Идеи развития в трудах Я.А.Коменского, М.Монтеня, Ж.Ж.Руссо
Коломенский педагогический институт
РЕФЕРАТ
Студента технологического факультета
431 группы
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах
Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.
1998 г.
План реферата
1. Введение
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список
Введение
Цель данного реферата -
раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему
развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего
обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего
обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и
дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение
всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ,
Квинтилиан.
Наибольший подъем идея
развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые
педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песталоцци, А. Дисьервег.
Среди русских педагогов
изучавших эту проблему следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского,
Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.
Данный реферат построен на
основе анализа идей развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж.
Руссо и М. Монтеня.
Развивающее обучение в
наследи Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский (1592 -
1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель
17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины
Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил
латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах
в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой
своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных
странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по
ним учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был
основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по
вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший
метод языков”, “Пансофическая школа” и др.)
рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертой
педагогических воззрений Коменского было то , что он
рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления
справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью
через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”,
одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим
воспитанием”, где он, в частности , развивает
мысль о том, что воспитание и образование человека не
заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно
готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение,
1981. - С. 79/.
Одной из наиболее главных
идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего
обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все
произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация
природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях
много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом
отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо
отметить его труд “О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его
способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что
представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается.
Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е.
отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и
соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что
каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен
учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе
Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом
наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития
природных дарований.
“Человеку
прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая
называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и
рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте -
воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность
движения, исполнительница всех решений. Наконец,
речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем
имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг,
сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в
сердце, как царица в своем дворце, обитает воля;
рука, орган человеческой деятельности,
является достойным удивления исполнителем; язык,
наконец, - мастер речи, посредник
между различными умами, заключенными в различных, друг от друга
разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания
и действования. / Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики.
Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.
“Легко понять в чем состоит воспитание природных
дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что
он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и ,
наконец, свое собственное тело, в том же
смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное
дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и
приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя,
изощряя, сглаживая украшая ее таким образом,
чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство
считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно
производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны,
кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также
духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано,
когда, во-первых, он приобретет способность обо
многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых,
когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в
выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а
пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих ,
когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в-
четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего
распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и
мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.
Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.
Как понимает Коменский
психическое развитие ребенка и его закономерности?
Главное состоит в признании
Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные
в виде таланта и различных способностей, которые
развиваются и совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения
сопутствует “способность познания”. “...Человек
родился способным для уразумления вещей, для
добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни этих трех
способностей существуют у него с такой же несомненностью, как
и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос
Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.
Итак, из вышесказанного можно
сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями
к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом
природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории
развивающего обучения.
Развивающее
обучение в наследии Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) -
наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей,
которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях
“Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению
или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,
или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг
осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости,
порожденные феодальным строем. В частности, н резко критиковал современное ему
воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и
индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.
Руссо является
основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с
законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Систематически педагогические
идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где сделана
попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие
каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.
Педагогические высказывания
Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку,
заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации
методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости
систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать
детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, -
способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих
трудовому народу.
Если Руссо высказывал много
прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он
придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины,
по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного
образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом
воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссо
оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала
забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих
детей. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение,
1981. - С. 202/.
Как уже говорилось выше ,
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания.
Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем
же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает
только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые
задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К.
Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук
РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а
наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по
Руссо.
Воспитание каждого человека,
писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных
способностей и влечений / Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука,
1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам
прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет
их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних
пор учит их, что такое труд и боль ” /Кларин
В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .
Обращаясь к родителям и
воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать
чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и
все полезные разумные склонности.
Если ребенок плачет, Руссо
предлагал родителям и воспитателям не прибегать к угрозам, а, напротив,
терпеливо и настойчиво изучать действительные причины детского плача. Он
справедливо предупреждал, что детские слезы при отсутствии надлежащего
понимания потребностей, коими они вызываются, и вследствие безмерных услуг
родителей могут порождать нечто противоречащее морали и природе.
Руссо рекомендует исподволь
действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер
прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость,
требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных
детских просьб.
Среди наставлений,
заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные
советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы обязаны прежде
всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок портит все
к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он может испортить”. Но
то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его слову, без просьб, без
особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-нибудь нехорошее,
нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть никакое
приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет”
будет несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть
свои силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
Отдавая добрую дань детскому
возрасту, Руссо продолжает: помните , что природа желает, “чтобы дети были
детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и
воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей
способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите
воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.:
Наука. 1980. -С.79 - 81/.
Мишель Монтень (1533 - 1592)
- выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей
философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого
познания, зависимость его от многих условий.
Скептицизм как течение в
философии эпохи Возрождения является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего
внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике преклонение перед
авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала
утрачивать свое господство над умами, а опытные науки нового времени только
еще начали складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого
знания.
Подвергая сомнению различные
обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное,
Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры -
католической церкви.
Являясь противником
схоластической наук средневековья, тратившей все свои силы на комментирование
небольшого числа признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку
опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали
педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не
загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке
самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается
путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в
современных Монтеню школах почти не изучались.
Как и все гуманисты, Монтень
высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное
отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно
способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование
должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса,
воспитанием высоких нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были
восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания
перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного
влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода
основой теории естественного воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение,
1981. - С. 69-70/.
Главной идеей в теории
развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не
мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно
осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что
развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей
книге “Опыты” в главе “О воспитании детей”
Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,
сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему
возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус
разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая
ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу,
чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы
он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.
71/. Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял
сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.
“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова
затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он
принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть,
объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит
к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и
в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.
-С. 122/.
“Пусть его душе будет привита благородная
любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения;
пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь
здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по
которым проходили Цезарь или Карл Великий ”.
“После того как юноше разъяснят, что же, собственно,
ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами
логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не
выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в
ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг;
иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной
раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” /
Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение,
1981. - С. 74-75/.
В этом заключаются основы развивающего
обучения педагогической теории М. Монтеня.
Заключение
М. Монтень, Я. А. Коменский и
Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они
положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности
(Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного
воспитания (Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех
великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны
практически все их педагогические труды :“Великая
дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании”
Руссо, “Опыты” Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея
развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и
Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в
частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо
можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего
обучения. Они оставили за собой колоссальное педагогическое наследие благодаря
которому идеи развития изучаются и практикуются и по сей день.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 432
группы технологического факультета
Лазарева Виктора
Николаевича
“Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и
М. Монтеня”.
Реферат
посвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничего лишнего. В реферате
имеется много ссылок на литературные источники, что говорит о том что Лазарев
В. Н. изучил большое количество литературы по данному вопросу. Надо сказать,
что тема реферата достаточно сложная и Лазарев В. Н. довольно успешно с ней
справился.
Реферат
состоит из трех основных частей в которых дается подробное описание взглядов
Коменского, Руссо и Монтеня по интересующему вопросу. Реферат написан четко,
стройно и имеет достаточный объем. Единственным недостатком можно считать малое
количество своих мыслей и выводов. Я считаю, что реферат заслуживает
положительной оценки.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
2. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.:
Педагогика, 1970.
3. Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики.
Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.
Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
5. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.:
Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
6. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука,
1980.
7. Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д.
Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика,
1988.
8. Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.