Религия Древнего Египта

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религия Древнего Египта

Содержание

Введение

. Зарождение древнеегипетской религии. Ранние верования

2. Представления о сотворении мира крупных городов

2.1 Главные и локальные боги

2.2 Представления Гелиополиса

2.3 Представления Гермополиса

2.4 Представления Мемфиса

3. Появление солнцепоклонничества

4. Причины переворота Эхнатона и его последствия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность работы. Египетская цивилизация является самой ранней цивилизацией в мире, зародившаяся в третьем тысячелетии до н.э., которая имеет достаточно своеобразную культуру. Религия, тесно связанная с мифологией, хранит в себе много тайн и полностью еще не изучена, тем самым она привлекает к себе многих исследователей. Величайшие пирамиды, устрашающие проклятья, мумии самых знатных фараонов - всё это вызывает интерес не только ученых, но и простых людей. На формирование своеобразной религии повлияли природно-климатические и географические особенности Древнего Египта, что затрудняло внешние контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов.

Изучение египетской религии начинается с расшифровки иероглифов, французским египтологом Ж.Ф. Шампольоном, благодаря чему было переведено множество различных письменных памятников, таких как Книга мертвых, «Большой папирус Гарриса», составленный при Рамзесе IV, в котором очень подробно перечисляются все дары, сделанные Рамзесом III храмам, а также всё имущество крупнейших храмов Египта, краткие надписи, сохранившиеся на «больших исторических скарабеях», «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», гимны богам и царям, ритуалы, мифы, заупокойные тексты и магические заклинания. Геродот, греческий историк, в своем труде «История» подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Он описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние египетского жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности собак, кошек и даже крокодилов. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, в частности связанные с культом Озириса, который получил широкое распространение во всём античном мире. Огромное значение для изучения египетской религии имеет книга Плутарха Херонейского (50-125 гг. н.э.) «Об Изиде и Озирисе», содержащая единственное полное сохранившееся до нашего времени описание широко распространённого в Египте и во всем античном мире мифа и культа богов природы Изиды и Озириса. Также ценные сведения оставили Платон и Евдокс, которые лично посетили Египет, а именно Гелиополь. Они дали подробные описания о жизни и деятельности жрецов так, как жили с ними около 13 лет.

Первые последователи Шампольона, Бругш и Лепетгус в Германии, Девериа, де-Руже и Шаба во Франции, Розеллини в Италии, Берч в Англии, сосредоточили свои усилия на изучении и издании главным образом памятников древнеегипетской письменности. Немецкий египтолог А. Видеман в своем труде «история религиоведения: религия древних египтян» писал, что эту религию, можно было видоизменять и объяснять настолько по-разному, что, по мнению египтянина, никакой отказ от старых воззрений ради новых идей - какими бы желаемыми они ни были, по нашим понятиям, - оказывался совершенно не нужен. Основателем русской египтологии был крупный учёный, обладавший огромными научными знаниями, академик Б. А. Тураев (1868-1920 гг.). Главным плодом его научной деятельности было составление обширной и прекрасно документированной «Истории древнего Востока», в которой весь древневосточный мир рассматривается как единое культурно-историческое целое. В труде М.А. Коростовцева «Религия Древнего Египта» подробно описаны религиозные представления разных номов, их сходства и различия. Также множество интересных фактов о религии Древнего Египта собрано в «Словаре египетской мифологии» Н.Н. Швец, «История Древнего Востока» В.И. Кузищина, «Мифы народов мира» Токарева, и т.д.

Задачами данной работы являются:

1) Рассмотреть ранние верования древних египтян

) Изучить особенности представлений о сотворении мира разных городов

) Дать представление о реформе Эхнатона и узнать причины ее неэффективности

При выполнении курсовой работы автор применял методику по систематизации информации, а также ее анализ, для подробного изучения данной темы, выделения определенных фактов, сформирования своего вывода. Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями генезиса и древнейшего состояния египетской религии, в интересах полной объективности целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т.е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.

1. Зарождение древнеегипетской религии. Ранние верования

Самые первые племена, населявшие долину реки Нил, как и все представители других первобытных культур, прошли определенные стадии развития религиозных верований до появления целостной государственной религии. Для первобытных культур было характерно, верить в необъяснимые человеком вещи, которые в основном были явлениями природы. Одни из самых первых форм религии являлись фетишизм и тотемизм, которые постоянно подвергались изменениям в связи с переменой образа жизни населения. Фетишизм-культ неодушевлённых вещей у первобытных племён, выраженный в обожествлении или слепом поклонении. В додинастическом Египте нет источников о фетишизме, но благодаря источникам времен объединенного Египта у нас есть возможность посмотреть в прошлое. Фетишизм в Древнем Египте не прекращал свое существование, он только претерпевал изменения, но никогда не исчезал. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уаси [1, с. 115].

