Типология местного самоуправления в гражданском обществе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типология местного самоуправления в гражданском обществе

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления

.1 Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества

.2 Принципы, задачи и функции местного самоуправления

Глава 2. Гражданское общество: понятие и основные принципы

.1 Соотношение гражданского общества и правового государства

.2 Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации

Глава 3. Значение местного самоуправления в жизни граждан России

.1 Положительные и отрицательные стороны местного самоуправления

.2 Современное состояние местного самоуправления

.3 Типология муниципальных образований в Чувашской Республике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым, стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Основные конституционные принципы местного самоуправления в РФ:

. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации (ст.12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью.

. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления.

. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу.

Понятие "гражданское общество" сегодня выступает одним из центральных герменевтических ключей для понимания комплексности отношений современного общества и современного государства. Это своего рода "знак времени" или концептуальный код эпохи.

Каждая эпоха "открывает" или находит несколько великих истин, с помощью которых объясняет свой мир. И вот одной из таких эпохальных истин стало разграничение гражданского общества и государства. Это понятие играет особую роль в обществах, находящихся в состоянии трансформации.

Сегодня в России гражданское общество не развито, оно находится в стадии формирования; многие его элементы вытеснены или "заблокированы". Имеется в виду ситуация, когда по содержанию, степени развитости нет гражданского общества, которое было бы адекватно современному открытому и демократическому обществу. Но есть его отдельные элементы, вытесненные в небольшие оазисы автономной общественной жизни.

Объектом исследования является местное самоуправление, на примере Чувашской Республике.

Предметом - типология местного самоуправления в гражданском обществе.

Основной целью курсовой работы является исследование местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность местного самоуправления;

определить соотношение гражданского общества и правового государства;

проанализировать проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации;

рассмотреть значение местного самоуправления в жизни граждан России;

дать положительные и отрицательные стороны местного самоуправления;

изучить типологию муниципальных образований в ЧР;

Можно с уверенностью констатировать, что и в наше время интерес к проблемам организации местного самоуправления не ослабевает, о чём свидетельствуют многочисленные работы, посвященные вопросам реформирования муниципальной власти в России, в том числе труды С.А. Авакьяна, Ю.А. Дмитриева, О.Е. Кутафина, В.В. Таболина, В.И. Фадеева.

В работе использованы нормативно-правовые акты, материалы официального портала органов государственной власти ЧР, а также учебная литература таких авторов как В.Б. Зотов, А.Г. Воронин, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеева, Н.Г. Можаева и др.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления

.1 Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества

В юридической научной и учебной литературе нет единообразного подхода к определению понятия местного самоуправления. Поэтому будем ориентироваться на понятие местного самоуправления как оно зафиксировано в нормативных правовых актах. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. под местным самоуправлением понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г., под местным самоуправлением понимает систему организации и деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государств.

Одно из последних, законодательно закрепленных определений местного самоуправления дается в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Под местным самоуправлением в нем понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Понятие местного самоуправления является сложным, многоплановым. Для его раскрытия необходимо выделить четыре основных аспекта, которые характеризуют сущность местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества.

Местное самоуправление рассматривается как:

) одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве: признание и гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации; самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий; организационная обособленность местного самоуправления от государственной власти - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление - одна из форм осуществления народовластия; признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных ресурсов; обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

) право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Это право конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Речь идет не об индивидуальном, а об общем праве граждан на местное самоуправление. Поэтому закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления - городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права, прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

К формам прямого волеизъявления относятся: участие в муниципальных выборах; участие в местном референдуме; участие в собраниях (сходах) граждан; реализация права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения; реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления; участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления.

Под органами местного самоуправления понимаются:

выборные: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления;

иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

«Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения»;

) самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Впервые на федеральном уровне конкретный перечень вопросов местного значения установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 которого к местному значению относит 30 вопросов. При этом важно подчеркнуть, что закон оставляет этот перечень открытым, предоставляя муниципальным образованиям право принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти;

) местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую выражается власть народа. Конституция Российской Федерации в ст. 3 определяет, что единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совладают и разнятся лишь уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть - в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

Самостоятельность муниципальной власти находит свое выражение в обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции Российской Федерации: "Органы местного самоуправления не входят в Систему органов государственной власти". Структура этих органов в соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федераций, определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.

