Уголовно-правовое регулирование коррупционных действий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовно-правовое регулирование коррупционных действий

Введение

Петр I написал указ о повешении всякого, кто украдет на сумму превышающую стоимость веревки, на что Меншиков ответил: "Смотри, мин херц, без подданных останешься!"

Коррупция - это социальное явление, которое имеет ярко выраженный политический фон. Коррупция и власть - вечные антагонисты: коррупция как социальная коррозия "разъедает" государственные структуры; государственная власть, в свою очередь, стремится уничтожить коррупцию. Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Коррупция стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнии десятилетия. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.

Проблема коррупции в Украине и в мире приобретает все более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Украина занимает одно из ведущих мест, 144 - место из 176-ти. Подход Transparency International такой: если страна набирает менее 30 баллов, а мы набрали менее, это уже позор для государства и нации. В 2001 году Украина получила 2,1, сегодняшние результаты примерно те же - это значит, что за двенадцать лет ничего не изменилось, даже ухудшилось.

Каждый третий украинец готов выйти на улицу для борьбы с коррупцией. Об этом свидетельствуют результаты исследования Барометр мировой коррупции (Global Corruption Barometer) от Transparency International и Gallup International Association. По данным исследования, протестовать против коррупции сегодня готовы 68% украинцев. О готовности выйти на улицу с протестом заявляют 36% опрошенных. 43% респондентов считают, что за последние два года уровень коррупции в Украине значительно вырос, 74% - уверены, что государственный сектор коррумпирован, 80% - охарактеризовали действия правительства в борьбе с коррупцией как не результативные. Лишь 4% опрошенных считают, что государственная антикоррупционная борьба имеет хоть какой-то результат. При этом 83% отметили, что важно иметь личный контакт при решении вопросов в государственном секторе, а 84% - что правительством страны руководят организации, действующие в собственных интересах.

Наиболее коррумпированными украинцы назвали именно те институты, которые призваны бороться с коррупцией - суды (66%), правоохранительные органы (64%), государственную службу (56%), сферу здравоохранения (54%), парламент (53%), политические партии (45%) , образовательную систему (43%), бизнес (36%), военную сферу (28%), СМИ (22%), религиозные институты (21%), общественные организации (20%). [8]

Рост недоверия к этим сферам спровоцирован тенденцией резкого роста взяточничества, говорят эксперты. Значительная часть респондентов признали, что платили взятку при получении услуг в правоохранительных органах (49%), медицинских учреждениях (41%), образовательных учреждениях (33%), земельных службах (25%), регистрационных и разрешительных службах (22%), судах (21%), налоговой (18%), коммунальных предприятиях (6%). О случаях вымогательства взятки сообщили 35% опрошенных. Рейтинг причин дачи взяток выглядит следующим образом: невозможность получить услугу другим путем (33%), в знак благодарности (33%), для ускорения процесса (28%), для удешевления услуги (6%). Не сообщают о коррупционных случаях 74%, боятся последствий - 24%, считают, что это ничего не изменит - 63%. [8]

Коррупция является наиболее типичным проявлением опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает, что и обуславливает актуальность данной темы. Посягая на деятельность государственных учреждений, коррупция подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.

Объектом исследования является проблема коррумпированности органов власти в Украине и проблема уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Предметом исследования являются:

общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупции, ее сущность, структура, основные элементы и принципы;

уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

другие нормы права, регулирующие вопросы государственной и муниципальной службы, а также ограничивающие коррупцию в органах власти;

научные публикации по исследуемым вопросам.

Целями работы являются:

) решение на основе сравнительно-правового анализа наиболее значимых теоретических и практических проблем, связанных с применением норм уголовного законодательства об ответственности за коррупционные преступления;

) комплексное исследование вопросов криминализации некоторых видов коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих;

) разработка путей и методов дальнейшего совершенствования уголовного законодательства и законодательства о государственной и муниципальной службах по рассматриваемым проблемам;

) разработка конкретных мер и предложений по ограничению коррупции в органах власти.

Поставленные цели конкретизируются в ряде исследовательских задач:

исследовать отечественный и зарубежный опыт по природе и понятийному содержанию коррупции, видам и формам ее проявления;

изучить причины и условия, порождающие коррупцию, а также проблемы борьбы с ней в органах власти;

выявить социальную обусловленность уголовно-правовых запретов, регулирующих служебное поведение государственных и муниципальных служащих;

рассмотреть особенности субъекта преступлений главы 17 УК, проанализировать их в соотношении с содержанием понятия должностного лица;

рассмотреть спорные вопросы квалификации отдельных преступлений, совершаемых служащими государственных органов власти;

проанализировать отечественное законодательство об ответственности за различные проявления коррупции в органах власти;

разработать комплекс мер и конкретные предложения по устранению и ограничению коррупции в органах власти.

При написании курсовой работы были использованы: метод изучения и анализа научной литературы, метод изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики, метод сравнения.

При написании курсовой работы были использованы труды таких ученных как: А.И. Долговой, П.А. Кабанова, И.Н. Клюковской, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, СВ. Максимова, ГК. Мишина, А.В. Наумова. Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой коррупции, можно выделить: М. Вебера (ввел функциональный подход), профессора Ж. Картье-Брессон, Р. Теобальда, американский ученый С. Рауз-Аккерман.

