Формирование правового государства в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование правового государства в Республике Беларусь

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра теории и истории государства и права

Специальность Государственное управление и право







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория государства и права

на тему: Формирование правового государства в Республике Беларусь










Минск, 2014

Оглавление

Ведение

. Правовое государство в теории

. Конституция

. Правовая система Республики Беларусь

. Законодательная власть в Республике Беларусь

. Исполнительная власть

. Судебная система Республики Беларусь

. Президентская власть в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Республика Беларусь является молодым государством, построенным на осколках крупнейшей державы с коммунистическим строем. Развал СССР, привел к появлению на просторах Европы новой, самостоятельной территориальной единицы, со своей конституцией и символикой. Беларусь не стала федерацией в составе России, как это сделали многие республики, а пошла своим путем, путем создания унитарного демократического правового государства.

Днем получения независимости от СССР, согласно историческим данным, является 27 июля 1991 года. В этот день была принята Декларация о суверенитете Беларуси. Практически с этого момента и началось становление и формирование республики.

За более чем 20 летний период, Беларусь сохранила свою территориальную целостность, приняла конституцию, проводила референдумы, создала законодательную базу, регламентирующую все сферы деятельности человека и государства, вышла на мировой уровень в экономических и юридических отношениях. Создание нового законодательства позволило учесть экономическую ситуацию в стране, и предоставить гражданам свободу прав и действий, о которой много говорилось в советские времена. Этот период смело можно отнести к начальному этапу в становлении правового государства.

Необходимо понимать, что ни одно государство не имеет идеальной правовой базы, той, что сможет исключить в законах противоречие нормативных актов, негативный итог при следовании букве закона с принятием нового закона. Поэтому работа законодательной и исполнительной власти в этом направлении совершенствуется, соответственно законодательная база дополняется новыми законами, позволяющими регулировать права и свободы гражданского общества соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.

Тема курсовой работы - «Формирование правового государства в Республике Беларусь». Основная её цель - выяснить значение понятия «правовое государство» на основе теории права, и его применительную составляющую на примере Республики Беларусь.

Предметом исследования является механизм, на основе которого строится правовое государство на примере Республики Беларусь.

Для выполнения курсовой работы использовался формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Для написания курсовой работы использовались учебные пособия, Конституция, законодательные акты.

законодательство право судебный президентский

1. Правовое государство в теории

Впервые в юридической науке термин «правовое государство» был озвучен немецким ученым Велькером в 1813 г. Его суть заключается в обязанности всеми исполнения закона. Во времена антифеодальной борьбы этот лозунг был претворен в концепциях направленных на создание равных прав и свобод.

Со временем появляется множество формулировок понятия «правового государства» (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Профессор B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина». Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

К основным признакам правового государства относят:

.Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

.Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие не правового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра. Правовой закон характеризуется следующими признаками:

Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющий всеобщий характер справедливости; его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;

Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);

Правовой закон - это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержания права; он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества;

Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. В идеале гражданское общество - это содружество свободных граждан, основные права которых неотчуждаемы. Первейшая задача государства - обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь, добиваться экономического и духовного процветания, создавать гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно формирование демократического правового государства.

. Конституция

Обязательным атрибутом современного государства является Конституция. Она представляет собой наивысшую правовую форму, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Наиболее часто понятие Конституции раскрывают следующей формулировкой: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Республика Беларусь, приняла Конституцию в 1994 году, и трижды, в 1995, 1996 и 2004 г., провела референдумы касательно внесения поправок в Основной Закон. На данный момент, Конституция насчитывает 146 статей.

Первая статья Конституции, характеризует Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. Для того что бы выяснить так ли это, предлагаю более детально рассмотреть значение терминов согласно теории права и их действительности.

Унитарное государство - это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы власти (представительной, исполнительной и судебной) и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему. Это форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Республика Беларусь состоит из 7 административно-территориальных единиц, 6 областей и столица - город Минск.

