Управление муниципальной службой в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    563,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление муниципальной службой в Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты управления муниципальной службой в РФ

1.1 Понятие и особенности муниципальной службы

1.2 Особенности местного самоуправления

1.3 Управление кадрами муниципальной службы

2. Особенности управления муниципальной службой в МО "Котлас"

2.1 Структура управления МО "Котлас"

2.2 Анализ управления муниципальной службой в МО "Котлас"

2.3 Направления совершенствования управления муниципальной службой в МО "Котлас"

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение


Муниципальная служба является механизмом реализации функций и задач органов местного самоуправления. Для их осуществления в муниципальной службе используются достижения различных наук - социологии управления, административного права, политологии, психологии управления, экономических и других наук. На этой основе складывается общая теория муниципальной службы, разрабатывающая пути осуществления этой службы как управленческой деятельности.

В последние годы в России предпринимаются шаги для реформирования системы муниципальной службы. На сегодняшний день проблема управления муниципальной службой одна из самых актуальных. Она касается непосредственно каждого. В связи с этим к муниципальной службе приковано особое внимание со стороны государства. Чтобы реально улучшить жизнь простых граждан, была разработана программа реформирования, приняты соответствующие Федеральные законы.

Цель данной курсовой работы - охарактеризовать управление муниципальной службы в РФ, выявить слабые и сильные стороны, привлечь внимание к существующим проблемам.

Задачей является изучение всех составляющих процесса управления муниципальной службой, а также анализ выявленных проблем в этой области в РФ и на примере МО "Котлас".

Для эффективного управления муниципальной службой должны быть выработаны четкие взаимосвязанные действия по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих целей на основании функций управления (планирования, организовывания, мотивации, контроля, координации).

Муниципальное управление является составной частью местного самоуправления <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>. Оно связано с воздействием органов муниципального <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82> управления (местного самоуправления) на муниципальное образование <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и взаимодействием с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Муниципальное управление, как и государственное <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий. Муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов. Государство управляет гражданами, муниципалитет <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82> как орган управляет собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т.д.).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляются и согласуются с главой местного самоуправления.

У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют устав, должностные инструкции и решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 131 определяет акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения. Ко всему прочему муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью. Он всегда имеет множество служб.

муниципальная служба образование управление

1. Теоретические аспекты управления муниципальной службой в РФ

1.1 Понятие и особенности муниципальной службы


Муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). [4; с.1]

В объективном смысле муниципальная служба - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на должность, поощрением, прохождением, отставкой и т.д. В данном аспект муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт. В субъективном смысле муниципальная служба - это осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализующих принадлежащие муниципальному образованию обязанности и права.

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом и имеет следующие особенности:

.        она учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

2.      имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления;

.        имеет определенную преемственность с государственной службой.

Основными задачами муниципальной службы являются:

·        обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

·        обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

·        подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

·        защита прав и законных интересов муниципального образования.

С точки зрения задач, эта служба представлена в трех аспектах. В социальном аспекте - как профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами; в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений; в правовом - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Муниципальная служба представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), т.е. качественного отличия не существует, общей для них будет цель - улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Существуют общие черты, характерные для муниципальной службы любой развитой страны:

·        муниципальная служба в значительной степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;

·        муниципальная служба функционирует под контролем центральной власти;

Принципиальным положением Федерального закона №25-ФЗ, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих РФ, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих.

Правовую основу муниципальной службы составляет федеральное законодательство, законодательство субъекта Федерации и нормативно-правовые акты муниципальных образований.

В основе муниципальной службы лежат положения Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции РФ "О правах человека и гражданина" и "Об организации и осуществления местного самоуправления". К основным принципам муниципальной службы, закрепленных в Законе об основах муниципальной службы относятся:

·        верховенство Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными актами (инструкциями, положениями);

·        приоритет прав и свобод человека и гражданина и их непосредственное прямое действие;

·        самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий;

·        профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

·        ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

·        равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

·        единство основных требований и положений муниципальной службы, действующих в России, с учетом местных особенностей и традиций;

·        правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

·        внепартийность муниципальной службы и недопустимость контроля муниципальной службы партийными и иными организациями. [4; с.1]

Принципы местного самоуправления, как перечисленные выше, так и не нашедшие отражения, способны характеризовать организацию и функционирование института местного самоуправления в Российской Федерации только в комплексе. Понимание каждого из перечисленных принципов позволяет в дальнейшем уверенно рассуждать о модели местного самоуправления и практике ее реализации в России.

Таким образом, муниципальной службой является профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, за замещение которой выплачивается денежное вознаграждение из средств местного бюджета. Отсюда следует, что главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими.

1.2 Особенности местного самоуправления

Муниципальное управление - это социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей, осуществляемая на профессиональных началах. [15, с.37] Муниципальное управление является составной частью местного самоуправления <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.

Местное самоуправление по своему содержанию представляет собой деятельность по управлению общественными делами. Деятельность населения и органов местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления является открытой и гласной. Любая из перечисленных в законе форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, территориальное общественное самоуправление, отзыв депутата и т.д.) подразумевает максимальную открытость.

Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления должны обеспечивать возможность получения гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности. Должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответы по существу на обращения граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. [4; с.2]

В зависимости от характера полномочий, способа замещения должности все лица, работающие в органах местного самоуправления, делятся на две группы - выборные и невыборные должностные лица. Поэтому в Федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации" подразделяются два вида муниципальных должностей:

)        выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

Принцип "Обязательность наличия выборных органов в системе органов местного самоуправления" - наиважнейший в системе принципов местного самоуправления и в значительной степени является основополагающим.

Способ и порядок формирования органов довольно полно характеризуют местное самоуправление. Так, в соответствии со ст.34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. в системе органов местного самоуправления обязательно должны быть представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Именно представительный орган, формируемый населением муниципального образования на основе всеобщего и равного избирательного права, призван обеспечить представительство интересов населения муниципального образования. В отсутствие представительного органа можно уверенно говорить об отсутствии местного самоуправления.

Важнейшим условием нормального функционирования местного самоуправления является наличие ответственности органов местного самоуправления перед населением, государством, юридическими и физическими лицами.

Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением - непременный признак демократичности местного самоуправления. Поскольку населению муниципального образования принадлежит вся полнота власти на его территории, оно формирует тем или иным образом органы местного самоуправления, то они должны нести ответственность за свою деятельность, прежде всего, перед населением.

В то же время органы местного самоуправления и их должностные лица, действуя в интересах населения, взаимодействуют с органами государственной власти РФ. Органы местного самоуправления своей деятельностью существенно влияют на жизнь отдельных граждан, предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования. В случае нарушения закона органы местного самоуправления несут ответственность перед государством.

Важное место в системе юридической ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц занимает суд.

Местное самоуправление должно быть гарантировано законодательством. В России местное самоуправление гарантируется Конституцией. Гарантированность местного самоуправления включает в себя гарантии судебной защиты местного самоуправления, гарантированность права на муниципальную собственность и финансы и т.д. Государство гарантирует местному самоуправлению компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате исполнения решений, принятых органами государственной власти. В России существует запрет на ограничение права на местное самоуправление.

Поддержка местного самоуправления выражается в правовом обеспечении, создании нормативно-правовой базы местного самоуправления, защите местного самоуправления, финансовом обеспечении местного самоуправления, дотировании отдельных муниципальных образований. В частности, на федеральном и региональном уровнях могут приниматься программы развития и поддержки (правовая, финансовая, кадровая, организационная) местного самоуправления.

Важно помнить, что развитое местное самоуправление - это залог успешной деятельности всех уровней власти в государстве.

1.3 Управление кадрами муниципальной службы


Для управления муниципальной службой наряду с органами местного самоуправления, их структурными подразделениями, например, кадровыми службами, а также их должностными лицами могут создаваться координирующие и совещательные органы. Они могут быть созданы при главах муниципальных образований (местных администраций муниципальных образований), а также на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, можно сформировать совещательный орган - Совет по вопросам муниципальной службы, который может быть наделен правами: запрашивать и получать от органов местного самоуправления информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета; приглашать на свои заседания и заслушивать представителей органов местного самоуправления по вопросам развития муниципальной службы, а также рассматривать и принимать решения, имеющие рекомендательный характер, по законопроектам, связанным с организацией муниципальной службы.

Важные функции в сфере управления муниципальной службой могут осуществляться также органами Управления государственной службы. Такие органы государственной власти координируют и осуществляют методическое обеспечение по вопросам прохождения муниципальной службы, разрабатывают проекты нормативных правовых актов о муниципальной службе, анализируют деятельность органов местного самоуправления по реализации законодательства о муниципальной службе, ведут Реестр сведений о составе муниципальных служащих и создают на его основе информационные банки данных, организуют и координируют научные исследования в области муниципальной службы, консультируют кадровые службы органов местного самоуправления и решают другие вопросы. [12; с.123]

Деятельность таких органов субъекта РФ повышает эффективность разработки и осуществления целевых программ развития и совершенствования муниципальной службы. Они анализируют состояние муниципальной службы, необходимость направления муниципальных служащих на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Во вступительном слове на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров 23 июля 2008 года Президент России Д.А. Медведев, говоря о кадровом голоде в административных структурах, отметил, что особенно это касается муниципального уровня. Данный уровень воспринимается как самый не престижный. И хотя здесь сейчас уже работают 320 тысяч муниципальных служащих, требуется ещё практически половина от этого числа.

Другая же сторона этой проблемы - качество управленцев. "Отсутствие профессионального и личностного роста людей просто сказывается и на судьбе того дела, которое им поручено. Отсюда и некомпетентность, и колоссальные убытки, которые мы несём в связи с этим, и высокие, я бы даже сказал, огромные коррупционные риски" - заметил Президент РФ <#"809431.files/image001.gif">

Похожие работы на - Управление муниципальной службой в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!