Глава 1. Явление коррупции (исторический экскурс)

Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций. В "Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: "Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается".

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии - Ветхом Завете: "Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12)" (1, с. 260).

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством "Артхашастра" (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества и делается малоутешительный вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Основным средством борьбы с казнокрадством становится слежка. Доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление [9].

Но на практике всех правителей древности в части ликвидации коррупции судей превзошел персидский царь Камбис II - сын Кира Великого. Согласно Геродоту, однажды судья Сисамн взял мзду с одной из сторон судебного процесса. Когда царь узнал об этом факте, он велел заживо снять с Сисамна кожу, и обил ей судейское кресло. Но это была только первая часть наказания. Вторая состояла в том, что на место казненного судьи Камбис назначил его сына Отана. Слово Геродоту: «Обтянув кресло, Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит». Нам в XXI веке нашей эры весьма трудно предполагать, что было в VI веке до нашей эры. Однако писаная история после сего случая не зафиксировала ни одного факта взяточничества в судейской среде Древней Персии [9].

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами. В 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти в 2 млн. долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против 5 ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане. В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по борьбе с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более 1000, в Мюнхене около 600, в Гамбурге около 400, в Берлине около 200 [7].

Глава 2. Масштабы и влияние коррупции в Украине

.1 Понятие коррупции

Коррупция - древнейшее общественное явление. Проблему коррупции затрагивали в своих трудах великие древнегреческие мудрецы Платон и Аристотель. «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться», - писал Аристотель [15]. Великие мыслители эпохи Возрождения Вольтер, Николо Макиавели Жан-Жак Руссо всячески осуждали и изобличали коррупцию, как постыдное и неприемлемое общественное явление. Широко известны и употребляемы слова английского философа Томаса Гоббса: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступление в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпированности государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения...». Коррупция по Гоббсу, «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» [15]. Вывод, сделанный в середине XVII в. Оказался актуален и в начале XXI в.

Как свидетельствуют отдельные энциклопедические словари, коррупция происходит от латинского слова "corruptio", которое означает порчу, развращение, то есть может пониматься как развращение отдельных должностных лиц государственного аппарата, как социальная коррозия, которая разъедает государственную власть и общество в целом. Следует отметить, что среди как украинских ученых-правоведов, так и практиков не существует четкого определения понятия коррупции. Основные подходы к пониманию коррупции можно свести к следующим:

. коррупция понимается как подкуп-продажность государственных служащих;

. коррупция рассматривается как злоупотребление властью или должностным положением, осуществленное в каких-либо личных интересах;

. под коррупцией понимается использование должностных полномочий, статуса должности, а также ее авторитета для удовлетворения личного интереса или интересов третьих лиц;

. коррупция рассматривается как элемент (признак) организованной преступности.

Символично также и то, что толкованию термина "коррупция" во многих словарях и энциклопедиях предшествует определение другого термина латинского происхождения - "коррозия", который переводится как разъедание и разрушение. Сравнивая эти два понятия, коррупцию можно рассматривать как разновидность социальной коррозии, которая разъедает и разрушает органы государственной власти, государство и общество в целом. В её основе, в частности, лежат такие вековые традиции взаимодействия в обществе, как "услуга за услугу", "do ut des" (даю, чтоб ты дал). Corrumpire - в римском праве понималось как разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например, в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов " correi " - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и " rumpere " - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, обозначающий участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества [17].

В документах ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной власти для получения выгоды в личных целях, т.е. коррупция выходит за пределы взяточничества. Это понятие включает в себя также:

взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга); - непотизм (покровительство на основе личных связей);

незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Украинское законодательство (ст. 1 Закона "О борьбе с коррупцией" от 5 октября 1995 г.), впервые понятие коррупция определяет как "деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленную на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ".

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора. Коррупцию можно определить как сложное социальное явление, которое возникает в процессе реализации властных отношений уполномоченными на это лицами, использующими предоставленную им власть для удовлетворения личных интересов.

.2 Виды коррупции

В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Необходимо отметить, что у разных авторов: Саттарова Г.А., Левина М.И., Медведева В.В., Селихова Н.В и др. видовая классификация коррупции различна. Толкачев В.В., например разделяет коррупцию по четырем видам в зависимости от сферы деятельности:

. По субъектному составу на:

высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве, Верховном Суде и иных органах. Данный вид коррупции охватывает высшее чиновничество и сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену - это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д.

низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления;

особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях, сотрудники которых (коммерческих или некоммерческих) также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы представляемых организаций, в пользу третьих лиц, или организаций, получающих от этого свои выгоды.

. По объекту воздействия:

коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности "нужных людей" или родственников в иные органы государства. Вред от этого вида коррупционного проявления огромен, так как создаваемые и изменяемые правовые нормы отражают не общегосударственные интересы, а узко корпоративные и корыстные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и недоверию последнего в демократические ценности;

коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.;

коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия "не наказания" виновных, разрешение дел, и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе.

коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется "меньшим размахом" коррупционных правонарушений;

. По характеру воздействия на регулируемые отношения:

уголовно наказуемые преступления;

гражданско - правовые нарушения;

административные и дисциплинарные проступки;

злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.

региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов.

национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;

межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств. Так, крупными корпорациями США выплачивались взятки должностным лицам различных уровней за рубежом для получения иностранных заказов поставок вооружений, нефтепродуктов и других товаров. В связи с разоблачением последних в 1977 году был принят первый в мировой практике Закон об иностранной коррумпированной практике в США, который предусматривал санкции до 2 млн. долларов для корпораций и 5 лет лишения свободы для физических лиц, участвующих в коррупционных действиях. Этим законом запрещалось предлагать, давать, разрешать выплаты какими - либо ценностями любому должностному лицу или официальным лицам в партиях с целью воздействовать на официальный акт или решение ради получения конкурентного преимущества.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

Обнародованы результаты исследования о видах коррупции, которые представляют наибольшую опасность для украинского общества, проведенные организацией «Молодежь против коррупции». В ходе проведения всеукраинского форума «Молодежь против коррупции», который проходил 6 декабря 2011 года в Киеве было проведено рейтинговое голосование, в котором приняли участие молодые правозащитники из всех регионов Украины, занимающиеся оказанием правовой помощи жертвам должностных преступлений. Проведенное голосование показало, что самым опасным проявлением коррупции признана тотальная коррумпированность украинских судов, которая, по мнению делегатов, «лишает законопослушных граждан защиты, делает закон никчемным, а преступников - безнаказанными». Второе место заняла коррупция в сфере здравоохранения. Третье место по степени общественной опасности, было отдано тотальному взяточничеству в органах прокуратуры. Продажа наркотиков, которая осуществляется под прикрытием работников силовых ведомств, оказалась на четвертом месте. Коррупция в экономической сфере, которая не дает возможность легально осуществлять предпринимательскую деятельность, отпугивает инвесторов и загоняет бизнес в теневой сектор оказалась на пятом месте. (По материалам: vlasti.net)

.3 Масштабы и влияние коррупции

Коррупция в Украине превратилась в одну из угроз национальной безопасности. По сути, в обществе функционируют две подсистемы - официальная и неофициальная, практически равные по своему влиянию. Результаты социологических опросов Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова (УЦЭПИ) свидетельствуют, что только 2% респондентов считают, что "почти никто в стране не берет взяток". Большинство придерживается противоположной точки зрения: "берут взятки, используя служебное положение, почти все" - так считают 12% опрошенных; "многие" - 49%; "кое-кто" - 29%.

Наиболее опасны проявления коррупции в кадровой политике на высших ступенях исполнительной власти, поскольку руководители высшего уровня могут создать целую пирамиду коррумпированных отношений, пронизывающую все уровни власти. При этом, становится невозможным занять ту или иную должность, исходя лишь из деловых и личных качеств кандидата. Решающим моментом является плата за назначение, родственные (дружеские) отношения с руководителями высшего уровня, другими влиятельными лицами.

Следует отметить, что многие украинские политики, международные организации, иностранные наблюдатели считают, что последние избирательные кампании в Украине проводились с использованием недемократических методов, коррумпированных действий. По результатам социологических исследований, проведенных накануне последних выборов Президента Украины (2010г.), каждый второй избиратель Украины еще к началу избирательной кампании сомневался в честности проведения выборов и их результатов. Население считало, что проведению честной избирательной кампании не способствуют Центральная избирательная комиссия (16% опрошенных), мафия и организованная преступность (12%), члены участковых избирательных комиссий (6%), Президент Украины, политические партии, представители бизнеса (5%).

При формировании властных структур коррупция приводит к тому, что, во-первых, власть получают лица, которые на самом деле не делегированы избирателями, или которые не должны занимать государственные должности по своим деловым и личным качествам. По сути, речь идет о незаконном присвоении власти. Сформированная таким образом власть является незаконной и будет использоваться ее представителями с преступной целью: для незаконного обогащения, уклонения от ответственности, и т.п.

Политическая сущность коррупции проявляется также в том, что коррупция может быть средством борьбы за власть. С одной стороны, властные структуры могут использовать лозунги борьбы с коррупцией для достижения политических целей, в том числе для расправы над политическими оппонентами. Оппозиция, может быть заинтересована в коррумпированности властных структур, поскольку изобличение фактов коррупции повышает шансы оппозиции прийти к власти.

В соответствии с официальными заявлениями руководства государства, часть теневой экономики в Украине составляет 45-60%. По данным Фонда "Интеллектуальная перспектива" и Центра социальных экспертиз Института социологии Национальной академии наук Украины, которые провели опрос по теневой занятости населения, 45% опрошенных работают в "тени".

Полностью ликвидировать систему неофициальных, в том числе коррумпированных, отношений, наверное, не удастся ни в одном обществе и государстве. Заявления о полном искоренении коррупции, взяточничества и преступности, по крайней мере, наивны. Социально-политический климат в обществе зависит от того, какое место и какая роль в нем отведена любой из названных подсистем и какая из них является ведущей. Противодействие коррупции - это локализация противоправных отношений, свертывание влияния неофициальной подсистемы функционирование общества.