Самостоятельность местной власти проявляется также в обязательности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления - полномочий, которыми обладают органы местной власти.

«Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства».

Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. И их числе: право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Суммируя конституционные положения и приведенные определения, можно сделать вывод, что местное самоуправление, будучи самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется непосредственно или через представителей в органах местной власти, в городских, сельских поселениях и на других территориях.

.2 Принципы, задачи и функции местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

Для понимания местного самоуправления необходимо знать его основные принципы. Вопросы, связанные с установлением общих принципов организации местного самоуправления, Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1, п. "н"). Поэтому на федеральном уровне регулируются только основные, принципиальные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, конкретное же их регулирование осуществляется в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований.

Основополагающим актом служит Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем определяется роль местного самоуправления в осуществлении народовластия; закрепляются правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления; устанавливаются государственные гарантии его осуществления, общие принципы организации местного самоуправления в нашей стране.

В Федеральном законе нет конкретного перечня этих принципов, однако анализ его положений позволяет сформулировать следующие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации:

самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

организационное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной власти;

материальная и финансовая самостоятельность местного самоуправления;

выборность и периодическая сменяемость органов местного самоуправления;

законность в организации и деятельности органов

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

гарантии местного самоуправления;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

гласность деятельности местного самоуправления;

выборность представительного органа местного самоуправления, его подотчетность избирателям;

самостоятельность избирательных органов местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных законом к их компетенции;

разделение полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также органов территориального общественного самоуправления;

сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан, социальной справедливости;

обязательность решений органов местного самоуправления, принятых в пределах установленных законом полномочий;

ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц за свою деятельность и принимаемые решения; ;

экономическая и финансовая самостоятельность административно-территориальных единиц;

государственная гарантия местного самоуправления; реальная управляемость территорий;

сочетание коллегиальности и единоначалия;

взаимодействие органов местного самоуправления с трудовыми коллективами и общественными объединениями;

гласности и учета общественного мнения.

Аналогичные нормы содержатся в законах других субъектов Российской Федерации.

Каждый из названных принципов имеет самостоятельное значение и в то же время находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими принципами. В своей совокупности они образуют целостную систему принципов.

Среди задач, стоящих перед местным самоуправлением, можно выделить следующие:

укрепление основ конституционного строя;

обеспечение реализации права граждан Российской Федерации на местное самоуправление;

создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения;

проведение необходимых мер по социальной защите населения;

подготовка и воспитание кадров для муниципальных органов.

«Положение, которое местное самоуправление занимает в политической системе демократического общества, зависит от его функций». В их числе:

обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;

обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

обеспечение жизненно важных потребностей населения;

охрана общественного порядка;

защита прав и законных интересов местного самоуправления.

Правовое выражение функций местного самоуправления осуществляется в предметах ведения местного самоуправления, которые включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления. Речь идет о следующих основных направлениях муниципальной деятельности: правовое обеспечение местного самоуправления, финансово-экономическое обеспечение; землепользование и использование других ресурсов; социально-бытовое обслуживание, территориальное развитие; обеспечение общественного порядка.

самоуправление правовой муниципальный

Глава 2. Гражданское общество: понятие и основные принципы

.1 Соотношение гражданского общества и правового государства

Гражданское общество принадлежит к числу понятий социологической и политической теории (наряду с понятиями свободы, справедливости, равенства, демократии), которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. Такого рода понятия нелегко определять, а их применение означает не только известную зону неопределенности, но и большие или меньшие различия в их толковании. Но, тем не менее, можно вычленить два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую и нормативную.

В первом значении оно используется как теоретическая категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности. В этом смысле, гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты. В отличие от первой теоретико-аналитической функции, во второй функции понятие гражданского общества имеет преимущественно статус нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания и форм гражданской активности. Эта функция приобретает особое значение в обществах, находящихся в состоянии трансформации.

Вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества возник вместе с появлением гражданского общества. Кто должен первенствовать? Кто над кем возвышается: государство над гражданским обществом или гражданское общество над государством? Эти вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна: первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.

Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Кроме специализированных органов есть еще одна распространенная форма контактов государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.

Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе "сдержек" и "противовесов" стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

Само гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется это рядом причин: именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство; среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).

Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключает непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.

.2 Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации

Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Она провозглашает, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1). В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.

За последние полтора десятилетия в нашей стране сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. В экономике это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса, энергичных, самостоятельных и ответственных людей.

В политике это разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, свобода слова. В духовной сфере - это отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания.

Вместе с тем в современном российском обществе многие уже заявившие о себе в том или ином виде структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием.

С одной стороны, слабость институтов гражданского общества обусловлена слабостью и непоследовательностью демократических преобразований в экономической, политической и духовной жизни, отсутствием должной ответственности государственной власти за нарушения ею прав и свобод человека, низким уровнем политической и правовой культуры граждан. С другой - сказываются неизбежные издержки сложного процесса освобождения сознания россиян от деформаций, порожденных гнетом государственной бюрократии.

Современное российское общество с трудом изживает социальную структуру советского типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определялись их местом в монополистической системе Партия/Государство, подмявшей под себя экономическую, социальную, политическую, культурную и духовную сферы общества.

Вместе с тем сегодня все больше российских граждан осознают необходимость создания эффективного правового государства. Разумеется, речь идет в первую очередь о постепенно формирующемся среднем классе. Представляя уже сегодня определенную экономическую и социальную силу, он постепенно консолидируется на основе общих правовых и демократических интересов, гражданской активности и общественной солидарности в требованиях усиления демократических и правовых институтов государства. Тем самым средний класс начинает формироваться и как политическая сила.

Таким образом, в России идет процесс перехода от одного типа общества, в основе которого лежит всесилие, могущество и безответственность власти, к другому типу, основу которого составляют свободная личность, эффективная собственность, демократические и правовые институты власти, обеспечивающие защиту прав человека.

В настоящее время в России пока отсутствует целостная стратегия строительства гражданского общества, что приводит на практике к таким действиям и решениям, которые угрожают огосударствлением всех общественных процессов, свертыванием демократических преобразований. Между тем исторический опыт показывает, что без сильного гражданского общества Россия не может быть процветающей и благополучной страной, более того, в условиях кризиса слабость гражданского общества может привести государство и общество к крушению. Поэтому выработка комплексной стратегии строительства гражданского общества в России является актуальной общей задачей государственных и общественных институтов.

В этой связи можно выделить три важнейших условия формирования современного российского гражданского общества.

Первое необходимое условие заключается во всестороннем развитии и саморазвитии личности, свободно выбирающей свой жизненный путь и отвечающей за него. Только такая личность обладает раскрепощенным сознанием, чувством собственного достоинства, верой в свои силы и возможности. Именно такой человек активен в решении не только своих личных, но и общественно-политических проблем, самостоятельно ставит и решает волнующие его жизненные вопросы.

Чем больше в нашем обществе будет таких людей, тем более благоприятными будут перспективы развития России в XXI веке. В этой связи в нашей стране необходим качественно иной курс преобразований. Он должен быть основан на стратегии последовательного движения к новому типу Российского государства, в котором человек, его права и свободы являлись бы высшей ценностью.

Осуществляя новую стратегию устойчивого развития страны, государству не следует вмешиваться в частную жизнь человека и мешать самореализации личности. Устанавливая определенные правовые нормы и обеспечивая их соблюдение всеми своими учреждениями и всеми гражданами, оно обязано очерчивать те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других граждан.

Таким образом, российская власть должна, наконец, осознать, что защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является не только приоритетной задачей государства, но и смыслом его существования как социального института. В этом и состоит главная идея современного развития России.

Вторым важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним относятся: верховенство закона; равноправие граждан; разделение властей; независимая судебная система; развитое местное самоуправление; эффективная многопартийность; независимые свободные СМИ; демократические и свободные выборы; гражданские инициативы; защита прав и свобод человека и гражданина.

В реализации этих основных демократических принципов важнейшую роль играют действия власти по установлению общественного порядка, правовой системы, стимулирующей граждан к соблюдению законности. Демократия не устанавливается сразу самим актом разрушения тоталитарной социальной организации. Становление демократии в России - это процесс, который займет многие годы, поэтому нужны усилия всех заинтересованных слоев общества в становлении правовых институтов государства, в повышении правовой культуры граждан, исходящей из верховенства закона и приоритетности прав человека.

Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответственность, всеобщее прямое и равное избирательное право, независимый суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России (как и любой другой стране) необходимы экономическая и политическая стабильность.

Становление гражданского общества в России вызвало к жизни новые тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых организаций и объединений.

В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция включить противоречивые социальные явления в рамки переговорного процесса, создав механизм социального партнерства, регулирующий трудовые отношения. Инициатива создания такой системы идет сверху. Профсоюзы и предприниматели вследствие своей разобщенности не могут обойтись без посредничества государства.

Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество. Глубоко укоренено убеждение о необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко уравнивалось с самоволием власти. Общество же по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость и немилость государства и всемогущих политиков.

В России, как это ни парадоксально, но введение структур и институтов гражданского общества в российское социальное пространство, как правило, приводило к негативным социальным последствиям: детерминировало переход существующих в каждой общественной системе в латентном виде конфликтных тенденций в открытую социальную форму их проявлений; инициировало "выброс" негативной социальной энергии в пространственно-временной континуум общества; приводило к большим человеческим жертвам и, в конечном счете, тормозило развитие российского социума.

Связано это, прежде всего с тем, что в России, в отличие от стран Запада, исторически сложился иной тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффективность собственности. За годы реформирования в России произошли существенные изменения в направлении формирования гражданского общества.

Сегодня в российском обществе существуют многочисленные самостоятельные ассоциации, общества, организации, движения, что создает хорошие предпосылки для дальнейшего развития гражданского общества.


Глава 3. Значение местного самоуправления в жизни граждан России

.1 Положительные и отрицательные стороны местного самоуправления

«Одним из важнейших условий успешного осуществления демократических преобразований в современной России является местное самоуправление. Его развитие имеет большое не только политическое, но также социальное и экономическое значение».

Экономическое значение местного самоуправления состоит в том, что его развитие способствует повышению деловой активности всего дееспособного населения муниципального образования, а в конечном счете, повышению эффективности функционирования его хозяйства и увеличению вклада в развитие региональной и национальной экономики.

Социальное значение местного самоуправления видится прежде всего в его ориентации на улучшение качества жизни всего населения муниципального образования. Органы местного самоуправления по закону обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, причем на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.

Политическое значение местного самоуправления состоит в развитии народовластия в России, существенном расширении возможностей добровольного участия населения муниципального образования непосредственно или через представительные органы в решении всех вопросов местного значения.

Местное самоуправление получило широкое распространение в России. У него много убежденных сторонников, но также есть и оппоненты. В этой связи важно рассмотреть и правильно оценить как положительные, так и отрицательные стороны местного самоуправления.

Рассматривая аргументы за местное самоуправление, следует иметь в виду многостороннею полезность его применения. Это проявляется в следующем:

) местное сообщество получает полную свободу в решении всех социальных, экономических, политических и других вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории и особенностей ее развития;

) местное сообщество приобретает реальное право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, определять целесообразность, направления, условия, сроки приватизации на местах, а не только выполнять указания «сверху»;

) у местного сообщества расширяется бюджетная самостоятельность, которая гарантируется федеральным законом. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Межбюджетные и налоговые отношения с вышестоящими и нижестоящими территориальными образованиями становятся более четкими и защищенными законодательством;

) местное самоуправление предусматривает гарантии и обеспечение минимальных государственных социальных стандартов по основным показателям уровня качества жизни;

) создаются благоприятные условия для развития подлинного народовластия. «Раскрывая положительные стороны и последствия местного самоуправления, нельзя не отметить его большую воспитательную силу населения в духе демократии. Реальное участие в местном самоуправлении представляет уникальную возможность для получения широкого политического образования населения. Известно, что общие задачи, совместная деятельность людей, их общая ответственность рождают такие чувства, как терпимость, братство, гласность - основные черты демократии. Таким образом, местное самоуправление свидетельствует об уровне демократии в стране».

Что касается доводов, которые приводятся против местного самоуправления, то многие из них не имеют должного обоснования. Противники местного самоуправления утверждают, что в конечном счете оно приведет к расколу общества, сепаратизму территориальных образований, ущемлению общенациональных интересов. С этим согласиться нельзя. Местное самоуправление существует давно в странах с развитой рыночной экономикой, однако такие негативные явления и процессы не наблюдаются. Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях: гарантируется соблюдение общегосударственных интересов; обеспечивается территориальная целостность, суверенитет и безопасность государства; сохраняется единое экономическое пространство.

