Уголовное и административное судопроизводство

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовное и административное судопроизводство

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблемы развития, совершенствования и эффективности уголовно-процессуальной деятельности органов и должностных лиц государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в современных условиях.

Действующее законодательство Российской Федерации не обеспечивает прочной правовой базы уголовно-процессуальной деятельности органов государственного пожарного надзора как в целом, так и в части выполнения процессуальных функций ее субъектами. Вступление в силу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, изменения, произошедшие в структуре правоохранительных органов, принятие ведомственных нормативных актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, регламентирующих правоприменительную деятельность, привносят свою долю сложности в понимание и применение уголовно-процессуальных норм должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства

В сферу уголовно-процессуальной деятельности вовлечено значительное количество государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Они участвуют в уголовном процессе, имеют определенные права и обязанности.

УПК использует для их обозначения понятие «участники» (п. 58 ст. 5), а для их классификации - понятие «сторона» и такой критерий, как выполняемая участником процесса функция. В ст. 5 и в разд. II УПК все участники процесса разделены на следующие группы: 1) суд (осуществляет функцию разрешения дела); 2) участники процесса со стороны обвинения (это те лица, которые осуществляют либо участвуют в осуществлении функции уголовного преследования); 3) участники процесса со стороны защиты (выполняющие одноименную функцию) и 4) иные участники уголовного судопроизводства (они участвуют в доказывании или выполняют вспомогательную роль).

Суд в системе субъектов уголовного процесса

Исключительной компетенцией суда является осуществление правосудия. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера (ст. 29 УПК).

Вся предшествующая досудебная деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела судом. Материалы досудебного производства и выводы следователя и дознавателя имеют для суда лишь предварительное значение. Деятельность суда не сводится только к проверке материалов предварительного расследования, она носит самостоятельный характер. Выводы следователя и дознавателя и результаты проведенной ими оценки доказательств не связывают суд. Только те доказательства, которые были рассмотрены в судебном заседании, могут быть положены в обоснование приговора.

УПК наделяет суд рядом полномочий и в досудебном производстве (ч. 2 ст. 29). В частности, суд принимает решения:

о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

продлении срока содержания под стражей;

помещении подозреваемого и обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;

осмотре жилища без согласия проживающих в нем лиц;

производстве обыска и выемки в жилище;

производстве личного обыска, кроме случаев личного обыска при задержании подозреваемого;

производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

наложении ареста на корреспонденцию и ее выемке;

наложении ареста на имущество;

временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

К этой группе участников уголовного процесса УПК относит следующие лица и органы: прокурора, следователя, руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, частного обвинителя, потерпевшего, гражданского истца, их законных представителей и представителей.

На участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения либо возложена обязанность осуществления функции уголовного преследования, либо они имеют право принимать участие в уголовном преследовании. Таким образом, цели и задачи их деятельности едины. Но это не значит, что одинаковыми являются способы и условия осуществления этой деятельности. Каждый из участников этой группы использует особые процессуальные средства, наделен различным кругом процессуальных прав и обязанностей.

Прокурор (ст. 37 УПК) в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет уголовное преследование и надзирает за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Однако властно-распорядительные полномочия при осуществлении надзорной деятельности прокурор сохранил только в отношении дознавателя. В отношении же следователя подобные полномочия прокурора перешли к начальнику следственного органа. Кроме того, УПК существенно ограничил полномочия прокурора и по участию в уголовном преследовании на досудебном производстве.

В суде прокурор поддерживает государственное обвинение.

Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Руководящим началом в деятельности следователя является всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела. УПК обязывает следователя вести расследование быстро, активно, целенаправленно. От качества предварительного расследования во многом зависят ход и результаты судебного разбирательства, так как ошибки, допущенные следователем, нередко ведут к невосполнимой утрате доказательств.

Руководитель следственного органа - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу обязательны для исполнения следователем, за исключением случаев несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. При этом прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель (ст. 40, 40.1, 41 УПК). К органам дознания относятся:

) органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старшие судебные приставы Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов;

) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, принятие мер к обнаружению преступлений, установлению лиц, их совершивших, пресечению и предупреждению преступлений. Кроме того, закон наделяет органы дознания правом производства расследования в форме дознания.

Начальник подразделения дознания организует работу подразделения познания, поручает подчиненным ему дознавателям проверку сообщений о преступлении, решение вопросов о возбуждении уголовных дел и проведении по ним неотложных следственных действий, либо производство дознания в полном объеме. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, и провести расследование в полном объеме.

Потерпевшим (ст. 42 УПК) является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

Потерпевший вправе:

знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

давать показания;

отказаться свидетельствовать против самого себя, своих близких родственников;

представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы;

пользоваться бесплатно помощью переводчика;

иметь представителя;

участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, проводимых по его ходатайству;

знакомиться с протоколами следственных действий, проводимых с его участием;

знакомиться с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта;

по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с материалов дела. При участии в деле нескольких потерпевших каждый знакомится с делом только в части, касающейся причинения ему вреда;

получать копии постановлений о возбуждении дела, признании его потерпевшим, о прекращении и приостановлении производства по делу, копии приговора и решений вышестоящих судов;

участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, второй и надзорной инстанций;

выступать в судебных прениях;

поддерживать обвинение;

знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания;

приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

обжаловать решения суда;

знать о принесенных по делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

ходатайствовать о применении мер безопасности в отношении себя и своих близких;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Потерпевшему обеспечивается возмещение причиненного преступлением вреда и расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и суда, включая расходы на представителя.

