Территориальное общественное самоуправление

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Территориальное общественное самоуправление














Территориальное общественное самоуправление

Оглавление

Введение

. Понятие и роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления

. Правовые основы территориального общественного самоуправления

. Органы территориального общественного самоуправления

. Задача

Заключение

Список нормативных источников и литературы

Введение

На сегодняшний день большое значение приобретает распространение демократических начал, расширение форм участия граждан в решении местных дел, в том числе и территориального общественного самоуправления. Именно органы TOC позволяют сократить разрыв между властью и населением, дают жителям реальную возможность изменить сложившуюся проблемную ситуацию и тем самым ощутить собственную значимость.

Формирование гражданского общества в современной России связано с объективной необходимостью развития демократических институтов. В управлении территориальными сообществами значимую роль играют институты местного самоуправления и территориального общественного самоуправления как формы самоорганизации граждан.

Таким образом, институт территориального общественного самоуправления это показатель правового государства и гражданского общества с самостоятельным населением, которое активно проявляет себя в жизни общества и государства.

В современных российских условиях создается и укрепляется правовая база территориального общественного самоуправления. Так, с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" начался новый этап реформирования институтов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Данный закон создал необходимые правовые условия, позволяющие привлекать жителей к управлению муниципальным образованием и решению вопросов местного значения.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев неоднократно отмечал: "С 2009 года закон о местном самоуправлении будет работать в полном объеме, начнется реализация его основной идеи - большинство вопросов жизнеобеспечения должно решаться на местном, то есть на городском и поселенческом уровне". Право граждан участвовать в решении общественных дел является составной частью демократических принципов. Это право может быть осуществлено гражданами в рамках закона, самостоятельно, под свою ответственность и наиболее непосредственным образом через местное самоуправление и его социальные институты.

Вместе с тем для развития институтов гражданского общества недостаточно создание только правовых условий, необходимо, чтобы они сопровождались социальными изменениями и изменениями в сознании граждан. Однако, в правовом сознании населения до сих пор существуют некие стереотипы, согласно которым местное самоуправление - это не форма осуществления народом своей власти, а всего лишь продолжение или низшая ступень федеральных органов государства.

Цель контрольной работы состоит в изучении правовых и организационных предпосылок и факторов становления территориального общественного самоуправления.

Объект исследования - общественные отношения в сфере реализации права граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении.

Предметом работы выступают правовые нормы, регламентирующие организацию и деятельность территориального общественного самоуправления.

В работе используются общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектико-материалистический, позволяющий учитывать многочисленные взаимосвязи и взаимозависимости рассматриваемых явлений; историко-правовой; структурно-функциональный, логический и другие методы исследования.

1. Понятие и роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 27).

Исходя из определения, можно сделать вывод, что основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС.

Принцип самостоятельности предполагает: во-первых, самостоятельное определение жителями системы и структуры органов ТОС, во-вторых, свободу действий при осуществлении собственных инициатив по любому вопросу местного значения (который не исключен из компетенции органов ТОС и не отнесен к компетенции иных органов), в-третьих, финансово-экономическую самостоятельность органов ТОС, которые вправе формировать и исполнять собственный бюджет.

Принцип ответственности означает возможность наступления неблагоприятных последствий в случаях принятия органами ТОС противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления органами ТОС своих полномочий и т.п. Ответственность органов ТОС может наступить как перед жителями (в случае утраты доверия), так и перед органами местного самоуправления и органами государственной власти (в случае нарушения законодательства).

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Границы территории ТОС устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и т.п.

Основной вопрос, с которым сталкиваются исследователи ТОС: зачем нужно ТОС, есть ли в нем целесообразность? При этом следует помнить, что ТОС призвано решать задачи, качественно отличающиеся от задач общественных объединений. Говоря обобщенно, основная задача ТОС - организация жизни в обществе на местном уровне.

Развитие института ТОС в современной России имеет особое значение, так как в условиях войны с мировым терроризмом отчужденность от общественной жизни, озабоченность только личной жизнью, равнодушие друг к другу, безразличное отношение к жизни государства и политической жизни являются недопустимыми.