Глава 3. Борьба с коррупционными действиями

.1 Общая характеристика должностных преступлений

В украинском праве под слово коррупция понимается преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях их личного обогащения. Существующее украинское законодательство не даёт чёткого ответа на вопрос, что такое коррупция. И поэтому в строгом правовом смысле Коррупции как таковой не существует, коррупция, скорее, является собирательным понятием охватывающим ряд преступлений предусмотренных главой 17 УК Украины "Преступления в сфере служебной деятельности" [1]. Определена уголовная ответственность за действия, которые представляют общественную опасность, которая заключается в причинении вреда отношениям, обеспечивающие нормальную деятельность государственного и общественного аппарата, и аппарата управления учреждений, предприятий и организаций. Это следующие преступления:

злоупотребление властью или служебным положением (ст.364 УК)

злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права (ст.364-1 УК)

превышение власти или служебных полномочий (ст.365 УК)

превышение полномочий служебным лицом юридического лица частного права (ст.365-1 УК)

злоупотребление полномочиями лицами, оказывающими публичные услуги (ст.365-2)

получение взятки (ст.368 УК)

незаконное обогащение (ст.368-2 УК)

коммерческий подкуп служебного лица юридического лица частного права (ст.368-3 УК)

подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги (ст.368-4 УК)

предложение или дача взятки (ст.369 УК)

злоупотребление влиянием (ст.369-2 УК)

провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.370 УК)

Субъекты уголовной ответственности:

а) служебные лица органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций; служебные лица иностранных государств, международных организаций, иностранные третейские судьи;) лица, уполномоченные на выполнение функций государства;) служебные лица юридических лиц частного права;) лица, предоставляющие публичные услуги;) физические лица, предоставляющие им неправомерную выгоду

Санкции, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Украины: a)Арест; b)Штраф; c)исправительные работы;) лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет) конфискация имущества; f)ограничение свободы) лишение свободы (максимальный срок лишения свободы предусмотрен за получение взятки в особо крупных размерах - до 12 лет)

Таким образом, Коррупция не является самостоятельным составом преступления, и обвинить должностное лицо в коррупции как в преступлении таковом невозможно. Должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности лишь за действия, которые образуют конкретный состав приведённых выше преступлений. Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно подразделяются на следующие группы: общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и ответственность, за которые предусмотрена нормами этой главы; специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками; альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами.

Субъектом преступлений охватываемых понятием "Коррупция" может быть исключительно должностное лицо определение, которого содержится в УК Украины - это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Украины, других войсках и воинских формированиях. Представителем власти является лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. В том числе народные депутаты, судьи, прокуроры, следователи, работники милиции, государственные инспектора и контролеры. Под организационно распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению имуществом. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, который был использован при совершении преступного деяния.

Этот список исчерпывающий, следовательно, иные граждане в том числе, занимающие должности в других структурах и в государственных органах, но не осуществляющие властные функции от имени государства и организационно-распорядительные функции в государственных органах не могут являться субъектами указанных преступлений и, следовательно, не могут быть привлечены к ответственности по указанным статьям. Исключение составляют случаи, прямо оговоренные в УК, так, например, за дачу взятки можно привлечь к ответственности любое лицо, а вот за получение взятки только должностное.

За что же приходится давать? Ученые подсчитали, что почти 30 процентов взяток идет влиятельным лицам для создания коммерсантам благоприятных условий для их деятельности или невосприпятствование некоторым нечистым делишкам. Около 20 процентов - освобождение от уголовной ответственности. 8 процентов - получение подложного документа. Столько же за проявление бездеятельности и умолчание при проверках и ревизиях. 7 процентов - получение нужных товаров или оказание личных услуг в интересах коммерческих организаций; 6,5 - получение жилья; 6 - освобождение от административной или дисциплинарной ответственности; 5 - конкретные формы служебного покровительства; 7 - выдача водительских прав; 3,5 - назначение на должность; 4 - поступления на учебу; 3,5 - прописка; 5 - освобождение от наказания водителей, нарушивших правила безопасности движения или эксплуатации транспорта; 1 - помещение в больницу или оказание медицинской помощи; 3 - выделение наделов под дачное строительство и садовые участки. И что интересно: почти в 9 из 10 случаев взятки получались за совершение незаконных либо неправомерных действий и лишь в одном из 10 за правомерные действия [14].

В каких же местах наиболее часто встречаются взяточники? Не секрет, что чаще берут взятки те, кого принято называть лицами влиятельными или должностными. Кто это? 1. Представители власти. Чиновники. Это и депутаты, работники прокуратуры, суда, государственной инспекции. К их числу относятся и работники различных органов управления, в силу занимаемой должности наделенные всевозможными полномочиями (например, оперативный состав служб, отделов, отделений и управлений системы МВД Украины). Наделенные функцией власти эти люди помогут за мзду решить многие вопросы. 2. Лица, занимающие в организациях, учреждениях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей. Сюда «подпадают» хозяйственные руководители всех предприятий, учреждений, организаций, их заместители, начальники (заведующие, руководители) филиалов, отделов, цехов, объектов, участков, секторов, групп и других структурных подразделений независимо от их наименования и ведомственной подчиненности.

. Лица, выполняющие административно - хозяйственные обязанности. В основном это те, кто связан, в первую очередь, с распоряжением или управлением государственным или общественным имуществом, организацией получения либо отпуска, отгрузкой товарно-материальных ценностей и контролем за этими операциями, с организацией реализации товаров (продуктов), услугами в торгующих снабженческих организациях, участками по обслуживанию населения на предприятии торговли, общественного питания, в бытовой, коммунальной, медицинской, транспортной и иных сферах.