Есть определенные опасения в преобладании в условиях местного самоуправления частных интересов над общими, интересов местного сообщества над общенациональными; ослаблении межрегиональных социально-экономических связей; возникновении серьезных трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченными средствами отдельно существующих местных сообществ; создании условий для появления демагогов-однодневок, привлекающих симпатии избирателей, но не способных решать сложные задачи местного сообщества. Однако проявление и развитие этих негативных явлений может быть успешно блокировано при правильной организации местного самоуправления.

.2 Современное состояние местного самоуправления

Говоря о современном состоянии местного самоуправления, следует отметить, что указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации " от 11 июля 1997 года " активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации".

В ходе административно-правовой реформы начался новый этап развития местного самоуправления, который направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти и повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. Отправной точкой реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении 2003 г.).

Закон о местном самоуправлении 2003 г. в отличие от аналогичного закона о местном самоуправлении 1995 г. закрепил важную норму: местное самоуправление осуществляется не только на уровне районов, но и в городских, сельских поселениях и на других территориях.

В результате проведенной реформы вместо 11 436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации в соответствии с Законом 2003 г., было образовано 24 510 муниципальных образований.

Новый Закон детально регламентирует систему органов местного самоуправления. Обязательным является наличие не только исполнительных, но и представительных органов, а также главы муниципального образования во вновь образованных муниципальных образованиях. Не допускается совмещать должности главы представительного органа и главы местной администрации. Таким образом, в системе органов местного самоуправления предполагается реализовывать конституционный принцип разделения властей на представительную и исполнительную. Также закон регламентирует административную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, и возможность участия населения в вопросах местного значения. Таким образом, реформа местного самоуправления означает создание необходимых условий для приближения власти к населению, формирование гибкой системы управления, хорошо приспособленной к местным условиям и особенностям и развитие инициативы и самостоятельности граждан.

.3 Типология муниципальных образований в Чувашской Республике

Чувашская Республика располагается в центре европейской части России - Волго-Вятском регионе Чувашия и входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.

Чувашия окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область. Расстояние от Чебоксар до Москвы около 630 км. Связь с другими регионами осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом.

Численность населения Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2007 г. составляла 1286,2 тыс. человек. Средняя плотность населения - 70,1 чел./кв. км.

Этнический состав населения: чуваши - 67,7%, русские - 26,5%, татары - 2,8%.

Чуваши - одна из многочисленных народностей России (по численности занимают третье место - после русских и татар). Предками чувашей являются полукочевые племена древних болгар и сувар, жившие в V-VIII вв. на Северном Кавказе. В VII-VIII вв. одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другая переселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей и казанских татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основе сельского болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубеже XV-XVI вв. В 1551 году чуваши вошли в состав России. Язык чувашей относится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Первый букварь с русской графикой опубликован в 1871 году. В древности использовалась руническая письменность. В период с середины XVIII до середины XIX вв. чуваши насильственно были обращены в православие.

Республика является крупным транспортным узлом, в котором пересекаются железнодорожные, водные, основные российские автомобильные магистрали. Через республику проходят три федеральные автодороги, пролегают основные автотрассы, которые дают выход транспорту в северные, восточные, южные и центральные районы страны и за ее пределы. Через Чебоксары проходят автотрассы: Иран - Азербайджан - Поволжье - Север Европейской части России, в том числе по мосту через Волгу; западная граница России - Москва - Урал.

В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов. Столица республики - город Чебоксары (основан в 1469 году) с населением около 500 тысяч человек.

Преобладающая часть территории (97%) расположена на возвышенности правобережья лесостепной зоны, меньшая часть (3%) - в лесном левобережье. Чувашская Республика характеризуется умеренно-континентальным климатом. Леса занимают более 30% территории (в основном в Присурье и Заволжье).

