Формы народовластия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы народовластия















Курсовая работа по теме: «Формы народовластия»

Содержание

Введение

Глава 1. Непосредственное народовластие, основные его виды

1.1 Выборы как важнейшая форма прямого народовластия

1.2 Референдум как форма прямого народовластия

Глава 2. Особенности представительной демократии

2.1 Представительные органы власти

2.2 Местное самоуправление как форма народовластия

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении народовластия; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическом и политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

Народ с юридической точки зрения означает принадлежность данной группы населения, т.е. совокупности людей, ассоциированной в рамках единого государства, к соответствующему государству.

Актуальность данной работы заключается в том, что признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ осуществляет власть самостоятельно, независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ее в своих собственных интересах.

В XX в. слово народовластие (демократия) стало одним из самым популярных. В настоящее время нет ни одного влиятельного политического движения, которое не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность.

Таким образом, народовластие - это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В зависимости от формы волеизъявления народа различается представительная и непосредственная демократия.

Объектом исследования данной работы являются формы народовластия: представительная и непосредственная демократия.

Предметом данной работы является исследование особенностей форм народовластия.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов форм народовластия на современном этапе.

Достигнуть эту цель возможно путем решения следующих задач:

- проанализировать сущность народовластия;

описать и охарактеризовать основные виды непосредственного народовластия;

рассмотреть особенности представительной демократии.

Методом изучения данной темы является историко-теоретический анализ различной литературы, научных статей, посвященных юридическим прецедентам как источникам системы общего права; частно-научные и специальные методы познания; системный, комплексный, конкретно-исторический.

По своей структуре настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Непосредственное народовластие, основные его виды

.1 Выборы как важнейшая форма прямого народовластия

Выборы в демократических государствах выступают средством выражения политической воли народа, способом формирования органов публичной власти (государственной и муниципальной), основой суверенной государственности. Данная историческая аксиома подтверждена веками.

В России ее многонациональный народ, как это указывается в Конституции, является единственным источником власти и осуществляет ее как непосредственно, так и через выборные органы публичной власти. Российские граждане посредством выборов делегируют Президенту РФ, представительным органам власти федерального, регионального и муниципального уровней право на управление делами государства, реализацию властных полномочий.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что выборы являются традиционным, проверенным веками механизмом организации власти, гласного, справедливого, свободного и открытого решения народом политических проблем, это основная ценность демократии.

Ведь именно в выборах народ «получает конкретное право устанавливать свой политический статус, участвовать в решении принципиальных вопросов политической жизни государства». Выборы, которые являются свободными, периодическими, нефальсифицированными, становятся необходимым элементом гражданского общества, атрибутом современной государственности, одним из способов обеспечения единства государственной власти, а также сохранения ее демократического характера.

Граждане, участвуя в выборах, чувствуют свою сопричастность власти. Ведь в выборах воплощаются как личные интересы каждого конкретного избирателя, так и публичные, т.е. общественные, интересы. Такие публичные интересы реализуются в объективных итогах выборов, и в формировании на этой основе органов публичной власти.

С помощью выборов в современной России получают полномочия различные органы власти и должностные лица: 1) российский Президент; 2) нижняя палата российского Федерального Собрания; 3) представительные (законодательные) органы государственной власти 85-ти субъектов Федерации; 4) представительные органы муниципальной власти; 5) главы муниципальных образований.

Главы исполнительной власти в субъектах Федерации до недавнего времени избирались непосредственно населением. Однако в настоящее время этот порядок изменен. Теперь высшие должностные лица субъектов Федерации наделяются полномочиями их законодательными (представительными) органами государственной власти по представлению Президента России. К тому предполагается возродить практику избрания глав регионов населением.

Как справедливо отмечает Л.А. Нудненко, «важное значение выборов заключается в том, что они обеспечивают доверие со стороны граждан к институтам публичной власти». В то же время сами по себе выборы нельзя отождествлять с понятием «демократия». Это лишь одна из форм проявления демократии, средство реализации права граждан на участие в управлении государством.

