Участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации в процессе правового обеспечения мирного разрешения международных споров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации в процессе правового обеспечения мирного разрешения международных споров

Введение

Мирное урегулирование межгосударственных споров относится к числу самых острых и актуальных тем. От своевременного, полного и окончательного разрешения противоречий зачастую зависит сохранение мира и обеспечение безопасности как на региональном, так и на глобальном уровнях.

В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.

В процессе межгосударственного общения возникают разногласия, сталкиваются интересы и позиции субъектов международного права по всему спектру международной жизни - от правовых разночтений при толковании и применении действующих двусторонних и многосторонних договоров до территориальных претензий и пограничных споров. Если споры, касающиеся международных соглашений, представляют собой сугубо юридические разногласия и разрешаются, как правило, путём применения международной судебной процедуры, то политические, экономические и иные споры требуют сочетания как правовых, так и политических мирных средств урегулирования.

Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила - не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

1. Понятие и классификация международных споров

международный спорт юридический правовой

Устав ООН для классификации конфликтных отношений использует два основных вида понятий международных конфликтов: «спор» и «ситуация», «…улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Определения данных понятий в Уставе ООН отсутствуют.

Ситуация (международная) - это состояние напряжённости между двумя или несколькими государствами, возникающее по вопросу факта или права (например, толкования или применения международного договора).

Спор - это совокупность взаимных притязаний субъектов международных правоотношений по вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров и др.

Спор возникает не сразу, а «вызревает» из определённой ситуации. Разногласия между государствами - это ещё не спор. Различие между спором и ситуацией состоит в том, что в случае спора всегда есть конкретные участники, поскольку его возникновение обусловлено совпадением взаимных претензий государств относительно предмета спора. Ситуация шире спора. Она может существовать до возникновения, в процессе спора и после его разрешения. Такое различие ситуации и спора определяет и процедуру их рассмотрения в Совете Безопасности ООН: при рассмотрении спора сторона, участвующая в нем, должна воздержаться от голосования; при рассмотрении ситуации этого не требуется.

Устав ООН делит споры на две категории: а) особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34); б) любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36). Устав ООН не содержит критериев разделения споров и ситуаций на указанные две категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. В соответствии с Уставом ООН «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Таким образом, деление международных конфликтов на споры и ситуации является условным и относительным. Ситуация - более широкое понятие, чем спор. Как споры, так и ситуации могут угрожать миру и безопасности, и в силу этого рассмотрение их входит в компетенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН.

В свете целей ООН важнее улаживать споры и ситуации первого вида. Вместе с тем, исходя из этих же целей, всякие споры и ситуации должны быть улажены, ибо те из них, что не угрожают международному миру и безопасности, все же вызывают международные трения, а для поддержания дружественных отношений и сотрудничества между государствами необходима ликвидация любых международных трений.

Наличие между различными государствами многочисленных и разнообразных международных споров, которые в абсолютном большинстве случаев разрешаются мирными средствами, является характерной чертой сложившейся системы международных отношений. В целях упорядочения данного многообразия споров и выбора наиболее подходящего средства мирного урегулирования их отдельных видов целесообразно проведение классификации международных споров по следующим основаниям.

«1. Предмет спора.

Споры можно классифицировать по областям международного права. Так, выделяют территориальные споры, юрисдикционные споры, споры о дипломатической защите, споры в области морского права и т.д. В то же время в рамках отдельных областей можно продолжить классификацию, выделяя по конкретному предмету, например, споры о разграничении континентального шельфа в качестве одного из видов споров по морскому праву, споры о налогообложении дипломатических агентов как вид споров в области дипломатического права.

. Природа спора.

По данному основанию различают:

а) споры о фактах (об уже произошедших событиях);

б) споры о праве (о применении норм или принципов международного права к конкретной ситуации, а также о справедливости существующих правовых норм и целесообразности их изменения);

в) процедурные споры (каким образом и с использованием каких процедур должны разрешаться споры о фактах или праве).

. Природа отношений между сторонами спора.

Часто бывает сложно определить, существует ли спор между сторонами, которые имеют длительные отношения, или между сторонами, которые только время от времени взаимодействуют друг с другом. В то же время характерно, что средства мирного разрешения споров, избираемые субъектами, имеющими длительный положительный опыт отношений, отличаются от средств, избираемых субъектами, сотрудничавшими редко или нерегулярно. Например, государства, имеющие взаимовыгодные и постоянные отношения в течение длительного времени, как правило, разрешают свои споры посредством переговоров и консультаций, не прибегая к услугам международных судов или арбитража.

. Степень важности спора для сторон.

Очевидно, что есть огромная разница, когда одна из сторон считает разрешение спора в свою пользу жизненно важным для своих национальных интересов, или же она согласна уступить и пойти на компромисс.

. Влияние спора на интересы других субъектов международного права или на международное сообщество в целом.

То, что спор может затрагивать интересы других государств или международных организаций, является весьма важным для выбора средств его урегулирования. Данное утверждение основывается на положениях Устава ООН, в которых предусматриваются особые процедуры для споров, угрожающих международному миру и безопасности. В частности, в отношении споров такого рода СБ ООН наделён особыми полномочиями - он вправе по своей инициативе расследовать любой такой спор и определять процедуру его урегулирования.