Участие в деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных УПК.

Частный обвинитель (ст. 43 УПК) - это лицо, подавшее в суд заявление (жалобу) по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде.

Частный обвинитель наделяется следующими правами:

ознакомиться с материалами дела и подготовиться к участию в судебном разбирательстве;

представлять доказательства и участвовать в их исследовании;

излагать суду свое мнение по существу обвинения и другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывать предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания;

предъявлять и поддерживать гражданский иск;

отказаться от обвинения и помириться с подсудимым.

Гражданский истец (ст. 44 УПК) - это физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетнего или других лиц, которые не могут сами защищать свои интересы, или в интересах государства может быть предъявлен законными представителями этих лиц или прокурором.

Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был заранее предупрежден об этом. За разглашение таких данных гражданский истец несет ответственность по ст. 310 УК.

Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ст. 45 УПК) могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, - иные лица, правомочные представлять его интересы. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего и гражданского истца может быть также допущен один из близких родственников или иное лицо.

Если потерпевший является несовершеннолетним или по своему физическому или психическому состоянию не может самостоятельно защищать свои права и интересы, то по делу обязательно участие его законного представителя или представителя.

Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица.

Личное участие в деле потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя не лишает их права иметь по этому делу представителя.

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты

В соответствии с УПК к этой группе участников процесса отнесены подозреваемый, обвиняемый, их законный представитель, защитник, гражданский ответчик и его представитель. Все они осуществляют функцию защиты, отстаивая либо свои права, либо права представляемых ими лиц. Для этого закон наделяет их широким кругом процессуальных прав.

Подозреваемым (ст. 46 УПК) является лицо:

) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело;

) либо задержанное по подозрению в совершении преступления;

) либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения.

В случае если расследование осуществляется в форме дознания, подозреваемый может появиться в деле в связи с уведомлением его о подозрении в совершении преступления.

Подозреваемый вправе:

знать, в чем он подозревается и получить копию постановления о возбуждении уголовного дела или копию протокола задержания, или постановления о заключении под стражу;

давать объяснения по поводу имеющегося подозрения или отказаться от дачи показаний;

пользоваться помощью защитника и иметь свидания с ним наедине и конфиденциально с момента, предшествующего первому допросу;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

знакомиться с протоколами следственных действий, проведенных с его участием;

участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или по ходатайствам его защитника и законного представителя;

приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

Обвиняемый (ст. 47 УПК) - это лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт.

Обвиняемый вправе защищать свои права и интересы любыми средствами, не запрещенными законом, и иметь достаточно времени для подготовки к защите. В частности, обвиняемый вправе:

знать, в чем обвиняется;

получить копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого, постановления о применении меры пресечения, обвинительного заключения или обвинительного акта;

возражать против обвинения, давать показания либо отказаться от дачи показаний;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

По уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних к обязательному участию в деле привлекаются законные представители обвиняемых и подозреваемых (ст. 48 УПК).

Защитник (ст. 49 УПК) - это лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по делу.

В качестве защитников допускаются адвокаты. По ходатайству обвиняемого суд может допустить наряду с адвокатом, а мировой судья - вместо адвоката - иное лицо.

Одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, интересы которых противоречивы.

Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты.

Подозреваемый и обвиняемый могут в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Отказ допускается только по их инициативе в письменной форме и фиксируется в протоколе соответствующего следственного действия. Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда.

В качестве гражданского ответчика решением дознавателя, следователя, прокурора или суда привлекается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с ГК несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ст. 54 УПК).

Гражданский ответчик вправе:

знать сущность исковых требований и основания их заявления;

возражать против предъявленного гражданского иска;

давать показания по существу предъявленного иска на том языке, которым он владеет, и пользоваться бесплатной помощью переводчика;

отказаться свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников;

иметь представителя;

собирать и представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

по окончании расследования знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к заявленному гражданскому иску, и делать соответствующие выписки и снимать за свой счет копии с указанных материалов;

участвовать в судебном разбирательстве в судах первой и апелляционной инстанций и выступать в судебных прениях;

приносить жалобы на действия и решения органов предварительного расследования, прокурора и суда в части гражданского иска и участвовать в их рассмотрении судом;

знакомиться с протоколом судебного заседания;

обжаловать решение суда в части гражданского иска и участвовать в рассмотрении жалобы вышестоящим судом;

знать о принесенных по делу жалобах и представлениях, затрагивающих его интересы, и подавать на них возражения.

В качестве представителя гражданского ответчика могут выступать адвокаты, а по его ходатайству решением органов предварительного расследования и суда в качестве представителей могут быть допущены и иные лица. Если в качестве гражданского ответчика выступает юридическое лицо, то его интересы могут представлять лица, управомоченные на это ГК.