С фетишизмом смыкается и тотемизм. Центральной идеей тотемизма, является идея коллективных предков и группового родства людей с животными - тотемами. А. Видеман писал о том, что тотемы образуют мир мифических первопредков общественных родов, тотемических первопредков двойной (полуживотной - получеловеческой) природы. Далее, основываясь на своих наблюдениях, которые показывают на то, что в поведении людей и животных есть очень много общего, автор приходит к выводу о порождении совокупностью указанных обстоятельств культа животных [2].

По многочисленным исследованиям, древнейшей формой религии Египта являлось почитание местных номовых божеств-покровителей. Культ номовых богов держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам. В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты. Каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом. Так, в самом южном номе - Элефантине почитали барана, в Дендере - корову, в Сиуте - шакала, в Гермополе - ибиса и павиана, в Файюмском оазисе - крокодила, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию, Буто почитал священную змею, а соседняя община Пе - пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет- это является доказательством преобладания тотемизма. Большая часть исследователей-египтологов признают, что именно отсюда начал происходить процесс антропоморфизации священных животных так, как после кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол - в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и другие служат доказательством о происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных. Следует обратить внимание на большое количество женских божеств в числе местных покровителей: богини Нехебт, Хатор, Нейт, Сохмет, Нефтида и др. Это связано, по-видимому, с сохранением очень сильных пережитков матриархата у древних египтян [6, с. 35-39].

После изложенной информации, можно увидеть, что рядом с тотемизмом идет обожествление культа животных. Египет представляет собой довольно пустынную страну, и животный мир его довольно беден. Может, поэтому в египетской религии так много божественных животных. Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного. Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности [1, с. 137-141].

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота.

Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными, и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы [3].

Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей. Обнаружены заупокойные скарабеи, «заменители» сердца для быков Мневисов, на одном из них - формула, почти тождественная формуле на скарабеях, применяемых при мумификации людей. Хоронили Мневисов в гелиопольскомСерапеуме. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, несомненно, к более древним временам.

В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.

Интересно отметить, что цветная иконография Бухисов не всегда была выдержана в реалистическом стиле: в ряде случаев они изображены не черно-белыми, а красновато-коричневыми [1, с. 152].

Весьма распространен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. При многих храмах содержались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронились. Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали. Широко был распространен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество. В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом. Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей. Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри [3].

Различия между додинастическим тотемизмом и культом животных в династическом Египте в принципе вовсе не так уж значительны: если тотему не поклоняются, если тотем - «родственник» племени или клана, то обожествленному животному молятся и в ряде случаев это божество является приближенным к фараону: «Коршун Нехбет слыл матерью фараона, а дикая корова - его кормилицей и воспитательницей». Словом, в ряде случаев тотемизм и культ животных настолько сближаются, что нет сомнения в том, что это явления одного порядка.

Менее распространен был культ растений, и сведений о нем соответственно меньше. Однако факт его существования вне сомнения: храмовые тексты птолемеевского времени приписывают каждому ному свое священное дерево. Наиболее распространенными деревьями в Египте были сикомора и финиковая пальма. С культом деревьев связано в основном поклонение богиням. В Гелиополе, например, дерево олицетворяло богиню Нут, в других местах - богиню Хатхор. Сикомора-Хатхор обожествлялась в Мемфисе, финиковая пальма - Хатхор - в Нижнем Египте, близ современного Ком-эль-Хисна, и т. д. Объектами культа были также лук, чеснок и некоторые другие растения. Интересно подчеркнуть, что пережитки древнеегипетского культа деревьев в той или иной форме сохранялись и в мусульманском Египте до первой четверти XX в. включительно [1, с. 154].

У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но проявил необычайную живучесть - он сохранился и после потери Египтом независимости до времени римского господства включительно.

Наряду с тотемизмом магия - одна из древнейших ступеней религиозного сознания. Возникнув в Египте в незапамятные времена, магия стала одним из краеугольных камней египетского религиозного сознания, неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом религии. Более того, можно без преувеличения сказать, что египетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь.

В древности египетские маги обладали репутацией могущественных колдунов. В греко-римские времена магия стала особенно популярной в Египте в самых разных проявлениях и аспектах. Итак, магия была создана божеством для блага людей, она - откровение божества. В Древнем Египте верили, что магия позволяет устанавливать контакты между людьми и богами, а также между людьми живыми и умершими, к ней прибегали для обеспечения комфортных условий своего будущего пребывания в загробном царстве и для решения важных проблем текущей земной жизни. Свидетельства о вере в силу и могущество магии дошли до нас из глубокой древности. Одним из них является надпись на гранитной стеле, найденной между лапами Сфинкса, стерегущего пирамиду Хефрена в Гизе. В надписи рассказывается, что однажды фараон Тутмос II правивший с 1290 по 1224 год до н.э., утомившись после охоты, задремал у подножия Сфинкса. Во сне ему явился бог Харемахет, который повелел фараону очистить изваяние Сфинкса от засыпавшего его песка. Проснувшись, Тутмос приказал незамедлительно приступить к исполнению божественного волеизъявления [3].