Чувашская Республика обладает уникальной природной средой. Источниками водных ресурсов являются красавицы реки Волга, Сура, Цивиль, а также четыре сотни озер, жемчужинами разбросанных по чувашскому краю. Фауна рыб водоемов характеризуется обилием карповых - леща, сазана, язя, плотвы. Одним из богатств республики являются леса, которые покрывают треть территории, главным образом, вдоль Суры и в Заволжье. Леса Чувашии - это нагорные дубравы, смешанные леса, боровое краснолесье. Типичные представители животного мира - лось, медведь, волк, кабан, заяц, лисица, куница и выдра. Климат республики - умеренно-континентальный, почвы - дерново-подзолистые. Минерально-сырьевые ресурсы представлены группой неметаллических полезных ископаемых: торф, пески, глина, запасы гипса, доломиты, карбонаты и горючие сланцы. Данные геологических изысканий последних лет свидетельствуют о наличии в недрах республики месторождений нефти и газа.

Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации. В царской России территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована в ЧССР, а в 1992 г. - в Чувашскую Республику. С 26 декабря 1993 года в республике президентская форма правления. На основе всеобщего тайного голосования, первым президентом был избран Н.В. Федоров.

июля 2010 г. по представлению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Государственным Советом Чувашской Республики полномочиями Президента Чувашской Республики наделен Игнатьев Михаил Васильевич. 29 августа в Большом зале Дома Правительства состоялась торжественная церемония вступления в должность Президента Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева.

В Чувашской Республике два государственных языка - чувашский и русский. Чувашская Республика награждена орденами Ленина (1935), Октябрьской Революции (1970), Дружбы народов (1972).

Первоначально Чувашская АО делилась на 3 уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский. Вскоре в составе Цивильского уезда был образован Ибресинский район. В 1921 Ибресинский район был выведен из состава Цивильского уезда и преобразован в Батыревский (в ряде источников - Ибресинский) уезд.

апреля 1925 Чувашская АО была преобразована в АССР. При этом в её состав из Ульяновской губернии была передана территория, на которой образован Новоалатырский (с 1926 - Алатырский) уезд.

В 1927 уезды были упразднены. Вместо них образованы 17 районов: Алатырский, Аликовский, Большебатырёвский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красночетайский, Малояльчиковский, Мариинско-Посадский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский и Ядринский.

В 1929 образован Шихирдановский татарский национальный район. В 1935 Большебатырёвский район переименован в Батырёвский, а Малояльчиковский в Яльчикский. В том же году образованы новые районы: Ишлейский, Кувакинский, Тархановский, Траковский, Шихазановский, Шумерлинский и Янтиковский. Значительные изменения произошли в 1939 году: упразднены Батырёвский и Шихирдановский татарский национальный районы, образованы Калининский, Комсомольский, Октябрьский, Советский и Чкаловский (с 1957 - Батырёвский) районы. Тархановский район переименован в Первомайский, а Татаркасинский в Сундырский. Через год Траковский район был переименован в Красноармейский. В 1944 были образованы Моргаушский и Чуракчинский районы.

Начиная с 1956 число районов стало уменьшаться. Первыми были упразднены Калининский, Кувакинский, Советский и Шихазановский районы. В 1959 упразднили Ишлейский, Моргаушский, Октябрьский, Первомайский и Чуракчинский районы; в 1962 - Аликовский, Ибресинский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Порецкий, Сундырский, Шемуршинский, Яльчикский и Янтиковский.

В 1964 году вновь начался процесс увеличения числа районов: сначала восстановили Моргаушский район, в 1965 появились Аликовский, Ибресинский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Порецкий, Шемуршинский, Яльчикский и Янтиковский районы. Шумерлинский район в 1965 был упразднён, но уже в 1966 восстановлен. С тех пор районное деление Чувашии остаётся без изменений. После реформы их стало: городских поселений - 7, сельских поселений - 284.

В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в республике была проведена административная реформа, в результате которой было сокращено количество сельских поселений.

Как уже отмечалось, в Чувашской Республике насчитывается:

·21 муниципальный район,

·9 городов,

·8 поселков городского типа,

·около 1700 сельских населенных пунктов.

Перечислим муниципальные районы Чувашской Республики:

1.Алатырский район. Административный центр - город Алатырь. Включает в себя следующие муниципальные образования: Алтышевское сельское поселение, Атратское сельское поселение, Ахматовское сельское поселение, Восходское сельское поселение, Иваньково-Ленинское сельское, Кирское сельское поселение и др.

