территориальных органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта
§ 1. Современное состояние оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта на территории Республики Коми
Изучение аналитических материалов ГИАЦ МВД РФ и ГУУР МВД РФ позволяет сделать вывод о том, что несмотря на некоторую видимую стабильность в сфере краж и угонов автотранспорта, оперативная обстановка в стране по данной линии остается сложной. Не является исключением в этом плане и Республика Коми.
Динамика преступлений, связанных с преступными посягательствами на автомототранспортные средства на территории Республики Коми характеризуется снижением общего количества зарегистрированных краж и неправомерных завладений АМТ, что не снимает напряженности оперативная обстановка.
Деятельность территориальных подразделений органов внутренних дел по Республике Коми по предупреждению, пресечению и раскрытию данных видов преступлений, осуществлялась в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных «Планом комплексных оперативно - профилактических мероприятий МВД по Республике Коми по борьбе с преступными посягательствами на автомототранспортные средства на 2012 год.
Во исполнение Указаний МВД России (исх. 1/1525 от 7.03.03 г., исх. 1/7839 от 26.11.03 г.) «Об активизации работы в борьбе с легализацией похищенных транспортных средств» сотрудниками спец. групп подразделений и служб МВД по Республике Коми, У(О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми проделана следующая работа.
За 2011 год зарегистрировано 36 (АППГ 36) краж автомашин, окончено 13 (АППГ 17) снижение на 23,5%, приостановлено 21 (АППГ 16), раскрываемость 38,2 % (АППГ 51,5 %), снижение на 13,3 %. Основное количество краж зарегистрировано в У(О), МО, ОП МВД России по г. Сыктывкару - 11; г. Воркуте - 6, г. Ухте и г. Печоре по 4; г. Усинску - 3, г. Сосногорску - 2, Усть-Куломскому и Корткеросскому районам по 2, г. Вуктылу и Усть-Вымскому району по одной краже.
Зарегистрировано 452 (АППГ 379) факта неправомерного завладения автотранспортом, рост на 19,3%. Окончено 311 (АППГ 323) снижение на 3,7%, приостановлено 98 (АППГ 84) из них 6 с лицами. Раскрываемость составила 76,0 % (АППГ 79,4 %) снижение на 3,4%. Наиболее пораженные данным видом преступления УМВД России по г. Сыктывкару - 133 преступления, ОМВД России по г. Ухте - 80, г. Воркуте - 42, г. Печоре и Корткеросскому району по 25, г. Сосногорску - 23, Усть-Вымскому району - 19, г. Усинску и Сыктывдинскому району по 16, г. Инте - 14, Усть-Куломскому району - 11, Усть-Цилемскому и Княжпогостскому районам по 9, Сысольскому и Удорскому районам по 6, Прилузскому району - 5, Троицко-Печорскому и Ижемскому районам по 4, Койгородскому району - 3, г. Вуктылу - 2.
По данным ИЦ МВД по Республике Коми за 2011 год остаются необнаруженными 36 единиц транспорта, из них: 21 легковая автомашина отечественного производства, 2 грузовых автомашины (одна иностранного производства), 7 мотоциклов 3 снегохода, 2 трактора и 1 прицеп. Наибольшее количество необнаруженного транспорта на территории г. Ухте - 11 единиц, г. Сыктывкара - 9, г. Воркуты - 5, г. Усинска - 3, г. Сосногорску, г. Печоре, Сыктывдинскому и Усть-Куломскому районам по 2.
Преступлений по признакам подделки идентификационного номера транспортного средства зарегистрировано 40 (АППГ 92) снижение на 56,5%. Окончено 6 уголовных дел (АППГ 8) снижение на 25,0%. Приостановлено 34 (АППГ 85). Раскрываемость 15,0% (АППГ 8,6%), рост на 6,4%. Преступления данного вида выявлены на территории У(О), МО, ОП МВД России по г. Сыктывкару - 27; г. Ухте - 4; Сысольскому району - 3, Прилузскому району - 2, г. Усинску, Княжпогостскому Корткеросскому и Сыктывдинскому районам по одному преступлению.
В целях стабилизации оперативной обстановки проанализирована работа спецгрупп по борьбе с легализацией похищенных транспортных средств за 2013 год и 6 месяцев 2011 года. Результаты доложены в ГУУР МВД России обзорными справками (исх. № 4/4-263 от 24.01.2011 г., 4/4-3441 от 25.07.2011 г.). Направлен обзор в У(О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми (исх. № 4/4-59 дсп от 01.02.2011 г.).
Личным составом УУР МВД по Республике Коми изучено Указание ГУУР МВД России № 6/18 от 11.01.2011 г. «О противодействии легализации похищенных транспортных средств». Копия письма направлена в УГИБДД МВД по РК (исх. № 4/4-484 от 2.02.11 г.). Указание в У(О), МО МВД России по городам и районам Республике Коми отражено в обзоре за 2013 год.
В соответствии с указанием ГУУР МВД России № 6/3694 от 19.04.2011 года «О проведении оперативно-профилактических мероприятий» направленных на противодействие незаконному автобизнесу, с целью наиболее полной оперативной отработки и выявления мест хранения и разукомплектования похищенного автотранспорта, а также задержание лиц причастных к кражам, угонам и легализации криминального автотранспорта, на основании Приказа МВД по РК № 233 от 24.05.2011 года, в У(О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми направлено указание № 4/4-255 от 24.05.11 г. о проведении в период с 30 мая по 5 июня оперативно-профилактических мероприятий. По результатам мероприятий в ГУУР МВД России направлена обзорная справка (исх. № 4/4-2752 от 9.06.11 г.).
Рассмотрено Указание ГУУР МВД России № 6/7464 от 04.08.2011 года «О противодействии незаконному автобизнесу». В ГУУР МВД России направлен список о численном составе подразделений МВД по Республике Коми по противодействию незаконному автобизнесу (исх. № 4/4-3952 от 19.08.2011 г.). В У(О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми направлено указание об активизации работы по данному направлению (исх. № 4/4-3966 от 22.08.2011 г.). По исполнению Указания ГУУР МВД России № 6/7464 от 04.08.2011 года направлена обзорная справка (исх. № 4/4-4827 от 10.10.2011 г.).
В соответствии с Указанием МВД России № 470 от 26.10.2011 года МВД по Республики Коми проведено совещание № 200 СМ от 29.11.2011 года «Об организации и результатах работы по противодействию преступным посягательствам на автотранспорт на территории Республики Коми, копия совещания направлена в ГУУР МВД России (исх. № 4/4-5915 от 30.11.2011 года). В У(О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми направлено указание (исх. № 4/4-5548 от 10.11.2011 г.). По исполнению Указания МВД России направлена обзорная справка (исх. № 4/4-32 от 10.01.2011 г.).
В 2011 году заведено 60 ДОУ на лиц в отношении которых поступала информации об их причастности к незаконному автобизнесу, 58 прекращено, из них по 37 дел 44 человека привлечено к уголовной ответственности и 8 за не подтверждением данных. Средний срок ведения дел составляет около 1 года. На 01 февраля 2012 в производстве находится 50 ДОУ. В результате реализации дел раскрыто 47 преступлений.
На территории Республики Коми основное количество угонов автомашин совершались лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, желающими куда-либо доехать, ранее судимые за аналогичные преступления а также лицами в возрасте 14 - 30 лет. Угоны транспортных средств совершались с улиц и дворов с незапертыми дверьми, оставленными ключами в замке зажигания, неисправными замками, а также не оборудованных противоугонными устройствами. Так, в 2011 году выявлено 255 лиц причастных к незаконному автобизнесу из них, по ст. 158 УК РФ - 19, ст. 159 УК РФ - 5, ст. 161 УК РФ - 3, ст. 162 УК РФ - 1, ст. 166 УК РФ - 221, ст. 326 УК РФ - 6. От общего числа привлеченных к уголовной ответственности, 44 несовершеннолетних из них, по ст. 158 УК РФ - 4 один из которых ранее судим, по ст. ст. 161, 162 УК РФ по 1, ст. 166 УК РФ - 38 человек.
Также за совершение преступлений данной категории к уголовной ответственности привлечено 11 ранее судимых лиц, из них по ст. 158 УК РФ - 8, по ст. 159 УК РФ - 2, по ст. 161 УК РФ. Рецидив имеют 6 лиц (ст. 158 УК РФ - 5, ст. 159 УК РФ - 1). Ранее содержались в ИТУ 5 человек.
