Сущность языка как знаковой системы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность языка как знаковой системы

План

Введение

1. Сущность языка как знаковой системы

2. Основные функции языка как знаковой системы

Заключение

Список литературы

Введение

Язык, которым пользуется человек в ежедневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, соединяющей человечное сообщество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых параметров языка нужно для того, чтобы лучше представлять себе приспособление языка и критерии его потребления. Слова человеческого языка являются знаками предметов и мнений. Слова - это наиболее многочисленные и ключевые знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или мнения.

Современный же язык избирает наиболее серьезное и комфортное, двоичное противопоставление. Упрощается также система падежей и времен. Язык каждый раз поворачивается своими гранями, таким образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается перерожденный язык.

Русский язык гарантирует последовательность культурных обычаев народа, вероятность происхождения и развития массивного потока государственной литературы. С иной стороны большие общественные потрясения, затрагивающие базы публичного устройства, постоянно оставляют весьма видимый отпечаток в языке.

Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией - с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка соединены с его сущностью, природой, назначением в сообществе и в то же время взаимосвязаны между собой.

Цель контрольной работы - определить сущность языка и дать характеристику главным функциям языка как знаковой системы.

1. Сущность языка как знаковой системы

Наука о языке именуется языкознанием (или лингвистикой). Оно тесно связано со многими иными науками, например, с историей и археологией: при исследовании летописи языка языковед употребляет данные историков и археологов об уровне материальной и духовной культуры народа в тот или другой период развития. В свою очередность историки и археологи используют материалами языковедческих работ для уточнения итогов личных изучений.

Языкознание соединено с этнографией: исследование этнических особенностей тех или других народов, разных действий, сопровождающих поселение и перемешивание наций и народностей, нереально без внимания к языковым явлениям (таковым, как слияние языков, повторение и т.д.).

Лингвистические теории прошедшего нередко руководствовались идеалистическими представлениями о природе языка. Так В. Гумбольдт считал, что " язык есть орган внутреннего бытия, само это существование, окружающее в процессе внутреннего самопознания и проявления. Язык есть как бы наружное изображение духа народа; язык народа есть его дух.". При таком взгляде на язык теряется социальная суть языка, его характеристики как средства общения между людьми. Тогда как в настоящее время известно и общепризнано, что язык есть явление социальное [5].

Сегодня лингвистика описывает возникновение, сущность, функции языка, исходя из материалистического осмысливания его природы: трактовка языка как общественного явления обусловливает взгляды его классификации, сознание организации языковых уровней, обнаружение связи языка с историей, культурой и социумом, исследование природы языкового знака и его соотнесенности с внеязыковой реальностью. Эти вопросы рассматриваются в рамках одного из разделов науки о языке - всеобщего языкознания (или наружной лингвистики).

Другой раздел - частное языкознание (или внутренняя лингвистика) - обращен к исследованию отдельных языков (например, российского, британского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.).

Частное языкознание может быть описательным (синхронным), т.е. рассматривающим факты языка в какой-нибудь один момент его летописи (причем не только нынешний, но и взятый в каком-либо другом временном отрезке) или историческим, прослеживающим формирование языка на протяжении большего или наименьшего отрезка времени. К историческому (диахронному) языкознанию относится и сравнительно-историческое (компаративное) языкознание, основанное на сопоставлении современных языков, выявлении общих частей и обращенное к исследованию исторического прошедшего языков, установлению языкового родства [4].

Таким образом, разделами языкознания являются общее языкознание, частное языкознание и сравнительно-историческое языкознание.

Центральным в этом определении является сочетание " особая система знаков", которое нуждается в подробном пояснении. Что такое знак? С понятием знака мы встречаемся не лишь в языке, но и в повседневной жизни. Например, видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь.

Услышав звук выстрела в бору, мы делаем вывод, что некто охотится. Дым - визуальный знак, знак огня; звук выстрела - слуховой знак, знак выстрела.