По мнению специалистов, в нашем государстве все сделано для того, чтобы свести к минимуму сферу применения ответственности за коррупцию. Практически неподсуден стал пласт представительных органов власти. Из-за особого порядка возбуждения уголовных дел невозможно привлечь к ответственности судебных работников. Ограниченное толкование «должностное лицо» позволяет уйти от ответственности многим руководителям структур, в которых значительная доля имущества принадлежит государству. А там, по убеждению специалистов, по экономическим преступлениям процветают весьма серьезные нарушения: от перечисления крупных сумм по фальшивым платежным документам, получения взяток за выдачу заведомо безвозвратных кредитов, предоставления необоснованных льгот заемщикам, продления кредитных договоров до использования не по назначению государственных кредитов, субсидий (в том числе в корыстных целях), прокручивания оборотных средств в коммерческих банках, перевода денег и передачи имущества по заниженным ценам в подставные фирмы, получения взяток за сдачу в аренду помещений и т. д. и т. п.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 364 УК) относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 364 УК, оно становится тяжким преступлением. Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя три обязательных признака:

использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

причинную связь между деянием и последствием.

Обязательным элементом объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом. Только при условии наступления этого последствия злоупотребление властью или служебным положением будет оконченным преступлением. Поскольку существенное нарушение - это в значительной степени оценочное понятие, в документах следствия и суда оно должно быть мотивировано. Существенно то, что субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо. С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями - преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Виновное должностное лицо сознает общественную опасность деяния. Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является мотив, определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность.

Характеризуя преступление, предусмотренное ст.365 УК Украины (Превышение должностных полномочий) необходимо отметить, что по объективной стороне деяние заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Это может выражаться в совершении действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица или вышестоящего в данном ведомстве. В совершении действий, отнесенных к ведению данного должностного лица, но с нарушением порядка их осуществления (например, принятие единоличного решения при необходимости коллегиального; совершение действий при отсутствии специальных полномочий или условий, отсутствующих в конкретной ситуации); в совершении действий, на которые не имеет право никакое, в том числе должностное лицо. Таким образом, превышение служебных полномочий предполагает активную форму поведения. Это вытекает непосредственно из содержащегося в законе указания на совершение этого преступления путем действий, а также из самого понятия превышения, поскольку выйти за пределы предоставленных законом прав и полномочий путем бездействия невозможно. По конструкции объективной стороны указанный состав преступления, также как и состав преступления, предусмотренного ст.364 УК Украины (Злоупотребление должностными полномочиями), является материальным и считается оконченным с момента наступления последствий - существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Общественно опасные последствия могут выражаться в причинении вреда здоровью потерпевшего, имущественного ущерба гражданам или организациям; нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета государственных и муниципальных органов; создании помех, сбоев в работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. Таким образом, вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного ущерба. Поскольку вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет единых критериев. Объективная сторона этого преступления включает также причинную связь между превышением должностных полномочий и наступившими общественно опасными последствиями. Поведение виновного, действующего как частное лицо, объективно не связанное с его должностным положением, не может быть квалифицировано по ст.365 УК Украины, поскольку с объективной стороны деяние, превышающее должностные полномочия, выражается в совершении действий, которые могут быть совершены должностным лицом лишь при наличии установленных законом обстоятельств.

Объем прав и полномочий должностных лиц определяется законом либо иным нормативным правовым актом, должностными инструкциями, функциональными обязанностями, приказами руководителей учреждений, организаций, предприятий. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо устанавливать полномочия, закрепленные в законодательных и иных нормативно-правовых актах (в уставах, положениях и т.д.), за пределы которых вышел виновный. Поведение виновного, действующего как частное лицо, объективно не связанное с его должностным положением, не может быть квалифицировано по ст.365 УК Украины. В качестве обязательного признака данного состава преступления рассматривается совершение должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы его полномочий, что должно являться для него бесспорным и очевидным. Это свидетельствует о возможности совершения рассматриваемого преступления только умышленно. Виновный должен сознавать, что он совершает действия, явно выходящие за пределы установленных законом или иным нормативным актом прав и полномочий, предвидит общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов, желает либо сознательно допускает их наступление.

Решая вопрос о том, сопровождалось ли превышение должностных полномочий насилием, следует иметь в виду, что данное квалифицирующее обстоятельство имеется тогда, когда действия виновного совершены с нанесением потерпевшему побоев, причинением вреда здоровью, физической боли, а также ограничением свободы. Под угрозой применения насилия следует понимать угрозу совершения указанных действий. Угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью охватывается ч.3 ст.365 УК Украины и дополнительной квалификации не требует [2].

Закон определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Объективная сторона служебного подлога может быть выполнена одним из действий, указанных непосредственно в тексте закона:

внесение заведомо ложных сведений в официальные документы;

внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Таким образом, подлог может быть материальным - внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным - составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа. Состав подлога формальный и преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от того, повлекло ли это деяние какие-либо последствия, был ли использован данный подложный документ. Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы - это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. К данной разновидности подлога относится также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами. Подчистка заключается в уничтожении различными способами прежних записей или реквизитов в подлинном документе с возможной заменой их ложными. Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции). Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает неофициальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога нет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 358 УК как подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, совершенная частным лицом как преступление против порядка управления.