Большинство автомобилей похищаются с территории неохраняемых автостоянок у многоэтажных домов, гаражных массивов, улиц и дорог, несколько реже транспорт угоняют с территории учреждения, предприятия, от магазина, рынка, столовой, от места работы потерпевшего или гаража. Крайне редко угону подвергается транспорт, поставленный на территорию охраняемой платной стоянки или кооперативный гараж. Наибольшей популярностью пользуются автомашины отечественного производства марки «ВАЗ», ввиду отсутствия у большинства автомашин сигнализации и дополнительных запорных устройств. По времени суток большинство угонов и краж совершается в темное время суток, в период с 23:00 часов до 6:00 часов.
В 2011 году городскими, районными судами Республики Коми рассмотрено 82 уголовных дела в отношении 118 лиц за совершение преступлений, связанных с незаконным автобизнесом, из них: в отношении 8 лиц уголовные дела прекращены за примирением сторон (по ст. 158 УК РФ - 2, по ст. 166 УК РФ - 6), в отношении 1 применена мера воспитательного характера (по ст. 166 УК РФ), 109 осуждено к различным видам наказания: к лишению свободы - 91 лицо (по ст. 158 УК РФ - 7, ст. 159 УК РФ - 2, ст. 161 УК РФ - 2, ст. 162 УК РФ - 1, ст. 166 УК РФ - 79), из их назначено условное наказание 49 ( по ст. 158 УК РФ - 2, ст. 161 УК РФ - 1, ст. 166 УК РФ - 46), наказание в виде исправительных работ 2 (по ст. 158 и 166 УК РФ), в виде исправительных работ 1 (ст. 158 УК РФ), в виде ограничения свободы 4 (ст. 166 УК РФ), штраф 11 (по ст. 159 УК РФ - 2 и по ст. 166 УК РФ - 9). Следственная практика показывает, что органами предварительного следствия Республики Коми в 2011 году по преступлениям, предусмотренным ст. 158 УК РФ возбуждено 33 уголовных дела, окончено производством и направлено в суд 13 уголовных дел, приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ 16 уголовных дел. По преступлениям, предусмотренным ст. 159 УК РФ, возбуждено 1 уголовное дело, направлено в суд 2, по ст. 161 УК РФ возбуждено одно уголовное дело, направлено в суд одно, по ст. 162 УК РФ уголовные дела не возбуждались, в суд направлено одно уголовное дело. По преступлениям, предусмотренным ст. 166 УК РФ, возбуждено 124 уголовных дела по 127 эпизодам, окончено и направлено в суд 116, приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ 5 уголовных дел, по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ одно уголовное дело.
За отчетный период к уголовной ответственности привлечено 174 лица за совершение преступлений предусмотренных ст. 166 УК РФ, умысел которых по оперативной информации, был направлен на совершение хищения транспортного средства.
Численность спецаппарата, освещающего данное направление деятельности составило 33 человека, из которых 2 приобретено 2011 году. Данными лицами раскрыто 187 преступлений связанных с незаконным автобизнесом (по ст. 158 УК РФ - 10, ст. 159 УК РФ - 2, ст. 162 УК РФ - 1, ст. 166 УК РФ 174), из них 16 прошлых лет.
Основное количество краж и угонов автотранспорта на территории Республики Коми раскрывается по горячим следам и в рамках осуществления первоначальных мероприятий предусмотренных планом «Перехват», так в 2011 году от общего количества краж и угонов транспортных средств, что составляет 488 преступлений, 208 раскрыто по горячим следа, из них по ст. 158 УК РФ - 9 и ст. 166 УК РФ - 199 преступлений.
От общего числа зарегистрированных сотрудниками УР раскрыто 114 преступлений (по ст. 158 УК РФ - 11, ст. ст. 159, 161 и 162 УК РФ по 1, ст. 166 УК РФ - 100), УУП - 18 (по ст. ст. 158 и 159 УК РФ по 1, ст. 166 УК РФ - 16), ГИБДД - 148 (по ст. 326 УК РФ - 1, ст. 166 УК РФ - 147), УВО - 8 и ППС 16 (ст. 166 УК РФ).
В 2011 году в розыске за совершение преступлений связанных с незаконным автобизнесом находилось 23 гражданина, разыскано 25, в настоящее время остаются не разысканными 6 граждан.
Информационным центром МВД по Республике Коми обеспечена ежемесячная подготовка и направление руководству министерства, начальникам структурных подразделений МВД, У (О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми результатов проведения сверок поступления учетных документов при формировании централизованных учетов в разрезе У(О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми для изучения, принятия мер реагирования и устранения имеющихся недостатков.
Сотрудниками ЭКЦ МВД по Республике Коми произведено 632 осмотра транспортных средств, из них проверены: автомашины отечественного производства 71 (из них 8 по которым установлено первоначальное содержание идентификационных маркировок, 10 транспортных средств с частичным или полным уничтожением № двигателя в результате естественной коррозии металлических покрытий); 25 автомашин иностранного производства с выявленными изменениями (уничтожением) маркировочных обозначений (из них 4 по которым установлено первоначальное содержание идентификационных маркировок, 3 по которым установлены дополнительные маркировки, способствующие идентификации ТС, 9 ТС с частичным или полным уничтожением № двигателя в результате естественной коррозии металлических покрытий.
За отчетный период в адрес группы НЦБ Интерпола МВД по Республике Коми поступило 11 запросов о проверке АМТС, из них: 4 запроса о проверке АМТС по учетам разыскиваемого автотранспорта, 2 запрос об идентификации АМТС и проверке по базам данных завода - изготовителя, 4 запроса о проверке регистрации АМТС на территории Республики Коми, 1 уведомление об обнаружении АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола.
С использованием возможностей группы НЦБ Интерпола МВД по Республике Коми установлены первоначальные маркировки 2 автомашин иностранного производства, а также факт нахождения их в розыске.
В 2011 году на территории Республики Коми разыскано 321 единица ранее похищенного либо угнанного транспорта. Из них 15 находящихся в федеральном розыске, одна транспортное средство обнаружено при регистрации. Также в ходе проверки информации выявлены 6 автомашин с измененной маркировкой номерных узлов и агрегатов, которые в последующем были установлены как находящиеся в федеральном и международном розыске.
Всего в 2011 году на территории Республики Коми возбуждено 40 уголовных дел предусмотренных ст. 326 УК РФ, окончено и направлено в суд 6 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 6 человек.
Согласно сведений УГИБДД МВД по Республике Коми учет транспорта получившего в результате ДТП, или при каких-либо других обстоятельствах тотальные повреждения (снятого с регистрационного учета в связи с отчуждением, восстановленного и продолжающего свою эксплуатацию) в подразделениях ГИБДД отсутствует.
На централизованный учет ИБД - Ф подсистема «Автопоиск» в прошлом году поставлено 11 транспортных средств, снято 15. Нарушений сроков выставления статистических карточек, а также карточек «Автопоиск» на угнанный автотранспорт не допущено.
Штатная численность и профессиональная составляющая сотрудников подразделений уголовного розыска специализирующихся на раскрытии данного вида преступлений составляет 27 сотрудников, средний стаж работы по данному направлению составляет 4 года. Все указанные сотрудники входят в состав специализированной группы по борьбе с кражами и угонами автотранспорта, а также их легализации, созданной на основании распоряжения руководителей У (О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми. Ежегодно данные сотрудники направляются на повышение квалификации в учебные заведения МВД России.
В соответствии с утвержденным штатным расписанием, численность инспекторов по розыску ГИБДД У(О), МО МВД России по Республики Коми составляет 16 сотрудников. Данными сотрудниками проводится работа по розыску транспортных средств находящихся в розыске в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
В настоящее время на территории Республики Коми стационарных постов ДПС нет. Установлен один стационарный аппаратно - программный комплекс «Поток - С», который фиксирует нарушение скоростного режима. В виду соответствующего оборудования и программного обеспечения формирование, ведение и осуществление удаленного доступа к базе данных содержащей сведения о прохождении транспортных средств через зоны контроля АПК невозможно.
