Форма правления и политический режим. Проблемы взаимоотношения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    180,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Форма правления и политический режим. Проблемы взаимоотношения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балашовский филиал

РАНХиГС

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Профиль гражданско-правовой

Кафедра теории и истории государства и права


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Теория государства и права"

на тему: "Форма правления и политический режим. Проблемы взаимоотношения"


Автор работы:

студентка 1 курса 15 зсгруппы

заочной формы обучения

Капустникова И.Г.

Руководитель работы:

к. пед. н., доцент Назарова И.В.

г. Балашов 2013 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Форма правления и ее виды

Глава 2. Формы политического режима

Глава 3. Проблемы соотношения формы правления и политического режима

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Гoсударство и право - сложнейшие, взаимосвязанные явления. В свoей повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе осуществления наших прав, свобод и обязанностей. Однако, руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют, и какова их внутренняя природа. Для не юриста это вполне естественно, но для специалиста непростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что из себя представляет государство и право. Какова их роль в жизни общества, механизм взаимодействия и функционирования.

Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы познакомиться ближе с механизмом взаимодействия и функционирования государства и права, а точнее осветить формы правления политических режимов в тех или иных государствах, их достоинства и недостатки, затронуть основные подходы к их изучению и многое другое.

Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. "Он является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической социально-политической среде, в частности, в соотношении социально - классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства"1. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества.

Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально - демократического политического режима, а при наличии двух или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Объект исследования - гoсударство и право.

Предмет исследования - составляющие государство и право: форма правления и политические режимы.

Целью исследования в курсовой работе является изучение формы правления государства и политические режимы.

Для того, чтобы цель была достигнута, нужно решить следующие задачи:

. Изучить формы правления государства и ее виды.

. Проанализировать существующие политические режимы.

. Исследовать проблему соотношений формы правления и политического режима.

Методы исследования:

. Анализ нормативно-правовых актов.

. Анализ научной литературы по данной теме.

Данная работа состоит из трех глав, введения заключения, списки использованных источников и приложений.

В первой главе исследуются общая характеристика формы правления и ее виды.

Во второй главе рассматриваются формы политического режима.

В третьей главе исследуются проблемы соотношений формы правления и политического режима.

Глава 1. Форма правления и ее виды


Понятие форма правления используется в современной литературе в двух основных значениях. С одной стороны, это обозначение основополагающего принципа формирования высшего органа (высших органов) власти. С другой стороны, это конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к государству, даже к обществу в целом.

В рамках первого подхода традиционно различают такие формы правления, как монархия и республика. Подробная характеристика этих форм правления основательно разработана классической теорией государства и права. Однако сегодня различия между монархией и республикой не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления.

Рассмотрим виды эти форм правления.

Монархия - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей - законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу - монарху.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

·              существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

·              наследственный порядок преемственности верховной власти;

·              представительство государства монарха по своему усмотрению;

·              юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

ограниченную (парламентарную, конституционную)

дуалистическую

теократическую

парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся:

·              ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений;

·              юридически неограниченная власть монарха;

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. На современном этапе абсолютную монархию сохранили небольшое количество стран, таких как Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и несколько других государств.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

·              правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

·              лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

·              в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

·              законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

·              правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан - феномен, религиозный лидер является главой государства - "Государство в государстве").

Республика - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

·              существование единоличного и коллегиального главы государства;

·              выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

·              осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

·              юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

·              обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

·              парламентарные;

·              президентские;

·              смешанные (полупрезидентские).

форма правление политический режим

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

·              внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

·              ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

·              более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

Ярким примером первого типа является Франция.

"Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой". Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской. Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919-1933). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия, Россия и др.

На протяжении долгого времени и в России существовала особая форма республики - советская республика. Для нее было характерно, что верховными законодательными, распорядительными и контрольными органами власти являются советы на всех уровнях, которые организационно соподчинены. Такая форма республик значительно отличается от парламентских республик и в настоящее время существует только в некоторых государствах социалистического типа (Китай).

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступить гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

Глава 2. Формы политического режима


Политический режим - способ организации политической системы <#"809628.files/image001.gif">

Приложение 2

 

Форма правления

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная (полупрезидентская)

Параметр

монархия

Монархия

Республика

Монархия

Республика

республика

 Глава государства

Занимает должность путем наследования,

Наследование

Всеобщие выборы

Наследование

Избирается парламентом или специальным конгрессом

Избирается прямыми всеобщими выборами, реже - непрямыми выборами или парламентом

 

Возглавляет исполнительную власть

Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства

Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий

Правительство

Если существует, полностью зависит от главы государства

Если существует, полностью зависит от главы государства

Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом

Формируется совместно президентом и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом

 Взаимовлияние

Всевластие главы государства, отсутствие парламента

Монарх может распустить парламент, сменить правительство

Президент может сменить правительство и отдельных министров

Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить в отставку правительство

Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может отправить в отставку правительство с согласия президента

Приложение 3

 

Типология политических режимов:

Похожие работы на - Форма правления и политический режим. Проблемы взаимоотношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!