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом. Виновный достоверно знает, что он вносит в официальные документы ложные сведения, и столь же сознательно совершает иные действия, составляющие сущность подлога. При этом он должен руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями. Наличие какого-либо другого мотива при совершении действий, предусмотренных ст. 366 УК, исключает ответственность за служебный подлог. Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное должно быть квалифицировано по совокупности как служебный подлог и приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению. Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, контрабанды). Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 366 УК и за пособничество совершению другого преступления. Так, если должностное лицо, государственный или муниципальный служащий совершает подлог и выдает подложный документ, понимая, что этот документ будет использоваться для совершения хищения чужого имущества, виновный будет отвечать и за подлог, и за соучастие в хищении. Закон считает служебный подлог преступлением небольшой тяжести. Данное преступление наказывается штрафом до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Должностная халатность ст. 367 УК, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе Объективную сторону халатности составляют: 1) деяния, включающие две самостоятельные формы: неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей; 2) последствие - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между ненадлежащим поведением должностного лица и наступившими последствиями. Состав преступления - материальный, считается выполненным, а преступление оконченным с момента наступления последствий. Можно выполнить как путем активных действий (ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей), так и путем бездействия (неисполнение должностным лицом своих обязанностей). Под неисполнением должностным лицом своих обязанностей следует понимать бездействие лица по отношению к своим обязанностям, вытекающим из служебного положения, которые должностное лицо должно было и реально могло выполнить. Должностному лицу не может быть вменено в вину несовершение действий, не входящих в круг его обязанностей. Под ненадлежащим выполнением должностным лицом своих обязанностей следует понимать такое поведение должностного лица, при котором оно хотя и действует во исполнение обязанностей, но действует несвоевременно, некачественно. Непосредственно в законе названы объективные причины халатности: недобросовестное отношение к службе или небрежное отношение должностного лица к службе. Причины альтернативны и по смыслу закона исчерпывающи. Все иные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей по службе не образуют состава преступления. Как правило, халатность характеризуется системой действий (бездействий), однако не исключена ситуация единичного факта недобросовестного (или небрежного) отношения должностного лица к служебным обязанностям, повлекшая существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов. Последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства - обязательный признак объективной стороны рассматриваемого преступления.

.2 Коррупция в органах правопорядка и власти

В Украине коррупционность не только стала привычной, но и на человеческом уровне уже давно легализовалась. Люди вынуждены строить свои планы, учитывая этот нюанс. Уже в детском саду начинаются поборы, которые переходят в школу, затем в ВУЗ, на работу, откуп от армии, создание бизнеса и многие другие мелочи жизни. Если же человеку удается вырваться из этого коррупционного круга, то это практически гарантированно означает, что он сам превратится в коррупционера. Другого варианта в Украине нет - или давать, или брать. Коррупция пронизала все сферы общества и с ней уже практически смирились. Появилась она еще во времена перестройки, когда людям приходилось жить в условиях дефицита. То есть с наличием денег, за которые без блата купить ничего не получится. Казалось бы рынок должен быть вытеснить это явление, но все не так просто.

Товарный дефицит можно посчитать исчезнувшим, но его заменил дефицит прав и свобод, которые приходится получать либо за тот же блат, либо за взятки. В результате многочисленных исследований было выяснено, что украинцы тотально не доверяют власти, причем сразу всем ее ветвям. Это одно из важных отличий от европейских государств. Украинцы прекрасно знают, чем занимаются властьимущие и сколько это стоит. Практически все респонденты уверены, что люди из власти лишь используют свои должности для того, чтобы получать личную выгоду. При этом никакого контроля за коррупционерами нет. Традиционно признается, что крупнейшие коррупционеры занимают соответственно крупнейшие государственные посты, то есть это министры и народные депутаты. Среди государственных органов выделяются ГАИ, милиция, суды, прокуратура, налоговая, а также медицинские учреждения и ВУЗы.

Среди всех органов охраны правопорядка, призванных противостоять коррупции, эксперты выделяют в качестве наиболее слабого места суды. В количественном отношении лидером называют Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (почти 100 процентов личного состава охвачены коррупцией).

Среди ключевых проблем МВД, Прокуратуры, эксперты называют вымывание опытных и честных кадров: «Те, кто знает, где что воруют и как с этим бороться, сегодня идут в коммерческие структуры и используют это знание, чтобы самим обходить законы. А на их место приходят люди, которые мало профессионально подготовлены. Это еще одна из причин сегодняшнего всплеска коррупции: у нас резкое понижение уровня профессионализма правоохранительных структур. бороться стало некому, опытные кадры ушли. Специалистов с юридическим Образованием в правоохранительных структурах сегодня всего 40%, а в ряде регионов еще меньше. Остальные - это не юристы, не профессионалы». В регионах проблемы усугубляются зависимостью правоохранительных структур от местного начальства. Недофинансирование центром своих структур в регионах позволяет региональным властям использовать материальные рычаги для давления на работников МВД, Прокуратуры, и т.п. Работа этих органов характеризуется таким явлением, как сокрытие материалов оперативных разработок или уголовных расследований для накопления и использования компромата. Этими данными торгуют, шантажируют, используют в политических и административных целях. Борьба с коррупцией подменяется борьбой друг против друга различных групп коррупционеров. Повсеместно практикуется использование правоохранительных органов в качестве инструментов политического и административного давления, средства поддержания недобросовестной конкуренции в бизнесе.

