Физическое лицо как участник налоговых правоотношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физическое лицо как участник налоговых правоотношений

ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского"

Юридический факультет

Кафедра государственного и муниципального права







Курсовая работа

Физическое лицо как участник налоговых правоотношений




Выполнила: студентка 3 курса

очной формы обучения

группы ЮЮБ-210

Т.Л. Кирякова

Научный руководитель:

канд. юрид. наук., ст. пр. К.В. Маслов



Омск 2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Физическое лицо как налогоплательщик

1.1 Права физических лиц как налогоплательщиков

1.2 Обязанности физических лиц как налогоплательщиков

Глава 2. Иные формы участия физических лиц в налоговых отношениях

2.1 Физическое лицо как налоговый агент

2.2 Физическое лицо как свидетель

2.3 Физическое лицо как лицо, в отношении которого ведется производство по делу о налоговом правонарушении

Заключение

Список использованных источников

Введение

Ведущую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации выполняют налоговые платежи. Подавляющим числом субъектов, обязанных уплачивать налоги, составляют налогоплательщики - физические лица. В соответствии с законодательством Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Также при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Конституцией РФ установлена обязанность по уплате налогов (ст.57 Конституции РФ), таким образом они в определенной степени ограничивают основные, конституционные права человека, прежде всего, право частной собственности (ст.35 Конституции РФ) и право на неприкосновенность частной жизни (п.1 ст.23 Конституции РФ). Таким образом государство вмешивается в имущественную и частную сферы личности с целью взимания налогов с физических лиц.

Так, по данным УФНС России по г. Москве, "доля налога на доходы физических лиц в структуре консолидированного бюджета г. Москвы за январь - ноябрь 2006 г. составила 31,9% (202 198,7 млн. руб.)"

Говоря о фискальном потенциале налогов с физических лиц на территории Российской Федерации, можно обсудить недостаточную степень его реализации. "Если в консолидированном бюджете Российской Федерации доля налогов с физических лиц немногим превышает 10 %, то в развитых странах этот показатель достигает 30 - 35 %. Эти данные говорят, прежде всего, о несовершенстве правовых норм, регулирующих налогообложение физических лиц. " - это отмечает в своей диссертации Тропская Светлана Сергеевна.

Также можно сказать и о несовершенстве законодательного регулирования из-за распространенности такого явления, как сокрытие от уполномоченных органов информации об истинных (настоящих) размерах доходов и имущества населения и, как следствие, ведет к массовому уклонению от уплаты налогов. Это говорит об еще одной проблеме современной Российской Федерации, связанной с налогообложением физических лиц.

По моему мнению налогообложение должно быть справедливым по отношению к каждому конкретному налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. В свою очередь требование справедливости проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Идея справедливого налогообложения носит универсальный, всеобщий характер, определяя содержание и структуру всего налогового законодательства. На этой почве может возникнуть вопрос о применении на территории Российской Федерации дифференцированных ставок налогообложения, которые, по моему мнению, непосредственно бы характеризовали справедливость налогообложения к каждому конкретному налогоплательщику.

Основной задачей моей курсовой работы является характеристика физических лиц в качестве носителя статуса налогоплательщика в Российской Федерации.

налоговое правонарушение физическое лицо

Глава 1. Физическое лицо как налогоплательщик

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Понятие "налогоплательщик" относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями HК РФ. Придание ст.11 НК РФ понятию "налогоплательщик" статуса "специфического" означает, что данная категория присуща в первую очередь налоговому праву. Иными отраслями права или законодательства понятие "налогоплательщик" может использоваться только в том значении, которое ему придается НК РФ.

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциально возможная обязанность уплачивать причитающиеся налоги. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов. Налогоплательщиков в качестве субъектов налогового права характеризует потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

"Налоговые отношения в экономическом аспекте - это отношения перераспределительные, в результате которых у частных лиц изымается часть собственности (доходов) в пользу государства. " "Экономический аспект налоговых отношений позволяет говорить и об имущественном характере налоговых правовых отношений. " "Вместе с тем налоговые правовые отношения - отношения властные, публичные, в рамках которых происходит формирование публичных (государственных и муниципальных) фондов. "

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой - либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на основании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй НК РФ или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть "граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (ст.11 НК РФ). На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Также выделяются "особые категории субъектов - индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты РФ. "

"Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица". К числу индивидуальных предпринимателей НК РФ также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. Индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, п.2 ст.11 НК РФ указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года (ст. 207 НК РФ) в связи с вхождением Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию. Речь идет о физических лицах, поэтому резидентами могут оказаться как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое количество дней. Нерезидентами являются физические лица, столь долго не проживающие на территории РФ.

Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Д.В. Винницкий полагает, что "налоговая правосубъектность выступает как один из видов отраслевой правосубъектности. " Н.П. Кучерявенко считает, что "налоговая правосубъектность - это правосубъектность институциональная. " Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности. Налоговая правоспособность представляет собой "способность лица согласно налоговому законодательству иметь соответствующие права и нести обязанности, дееспособность - способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства. " Для юридических лиц оба этих качества возникают одновременно - с момента государственной регистрации. У физических лиц налоговая правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью, наличие же налоговой дееспособности определяется установленными НК РФ юридическими фактами (возраст, вменяемость). Так, малолетний ребенок или невменяемый гражданин, являющиеся собственниками недвижимого имущества, обладают налоговой правоспособностью, но реализовать свои права и обязанности как налогоплательщики могут лишь через своих представителей; таким образом, налоговая дееспособность у них отсутствует. Налоговая правоспособность у физического лица возникает с момента рождения. При этом остается в юридической литературе открытым вопрос об определении момента наступления налоговой дееспособности. К сожалению, законодатель не определил каких-либо критериев, позволяющих определить момент наступления налоговой дееспособности. Действующее законодательство предусмотрело возможности реализации обязанности по уплате налогов и сборов с физических лиц, не обладающих налоговой дееспособностью, через законных представителей. В законодательстве получил определение только момент возникновения налоговой деликтоспособности физического лица, т.е. способности самостоятельно нести ответственность за совершенное налоговое правонарушение. Налоговая деликтоспособность физического лица наступает по достижении 16 лет (ст.107 НК РФ).

Вопрос о возрасте наступления налоговой дееспособности и порядке исполнения обязанности по уплате налога несовершеннолетними лицами налоговое законодательство практически оставляет открытым. Среди ученых, исследующих данную проблему, единства во взглядах не наблюдается. Так, "М.В. Карасева полагает, что налоговая дееспособность физического лица наступает с 14 лет, Д.В. Винницкий - с 16 лет, В.И. Гуреев, М.Б. Разгильдиева - с 18 лет. "

Как пишет М.В. Карасева, "физическое лицо только тогда может быть фактически налогово дееспособно, то есть приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права, когда оно способно приобрести объекты обложения, то есть имущество, доходы и т.д. В связи с этим возраст, с которого может реально наступить налоговая дееспособность физического лица, производен от возраста наступления гражданской и трудовой дееспособности"

Против такого утверждения возражают Д.В. Винницкий и Н.П. Кучерявенко. Так, Д.В. Винницкий отмечает, что "способность приобретать объекты налогообложения может быть связана со способностью по уплате только личных налогов. Однако такая способность не влияет на способность по уплате имущественных (реальных) налогов. "

Н.П. Кучерявенко полагает, что "гражданская, трудовая дееспособность физических лиц обеспечивает возможность пользования правами и обязанностями, но это не означает реализации налоговых прав и обязанностей. И содержание налоговой дееспособности связывается не с любым объектом гражданско-правового регулирования, а только с тем, который порождает налоговую обязанность. При этом возможны разрывы, несовпадения между реализацией этих видов дееспособностей, которые становятся понятными при четком разграничении предметов регулирования, сфер публичного и частного права, при построении, исходя из этого содержания гражданской или трудовой дееспособности и налоговой дееспособности. Конечно, между ними есть определенная связь, но нет производного, опосредующего друг друга характера. В основе такой связи лежит единство всей системы права, что вполне естественно и вряд ли вызывает возражения. "

Вследствие "разрывов" между способностью физического лица по самостоятельному приобретению объектов налогообложения и самостоятельному распоряжению отдельными видами налогооблагаемого имущества по достижении 14 лет, в следствии чего может создаться ситуация ухода от налогообложения. Поэтому возможны ситуации, когда лицо, не достигшее 16 лет, имеет объекты налогообложения и, соответственно, несет обязанность по уплате налогов. На это обстоятельство указывал С.Д. Шаталов, предлагая установить" возраст наступления налоговой деликтоспособности с 14 лет. "