Сотрудниками, входящими в состав специализированной группы осуществляется анализ и обобщение информации о местах возможного отстоя, переоборудования и разукомплектования автотранспорта, мест сбыта похищенных запчастей. Проводятся специальные поисковые мероприятия по проверке данных мест. Сотрудниками УР совместно с сотрудниками БСТМ МВД по Республики Коми проводятся проверки гаражей «отстойников» как стоящих на оперативном учете, так и в отношении которых поступила информация.
В рамках уголовного дела № 6383101, возбужденное 24.11.2008 г. по ч.1 ст. 326 УК РФ, по запросу УУР МВД по РК, проводилась проверка автомашины «Порше Кайен S», по базам завода-изготовителя по выявленным маркировкам. В результате проверки установлены первоначальные маркировки автомашины и факт нахождения её в международном розыске, инициатор розыска - Украина. Полученная информация направлена инициатору. Сообщение об обнаружение направлено в НЦБ Интерпола при МВД России.
В рамках уголовного дела № 3053506, возбужденное 01.12.2013 г. по ч.1 ст. 326 УК РФ, по запросу УУР МВД по РК, проводилась проверка автомашины «Мерседес Бенц Виано» по базам данных завода-изготовителя по выявленным маркировкам. В результате проверки установлены первоначальные маркировки автомашины и факт нахождения её в федеральном розыске, инициатор розыска - Пермский край. Полученная информация направлена инициатору. В июне месяце автомашина выдана инициатору розыска. Сотрудниками спец. группы МВД по Республике Коми оказывается практическая помощь У(О), МО, ОП МВД России по городам и районам Республики Коми по выявлению легализованного криминального автотранспорта и установлению лиц, причастных к совершению данных преступлений. Так в 9.11.2011 года ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории г. Сыктывкара сотрудниками УУР МВД по Республике Коми задержана автомашина «Инфинити FX 45», государственный регистрационный знак К 395 ХВ (71). При проведении исследования номерных агрегатов данной автомашины установлено, что номер двигателя и (VIN) подвергались изменению. По данному факту возбуждено УД № 7969801 от 11.11.2011 г. по признакам преступления предусмотренного ч. 1 ст. 326 УК РФ. В ходе проведения проверки выявлены первичные номера агрегатов данной автомашины и установлено, что с данными номерными агрегатами в федеральном розыске числится автомашина «Инфинити FX 45», г/н К 900 ВН (98), инициатор розыска - УВД по Выборгскому району, г. Санкт - Петербурга, УД № 266695 от 01.09.2006 г. по ч. 4 ст. 158 УК РФ. Автомашина возвращена инициатору. 16.12.2011 года сотрудниками УУР МВД по Республике Коми и ОМВД России по г. Ухте в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий задержаны три автомашины: автомашина «Ауди S8», г/н Х 194 ОС (99), черного цвета, 1997 г/в; автомашина «Фольксваген Туарэг», г/н г/н Х 777 АК (78), черного цвета, 2005 г/в и автомашина «Тойота Королла», г/н А 327 ЕВ (178), серебристо-серого цвета, 2005 г/в. При проверке указанных автомашин, выявлены изменения идентификационных номеров и номеров двигателей. При исследовании автомашины «Тойота Королла», экспертом ЭКЦ МВД по Республике Коми выявлены знаки первичной маркировки идентификационного номера, по которым установлено, что с подобным идентификационным номером в федеральном розыске числится автомашина «Тойота Королла», серебристо-белого цвета, 2008 г/в, инициатор розыска: УМВД России по Приморскому краю г. Санкт-Петербурга, УД № 430842 от 21.11.2013 г. По указанным фактам проводятся проверки.
На постоянной основе подразделения МВД по Республике Коми осуществляют обмен оперативно - значимой информацией с таможенными органами республики по транспортным средствам криминального происхождения, в том числе и по автомашинам, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенного законодательства и лицах, которые осуществляют данный ввоз. Осуществляется взаимодействие с оперативным аппаратом СИЗО - ИК ГУФСИН России по Республике Коми по отработке лиц, арестованных за совершение преступлений связанных с кражами, угонами и легализацией криминального автотранспорта.
Работа по противодействию преступным посягательствам на автотранспорт на территории Республики Коми находится на контроле руководства МВД по Республике Коми.
§ 2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта
Успешное решение рассматриваемой исследованием проблематики немыслимо без рассмотрения ее правовых аспектов. Для успешного решения поставленных перед территориальными органами внутренних дел задач по раскрытию краж и угонов автомобилей, особое значение имеет эффективность оперативно-розыскной деятельности, которая во многом зависит от качества ее нормативного регулирования . Также, это обусловлено и тем, что оперативно-розыскная деятельность, в рамках которой осуществляется раскрытие краж и угонов автомобилей, является составной частью государственно-правовой борьбы с преступностью. Поэтому, оперативно-розыскная деятельность, с одной стороны, должна осуществляться с соблюдением требований законности, с другой - сама призвана ее обеспечивать, так как основной функциональной задачей правовой деятельности является охрана общественных отношений от преступных посягательств и обеспечение реализации установленных норм права. В специальной литературе имеется множество определений правовой основы оперативно-розыскной деятельности. На наш взгляд, наиболее удачное дал В.М. Атмажитов: "Правовая основа оперативно-розыскной деятельности - это система правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных правовых актах, которые создают правовые предпосылки (условия) для осуществления оперативно-розыскных мероприятий либо непосредственно регламентируют организационные и тактические вопросы применения оперативно-розыскных сил, средств, мероприятий, методов и форм. Учитывая общие положения, сформулированные применительно к правовой основе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом, правовую основу организаций оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов автотранспорта можно определить как совокупность нормативных правовых актов (содержащихся в них правил, предписаний и т.д.), регламентирующих организацию и осуществление названного направления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
По юридической силе эти акты могут быть объединены в следующие основные группы:
.Законы и иные нормативные правовые акты высших
законодательных органов;
.Подзаконные нормативные правовые акты высших исполнительных органов;
.Ведомственные нормативные правовые акты;
.Международные правовые акты.
По содержанию и области правового регулирования их можно подразделить на:
.Нормативные правовые акты, прямо не относящиеся к
оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и к деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытии краж и угонов автомобилей, но играющие методологическую роль в ее организации
и осуществлении (Конституция, нормы уголовного, административного и уголовно-процессуального законодательства и т.д.)
.Нормы права, непосредственно определяющие обязанность органов дознания по применению оперативно-розыскных мер и закрепляющие некоторые положения по использованию оперативно-розыскных возможностей в процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений (ст. ст. 21, 37, 38, 40, 89, 95, 157, 163, 164 УПК РФ)
.Нормативные правовые акты, регулирующие организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска (Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", нормативные акты МВД России и др.)
. Нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию краж и угонов автомобилей (нормативные акты МВД России и др.)
Применительно к проблематике данной работы рассмотрим вопросы правовой основы по следующей схеме:
·уголовно-правовые аспекты краж и угонов автомобилей;
·международные правовые аспекты противодействия указанных преступлений;
·проблемы правового регулирования ОРД территориальных органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автомобилей, совершаемых на федеральном уровне;
·проблемы ведомственного нормативного регулирования деятельности территориальных органов внутренних дел по выявлению и раскрытию названных преступлений и пути их решения.
Уголовно-правовые аспекты противодействия краж и угонов автомобилей традиционно рассматривались всеми исследователями названной проблемы. Однако, до настоящего времени, эти вопросы не теряют своей актуальности. До 1 января 1997 года большинство элементов уголовно-правовых составов кражи и неправомерного завладения (угона) автомобилей, а также размеры предусмотренных ими санкций имели весьма существенные отличия. Данное обстоятельство, с одной стороны, принижало общественную опасность угонов по сравнению с кражами транспортных средств, а с другой - позволяло преступникам уклоняться от ответственности.
Действующее уголовное законодательство значительно сблизило по своим характеристикам названные составы и предусмотренное за их нарушение наказание. Вместе с тем, как показывает практика, отграничить угон от хищения автотранспортных средств непросто, что отрицательно сказывается на раскрытии краж и угонов автотранспорта.
Непосредственным объектом ст. 166, как и ст. 158 УК РФ, являются общественные отношения, касающиеся владения, пользования и распоряжения имуществом, т.е. отношения собственности.