Абсолютно важно, чтобы выборы проводились при соблюдении конституционных прав и свобод человека, в условиях широкой гласности и под контролем народа. И в этом случае они будут признаваться подлинно легитимными (законными), свободными, справедливыми и будут отвечать международным стандартам.

Демократические выборы предполагают гарантированную государством личную свободу граждан, право на беспрепятственное выражение своих убеждений, свободу объединения, манифестаций, передвижения, право на получение достоверной информации через СМИ и Интернет, на судебную защиту и др.

Участие каждого в управлении своей страной посредством выборов является одним из ключевых факторов эффективного осуществления других конституционных прав и свобод граждан, в том числе политические, культурные, социально-экономические проявлением креативности людей.

Выборы, признаваемые важнейшей формой демократии (прямого народовластия), в любом современном демократическом государстве регулируются нормативными правовыми актами, которые в совокупности составляют избирательное право. Это акты национальной правовой системы, а также международного права.

В России выборы на федеральном уровне регулируются Конституцией РФ, законами федерального уровня и другими нормативными правовыми актами общегосударственного значения. К подзаконным актам относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструктивные материалы Центральной избирательной комиссии РФ, постановления Конституционного и Верховного Судов РФ относительно организации и проведения выборов.

А в республиках в составе РФ, краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях, то есть на региональном уровне, выборы регламентируются помимо федеральными актами, также и региональными законодательными и подзаконными актами. Выборы в представительные органы местного самоуправления регулируются федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Таким образом, к российским источникам избирательного права относятся федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок формирования выборных органов государственной и муниципальной власти.

Как представляется на сегодняшний день важным является при осуществлении правового регулирования выборов учет публично-правовой природы выборов, необходимости адекватного выражения суверенной воли многонационального народа России путем образования независимых и самостоятельных органов власти, которые призваны обеспечить представительство народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина.

Безусловно, основным источником российской национальной правовой системы и, в частности, избирательного права, является Конституция РФ. В ней закрепляется признание свободных выборов наряду с референдумом формой непосредственного выражения власти народа (ст. 3); устанавливается субъективное (т.е. индивидуальное) право каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной и муниципальной власти (ч.2 ст. 32); провозглашается равенство избирательных прав человека и гражданина.

Конституция регулирует принципиальные вопросы проведения выборов российского Президента, депутатов всех уровней (федерального и регионального). Важное значение Конституция РФ имеет среди источников российской национальной правовой системы ввиду того, что в ней оговаривается необходимость проведения регулярных и свободных выборов. Эти положения российской Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, являются базовыми нормами для развития федерального и регионального законодательства о выборах.

Однако, как представляется, в действующую Конституцию РФ следует включить отдельную главу, посвященную избирательной системе или как минимум закреплению принципов избирательного права. Непосредственно в Конституцию могли бы быть включены нормы о формировании посредством прямых выборов обеих палат Федерального Собрания РФ и Конституционного Собрания; о праве отзыва депутатов. На конституционном уровне желательно было бы закрепить статус Центральной избирательной комиссии РФ.

К источникам избирательного права федерального уровня относятся также законодательные акты, регулирующие процедуру организации и проведения выборов в федеральные и региональные органы государственной власти.

Они закрепляют и конкретизируют конституционные принципы избирательного права; процедуру организации и проведения выборов, а именно порядок выдвижения кандидатов (списка кандидатов); формы участия граждан и политических партий в избирательном процессе; правила предвыборной агитации; процедуру сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов); порядок формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов либо политических партий; правила регистрации кандидатов (списка кандидатов) избирательными комиссиями; гарантии избирательных прав граждан, кандидатов и политических партий; процедуры разрешения избирательных споров и др.