Идет вытеснение милицией криминальных группировок, служащих «крышами» малому и среднему бизнесу, с последующим присвоением себе этих функций вместе с соответствующими доходами. Правоохранительные органы прикрывают криминальный бизнес в самых разных сферах, и это является крайне выгодным «бизнесом». По оценкам экспертов, до 40% выручки от контрабандной деятельности поступает контрабандистам; остальное уходит на содержание правоохранительных «крыш».

Несовершенство законодательства и слабый контроль привели к тому, что повсеместно поражена коррупцией таможенная служба. Общеизвестна практика неправильного оформления товаров за взятку для уменьшения таможенных платежей. Однако это только малая часть коррупции. Достаточно упомянуть практику использования «конфиската». Очень часто, например, дорогие автомобили (порядка 150 тыс. долларов) конфискуются за неуплату таможенной пошлины, а затем после снижения цены во много раз из-за фиктивных дефектов продаются тому, у кого они были конфискованы (за несколько тысяч долларов).

Эксперты полагают, что идеология работы правоохранительных органов носит карательный характер: «У нас правоохранительной системы вообще не существует. У нас правоохранительные органы никакие не правоохранительные - они карательные» [14].

.3 Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью

«Борьба с коррупцией» - одно из наиболее коррумпированных направлений деятельности государства. Надо сказать, что сегодня словом «коррупция» мы обозначаем множество разных явлений, имеющих разные причины, разную природу и разные способы противодействия. Необходимость классифицировать, уяснить причины и найти способы борьбы с каждым из них назрела давно.

Был принят целый пакет антикоррупционных законопроектов. Наиболее интересным среди них является единый государственный реестр коррупционеров. Информацию об этих лицах Минюст будет публиковать в Интернете, и все желающие смогут прочитать о тех, кто берет взятки. Кроме того, были приняты изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, также в закон о принципах предотвращения и борьбе с коррупцией. Кроме введения в действие единого государственного реестра коррупционеров нужно отметить такой интересный закон под номером 2837, согласно которому с 2014 года для чиновников вводится серьезное ограничение. Отныне каждая покупка стоимостью более 80 тысяч гривен в обязательном порядке должна быть задекларирована чиновниками. Инициаторы законопроекта пытались установить сумму покупки, которую чиновникам нужно было бы декларировать, в 20 тысяч, но внедрить это ограничение в текст законе не удалось. Также данный закон обяжет чиновников декларировать суммы на всех банковских счетах, как в украинских, так и зарубежных банках. Помимо этого отчитаться придется и обо всех предприятиях, обществах и фирмах, в которых у чиновника есть доля уставного капитала. Указать также придется и собственность членов семьи. Контроль за коррупцией возложен на уполномоченное подразделение по выявлению и предотвращению коррупции, которые должны будут создавать руководители органов власти. На эти подразделения будет возложена функция контроля за поданными декларациями, а также проверка и подсчеты. Однако трудно представить, что сотрудники этих подразделений станут контролировать декларации своих шефов и в случае нарушения передавать их правоохранителям. Также стоит напомнить, что предоставление неправдивых сведений в декларации - это, конечно же, не преступление. Тем не менее, эту ситуацию попытались исправить и ввести ответственность за внесение недостоверных данных. Однако эта ответственность ограничивается штрафом в 425 гривен, что вряд ли послужит стимулом для должностных лиц, ворующих миллионами. Таким образом, законодательство до сих пор не предусматривает четкого механизма выполнения антикоррупционных требований.

Довольно важными изменениями стали еще два закона, разграничивающие административную и уголовную ответственность за коррупцию. Теперь коррупция будет преследоваться только уголовно. Кроме того, теперь предусматривается специальная конфискация за должностные и коррупционные преступления. Доходы, полученные чиновниками преступным путем, суд может конфисковать. Причем касается это не только денежных средств, но и различных косвенных доходов, то есть собственности. Также конфискация возможна и в отношении третьего лица, на которое чиновник-коррупционер перепишет свое имуществе.

Эффективность борьбы с коррупционными проявлениями во многом зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их солидарной ответственности за процесс оздоровления общества. Борьба с коррупцией должна осуществляться с использованием широкого комплекса мер правового, экономического и иного характера. Законодательство, направленное на предотвращение коррупции должно быть основаны в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни-будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны. Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;

) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Не смотря на всю остроту данной проблемы в Украине, ни один закон, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет.

Необходимо определить законодательно и сделать прозрачной процедуру предоставления кредитов под гарантии государственных органов, а также использование бюджетных средств, добиться выполнение уже принятых законов.

Правительственные гарантии под иностранные кредиты, получаемые предприятиями (учреждениями, организациями), предоставлять как исключение и лишь с согласия Парламента. Целесообразно ввести обязательные публичные отчеты главы Правительства об эффективности использования таких кредитов с распространением детальной информации в СМИ.