Представитель гражданского ответчика имеет те же права, что и представляемое им лицо.

2. Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность - указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т.е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Административная ответственность.

Административная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 г. (КоАП РСФСР). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъектов административной ответственности за них.

Виды административных наказаний

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2.административный штраф;

.возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

.конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

.лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

.административный арест;

.административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

.дисквалификация;

.административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.

Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

За нарушение требований пожарной безопасности применяются в отношении виновных лиц в зависимости от последствий следующие виды наказаний:

дисциплинарное взыскание,

административное наказание,

уголовное наказание.

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010 г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе

) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;

) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

.1) главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;

(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 №198-ФЗ)

) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;

) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

) государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 №198-ФЗ)

. Должностные лица, указанные в пунктах 5 - 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2006 №97-ФЗ)

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, а именно:

нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 №247-ФЗ)

. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ)

. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима,

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)

. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

(в ред. Федеральных законов от 03.03.2008 №21-ФЗ, от 09.11.2009 №247-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)

. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)

. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)

. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)

разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №114-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, -

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 №380-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ)

нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 №247-ФЗ)

Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности -

(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 №247-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Может ли отсутствие нормативно-правового акта правительства России о платных образовательных услугах в вузах сделать этот процесс полностью бесконтрольным? Ваше мнение?

уголовный судопроизводство административный правонарушение

До момента принятия Закона «Об образовании», как комплексного нормативного правового акта в системе образования, который установил право образовательных учреждений заниматься приносящей доход деятельностью, законодательство не содержало такое понятие как приносящая доход деятельность образовательных учреждений профессионального образования, доходы от которой имели бы внебюджетный характер, однако такие доходы существовали и ранее, и впоследствии стали называться «специальными средствами образовательных учреждений». Хотя, легализованное понятие «специальные средства» и было дано лишь в 1930 г. (постановление СНК СССР «О специальных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете») до 1930 года образовательные учреждения имели специальные средства, которые поступали к ним от различных видов деятельности, а именно от платной образовательной деятельности, аренды, научной деятельности, изготовления и реализации продукции. Такие виды деятельности нашли свое отражение и в действующем современном законодательстве об образовании, и как следствие в учредительных документах образовательных учреждений.

Последние изменения законодательства об образовании направлены на систематизацию и совершенствование правового положения сферы образования и в итоге был принят новый федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г.

В связи с вступлением в силу изменений в ряд законодательных актов, регулирующих правовое положение государственных и муниципальных учреждений, а также деятельность таких учреждений в сфере образования, институт приносящей доход деятельности получает более четкое регулирование.

Так в соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Правила оказания платных образовательных услуг (постановление от 15 августа 2013 г. №706), согласно которым выделяются следующие важные моменты:

. Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

То есть законодательно немного больше защищены обучающиеся, что достигается определением на федеральном уровне типовых договоров на платные образовательные услуги, раскрытием случаев наступления ответственности исполнителя и заказчика.

Однако нельзя сказать, что отсутствие нормативно - правового акта правительства России о платных образовательных услугах в вузах сделает этот процесс полностью бесконтрольным. Поскольку, как было указано ранее, образовательные учреждения достаточно продолжительное время оказывают платные услуги. Значение нормативных документов заключается в обобщении правил по оказанию платных образовательных услуг и обозначению более конкретно обязанностей и прав как учреждения, оказывающего платные образовательные услуги, рассматриваемого в качестве исполнителя, так и учащегося, который выступает в роли заказчика.

Таким образом, без имеющейся в настоящее время нормативной базы в сфере оказания платных образовательных услуг, процесс не стал бы полностью бесконтрольным, но их наличие раскрывает ряд понятий и условий для регулирования такой деятельности.

Заключение

Таким образом, правовое государство - реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Список использованной литературы

1. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачёв, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 444 с. (ГРИФ).

. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвёртая. - М.: «Омега-Л», 2011. - 478 с.

. Зенин И.А. Гражданское право: учебник для бакалавров/И.А. Зенин. - 15-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2013. - 773 с. (ГРИФ)

. Зенин И.А. Гражданское право: учебник / И.А. Зенин. - 14-е изд., перер. и доп.-М.: Юрайт, 2011. - 663 с. (ГРИФ).

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: «Омега-Л», 2011. - 334 с.

. Копытов Ю.А. Административное право: учебник для бакалавров/ Ю.А. Копытов. - М.: Юрайт, 2013. - 645 с. (ГРИФ)

. Пугинский Б.И. Правоведение: Учебник /Под.ред. Б.И. Пугинского.2-е изд., перер. и доп. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. - 462 с. (ГРИФ)

. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для вузов / М.М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2010. - 635 с. (ГРИФ).

. Цветков М.Ю. Правоведение: учебное пособие для обучаемых очной формы обучения по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность». - Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2010. - 114 с.

Интернет ресурсы:

Интернет-журнал «Право и жизнь»: http://law-n-life.ru.

Похожие работы на - Уголовное и административное судопроизводство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!