. Правовой характер спора.

Нередко проводится различие между т.н. «правовыми» или «подлежащими рассмотрению в суде» спорами и «политическими», «неправовыми» или «не подлежащими рассмотрению в суде» спорами».

Устав ООН предусматривает определённые процедуры урегулирования нескольких разновидностей международных споров. Среди них: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33); «международные споры» (п. 3 ст. 2); «любой спор», т.е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38); «местные споры» (пп. 2 и 3 ст. 52); «споры юридического характера» (п. 3 ст. 36).

Какого-либо чёткого разграничения между юридическими (правовыми) и политическими спорами в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем в Статуте Международного Суда ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера. «Государства - участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:) толкования договора;) любого вопроса международного права;) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства».

Особое место среди всего разнообразия международных споров занимают политические споры, как наиболее важные и сложные (например, по территориальным проблемам, определению границ), которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооружёнными конфликтами.

2. Принцип мирного разрешения международных споров

В международно-правовых соглашениях и политических декларациях институт мирного разрешения споров рассматривается как один из основных принципов международного права, в соответствии с которым споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами. Внедрение и практическое применение принципа мирного разрешения споров призвано устранить саму возможность возникновения межгосударственных споров и не допустить их перерастания в стадию конфликта.

Первым универсальным актом о мирном разрешении международных споров является Конвенция «О мирном решении международных столкновений», принятая в 1899 году на первой Гаагской конференции мира и дополненная в 1907 году на второй Гаагской конференции мира, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Однако в условиях признания допустимости и правомерности вооружённого насилия в международных отношениях, обращение к добрым услугам и посредничеству, а также к другим предусмотренным в Конвенции мирным средствам разрешения споров не носило для её участников юридически обязательного характера. «Договаривающиеся державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Оговорка «насколько позволят обстоятельства» делала такое обращение полностью зависимым от усмотрения каждой из спорящих сторон. Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права - он предусматривал обязательное применение в определённых случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал чётко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Члены Лиги Наций должны были передавать спор, «могущий вызвать разрыв», на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги «Все Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются ещё, что они ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трёхмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета…». «Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешённым третейским судом, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путём, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству… Члены Лиги обязуются выполнять добросовестно вынесенные решения и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразоваться». Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась.

«Если между Членами Лиги возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить его Совету… Если доклад Совета принят единогласно, причём голоса Представителей Сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой Стороны, которая сообразуется с выводами доклада.

В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его Членами, кроме Представителей всякой Стороны в споре, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим им сохранения права и правосудия», из данной статьи можно сделать вывод, что Члены Лиги были свободны в выборе между мирными и военными средствами.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 году Парижского договора об отказе от войны (Пакта Бриана - Келлога). «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединённых Наций. Принцип мирного разрешения международных споров закреплён в качестве одного из основополагающих императивных принципов современного международного права: «Все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Содержание этого принципа было развито в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, принятой на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 года. «Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства. Ничто в предыдущих абзацах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава, в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров».

Существенную роль в формировании принципа мирного разрешения международных споров сыграли довольно многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Наиболее полно соответствующие правила изложены в Манильской декларации о мирном разрешении международных споров (принята резолюцией 37/10 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 1982 года).

Новые тенденции отражены в Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединённых Наций в этой области (принята резолюцией 43/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1988 года). Декларация воплотила идею превентивной дипломатии. Международно-правовой основой для определения подходов к урегулированию мирными средствами споров и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях государств-участников СНГ, являются положения специального раздела IV «Предотвращение конфликтов и разрешение споров» Устава Содружества Независимых Государств.

3. Средства мирного разрешения международных споров

.1 Система мирных средств разрешения международных споров

Под средствами мирного разрешения международных споров понимаются международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с принципами международного права без применения принуждения в какой-либо форме.

В своём развитии мирные средства разрешения споров не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости от исторической эпохи и особенностей соотношения сил на международной арене. Одни из мирных способов разрешения конфликтов известны с древнейших времён (добрые услуги, посредничество и др.), другие получили развитие лишь в конце XIX в. - начале XX в. (согласительная процедура, арбитраж), третьи возникли на протяжении второй половины XX в. (международные суды, примирительные комиссии, разрешение споров с помощью международных организаций). Однако лишь с признанием обязанности разрешения споров исключительно мирными средствами сформировалась система таких средств. Эта система нашла закрепление в Уставе ООН. «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». К иным мирным средствам можно отнести добрые услуги, механизм разрешения споров органами ООН, механизмы разрешения споров, предусмотренные специальными соглашениями. В практике международных отношений могут появиться и другие процедуры. Некоторые мирные средства, получившие своё договорно - правовое оформление ещё в конце XIX в. - начале XX в., в статье 33 Устава ООН названы иначе. Так, под обследованием Устав ООН имеет ввиду следственные комиссии, т.е. следственную процедуру, а под примирением - согласительные комиссии.