Среди федеральных избирательных законов универсальный характер имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Этот Федеральный закон, по своей сути, выполняет роль российского избирательного кодекса. Он определяет понятия и термины избирательного права, устанавливает применительно к стадиям избирательного процесса гарантии реализации избирательных прав граждан и других участников предвыборных мероприятий. В нем определен порядок формирования избирательных комиссий, их полномочия; права и обязанности членов избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса наблюдателей.

Среди федеральных законов о выборах важную роль играют Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

В России также приняты ряд сопутствующих законов, которые имеют отношение к выборам, которые содержат отдельные нормы, касающиеся выборов.

К числу спорных относится вопрос относительно того, можно ли считать источниками законодательства о выборах акты высших судебных инстанций по вопросам организации и проведения выборов. Ряд ученых полагают, что постановления высших судебных инстанций, и прежде всего Конституционного Суда РФ, можно считать источниками конституционного права. В то же время другие придерживаются противоположной точки зрения. Учитывая, что правовая система Россия относится к романо-германской правовой системе, в которой судебные акты не относятся источниками права, следует согласиться с теми авторами, которые не считают возможным признавать акты судебных органов источниками конституционного права.

В регионах также имеется избирательное законодательство, в актах которого закрепляются исходные положения о реализации гражданами права избирать и быть избранными на региональных и муниципальных выборах.

Таким образом, можно констатировать, что в России создана достаточная нормативно-правовая база для проведения честных демократических выборов.

1.2 Референдум как форма прямого народовластия

представительный народовластие выборы референдум

Если посредством выборов формируются законодательные (представительные) органы государственной и муниципальной власти, то референдум предназначен для принятия гражданами решений государственно-правового характера.

Референдум, как и выборы, является формой непосредственной демократии. Это всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, в том числе по законопроектам и действующим законам.

Как институт непосредственной демократии референдум появился в мировой истории довольно давно. Датой проведения первого в истории человечества референдума принято считать 1439 год, а его родиной - Швейцарию (кантон Берн), Основной Закон которого в 1874 году закрепил институты непосредственной демократии на общегосударственном уровне.

Референдум имеет и собственно русские корни. Как известно, всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других городах Древней Руси.

До Октябрьской революции 1917 года при монархическом режиме правления, естественно, не могло быть и речи о проведении каких-либо выборов вообще, не говоря уже о всенародном голосовании.

В советский период истории референдумы не практиковались. Проводимые под видом референдума всенародные опросы по своей сути и юридическим последствиям референдумами не являлись.

В настоящее время Россия вступила в новый либерально-демократический этап своего развития. Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в ч.2 ст. 32 Конституции РФ право граждан России на участие в свободных выборах и референдуме, Конституция исходит из того, что обе эти формы непосредственной демократии имеют собственное предназначение. Они равноценны, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции РФ (референдум - свободные выборы) не дает основания признать приоритетную роль референдума, точно так же не свидетельствует о приоритетной роли выборов ст. 32 Конституции РФ, где в качестве форм реализации права граждан на участие в осуществлении народовластия сначала названо право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а уж затем - право участвовать в референдуме.

Референдум не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих федеральной Конституции, а также для ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий их реализации.

Порядок подготовки и проведения референдума регламентируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этими Законами определяются принципы, порядок подготовки и проведения референдума, гарантии реализации гражданами России конституционного политического права на участие в референдуме.

От уровня референдума зависит, кто может выступить с инициативой его проведения.

Так, с инициативой проведения всероссийского референдума могут выступить:

) Конституционное собрание - орган, создаваемый для принятия новой или пересмотра действующей Конституции РФ, в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 135 Конституции РФ;

) высшие органы государственной власти РФ в случаях, предусмотренных международными договорами.

В первом случае должна быть создана инициативная группа граждан России численностью не менее 100 человек для определения формулы референдума, т.е. вопроса, выносимого на всенародное голосование. Эта же инициативная группа организует сбор подписей в поддержку референдума.

Региональный референдум, т.е. референдум на уровне субъекта Федерации, могут инициировать:

) региональный парламент;

) высшее должностное лицо - глава субъекта Федерации;

) избиратели;

) избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в референдумах.