Познания древних египтян о существовании, облике и роде занятий демонов были гораздо обширнее и богаче, чем познания европейских магов в эпоху Средневековья и Возрождения. Большое количество сведений о подземных демонах содержится в текстах древнеегипетской Книги мертвых. В одной из глав знаменитой, где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь. Некоторые из них охраняли ворота загробного царства от проникновения «нечестивых», другие бродили по подземным владениям Озириса, и пищей в этом мрачном мире им служили тела умерших, а жажду свою они утоляли их кровью [4, с. 77].

Главным содержанием магических ритуалов были заклинания. С их помощью вызывали существа из потустороннего мира, подчиняли их воле заклинателя и препровождали обратно в место постоянного пребывания.

2. Представления о сотворении мира крупных городов

2.1Главные и локальные боги

В Египте бог правил всем, нов древнем Египте не существовал один какой-то верховный бог, а их было множество, и каждому богу пантеона была назначена своя сфера. Номы, города, храмы - все они были посвящены отдельным конкретным богам, хотя и другие боги не были совершенно исключены. Некоторые боги были ограничены временем, в течение которого они осуществляли свои функции. Например, каждым месяцем руководил какой-то определенный бог: Тот, например, был богом месяца Тота, Хатхор - богиней месяца Атхир, а Кхунсу - богом месяца Пакхонс. По крайней мере, в некоторых случаях месяцы получали названия по именам богов. В более поздних текстах каждый день месяца посвящен определенному богу: первый - Тоту, второй - Гору, мстящему за своего отца, третий - Осирису, с четвертого по седьмой - четырем погребальным духам, пять эпагоменальных дней обычно считали принадлежащими пяти главным богам из группы Осириса, которые, согласно верованиям, должны были быть рождены в эти дни. Во времена Птолемеев день иногда называли по имени правящего монарха, а не бога. Так, 30-е число месяца Месори, день рождения Птолемея Епифана, и 17-е число месяца Мекхир, дата его восхождения на престол, оба были названы его именем. Это деление времени среди божественных существ также осуществлялось и для более мелких отрезков времени: часами дня и ночи правили соответственно отдельные богини - не те, что входили в группы великих богов, а существа, созданные исключительно с этой целью [3].

Все известные нам египетские божества важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут - богиня неба, Нун - бог первозданного океана, Хапи - бог Нила и т.д., божества, олицетворяющие абстрактные понятия, например Маат - богиня мирового порядка, Сиа - бог разума и познания, Ху - бог творческого слова и т.д.), и божества локальные, связанные с определенной местностью. Локальные божества - покровители городов или номов - считались творцами мира только в пределах своих культовых центров: каждый из таких богов обычно отождествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всей стране.Для жителя данной местности, во всяком случае для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время. В дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер, говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». Под «нечестивцем» подразумевается человек, покидающий свой ном и номового бога [1, с. 161].

В связи с этим делением божеств, в египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Иуну (Гелиополь), Гермополь (Шедет) и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее известных в стране богов - созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех концепций являлась только идея об изначальном Хаосе [9, с. 237].

Все теогонии и космогонии исходят из того, что до момента создания мира существовал извечный, первобытный океан, олицетворенный богом Нуном. Представление это глубоко коренилось в сознании египтян, и было обусловлено самой природой Египта, его физической географией. С незапамятных времен бесчисленные поколения людей, селившихся на берегах Нила, наблюдали грозную и вместе с тем милостивую к человеку стиуиэт великой реки, без которой невозможно было представить себе жизнь в любых ее формах и проявлениях. Зрелище ежегодных грандиозных паводков, затем спада воды и появления плодородной, необходимой для жизни земли воспринималось египтянами как повторение, правда, в меньшем масштабе, истории мироздания. Первым появившимся из первобытного океана куском суши в том или ином городе считался именно тот кусок, на котором стоял данный город. Из недр первобытного океана Нуна, извечного водного хаоса, появился и демиург - в виде солнца и света. Демиург возникал сам собой и создавал других богов и весь мир. Демиурги в разных центрах различны. В Гелиополе, Мемфисе, Фивах - это Ра, Пта, Амон, в Гермополе - это огдоада.

Созданию людей, как это ни странно, в космогониях уделяется внимание явно недостаточное. Люди существуют уже в самом начале творения, т.е. хронологически до богов. По одной версии, люди возникли из слез бога Ра, по другим - их создавал бог Хнум на своем гончарном круге [10, с.60].

Космогонии и теогонии теснейшим образом связаны между собой, эта связь органическая, нерушимая. Элементы космогонии являются одновременно элементами теогонии. Например, небо не только компонент космоса, это и богиня, жена Геба, дочь Шу и Тефнут, - элемент природы слит с божеством, персонифицирован в конкретном божестве.

древнеегипетский верование бог эхнатон

2.2Представления Гелиополиса

По некоторым данным, которыми располагает наука, Гелиополь являлся самым древнейшим и вместе с тем крупнейшим религиозным центром в древнем Египте. Именно поэтому, автор начинает свое изложение с этого города, который являлся местом зарождения Древнеегипетской религии.

