Характеристика Торбеевского муниципального района (Республика Мордовия)

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,88 Мб
  • Опубликовано:
    2015-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика Торбеевского муниципального района (Республика Мордовия)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Факультет экономический

Кафедра государственного и муниципального управления






Аналитическая работа

Характеристика Торбеевского муниципального района (Республика Мордовия)



Выполнила: Криволапова В.В.

студентка 410 группы

Проверила: к.э.н., доц.

Тишкина Т.М.




Саранск 2014 г.

Задание 1

1. Перечень документов и нормативно-правовых актов разных уровней, которые непосредственно оказывают воздействие на развитие всех (в том числе устойчивое) всех сфер (экономической, социальной, политической, культурной и т.д.) Торбеевского района в целом:

 

Конституция РФ

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

§ Конституция Республики Мордовия (принята 21 сентября 1995 г.) (с изменениями и дополнениями)

§   Закон Республики Мордовия от 7 сентября 2011 г. №52-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей"

§   закон Республики Мордовия от 18 декабря 2008 г. №134-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации деятельности по опеке и попечительству"

§   Закон Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. №57-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств республиканского бюджета Республики Мордовия, находящихся на территории муниципальных районов Республики Мордовия"

§   Закон Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. №59-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" (с изменениями и дополнениями)

§   Закон Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. №101-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению всероссийской сельскохозяйственной переписи"

§   Закон Республики Мордовия от 28 ноября 2005 г. №84-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями)

§   Закон Республики Мордовия от 28 ноября 2005 г. №87-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с изменениями и дополнениями)

§   Закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 г. №29-З "Об упразднении внутригородских муниципальных образований города Саранск и соответствующих органов местного самоуправления"

§   Закон Республики Мордовия от 28 января 2004 г. №6-З "О наименованиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия" (с изменениями и дополнениями)

§   Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. №104-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

§   Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. №4-З "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия" (с изменениями и дополнениями)

Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района республики Мордовия №120 от 15 августа 2014 г. "Об утверждении Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения сельских поселений"

Постановление адинистрации Торбеевского муниципального района №600 от 2014 года "Об утверждении Административного регламента Администрации Торбеевского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством"

Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района республики Мордовия №113 от 26 мая 2014 года "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия"

Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района республики Мордовия №112 от 26 мая 2014 года "Об увеличении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Торбеевского муниципального района"

Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района республики Мордовия №99 от 20 февраля 2014 года "О Совете по противодействию коррупции в Торбеевском муниципальном районе"

Постановление администрации Торбеевского муниципального района республики Мордовия №278 от 21 марта 2014 г "Об определении уполномоченных органов на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок и органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Торбеевского муниципального района Республики Мордовия"

Распоряжение администрации Торбеевского муниципального района республики Мордовия №73 от 13 марта 2014г. "Об утверждении перечня наиболее коррупционно опасных должностей муниципальной службы и должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы"

Постановление администрации Торбеевского муниципального района республики Мордовия №231 от 11 марта 2014 г. "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Торбеевском муниципальном районе"

Постановление администрации Торбеевского муниципального района республики Мордовия №203 от 3 марта 2014 г. "О создании Единой комиссии по осуществлению закупок для муниципальных нужд Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия"

Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района республики Мордовия №106 от 20 февраля 2014 года "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района РМ №53 от 25 июня 2008 года «Об участии в реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности»"

Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района республики Мордовия №104 от 20 февраля 2014 года "О порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Торбеевского муниципального района Республики Мордовия"

Постановление администрации Торбеевского муниципального района республики Мордовия №27 от 23 января 2014 г. "Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (2013-2018 годы)» на 2014 год"

Задание 2

. Величина объекта:

Величина Торбеевского района из года в год варьируется, но, в общем по результатам данных за последние годы можно наблюдать тенденцию снижения численности населения. В 2014 году численность населения района составляет 20045 чел.

Исходя из этого можно сделать вывод, что по величине объекта Торбеевский район находится в группе от 20 до 50 тыс. чел.

2. Находится ли в зоне влияния крупного центра (территории)

Район расположен на юго-западе республики, граничит на востоке с Ковылкинским, на севере - с Атюрьевским и Темниковским, на западе - с Зубово-Полянским районами Республики Мордовия, на юге - со Спасским районом Пензенской области. Соответсвенно наиболее крупные центры,находящиеся вблизи Торбеевского района - г.о. Саранск ( 168 км) и г. Пенза.

3. Транспортная доступность:

Транспорт - один из базовых элементов производственной и социальной структуры общества. Пассажирскими перевозками в Торбеевском муниципальном районе занимается автотранспортное предприятие ОАО «Зубово-Полянское АТП». Маршрутная сеть по району включает в себя 7 маршрутов междугороднего сообщения и 5 - пригородного сообщения. 25 населенных пунктов района охвачены движением пассажирского автотранспорта. На качество и прибыльность предоставляемых автотранспортной организацией услуг оказывают влияние большой срок эксплуатации большинства единиц автобусного парка, увеличение затрат на техническое обслуживание и ремонт автобусов, снижение пассажиропотока

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году составила- 70,3%. Из 358,8 км местных дорог 252 км не соответствуют нормативным требованиям.

В 2012 году автомобильные дороги местного значения с твердым покрытием закреплены за сельскими и городским поселениями, сейчас ведется работа по регистрации их в собственность поселений в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 2013 году доля населения, не охваченного регулярным транспортным сообщением, не изменилась и составила - 2,08%

На сегодняшний день 10 населенных пунктов не имеют регулярного транспортного сообщения (в них проживают 426 человек: с. Решетино, д. Самозвановка, д. Селижай, д. Моховая Рахманка, д Семеновка, с. Савва, д. Старое Четово, д. Покровские Выселки, д. Большая Ивановка, д. Бобровка, д. Московка).

В ряд этих сел ходят автобусы утром и вечером за работниками ОП Торбеевское ООО МПК «Атяшевский» и Торбеевского ЛПУМГ. В районе действуют три службы такси «Метеор», «Дилижанс», «Спутник».

Транспортное обслуживание населения Торбеевского района в 2013 году осуществлялось ОАО «Зубово - Полянское автотранспортное предприятие» согласно Договора на обслуживание по пригородным маршрутам заключенного с Администрацией Торбеевского муниципального района.

Автобусный парк ОАО «Зубово-Полянское АТП» включает в себя 21 автобус, в том числе ПАЗ 32053 - 9 ед., ПАЗ 4230-01 - 4 ед., ГАЗЕЛЬ - 3 ед., КАВЗ - 1 ед., Ивеко - 1, ЛАЗ 699 - 1 ед., ЛАЗ 695 - 1 ед., Даймлер Бенц - 1 ед. Время пребывания автобусов в эксплуатации: до 2-х лет - 1 ед., от 2-5 лет - 4 ед., от 5-8 лет - 4 ед., от 8-10 лет - 3 ед., от 10 лет и выше - 9 ед.

В 1893 г. Была построена железная дорога. Железнодорожная станция Торбеево удачно функционирует. Порт и авиационный транспорт отсутствуют.

4. Плата за землю:

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом составила 63%.

Размер арендной платы на единицу площади рассчитывается по следующей формуле:

Бр = Цк x Ск, где:

Цк - кадастровая стоимость земельного участка на единицу его площади;

Ск - процентная ставка к кадастровой стоимости.