Заключение

Слово «коррупция» - настолько заезженный термин, что при его упоминании у человека не возникает никаких эмоций. Любые проблемы современной жизни принято объяснять этим словом. Проблемы на работе, в жизни, в транспорте - везде, где сегодня приходится находиться человеку - объясняются коррупцией. По сути же коррупция в более широком понимании этого слова - это не только кража госсобственности. Коррупция - это нарушение норм, установленных в данном виде сделки, совершенных по причине подкупа. Так что совершенно несправедливо сводить коррупцию к распилам и откатам в госучреждениях. Разве в частных компаниях при заключении сделок коррупция не играет одну из главных скрипок? Топ-менеджеры крупных компаний тоже часто заключают сделки, напрямую тормозящие развитие этих самых компаний. Правда, в случае с частными компаниями слово «откат» называется модным словом «бонус». А в частной жизни? Девушка выходит замуж за человека, абсолютно ей не симпатичного, но обладающего главным достоянием - богатством. Она идёт наперекор своим моральным принципам именно благодаря так манящим финансовым благам. Какая из видов коррупции (государственная, частная или моральная) наносит наибольший вред человечеству?

Несомненно, главным смыслом коррупции в любом случае является улучшение финансового уровня жизни. Но ответ не так прост, как может показаться. На формирование личности огромное влияние оказывает окружающая информационная среда. Чему же учит нас эта самая среда? Может, нам говорят, что нужно быть высокоморальными, что честность и порядочность - высшие из благ? Уровень современного образования людей сводится к банальной формуле: дал - получил; заплатили - отработай; оказал услугу - получил вознаграждение.

А что же сегодняшние чиновники? Они ведь точно такие же люди, как и все остальные. Они так же хотят повышать собственный уровень жизни, но работать для этого как можно меньше. За последние 20 лет в обществе твёрдо сформировался политический строй, созданный для коррупции, основанный на коррупции и действующий в строгих правилах коррупции. С помощью коррупции управляются все страны мира, за исключением тех стран, где правят полудикие, вооруженные до зубов вожди. Не верите? Посмотрите фильмы Гая Ричи, особенно - «Рок-н-рольщик». Фильм о том, как всё в Лондоне покупается, продаётся и присваивается с помощью денег. Заметьте, люди, действующие подобным образом - наиболее преуспевающие в старушке Англии!

Что же можно требовать от чиновника, когда он приходит во власть с помощью связей и коррупции, продвигается по службе благодаря ей и улучшает свой уровень жизни только благодаря её существованию. Как можно требовать от чиновника быть честным, если само слово честь поругано и обсмеяно? Как можно удивляться уровню его моральных качеств? Ведь обладай он таковыми, привитыми нам тысячелетием христианской идеологии добродетелями, то не поднялся бы выше муниципального депутата. Да и каждый из нас, ругая коррумпированных чиновников, плохие дороги, маленькие пенсии и деградирующее образование, попади на его место, занялся бы тем же самым.

Так что в следующий раз, ругая чиновника за покупку очередного дома в Майами или нового Майбаха с салоном из кожи крокодила, задумайтесь, неужели вы сами поступили бы иначе. Неужели видя, что своей честностью и порядочностью вы только усложняете своё материальное положение, не получая ничего взамен, вы были бы и дальше честным и порядочным человеком? Кинематограф, ток шоу, телевидение и интернет говорят нам о том, что финансовое благополучие - главное мерило человеческой добродетели. Отказавшись от моральных ценностей, записанных в священных писаниях основных мировых религий, мы отказались от права мерить людей принципами морали. Законы, написанные людьми, не в силах повлиять на человеческое естество, ведь законы - это не божьи заповеди, а Конституция - не Библия.

Нарушая их, человек не переступает через себя, а лишь думает о том, как обезопасить себя от последствий своих нарушений. И до тех пор, пока в головах у людей не проснётся совесть, пока добро, честь и порядочность вновь не станут главными человеческими качествами, мы будем руководствоваться животными инстинктами.

преступление коррупция правопорядок власть

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Украины. Харьков: Одиссей.- 272с.

. Уголовный кодекс Украины. Научно-практический комментарий. Е.Л. Стрельцов. ООО Одиссей - 2007,-872с.

. Уголовное право Украины, Общая часть. Учебник. М.И. Бажанов, В.В. Сташис, В.Я. Таций. К.: Юринком интер , 2005,-480с.

. Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 7.04.2011 № 3206-VI. текущая редакция - Редакция от 11.08.2013 , основание 406-18.

. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2001г., С. 192.

. Аристотель Политика Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. С. 376-644.

. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 229.

. Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. 1989. С. 93.

. «Международный имидж Украины: мифы и реалии" (Аналитический доклад Украинского центра экономических и политических исследований), Natsional'na bezpeka i oborona, 2000 г., No. 3, 25.

. Бачило И.Л. Информационная база противодействия человека и общества коррупции // Государство и право. - 2009. - № 9. - С. 65-72.

. Мельник М. Коррупция - корозия влсти : Cоціальна сутнiсть, тенденцiї та наслiдки, заходи протидiї) / М. I. Мельник. - К.: Юрид. думка, 2009. - 400 с.

Похожие работы на - Уголовно-правовое регулирование коррупционных действий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!