Демократия - политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие либо через представителей, избираемых народом. Тем самым подразумевая взаимодействие различных общественных организаций, политических партий. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. На данный момент в Беларуси зарегистрировано 15 партий. Половина, из которых, является оппозиционно настроенной по отношению к президенту. Однако, яркой политической борьбы между партиями на выборах в парламент нет. Как и нет единого оппозиционного лидера, которого оппоненты режима могли бы выдвинуть в кандидаты президента, без поддержки прозападных или российских политических сил. Малая численность членов этих партий обусловлена слабым вовлечением граждан в политическую жизнь. Рассматривая государственное устройство Республики Беларусь в настоящее время, можно сказать, что с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что в нашей стране демократический режим. К основным принципам демократизма относят:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательными» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру, равных в возможностях, включая выступления в СМИ.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается в результате выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому необходимое условие функционирования демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов;

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, - лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты, и честности выборов и смены законно избранного правительства;

Демократический принцип равноправия государства и личности, являющийся еще одним основополагающим правилом правового государства, совершенно четко изложен Иммануилом Кантом, так: «Гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину». Далее мысль Канта такова: «Государство создано всеми вместе и каждым в отдельности путем делегирования ему части своей свободы для правомерного решения своих проблем».

Характерным признаком демократического режима в Беларуси может служить то обстоятельство, что в нашей республике сложился конституционный строй - такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, в котором человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

Социальное государство - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, медицинская помощь, образование, пенсия и др. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные задачи социального развития белорусского общества определяют и основные направления социальной политики Республики Беларусь: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированной оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Учитывая высокую инфляцию в экономических показателях, социальные блага требуют коренных реформ. Так, согласно статье 49 Конституции, каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Однако образование в республике является в большей степени платным. За пользование учебниками родители школьников платят деньги, содержание классов так же ложится на плечи родителей учеников. Обучение в высших учебных заведениях плавно переходит на платную основу. Ограничивается количество бесплатных мест, и устанавливаются высокие балловые барьеры для абитуриентов.

Медицинская помощь так же имеет большие пробелы в работе. Статья 45 Конституции гласит: Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Формулировка достаточно размыта. Так как в большинстве случаев лекарственные средства покупаются пациентами при лечении в медучреждениях, а не предоставляются государством. Достойный уровень жизни не может определяться минимальной заработной платой или минимальной потребительской корзиной, на основании которой формируются пенсионные и другие социальные выплаты.

Правовое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека, равенство всех перед законом, принцип разделения властей, разрешение конфликтов через справедливый суд. Согласно теории права, базовыми принципами функционирования правового государства являются:

господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти; (ст. 2, 7, Конституции)

признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями; (ст.8)

взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»; (ст.2)

разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране; разграничение полномочий между органами власти различных уровней; (ст.6)


. Правовая система Республики Беларусь

Одним из главных условий функционирования правового государства, является наличие законодательной базы, регулирующей все сферы деятельности человека и государства. Поэтому предлагаю краткий обзор законодательства и его характеристику.

Главным источником права в Республике Беларусь является Конституция. Основной закон был подписан в 1994 г., и действует с изменениями и дополнениями, принятыми на общенациональных референдумах:

.05.14 - русскому языку придан равный статус с белорусским языком, Президент наделен правом распускать Парламент и назначать новые выборы;

.11.24 - принята новая редакция конституции, закрепившая переход к президентской форме правления: расширены полномочия президента и реформирована система органов власти;

.10.17 - исключено ограничение на количество избраний одного и того же лица Президентом.

Нормативно правовая база характеризуется четкой структурированностью и делением на отрасли. В качестве источников права, помимо Конституции, выступают также нормативные договоры, правовые обычаи и международное право. Система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Конституционное право - отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция.

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами.

Административное право - системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение. Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств. Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, в законах о республиканском бюджете, налогах и сборах, в декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др.

Земельное право - система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. Земельные отношения регулируются соответствующими нормами Конституции Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др. Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, других актах законодательства.

Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовно-исполнительное право - совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальное право - это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам. Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др. Источниками гражданско-процессуального права являются Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру - форму национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.

Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство. Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.

Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

4. Разделение властей

Согласно статье 6 Конституции, государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Суть этой системы заключается в том что каждая ветвь власти наделяется небольшой частицей компетенции в других ветвях власти, для того чтобы предупредить монополию какой либо из властей.

. Законодательная власть в Республике Беларусь

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. В конституциях многих стран закреплено, что воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического осуществления народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.

Согласно статье 90 Конституции Республики Беларусь Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь, которое выступает представительным и законодательным органом. Национальное собрание − единственный законодательный орган государственной власти Беларуси. Это означает, что законодательную деятельность никто, кроме парламента, не вправе осуществлять, за исключением Президента. Он, в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Конституции, имеет право издавать декреты, имеющие силу закона. Исключением являются декреты, предусматривающие изменение и дополнение Конституции, ее толкование, утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав граждан, а также принятие норм, имеющих обратную силу.