5. Наличие памятников архитектуры, уникальных ландшафтных комплексов:

Что же касается туристического бизнеса и отдыха, и памятников архитектуры то практически в каждом населенном пункте имеются культурно-досуговые центры, где люди могут отдохнуть и отлично провести время. Торбеевский муниципальный район имеет значительный туристско-рекреационный потенциал для внутрирегионального туризма. На территории Торбеевского муниципального района зарегистрированы 52 памятника истории и культуры: 28 - истории, 11 - градостроительства и архитектуры, 2 - искусства, 11 - археологии. Особый интерес вызывают следующие культурные объекты: Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева (филиал МРОКМ им. И.Д. Воронина) в пос. Торбеево; Дракинский Покровский мужской монастырь (XIX в.); Дом-музей татарского поэта Хади Такташа в с. Сургодь; мечеть (конец ХХ в.) в с. Сургодь; Троицкая церковь (80-е гг. XIX в.) в с. Салазгорь; Покровская церковь (1880 г.) в с. Варжеляй; мечеть (конец ХХ в.) в с. Татарские Юнки. Таким образом, одним из возможных направлений представляется развитие экскурсионного туризма особенно в направлении организации туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами по истории, культуре, литературе, а также эколого-образовательных и эколого-просветительных туров.

Анализ структуры туристских ресурсов района позволяет говорить о необходимости преимущественного развития таких его направлений, как экологический, спортивный, экскурсионный и религиозно-познавательный туризм.

Таблица 1

Анализ развития и потенциала видов туризма Торбеевского муниципального района

Вид туризма

Особенность / перспектива

Религиозно-познавательный

На территории района находятся объекты религиозного туризма (Покровский мужской монастырь в с. Дракино, церковь Рождества Христова (1788 г.) в с. Куликово, церковь Рождества Христова (1796 г.) в с. Мальцево, Успенская церковь в с. Никольское)

Спортивный

Функционируют физкультурно-оздоровительный комплекс «Факел» в пос. Торбеево, физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Татарские Юнки, футбольное поле с искусственныйм покрытием. Планируется строительство бассейна и крытого ледового катка

Экологический и приключенческий туризм

На территории района находятся объекты экологического и приключенческого туризма, охоты и рыбной ловли (охотничий заказник «Лесной»)

Экскурсионный

К объектам экскурсионного показа следует отнести Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева в пгт Торбеево, музей татарского поэта Хади Такташа в с. Сургодь


В целом Торбеевский муниципальный район обладает достаточным потенциалом для развития внутрирегионального туризма. Наиболее перспективным представляется развитие территории в районе с. Виндряй. Здесь возможно построить базы отдыха и спортивно-туристические объекты, организовать места массового отдыха населения. Однако это напрямую зависит от наличия реальных инвестиционных предложений на рынке.

6. Большой промышленный потенциал при хорошем местоположении:

Ведущая отрасль промышленности на территории Торбеевского муниципального района - лесная и деревообрабатывающая. Основное производство сосредоточено на территории Виндрейского сельского поселения.

На территории района сосредоточены предприятия, касающиеся данной отрасли промышленности: Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Виндрейское территориальное лесничество»,

Общество с ограниченной ответственностью «Леспром».

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Виндрейское территориальное лесничество» (далее - ГКУ «Виндрейское территориальное лесничество») впервые зарегистрировано постановлением Главы администрации Торбеевского района от 13 сентября 1994 г. №348 наименованием «Виндрейский лесхоз».

ГКУ «Виндрейское территориальное лесничество» было создано путем изменения типа существующего государственного учреждения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 ноября 2010 г. №418 «Об изменении типа существующих государственных учреждений лесного хозяйства Республики Мордовия в целях создания государственных казенных учреждений лесного хозяйства Республики Мордовия». Учреждение находится в ведении Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

ГКУ «Виндрейское территориальное лесничество» является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для оказания государственных услуг, выполнения работ в сфере лесного хозяйства Республики Мордовия, и не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Основные структурные подразделения учреждения - Атюрьевское, Виндрейское, Парцинское и Быстрищенское участковые лесничества.

ООО «Леспром» создан в 2007 г., основная деятельность которого заключается в произодстве и реализации пиломатериалов. Большую часть продукции (80%) предприятие реализует на территории муниципального района, 30% - на территории Республики Мордовия.

Предприятие имеет на балансе основные средства на сумму 4,5 млн. руб. Дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2011 г. нет.

В настоящее время, по данным на начало 2013 г., на ООО «Леспром» работает 53 чел., средняя заработная плата в 2012 г. составила 8 500 руб. В 20102 г. предприятием произведено 22,8 тыс. м3 лесопродукции. Выручка от ее реализации составила 14,8 млн. руб.

Так же немаловажно отметить, что в Торбеевском районе хорошо развита перерабатывающая промышленность. Функционируют такие предприятия как: ЗАО «МПК „Торбеевский“», ООО «Молоко», «Торбеевский элеватор» ГУП РМ «Развитие села»

Основным видом деятельности ЗАО «МПК „Торбеевский“» является производство мяса и субпродуктов I категории, колбасных изделий, полуфабрикатов, сухих кормов, жиров пищевых

Сырьевой базой ЗАО «МПК «Торбеевский» являются сельскохозяйственные предприятия, а также хозяйства населения и вновь организованные фермерские хозяйства 15 районов Республики Мордовия. Основными поставщиками сырья являются сельскохозяйственные предприятия. Наиболее крупные из них это ЗАО «Мордовский Бекон-Ковылкино», ЗАО «АгроАрдатов», ООО «Самаевское» (Ковылкинский район); ООО «Агро-Гард», СХПК «Дружба», СХАП им. Калинина, СХПК «Красный пахарь», СХПК «Куликово», СХПК «Новокарьгинский», СХПК «Прогресс», СХПК «Свободный труд», ООО «Селищенское» (Краснослободский район); СХПК им. Ильича (Ельниковский район); ООО Агрофирма «Дружба», ООО «Огаревское» (Старошайговский район); ООО «МАПО Торбеево»(Торбеевский район); ТНВ «Колесниковы и К» (Инсарский район); ООО «Агро-Союз» (Рузаевский район). В 2012 г. предприятием закуплены 6 961 т мяса в живом весе у сельскохозяйственных предприятий и 467 т у крестьянско-фермерских хозяйств. ЗАО «МПК Торбеевский» неоднократно принимал участие и становился лауреатом на республиканских выставках «Лучшие товары Мордовии», международных выставках-ярмарках «Деловая Мордовия», общероссийских выставках «Золотая осень» и международной выставке продуктов питания «Продэкспо-2009». Предприятие постоянно проводит маркетинговые исследования продаж с целью освоения новых рынков сбыта продукции. Выручка от реализации продукции в 2010 г. составила 944 546 тыс. руб., в 2014 г. планируется получить 1 439,8 млн. руб.

Основным видом деятельности ООО «Молоко» является производство масла животного, цельномолочной продукции, нежирной молочной продукции

Основными видами деятельности «Торбеевский элеватор» являются приемка, подработка и хранения зерна, производство и реализация муки и хлеба

Основными покупателями продукции можно назвать ОАО «Хлебозавод Саранский», ОАО «Саранский хлебокомбинат». «Торбеевский элеватор» не останавливается на достигнутом и постоянно проводит маркетинговые исследования продаж с целью освоения новых рынков сбыта продукции. Выручка от реализации продукции в 2010 г. составила 27 000 тыс. руб., в 2014 г. Получили 40500 тыс. руб.