Языковой знак также двусторонен: он имеет форму (или означающее) и содержание (или означаемое). Например, слово стол имеет письменную или звуковую форму, состоящую из 4 букв (звуков), и означаемое - " вид мебели: плитка из бревна или иного материала, укрепленная на ножках".

В отличие от знаков, имеющих естественный характер (дым - знак огня, звук выстрела - знак выстрела), между формой слова (означающим) и его значением (содержанием, означаемым) нет причинной связи. Языковой знак условен: в предоставленном сообществе людей тот или другой объект имеет такое-то заглавие (например, стол), а в остальных национальных коллективах он может именоваться по другому (der tisch - в немецком языке, la table - во французском, a table - в английском) [2].

Слова языка действительно заменяют в процессе общения остальные объекты.

Подобные " заместители " остальных объектов принято именовать знаками, однако то, что обозначается с поддержкой словесных знаков, - это далеко не постоянно предметы реальности. Слова языка могут ходить как знаки не лишь объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также различного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.

Кроме слов принципиальным компонентом языка являются методы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не есть разъединенно и неупорядоченно. Они соединены меж собой и образуют целое единое - систему языка.

Система - (от греч. Systema - " единое, составленное из долей; слияние ") соединение частей, окружающих в отношениях и связях, образующих единство, целостность. Следовательно, любая система владеет некоторыми признаками:

состоит из множества частей;

ее составляющие находятся в связи друг с другом;

эти составляющие образуют целостность, одно единое.

Характеризуя язык как систему, нужно найти, из каких частей он состоит, как они соединены друг с другом, какие дела устанавливаются между ними, в чем выражается их целостность.

Язык состоит из единиц: звуков; морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); слов; фразеологических единиц; свободных словосочетаний; предложений (обычных, трудных); текстов.

Каждая из единиц обусловливается другими знаками, и сам, в свою очередность, обусловливает их. Различают три вида отношений языковых единиц: синтагматические, парадигматические и конститутивные.

Синтагматические (или линейные) дела определяют слияние знаков в речевом потоке: на основании данных отношений единицы одного распорядка смешиваются друг с другом конкретно в тех формах, какие определены законами языка. Так, при образовании слова подушечка к базе существительного подушка прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс - к-, который воздействует на модификацию базисной базы: окончательный гармоничный базы меняется (к заменяется на ч), а перед ним возникает известный. Образуя глагольное словосочетание, мы становим зависимое местоимение или существительное в ту падежную форму, которой требует глагольное управление (увидеть (что? - вин. п.) сооружение; подойти (к чему? - дат.п.) к зданию) [8].

Языковые знаки - наиболее трудные. Они могут быть из одной единицы (слово, фразеологизм) или их композиции (предписание), в крайнем случае композиция обычных единиц формирует трудную единицу. Такая дееспособность языковых единиц низшего распорядка быть строительным материалом для единиц высшего порядка определяется конститутивными отношениями языковых единиц.

Например, самостоятельный языковой знак - слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком, служащим для построения слов. Слова, в свою очередь, строят словосочетания и предложения.

Предложение, высказывание, текст - составные знаки разной степени сложности.

Остается выяснить, почему язык определяют как особую систему знаков.

Оснований для такого определения несколько. Во-первых, язык во много раз сложнее, чем любая другая знаковая система. Во-вторых, сами знаки языковой системы разной сложности, одни являются простыми, другие - состоящими из ряда простых: например, окно - простой знак, а образованное от него слово подоконник - сложный знак, содержащий приставку под - и суффикс - ник, также являющиеся простыми знаками. В-третьих, хотя отношения между означающим и означаемым в языковом знаке немотивированны, условны, в каждом конкретном случае связь между этими двумя сторонами языкового знака устойчива, закреплена традицией и речевой практикой и не может изменяться по воле отдельного человека: мы не можем стол назвать домом или окном - каждое из этих слов служит обозначением "своего" предмета [10].