Согласно примечанию 1 к ст. 158 УК РФ под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Значит, исходя из этого понятия, предметом преступного посягательства выступает лишь чужое движимое и недвижимое имущество, имеющее определенную экономическую ценность. В ст. 166 УК РФ предметом посягательства выступает автомобиль или иное транспортное средство (очевидно, что в связи с бурным развитием техники затруднительно дать исчерпывающий перечень наименований различных средств передвижения, на которые может быть совершено посягательство). К предмету в данном случае относится лишь движимое чужое имущество.
При квалификации названных деяний учитывается материальный ущерб, который определяется ценностью имущества.
Проводя сравнительный анализ санкций ст. ст. 166 и 158 УК, следует отметить, что действующее законодательство значительно их сблизило, и в большей степени видна их идентичность в пределах допустимого назначения наказания. При сравнении санкций ст. 166 УК РФ и ст. 148 УК РСФСР следует отметить, что законодатель их более конкретизировал и увеличил сроки наказания действующей в настоящее время уголовно-правовой нормы. Поэтому, вызывает сомнение точка зрения В.М. Веременко по этому вопросу: «Вследствие чего, за преступление, квалифицируемое по статье 166, а фактически, являющейся кражей автомобиля, применяется более мягкая мера пресечения, не связанная с заключением под стражу. В связи, с чем наступают иные, мене значительные уголовно-правовые последствия».
Объективные признаки кражи автомобилей и угона без цели хищения по существу не имеют между собой различий. Отличие состоит лишь в определении субъективной стороны (цели) совершения преступления). В п.5 постановления пленума Верховного Суда РФ от 24 апреля 1995 г. № 5 « О некоторых вопросах применения судами законодательства ответственности за преступления против собственности" разъяснено, что угон отличается от хищения умыслом, направленным не на обращении чужого имущества в пользу виновного или других лиц, а на противоправное временное пользование этим имуществом в корыстных или иных целях без согласия собственника или иного владельца. Иными словами, и в данном случае законодателем признается, что при деянии, квалифицируемыми по ст. 166 УК РФ, нарушается право собственности. Не внесено по данному поводу существенных изменений и в постановлении пленума Верховного суда от 09 декабря 2008 г. « О судебно практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» - при разрешении судами вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ следует иметь в виду, что под неправомерным завладением ТС без цели хищения понимать завладение чужим автомобилем или другим ТС и поездку на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.
На наш взгляд, не вполне удачно введение в диспозицию ст. 166 УК термина "завладение". В буквальном, общепринятом смысле завладение предполагает совершение действий, результатом которых является изъятие у собственника имущества, его использование и получение реальной возможности распоряжаться им по своему усмотрению. Налицо противоречие: действия по завладению транспортным средством совершаются без цели хищения. К тому же специфика владения автотранспортными средствами заключается в наличии соответствующих регистрационных документов на транспорт. Тем самым проблема определения умысла у виновного не снимается. Иными словами, конструкция нормы ст. 166 УК РФ создает трудности в квалификации кражи и угона автотранспорта. Объясняется это в первую очередь тем, что, несмотря на превалирующее положение краж автотранспорта в структуре нелегального автобизнеса, на высокий уровень количества таких преступлений и низкий процент их раскрываемости, на повышенный общественный резонанс данного вопроса, в настоящее время в Уголовном Кодексе Российской Федерации отсутствует специальная норма, предусматривающая состав этого преступления.
В настоящее время в Государственную думу поступило инициативное предложение от сенаторов Евгения Трофимова и Владимира Федорова об усилении ответственности за кражу автомобилей. Речь идет о внесении изменений в 166-ю статью Уголовного кодекса "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения". Авторы поправки предлагают убрать из этой статьи все наказания, которые не предусматривают лишения свободы. И оставить только норму, предполагающую реальный тюремный срок. Если законопроект будет одобрен, задержанный угонщик надолго сядет за решетку. Попытка проехаться на чужой машине обойдется ему минимум в пять лет заключения. А если он сделает это, выкинув из кабины водителя или применяя угрозы насилия, наказание будет еще жестче. Максимальный срок угонщику авторы законопроекта определили в пятнадцать лет нахождения за решеткой.
В случае если поправки пройдут, то угон будет караться жестче, чем кража. Ответственность за это деяние будет соответствовать ответственности за разбой.
Интересно, что в Польше за противоправное деяние угон предусмотрена от трех месяцев до пяти лет, кроме этого присутствует юридическое понятие «квалифицированный угон»- в случае использования угонщиком специальных сканеров, др. технических средств, то срок предусмотрен уже до 10 лет. Понятие «угон» в Германии применяется даже к хищениям велосипедов с санкцией лишений свободы до трех лет или штраф. США понятие угон транспортного средства юридически выделено отдельно и наказывается тюремным заключением до одного года, кража же карается гораздо жестче, причем все зависит от стоимости автомобиля. Испанскими законами в случае не возврата в течении 48 часов угонщиком автомобиля владельцу, посягатель автоматически превращается в вора и несет наказание до трех лет.
Как показывает практика, сегодня значительная часть автоворов избегает наказания, так как к уголовной ответственности за кражу и угон автомобилей привлекаются в основном лица, задержанные за непосредственное изъятие автомашины с места хранения или стоянки преступные действия, связанные единым умыслом, направленные хранение, маскировку, переделку, транспортировку, легализацию и реализацию похищенного транспортного средства в сферу уголовно - правовой борьбы попадают редко.
Проведенные ВНИИ МВД РФ исследования показали, что только в 13% из числа рассмотренных судами уголовных дел о кражах автомашин имелись материалы, свидетельствующие о разделении сфер преступной деятельности между участниками преступной структуры. В большинстве же случаев в сферу уголовного судопроизводства попадают лица, непосредственно изымающие автомашину с места стоянки (хранения), в задачу которых входит только завладение и доставление похищенной автомашины в заранее обусловленное место. О дальнейшей судьбе транспорта этим лицам, как правило, ничего или малоизвестно. Последнее обусловлено стремлением преступных структур автоворов к специализации, "профессионализации" и разделении ролей. Вследствие этого в сферу правосудия часто не попадают участники преступной группировки, которые нередко выполняют наиболее квалифицированные действия, обеспечивая безопасное и надежное хранение похищенной автомашины, изменение ее внешнего вида и идентификационных признаков, изготовление поддельных документов, подбор покупателя, ее легализацию в подразделениях РЭО ГИБДД.
Указанные действия по маскировке, легализации и реализации похищенной автомашины, следует рассматривать как этапы реализации преступного умысла. Неправомерное же изъятие автомашины с места хранения является лишь начальным этапом преступления.
Действующим уголовным законодательством, в сфере уголовно-правовой борьбы с криминальным автобизнесом, кроме деяний перечисленных в ст.ст. 158,166 УК РФ, предусмотрена ответственность за:
·заранее не обещанное приобретение или сбыт имущества, заведомо, добытого преступным путем, совершенное в отношении автомобиля (п. б ч.2 ст. 175 УК РФ);
·организация преступного сообщества (преступной организации) - 210 УК РФ;
·укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ);
·похищение или уничтожение документов, штампов печатей (ст. 325 УК РФ);
·подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ);
·подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).
В действующем УК РФ существуют статьи 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" и 286 "Превышение служебных полномочий". Незаконная деятельность работников милиции по легализации похищенного автомобиля может быть квалифицирована по этим статьям. Однако, субъект статей 285 и 286 специальный - должностное лицо. Иными словами активные участники инициирующие как хищение, так и легализацию транспорта "остаются в тени". Учитывая оперативно-розыскную характеристику краж и угонов автомобилей, современное состояние борьбы с указанным видом преступлений, особенно все более распространенную транснациональную деятельность автоворов, рассмотрим международные правовые нормы, регулирующие раскрытие краж и угонов автомобилей.
Следует отметить, что почти не существует специализированных международных правовых актов, регулирующих исключительно общественные отношения как в сфере раскрытия краж и угонов автомобилей. Имеют место лишь правовые акты, составляющие правовую основу такой деятельности, а также имеющие к указанной сфере то или иное отношение.
Эти правовые нормы представляют собой федеральные законы России, межправительственные и межведомственные соглашения, предусматривающие контакты и обмен информацией, в том числе и - борьбы с нелегальным автобизнесом, "отмыванием" криминальных денежных средств, а также розыску лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора.
