Разбор рассказа Л. Андреева "В тумане"
Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
I. Пространство рассказа:
1. Внутренний мир героя
А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь
и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был
страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного холода становилось
особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится
болью, чуждою всему этому чистому и хорошему дому.
Б) Герой
умирает еще задолго до физической смерти:
И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то
человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так
многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать его.
И тихая жалость к умершему человеку наполнила его сердце; и первый
раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного,
а не на улице, среди тысяч враждебных и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому формально относится герой
Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный
и темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую
и чуждую громаду.
3. “Бездна” (сквозной мотив А.)
А) Вы же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее
контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то
сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и
скучно смотрел грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок,
стены и измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались,
посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно,
что он не видел своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его нет,
а есть только молчаливая и глухая тьма.
Герой переходит из одного пространства в другое под воздействием
судьбы, “фатума”, ничего не делая сам.
II. Импрессионизм - значимость цвета, светотени и
звука.
1.Импрессионизм + цветовая ассоциация с Достоевским повтор тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти
хо добавил:— Я грязный...
Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы
вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка,
как те мозги животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе.
смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с самого рассвета на
улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен,
он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось
в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна
их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно
и четко.
3. звуки и цвета голосов - окраска внутреннего состояния героя
и индикатор их взаимоотношений:
А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой
и сдержанный бас:
Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный
и изменившийся:
Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу,
и все выжидающе смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий
и звонкий, запел высоко и страстно:
— Ты мне сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно
ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось,
лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?—
повторял он, как жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа
его билась и плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку, подошел к столу и
взялся за ручку ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные
инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками,
и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался
от него, точно и ему было стыдно
III. Время в рассказе.
1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте и грязной окраске его (потолка) было
что-то скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках
людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили,
думали, делали что-то свое - и на все наложили свою чуждую печать. И
эти люди напоминали Павлу о сотнях других людей.. .”
2.
Текстуальное подтверждение цикличности, вечности происходящего
А) И снова перед глазами развернулся в высоте
потолок.
Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик,
церковь и огромная телега и так кругом комнаты. И все это было желтое
на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню
и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь.
3. Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”.
IV. Композиция рассказа
1. Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает
ему преодолеть ее.
'_ а черт!— ругался он и отбрасывал
материю, но, тяжелая, она тупо падала назад прямыми и равнодушными
складками. Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул
ее и сел на холодный подоконник.
Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие
давало картине сокровенный и тревожный смысл. Они шли по какому-то
своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и незаметные; но
Павел видел их странную и страшную обособленность: они были чужды
всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как огоньки
среди тьмы.
3. Город в изображении Л. Андреева.
а) Типичное влияние города на героя- разрушение личности, утрата
моральных ценностей, несамостоятельность сознания; город действует
и направляет своих героев:
С переездом в город Павел стал особенно мрачен и нервен,
и Сергей Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить достаточно
спокойно и внушительно.
б) Город, герои = их идеи. Герой становится я частью окружающего
его мира. “Жители города” “затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились плечи женщины
и перед глазами болталось большое загнутое перо, какие бывают на погребальных
колесницах; потом что-то черное, гнилое, скверно
пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки, вверх и
опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина поддержала
его.
V. Основные мотивы рассказа
1. 3 осн. темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не обернулась, и опять в груди
стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь
который прошла угрюмая чума, убила все живое
и досками заколотила окна.
2. Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается
с ним:
А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело,
и с ним будут делать то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор и герой
1. автор знает о герое не более чем читатель:
Павел быстро встал и, вероятно, сделал
себе очень больно...
2. Отец Павла не узнает, не знает своего сына (возможно это - перекличка
с автором)
Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич
смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша,
странно высокий, странно похожий на мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо
знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно
недоумевал.
3. Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического образа героя “до”)
Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решитель
ные, с таким множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется,
будто не он писал их, а кто-то пожилой 1 и страшно умный; тут первый трепет
скептической мысли, и первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о
Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной и не разделенной любви
и решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю долгую
жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле
бытия и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнеч
ным блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые так несчастны.
И ни слова о тех женщинах.
А) я ненавижу тебя!— шептало странное, бесформенное
пятно человека, охваченного туманом и вырванного им из живого мира.—
Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате, задыхается в тумане голос. Бесформенное
пятно человека медленно удаляется, сверкнула около фонаря металлическая
пуговица, и все растаяло, как будто никогда и не было его, а был только
мутный и холодный туман.
VIII. Анафористичность рассказа конец
сюжетный = началу след. действия.
... В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане
холодный город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в саду,
опустошенном осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные
цветы.
автор: Орлов Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил.,
предмет: Анализ худ-го текста
препод.: Есаулов
дата: 15.11.2019