Таким образом, язык - это особая система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

2. Основные функции языка как знаковой системы

Из определения "язык - средство общения людей друг с другом" следует, что основное предназначение языка - сообщение (мыслей, намерений, чувств и т.п.), т.е. коммуникативная функция, реализуемая в целом ряде своих производных. Так при выражении сообщения язык выступает прежде всего в информационной функции (от лат. informatio - "разъяснение, осведомление"). В предложении "Наступило лето" содержится определенное сообщение: говорящий информирует слушателя (или читателя) о наступлении лета. Здесь реализуется информационная функция языка. В предложении " Приезжайте к нам летом!" также держится определенная информация - о том, что говорящий приглашает слушателя приехать к нему летом. Однако в различие, скажем, от предложения " Он пригласил нас приехать к нему летом", выражение " Приезжайте к нам летом!" имеет форму побуждения, призыва, само является приглашением. В этом выражении реализуется иная функция языка - агитационная (от лат. Agitatio - " сведение в перемещение ") [5].

В предложении " Ах, как отлично у вас летом!" реализуется еще одна функция языка - эмотивная (от лат. Emotio - " эмоция"). Это такое внедрение языка, которое служит для конкретного выражения эмоций, чувств (ср. с предложением "Он произнес, что летом у вас отлично", где таковой непосредственности выражения ощущения нет).

Информационная, агитационная и эмотивная - главные функции языка.

Помимо них выделяют еще метаязыковyю функцию (от греч. Meta - " вместо"), которая значит внедрение языка для целей объяснения или для идентификации предмета (она реализуется в высказываниях типа Гюрза - это вид ядовитых змей или Такое адаптацию именуется штопором); фатическую функцию (от лат. Fatum - " афоризм") - внедрение языков как средств для установления контакта меж соучастниками общения (например, в высказываниях типа Ну, как дела? Что нового?, которые редко понимаются в их дословном значении, реализуется как раз эта, фатическая, функция языка).

Различные функции языка изредка появляются в нашей речи в чистом облике.

Гораздо почаще сталкивается сочетание различных функций (с господством той или другой) в пределах одной вариации речи. Например, в научном докладе или в газетной статье доминирует информационная функция; но могут быть и составляющие агитационной, метаязыковой функций. В разных жанрах устной непринужденной речи эмотивная функция может сочетаться с информационной, агитационной, фатической [6].

Язык выступает также в качестве средства знания - исполняет функцию гносеологическую (когнитивную, познавательную). Эта функция языка связывает его с мыслительной деловитостью человека, в единицах языка материализуется конструкция и динамика идеи; производные данной функции:

аксиологическая функция (т.е. функция оценки);

номинативная функция (т.е. функция называния);

функция обобщения, которая позволяет нам с поддержкой языка формулировать сложнейшие мнения.

Обобщая и выделяя личное, неповторимое, словечко владеет возможностью " заменять " предметы и явления внешнего мира. Познавая реальность, человек по-разному ее конструирует, что обретает свое представление в языке (так, в языке эскимосов существует более двадцати заглавий для льда, в которых актуализируются наиболее различные признаки предмета). Выделяется также предикативная функция (т.е. функция соотнесения информации с действительностью).

язык знаковая система знак

Заключение

Подводя итог выше изложенному, можно сделать следующие выводы. Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.

Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:

. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.

. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой обществом создан, и использует язык так, как умеет и может. Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества - это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, деятельностью учреждении, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.

Список литературы

1.Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 2011

2.Драчук В. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена. - М., 2012

.Ибраев Л.И. К проблеме генезиса знаков и их классификации // "Философские науки", М., 2012, - №5, с.30-39.

.Ибраев Л.И. Надзнаковость языка // "Вопросы языкознания" М. Академия наук, 2012, - №1, с.17-35

.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке, М., 2011

.Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 2011

.Кондратов А. Звуки и знаки. - М., 2012

.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 2012

.Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 2013

.Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 2012

.Шанский М.Н. В мире слов. - М., 2012

Похожие работы на - Сущность языка как знаковой системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!