административное приостановление деятельности.
В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.
Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).
Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).
В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
За нарушение требований пожарной безопасности применяются в отношении виновных лиц в зависимости от последствий следующие виды наказаний:
дисциплинарное взыскание,
административное наказание,
уголовное наказание.
Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010 г. №195-ФЗ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе
) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
.1) главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;
(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 №198-ФЗ)
) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
) государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 №198-ФЗ)
. Должностные лица, указанные в пунктах 5 - 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2006 №97-ФЗ)
Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, а именно:
нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 №247-ФЗ)
. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ)
. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима,
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)
. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -
(в ред. Федеральных законов от 03.03.2008 №21-ФЗ, от 09.11.2009 №247-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)
. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)
. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)
. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)
разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №114-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, -
(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 №380-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)
нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 №247-ФЗ)
Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности -
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 №247-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
3. Может ли отсутствие нормативно-правового акта правительства России о платных образовательных услугах в вузах сделать этот процесс полностью бесконтрольным? Ваше мнение?
уголовный судопроизводство административный правонарушение
До момента принятия Закона «Об образовании», как комплексного нормативного правового акта в системе образования, который установил право образовательных учреждений заниматься приносящей доход деятельностью, законодательство не содержало такое понятие как приносящая доход деятельность образовательных учреждений профессионального образования, доходы от которой имели бы внебюджетный характер, однако такие доходы существовали и ранее, и впоследствии стали называться «специальными средствами образовательных учреждений». Хотя, легализованное понятие «специальные средства» и было дано лишь в 1930 г. (постановление СНК СССР «О специальных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете») до 1930 года образовательные учреждения имели специальные средства, которые поступали к ним от различных видов деятельности, а именно от платной образовательной деятельности, аренды, научной деятельности, изготовления и реализации продукции. Такие виды деятельности нашли свое отражение и в действующем современном законодательстве об образовании, и как следствие в учредительных документах образовательных учреждений.
Последние изменения законодательства об образовании направлены на систематизацию и совершенствование правового положения сферы образования и в итоге был принят новый федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г.
В связи с вступлением в силу изменений в ряд законодательных актов, регулирующих правовое положение государственных и муниципальных учреждений, а также деятельность таких учреждений в сфере образования, институт приносящей доход деятельности получает более четкое регулирование.
Так в соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Правила оказания платных образовательных услуг (постановление от 15 августа 2013 г. №706), согласно которым выделяются следующие важные моменты:
. Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
То есть законодательно немного больше защищены обучающиеся, что достигается определением на федеральном уровне типовых договоров на платные образовательные услуги, раскрытием случаев наступления ответственности исполнителя и заказчика.
Однако нельзя сказать, что отсутствие нормативно - правового акта правительства России о платных образовательных услугах в вузах сделает этот процесс полностью бесконтрольным. Поскольку, как было указано ранее, образовательные учреждения достаточно продолжительное время оказывают платные услуги. Значение нормативных документов заключается в обобщении правил по оказанию платных образовательных услуг и обозначению более конкретно обязанностей и прав как учреждения, оказывающего платные образовательные услуги, рассматриваемого в качестве исполнителя, так и учащегося, который выступает в роли заказчика.
Таким образом, без имеющейся в настоящее время нормативной базы в сфере оказания платных образовательных услуг, процесс не стал бы полностью бесконтрольным, но их наличие раскрывает ряд понятий и условий для регулирования такой деятельности.
Заключение
Таким образом, правовое государство - реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности.
Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.
Список использованной литературы
1. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачёв, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 444 с. (ГРИФ).
. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвёртая. - М.: «Омега-Л», 2011. - 478 с.
. Зенин И.А. Гражданское право: учебник для бакалавров/И.А. Зенин. - 15-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2013. - 773 с. (ГРИФ)
. Зенин И.А. Гражданское право: учебник / И.А. Зенин. - 14-е изд., перер. и доп.-М.: Юрайт, 2011. - 663 с. (ГРИФ).
. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: «Омега-Л», 2011. - 334 с.
. Копытов Ю.А. Административное право: учебник для бакалавров/ Ю.А. Копытов. - М.: Юрайт, 2013. - 645 с. (ГРИФ)
. Пугинский Б.И. Правоведение: Учебник /Под.ред. Б.И. Пугинского.2-е изд., перер. и доп. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. - 462 с. (ГРИФ)
. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для вузов / М.М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2010. - 635 с. (ГРИФ).
. Цветков М.Ю. Правоведение: учебное пособие для обучаемых очной формы обучения по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность». - Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2010. - 114 с.
Интернет ресурсы:
Интернет-журнал «Право и жизнь»: http://law-n-life.ru.