Гелиополь (греч.; др. - егип. Иуну; библейск). Он был расположен несколько более чем в десяти километрах к северо-востоку от современного Каира. Фактически от древнеегипетского города не осталось ничего. Из античных авторов, лишь географ Страбон лично посетил Гелиополь и оставил заметку о нем: «В Гелиуполе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это объединение перестало существовать и его занятия прекратились. Действительно, в Гелиополе я не обнаружил ни одного руководителя таких занятий, но только жрецов, совершающих жертвоприношения и объясняющих чужеземцам смысл священных обрядов... Однако в Гелиуполе нам показывали дома жрецов и школы Платона и Евдокса; Евдокс прибыл туда вместе с Платоном, и они оба, по словам некоторых писателей, провели 13 лет с жрецами». На основании этих слов можно сделать вывод, что во времена Страбона Гелиополь находился в состоянии полного упадка. Совершенно иную роль играл этот город ранее.

Храмы Гелиополя также полностью разрушены. По сохранившимся развалинам одной храмовой ограды, можно судить об их величине. Есть основания полагать, что здесь были храмы Атума и Ра-Харахти. Священными животными в Гелиополе, древнем городе солнца, были черный бык Мневиси божественная львиная пара, которую почитали и северо-восточнее Гелиополя. Некоторые боги изображались иногда в виде змеи, как и древнейший местный демон Нехебкау [1, с. 172].

В начале был Хаос, который назывался Нун, - бескрайняя холодная водная пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался неподвижным.

Но однажды из Океана появился бог Атум. Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм [10, с. 103].

Насколько можно судить по имеющимся источникам, Атум являлся наиболее древним и важным богом Гелиополя. Его имя означает, по-видимому, «совершенный». О гелиопольской теогонии и космогонии говорят и «Тексты пирамид», и «Тексты саркофагов», и «Книга мертвых», и ряд других текстов. Атум считался первозданным, нерукотворным, изначальным богом, создавшим самого себя из первоначального хаоса, из океана - Нун, который в «Текстах пирамид» назван «отцом богов». В «Текстах пирамид» об Атуме говорится: «Этот царь возник из Нуна, когда не было еще неба, когда не было еще земли, когда еще ничего не существовало, когда не было еще беспорядка, когда не появился еще тот ужас, который должен был исходить от Ока Хора». Под «беспорядком» подразумевается попытка восстания людей против верховного бога, восстания, утопленного в крови богиней Око Хора, о чем рассказывается в более поздних текстах. Следует отметить, что слово «око» у египтян женского, рода. Итак, Атум возник сам по себе, создал сам себя [9, с.250].

В другом изречении «Текстов пирамид» говорится: "Привет тебе, Атум, привет тебе, Хепри, который возник сам! Ты поднялся в твоем имени «холм», ты возник в твоем имени Хепри". Эти слова нуждаются в пояснении. Атум отождествлен с Хепри, иначе говоря, это один и тот же бог. Имя Хепри значит «ставший», «возникший [сам по себе]» [9, с. 251]. Теперь по поводу отождествления бога Атума-Хепри с холмом. Это очень важный момент гелиопольской космогонии, представленный также, как мы увидим далее, в космогониях Мемфиса и Гермополя. Египетские космогонии были фантастическим отражением реального бытия. Египтяне жили в стране, которая испокон веков во время ежегодных разливов великой реки превращалась в нечто вроде моря. По окончании периода разлива из воды появлялась земля. Египтяне явно связывали эти два явления - возникновение мира и разливы Нила, о чем ярко свидетельствует иероглифический текст в Луксорском храме, датированный третьим годом царствования фараона Осоркона III. Там сказано: «Вода Нуна поднялась [...] всю эту страну и достигла обоих утесов пустыни, как при создании мира; эта страна была в ее власти, как во власти моря». Отсюда первозданный холм - начало сотворения мира из безбрежного мирового океана Нуна, начало жизни. Первозданный холм - это первая пригодная для жизни часть мира, важнейший элемент космогонии. В Гелиополе были созданы и разработаны, насколько можно судить, древнейшие египетские теогония и космогония. Появление из извечного хаоса великого, «создавшего самого себя» бога Атума было началом мироздания (вспомним об отождествлении Атума с первозданным холмом). Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару - Бога Шу и богиню Тефнут; эта пара родила бога Геба и богиню Пут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю, Тефнут - женское дополнение Шу. Геб - антропоморфный образ земли, или просто Земля, Пут - антропоморфная богиня неба, или просто Небо. Геб находится в горизонтальном положении; Нут, изогнувшись над ним и упираясь в него руками и ногами, представляет собой небосвод, который поддерживают над Гебом, над землей, бог Шу и богиня Тефнут. Иначе говоря, Шу иТефнут, Геб и Нут - это обожествленные космические стихии. ОтГеба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Итак, Атум и его потомство составляют совокупность девяти божеств, гелиопольскую девятку, или эннеаду [9, с. 251].