2.Аликовский район. Административный центр - село Аликово. Включает в себя следующие муниципальные образования: Аликовское сельское поселение, Большевыльское сельское поселение, Ефремкасинское сельское поселение, Илгышевское сельское поселение, Крымзарайкинское сельское поселение, Питишевское сельское поселение, Чувашско-Сорминское сельское поселение и др.

.Батыревский район. Административный центр - село Батырево. Включает в себя следующие муниципальные образования: Алманчиковское сельское поселение, Балабаш-Баишевское сельское поселение, Батыревское сельское поселение, Бахтигильдинское сельское поселение, Бикшикское сельское поселение, Большечеменевское сельское поселение, Долгоостровское сельское поселение и др.

.Вурнарский район. Административный центр - посёлок Вурнары. Включает в себя следующие муниципальные образования: Вурнарское городское поселение, Азимсирминское сельское поселение, Алгазинское сельское поселение, Апнерское сельское поселение, Большеторханское сельское поселение, Большеяушское сельское поселение, Буртасинское сельское поселение, Вурманкасинское сельское поселение и пр.

.Ибресинский район. Административный центр - посёлок Ибреси. Включает в себя следующие муниципальные образования: Ибресинское городское поселение, Айбечское сельское поселение, Андреевское сельское поселение, Березовское сельское поселение, Большеабакасинское сельское поселение, Буинское сельское поселение, Кировское сельское поселение, Климовское сельское поселение и др.

.Канашский район. Административный центр - город Канаш. Муниципальные образования: Асхвинское сельское поселение, Атнашевское сельское поселение, Ачакасинское сельское поселение, Байгильдинское сельское поселение, Вутабосинское сельское поселение, Караклинское сельское поселение, Кошноруйское сельское поселение, Малобикшихское сельское поселение и пр.

.Козловский район. Административный центр - город Козловка. Муниципальные образования: Козловское городское поселение, Андреево-Базарское сельское, Аттиковское сельское поселение, Байгуловское сельское поселение, Еметкинское сельское поселение, Карамышевское сельское поселение, Карачевское сельское поселение, Солдыбаевское сельское поселение, Тюрлеминское сельское поселение, Янгильдинское сельское поселение.

.Комсомольский район. Административный центр - село Комсомольское. Муниципальные образования: Александровское сельское поселение, Альбусь-Сюрбеевское сельское поселение, Асановское сельское поселение, Кайнлыкское сельское поселение, Комсомольское сельское поселение, Новочелны-Сюрбеевское сельское поселение, Полевосундырское сельское поселение и др.

.Красноармейский район. Административный центр - село Красноармейское.

.Красночетайский район. Административный центр - село Красные Четаи

.Мариинско-Посадский район. Административный центр - город Мариинский Посад. Муниципальные образования: Мариинско-Посадское городское поселение, Аксаринское сельское поселение, Бичуринское сельское поселение, Большешигаевское сельское поселение, Карабашское сельское поселение, Кугеевское сельское поселение, Октябрьское сельское поселение и др.

.Моргаушский район. Административный центр - село Моргауши. Муниципальные образования: Александровское сельское поселение, Большесундырское сельское поселение, Ильинское сельское поселение, Кадикасинское сельское поселение, Моргаушское сельское поселение, Москакасинское сельское поселение, Орининское сельское поселение, Сятракасинское сельское поселение и пр.

.Порецкий район. Административный центр - село Порецкое.

.Урмарский район. Административный центр - посёлок Урмары.

.Цивильский район. Административный центр - город Цивильск. Муниципальные образования: Цивильское городское поселение, Богатырёвское сельское поселение, Булдеевское сельское поселение, Второвурманкасинское сельское поселение, Игорварское сельское поселение, Опытное сельское поселение и пр.

.Чебоксарский район. Административный центр - посёлок Кугеси. Муниципальные образования: Абашевское сельское поселение, Акулевское сельское поселение, Атлашевское сельское поселение, Большекатрасьское сельское поселение, Вурман-Сюктерское сельское поселение, Ишакское сельское поселение, Ишлейское сельское поселение, Кугесьское сельское поселение, Кшаушское сельское поселение, Лапсарское сельское поселение, Сарабакасинское сельское поселение, Синьялское сельское поселение и др.