"Налогоплательщик - это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. " Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

1.1 Права физических лиц как налогоплательщиков

"Субъективное право налогоплательщика - это предусмотренная налогово-правовой нормой мера дозволенного поведения, обеспеченная соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и гарантированная мерами административной и судебной защиты. " Главное в правах налогоплательщиков - возможность их использования по собственному усмотрению без угрозы применения государственных санкций. Субъективное право всегда выступает юридическим средством для достижения определенного интереса, блага, ценности. Рассмотрим общие права и обязанности налогоплательщиков, закрепленные частью первой НК РФ, остановившись на наиболее актуальных аспектах их реализации.

. Право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию. Содержание такой информации определено законодателем исчерпывающим образом и включает сведения: а) о действующих налогах и сборах, б) о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, в) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, г) о правах и обязанностях налогоплательщиков, д) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, е) также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения

Информация должна предоставляться любым налоговым органом, в который обратился налогоплательщик, а не только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Единственное исключение - это когда у данного налогового органа запрашиваемая информация отсутствует. Ограничения на предоставляемую налогоплательщику информацию, установленную ведомственными актами, сводятся к следующему.

Во-первых, информация, содержащаяся в актах с грифами "Особой важности", "Совершенно секретно", "Секретно", "Для служебного пользования", "Не для печати", предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.

Во-вторых, информация, затрагивающая непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю.

. Право получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно регионального законодательства о налогах и сборах и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах. Днем подачи письменного запроса (в том числе отправленного почтой) считается дата регистрации его налоговым органом. Ответ на запрос дается бесплатно в письменном виде. В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи. В запросе должна содержаться подробная информация о его предмете. Также требуется приложить все имеющиеся у налогоплательщика документы и материалы, относящиеся к предмету запроса. В случае непредставления либо неполного предоставления информации (документов, материалов), не позволяющей дать полный ответ на заданный вопрос, налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о том, какая информация (документы, материалы) необходима для рассмотрения вопроса. При игнорировании такого уведомления налогоплательщиком налоговый орган вправе оставить запрос без ответа. "Ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. "

. Право использовать налоговые льготы.

. Право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит. Данное право по своей природе близко к использованию налоговых льгот, но его отличительной особенностью является индивидуальный характер. Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит представляют собой продление срока исполнения налоговой обязанности на определенный период времени. Глава 9 НК РФ исчерпывающе устанавливает обстоятельства, дающие лицу возможность реализовать право на изменение срока уплаты налога. При наличии таких обстоятельств налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

. Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

. Право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

. Право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.

. Право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

. Право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

. Право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Законодатель не указал, о каком виде налоговой проверки идет речь в данном случае. "Проблема состоит в том, что по итогам камеральной налоговой проверки составление акта проверки законом не предусмотрено, на основании чего налоговые органы оформляют результаты камеральных проверок докладными (служебными) записками. Полагаем, что данное право должно носить универсальный характер и применяться независимо от вида налоговой проверки. "

. Право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

. Право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерными являются акты и требования, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

. Право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов налогоплательщик определяет самостоятельно, причем обращение в один орган не исключает возможности подачи жалобы и в другой.

. Право требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны. Согласно ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные субъектами налогового контроля сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными <#"center">1.2 Обязанности физических лиц как налогоплательщиков

"Юридическая обязанность налогоплательщика - это предусмотренная налогово-правовой нормой мера должного поведения, обеспечиваемая мерами государственного принуждения. " При реализации обязанности у налогоплательщика отсутствует свобода выбора, от ее исполнения нельзя отказаться. Государство вправе принудительно обеспечивать надлежащее исполнение юридических обязанностей. В этом главное отличие обязанности налогоплательщика от субъективного права, которое всегда реализуется добровольно, по свободному усмотрению лица. Общие обязанности налогоплательщиков определены в ст.23 НК РФ.