Можно выделить три основных вида средств мирного разрешения споров: согласительные (дипломатические), судебные (юридические), разрешение споров в международных организациях. При этом первые два вида целиком посвящены разрешению споров. Для организаций разрешение споров представляет лишь одно из направлений деятельности.

.2 Согласительные (дипломатические) средства мирного разрешения международных споров

Согласительные средства играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях суверенных государств. Суть этих средств состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения. Такими средствами являются переговоры, консультации, обследование (следственные комиссии), добрые услуги, посредничество, примирение (согласительные, примирительные комиссии).

Переговоры - это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств. Не случайно в статье 33 Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулирования международных споров и конфликтов. Переговоры представляют собой прямой контакт сторон в целях достижения взаимоприемлемого соглашения. Они могут вестись через обычные дипломатические каналы или в форме специально созываемых совещаний. Возможна также письменная форма, обмен посланиями. Результаты переговоров обычно находят отражение в совместных коммюнике, которые не являются договорами. Переговоры должны предшествовать применению иных средств разрешения споров. Ещё Постоянная палата международного правосудия подчёркивала: «Прежде чем спор будет представлен на судебное разбирательство, его предмет должен быть чётко определён на дипломатических переговорах».

Переговоры обладают рядом преимуществ по сравнению с иными средствами. Их легче организовать, они не требуют значительных расходов, а главное, не оказывают отрицательного влияния на взаимоотношения сторон. Опыт свидетельствует об эффективности переговоров. При их помощи решается основная масса разногласий между государствами. В ходе переговоров государства или международные организации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопросов. Переговоры не только являются средством урегулирования международного спора, но и выполняют функции вспомогательного средства. Практически все способы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами.

Международное право не устанавливает единообразного порядка ведения переговоров. Как показывает практика, нормальные переговоры проходят следующие основные стадии:

·выступление государства или группы государств (например, ЕС) или иных субъектов международного права с инициативой проведения переговоров;

·достижение договорённости между спорящими сторонами о переговорах (время, место, уровень и т.п.);

·выработка процедуры ведения переговоров;

·собственно переговоры;

·принятие согласованного в ходе переговоров акта.

Переговоры различаются:

)по предмету спора:

·политическим;

·экономическим;

·социальным и другим вопросам;

)по количеству участников:

·многосторонние;

Последние приобретают широкое распространение. Появилось понятие парламентской дипломатии, означающей многосторонние переговоры в рамках международных органов и организаций.

)по статусу участвующих должностных лиц:

·на высшем уровне (глав государств, глав правительств);

·на уровне министров иностранных дел;

·послов или специально уполномоченных на это должностных лиц.

В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 53/101 «Принципы и установки для ведения международных переговоров».

«2. Подтверждает важность ведения переговоров в соответствии с международным правом таким образом, чтобы они были совместимы с принципом достижения декларируемой цели переговоров и способствовали этому, и соответствовали следующим установкам:

a) переговоры должны вестись добросовестно;

b) государствам следует должным образом учитывать важное значение надлежащего вовлечения в процесс международных переговоров государств, жизненные интересы которых непосредственно затрагиваются обсуждаемыми вопросами;

c) цель и предмет всех переговоров должны быть полностью совместимы с принципами и нормами международного права, включая положения Устава;

d) государствам следует придерживаться взаимно согласованных рамок для ведения переговоров;

e) государствам следует принимать меры к поддержанию конструктивной атмосферы на переговорах и воздерживаться от каких-либо шагов, которые могли бы привести к срыву переговоров и помешать их проведению;

f) государствам следует содействовать проведению или завершению переговоров, концентрируя внимание в течении всего переговорного процесса на главных целях таких переговоров;

g) государствам следует делать всё возможное для продолжения работы по достижению взаимоприемлемого и справедливого решения в случае, если переговоры заходят в тупик».

Консультации - разновидность переговоров, отличающаяся простотой организации, меньшей формальностью. Это относительно новый способ мирного разрешения споров, его появление относится к XX столетию. Предметом консультаций являются обычно вопросы, имеющие жизненно важное значение для государств или международных организаций. В международной практике используются две разновидности консультаций: факультативные и обязательные. Факультативными являются консультации, к которым стороны прибегают по взаимному согласию. Применение обязательных консультаций предусмотрено в двусторонних и многосторонних международных договорах. Например, в Генеральном соглашении по торговле услугами 1994 г. (Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). «1. Каждый член благожелательно относится к консультациям и создаёт для них соответствующие условия, в связи с претензиями, которые могут быть сделаны любым другим членом по любому вопросу, затрагивающему функционирование настоящего Соглашения. При таких консультациях применяется Договорённость о разрешении споров (ДРС) 2. Совет по торговле услугами или Орган по разрешению споров (ОРС) по запросу члена могут провести консультации с любым членом или членами в отношении любого вопроса, по которому невозможно было достичь удовлетворительного решения путём консультаций согласно пункту 1», в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. «2. Стороны также без промедления проводят обмен мнениями, когда процедура урегулирования спора была прекращена без достижения урегулирования или, когда спор урегулирован и обстоятельства требуют консультаций относительно способа осуществления урегулирования». С некоторыми странами Россия заключила специальные соглашения о консультациях (с Великобританией, Арменией, Италией, Коста-Рикой, Казахстаном, Канадой, Молдавией, Турцией, Украиной, Францией и др.). Такие консультации проводятся в целях установления общей позиции сторон по вопросам политики, международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Особый вид составляют консультации по вопросам мирного урегулирования споров.

