Украины);

Непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст.237 УК Украины);

Сокрытие или искажение сведений об экологическом состоянии или заболеваемости населения (ст.238 УК Украины);

Загрязнение или порча земель (ст.239 УК Украины);

Нарушение правил охраны недр (ст.240 УК Украины);

Загрязнение атмосферного воздуха (ст.241 УК Украины);

Нарушение правил охраны вод (ст.242 УК Украины);

Загрязнение моря (ст.243 УК Украины);

Нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины (ст.244 УК Украины);

Уничтожение или повреждение лесных массивов (ст.245 УК Украины);

Незаконная порубка леса (ст.246 УК Украины);

Нарушение законодательства о защите растений (ст.247 УК Украины);

Незаконная охота (ст.248 УК Украины);

Незаконное занятие рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом (ст.249 УК Украины);

Проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст.250 УК Украины);

Нарушение ветеринарных правил (ст.251 УК Украины);

Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда (ст.252 УК Украины);

Проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей среды (ст.253 УК Украины);

Бесхозное использование земель (ст.254 УК Украины).

Примечательно, что в УК Украины дано четкое определение видов экологических преступлений, позволяющее выстроить их в единую систему, данная классификация этих преступлений. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой оценки экологических преступлений. Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов.

Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и других проблем.

Выводы

Природная среда и дальше несет большую антропогенную нагрузку, несмотря на то, что загрязнение атмосферного воздуха и общая минерализация атмосферных осадков в целом по Украине по сравнению с предыдущими годами несколько уменьшились.

Украина имеет самые высокие в Европе показатели распаханности сельскохозяйственных угодий, использование ресурсов пресных поверхностных вод и вырубок лесных массивов. Угрожающие масштабы приобрели загрязнения и деградация окружающей среды, особенно водоемов и почв, атмосферного воздуха в крупных и средних городах и промышленных центрах.

Доля экологически чистых территорий в настоящее время составляет всего 7% общей земельной площади Украины. Малозагрязненные территории охватывают 15% ее площади, 1,7% являются зонами экологического бедствия. Это, прежде всего зона отчуждения, которая образовалась после аварии на ЧАЭС и районы, прилегающие к ней, а также отдельные местности в Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Львовской и других областях. Остается высоким загрязнение поверхностных вод суши соединениями тяжелых металлов и азота. Увеличение удельного веса этих загрязняющих веществ в последнее время отмечено в реках бассейнов Дуная, Днестра, Южного Буга, Северского Донца, Тисы. Воды Черного и Азовского морей и в дальнейшем загрязняются выбросами различных вредных веществ с судов, канализационных сетей городов и предприятий, где отсутствуют эффективные очистные сооружения.

По сравнению с прошлыми годами, повышается уровень загрязненности почв. Как правило, загрязняющие вещества, содержащиеся в выбросах в атмосферный воздух, оседают на почве в радиусе до 5 км от источников загрязнения. В крупных городах основным источником загрязнения почв являются предприятия черной и цветной металлургии, легкой промышленности, ТЭЦ.

Как и в предыдущие годы, водные объекты Украины загрязнены преимущественно соединениями азота, нефтепродуктами, тяжелыми металлами. Среди них в более-менее удовлетворительном состоянии является реки Закарпатья и Крыма. Все другие бассейны рек можно отнести к загрязненным или очень загрязненным.

Как известно, здоровье нации отражает социально-экономическое состояние общества и его окружающей среды. Антропогенное загрязнение природы привело к нарушению равновесия в биосфере и стало существенной демографической проблемой. Установлено, что население многих городов и сел Украины подвергается воздействию негативных факторов окружающей среды в уровнях, превышающих предельно допустимые нормы.

Список использованных источников

1.The Spirit of Rio: Earth Suneilt. 1992. // Brundtlarid Bull, 1992. - с. 3-5.

2.Конституция Украины (официального толкования Конституционного Суда Украины) /Видповид.редакт.канд.юрид.наук С.Б.Чехович. -К.: Лира-К, 2005. - с.21

.Уголовный кодекс Украины: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Е.Л.Стрельцов. Издание четвёртое, переработатнное и дополненное. - М ООО «Одиссей», 2007. - с. 462 - 49

.Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины.- 4-е изд., Перераб. И полным. / Под ред.М.И.Мельника, м.И.Хавронюка.-К.: Юридическая мысль, 2007. с.676 - 727

. Гавриш С. Б. Уголовно-правовая охрана окружающей среды Украины. Проблемы теории и развитие законодательства. - Харьков, 1994. - с.85-87.

. Дубовик O. Л., ЖалинскийА. Э. Причины экологической преступности. - 1988. - С. 93-94.

. Криминология: Общая и Особенная части: учебник / И.М.Даньшин, В.В.Галина, М.Ю.Валуйська и др ..; за заг.ред. В.В.Галини.- 2-е вид.перероб.и доп. Право. - С.118 - 12

. Основные направления государственной политики по обеспечению техногенно-экологической безопасности Украины. - K., 2001.

.Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Издательство НОРМА, 2001. -496 с.

.Зелинський А.Ф. Криминология: Навч.посиб. - Х., 2000. - 240 с.

. Негодченко В.Г. Государственно-правовое обеспечение профилактики преступности // Вестник Днепропетровского юридического института МВД Украины. - 2001. №1 (4). с.213 -217.

.Игошев К.Е., Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений Горький, 1977. - с.12 -17

. Клетнева Е.Г. Понятие экологического преступления в уголовном праве А.Г. Клетнева / / Научные труды Киевского юридического института МВД: вып.6. - К .:

. Жевлаков Е.Н. Экологические правонарушения и ответственность. ЗАО "Бизнес-школа. Интел-Синтез", 2006 г.

. Литовченко В.М. К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на природные богатства. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. - М .: ВЮЗИ, 2008

. Криминология / Учебник под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М.,

. Боголюбов С.А. Экологическое право. - М .: Изд-во Норма - Инфра, 1998.

Похожие работы на - Экологическая преступность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!