Рассмотрев основные показатели в сфере промышленности Торбеевского района можно сделать вывод о том, что промышленный потенциал используется частично. Но есть надежда на перспективное развитие промышленности, которое повлечет за собой полное использование потенциала района.

7. Состояние структурной перестройки в ведущей отрасли:

В основном структурная перестройка не происходит, так как предприятия достаточно стабильны и кардинально не менялись за последние годы.

8. Наличие/квалификация рабочей силы:

Важнейший вопрос модернизации системы управления территорией - обеспеченность высококвалифицированными кадрами на предприятиях. В районе 80,6% работников предприятий имеют высшее образование, 19,4% - среднее специальное (в 2013 г. - 78,5% и 18,5% ) Так же 15 процентов работников предприятий района закончили курсы переподготовки и повышения квалификации.

9. Наличие совместных предприятий:

Совместные предприятия и корпорации в районе отсутствуют

10. Участие предприятий территории в экспортных операциях

Как уже отмечалось, территория незначительно, но участвует в экспорте продукции, произведенной на собственных предприятиях промышленного и сельскохозяйственного характера.

11. Уровень развития рыночной инфраструктуры:

Если рассматривать рыночную инфраструктуру, то можно заметить, что торговая сеть Торбеевского муниципального района включает в себя 156 торговых объектов розничной торговли (8,6 тыс. кв.м. торговых площадей). Основная доля оборота розничной торговли (87%) приходится на стационарные предприятия торговли, доля рынков и ярмарок составляет 19%.

На начало 2014 года обеспеченность торговыми площадями была выше нормативного уровня на 31,5% и в настоящее время составляет 401,9 кв.м. на 1000 человек.

Несмотря на увеличение количества объектов стационарной торговли, по-прежнему востребованными остаются услуги рынков, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей расширения возможностей реализации продукции товаропроизводителей потребителям, минуя посредников, по обеспечению населения района продукцией высокого качества по доступным ценам. На 1 января 2014 г. на территории района постоянно функционирует 1 универсальный рынок по ул. Интернациональная площадью 1542 кв. м. и 1 универсальная ярмарка по ул. Девятаева площадью 15943 кв. м.

Важную роль в решении экономических и социальных задач Торбеевского муниципального района играет малый бизнес, так как он способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского товарами и услугами, формированию конкурентной среды, а также обеспечивает экономическую самостоятельность населения района, стабильность налоговых поступлений. В сфере малого и среднего бизнеса заняты 1 240 чел. По данным на 1 января 2013 г., в районе зарегистрированы 385 индивидуальных предпринимателей, 2 средних предприятия, 73 малых и микропредприятий. Сеть предприятий бытового обслуживания населения представляют 5 парикмахерских; 3 фотоателье; 5 предприятий по ремонту аппаратуры и оргтехники; 2 предприятия по ремонту и пошиву одежды и 1 по ремонту обуви; 3 предприятия, предоставляющих автотранспортные услуги; 3 - осуществляющие техническое обслуживание машин; 3 предприятия по ремонту и строительству жилья; 1 предприятие, оказывающее услуги бань и душевых; 3 предприятия, оказывающих ритуальные услуги; 5 предприятий по прочим услугам. В 2014 г. оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства составил почти 80 % от оборота розничной торговли района. Оборот розничной торговли субъектов малого бизнеса с 2012 г. увеличился в 1,8 раза и составил в 2013 г. 616,5 млн руб.

Можно сделать вывод о том, что рыночная инфраструктура создана и успешно функционирует.

13. Наличие лидера

Информации по данному пункту не представлено.

14. Активность территории (экономическая, социальная)

С точки зрения социальной и экономической активности, можно сказать что территория занимает не последнее место. Данные отрасли успешно развивается. Для этого решаются следующие задачи:

- стабилизация демографической ситуации;

- реформирование и модернизация аграрного производства;

- развитие перерабатывающей промышленности на основе применения высоких технологий, производства экологически чистых продуктов питания;

- развитие инфраструктуры тепло-, водо-, электроснабжения и канализации;

- развитие дорожной сети;

- развитие связи и телекоммуникационных систем;

- улучшение транспортного обслуживания;

- формирование благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности и развития малого и среднего бизнеса;

- ускоренное решение жилищной проблемы, реформа ЖКХ;

- улучшение социальной среды (развитие образовательного, культурного, рекреационного потенциала района, системы здравоохранения, физической культуры и спорта);

- развитие торгового и бытового обслуживания населения района;

- улучшение состояния окружающей среды;

- повышение качества административного управления районом

Задание 3

По земельным ресурсам:

Состав земельного фонда Торбеевского района достаточно типичен для южной части лесостепной зоны. Около 70% территории Торбеевского района на 01.01.2013 г. заняты сельскохозяйственными угодьями (пашня, залежь, сенокосы, пастбища). Наиболее высокий процент пашни (около 80% от общей площади земель) наблюдается в Старопичурском, Морд-Юнкинском, Лопатинском, Жуковском и Красноармейском поселениях.

В соответствии с принятой классификацией земель по степени антропогенной нагрузки выделены три основные группы земель: 1) антропогенная нагрузка выше средней (земли промышленности, транспорта, нарушенные земли, орошаемые земли и др.); 2); средняя антропогенная нагрузка (пастбища, многолетние насаждения, земли сельских населенных пунктов и др.); 3) антропогенная нагрузка ниже средней (леса, водные объекты, земли запаса и др.).

В целом по Торбеевскому району, на 61% территории антропогенное воздействие оценивается как среднее, а на 11% территории антропогенное воздействие - выше среднего уровня.

В Торбеевском районе 6 территорий, имеющих особый природоохранный статус - это охотничьи заказники «Лесной» и «Засецкий пруд», а также памятники природы (4 водных объекта). Необходимо отметить, что в структуре земельного фонда Торбеевского района отдельной категорией особо охраняемые территории не выделены. Тем не менее, в составе других категорий имеются земли природоохранного назначения.

Преобладают в основном, сельскохозяйственные земли, так как они целесообразнее других поддерживают экономику.

Так же многие земли не используются совсем. Их можно отнести к резервным.

По водным ресурсам:

Что же касается водных ресурсов, то искусственные водные объекты, являясь гидротехническими системами и одновременно частью культурного ландшафта, оказывают существенное воздействие на окружающую среду и хозяйственную деятельность района. Согласно данным администрации, на территории Торбеевского муниципального района числятся 10 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), образующих пруды (искусственные водоемы), из которых ГТС у с. Засецкое построено для целей орошения, остальные пруды - противоэррозионные. На территории района проведена инвентаризация ГТС, утечнено их техническое состояние. По данным на 10 января 2011 г., изготовлены технические и кадастровые паспорта на 9 ГТС. 2 ГТС поставлены на учет в качестве бесхозяйных в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия. Большинство ГТС построено в 1970-1980 гг. для орошения. Некоторые из них в настоящее время находятся в аварийном или предаварийном состоянии, в случае разрушения они несут потенциальную угрозу нижерасположенным населенным пунктам и объектам транспортной инфраструктуры.