Обследование (следственные комиссии) - это
средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Порядок формирования и функционирования следственных комиссий регулируется статьями 9 - 35 Конвенции о мирном разрешении международных столкновений (1907). Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий её членов, а также место пребывания комиссии, её право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить своё изложение фактов, и т.д. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол. Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и являются секретными. Любое решение комиссии принимается большинством голосов. После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. «Доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, отнюдь не имеет характера третейского решения. За Сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами». В практике ООН большое значение придаётся работе по установлению фактов, в 1991 году Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. «1. При выполнении своих функций, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, компетентным органам ООН следует стремиться быть полностью осведомлёнными обо всех соответствующих фактах. С этой целью они должны рассматривать возможности осуществления мероприятий по установлению фактов… 3. Деятельность по установлению фактов должна носить всеобъемлющий, объективный, беспристрастный и своевременный характер».
В данной Декларации также указаны: порядок создания миссий по установлению фактов и решения вопроса о направлении этих миссий.

«4. Если надлежащие сведения по всем соответствующим фактам нельзя получить путём использования возможностей Генерального секретаря в области сбора информации или иных существующих средств, компетентному органу ООН следует рассмотреть вопрос об организации миссии по установлению фактов.

. При решении вопроса о необходимости и сроке направления такой миссии компетентные органы ООН должны учитывать, что направление миссии по установлению фактов может свидетельствовать об озабоченности Организации и должно способствовать укреплению доверия и урегулированию спора или ситуации и вместе с тем предотвращению любого их обострения.

. Для направления миссии ООН по установлению фактов на территорию любого государства требуется предварительное согласие этого государства с соблюдением соответствующих положений Устава ООН».

Примирение (примирительные, согласительные комиссии) - как средство мирного урегулирования споров примирение, в отличие от обследования, включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации. Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, то есть не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре. Наиболее подробно порядок создания и функционирования согласительной комиссии изложен в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 года, пересмотренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 году. Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут рассматриваться в постоянной или временной специальной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются большинством голосов членов комиссии.

В практике СССР получили развитие согласительные комиссии для
разрешения пограничных инцидентов и конфликтов.
В 1995 г. Генеральной Ассамблеей ООН принят Типовой согласительный регламент ООН для разрешения споров между государствами. Типовые правила применимы лишь в тех случаях, когда государства в письменной форме договорились об их применении.

Примирительные комиссии - одна из процедурных форм мирного урегулирования международных споров, предусматриваемая отдельными международными договорами, в том числе Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года.

«1. Если спор не был разрешён в результате консультаций, в течение одного месяца с момента начала консультаций, любое государство, участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию, создаваемую в соответствии с положениями настоящей статьи, путём направления письменного уведомления Организации и другим государствам, участвующим в консультациях… 2. Каждая примирительная комиссия состоит из трёх членов: двух членов, назначаемых, соответственно, каждой из сторон в споре, и председателя… 6. Комиссия устанавливает свои собственные правила процедуры и принимает свои решения и рекомендации большинством голосов».

Добрые услуги и посредничество - это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия. Добрые услуги или посредничество могут оказывать государства (в том числе коллективно) или международные организации. Оказывающие добрые услуги государство или международная организация сами в ходе переговоров не участвуют, если об этом не попросят спорящие стороны. При посредничестве третья сторона вправе участвовать в переговорном процессе и выдвигать устные или письменные предложения по существу спора.

Добрые услуги - это действия не участвующей в споре стороны (государства, международной организации, известного общественного или политического деятеля), направленных на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружелюбного акта по отношению к спорящим сторонам. Оказывающий добрые услуги в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимает. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

Посредничество - предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера. «Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре». Посредник может участвовать в переговорах, активно влиять на их ход, внося предложения по существу спора. Именно поэтому для осуществления посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон.

Известны добрые услуги Правительства СССР, перешедшие в посредничество, по разрешению индо-пакистанского конфликта, приведшие к подписанию конфликтующими сторонами Ташкентской декларации от 10 января 1966 г. В 1962 г., когда наступил Карибский кризис, возникла реальная опасность обмена ядерными ударами между СССР и США, правительства этих стран приняли добрые услуги и посредничество Генерального секретаря ООН, и мир на планете удалось сохранить. Добрые услуги и посредничество представителя Генерального секретаря ООН сыграли важную роль в мирном урегулировании в 1988 году в Афганистане и в других международных конфликтах. В статье 8 Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 года предусмотрен особый случай посредничества. Находящиеся в споре государства избирают, каждое со своей стороны, державу-посредницу. Эти державы должны войти в непосредственные сношения друг с другом и провести переговоры по предмету спора. В этот период спорящие стороны не должны поддерживать между собой никаких контактов в отношении спора. При помощи такого посредничества был решён алжиро-марокканский спор о границе, возникший осенью 1963 года. Государствами-посредниками выступили Мали и Эфиопия.

