Уголовная ответственность за наемничество по законодательству Российской Федерации и стран Европы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовная ответственность за наемничество по законодательству Российской Федерации и стран Европы

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

Кафедра теории и истории государства и права








курсовая РАБОТА

по дисциплине «Уголовное право»

на тему «Уголовная ответственность за наемничество по законодательству Российской Федерации и стран Европы»

Выполнила: Ю.С. Дугина,

студент 3 курса очной формы обучения

юридического факультета, группа 321

Научный руководитель: Щербина Е.М.,

к.ю.н., доцент.


Владивосток

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

§1. Понятие наемничества

§2. Динамика общественной опасности и уголовной ответственности за наемничество в уголовном законодательстве Российской Федерации и странах Европы

§3. Объективные и субъективные признаки состава наемничества по Уголовному кодексу РФ

§4. Проблемы установления уголовно-правовой ответственности за наемничество.

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ


Одна из наибольших угроз суверенности государств и безопасности их жителей, преступление, тесно связанное с терроризмом, разжиганием бунтов и гражданских войн при официальной политике невмешательства других стран во внутренние дела суверенного государства - наемничество.

Проблема наемничества берет свое начало еще во II-III в.в. до нашей эры. Развиваясь, институт наемничества преобразовывался и обрастал своеобразными традициями, позднее преобразовавшимися в признаки данного явления и сформировавшими его правовое положение. Так, например, исторически сложилось, что наемники - это преимущественно группа граждан из разных государств, профессионалов, знатоков военного дела, готовых сражаться за определенное материальное вознаграждение. Но не всегда наниматели могли к окончанию боевых действий оплатить услуги солдат, а потому отряды наемников безжалостно грабили поселения, которые попадались им на пути, чтобы в случае разорения их работодателя не остаться с пустыми руками. Естественно, что такое отношение к покоренным землям влекло значительные последствия для тех из наемников, что бывали захвачены в плен - с ними обходились более жестоко, чем с солдатами государственного ополчения. Эта исторически сложившаяся практика остается в своем роде актуальной и в настоящее время, преобразовавшись в определение наемников как «незаконных комбатантов» или участников бандформирования, с последующим уголовным преследованием в соответствии с внутренним правом государства, задержавшего такое лицо. Схожие аналогии можно провести и со способами формирования и организации наемнических отрядов, их образом действий и проч. Тем не менее, достигнув своего пика к XVI веку, постепенно популярность наемнических армий пошла на спад в связи с возникновением регулярных армий и профессиональных военных из граждан на службе у государства. Отдельными странами принимались законы, воспрещающие гражданам данной страны поступать на военную службу к иностранному государству для участия в военных действиях против другого государства. Но, несмотря на негативное отношение к наемничеству в целом, власти государства, чьи граждане оказывались завербованными в ряды наемников, не уделяли внимания данной проблеме, если только действия вербующей стороны не были направлены против этого государства. Это одна из существенных проблем, касающихся вопросов практики противодействия наемничеству.

Таким образом, проблема наемничества возникает в местах локальных конфликтов, как внутригосударственных, так и межгосударственных, когда одна из участвующих открыто или тайно сторон не стремится обнаружить свое военное присутствие в месте конфликта. Трагические последствия участия наемников в национальных и региональных конфликтах общеизвестны, в том числе на печальных примерах Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуар <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D1%2582-%25D0%25B4%25E2%2580%2599%25D0%2598%25D0%25B2%25D1%2583%25D0%25B0%25D1%2580&ei=sHeNVOWUJOrlywPls4GYAQ&usg=AFQjCNFvGvFbpnSATQYgZ3pRJh_zqqZjNA&sig2=DrEjDpBRpO1yjUMjsNjl0A&bvm=bv.81828268,d.bGQ>, Анголы и других стран.

В настоящее время проблема наемничества приобретает особую актуальность, в том числе и в связи с ситуацией на Украине, где политическая нестабильность вылилась во внутригосударственный вооруженный конфликт, который, фактически, является гражданской войной между самопровозглашенными республиками Донецка, отстаивающими свое право на самоопределение, и Украиной. В настоящее время на обеих сторонах фронта в боевых действиях участвует как местное население, так и добровольцы, прибывшие из других государств, не втянутых в конфликт. Кроме того, известно, что на Украине действуют частные военные компании (далее ЧВК), но доказать факт наемничества ни сотрудников компаний, ни граждан, добровольно присоединившихся к ополчению или вооруженным силам Украины, пока не удалось. Официально ЧВК занимаются консультированием и обучением армии Украины, а добровольцы не получают за свою службу оплату. Но, темнее менее, привлечение добровольцев, за которыми не стоит организация со своими юристами, способными доказать отсутствие состава преступления в их действиях, к уголовной ответственности возможно, и к этой проблеме мы вернемся в параграфах. В частности, именно необходимость точной формулировки признаков субъекта наемничества обосновывает новизну работы, заключающуюся во введении расширенного определения понятия наемничества. Помимо этого, предлагается трактовка сущности наемничества как сделки, из чего можно вывести такие важные стадии преступления, как момент окончания преступления и покушения на преступление.