Качество воды в районе удовлетворительное. Хозяйственно-питьевое водоснабжение сельского населения осуществляется централизованными системами за счет артезианских скважин и хозяйственно-питьевых водопроводов. Большинство населения района потребляет воду из различных незащищенных водных источников: шахтных и трубчатых колодцев, родников. Вода из систем децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения не имеет надежной защиты от загрязнения и в связи с этим представляет высокую эпидемиологическую опасность.

Водоснабжение населенных пунктов осуществляется как централизованными системами, так и из шахтных колодцев и водоразборных колонок. Около 1 924 чел. в 34 сельских населенных пунктах с численностью до 200 чел. использует воду из колодцев шахтного типа

Зксплуатация скважин часто ведется с техническими нарушениями, наибольшую опасность представляют неудовлетворительное состояние зон санитарной охраны и павильонов водозаборных сооружений. Большинство сетей и водозаборных узлов по состоянию на 2008 г. не имеют балансовой принадлежности, а следовательно должного ухода и охраны. Потенциально это представляет значительную угрозу для здоровья населения, т.к. многие из водозаборов являются источниками питьевого водоснабжения; неудовлетворительное качество артезианских вод и эксплуатирующих их гидротехнических сооружений. Водозаборы в южной части района эксплуатируют воды, не отвечающие требованиям СанПин 2.1.4.559-96 «Вода питьевая» по фтору. Уровень фтора в них может превышать 3 мг/ дм3. На остальной территории района почти во всех эксплуатируемых скважинах содержание фтора также превышает ПДК - 1,5 мг/ дм3 и более.

Водозаборные узлы и водонапорные башни были сооружены в основном в середине ХХ в., в силу чего большая часть из них пришла в непригодность состояние. В результате сверхнормативного срока службы большей части объектов системы водоснабжения большинство сооружений водопровода района не в состоянии обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды. Ситуация усугубляется недофинансированием в сфере коммунального хозяйства за последние годы, что определяет опережающий износ существующих сооружений водоснабжения. Итогом этого становятся частые перебои при подаче воды населению, несоответствие части подаваемой питьевой воды требуемым стандартам, большое количество аварий.

По минерально-сырьевым ресурсам:

Среди месторождений полезных ископаемых - кирпичные суглинки (Жукулугское месторождение), керамзитовые (Никольское месторождение) и тугоплавкие глины (Северорешетинское месторождение); проявления стекольных песков (Решетинское месторождение), также строительных песков и торфа. На территории района эксплуатируется среднекаменноугольный водоносный горизонт. Эксплуатационные запасы подземных вод - 196,7 тыс. м3/сут. В структуре почвенного покрова наблюдается сочетание серых лесных почв и черноземов, преобладают черноземы (70 процентов земель).

По рекреационным ресурсам:

Торбеевский муниципальный район имеет значительный туристско-рекреационный потенциал для внутрирегионального туризма. На территории Торбеевского муниципального района зарегистрированы 52 памятника истории и культуры: 28 - истории, 11 - градостроительства и архитектуры, 2 - искусства, 11 - археологии. Особый интерес вызывают следующие культурные объекты: Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева (филиал МРОКМ им. И.Д. Воронина) в пос. Торбеево; Дракинский Покровский мужской монастырь (XIX в.); Дом-музей татарского поэта Хади Такташа в с. Сургодь; мечеть (конец ХХ в.) в с. Сургодь; Троицкая церковь (80-е гг. XIX в.) в с. Салазгорь; Покровская церковь (1880 г.) в с. Варжеляй; мечеть (конец ХХ в.) в с. Татарские Юнки. Таким образом, одним из возможных направлений представляется развитие экскурсионного туризма особенно в направлении организации туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами по истории, культуре, литературе, а также эколого-образовательных и эколого-просветительных туров.

Исходя из вышеперечисленных аспектов можно увидеть, что данный район обладает всеми видами названных ресурсов в достаточном объеме. Е Недостатки-это маленькое разнообразие полезных ископаемых,и неправильное использование водоснабжающих сооружений. Одним из приоритетных направлений развития ресурсной политики является поддержание полезных ископаемых и защита от истощения, капитальный ремонт водоснабжения района, а так же установление новых сооружений и соблюдение технических правил эксплуатации скважин.

Задание 4

Экологический блок:

1. Актуальной экологической проблемой Торбеевского муниципального района является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в связи с потенциальной опасностью для здоровья и жизни населения, а также расчистка и содержание русел рек.В целях предотвращения экологического загрязнения необходима периодическая проверка технического состояния и проведение текущего ремонта гидротехнических сооружений. С целью благоустройства водоемов следует предусмотреть комплекс мероприятий по улучшению состояния водотоков и водоемов: расчистка русла ручьев и прудов, частичное дноуглубление, берегоукрепление отдельных разрушающихся участков, ликвидация стоков хозяйственно-фекальной и дождевой канализаций. Администрацией

Торбеевского муниципального района совместно с Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, определен перечень объектов требующих капитального ремонта.

. Одной из серьезных экологических проблем Торбеевского муниципального района остается проблема обустройства охранных зон существующих и консервация недействующих скотомогильников. По данным

ГБУ «Торбеевская районная станция по борьбе с болезнями животных», на территории района имеется 14 скотомогильников общей площадью 2 800 м (табл. 2). В 2014 г. планируется консервация 5 скотомогильников в селах с. Жуково, Красноармеец, Морд-Юнки, Носакино, Краснополье вследствие их безопасности.

Все 5 сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории муниципального района, являются бесхозными, по программе были огорожены глухим забором, оканавлены и, тем не менее, представляют угрозу возникновения и распространения заразных болезней и, прежде всего, сибирской язвы. Во избежание загрязнения окружающей природной среды необходимо обустройство сибиреязвенных скотомогильников.

К приоритетным мероприятиям, направленным на предотвращение загрязнения основного эксплуатируемого водоносного горизонта, относится тампонирование бесхозяйных скважин. По данным Администрации Торбеевского муниципального района, на территории района находятся более 35 артезианских скважин, подлежащих обследованию и тампонажу. При проведении инвентаризации необходимо установить состояние скважин, некоторые бесхозяйные скважины, имеющие удовлетворительное состояние, могут быть востребованы в дальнейшем. В связи с этим возникает необходимость сохранения ряда скважин и создания резервного муниципального фонда действующих скважин. В ходе реализации проекта потребуется уточнение списка подлежащих ликвидации артезианских скважин.

Значительной проблемой в Торбеевском муниципальном районе является утилизация и переработка твердых бытовых отходов (ТБО). Существующая система обращения с ТБО на территории района экономически и технологически недостаточно эффективна и не обеспечивает исполнения требований природоохранного законодательства. Основной причиной такого положения дел является необеспеченность района достаточным количеством объектов организованного размещения ТБО. В рамках реализации мероприятий данной программы предусматривается строительство мини очистных сооружений в рп Торбеево Торбеевского муниципального района. Общий объем ТБО составит более 5 000 т/год.

Экономический блок:

«Точкой роста» в районе может стать реализация проекта «Увеличение производства колбасной продукции до 140 тыс. тонн в год, а также увеличение убоя и разделки мяса до 3 000 гол/сутки», который предполагает увеличение производственных мощностей Агрохолдинга «Талина» на территории Торбеевского района.

Если рассматривать зависимость района от внешних факторов, то ее точно можно проследить. Существует прямая зависимость от внешних потребителей. Так как продукты производства и сельскохозяйственной промышленности потребляются на всей территории республики, что дает положительный результат в функционировании предприятий.