На наш взгляд, особо значимым из этих норм, являются Федеральный закон от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней" и Федеральный закон от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней". Эти федеральные законы создают правовую основу для успешного международного сотрудничества России и европейских стран в предупреждении и раскрытии краж и угонов автомобилей, других преступлений, расследовании уголовных дел, выдачи преступников.
Также, заслуживает внимания Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 653 «О заключении соглашений о сотрудничестве между министерством иностранных дел и компетентными ведомствами иностранных государств». Этим правовым актом предусмотрен типовой проект соглашения о сотрудничестве между МВД России и аналогичными компетентными ведомствами других государств, а также вменена обязанность МВД РФ стремиться к заключению таких соглашений.
Поэтому, не случайно, в настоящее время МВД России является участником многосторонних межведомственных соглашений о взаимодействии с министерствами внутренних дел участников СНГ, а также 44 двусторонних соглашений о сотрудничестве с партнерами из 38 государств. «Представители МВД России находятся в 7 государствах, а в Москве, Санкт-Петербурге и Мурманске работают представители правоохранительных органов 20 государств».
апреля 1999 решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств утверждена «Концепция взаимодействия государств участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью». Данный документ преследует свое целью рассмотрение и укрепление сотрудничества и взаимодействия названных государств по противодействию преступности.
Со всеми странами Содружества в настоящее время Россией заключены договоры, соглашения о сотрудничестве по противодействию преступности. Кроме того, аналогичные международные нормативно-правовые акты заключены со следующими государствами: Швецией Бельгией, Бразилией, Великобританией, Вьетнамом, Германией, Грецией, Египтом, Испанией, Латвией, Норвегией, Словакией.
Как видно, с большинством государств, правоотношения Российской Федерации в сфере как борьбы с преступностью в целом, так и в области раскрытия краж и угонов автомобилей не регламентированы.
Перейдем к рассмотрению других правовых норм, изданных российскими федеральными органами законодательной власти, регулирующих оперативно-розыскную деятельность подразделений уголовного розыска по раскрытию краж и угонов автомобилей. Эти правовые нормы, разумеется, с одной стороны, теснейшим образом связаны с нормами уголовного права и другим законодательством. С другой стороны, с деятельностью органов внутренних дел в целом.
В этой связи, анализируя правовые акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность подразделений уголовного розыска по раскрытию краж и угонов автомобилей, невозможно обойти стороной иные правовые нормы.
Как было упомянуто выше, отдельные нормативные акты не регулируют напрямую ОРД территориальных подразделений органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов автомобилей, но они, тем не менее, создают правовые и организационные условия, необходимые для осуществления мероприятий по предупреждению и раскрытию этих преступлений. В частности, ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3 "О полиции" вменяет органам внутренних дел в обязанность регулировать дорожное движение, контролировать соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения, производить регистрацию и учет автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автомототранспортными средствами.
Важным для предупреждения и раскрытия краж и угонов автомобили является то, что в компетенцию ОВД входит учет и регистрируя автомототранспортных средств. Происходящая при этом обязательная проверка номеров узлов и агрегатов автомобиля, документально, подтверждающих законность его приобретения, фиксация установочных данных лица, регистрирующего транспорт, открывает широкие возможности для выявления похищенных автомашин и лиц, их совершающих.
Практически все похищенные автомашины после изъятия их с места хранения проезжают некоторое расстояние по дорогам, на которых милиция призвана регулировать движение. Обнаружение и задержание автомашины именно в этот момент создает благоприятные условия для раскрытия преступления, позволяет избежать материального ущерба и обеспечивает возвращение похищенного законному владельцу.
В ФЗ "О полиции" предусмотрен определенный механизм реализации отдельных обязанностей, возложенных на ОВД. Так, сотрудникам полиции предоставлены следующие права: "запрещать эксплуатацию транспортного средства, техническое состояние которого не отвечает установленным требованиям, останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях" (ст. 12), однако, сам факт остановки автомашины, как правило, не всегда позволяет обнаружить достаточные данные о причастности водителя к хищению автомобиля.
Для проведения проверочных мероприятий закон предусматривает такие процедуры как проверка документов, осмотр транспортных средств, грузов, досмотр транспортных средств.
При проверке документов часто правовых проблем не возникает, что нельзя сказать об осмотре и досмотре автотранспортного средства, так как процедура этих сложных, граничащих с обыском действий, на законодательном уровне регламентирована недостаточно. Более того не установлен критерий, по которому можно было бы разграничивать осмотр и досмотр. В большинстве случаев, остановив автомобиль, сотрудник полиции не располагает достаточными фактическими данными и возможностями для законного проведения обыска.
Раскрывая проблематику данного параграфа, учитывая особое значение в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, рассмотрим некоторые положения Федерального Закона от 12 августа 1995 г. № 143-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Ст.6 Закона содержит перечень оперативно-розыскных мероприятий, в частности "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств". Таким образом, подразделения уголовного розыска имеют правовую основу для оперативной проверки автомашины путем использования специальных средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Однако примененный здесь термин обследование, по нашему мнению, не совсем корректен, так как он содержится в иных нормативных актах, регламентирующих деятельность полиции. Известно, что Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает "осмотр" и "обыск", ФЗ "О полиции" разрешает проведение осмотра и досмотра транспортного средства. В теории оперативно-розыскной деятельности известно мероприятие, именуемое "оперативным осмотром". Вероятно, применение именно этого названия к рассматриваемому оперативно-розыскному мероприятию наиболее точно отражало бы его содержание.
Кроме того, названный Федеральный закон имеет и другие недостатки, которые заключаются в некоторых внутренних противоречиях, пробелах, декларативности ряда норм, несогласованности с другими нормативными правовыми актами. Применительно к предмету нашего исследования обозначим наиболее актуальные вопросы. Несомненно, что для изобличения автоворов, наибольшей эффективностью обладает такое ОРМ как оперативное внедрение. Вместе с тем, руководствуясь действующим законодательством субъекты внедрения, в качестве которых могут быть как сотрудники ОВД, так и граждане, могут лишь имитировать преступную деятельность или совершать административные правонарушения. Конфидент, как правило, проверяется преступниками, которые провоцируют последнего на публичные уголовно наказуемые действия (кражи автомобилей, кражи из гаражей, кражи из салонов автомобилей и др.). Придерживаясь легенды и отказываясь от участия в криминальной деятельности, субъект внедрения теряет доверие членов преступной группы, вызывает у них подозрение. Вследствие этого дальнейшая работа негласного сотрудника становится в лучшем случае неэффективной.
Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, следует в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ ввести специальную норму, направленную на регламентацию освобождения от уголовной, гражданской ответственности лиц, внедренных по заданию оперативных подразделений в преступные группы и вынужденных совершать преступления. В данном случае необходимо запретить совершение конфидентами особо тяжких насильственных преступлений и ввести обязательные условия:
·причиненный ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан и организаций должен быть меньше предотвращенного, компенсируемого вреда вследствие привлечения к уголовной и иной ответственности членов преступных структур;
·субъектами внедрения и оперативными подразделениями должны быть приняты меры к возмещению причиненного вреда. В таком случае, возбужденное уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления и, кроме того, для регламентации такой ситуации в УПК РФ следует внести соответствующую норму.
Также, представляется проблематичной правовая основа проведения оперативного эксперимента. Законодателем ограничено проведение данного ОРМ только в отношении тяжких преступлений. Было бы целесообразным предусмотреть возможность проведения оперативного эксперимента в отношении лиц, подготавливающих или совершающих преступления любой тяжести. Продолжая рассмотрение федерального законодательства невозможно обойти стороной гражданско-правовые нормы. Применительно к сфере нашего исследования представляет особый интерес институт доверенности. На основании ст. 185 Гражданского кодера РФ любой авто владелец вправе доверить право распоряжения и использования автомобиля другому лицу. Предусмотрена нотариально удостоверяемая генеральная доверенность, на основании которой владелец автомобиля может наделить иное лицо широкими правами по использованию, распоряжению автомобиля, включая его продажу, снятие с регистрационного учета. Но представляется проблематичной иная ситуация. В настоящее время право использования автомобиля можно приобрести на основании произвольной рукописной доверенности. Данный факт является лазейкой для автомобильных похитителей и служит злоумышленникам дополнительным прикрытием неправомерного использования транспорта.