2.3Представления Гермополиса

Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Старого царства назывался Унут - по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. Когда Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства Первый и власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя, объявивших себя фараонами, соответственно возрастает политическое значение Заячьего нома, растет и популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя.

Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) - «Восемь», «Восьмёрка» - в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии [9, с. 255].

Религиозная система Гермополя известна в основном по текстам позднего времени, в значительной мере происходящим не из самого Гермополя, а из других религиозных центров. Прежде всего следует отметить, что между огдоадой Гермополя и богом Тотом нет такой органической и тесной связи, как между Ра и его эннеадой.

Знаменательно, что название «Восемь» город получил в честь восьмерки богов, состоящей из четырех пар божеств, в число которых бог Тот не входил. Эти четыре пары (каждая состояла из бога и богини), вне всякого сомнения, не были исконными богами ни самого Гермополя, ни близлежащих мест; они - результат теологической спекуляции жречества. Этими четырьмя парами божеств были представлены стихии, из которых возник организованный мир. [1, с. 314].

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.

В некоторых источниках к «отрицательным» изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы - четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, - Великая Восьмёрка, Огдоада. Мужские божества Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон («Невидимый» - то есть Воздух) имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет - богини со змеиными головами [10].

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - «Огненный остров». И там, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри.В «Книге Мёртвых» сохранились фрагменты этой мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): Яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса Нуна. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся - священной птицы бога земли Геба.

По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса, выросшем на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слез, упавших на Холм, возникли люди; впоследствии на Холме возник город Гермополь [9, с. 261].

По совокупности данных главным в гермопольской теогонии и космогонии было: во-первых, появление из первобытного океана первозданного холма на месте Гермополя; во-вторых, возникновение на холме чудесного лотоса; в-третьих, рождение из этого лотоса бога-ребенка с пальцем у рта. Этим последним актом завершается сотворение мира и солнца; бог-ребенок порождает других богов и людей, причем о людях говорится, что они появились «из глаз» бога. Эта версия получила распространение во всём Египте.

2.4Представления Мемфиса

В эпоху Древнего царства Мемфис был резиденцией фараонов и на протяжении всей истории Египта оставался одним из самых крупных городов и влиятельным центром религиозной мысли. То, что Мемфис был основан во времена I династии, подтверждается раскопками Фл. Питри, В. Эмери и др. Таким образом, Мемфис значительно более молодой город, чем древний Гелиополь.

Плоть и творческая сила этого величайшего бога пребывают во всём живом и неживом, что есть на земле. Египятне почитают его как покровителя искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена - грозная богиня-львица Сохмет и их сын - бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду [9, с. 265].

В «Текстах пирамид», как и в других текстах времен Древнего царства, ведущую роль играет гелиопольский бог Ра и его эннеада - древние религиозные традиции Гелиополя, естественно, доминировали над воззрениями Мемфиса, еще не успевшими стабилизироваться и стать достаточно популярными в стране.

Одним из важнейших божеств Мемфиса наряду с Пта был хтонический бог Татенен, имя которого означает «поднимающаяся земля». Божества были сопоставлены и слиты в одно - Пта-Татенен. Имя Татенена не встречается в текстах времени Древнего царства, исключая «Памятник мемфисской теологии» (о нем будет сказано далее), и, наоборот, в текстах эпохи Нового царства встречается очень часто. Иконография Пта и Татенена различна, что свидетельствует, видимо, о том, что это разные боги. Но синкретический бог Пта-Татенен в Новом царстве является, несомненно, уже одним божеством, изображаемым в короне с перьями и с изогнутой бородой [10, с. 84].

Пта в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в так называемом «Памятнике мемфисской теологии» [1, с. 323].

В начале, тогда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть - тело и стал богом. Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он создал Ка и знак жизни затем - творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Птах решил, что он создаст всё сущее из своей собственной плоти - из земли. Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме, а на языке - Слово «Атум»; бог произнёс это имя - и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, - но действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество и наделил их божественной мудростью. На том месте, где он творил мир, впоследствии возник священный город Мемфис. Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё творение, Птах остался доволен [9, с. 271].

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис и Гермополь, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов - созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех концепций являлась только идея об изначальном Хаосе. Локальные божества - покровители городов или номов - считались творцами мира только в пределах своих культовых центров: каждый из таких богов обычно отождествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всей стране.


3.Появление солнцепоклонничества

Аменхотеп взошёл на престол в 1364 (по другой хронологии в 1375) г. до н. э. под тронным именем Неферхепрура («Прекрасные существования Ра»), к которому на втором году правления добавил имя Уэнра («Единственный, принадлежащий Ра»), тем самым декларативно подчёркивая свою приверженность гелиопольскому солнечному богу Ра, а не фиванскому Амону. Не позднее 4-го года царствования Аменхотеп IV женился на знатной египтянке Нефертити, презрев многовековую традицию царских браков: престол в Египте формально передавался по женской линии - фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона; Нефертити же не была дочерью Аменхотепа III. (Подобное пренебрежение к традиции выказал в своё время и Аменхотеп III, сделав своей «великой женой» дочь провинциального жреца Тию, будущую мать Аменхотепа IV.) [8].