Объемы и источники финансирования программы развития района определяются на стадии разработки проектов, которые вошли в ее состав и утверждены Постановлением администрации Торбеевского муниципального района. Реализация Программы обеспечивается за счет бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Мордовия (в части согласованных проектов республиканского значения), бюджета муниципального района и привлекаемых внебюджетных источников. Здесь так же наблюдается зависимость от внешних ресурсов.

Социальный блок:

1. В таблице 2 показана динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения.

социальный экономический туристский торбеевский

Таблица 2

Показатели, характеризующие уровень жизни населения Торбеевского муниципального района в 2010-2013 гг.

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Среднемесячная заработная плата, руб.

13454

15417

17909

20 870

Среднедушевые денежные доходы по республике, руб.

11056

11539

12212

14340

Величина прожиточного минимума, (все население), руб.

4801

5446

5492

6313


Из данной таблицы видно, что среднемесячная заработная плата стабильно растет. В 2011 г. она превосходила уровень предыдущего года на 14,6%; в 2012 г. на 16,2%, в 2013 году на 16,5%. За последние три года она выросла в 1,6 раза, а реальная заработная плата на 23,8%. Динамика роста заработной платы значительно превосходит рост инфляции. Это один из положительных моментов.

Среднемесячная заработная плата за 2013 г. по району составила 20870 рублей, что выше аналогичного показателя по республике на 15,3 процента. Тем не менее, сохраняется дифференциация заработной платы между отраслями экономики и социальной сферой. Так, в 2013 году самый высокий уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 42 324 рубля по виду экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», а самый низкий 8068 рублей - в «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

Следует отметить, что из года в год и сама заработная плата и темпы ее роста в районе намного выше, чем по республике. В основном это происходит за счет таких видов экономической деятельности как обрабатывающие производства (125%), строительство (183%), оптовая и розничная торговля (140%), транспорт и связь 167%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (253%).

,3,4. Численность постоянного населения Торбеевского муниципального района по состоянию на 1 января 2014 составила 20 тыс. человек, что составляет 2,5% от населения Республики Мордовия. Доля городского населения составляет 45,6%, сельского - 54,4%.

Таблица 3

Основные демографические показатели Торбеевского муниципального района

Наименование показателей

Ед.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Численность населения района по состоянию на конец года,

тыс. чел.

21,352

20,908

20,495

20,045

в том числе: городское

тыс. чел.

9,349

9,321

9,230

9,145

Сельское

тыс. чел.

12,003

11,587

11,265

10,900

Из общей численности населения - население в возрасте (на конец года):

моложе трудоспособного

тыс. чел.

3,557

3,570

3,527

3,458

в трудоспособном

тыс. чел.

13,306

13,106

12,943

старше трудоспособного

тыс. чел.

4,489

4,232

4,025

4,167

Родившихся

чел.

212

175

187

190

Умерших

чел.

320

287

312

316

Естественный прирост или убыль (-) населения

Чел

-108

-112

-125

-126

Число прибывших

чел.

173

289

437

381

Число выбывших

чел.

455

621

724

703

Миграционный прирост (+) или убыль (-)

чел.

-282

-332

-287

-322


Демографическая ситуация в Торбеевском мунципальном районе характеризуется стабильным незначительным сокращением численности населения в силу превышения смертности над рождаемостью.

Естественная убыль населения за рассматриваемый период в целом остается на высоком уровне и является основным фактором сокращения численности населения.

Естественная убыль населения - это долговременная тенденция, которая ограничивает возможности наращивания экономически активного, трудоспособного населения, создает предпосылки для дефицита рабочей силы в условиях предполагаемого экономического роста.

Развитие демографической ситуации показывает, что Торбеевскому муниципальному району свойственны те же тенденции, какие характерны в целом для Республики Мордовия. Социально-экономический кризис последнего десятилетия привел к резкому уменьшению рождаемости и увеличению смертности и, как следствие, уменьшению численности населения.

. Общая заболеваемость населения Торбеевского муниципального района, по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения на 1 000 чел. населения, с 2011 по 2013 г. увеличивается. По возрастным группам, по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения на 1 000 чел. населения, общая заболеваемость характеризуется следующими особенностями:

- в структуре заболеваемости детей в основном выделяются болезни органов дыхания, глаза и его придаточного аппарата, пищеварения, кровообращения. С 2011 по 2013 г. увеличилась с 54,5 5 до 66% доля детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

в структуре заболеваемости подростков преобладают болезни органов дыхания, нервной системы, эндокринной системы, глаза и его придаточного аппарата, кровообращения;

в структуре заболеваемости взрослого населения высока доля болезней системы кровообращения, органов дыхания.

Анализ основных показателей свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования и развития материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, увеличения объемов амбулаторной помощи населению, активизации профилактической работы.

6. По данным на 1 января 2014 года в структуре занятости трудоспособного населения преобладала группа занятых в организациях несельскохозяйственного профиля - 2766 чел. (22,3%), 2107 чел. (17%) работало за пределами территории Торбеевского муниципального района , 1760 чел. (14,2 %) - в бюджетной сфере; 1400 чел. (11,3%) - в личном подсобном хозяйстве, 14 чел. (4,1%) - в сельскохозяйственном производстве.

Ситуация на рынке труда с 2011 по 2013 г. характеризуются незначительным увеличением численности работников в 2012 году и снижением в 2013 году (таблица1).

За 2013 года в Центр занятости населения Торбеевского муниципального района предприятиями района были направлены предложения об увольнении работников из организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников в количестве 172 человек, что на 147 человека больше, чем в 2012 году.

В 2013 году в центр занятости населения обратилось в качестве ищущих работу 733 человек, на 4 человека меньше 2012 года и на 177 меньше 2011 года.

За 2013 год признано безработными 146 человек, на 7 человек меньше 2012 года и на 223 человека меньше 2011 года.

Сняты с учета 161 человек, из них 52 трудоустроились и 28 человек приступили к профобучению.

Структура обращающихся в органы службы занятости по возрасту характеризуется преобладанием молодежи (по гендерному принципу - мужчины, по профессиональноквалификационному составу - лица со средним образованием). По данным на 1 января 2014 г., структура вакансий показывает потребность как в рабочих профессиях, так и специалистах с высшим образованием. Востребованы водители, механизаторы, электрики, медицинские работники, продавцы, разнорабочие.

Центром занятости населения за 2013г. трудоустроено на работу 616 человек, 98,2% к 2012 году, составило 98,2%.

Количество безработных граждан на 1 января 2014г. составило 63 человека, и сократилось на 15 человек по сравнению с 1.01.2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы сократился с 0,7% до 0,55%. Средняя продолжительность зарегистрированной безработицы составила 5,54 месяца, что меньше аналогичного периода 2012 года на 0,42 месяца.

Тенденции, происходящие на рынке труда Торбеевского муниципального района, требуют принятия мер по сохранению и созданию новых рабочих мест, дифференцированного подхода к содействию занятости различных категорий и социальных групп населения, привлечению молодых специалистов, сбережению имеющихся трудовых ресурсов.