.3 Юридические (судебные) средства мирного разрешения международных споров

Судебные средства разрешения международных споров включают в себя: международный арбитраж (третейское разбирательство) и судебное разбирательство в Международном суде ООН. От ранее рассмотренных согласительных (дипломатических) средств они отличаются тем, что рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением.

Международный арбитраж (третейские разбирательство) - это организованное на основе соглашения сторон разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон.

По мнению крупнейшего российского юриста-международника Ф.Ф. Мартенса, третейское разбирательство является «разумнейшим способом миролюбивого разрешения международных столкновений».

Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен ещё со времён рабовладельческих государств. В средние века ими были папы и германский император. Современная же история арбитражного рассмотрения споров началась с образования на основе англо - американского Договора о дружбе, торговле и мореплавании 1794 г. («договор Джея») трёх смешанных комиссий. В XIX в. было образовано уже более 200 арбитражных судов. Особое значение для современной юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением Алабамского спора между США и Великобританией в 1871-1872 годах. В 1872 году арбитражный суд присудил в пользу США 15,5 млн. долл., а английское правительство выплатило эту сумму в качестве возмещения ущерба за продажу южанам крейсеров, уничтоживших более 60 американских судов в ходе Гражданской войны в Америке в 1861-1865 гг.

Важную роль в развитии института арбитража сыграли Гаагские конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов. «Международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами, судьями по их выбору и на основании уважения к праву. Обращение к третейскому суду влечёт за собою обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению. В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров, третейский суд признается Договаривающимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путём. Поэтому желательно, чтобы, в спорах по указанным вопросам, Договаривающиеся державы обращались в случае надобности к третейскому суду, поскольку то позволят обстоятельства».

В соответствии с этими конвенциями была учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное бюро и Административный совет. Бюро выполняет функции канцелярии: стороны сообщают ему своё решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет связь между сторонами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату. Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Административный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств - участников Гаагских конвенций. Председателем совета является министр иностранных дел Нидерландов. Совет решает все административные дела, в том числе финансовые, назначает и увольняет служащих Бюро. Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей составляется следующим образом: каждое государство - участник Гаагских конвенций (их на сегодня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц, «которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи».

Современной международной практике известны два вида арбитражных органов: временный (арбитраж ad hoc) и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий разрешению третейским судом, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относительно принятия и исполнения третейского решения. Постоянный арбитраж - это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоянных арбитражных органов - добровольная и обязательная. При добровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования одной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путём включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки. Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство:

)специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж;

)специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора;

)общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж).

Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон.

Судебное разбирательство (международные судебные органы) - является относительно новым средством мирного разрешения споров.

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер:

Постоянная палата третейского суда

·Стороны назначают арбитров

·Стороны согласуют процедуры

·Стороны выбирают официальные языки

·Заседания являются закрытыми

·Все расходы несут стороны

Международный суд ООН

·Суд уже учреждён

·Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте

·Официальными языками являются английский и французский

·Заседания в большинстве случаев являются открытыми

·Расходы Суда покрывает ООН

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учреждённая в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Палата прекратила своё существование в 1946 году вместе с Лигой Наций. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный суд ООН.

Международный суд ООН является универсальным судебным органом. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 года:

«Государствам следует в полной мере сознавать роль Международного Суда, который является главным судебным органом ООН. Государства могут поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем.

Государствам следует иметь в виду:

a) что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда;

b) что желательно, чтобы они:

i) рассмотрели возможность включения в договоры, когда это уместно, положений, предусматривающих передачу в Международный Суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров;

ii) изучили возможность, в порядке свободного осуществления своего суверенитета, признания юрисдикции Международного Суда обязательной в соответствии со статьей 36 его Статута;

iii) рассмотрели возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный Суд».

Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, который, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью Устава ООН, а также Регламентом Суда. Государства, не входящие в состав ООН, являются участниками Статута Международного суда на условиях, которые в каждом отдельном случае определяются Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. На Международный суд возложена двойная функция: а) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами; б) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и её специализированными учреждениями.

Организация Суда:

«Суд состоит из пятнадцати членов, причём в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесённых в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда.

Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий ещё пяти судей - через 6 лет.

Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Кроме случаев, специально предусмотренных в настоящем Статуте, Суд заседает в полном составе. Кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия».

Компетенция Суда:

«Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Государства - участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: a) толкования договора; b) любого вопроса международного права; c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства».

Международный суд может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующее государство определённым образом даст согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде. Оно может выразить своё согласие одним из следующих споров: а) путём подписания специального соглашения. Два или более государств, являющихся стороной в споре, заключают соглашение о передаче дела в Международный суд; б) включением в договор статьи, в которой государство заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора по поводу применения данного договора; в) односторонним заявлением о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении любого другого государства. Примерно 75% споров были переданы на рассмотрение Суда посредством одностороннего заявления.