Институт ТОС для нашего государства является отнюдь не инородным телом, а именно показателем положительных тенденций в развитии российского общества; шагом к развитию правового государства, демократических начал, гражданского общества с самостоятельным, инициативным населением, обладающим высоким уровнем правовой культуры, правосознания и активно участвующим в жизни общества и управлении государством.

ТОС - один из видов общественного самоуправления, форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, субъективное право граждан на участие в осуществлении муниципальной власти.

Во взаимоотношениях органов территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления следует исходить из следующих принципов:

) партнерство органов территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления;

) территориальное общественное самоуправление - посредник между населением и органами местного самоуправления;

) территориальное общественное самоуправление - это школа самодеятельности и развития гражданской активности населения.

. Правовые основы территориального общественного самоуправления

Процесс институционализации территориального общественного самоуправления проходил в несколько этапов. Еще в период существования СССР в начале муниципальной реформы органы ТОС входили в систему органов местного самоуправления и наделялись властными полномочиями.

Ещё в доперестроечное время в СССР существовала система общественной самостоятельной деятельности населения, которая активно поддерживалась властными институтами во многих сферах жизнедеятельности населения, в отраслях народного хозяйства и которая реализовывалась через органы общественной самодеятельности. Но правовое становление института TOC оформляется в нормах союзного законодательства о местном самоуправлении, а институционализация завершается в статьях 80-86 Закона РСФСР 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР".

Однако на разных этапах реформирования местного самоуправления в России меняется и роль территориального общественного самоуправления, от закрепления TOC в качестве органов местного самоуправления и более позднего признания его формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

С 1995 года регулирование осуществлялось, в основном, законами субъектов РФ. На этом этапе развития законодатель относит ТОС к общественной составляющей местного самоуправления. Но в городских округах более востребованным оказался муниципально-правовой уровень регулирования этих отношений, так как именно в этих муниципальных образованиях ТОС имеет наибольшее развитие.

На современном этапе развития института ТОС законодательное регулирование организации территориального общественного самоуправления путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов субъектами Российской Федерации не допускается. При этом не все муниципальные образования способны эффективно осуществлять правовое регулирование организации и деятельности ТОС.

ТОС одновременно является участником правоотношений, складывающихся как в частноправовой, так и в публично-правовой сфере, что обуславливает его двойственную природу, проявляющуюся в регулировании организации и деятельности территориального общественного самоуправления нормами и публичного и частного права.

Сегодня Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - одна из важнейших составляющих местного самоуправления, призванная содействовать гражданам в реализации своих прав и свобод. Сегодня роль местных органов власти прежде всего состоит в том, чтобы помочь выявить проблемы и предоставить гражданам принять участие в их решении.

Правовую основу территориального общественного самоуправления в настоящее время составляют следующие нормативно-правовые акты:

) Конституция Российской Федерации (ст. 130 закрепляет возможность осуществления местного самоуправления путем других форм прямого волеизъявления граждан);

) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27);

) Федеральный закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

) местные нормативные акты: уставы муниципальных образований, положения представительных органов местного самоуправления и т.д.

Установив возможность для территориального общественного самоуправления иметь статус юридического лица в форме некоммерческой организации, Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не определяет вид некоммерческой организации территориального общественного самоуправления. Большинство из существующих видов некоммерческих организаций предполагают наличие членства. Поэтому до принятия Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы ТОС чаще всего регистрировались в виде органа общественной самодеятельности, который не предусматривает наличие членства. Но отличительной особенностью территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации, является то, что ТОС интегрирован в систему местного самоуправления, поэтому для него как юридического лица должен быть предусмотрен отдельный вид некоммерческой организации. В связи с этим необходимо уточнить в действующем законодательстве вид некоммерческой организации территориального общественного самоуправления.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления из сферы правового регулирования субъектов Российской Федерации исключены и переданы на муниципально-правовой уровень. Муниципально-правовое регулирование ТОС в городских округах, в основном, затрагивает порядок взаимодействия органов местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением.