Сегодня, основным ведомственным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность полиции по раскрытию преступлений, связанных с незаконным завладением автомобилей, является приказ МВД России № 58 от 17 февраля 1994 года (с дополнениями, внесенными приказами МВД РФ № 152 от 26 марта 1996 г., № 466 от 29 июля 1997 г., № 510 от 8 июля 1999 г.), который вводит в действие Инструкцию по розыску автомототранспортных средств. Этот правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений в сфере предупреждения, выявления краж автомашин, розыска похищенного транспорта и содержит конкретные меры по разрешению возникающих проблем.
Глава II. Организационно-управленческие меры территориальных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта
§ 1. Организационно-структурное обеспечение оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта
Функции организации присущи любой групповой деятельности людей. Они являются объективно необходимой и неотъемлемой предпосылкой жизнедеятельности любого социального организма. Современная наука управления придерживается взгляда, что «проблемы управления всегда были, есть и будут в центре внимания общества, государства и конкретных коллективов, так как основа их жизнеспособности, устойчивости, эффективности стоящих перед ними задач всегда обусловливается состоянием их управляемости». Потребности в изучении проблем управления прямо пропорциональны общественно-экономическому развитию и зависят от уровня и структуры преступности.
Успех раскрытия краж и угонов автомобилей во многом определяется уровнем организации данного процесса. Несомненно, что организация оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автомобилей, является одной из самых сложных и многообразных систем человеческих взаимоотношений.
Одной из актуальных проблем организации оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов автомобилей, является организационно-структурное обеспечение.
Этим вопросам в специальной литературе уделено большое внимание и рассматривая проблемы организации оперативно-розыскной деятельности как в целом; так и применительно к раскрытию краж и угонов автомобилей, исследователи, в первую очередь, освещают проблемы структурного обеспечения этого направления работы. Практика показала правильность теоретических выводов ученых о том, что специализация оперативных подразделений полиции по линии раскрытия краж и угонов, одно из основных направлений совершенствования этой деятельности. Ее положительный эффект проявляется в следующем:
·в возможности накопления профессионального опыта и положительных традиций в подразделении с оптимальной передачей их малоопытным, вновь принятым сотрудникам;
·в повышении результативности труда каждого работника, благодаря накоплению в его памяти конкретной информации, совершенствованию специальных навыков и умений;
·в наличии в одном подразделении нескольких специалистов одного профиля, что облегчает взаимные консультации, обмен опытом и имеющейся информацией;
·в появлении возможности концентрировать обширную информацию по определенной линии (участку) работы с последующим использованием ее в аналитической работе, планировании и осуществлении оперативно-розыскных мер.
Кроме этого, постоянная специализация позволяет обеспечить: наиболее целесообразные связи и взаимодействие различных ступеней, звеньев и служб ОВД в процессе оперативно-служебной деятельности; нормальное обращение информации между управляющей и управляемой системами; рациональное использование оперативно-розыскных сил, средств и методов в этой работе; необходимую мобильность и гибкость маневрирования имеющимися силами и средствами; благоприятные условия для связи с общественностью; своевременное использование средств массовой информации в предупреждении, выявлении и раскрытии краж и угонов автомобилей.
Актуальность специализации территориальных подразделений органов внутренних дел по линии борьбы с кражами и угонами автомобилей, обуславливается еще и тем, что сегодня, такие преступления совершаются в основном преступными структурами . Иными словами, органам внутренних дел противостоят организации автоворов, для которых характерно разделение ролей (то есть, своеобразная специализация), наличие внутригрупповых отношений и норм поведения, воровских традиций. Кроме того, приоритетным направлением раскрытия исследуемого вида преступлений является: "от лица к преступлению". Данное направление оперативно-розыскной работы может эффективно осуществляться лишь специализированными подразделениями. Последнее обуславливается тем, что в территориальных органах внутренних дел работа по раскрытию краж и угонов автомобилей строится, в основном, по схеме: «от преступления к лицу», что практически не приводит к раскрытию краж и угонов автомобилей, совершаемых преступными структурами. Вышесказанное является дополнительной мотивацией специализации подразделений территориальных органов внутренних дел по данной линии работы и подтверждает исключительную злободневность этого вопроса.
Необходимость рассмотрения структурного обеспечения и специализации оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов автомобилей тем, что ее современное состояние имеет ряд серьезных недостатков и не соответствует характеристике, уровню преступности и потребностям практики.
Необходимость специализации подразделений территориальных органов внутренних дел по данной линии работы определяется наличием: системы в совершении ряда краж и угонов автомашин; гастролеров, совершающих эти преступления и сбывающих похищенные автомашины в различных регионах государства; а также определенных способов при совершении краж и угонов автомобилей. Необходимость специализации территориальных подразделений органов внутренних дел по этой линии работы подчеркнута в диссертационных работах Черноусова М.М., Ажиба Э.С., Приходько В.Е., Горенской Е.В. и других публикациях.
Сегодня, раскрытие краж и угонов автомобилей в организационно-структурном разрезе строится следующим образом. В структуре практически каждого территориального подразделения органов внутренних дел имеются группы или отдельные сотрудники уголовного розыска, специализирующиеся на раскрытии краж и угонов автомобилей. Причем, функциональное содержание работы таких сотрудников (подразделений) может охватывать борьбу с угонами автомобилей, разбойными нападениями на водителей автомобилей, и в целом борьбу с хищениями автомобилей. Количество сотрудников и их функциональные обязанности определяются начальником территориального подразделения органов внутренних дел самостоятельно, исходя из анализа оперативной обстановки. В основном, в территориальных ОВД данной линией работы занимаются один или два сотрудника. В отдельных органах внутренних дел (в основном в сельских) вышеуказанной специализации вообще не имеется. Это объясняется невысоким уровнем краж и угонов автомобилей. Имеют место и случаи недооценки руководителями территориальных подразделений органов внутренних дел необходимости структурно-функционального построения такого направления работы. Следует отметить, что структурно-функциональное обеспечение оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов автомобилей, в том числе и совершаемых преступными структурами, строится в каждом органе внутренних дел по-разному, по усмотрению начальника и не всегда является оптимальным.
Функциональными обязанностями сотрудников оперативных подразделений полиции, специализирующихся в территориальных подразделениях по линии борьбы с кражами и угонами автомобилей являются:
·раскрытие таких преступлений по "горячим следам";
·оперативное сопровождение расследования уголовных дел, возбужденных по фактам краж и угонов автомобилей;
·заведение по фактам нераскрытых краж и угонов автомобилей оперативно-поисковых дел и осуществление в их рамках оперативной разработки;
·выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие краж и угонов автомобилей, совершенных на территории обслуживания;
·выявление лиц, причастных к кражам и угонам автомашин, и других, представляющих оперативный интерес и проведение в отношении их оперативной разработки;
·выявление и постановка на учет криминогенных объектов, имеющих отношение к кражам и угонам автомобилей;
·проведение в отношении этих объектов комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий, с целью раскрытия краж и угонов автомобилей, выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению краж и угонов автомобилей;
·организация учета похищенных, угнанных, выявленных и изъятых (в том числе и бесхозных) автомашин;
·организация и проведение совместных комплексных оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий с привлечением сотрудников других подразделений МВД РФ: ГИБДД; собственной безопасности; по борьбе с экономическими преступлениями; госнаркоконтроля, таможни и пограничной службы;
·систематическое проведение анализа оперативной обстановки по линии краж и угонов автомашин, иных противоправных посягательств на транспортные средства;
·взаимодействие с соседними органами внутренних дел, специализированными подразделениями полиции субъектов РФ, другими службами МВД РФ и другими правоохранительными органами в вопросах предупреждения и раскрытия краж и угонов автомобилей.
Как сказано выше, данный перечень не является полным и исчерпывающим, он может дополняться и изменяться каждым руководителем территориального подразделения органов внутренних дел в зависимости от оперативной обстановки.
Следует упомянуть, что в раскрытии краж и угонов автомобилей, участвуют кроме уголовного розыска и другие подразделения ОВД. Эти службы, обладая различной компетенцией, силами и средствами решают частные задачи, которые в той или иной мере связаны с предупреждением и раскрытием краж, угонов автомобилей и розыском преступников.
Значительную роль в противодействии нелегальному автомобильному бизнесу, играют подразделения Национального Центрального Бюро Интерпола в России. В их структуру входит и отделение по преступности, связанной с автотранспортными средствами. Основной задачей этого подразделения является информационный обмен между правоохранительными органами России и зарубежными государствами, входящих в Интерпол. Он осуществляется в форме запросов о похищенном, обнаруженном и изъятом автотранспорте, используемых регистрационных документах и владельцах проверяемых автомашин.