На шестом году правления Аменхотеп IV перенёс столицу из Фив во вновь построенный город Ахетатон («Небосклон Атона»), сменил имя сАменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Полезный Атону») и, упразднив культы сперва Амона, а затем и всех остальных богов, установил в Египте солнцепоклонничество (атонизм). Солнечный диск - Атон - фараон объявил единственным богом, себя же самого - сыном Атона и «единственным, познавшим истинного бога».

Историю солнцепоклонничества можно подразделить на несколько этапов (периодизация Ю.Я. Перепёлкина):

) Пора «первоначальных солнечных обозначений» - с момента воцарения Аменхотепа IV до 3-го года царствования. Фараон добавляет к своему тронному имени имя Уэнра («Единственный, принадлежащий Ра»), подчёркивая свою приверженность Солнцу в противовес главному государственному богу Амону. Атон начинает косвенно упоминаться как божество.

) Пора «Строчного солнечного имени» - 3-4 гг. царствования. Атон, как бог, почитается под именем «Ра-Хорахти, ликующий на небосклоне в имени своём Шу, который есть Атон». Амон в этот период по-прежнему остаётся верховным богом пантеона, служение ему повсеместно продолжается, хотя строительство во славу Амона уже не ведётся, в то время как в Карнакском храмовом комплексе строится храм Атона.

) Пора «ранних солнечных картушей» (у Ю.Я. Перепёлкина - «колец») до переименования фараона в Эхнатона - 4-6 гг. царствования. «Строчное солнечное имя» заключается в картуши наподобие имён фараона и его жены. Столица переносится в Ахетатон. Однако до переноса столицы Амон по-прежнему не лишался служения, хотя уже во всём «уступал» Атону; но до открытого низложения Амона было ещё далеко.

) Пора «ранних солнечных картушей» после переименования фараона - примерно до 12-го года царствования. Амон низложен, культ его повсеместно запрещён, статуи уничтожаются, имена стираются с памятников. «Преследованию» подвергаются также супруга Амона Мут и их сын Хонсу - боги Фиванской Триады. Культы всех прочих богов продолжают отправляться, гонений на них нет.

) Пора «поздних солнечных картушей» - с двенадцатого года царствования вплоть до смерти Эхнатона. Солнце почитается под именем Ра, властитель небосклонный, ликующий на небосклоне в имени своём Pa-отец, пришедший как Атон» - то есть из раннего солнечного имени изгоняются упоминания старых богов: Хора (в имени «Хорахти») и Шу (причём «Хорахти» ранних солнечных картушей, ставшее общепривычным, заменяется иным по смыслу, но близким по звучанию «властителем небосклонным» - «хека-ахти»). Запрещены культы всех старых богов, солнцепоклонничество становится неистовым [9, с. 288].

Солнцепоклоннические храмы имели вид обнесённых каменной оградой открытых дворов с длинными рядами жертвенников по обе стороны от входа. Вход, как правило, был ориентирован на восток (за исключением храма «Проводы Атона на покой», вход которого был обращён на запад). Наиболее значительные храмы Ахетатона:

) Большой Храм Атона («Дом Атона в Ахетатоне»), имевший несколько составных частей: «Дом ликования Атона», «Сень Ра жены фараоновой великой Нефертити - жива она!», «Восходит Атон» и др.;

) «Двор Атона» - личный храм семьи фараона, расположенный во дворце неподалёку от личных покоев Аменхотепа IV;

) «Сень Ра» - храмы, посвящённые матери Эхнатона Тии и его дочерям. Назначение этих храмов неясно;

) «Проводы Атона на покой» - храм вечерних богослужений, где главной жрицей была сама Нефертити.

Для древнеегипетского солнцепоклонничества характерны два основных признака или, точнее, два религиозных устоя [10, с.105].

Первый из этих устоев - любовь к «земной» жизни. Культ земной жизни хотя и не был прямо противопоставлен загробному культу, но явно над ним возобладал. В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Многие залы дворца были расписаны в «пейзажном» стиле: по полу вьётся тропинка, боковые стены - заросли камыша, выше - небо, по которому летают птицы. На ахетатонских стелах, на стенных росписях Ахетатонского дворца - всюду изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская нежность к дочерям, - до Эхнатона личная жизнь царской семьи никогда не изображалась на памятниках. Однако все такие изображения являются не бытовыми, а культовыми. «Заменив многочисленные культы богов культом одного Атона, Эхнатон не просто вывел жречество из игры, а превратил культ Солнечного Диска, являвшегося его отцом, во внутрисемейное дело. Перед нами нагляднейшее изобразительное изложение амарнской доктрины: семью Эхнатона составляют не только сам царь, царица и их дети, но и Солнечный Диск. Конечно, важнее всего для устройства мирового порядка связь царя и Солнца и, так сказать, официальный культ [9, с. 280].