В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 государств, причём из постоянных членов Совета Безопасности - только Великобритания. Ряд универсальных международных договоров содержит положение о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. Российская Федерация не подписала Декларацию об обязательной юрисдикции Суда. В некоторых из них Российская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например, в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. В 1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих договоров: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о политических правах женщин 1952 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

За период своей деятельности Международный Суд рассмотрел около 90 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определёнными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г. по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконными военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причинённый ущерб.

Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом: «а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело ex aequo et bono (по справедливости и по добру), если стороны с этим согласны».

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и организациям на постоянной основе. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государством в вооружённом конфликте, мотивируя своё решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ. Консультативное заключение означает выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Международный Суд с 1946 года вынес 25 консультативных заключения, большая часть которых - по запросам Генеральной Ассамблеи. Большой резонанс вызвало консультативное заключение Международного Суда от 8 июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем Международный Суд, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ядерного оружия. Суд также единогласно постановил, что угроза силой или применение силы с использованием ядерного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям ст. 51, противоправны.

Российская Федерация ни разу не была заявителем или ответчиком в Международном суде.

Существование Международного Суда ООН не исключает возможности создания специальных международных судов на основе других соглашений как универсального, так и регионального характера. В связи с этим можно назвать Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Восточно - Африканского сообщества, Суд ЕС и другие.

3.4 Разрешение споров в международных организациях

В последнее время в практике международных отношений получил широкое распространение способ решения разногласий в органах международных организаций. Уставы международных организаций предусматривают наличие механизмов по мирному разрешению споров. Рассмотрение международных споров органами международных организаций ведётся, как правило, политическими средствами. Решения носят рекомендательный характер. Кроме того, большинство организаций имеют органы, специально предназначенные для решения споров.

Разрешение споров в рамках ООН.

По Уставу ООН Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея являются органами, наделёнными полномочиями в области мирного разрешения споров, речь идёт в первую очередь о спорах, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности занимает центральное место в разрешении таких споров. «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Установив характер спора или ситуации, Совет Безопасности вправе предпринять ряд действий. Он может потребовать от сторон, когда сочтёт это необходимым, разрешения их спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, при помощи тех средств, которые перечислены в статье 33 Устава ООН. Если же Совет Безопасности определил, что продолжение спора, переданного сторонами на рассмотрение Совета Безопасности, в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, то он может рекомендовать не только надлежащую процедуру и методы урегулирования, но и такие условия разрешения спора, какие найдёт подходящими (статья 37 Устава ООН).

Генеральная Ассамблея также разрешает споры и рассматривает ситуации, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, и делает рекомендации по их урегулированию. При этом Генеральная Ассамблея не может делать никаких рекомендаций в отношении спора или ситуации, если они рассматриваются Советом Безопасности и если Совет не запросит об этом.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров. В ней признается необходимым повышение эффективности ООН в мирном разрешении международных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и международного права. Согласно этой Декларации: «3. Государства-члены подтверждают важную роль, возложенную Уставом ООН на Генеральную Ассамблею в области мирного разрешения споров, и подчёркивают необходимость эффективного осуществления Ассамблеей её функций… 4. Государствам-членам следует укреплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности в соответствии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности…».

В статье 33 Устава ООН предусматривается обращение спорящих сторон наряду с другими средствами и к региональным органам или соглашениям. «Члены Организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности».

Разрешение споров в рамках ОБСЕ.

В рамках ОБСЕ разработана система мирного разрешения споров, состоящая из четырёх элементов: Механизма ОБСЕ по урегулированию споров (Валлеттский механизм), Комиссии ОБСЕ по примирению, Суда по примирению и арбитражу и процедуры директивного примирения.

Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуются соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частности, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результаты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12-23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассматривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему; в) стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договорённостей, позволяющих сохранить между ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. Государства члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твёрдые обязательства, чем они установлены общими нормами международного права. В частности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегулирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от оговорок к процедурам урегулирования спора.

Вторым элементом системы ОБСЕ по мирному урегулированию споров является Комиссия ОБСЕ по примирению, предусмотренная Положением о ней, одобренным в Стокгольме в декабре 1992 года в дополнение к Валлеттскому механизму. Спор между государствами - участниками ОБСЕ может быть передан Комиссии, если об этом договорятся стороны в споре. Однако в соответствии с разделом II Положения государство-участник может в любое время заявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примирения Комиссии в отношении споров между ними и другими государствами-участниками. В этом случае становится возможным обращение к Комиссии в одностороннем порядке.

Третьим элементом системы является Суд по примирению и арбитражу, создание которого предусмотрено Конвенцией по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ, принятой в Стокгольме 15 декабря 1992 г. Конвенция вступила в силу в 1997 году. Каждое государство - участник Конвенции после вступления её в силу назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, а также одного арбитра и одного заместителя арбитра, которые могут быть ее гражданами или гражданами любого другого государства - участника СБСЕ. Мировые посредники и арбитры образуют в совокупности Суд.