Создание условий для обеспечения эффективной занятости связаны с развитием экономики района. В среднесрочной перспективе наращивание социально-экономического потенциала района связано с развитием предприятий перерабатывающей отрасли, сельскохозяйственных предприятий, КФХ. В связи с этим до 2018 г. прогнозируется создать не менее 500 рабочих мест. Развитие социальной сферы будет связано с привлечением и закреплением молодых специалистов в отрасли здравоохранения (кадры врачей и среднего медицинского персонала), культуры, физической культуры и спорта (тренеров-преподавателей по видам спорта).

,8. Одним из важных факторов реализации основных направлений деятельности природоохранных организаций является экологическое сознание проживающего в районе населения, которое отражается в общественном мнении по отношению к проблеме окружающей среды в целом и отдельным экологическим проблемам. Общественное мнение, занимая позитивную позицию в отношении охраны окружающей среды, придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами экономики и власти, оценивающей и контролирующей деятельность данных институтов.

Население района достаточно противоречиво относится к экологической составляющей. Потому что многие не осознают потребность в более дорогих, но экологически чистых и безопасных продуктах питания, либо воды. Некоторые же согласны платить более высокую стоимость за экологичные продукты. В этом и состоит противоречивая осознанность жителей района.

Задание 5

Макроположение:

Район расположен на юго-западе республики, граничит на востоке с Ковылкинским, на севере - с Атюрьевским и Темниковским, на западе - с Зубово-Полянским районами Республики Мордовия, на юге - со Спасским районом Пензенской области <#"809860.files/image001.jpg">

В настоящее время на территории Торбеевского городского поселения можно выделить следующие функциональные зоны:

- преимущественного производственного строительства;

преимущественного жилищного строительства;

охраняемого и восстанавливаемого ландшафта;

рекреационного использования.

Так же представлена схема инженерной инфраструктуры:


Учет экологических факторов требует, чтобы концентрация населения вблизи привлекательных природных мест не превосходила оптимальных нагрузок на ландшафт. Это достигается планировочными приемами: раскрытием на ландшафт селитебной территории, ее планировочной организации с ориентацией на лес, реку и другие приметные природные факторы.

Система озеленения сел направлена на сохранение и использование характерных черт окружающей среды.

Принцип формирования ландшафта сел включает в себя мероприятия по организации природной среды: сохранение эстетически ценных территорий.

Этот принцип кладется в основу композиционного построения сел с учетом взаимодействия его с природными факторами.

Уличная сеть, организация групп жилых домов и общественные здания подчинены складкам рельефа.

Проектируемое озеленение в жилой застройке и общественного центра должно образовать целостную систему, естественным продолжением которой служит ландшафт прилегающих к населенным пунктам территорий.

Деление населенных пунктов на функциональные зоны, решается в их органической связи с учетом предъявляемых к ним требованиям пешеходной доступности от места жительства к месту приложения труда и с учетом санитарно-гигиенических требований и возможности территориального развития жилой и производственной зон.

Одно из условий правильного построения планировочной структуры - это соподчинение производственной и селитебной зон, связь их с внешними дорогами и земельными угодьями, а также создание единого объемно-планировочного решения облика населенного пункта.

Целесообразно размещение объектов жилья и соцкультбыта в пределах населенного пункта с частичным освоением резервной, свободной площади и на свободной, прилегающей территории.

Свободные и освобождаемые от застройки участки, расположенные в черте сельского населенного пункта, составляют внутренние территориальные ресурсы, которые следует использовать под новое строительство.

Под новое строительство в границах населенных пунктов используются свободный приусадебный фонд, пустыри, огородные участки, расположенные отдельно от домов участки жилых и производственных зданий, намеченных под снос, огородную часть сверхнормативных приусадебных участков.

а) Зона преимущественного производственного строительства выделяется для объектов производственной зоны.

б) Зона преимущественного жилищного строительства и объектов соцкультбыта представлена площадками под строительство жилых домов и учреждений обслуживания.

в) Зона преимущественного развития сельского хозяйства представлена сельхозугодьями, арендуемыми хозяйствами и землями, находящимися в ведении муниципального образования.

г) Зона охраняемого и восстанавливаемого ландшафта включает: ЛФ, водоохранную зону от рек и не распахиваемую зону вдоль прудов, балок и оврагов.

д) Зона рекреационного использования не допускает строительство каких-либо объектов и ведение сельского хозяйства, это земли парка.

Лесные насаждения кроме защитной функции несут функции создания лесного микроклимата для проживания и размножения млекопитающих, птиц, насекомых.

Источником шума является автомобильный транспорт, но т. к. наличие сельхозтехники и транспорта ограничено, шумовое влияние на территории в переделах нормы.

Задание 7

Внутренние факторы

Внешние факторы

1. Политика органов местного самоуправления муниципального образования

1. Федеральное и региональное законодательство влияющие на жизнедеятельность и перспективы развития муниципального образования

2. Функционирование общественных организаций муниципального образования

2. Элементы федеральной и региональной политики

3. Деловая активность в муниципальном образовании

3. Ценовая и тарифная политика естественных монополий

4. Значительный экономический потенциал муниципального образования

4. Диспаритет цен на готовую сельскохозяйственную продукцию

5. Наличие сырьевой базы в муниципальном образовании

5. Государственная поддержка развития отдельных секторов экономики и социальной сферы

6. Функционирование различных видов экономической деятельности в муниципальном образовании

6. Изменение конъюнктуры сырьевых и товарных рынков

7. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры муниципального образования

7. Потенциальная заинтересованность инвесторов

8. Уровень духовного, интеллектуального и культурного развития населения муниципального образования

8. Межбюджетные отношения

9. Стратегическая и территориальная значимость муниципального образования

9. Востребованность ресурсов


Преимущества

Недостатки (слабые стороны)

Географическое положение

- прохождение по территории района транспортных магистралей-железной дороги и автотрассы федерального значения «Москва-Самара».

- относительно отдаленное расстояние от регионального центра (до г.Саранск-168 км)

Природные ресурсы

- благоприятный климат - наличие месторождений сырья для производства строительных материалов (песок, глина) - наличие водных объектов - наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности

- зависимость земледелия от погодных условий - недостаточно эффективное использование полезных ископаемых, водных и природных ресурсов - низкое качество питьевой воды (повышенное содержание фтора)

Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность

- наличие сельскохозяйственного производства и перерабатывающих предприятий - участие в программах поддержки сельскохозтоваропроизводителей - наличие учреждения профессионального образования для подготовки кадров перерабатывающей промышленности

- отсутствие устойчивого рынка сбыта скота, произведенного сельхозпредприятиями и ЛПХ в связи с закрытием убойного цеха - низкие реализационные цены на сельскохозяйственную продукцию - неустойчивое финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий

Промышленность

- наличие свободных трудовых ресурсов - рост промышленного производства

- высокий уровень физического и морального износа большинства предприятий

Строительство

- наличие территорий пригодных для жилищной застройки

- недостаточное развитие инженерной инфраструктуры для строительства жилья - высокая рыночная стоимость жилья

Транспорт

- наличие автомобильного и железнодорожного транспортного сообщения с региональным и федеральным центром

- отсутствие автотранспортного предприятия в районе

ЖКХ

- высокая (98%) газификация района - активное участие в реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» - большой объем строительства жилья для ветеранов Вов и детей-сирот

- высокая степень износа части жилого фонда - недостаток средств для проведения текущего и капитального ремонта жилого фонда - отсутствие производства по утилизации бытовых и промышленных отходов