Законы субъектов Российской Федерации о территориальном общественном самоуправлении могут создавать правовую основу для более эффективного развития ТОС в данном субъекте Российской Федерации, обобщая опыт муниципально-правового регулирования. Поэтому, предлагается внести изменение в часть 11 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предоставляющее органам государственной власти субъектов Российской Федерации право принимать закон о территориальном общественном самоуправлении.

Таким образом, многочисленное реформирование местного самоуправления на протяжении российской истории обусловило сложный комплексный характер его института - территориального общественного самоуправления.

3. Органы территориального общественного самоуправления

Федеральный закон №131-ФЗ закрепляет две основные формы осуществления территориального общественного самоуправления жителями:

) непосредственно населением:

посредством проведения собраний граждан;

посредством проведения конференций граждан;

) посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет многоуровневую модель территориального общественного самоуправления, определяя следующие территории осуществления ТОС: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть создан только один орган ТОС.

Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уровней вышестоящим, например старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а тот в свою очередь председателю ТОС микрорайона.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы ТОС избираются жителями, проживающими на соответствующей территории. Выборы органов ТОС могут проводиться на учредительных собраниях или конференциях жителей по месту их жительства.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Федеральный закон № 131-ФЗ определяет полномочия органов ТОС, в частности они:

) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории (основной функцией ТОС является представление и защита интересов жителей своей территории в органах местного самоуправления и в органах государственной власти);

) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан (решения, принятые высшим руководящим органом ТОС, исполняются иными органами ТОС, общее руководство при этом осуществляет председатель ТОС);

) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета (это накладывает на хозяйственную деятельность органов ТОС ограничения, так как содержит закрытый перечень направлений деятельности субъекта ТОС).

Высшим руководящим органом ТОС является общее собрание (конференция) жителей соответствующей территории.

Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что общее собрание жителей правомочно, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста, а конференция считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Федеральный закон №131-ФЗ закрепляет исключительные полномочия собраний, конференций ТОС, относя к ним следующие вопросы:

) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений (устав как учредительный акт ТОС может быть принят только на общем собрании, конференции жителей);

) избрание органов ТОС (именно на общих собраниях, конференциях жителями избираются председатель ТОС и органы ТОС);

) определение основных направлений деятельности ТОС (на собраниях, конференциях жители определяют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как правило, это вопросы благоустройства территории ТОС, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных социально-бытовых потребностей граждан);

) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении (в данном случае под сметой следует понимать финансово-плановый акт ТОС, определяющий целевое назначение выделенных ресурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как правило, один год) с разбивкой по кварталам);

) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС (председатель и органы ТОС отчитываются об итогах деятельности перед жителями своей территории, таким образом осуществляется общественный контроль за деятельностью субъекта ТОС).

Органы ТОС вправе использовать земельные участки на территории ТОС под строительство погребов и гаражей, создание детских и оздоровительных площадок, разбивку скверов, открытие стоянок автомобилей и площадок для выгула собак, а также для других общественно полезных целей);

) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов (таким образом, особенностью статуса органов ТОС является право участвовать в местном нормотворчестве).

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ органы ТОС обязаны иметь устав ТОС. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

) территория, на которой оно осуществляется;

) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

) порядок принятия решений;

) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут. территориальный общественный самоуправление орган

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета для осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Важность и необходимость развития территориального общественного самоуправления обусловлена прежде всего тем, что оно способствует воспитанию гражданского самосознания, организации конструктивного сотрудничества жителей с местной властью, преодолению пассивности, потребительских и иждивенческих настроений.

Территориальное общественное самоуправление - это эффективный механизм диалога муниципальной власти с населением, который позволяет плодотворно сотрудничать и избегать сколько-нибудь значительных социальных конфликтов, быстро доводить до власти мнение жителей, помогать жителям осознать себя хозяевами в доме, на улице, в микрорайоне, поселке, городе; эффективно решать возникающие проблемы, опираясь на собственные силы и возможности.