Вера в загробную жизнь в период солнцепоклонничества не была связана с культом Осириса. Солнцепоклонники считали, что «душа» (Ба) умершего проводит день среди живых людей, а ночью уходит на покой [1, с. 323].

Второй устой - любовь к «истине». Требование «следовать во всём только истине» ярче всего отразилось на искусстве: в противовес многовековым традициям монументализма и идеализации изображаемого, ахетатонские рельефы, скульптуры, росписи подчёркнуто натуралистичны и наполнены динамикой. Первоначально натурализм выступал даже в утрированной форме, но в период «поздних солнечных картушей» утрировка исчезает. М.Э. Матье отмечает, что такой путь развития искусства был закономерен. Новый стиль с его особенностями возник как декларативное провозглашение разрыва с традициями и наглядное средство борьбы с прошлым. Но овладение новыми художественными формами было нелегкой задачей для мастеров. От привычных, поколения передававшихся композиций, обликов, линий приходилось переходить к другим, часто противоречащим прочно привитым эстетическим нормам. Не удивительно поэтому, что на первом этапе развития, помимо полемической утрировки, произведения отличаются также несоразмерностью частей фигур, резкостью линий, угловатостью контуров. Чувствуется, что мастера не уверены в правильности творческого пути. Однако общая реалистическая направленность искусства Ахетатона, находившая поддержку в идеологии придворной среды, помогла художникам преодолеть и первоначальную заострённость и некоторую растерянность перед новшествами» [9, с. 84].

4.Причины переворота Эхнатона и его последствия

Огромную роль в религиозной жизни Египта играло жречество, особенно в поздний период. Оно сложилось не сразу. В эпоху Древнего царства жречество было немногочисленно и несамостоятельно. Религиозные обряды исполнялись главным образом светскими лицами - вельможами, правителями областей, а в центре государства - фараоном; жрецы действовали как бы от имени царя, заменяя его особу. Более влиятельное положение занимали только корпорации жрецов главных храмов - мемфисского Птаха, гелиопольского Ра. Из этих жреческих корпораций вышли древнейшие известные нам богословские тексты. Но уже в ту эпоху существовали культовые центры, владевшие крупными имуществами за счет царских пожалований. Это были прежде всего святилища при гробницах. Так, гробница князя Некура, сына царя Хафра, получала доходы с 12 городов [6, с.36].

Аменхотеп IV (1419-1402 до н.э.) сделал смелую и почти беспримерную попытку освободиться от опеки жрецов и сокрушить их мощь. Сначала он попытался опереться, в противовес жрецам Амона, на гелиопольское жречество, но, встретив в этом противодействие, перешел к более решительным мерам: он отменил культ всех богов в государстве, приказал закрыть их храмы и выдвинул нового бога - Атона - солнечный диск. Объявив самого себя верховным жрецом.

Переворот Эхнатона был не единовременным событием, а длительным, растянувшимся на несколько лет процессом, привлекшим впоследствии пристальное внимание ученых [8].

Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. Очень точно, а может быть несколько утрированно, воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения. Этот контраст старого и нового стилей особенно резко бросается в глаза в фиванской гробнице везира Аменхотепа IV по имени Рамосе (царь изображен здесь то в старом, то в новом стиле). Гробница не закончена, и что сталось с везиром - неизвестно [1, с. 333].

Реформа имела довольно серьезные последствия: во-первых, тенденция к монотеизму (одновременно в Палестине возникла монотеистическая религия); во-вторых, дан стимул к развитию алфавитного письма (от тайнописи, изобразительного письма следовало отказаться, упрощение иероглифики, но сами египтяне до конца начинание не довели, воспользовались финикийцы); в-третьих, новшества в художественной традиции изображения в объятиях жены, на руках с ребенком, за обеденным столом, целующимся, играющим и т.п. Но фараону не хватило времени, его преемники не сильны и юны, противники же укрепили свои позиции, и все вернулось на круги своя [8].

В стране по воле царя, в силу его авторитета и реальной власти было установлено фактически строгое единобожие, заменившее древний политеизм. "Даже на окраине страны, в отдаленнейших храмовых угодьях, следовали столичным мероприятиям. В самой столице, в городе Нэ люди очень скромного общественного положения всячески избегали употреблять на собственной погребальной утвари слово «бог». Однако кое-где прорывались старые традиции. В надписи правителя одного города недалеко от Ахетатона упоминается бог Хнум". Однако подобные факты были единичными. Сила царской власти поставила, по крайней мере, внешне, всю страну на колени перед богом Атоном. «Было полное отвержение старых богов... Одновременно то было полное торжество и завершение представления о солнце как о фараоне, представления, отчетливо проступавшего в новом солнцепоклонничестве... Новая вера... стала видеть и в фараоне и в солнце только двух сверхъестественных царей».