Малое и среднее предпринимательство

- разработана программа поддержки малого и среднего предпринимательства - наличие мини - бизнес центра ООО «ТПО-Союз» по предоставлению услуг предпринимателям - возрастание роли малого бизнеса в экономике района

- недостаток собственных средств для развития производств

Потребительский рынок

- недостаток предприятий общественного питания и бытового обслуживания

Управление муниципальным имуществом

Стабильный рост налоговых поступлений

Зависимость бюджета от финансовой помощи региона

Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления

Общественно-политическая стабильность в районе

Отсутствие здания МФЦ Недостаток квалифицированных кадров ОМС в сельских поселениях

Демографическая политика

- стабильная численность населения в городском поселении района

- сокращение численности сельского населения - превышение смертности над рождаемостью - отрицательное сальдо миграции населения

Трудовые ресурсы

- наличие учебного заведения для подготовки профессиональных кадров - низкий уровень безработицы в городском поселении

- высокий уровень безработицы в сельских населенных пунктах - дефицит высококвалифицированных кадров - маятниковая миграция экономически активного населения

Здравоохранение

- наличие перинатального центра - капитальный ремонт здания поликлиники, стационара, инфекционного отделения - наличие межрайонного онкологического кабинета, оснащенного современной онкодиагностической техникой

- относительный дефицит квалифицированных медицинских кадров - недостаточно развитая материально- техническая база ФАПов

Образование

- наличие учреждения средне-профессионального образования - реализация программы «Одаренные дети» - развитие кадетского движения

- нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях - необходимость обновления школьных автобусов, в связи с их сильной изношенностью

Физкультура и спорт

- наличие материально-технической базы учреждений физкультуры и спорта для занятий спортом - воспитанники спортивной школы становились победителями и призерами мирового и российского уровня по таким видам спорта как спортивная ходьба, пауэрлифтинг,дзюдо и универсальный бой

- отсутствие бассейна для занятий плаваньем

Культура

- сохранение и развитие национальных традиций - высокий уровень культурно-досуговой работы

- требуется капитальный ремонт здания районного РДК -необходимость технического оснащения культурно-досуговых центров - проблема отсутствия кадров (необходимы специалисты по эстрадному вокалу и ансамблю народных инструментов, режиссеры)

Связь

- наличие современной инфраструктуры связи (почта, электросвязь, сотовая связь, Интернет)

- отсутствие возможностей подключения к сети Интернет в отдаленных населенных пунктах

Экологическая ситуация

Высокий уровень озеленения района

- отсутствие на селе полигонов захоронения ТБО, вследствие этого наличие стихийных захоронений - отсутствие установки для снижения содержания фтора


Проведенный отраслевой и структурный анализ конкурентных позиций Торбеевского муниципального района характеризуются наличием стратегических проблем. Наибольшую угрозу перспективам повышения конкурентоспособности района несут следующие институциональные факторы:

. Отсутствие маркетинговой идентификации района (брэнда).

2.      Высокий уровень миграции (в том числе “маятниковой») квалифицированных кадров (рабочих специальностей и выпускников вузов социально-гуманитарного профиля).

.        Диспропорции в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения на рынке труда (устойчивый дефицит рабочих профессий).

.        Дефицит источников финансирования программ модернизации и развития инфраструктуры.

.        Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства, ухудшение технического состояния и износ инженерной инфраструктуры, жилого фонда.

В то же время Торбеевский муниципальный район располагает рядом конкурентных преимуществ: выгодное географическое положение, относительно развитая система связи и телекоммуникаций; наличие свободных территорий для ведения сельскохозяйственного производства, жилищного строительства; разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений; сформированная социокультурная инфраструктура района.

В настоящее время потенциал социально-экономического развития Торбеевского муниципального района используется не в полной мере. Объективно существует ряд возможностей, позволяющих устранить препятствия для социально-экономического развития Торбеевского муниципального района, а также угрозы со стороны внутренней и внешней среды, которые могут препятствовать дальнейшему развитию района. На следующем этапе SWOT-анализа их можно классифицировать на экономические и социальные.

Возможности и угрозы Торбеевского муниципального района

Возможности

Угрозы

Экономические

- повышение роли муниципального района в социально-экономическом развитии республики; - привлечение потенциальных инвесторов на территорию района; - развитие производства строительных материалов; - развитие предприятий общественного питания и бытового обслуживания; - развитие транспортной инфраструктуры; - сотрудничество органов местного самоуправления и бизнес-сообщества в целях развития экономики; - увеличение объемов промышленного производства за счет развития переработки сельскохозяйственной продукции; - увеличение объемов сельскохозяйственного производства; - обновление инженерной инфраструктуры.

- отсутствия и нереализации инвестиционных проектов, обусловленная низким уровнем развития инфраструктуры и невовлеченностью всего комплекса природных ресурсов в экономический оборот; - отсутствия притока инвестиций в экономику района; - отсутствия квалифицированных кадров для подъема экономики из-за недостаточности мер поддержки; - нестабильности законодательства; - неэффективного сельскохозяйственного производства; - недостаточной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства; - диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и техники); - вхождения на рынок мощных конкурентов, что может привести к снижению числа местных предпринимателей;

Социальные

- стабилизация и улучшение демографической ситуации за счет повышения рождаемости и снижения уровня смертности; - создание условий для комфортного проживания населения и привлечения молодых специалистов; - наличие возможности обеспечения комплексного развития территорий для массового строительства жилья, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности; - наличие и дальнейшее развитие механизмов социального партнерства в районе, взаимодействие институтов гражданского общества, поддержки межнационального мира и согласия.

- усиления негативных демографических тенденций в районе; - слабого возврата выпускников вузов в район; - повышения оттока дееспособного населения и ухудшения качественного состава населения; - роста уровня безработицы; - снижения уровня доходов населения; - снижения качества объектов социальной инфраструктуры и несоответствия растущим требованиям населения; - неразвитости торгового и бытового обслуживания на селе; - повышение аварийности в жилищно-коммунальной сфере района; - недостаточное финансирование объектов социальной сферы


Возможности развития Торбеевского муниципального района связываются, в первую очередь, с развитием сельскохозяйственного бизнеса в комплексе с инновационной перерабатывающей промышленностью; созданием новых крестьянских (фермерских) хозяйств; созданием новых секторов экономики связанных с переработкой имеющихся на территории района запасов природных ресурсов; обновлением устаревшей инженерной инфраструктуры района; проведением активной социальной политики для поддержки демографических показателей района; формированием новых источников бюджетных поступлений; повышением уровня вовлеченности населения в проекты развития.

В качестве серьезных угроз инвестиционной привлекательности Торбеевского муниципального района отмечены: диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию; старение квалифицированного кадрового состава; отток молодого экономически активного населения за пределы района; низкая инвестиционная привлекательность предприятий района; повышение аварийности в жилищно-коммунальной сфере района; снижение объемов продукции у сельхозтоваропроизводителей.

Задание 8

Стратегической целью социально-экономического развития Торбеевского муниципального района на долгосрочную перспективу является повышение благосостояния жителей района, обеспечение комплексности решения проблем экономического и социального развития Торбеевского муниципального района, проведения активной инновационной и инвестиционной политики, увеличение доходов бюджета Торбеевского муниципального района и рациональное их расходование.