Итак, на основании вышеизложенного, следует определить объект исследования. Объектом исследования в нашей курсовой работе является наемничество, как сложное явление социально-правового характера. Предмет исследования - установление и реализация уголовной ответственности за данное преступление по законодательству России и стран Европы.

Необходимо выявить признаки наемничества как самостоятельного преступления, отделив его от иных смежных понятий, выявить проблемы в установлении уголовно-правовой ответственности за наемничество и предложить варианты их решения путем анализа существующего международного и национального законодательства и судебной практики. Для этого в работе будут использованы такие методы научных исследований, как историко-правовой метод, сравнительный, диалектический и системно-структурный методы.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников. Основу настоящей курсовой работы, помимо международного и национального законодательства, составят труды ученых, исследовавших проблемы наемничества: А.Д. Изъянова, О.Ю. Молибоги, Ф.В. Короткого, В.В. Лисаускайте, Г.А. Алибаевой, Ю.М.Григорова и других.

§1. ПОНЯТИЕ НАЕМНИЧЕСТВА


Говоря о наемничестве в правовом смысле, необходимо определиться со значением данного термина. Если обратиться к источникам времен Советского союза, в энциклопедическом словаре можно встретить определение «наемной армии», которая представляет собой войска, состоявшие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами и отдельными феодалами. Таким образом, наемничество рассматривалось скорее как историческое явление, не свойственное социалистическому строю государства. Последнее подтверждается определением, данным составителями Военной советской энциклопедии, согласно которому привлечение в Вооруженные силы лиц по контрактам в ряде капиталистических стран по существу является наемничеством.

Тем не менее, на международном уровне наемничество как преступление постепенно получало правовое закрепление в различных актах, в которых и формировалось его определение. Отдельные авторы высказывают мнение, что попытка определения наемничества предпринималась еще при принятии Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., аргументируя это утверждение тем, что в ст. 4 указанной Конвенции, гласящей, что на территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть сформированы военные отряды и открыты учреждения для вербовки, подразумеваются вербовочные пункты для найма иностранных граждан, предположительно за плату, что является близким к наемничеству явлением. Помимо этого, в указанной Гаагской конвенции статьей 6 устанавливается, что ответственность нейтральной державы не возникает вследствие отдельного перехода границы частными лицами с целью поступить на службу одного из воюющих. По мнению ряда авторов, эти положения Конвенции преследовали цели предупреждение наемничества. К основам понятийного аппарата наемничества можно также отнести статьи 16 и 17 настоящей Конвенции, в которой говорится о нейтральных лицах и невозможности данных лиц ссылаться на свой нейтралитет, если они совершали действия, враждебные по отношению к воюющему, либо в пользу воюющего. Формально наемники, большая часть которых, действуя на территории одного из государств, имеет гражданство третьих, нейтральных стран, могли бы при задержании требовать признания себя нейтральными лицами согласно ст.16 Гаагской конвенции, но семнадцатая статья не дает им такого права, предоставляя, однако, возможность объявить себя добровольно присоединившимся к воюющей стороне лицами.

Неясность в толковании понятия «наемник», использующегося тем временем в различных международных актах, таких как Резолюции и Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, требовала официальной трактовки. И первым официальным определением термина «наемник» стало закрепленное в I Дополнительном протоколе к Женевской конвенции 1949 г. от 8 июля 1977 г., статье 47, понятие, в котором устанавливались следующие основные признаки наемника:

) наемником признается лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

) лицо, фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях;

) принимающее участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

) не являющееся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

) не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и

) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Данное определение, достаточно широкое, было, тем не менее, дополнено и несколько преобразовано Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой резолюцией 44/34 <#"809169.files/image001.gif">. - Сибирский юридический вестник. - №2. - 2006. - с. 79-82.

.        Сорока Л.С. // Уголовно-правовые проблемы при определении понятия «наемник» в международном праве и уголовном праве РФ. - Вектор науки ТГУ. - №2. - 2010.

.        Советский энциклопедический словарь. // Под ред. А.М. Прохорова, 2-е изд. - М.: Советская Энциклопедия. - 1980-1983.

Похожие работы на - Уголовная ответственность за наемничество по законодательству Российской Федерации и стран Европы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!