Основная функция любого парламента − законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов − это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты. В связи с закреплением в статье 97 Конституции перечня проектов законов, которые рассматриваются Палатой представителей, можно сделать несколько выводов. Во-первых, к компетенции Палаты представителей (а значит, и парламента в целом) отнесено принятие нормативных актов в виде законов в сфере наиболее важных общественных отношений; во-вторых, факт формулирования данного перечня означает, что в данной сфере общественные отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов, как закон. Таким образом, здесь следует говорить о гарантиях деятельности законодательного органа, о недопустимости вторжения в его сферу влияния другой ветви власти.

Новая редакция Конституции 1994 г. существенно изменила правовой статус многих государственных органов: Президента, парламента, правительства, министерств, ведомств, местных Советов депутатов и др. Появились новые государственные структуры, внедрена новая система сдержек и противовесов в отношениях разделения властей и их взаимодействия. Палата представителей дает согласие Президенту на назначение премьер-министра; одобряет или отклоняет программу деятельности правительства, с которой выступает премьер-министр; рассматривает по инициативе премьер-министра вопрос о доверии правительству; выражает вотум недоверия Правительству, а также отменяет распоряжения председателя Палаты представителей. Палата представителей может принимать решения по иным вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики также обладает достаточно широким кругом полномочий. Если говорить о законотворческом процессе, то в первую очередь следует право Совета Республики одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаты представителей рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем в трехдневный срок после их внесения, принимает соответствующее решение.

В силу своей природы как коллегиальный представительный орган парламент вправе осуществлять контрольную деятельность, которая заключается в изучении исполнения принятых нормативных актов (законов и постановлений).

В случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Палаты представителей или Совета Республики. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии правительству, выражении вотума недоверия правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

. Исполнительная власть

Исполнительная власть призвана осуществлять государственное управление. Органы государственного управления представляют собой сложную систему, которую можно представить в следующем виде:

) Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления;

) республиканские органы исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции: министерства, государственные комитеты, государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

) местные органы государственного управления: областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, местные администрации.

Некоторые ученые полагают, что и Президент Республики Беларусь входит в данную систему власти. Так, А.Н. Крамник считает, что «Президент Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возглавляет систему исполнительной власти»

Президент обладает широкими полномочиями не только в сфере исполнительной власти, но и в других сферах и не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства. Он обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без правительства.

Правительство Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и министры. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения. Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции. Более детально они раскрываются в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь».

Совет Министров Республики Беларусь при необходимости передает решение отдельных входящих в его компетенцию вопросов государственного управления республиканским органам управления, за исключением вопросов, решение которых относится к его исключительной компетенции.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, входят:

министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в данной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления;

объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Единая система местных органов управления состоит из областных, городских, районных, поселковых, сельских исполкомов, а также местных администраций.

Местный исполком - это коллегиальный орган управления общей компетенции, который обеспечивает решение всех вопросов управления. В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и члены исполнительного комитета.

Исполнительный комитет непосредственно руководит деятельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Непосредственно и через подчиненные ему органы исполком направляет и контролирует деятельность объектов местного хозяйства. В некоторых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подведомственной территории.

Таким образом, перечень элементов системы органов исполнительной власти свидетельствует о ее сложности. Деятельность каждого органа исполнительной власти регламентирована многочисленными нормативными правовыми актами: Конституцией, законами, положениями и т.д. Особенностью данной группы субъектов является и то, что они выступают обязательной стороной административно-правового отношения. Без их участия такого отношения не может быть вообще.

7. Судебная система Республики Беларусь

В правовом государстве важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам. Главная цель судебной системы заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

Конституционного Суда;

системы общих судов;

системы хозяйственных судов.

Военные суды являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах и других воинских формированиях государства.

На территории Республики Беларусь, действуют так же суды, не входящие в судебную систему страны - международный арбитражный суд и экономический суд СНГ.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется: Конституцией (ст. 19-27, 116), законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»; кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей; декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. №14 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь" и другие НПА.

Суды в правовом государстве, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и законов, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам Конституции. Так же защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений, применяют меры юридической ответственности конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п. в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка. Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве. Конституционный Суд дает заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Совета Министров Республики Беларусь.

. Президентская власть в Республике Беларусь

В Республике Беларусь институт президентства имеет двадцатилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 году. Изначально Президент являлся «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к замене системы правления в Беларуси с президентской республики на смешанную (президентско-парламентскую) республику с широкими полномочиями Президента. В результате третьего референдума 17 октября 2004 г. было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица.

Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. Провозглашенный принцип разделения властей трансформировался в принцип взаимодействия законодательной и исполнительной властей под патронажем Президента, при этом роль и значение Парламента в политической жизни отодвинулись на третий план после Президента и Правительства.

Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата.

По сути, президентская власть в контексте полупрезидентской республики смело может называться четвертой властью.

Идея о конституциировании четвертой ветви власти принадлежит французскому политическому деятелю Б. Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Сущность концепции сводится к тому, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая бы заботилась о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Согласно теориям по политологии, данная форма правления наиболее подходит для стран находящихся в экономическом и политическом кризисе. Её преимущество - быстрое реагирование, принятие и реализация рациональных решений главой страны. При этом, она должна являться временной, следующим этапом развития демократии - это переход к парламентской форме правления. Длительное пребывание у власти одного лидера только усугубляет ситуацию внутри страны. И идейный смысл пребывания у власти заключается только в увеличении срока исполнения обязанностей, что чревато ухудшением состояния экономики и социальных благ народа.

Чрезмерная концентрация власти в руках любого президента грозит автократией, и для предотвращения подобной ситуации следует использовать систему противовесов и сдержек. В качестве сдержек можно рассматривать полномочия, которые являются совместными с иными органами государственной власти - Палатой представителей и Советом Республики, Советом Министров, т.е. полномочиями совместного ведения.

Заключение

Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества и государства. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Появление конституционных законов и понятия равенства всех перед законом делает возможным насильно уравнять ответственность государства перед личностью, и личности перед гражданским обществом.

Правовое государство - это, своего рода, идеал гражданского общества. Его достижение возможно только при достижении высокого уровня общей правовой культуры населения, искоренения правового нигилизма, оздоровления нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. В Беларуси же наблюдается нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды, по причине отсутствия преобразований в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

Все цивилизованные государства мира добиваются правовых отношений. В то же время, недостаточно объявить государство правовым. Необходимо соответствовать этому названию. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Если власть в государстве на самом деле принадлежит народу, она никоим образом не может быть направлена против его интересов, его прав и свобод. И этот принцип, впрочем, как и все остальные, напрямую указывает на крепкую связь правового государства с правами человека и гражданина. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Современная теория правового государства провозглашает, что престиж конституционной государственной власти должен базироваться на доверии народа, на его поддержке, что опора на народ является основной задачей и целью власти, так как сила, прочность и устойчивость ее заключается в народной поддержке.

Всеобщее избирательное право, провозглашенное в Конституции, означает, что честный и справедливый выбор должны быть направлены на выявление подлинного волеизъявления граждан и стать способом замены неэффективной власти. Это предполагает не только соблюдение формальных правил организации выборов, но и недопущения фальсификации и обмана, справедливое и честное соперничество, справедливый подсчет голосов. Только в этом случае значение приобретают такие формы прямой демократии как референдум и петиции.

Экономической основой правового государства являются благосостояние народа, и производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Нищий и бесправный народ никогда не будет чтить закон и уважать интересы ближнего. Поэтому, провозглашение свободы и прав, должно реализовываться не на бумаге, а в реальных экономических показателях, от которых зависит благосостояние избирателя.

Подводя итог вышесказанному, Республика Беларусь - это государство, находящееся на стадии формирования гражданского общества. Сегодня этот процесс осложняется застоявшимися политическими процессами в стране, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы, формирование правового государства Республике Беларусь идет с удержанием позитивного опыта, собственного прошлого, и с сохранением самобытных черт. С принятием Конституции, процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. А у государства не может быть более важных задач, чем безопасность, благосостояние, счастье своих сограждан.

Список использованных источников

1.Каменков, В.С. О финансировании судов в различных государствах / В.С. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2003. - № 21.- С. 36-43.

.Петраш, А. Судебная система в действии / А. Петраш // Юстиция Беларуси. - 2005

.Дробязко, С.Г. Отрасли права и отрасли законодательства в правовой системе Республики Беларусь и их совершенствование / С.Г. Дробязко / С.Г. Дробязко // Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. - Минск: Право и экономика, 2010. - Вып. 5. - С. 11-22.

.Глухова, А.В. Политические процессы и политические процедуры / А.В. Глухова. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 94 с.

.Карасев, В.И. Феномен политического лидерства / В.И. Карасев. - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 176 с. Материалы XI межвузовской научной конференции

.Арон, Р. Этапы развития политической мысли / Р. Арон. - М., 1993. - 272 с

.Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь: в 2 ч. / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2008. - Часть 1. Управленческое право. - 672с.

Похожие работы на - Формирование правового государства в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!