Референдум местный, т.е. на уровне муниципальных образований, могут инициировать:

) выборный представительный орган муниципальной власти;

) глава местной администрации;

) избиратели;

) избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в референдумах.

Закон не дает исчерпывающего перечня вопросов, которые могут стать предметом референдума. На всероссийский референдум могут выноситься наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни, в том числе законопроекты и действующие законы.

В обязательном порядке на референдум выносится законопроект о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное собрание примет такое решение.

В то же время Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» содержит ряд запретов относительно формулы референдума. Так, на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы: об изменении конституционного статуса субъектов РФ; о досрочном прекращении или продлении сроков полномочий Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ; досрочных выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы или досрочном формировании Совета Федерации (ст. 6).

На всенародный референдум нельзя также выносить вопросы о принятии или изменении федерального бюджета; введении или отмене федеральных налогов и сборов; принятии чрезвычайных и срочных мер для охраны здоровья и безопасности населения; об амнистии или помиловании.

Закон запрещает выносить на референдум вопросы, противоречащие Конституции РФ, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации.

представительный народовластие выбор референдум

Глава 2. Особенности представительной демократии

.1 Представительные органы власти

Основным и важнейшим институтом представительной демократии, без сомнения, является институт представительных органов государственной власти. Таковым он является в большинстве современных обществ. По его содержанию, значению и месту в правовой системе государства «можно судить о степени зрелости права, гражданского общества, законодательства в целом». Необходимо отметить, что этот институт в разных правовых системах может иметь разное наполнение. Но ценность его для государства и каждого члена общества всегда находится на приоритетном месте.

Тема представительства занимает одно из центральных мест, поскольку непосредственно связана с государственной властью, ее субъектом - народом. Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации, единственным источником власти и носителем суверенитета является ее многонациональный народ, который непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляет свою власть. Такими органами, традиционно олицетворяющими волю носителя суверенитета - народа, являются представительные органы - Федеральное Собрание, законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.

С учетом того что смысл демократии связан прежде всего с идеей политической свободы, со свободой политического выбора, сделанного осознанно свободным народом, свободными гражданами, институт представительных органов власти выступает в качестве необходимого общественного инструмента такого выбора, свободного принятия решения и в то же время является своеобразной контрольной комиссией народа над аппаратом публичной власти, которая понуждает его служить народу и общественным интересам, признавая и соблюдая права человека и гражданина. Поэтому народное представительство, возникающее из недр общества и наиболее ярко выражающее идею общей воли, суверенитета народа, призвано не допускать ни отчуждения власти от общества, ни ее полного и бесконтрольного господства над обществом, обеспечивая и политическую свободу в обществе, и личную свободу индивида.

Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является представительным органом государственной власти России (ст. 94). Парламент состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждая палата отражает разные стороны народного представительства. Государственная Дума воплощает идею народного суверенитета, т.е. прямого представительства народа. Эта палата избирается всенародно на основе демократической избирательной системы и свободных выборов. Совет Федерации олицетворяет идею федерализма, является палатой представительства субъектов Федерации и формируется региональными парламентами.

Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган призван выражать волю многонационального народа Российской Федерации, который является единственным источником власти и носителем суверенитета в России. Федеральное Собрание, в условиях разделения в России государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, олицетворяет самостоятельную федеральную законодательную власть.

Из ст. 94 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.ст. 1 и 5 следует, что представительным и законодательным органом Российской Федерации именно как федеративного государства является парламент в целом, т.е. Совет Федерации и Государственная Дума, полномочия которых соответствующим образом сбалансированы.

Осуществление мандата народного представителя в смысле «права волеизъявления» от имени народа принадлежит только депутатам Государственной Думы, через которых народ осуществляет свой суверенитет. Однако, включив Совет Федерации в парламент, Конституция РФ сделала его членов парламентариями, со всеми последствиями, вытекающими для депутатов из их мандатов представителей.

Представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ является одним из ключевых элементов системы органов государственной власти субъекта РФ. Его наличие является строго обязательным.

Представительные органы субъектов РФ олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена конституционным принципом народовластия, допускающим его представительную форму (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы субъектов РФ аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и легитимации государственного органа и его функций.

Исходя из этого, ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляется положение о том, что представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Понятие «постоянно действующий» означает, что представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ должен осуществлять свою деятельность постоянно. В то же время, на практике возможно возникновение ситуаций, когда представительный (законодательный) орган отсутствует (самороспуск, роспуск представительного (законодательного) органа, образование нового субъекта РФ). Однако такие ситуации являются скорее исключением из правила. В указанных случаях законодателем определен четкий алгоритм действий для скорейшего устранения ситуации, когда представительный (законодательный) орган отсутствует (например, установлены сокращенные сроки проведения досрочных выборов).

Вместе с тем, понятие «постоянно действующий» не означает, что состав данного представительного (законодательного) органа не меняется.

Представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ формируется на периодических выборах путем проведения всеобщего, прямого, тайного голосования. Именно периодическое проведение выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ позволяет обеспечить подлинное представительство народа, т.к. отражает реальные политические предпочтения избирателей.

Кроме того, ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляется основная функция представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ - он является высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. То есть, никакой другой орган государственной власти субъекта РФ не наделен правом принимать законодательные акты субъекта РФ, никакой другой орган не праве подменять законодательную функцию представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты иных государственных органов должны соответствовать законодательным актам, принятым представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ в пределах его компетенции.

.2 Местное самоуправление как форма народовластия

Согласно Конституции РФ местное самоуправление должно стать важнейшим базовым конституционным правом граждан; одной из демократических форм волеизъявления граждан (наряду с системой государственной власти); сдерживающим, сбалансирующим фактором по отношению к тенденции на всеохватывающее централизованное проникновение государства, его властного механизма в дела общества; публично-властным механизмом, развивающим навыки общественного самоуправления на демократических началах - основы гражданского общества.

Одним из острых вопросов нашего государства является поиск форм и методов повышения эффективности и рациональности функционирования местного управления и самоуправления, составляющего фундамент, низовое звено управления, без которого невозможно эффективное функционирование государственной власти в целом.

Следует отметить, что местное самоуправление рассматривается как нижний уровень управления, как необходимый элемент демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Во всем мире вопросам организации управления на местах, в частности - самоуправлению, уделяется значительная роль.

Одним из этапов административной реформы стало принятие нового Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Новый Федеральный закон РФ существенно изменил концепцию местного самоуправления.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в РФ, является Конституция РФ, ст. 12 которой признает и гарантирует местное самоуправление. В этой статье также подчеркивается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Российское законодательство о местном самоуправлении в качестве своей доминанты и регулятивного идеала взяло принцип участия граждан в осуществлении местного самоуправления, самостоятельного решения населением вопросов местного значения, закрепив многочисленные формы непосредственной демократии на муниципальном уровне власти. Более того, законодатель сделал упор именно на непосредственное народовластие на местном уровне. Не случайно гл. 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предшествует главе, определяющей виды и статус органов и должностных лиц местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем самым с одной стороны получается, что основной закон страны обособляет местное самоуправление от государственного механизма, однако с другой - говорить о полном его отделении некорректно. В любом случае сохраняется подзаконная деятельность местной власти, а также территориальная и социально-экономическая взаимосвязь с государством.

Местное самоуправление в конституционной модели предполагает децентрализацию государственной власти с выделением местного самоуправления в качестве негосударственного элемента публичной власти и разделение понятий «государственная власть» и «публичная власть».

Следовательно, можно говорить о верховной публичной власти в лице муниципальных и государственных органов власти.