.Шемуршинский район. Административный центр - село Шемурша

.Шумерлинский район. Административный центр - город Шумерля

.Ядринский район. Административный центр - город Ядрин

.Яльчикский район. Административный центр - село Яльчики

.Янтиковский район. Административный центр - село Янтиково. Муниципальные образования: Алдиаровское сельское поселение, Индырчское сельское поселение, Можарское сельское поселение, Новобуяновское сельское поселение, Турмышское сельское поселение, Тюмеревское сельское поселение, Чутеевское сельское поселение, Шимкусское сельское поселение, Янтиковское сельское поселение, Яншихово-Норвашское сельское поселение.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: "Местное самоуправление в структуре гражданского общества" можно сделать ряд выводов:

Конституция Российской федерации не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации "местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций". Конституция Российской Федерации, таким образом, не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством. Вместе с тем она не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.

Процесс становления местного самоуправления в России идёт сложно и противоречиво. Его развитие сдерживается, прежде всего, экономическими причинами, отсутствием необходимых материальных предпосылок для осуществления местного самоуправления, неотлаженностью взаимодействия органов местного самоуправления с экономическими субъектами.

Вместе с тем сейчас можно с уверенностью сказать, что в основных чертах этот институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено структурирование органов местного самоуправления.

Общественная ситуация последнего времени позволяет надеяться на постепенное повышение заинтересованности общества в реализации местного самоуправления, это:

активизация научного мира при обсуждении теории вопроса; и значительный рост общественных и политических организаций, рассматривающих реализацию самоуправления в качестве программных требований;

появление многочисленной научной и практической литературы по этому вопросу - и прежде всего в регионах;

рост влияния идей самоуправления среди руководителей органов государственной власти. Все это говорит о том, что реальное становление местного самоуправления становится общественно-значимой задачей.

В Чувашской Республике в соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов.

Однако, учитывая, что наша страна находится на переходном этапе своего развития, можно заключить, что типология муниципальных образований в России еще будет совершенствоваться, а значит, будет изменяться со временем и типология муниципальных образований в Чувашской Республике.

Рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать два вывода:

а) гражданское общество в нашей стране делает хотя и существенные, но первые шаги;

б) становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли демократические страны Запада.

Таким образом, стратегия строительства и укрепления гражданского общества в России в XXI веке заключается в гармоничном развитии духовных, политических, экономических основ жизни общества и государства, имеющем целью раскрытие потенциала главной ценности цивилизации - человека.

Предложенная Президентом В.В.Путиным Общественная палата - одна из новых форм, которая при заинтересованном и серьезном отношении может придать процессу формирования и развития гражданского общества необходимый импульс, способствовать формированию новых идей и предложений по его структуре и функционированию.

Целью государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) - СПб.: Виктория плюс, 2010. - 64 с.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.06.1998 г. №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 года).

.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.11.2001 г. №136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 года).

.Градостроительный кодекс от 29.12.2004 г. №190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004).

.СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». СНиП 2.07.01-89* является переизданием СНиП 2.07.01-89 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 г. №61, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.1992 г. №269, постановлением Госстроя России от 25.08.1993 г. №18-32.

.Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»

.Конституция Чувашской Республики (с учетом изм., внесенных Законами ЧР о изм. к Конституции ЧР от 18.04.2005 г. №19, от 28.05.2010 г. №27, от 5.10.2006 г. №47, от 19.07.2004 г. №16) - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010. - 23 с.

.Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике»

.Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 г. №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа»

.Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов. / Т.В. Грицюк - М.: РДЛ, 2009. - 321 с.

.Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 495 с.

.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 176 с.

.Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. -3-е изд. / В.Б. Зотов - Спб.: Питер, 2009. - 512 с.

.Кутафин О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 672 с.

.Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Муниципальное управление: учебник для студентов системы СПО, Под ред. А.А. Скамницкого. - М.: Гардарики, 2010. - 254 с.

.Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управлениия: Учебник для вузов. / Р.Т. Мухаев - М.: Просвещение, 2007. - 234 с.

.Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие / В.А. Холопов - Ростов н /Д: Феникс, 2010. - 364 с.

.Официальный сайт Министерства финансов РФ.

.Официальный сайт органов государственной власти Чувашской Республики.

.Официальный сайт компании «Консультант Плюс».

.Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант».

Похожие работы на - Типология местного самоуправления в гражданском обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!