Эхнатон выбросил из гелиопольского учения о боге Ра элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно «солнцепоклонническое» в рационализированном виде [9, с. 216].

Вокруг фараона появилась новая бюрократия и новое жречество, жречество бога Атона. Фивы пришли в запустение. В сокровищницу Амона перестали поступать какие-либо доходы, сами имена Амона и других божеств подвергались преследованию - их повсеместно стирали в надписях. Имя Амона стиралось даже в картушах покойного Аменхотепа III. Царь, носивший теофорное имя Аменхотеп («Амон доволен»), сменил его на Эхнатон («угодный Атону»). В правлении Эхнатона впервые и один единственный раз в истории древнего Египта проявилась религиозная нетерпимость [1, с. 337].

Аменхотеп IV (1419-1402 до н.э.) сделал смелую и почти беспримерную попытку освободиться от опеки жрецов и сокрушить их мощь. Сначала он попытался опереться, в противовес жрецам Амона, на гелиопольское жречество, но, встретив в этом противодействие, перешел к более решительным мерам: он отменил культ всех богов в государстве, приказал закрыть их храмы и выдвинул нового бога - Атона. В своей политике Эхнатон опирался на часть средних слоев населения, страдавших от засилья аристократии и жречества. Подкладка этой религиозной реформы была политическая, и сама реформа граничила с настоящей революцией. Но почва для последней была слабая. Старое жречество, выступая в союзе со знатью и опираясь на широкие слои населения, среди которого оно продолжало пользоваться большим авторитетом, организовало глухое, но упорное сопротивление царю-реформатору. Новый централизованный официальный культ существовал лишь при жизни Эхнатона. Его преемники вынуждены были вновь подчиниться влиянию несломленного фиванского жречества, восстановить культ старых богов и прекратить культ Атона. Самое имя царя-еретика было скоро предано проклятию. Одержавшее победу жречество после этой борьбы лишь усилилось.

Заключение

Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Религия Египта - явление очень многообразное, в ней сочетается фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеизм, теология и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни. За более чем трех тысячелетнюю историю Египта, его религия претерпевала различные изменения, боги отдельных номов становились главными богами государства, меняли имена или сливались с другими богами, но основная концепция оставалась неизменной. Вера в загробную жизнь, суд над деяниями совершенными при жизни, необходимость заботится об сохранности тела умершего человека, обожествление фараона и т.п. сохранялась до появления христианства, а позже и плавно перешла в христианство в виде почитания тел или их остатков различных мучеников, святых и т.п. радетелей за все человечество.

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное: это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно. На современном уровне развития науки удобнее проследить изменения внутри каждого аспекта. Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не волюнтаристский акт. Религия, как и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже большую самостоятельность по отношению к базису. Вспомним, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия в своем развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается и исчезает, либо ходом истории так или иначе приводится в соответствие с базисом.

Следует упомянуть, что в Египте не было государственной религии в современном понимании, как не было и единой церковной организации. Хотя у каждого бога были свои верховные жрецы, но они небыли объедены и существовало постоянное соперничество между жреческими группировками за влияние. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Религия египтян представляли собой соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Сами египтяне ощущали эти противоречия, жрецы таких крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др. стремились упорядочить исторически возникшее хаотичное нагромождение религиозных верований. Но психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже при их противоречии новым религиозным концепциям, глубокая приверженность традиции характерны для египетской религии. Разумеется, религия не могла оставаться неизменной на протяжении столь длительного времени. Менялось многое. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие. Видел Египет в середине II тыс. до н.э. и попытку вести единобожие (знаменитая реформа Эхнатона - Аменхотепа IV). И все-таки это была одна и та же религиозная система. Даже завоевание Египта другими народами не изменяло основу богопочитания. После того как Египет в IV веке до н.э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н.э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу.


Список использованной литературы

1.Коростовцев М.А. Религия Древнего: учеб. пособие для вузов - М.: Летний сад, 2000. - 464 с.

2.Видеман А. Религия Древних Египтян

.Древний Египет: история и религия

.Кузищин В.И. История древнего Востока: учеб. пособие для вузов. изд. 3-е. -М.: Высшая школа, 2003.-443 с.

.Морэ А. Египетские мистерии: учеб. пособие для вузов. -М.: Новый Акрополь, 2009. - 192 с.

.Брэстед Ю. История Египта, т. I.: учеб. пособие для вузов. - M.:АСТ, 2008. - 576 с.

.Тураев Б.А. История Древнего Востока, т. I.: учеб. пособие для вузов -Л.: Соцэкгиз,1936. -340 с.

.Древний Египет: Религия Древнего Египта

.Рак И.В. Египетская мифология: учеб. пособие для вузов.- М.: Летний сад, 2000.- 414 с.

.Матье М.Э. Мифы Древнего Египта: учеб. пособие для вузов. - Л.: АН СССР, 1956. -173 с.

Похожие работы на - Религия Древнего Египта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!