Четвёртый элемент системы мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ - это процедура директивного примирения, предусмотренная Положениями о директивном примирении, также принятая в Стокгольме в декабре 1992 года.

Другие международные региональные организации также предусматривают процедуры мирного разрешения споров.

В соответствии с Пактом Лиги арабских государств Совет наделён функциями арбитражного и примирительного органа, в котором решения принимаются большинством голосов, Хартия Организации африканского единства предусматривает, что спорные вопросы должны разрешаться путём переговоров, посредничества, примирения и арбитража, Система разрешения споров между американскими государствами закреплена в Уставе Организации американских государств. Принятый в 1948 году Американский договор о мирном разрешении споров (Боготинский пакт) ни разу на практике не применялся.

Разрешение споров в рамках СНГ.

Содружество Независимых Государств в качестве одной из своих главных целей определило мирное разрешение споров и конфликтов. Одновременно Устав СНГ подтверждает приверженность принципу мирного разрешения споров. Специальная глава Устава СНГ посвящена предотвращению конфликтов и разрешению споров (раздел IV). «Государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека…

Государства-члены будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров посредством переговоров или достижению договорённости о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора. Если государства-члены не разрешают спор при помощи средств, указанных в части второй настоящей статьи, они могут передать его в Совет глав государств…

Совет глав государств правомочен в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования».

В последующем принцип мирного разрешения споров был закреплён и развит в ряде совместных документов, принятых государствами СНГ: Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ от 20 марта 1992 г., Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ, принятой 15 апреля 1994 г., Меморандумом о поддержании мира и стабильности в СНГ от 10 февраля 1995 г., Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества от 19 января 1996 г..

4. Участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации в процессе правового обеспечения мирного разрешения международных споров

В соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»: «Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Конституцией Российской Федерации закреплён принцип приоритета норм международного права над нормами права национального: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», поэтому особое место в правовом регулировании организации и деятельности Федеральной службы безопасности занимают международные договоры и соглашения, заключённые Российской Федерацией с государствами в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, в области защиты и охраны государственной границы, другими правонарушениями и преступлениями.

Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации указывает, что: «Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами безопасности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности».

Федеральная служба безопасности Российской Федерации в соответствии с возложенными на неё функциями обязана:

«39) участвовать в пределах своих полномочий в подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в международно-правовом оформлении и договорном закреплении государственной границы и разграничения морских пространств;

) заключать в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации; по согласованию с иностранными компетентными органами направляет официальных представителей, советников и специалистов в иностранные государства и организации в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом и преступностью, а также в целях соблюдения международно-правовых актов в сфере охраны государственной границы; осуществляет внешние сношения с иностранными компетентными органами и обменивается с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами;

) участвовать в работе международных, межгосударственных и иных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

В настоящее время ФСБ России поддерживает официальные контакты со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах мира функционируют аппараты официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранных государствах. Осуществляется активное взаимодействие органов безопасности с зарубежными партнёрами по линии таких международных структур и институтов, как ООН, «Группа восьми», ОБСЕ, Совет государств балтийского моря, АТЭС, Совет Россия - НАТО, Конференция руководителей специальных служб тюркоязычных государств. В формате многостороннего пограничного сотрудничества на постоянной основе принимается участие в ежегодных региональных форумах пограничных ведомств / береговых охран государств Атлантики, северной части Тихого океана, Балтийского и Чёрного морей, а также в заседаниях Международной конференции по пограничным вопросам.

Деятельность пограничных представителей в международном правовом оформлении границ.

Завершение договорного закрепления государственной границы на участках, не оформленных в международно-правовом отношении, является одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации. Российская Федерация не имеет территориальных претензий ни к одному из сопредельных государств и ведёт дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и нерушимости существующих границ.

ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в процессе международно-правового оформления государственной границы России на основе универсальных принципов международного права, Конституции Российской Федерации, российского законодательства и директив Правительства Российской Федерации.

Сотрудники ФСБ России участвуют в комиссиях (межведомственных комиссиях) и делегациях на переговорах с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Норвегией, Украиной, Азербайджаном, Казахстаном, а также с другими странами по разграничению морских пространств.

Динамику международно-договорного оформления границы и установления её режима в последние годы характеризуют следующие результаты. Вступили в силу договоры о границе с Литвой (2003), Украиной (2004), Казахстаном (2006), Латвией (2007), Дополнительное соглашение о российско-китайской границе на ее Восточном участке (2005), Соглашение о точке стыка границ России, Литвы и Польши (2006), подписаны Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006), Соглашение о точке стыка границ экономических зон и континентального шельфа России, Литвы и Швеции в Балтийском море (2005), Соглашение о режиме российско-китайской границы, Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда (2007), проведена проверка границы с КНДР (2002) и Монголией (2002).

Начата подготовка к демаркации границы с Литвой, проверка границы с Финляндией и переговоры по порядку проведения проверки границы с Норвегией. С подписанием в июле 2008 года Дополнительного Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части закончена демаркация государственной границы с Китаем. Продолжаются переговоры по международно-правовому оформлению государственной границы России с Азербайджаном. В мае 2009 года начата демаркация государственной границы с Казахстаном.