При выявлении и раскрытии краж и угонов автомобилей, руководителями подразделений привлекаются и иные силы и средства органов внутренних дел. Такое взаимодействие в основном происходит при проведении заранее планируемых комплексных оперативно-поисковых мероприятий или при введении в действие типовых планов.
Ведущая роль в выявлении и раскрытии краж и угонов автомобилей, отводится специальным подразделениям в структуре уголовного розыска. Такие подразделения существуют в структуре подразделений полиции субъектов РФ. Необходимость их наличия на этом уровне объясняется тем, что в этом звене органов внутренних дел указанные специализированные подразделения должны выполнять организационную функцию, состоящую в оказании помощи руководителю органа внутренних дел по управлению подчиненными аппаратами в борьбе с кражами и угонами автомобилей; сборе, систематизации, обобщении информации; планированию, контролю и проверке исполнения возложенных задач; оказание иной организационной, методической и практической помощи территориальным подразделениям органов внутренних дел в раскрытии этих преступлений. Кроме того, такие подразделения должны выполнять и практические функции, то есть заниматься в полном объеме оперативно-розыскной деятельностью по раскрытию таких преступлений. Здесь важно разграничить компетенцию органов внутренних дел различного уровня. В.Е. Приходько в основу такого разграничения предлагает положить критерии, вытекающие из оценки реальных оперативно-розыскных возможностей подразделений уголовного розыска различного уровня. По нашему мнению реальные оперативно-розыскные возможности специальных подразделений должны быть объектом управленческого воздействия, и определение функций и задач специализированных подразделений первично. Думается, что такие подразделения должны принимать участие в раскрытии рассматриваемых преступлений в следующих случаях:
·когда имеются основания полагать, что кража и угон автомобилей (серия таких преступлений) совершена межрегиональной преступной структурой, то есть участники которой проживают в разных регионах России;
·когда имеются основания полагать, что кража и угон автомобилей (серия таких преступлений) совершена преступной структурой на территории обслуживания нескольких территориальных подразделений органов внутренних дел;
·когда совершена серия краж и угонов автомобилей аналогичным способом;
·когда имеются основания полагать, что кража и угон автомобилей (серия таких преступлений) совершена преступниками-гастролерами;
·когда территориальными органами внутренних дел за совершение кражи (краж) задержано лицо (группа лиц) и есть основания полагать, что им (ими) совершено несколько преступлений на территории других территориальных подразделений органов внутренних дел;
·когда раскрытие краж и угонов автомобилей силами и средствами только территориального подразделения органов внутренних дел затруднено в связи с осложнением оперативной обстановки.
Исходя из вышеизложенного, функциями специализированных групп территориальных подразделений органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов автомобилей должны быть:
·систематический анализ оперативной обстановки по линии краж и угонов автомашин, иных противоправных посягательств на автотранспорт;
·выявление, анализ и обобщение характерных способов совершения краж и угонов автомобилей, установление направлений передвижения разыскиваемых транспортных средств;
·изучение, анализ эффективности и контроль работы курируемых подразделений по раскрытию таких преступлений;
·обобщение передового опыта по раскрытию краж и угонов автомобилей, его распространение в курируемых подразделениях;
·организация, контроль и проведение оперативно-поисковых мероприятий по розыску похищенных автомобилей;
·обобщение и анализ информации о нераскрытых краж и угонов автомобилей, других преступлений, связанных с использованием транспортных средств;
·организация и контроль над своевременностью, полнотой и достоверностью прохождения информации о разыскиваемом автотранспорте, формирование специализированных автоматизированных баз данных;
·реализация мер по созданию и функционированию системы взаимного информирования, прохождения оперативной информации о разыскиваемом автотранспорте и лицах, представляющих интерес;
·выявление каналов незаконного приобретения узлов, агрегатов, деталей транспортных средств;
·проведение оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию краж автотранспортных средств, совершенных межрегиональными, международными, межгосударственными преступными группами;
·контроль за оперативно-розыскной работой и оказание практической помощи по делам оперативного учета по данной линии работы, заведенных в территориальных подразделениях органов внутренних дел;
·ведение литерного дела о состоянии борьбы с преступными посягательствами на автотранспортные средства на обслуживаемой территории;
·организация и контроль за обучением личного состава курируемых подразделений по вопросам борьбы с кражами и угонами автомобилей;
·участие в оперативном сопровождении расследования уголовных дел, возбужденных по фактам краж и угонов автомобилей;
·осуществление оперативной разработки преступных структур автоворов;
·организация работы и оказание практической помощи территориальным подразделениям уголовного розыска в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии краж и угонов автомобилей;
·выявление лиц, причастных к кражам и угонам автомашин, и других, представляющих оперативный интерес;
·выявление и постановка на учет криминогенных объектов, имеющих отношение к кражам и угонам автомобилей;
·проведение в отношении этих объектов комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий, с целью раскрытия краж и угонов автомобилей, выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению краж и угонов автомобилей;
·организация учета похищенных, угнанных, выявленных и изъятых (в том числе и бесхозных и утраченных) автомашин;
·организация и проведение совместных комплексных оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий с привлечением сотрудников подразделений МВД России и других правоохранительных органов;
·взаимодействие с соседними органами внутренних дел, специализированными подразделениями субъектов РФ с другими службами МВД России и другими правоохранительными органами в вопросах предупреждения и раскрытия краж и угонов автомобилей;
·организация взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам раскрытия краж и угонов автомобилей, розыску похищенного и лиц совершивших такие преступления.
На сегодняшней момент в различных регионах России уже накоплен опыт создания таких подразделений. Иногда в их состав входят не только работники оперативных подразделений полиции, но и на основе оперативного подчинения - сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны. Практика показывает, что такое организационно-структурное построение службы положительно. В особенности эффективна работа, когда специализированному оперативному подразделению полиции по линии борьбы с кражами и угонами автомобилей подчинено подразделение дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Также, неодинакова численность и структурно-функциональное построение указанных подразделений. По нашему мнению, численность таких специализированных служб должна определяться руководителем территориального органа внутренних дел исходя из особенностей оперативной обстановки. Однако их основные функции должны быть общими, едиными для всех специализированных подразделений уголовного розыска, по раскрытию краж и угонов автомобилей. Такими функциями являются управленческая, оперативно-розыскная, разведывательно-поисковая, информационно-аналитическая.
В оперативное подчинение таким специализированным подразделениям целесообразно отдать подразделение дорожно-патрульной службы ГИБДД, работника (работников) следствия, эксперта-криминалиста. По нашему мнению, в оперативно-поисковых подразделениях и службе специальных технических мероприятий необходимо выделить линию по борьбе с кражами и угонами автомобилей. Последнее обусловлено тем, что выполнение заданий по проведению скрытого наблюдения, разведывательного поиска, оперативного осмотра в отношении разрабатываемых автоворов имеет ярко выраженную специфику.
Таким образом, необходима специализация оперативно-розыскной деятельности подразделений по выявлению и раскрытию краж и угонов автомобилей. Более того, по нашему мнению, для более эффективной организации выявления и раскрытия краж и угонов автомобилей, необходима еще более глубокая специализация. Как было сказано выше, необходимо на территории России, построение единого межведомственного иерархически организованного специализированного подразделения. "Вершиной" такого подразделения должно стать ГУУР МВД России. "Средний" уровень -специализированные оперативные подразделения, в составе Управления уголовного розыска субъектов РФ. "Низший" - специализированные группы, сотрудники территориальных подразделений органов внутренних дел. Работники этого подразделения должны подчиняться не только «местному» начальнику органа внутренних дел, но и начальнику специализированного подразделения ГУУР МВД России. Причем работа этого подразделения должна строиться на принципиально новой основе. Наряду с управленческим аспектом их деятельности, должен присутствовать практический, то есть, имеется ввиду конкретная оперативно-розыскная работа по раскрытию краж и угонов автомобилей, оперативной разработке автоворов.