Следуя логике ст. 3 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что публичная власть - это политическая власть, осуществляемая народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление - это публичное управление, имеющее властную природу. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется посредством издания обязательных для исполнения населением муниципального образования муниципально-правовых актов и, наоборот, принятых народом решений, обязательных для исполнения муниципальными органами власти.

Примечательно, что отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления население не может, поскольку, как установил Конституционный Суд РФ», это право может возникнуть на основании Конституции РФ и закона, «а не на основании волеизъявления населения муниципального образования».

Следует согласиться с В.И. Васильевым, который отмечает, что «местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить:

·потребности населения вразличного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);

·реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц;

·оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д.».

Местное самоуправление определенным образом встроено в систему государственной организации общества. Функции местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и законами, должны непременно выполняться. За несоблюдение законов органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность.

Заключение

Итак, в заключение следует отметить, что в зависимости от формы волеизъявления народа различается представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ, - являются референдум и свободные выборы».

Референдум Российской Федерации (всероссийский референдум) - это всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни страны. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни региона.

Значение выборов заключается в том, что они выступают средством выражения политической воли народа, способом формирования органов публичной власти (государственной и муниципальной), основой суверенной государственности.

Выборы стали необходимым элементом гражданского общества, атрибутом современной государственности, одним из способов обеспечения единства государственной власти, а также сохранения ее демократического характера.

Представительные органы, которые выступают институциональной составляющей народного представительства, объединяют выборных полномочных представителей народа - депутатов. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат, объединяет депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Основная задача парламентариев заключается в выражении интересов избирателей.

В России существует комплексный институт представительных органов государственной власти, состоящий из института Государственной Думы Федерального Собрания РФ и института Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Особенность института представительной власти обусловлена ее доминирующей ролью в системе федеральных органов государственной власти, т.к. в процессе реализации конституционного принципа народовластия приоритетна деятельность палат Федерального Собрания РФ. Именно депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются непосредственно народом. Только палаты Федерального Собрания РФ, власть которых обусловлена волей народа, имеют исключительное право на принятие законов, которые определяют деятельность иных институтов как конституционного, так и иных отраслей права.

Важной формой народовластия выступает местное самоуправление. Функционирование местного самоуправления отнюдь не выпадает из системы государственно-властных отношений. Решения, принимаемые в системе местного самоуправления, - это не просто рекомендации членам территориального сообщества, которые можно учитывать, а можно и не принимать во внимание. Это властные акты, обязательные для всех, кто проживает в муниципальном образовании. Их выполнение обеспечивается при необходимости средствами государственного принуждения.

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с поправками от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 года. № 237.

2.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 24.04.2008) // СЗ РФ. 2004. N 27. ст. 2710.

3.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 1999. N 42. ст. 5005.

4.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2003. № 40. ст. 3822.

.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014) // CЗ РФ. 2002. N 24. ст. 2253.

.Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. N 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 1.

7.Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 года 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 1.

Научная и учебная литература:

.Ахметова К.С. Основные этапы становления института референдума // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 7.

.Баранов И.Н. Органы местного самоуправления в современной России // Административное и муниципальное право. 2012. N 12.

.Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. № 7, июль 2007 года.

11.Вороков Р.В. Конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Юридический мир. 2008. N 10.

12.Гранкин И.В. Особенности становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 12.

.Дзидзоев Р.М. К вопросу о выборах глав субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10.

.Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. М., 2008.

15.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

16.Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012.

17.Макарцев А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения // Российский юридический журнал. 2013. N 5.

.Нудненко Л.А. Принцип свободных выборов в реализации пассивного избирательного права в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 11.

19.Парасюк Е.А. Современное правовое исследование понятия «парламентаризм» // Российская юстиция. 2012. N 3.

20.Садовникова Г.Д. Органы народного представительства в Российской Федерации: проблемы становления и перспективы развития. М., 2006.

21.Трыканова С.А. Организационно-правовые основы проведения местного референдума как института непосредственной демократии: теория и практика // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7.

22.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2008.

Похожие работы на - Формы народовластия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!