4. Задача

При проведении мониторинга применения устава муниципального образования прокуратурой района было выявлено не соответствие отдельных положений устава муниципального образования законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В этой связи представительным органом настоящего муниципального образования были приняты поправки в данный устав. Однако жители населенного пункта обратились в суд с вопросом о признании недействительными поправок, т.к. в процессе их принятия публичные слушания не проводились. Разрешите ситуацию.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.

Проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (ч. 4 ст. 44 ФЗ №131). Поэтому, в случае внесения изменений в устав муниципального образования действительно требуются публичные слушания по данному проекту.

Однако, эта же статья (ч. 4) говорит о том, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Таким образом, т.к. в представленной ситуации поправки в устав вносились в целях соответствия его законодательству РФ, действия представительного органа муниципального образования правомерны.

Заключение

Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении - это естественное неотчуждаемое конституционно закрепленное право человека на самоорганизацию по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения; одна из форм реализации населением права на местное самоуправление на части территории муниципального образования, сочетающая в себе индивидуальные и коллективные начала.

Исторический анализ развития местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в России свидетельствует о том, что территориальное общественное самоуправление - это отнюдь не чуждое для российского общества и российского менталитета явление, оно проходило этапы своего развития на протяжении всей истории Российского государства, что является дополнительным аргументом, подтверждающим естественный и неотчуждаемый характер права на территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения.

Цель территориального общественного самоуправления - самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета - определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территории, на которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление:

подъезд многоквартирного жилого дома;

многоквартирный жилой дом;

группа жилых домов;

жилой микрорайон;

сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

иные территории проживания граждан.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление - устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Формы осуществления территориального общественного самоуправления:

) непосредственно населением:

посредством проведения собраний граждан;

посредством проведения конференций граждан;

) посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления - избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Таким образом, в современных условиях полноценно функционирующее территориальное общественное самоуправление должно представлять собой:

институт демократии на местном уровне;

форму участия населения в решении местных проблем;

организацию, призванную реализовывать общественные инициативы;

механизм вовлечения населения в процесс местного самоуправления и стимулирования его самоуправленческой активности.

Список нормативных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета.2011. 11 дек.

2.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №40. Ст. 3822

.Алешкин А.В. Собрания и конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления в системе форм непосредственной демократии // Административное и муниципальное право. -2011. - №5. - С. 16-21

.Бадягина А.В. Понятие и признаки субъектов территориального общественного самоуправления в муниципальных правовых актах // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2012, №1. С. 14-19.

.Выдрин. В., КокотповА. Н. Муниципальное право России. М., 2013. 448 с.

.Гайдукова Г.Н. Система территориального общественного самоуправления: универсальная модель и практика реализации на территории Белгородской области // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2010. - №2(97), вып.15.- С. 98-109.

.Желтухова Н.А. Право на территориальное общественное самоуправление: понятие, сущность и проблемы реализации. Тюмень: Издательство Тюменского государственного ун-та. - 2006. - 160 с.

.Желтухова, Н.А. Правовой статус органов территориального общественного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные вопросы публичного права: Материалы II Межрегиональной конференции молодых ученых и студентов. - Екатеринбург, - 2008. - 293 с.

.Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А. В. Муниципальное право. М., 2009. 414 с.

.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2012. 507 с.

.Маркарян Г.Г. Территориальное общественное самоуправление // Законность. - Москва. №6. 2005. С. 8-12

.Маркарян Г.Г. Понятие, правовая основа и особенности органа территориального общественного самоуправления, методическое пособие. Краснодар, 2006. 94 с.

.Раздъяконова Е.В. О правовой природе ТОС // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Часть 34 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 241-244

.Раздъяконова Е.В. Право на создание ТОС в муниципальных образованиях // Черные дыры в российском законодательстве. 2009. №4. С. 19-21

.Соловьева Н.А. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении: понятие и порядок реализации: диссертация кандидата юридических наук. - Тюмень, 2008. - 240 с.

Похожие работы на - Территориальное общественное самоуправление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!