§ 2. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта
В настоящее время результативность труда сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел, в значительной степени зависит не только от их личных деловых качеств, профессионализма и оперативно-технической оснащенности, но и эффективности системы информационного обеспечения. Кроме того, данный факт становится особенно значимым с ростом научно-технического прогресса, развитием общества и наличием организованной преступности. Актуальность тезиса Овчинского С.С. в том, что информационное обеспечение имеет особое значение для подразделений уголовного розыска так как, является сердцевиной оперативно-розыскной деятельности актуальна и очевидна.
Необходимость исследования проблемы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступных посягательств на автотранспорт в форме хищений, совершаемых преступными структурами, обуславливается следующими факторами:
·комплексным характером процесса раскрытия таких преступлений, в котором принимают участие различные службы органов внутренних дел, иные правоохранительные органы, а также государственные и общественные организации;
·широкими пространственными масштабами деятельности преступных структур занимающихся кражами и угонами, мобильностью и скоростными возможностями автотранспорта;
·необходимостью осуществления оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию краж автотранспорта, совершаемых преступными структурами, на территории различных районов, регионов, государств;
·жесткими временными рамками осуществления оперативно-розыскных мероприятии и следственных действии, особенно на первоначальном этапе;
·особенностями общей характеристики таких преступлений и преступных структур, их совершающих;
·современным состоянием преступности в сфере нелегального автобизнеса и организации раскрытия таких преступлений подразделениями уголовного розыска;
·требованием повышенного уровня к организации оперативно-розыскной деятельности по данному направлению работы.
Названные выше факторы определяют специфику информационного обеспечения раскрытия краж автотранспорта, совершаемых преступными структурами.
Не вдаваясь особо в дискуссию о содержании дефиниции «информационное обеспечение», так как это предмет отдельного научного исследования, дадим, на наш взгляд, наиболее распространенное определение информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел и выразим отношение к нему.
И.Н.Паршин, проведя специальное научное исследование в этой области, считает, что информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности, это «деятельность ряда подразделений и служб органов внутренних дел (оперативных и неоперативных аппаратов), направленная на получение из специфических источников оперативно значимых сведений, их хранение, обработка, передача и использование в целях борьбы с преступностью». В названной дефиниции вызывает сомнение лишь ограничение источников получения оперативно-розыскной информации «специфическими» и отнесение полученных сведений к «оперативно значимым». На наш взгляд, оперативно-розыскная информация может быть получена и из не специфических источников, например из таких, как средства массовой информации, письма, заявления и сообщения граждан и общественных организаций, предприятий, учреждений и т.д. Также, не следует ограничивать оперативно- розыскную информацию рамками «оперативной значимое», так как для эффективной организации оперативно-розыскной деятельности и раскрытия преступлений имеет значение любая информация, в том числе социально- политическая, демографическая, криминологическая и т.д. Неслучайно, Д.В. Гребельский рассматривал оперативно-розыскную информацию как "совокупность первичных и выводных данных о лицах, причастных к подготовке и совершению преступлений, фактах преступных проявлений, состоянии оперативно-розыскных сил и средств, а также условии, в которых протекает деятельность органов полиции в борьбе с преступностью.
Иными словами, под информационным обеспечением следует понимать организацию сбора, систематизации, хранения и обработки сведений, имеющих или могущих иметь как прямое, так и косвенное значение для успешного осуществления различных функций оперативно-розыскной деятельности.
На наш взгляд следует согласиться с определением оперативно-розыскной информации, разработанным В.М. Атмажитовым «... получаемые субъектами ОРД с помощью специальных средств и методов фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для предотвращения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью».
И.Н. Паршин, в понятие оперативно-розыскной информации вкладывает совокупность специфических сведений, обеспечивающих решение организационных и тактических задач оперативно-розыскной деятельности, получаемых оперативными аппаратами на конфиденциальной и официальной основе из различных источников. В свою очередь, оперативно-розыскную информацию указанный автор рассматривает как своеобразную систему, состоящую из четырех подгрупп.
Первую группу составляют сведения, получаемые от:
·граждан, конфиденциально содействующих подразделениям уголовного розыска (на контрактной и бесконтрактной основе);
·граждан, в ходе оперативного контакта;
·граждан в форме устных и письменных заявлений (сообщений).
Ко второй группе относятся сведения, носящие официальный гласный характер, поступающие от представителей:
·предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности;
·общественных организаций; средств массовой информации (телевидения, радио, газет и журналов), страховых компаний;
·от оперативных работников подразделений и служб МВД России;
·от оперативных работников других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
·от сотрудников не оперативных аппаратов МВД России;
·от сотрудников не оперативных аппаратов правоохранительных органов Российской Федерации;
·от сотрудников зарубежных правоохранительных органов и организаций;
·иностранных граждан.
Третью группу представляют сведения, получаемые сотрудниками органов внутренних дел из информационных систем:
·информационно-справочных систем МВД России;
·информационно-справочных систем других правоохранительных органов;
·информационных систем и учетов организаций, не входящих в правоохранительную структуру Российской Федерации;
·информационно-справочных систем международных и зарубежных правоохранительных организаций и органов.
К четвертой группе относятся сведения, получаемые оперативными подразделениями полиции в ходе проведения ОРМ:
·сбора образцов для сравнительного исследования;
·исследования предметов и документов;
·наблюдения;
·обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
·контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
·прослушивания телефонных переговоров;
·снятия информации с технических каналов связи;
·оперативного внедрения.
На наш взгляд следует согласиться с классификацией оперативно-розыскной информации данной Паршиным И.Н. и применительно к проблематике исследования, к оперативно-розыскной информации о лицах, фактах, местах, предметах и явлениях, имеющих отношение к кражам автомашин, совершаемым преступными структурами необходимо отметить следующее.
Наиболее эффективно использование оперативно-розыскной информации полученной из следующих источников:
·от граждан, в результате кратковременного оперативного контакта;
·от доверенных лиц;
·от агентов, резидентов.
Кроме того, существуют и иные источники получения оперативно значимой информации, не указанные в вышеназванной классификации, а именно:
·глобальная компьютерная сеть Интернет;
·уголовные дела;
·дела оперативного учета;
·отказные материалы, рапорта сотрудников милиции и др. служебные документы;
Информация, представляющая оперативный интерес также может быть получена в ходе проведения:
·опроса;
·наведения справок;
·проверочной закупки;
·отождествления личности; контролируемой поставки; оперативного эксперимента;
·цензуры корреспонденции осужденного;
·применения полиграфа;
·применения служебно-розыскной собаки; создания легендированной организации.
Необходимо отметить, что особенно эффективными для получения оперативно значимой оперативно-розыскной информации с окрасом угоны, являются следующие оперативно-розыскные мероприятия:
·создание легендированной организации;
·оперативное внедрение;
·обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
·наблюдение;
·прослушивание телефонных переговоров;
·снятие информации с технических каналов связи;
·оперативный эксперимент.
Рассматривая понятие «информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности», нам импонирует точка зрения Э.И. Бордиловского, Е.Г. Самовичева: « В широком плане сущность информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности заключается в создании и эффективном функционировании научно разработанной системы сбора, накопления, обработки, хранения и классификации по определенным признакам данных, сведений, о лицах, предметах, событиях, имеющих отношение к криминальным фактам и обеспечения своевременного ее отыскания и выдачи субъектом указанной деятельности, для эффективного решения задач борьбы с преступностью».
В данном определении информационного обеспечения, на наш взгляд, слово «система» является ключевым. Так как, во-первых, информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж и угонов автотранспорта, это система управления (статический аспект). Она формируется из оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов и экспертно-криминалистических централизованных коллекций и картотек. Во-вторых, данный выше термин подразумевает деятельность подразделений, служб, сотрудников (динамический аспект).
На наш взгляд, динамика информационного обеспечения ОРД в:
·определении необходимых видов и объемов информации, а также форм и сроков её представления в систему;
·организации информационного взаимодействия между всеми субъектами управления, пользователями информации;
·фиксации параметров функционирования системы и состояния объектов оперативно-розыскной деятельности;
·обработки (систематизации, обобщении, анализе) первичной информации, поступившей в систему, преобразование в виды и формы, необходимые для оптимального осуществления оперативно-розыскной деятельности;
·распределение поступившей и выдачи обработанной информации между звеньями системы, согласно выполняемых ими функций или решаемых задач;
·обеспечение хранения поступившей информации, её своевременного поиска и выдачи согласно поступающим запросам;
·