Приоритеты реализуемой в Торбеевском муниципальном районе политики определены исходя из основных проблем социально-экономического развития. Это повышение уровня жизни и создание благоприятной среды обитания, развитие экономического потенциала и повышение использования природных ресурсов, повышение эффективности работы органов местного самоуправления. В рамках данных приоритетов органам местного самоуправления необходимо решить задачи по следующим направлениям.

На мой взгляд, главной задачей в области повышения уровня жизни населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста. Высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития гибкого рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Перед органами местного самоуправления района стоят две задачи - содействие трудоустройству населения района и сохранение и наращивание профессионально-кадрового потенциала территории в соответствие с имеющимися потребностями рынка.

Благоприятная среда обитания, в первую очередь, базируется на достаточной для удовлетворения потребностей населения социальной инфраструктуре, включающей учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д. В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий населения в социальных услугах необходима оптимизация системы оказания социальных услуг, направленная на повышение качества и увеличение их объема, продолжение работы по укреплению материально-технической базы социальных учреждений района.

В области развития социального комплекса района среди основных задач обозначены:

в сфере демографии - повышение уровня рождаемости посредством проведения мероприятий, направленных на ее стимулирование, улучшение положения семей с детьми; снижение смертности населения трудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни за счет развития системы социального обслуживания, здравоохранения, создания условий и мотиваций для ведения здорового образа жизни, эффективных профилактических мер и оказания медицинской помощи с использованием высокотехнологичных методов лечения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, решения задач по охране окружающей среды; привлечение на территорию Торбеевского муниципального района миграционных потоков людей в трудоспособном возрасте, прежде всего молодежи; повышение эффективности занятости населения, создание новых рабочих мест, удовлетворение текущих и перспективных кадровых потребностей предприятий и организаций Торбеевского муниципального района;

в сфере здравоохранения - обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; улучшение материально-технической базы системы здравоохранения Торбеевского муниципального района; развитие кадрового потенциала, повышение квалификации и совершенствование мотивации кадров; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; внедрение проектных механизмов управления и механизмов управления качеством медицинских услуг, а также современных информационных технологий;

в сфере образования - формирование гибкой и открытой для общества системы непрерывного образования; обеспечение доступности услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; совершенствование инфраструктуры и организационно-экономических механизмов развития системы образования района; модернизация образовательных программ в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей; совершенствование системы оценки качества образования на основе принципов открытости для общественных и профессиональных институтов;

в сфере физической культуры и спорта - дальнейшее привлечение жителей Торбеевского муниципального района к активному занятию спортом и физической культурой, строительство и реконструкция объектов спортивного комплекса, укрепление материально-технического и кадрового потенциала спортивного комплекса;

в сфере культуры - обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений района на уровне, позволяющем формировать духовно-эстетические потребности его жителей; улучшение качества предоставляемых услуг учреждениями культуры; сохранение и поддержание преемственности культурных традиций; определение приоритетных направлений в области культуры и искусства Торбеевского муниципального района.

Развитие социального комплекса Торбеевского муниципального района создаст предпосылки для расширенного воспроизводства рабочей силы, привлечения и закрепления квалифицированных специалистов, повышение миграционной привлекательности района.

Торбеевский муниципальный район обладает значительными земельными, водными и людскими ресурсами и имеет хорошие предпосылки для развития этнического туризма. Эффективное использование природных ресурсов, развитие собственных добывающих и перерабатывающих производств, базирующихся на местной сырьевой базе, являются одним изисточником социально-экономического развития района, поэтому рациональное природопользование и равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей является залогом успеха его развития.

В области инженерной инфраструктуры района необходимо стимулировать развитие отраслей водо- и электроснабжения, строительства, предоставления жилищно-коммунальных услуг, благоустройства территории района, дорог и пассажирских, и транспортных перевозок. Для этого требуется решить следующие задачи:

в сфере водоснабжения - реконструкция и восстановление существующих систем питьевого водоснабжения, строительство сетей и сооружений водоснабжения, снижение показателей аварийности на объектах водоснабжения и водоотведения, улучшение качества питьевой воды в соответствии с существующими нормативами, снижение сверхнормативного износа основных фондов;

в сфере развития дорог и пассажирских и транспортных перевозок - разработка мероприятий по совершенствованию и развитию сети федеральных, региональных или межмуниципальных автомобильных дорог Торбеевского муниципального района; определение необходимого объема и источников финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорожных объектов; создание автотранспортного предприятия в районе, улучшение качества предоставляемых пассажирских и грузовых услуг, обеспечение стабильной работы общественного транспорта, создание условий для формирования рыночных отношений в сфере пассажирского транспорта общего пользования вне зависимости от формы собственности, обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан, оптимизация схемы маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования;

в сфере строительства и предоставлении коммунальных услуг - увеличение объемов вводимого и реконструируемого жилья, улучшение жилищных условий населения района, обеспечение доступности приобретения жилья; модернизация жилищно-коммунального хозяйства; снижение объемов потерь и количества аварий (инцидентов) при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;

в сфере благоустройства района - благоустройство населенных пунктов для безопасного и комфортного проживания населения; ремонт внутрипоселковых дорог; ремонт существующих и строительство новых тротуаров; комплексный подход по созданию экологически устойчивой системы озеленения и благоустройства населенных пунктов; строительство и восстановление уличного освещения; благоустройство и озеленение населенных мест.

Также на территории района необходимо создание современной сети общественного питания, поддержки социально-значимых видов бытовых услуг, содействие в подготовке кадров в сфере бытового обслуживания.

Все вышеперечисленное позволит осуществить активизацию инвестиционной деятельности на территории муниципального района, будет способствовать информационному обеспечению потенциальных инвесторов и формированию положительного инвестиционного имиджа района.


Жители Торбеева видят, что родной район преображается буквально на глазах. С каждым годом улицы становятся краше и комфортнее. Нынешний год не стал исключением.

В этом году здесь развернулись масштабные ремонтные работы, каких не было с начала основания парка: здесь заасфальтировали пешеходные дорожки, провели уличное освещение, отремонтировано ограждение и центральный вход.

В Торбеевском парке культуры и отдыха также заметные перемены произошли нынешним летом. Появилось уличное освещение, была благоустроена спортивная зона и места для спортивных и массовых мероприятий, произведена асфальтировка и установка уличного освещения аллеи.

В наш скоростной век хорошие дороги - жизненная необходимость. И сегодня администрация Торбеевского района ремонтирует уже не только автомагистрали, но и второстепенные пути, а также дороги частного сектора.

Так в нынешнем году капитально отремонтировано автомобильных дорог в три раза больше, чем в минувшем году.

Именно с такими положительными эмоциями жители района рассказывают об изменениях. Район имеет огромный потенциал для улучшения всех сфер и отраслей.

Главным маркетинговым направлением нужно считать привлечение на территорию на территорию муниципального образования инвестиций.

Необходимо включить в программу развития подпрограмму “Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций”. Конечным результатом этой подпрограммы должно стать формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего обеспечить приток инвестиций в Торбеевский район.


Список использованных источников:

1. Галахова Э.Н. Климат // География Республики Мордовия - Саранск, 2001.-С. 45-67.

. Галахова Э.Н. Климат Мордовии и сопряженных с ней областей Автореф. дисс. канд. геогр. наук. М., 1999.-25 с.

Похожие работы на - Характеристика Торбеевского муниципального района (Республика Мордовия)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!