. Обязанность уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность является основной, все иные обязанности налогоплательщика носят вспомогательный характер, обеспечивая ее надлежащее исполнение. О значимости этой обязанности свидетельствует придание ей конституционно-правового статуса - закрепление в ст.57 Конституции РФ обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. "Своевременная и в полном объеме уплата законно установленных налогов в бюджет и во внебюджетные фонды - основная обязанность налогоплательщика. Указанная обязанность возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта (или норм права), предусматривающего уплату конкретно-определенного вида налога. " "Такую обязанность многие ученые справедливо трактуют как своего рода долг, обязательство. " Как пишет М.В. Карасева:". стороны в налоговом правоотношении строго определены. Обязанную сторону представляют различные субъекты, объединенные под названием "налогоплательщик". В этом отношении понятие "налогоплательщик" сопоставимо с таким гражданско-правовыми понятиями, как "должник", "кредитор", поскольку и то и другое не выражает ничего больше, кроме определенной юридической позиции обязательственных правоотношений"

Обязанность вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. Эта обязанность касается как бухгалтерского, так и налогового учета. На основе данных этого учета налогоплательщиком исчисляется налоговая база по налогам по итогам каждого налогового периода.

Обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация выступает основным источником информации при проведении камеральной налоговой проверки.

Обязанность представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом <#"center">Глава 2. Иные формы участия физических лиц в налоговых отношениях

2.1 Физическое лицо как налоговый агент

Определяя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, Конституция РФ имеет в виду исключительно налогоплательщиков. Однако в ряде случаев законодатель возлагает исполнение налоговой обязанности на третьих лиц, именуемых НК РФ "налоговыми агентами". Согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. "Термин "лица", использованный в этой дефиниции, указывает, что налоговыми агентами могут быть как организации, так и физические лица. При этом содержание понятий "лицо", "организация", "физическое лицо" носит отраслевой, налогово-правовой характер и раскрывается в ст.11 НК РФ. " Необходимо заметить, что обязанности налогового агента ограничиваются уплатой исключительно налогов, но не сборов.

"Атрибутивным признаком налогового агента является его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком. " Причем, идет ли речь о трудовых, гражданско-правовых, договорных или иных правоотношениях, главным будет наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику.

Для чего российской налоговой системе нужен институт "налоговых агентов"? Во-первых, возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего, в силу экономико-правовой квалификации. Такая ситуация очевидна при уплате налога на доходы работодателями в отношении своих работников. Квалифицированным специалистам бухгалтерии намного проще исчислить налог, чем обычным работникам, зачастую вовсе не знакомым с налоговым законодательством. "Далеко не все способны разобраться в налоговом законодательстве и правильно рассчитать сумму платежа. - отмечает С.Г. Пепеляев. - Бухгалтерия организации - источника выплаты справится с этим лучше. "

Во-вторых, в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. В этом случае целесообразно, чтобы работодатель, выплачивая заработную плату и иные доходы работникам, исчислил и удержал бы у них соответствующие налоги, а затем уже перечислил бы общую массу собранных налогов в бюджет (внебюджетный фонд). При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других - непосредственных налогоплательщиков.

В-третьих, когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении которых у российских налоговых органов существенно ограничены.

Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица. Физические лица налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации

Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ. Что касается обязанностей, они у налоговых агентов значительно сужены. Согласно п.3 ст.24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

Удержание налоговых платежей из средств, выплачиваемых налогоплательщику, производится без какого-либо согласования (одобрения, подтверждения) со стороны последнего. С другой стороны, налоговый агент не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей, что свидетельствует об императивном, публично-правовом характере правоотношений "государство - налоговый агент - налогоплательщик". Обязанности налогового агента вытекают из закона, а не договора, то есть любые контрактные условия об удержании, исчислении и перечислении налогов в качестве налогового агента являются изначально ничтожными.

Согласно ст.24 НК РФ налоговый агент обязан вести учет не просто начисленных, а реально выплаченных налогоплательщикам доходов. Выплата доходов (в частности, заработной платы) физическим лицам в натуральной форме не создает у налогового агента обязанности удерживать налог. В этом случае налоговый агент обязан письменно уведомить налоговый орган о невозможности удержать налог. Правонарушение, предусмотренное ст.123 НК РФ "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов", может быть вменено налоговому агенту только "в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 <#"center">2.2 Физическое лицо как свидетель

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, налоговым органам предоставлено право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля <#"center">2.3 Физическое лицо как лицо, в отношении которого ведется производство по делу о налоговом правонарушении