В итоге государственная граница Российской Федерации полностью оформлена с шестью государствами (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР). Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с Латвией, Литвой, Украиной, Казахстаном и США. Не оформлена граница России с Эстонией, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном и Японией.

Остро стоит вопрос разграничения морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Норвегией, Финляндией, Польшей и КНДР. С Эстонией, Украиной и Японией граница на море не оформлена, с признанием Российской Федерацией Абхазии, встал вопрос об оформлении границы на море и с ней. Не решены вопросы правового статуса и режима использования Каспия. Не ратифицировано Соглашение между бывшим СССР и США о линии разграничения морских пространств. До конца не решён вопрос разграничения континентального шельфа и исключительной экономической зоны с Норвегией в Баренцевом море.

Заключение

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. Периодически в разных точках нашей планеты вспыхивают региональные конфликты, зачастую перерастающие в войны. Поэтому предотвращение таких конфликтов, разрешение международных разногласий и споров на их начальной стадии мирными средствами - основная задача мировой политики на данный момент. Важно не дать какому-либо возникшему и нарастающему спору приобрести агрессивную форму и разрушить сложившиеся, относительно мирные мировые отношения. Именно для поддержания и развития мирных отношений, направленных на сохранение современной мировой цивилизации и создаются мировые сообщества, одним из принципов деятельности, которых и является принцип мирного разрешения международных споров.

Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, причём такие важные субъекты международного права просто не вправе оставлять свои международные споры неразрешёнными. Это означает требование о скорейшем разрешении международного спора и необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принёс позитивных результатов.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования, возникающих между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

Мирные средства разрешения международных споров - это средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципом мирного решения международных споров. В статье 33 Устава ООН в качестве таких средств названы переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства - добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН разрешением международных разногласий могут заниматься Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН.

В соответствии с принципом мирного разрешения споров, относящимся в современном международном праве к основополагающим, спорящие стороны обязаны урегулировать свои разногласия исключительно мирным путём с помощью перечисленных выше или каких-либо иных средств по их собственному выбору.

В свете изложенного представляется целесообразным заключение многостороннего международного договора (конвенции) о мирном разрешении международных споров, в котором на основе императивных требований принципов запрещения применения силы и угрозы ею и принципа мирного разрешения споров в их современном содержании, детально регламентировалась бы процедура применения всех действующих международно-правовых средств мирного урегулирования.

Анализируя функции Федеральной службы безопасности, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, с позиции интересов безопасности Российской Федерации, можно отметить следующие аспекты, которые представляют интерес для осуществления взаимодействия со спецслужбами и правоохранительными органами иностранных государств, а также для практической разведывательной и контрразведовательной деятельности.

Во-первых, указанные соглашения можно рассматривать в качестве правовой базы для осуществления определённых действий Федеральной службой безопасности по поручению государства, в том числе с использованием мирных средств разрешения международных споров.

Во-вторых, данные соглашения содержат ряд положений, знание и умелое применение которых может расширить использование мирных средств разрешения международных споров.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) #"justify">2.Федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 05.05.2014) #"justify">3.Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. №960) (ред. от 07.03.2014) #"justify">4.Устав Организации Объединённых Наций. #"justify">5.Устав Содружества Независимых Государств. #"justify">6.Статут Международного Суда Организации Объединённых Наций. #"justify">7.Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. #"justify">.Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 года. #"justify">.Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. Принята резолюцией 46/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1991 года. #"justify">.Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г.#"justify">.Манильская декларация о мирном разрешении международных споров. Принята резолюцией 37/10 Генеральной Ассамблеи от 15.11.1982 г. #"justify">.Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. #"justify">.Принципы и установки для ведения международных переговоров. Приняты резолюцией 53/101 Генеральной Ассамблеи ООН от 08.12.1998 г. #"justify">.Статут Лиги Наций. #"justify">15.Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций. #"justify">.Конвенция о мирном разрешении международных столкновений. (Гаага, 18.10.1907 года). #"justify">.Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. Изд-во «Юристъ». 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. - 685 с.

.Глебов И.Н. Учебник Международное право. - М.: Издательство «Дрофа», 2006. - 368 с.

.Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с.

.Принцип мирного разрешения международных споров / Д.Б. Левин; отв. ред.: Г.В. Шармазанашвили; АН СССР, Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1977.

.Учебник. Международное публичное право. Под ред. Бекяшева К.А.4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 784 с.

.Учебник Международное право. под ред. А.А. Ковалёва, С.В. Черниченко; 4-е изд., - М.: Издательство «Омега-Л», 2011. - 831 с.

.Учебник. Международное право. Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. - М.: Международные отношения, 2002. - Т. 1. - 2002. - 768 с.

.Веб - сайт ФСБ России. #"justify">.Веб - сайт Пограничной службы ФСБ России. http://ps.fsb.ru

Похожие работы на - Участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации в процессе правового обеспечения мирного разрешения международных споров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!