Для признания нарушения нормы физическим лицом, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки: нарушение норм, закрепленных актами законодательства о налогах и сборах, в чем выражается противоправный характер нарушения; виновность деяния; налоговое правонарушение является основанием реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

Для решения вопроса о том, может ли физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) быть привлечено к налоговой ответственности по конкретному основанию, необходимо обратиться к диспозиции и санкции соответствующей статьи (пункту статьи) НК РФ.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 09.08.2007 N 28-10/076242@ указало, что ответственность за неуплату налога, в том случае если налогоплательщиком является несовершеннолетний ребенок, возлагается на его законного представителя.

Однако представляется, что данная позиция НК РФ не соответствует, поскольку ответственность законных представителей налогоплательщиков главой 16 НК РФ (а также 18 НК РФ) не установлена. Соответственно, основания для привлечения к налоговой ответственности законного представителя налогоплательщика отсутствуют. Пункт 2 статьи 107 НК РФ не предусматривает исключений для каких-либо случаев, в том числе в зависимости от того, является физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в силу статей 109, 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанности налогоплательщика (статья 23 НК РФ) по уплате законно установленных налогов. Также лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. И вправе обжаловать решения, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения. Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части. По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение <#"center">Заключение

Совокупность специфических прав и обязанностей, принадлежащих налогоплательщику - физическому лицу, имеет важное значение для характеристики его правового статуса. Они позволяют определить грани возможности физического лица действовать в своих или чужих интересах.

Вопрос о налоговой ответственности порождает неопределенность в плане того, с какого момента возникает налоговая обязанность физического лица. И подводя итог вышеуказанным мнениям ученых я соглашусь с тем, что в законодательстве следует установить непосредственную связь возраста наступления налоговой дееспособности физического лица как носителя статуса налогоплательщика со способностью самостоятельно распоряжаться соответствующими налогооблагаемыми объектами. При этом возраст наступления налоговой дееспособности и деликтоспособности должен совпадать.

Также, можно утверждать, что признаками физического лица как субъекта налогового права и носителя правового статуса налогоплательщика в Российской Федерации являются:

) наличие у налогоплательщика - физического лица объекта налогообложения (имущества, доходов);

) распространение на физическое лицо налоговой юрисдикции Российской Федерации;

) налоговая правосубъектность, которая состоит из трех элементов - налоговой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты и акты судебных органов

. Конституция РФ принята 12.12.1993

. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

. Приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (ред. от 21.01.2013)"Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".

. Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (ред. от 27.08.2013)"Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"

. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа".

. Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 09.08.2007 N 28-10/076244 "О признании налоговыми агентами дачных, огородных и садовых товариществ".

Литература:

. Горшкова Л.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй)" (постатейный) (под ред.Л. Л. Горшковой).

. Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М.: Издательство "Экономика", 1997.

. Демин А.В. Налоговое право России. Демин А.В. М.: Юрлитинформ, 2006.

. Загряцков М.Д. Административно-финансовое право. - М.: Финансовое издательство НКФ СССР, 1928.

. Запольский С.В. Финансовое право: учебник отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая фирма "Контракт": Болтере Клувер, 2011.

. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.: Норма, 2001.

. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. - М.: Юристъ, 2001.

. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: в 6 т.Т. II. - Харьков: Легас, 2002.

. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004.

. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003.

. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: части первой. М.: МЦФЭР, 1999.

. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Инфра-М, 1998.

. Рыжаков А.П. Монография: Свидетель в налоговом праве: понятие, права, обязанности / М.: Дело и Сервис, 2010.

. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. 2003. N 12.

. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук - Екатеринбург, 1999.

. Запольский С.В. Правовые основы самофинансирования предприятий в условиях полного хозяйственного расчета (Финансово-правовой аспект) // Автореф. на соискание уч. ст.д. ю. н. - М., 1989.

. Разгильдиева М.Б. Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук - Саратов, 1998.

. Тропская С.С. Правовой статус налогоплательщика - физического лица в Российской Федерации // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2007

Интернет-ресурсы

. Официальный Интернет-сайт УФНС России по г. Москве #"justify">. Справочно - правовая система - http://www.consultant.ru/

Похожие работы на - Физическое лицо как участник налоговых правоотношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!