Суды общей юрисдикции: система и задачи
Суды общей юрисдикции представляют собой централизованную систему, которая, в свою очередь, подразделяется на две подсистемы. В первую подсистему включены общие суды, которые рассматривают обычные уголовные, гражданские и административные дела, другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях: это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, военных округов, флотов и др.
Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции подразделяются еще и на звенья, в каждое звено которых входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой.
Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. К судам субъектов РФ отнесены и мировые суды (наряду с конституционными (уставными) судами), включенные в единую судебную систему как суды общей юрисдикции (ст.3,4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Тем самым законодатель не сводит суды общей юрисдикции только к федеральным судам, а закрепляет возможность существования судов общей юрисдикции субъектов РФ в виде мировых судов.1
Военные суды также состоят их трех звеньев: основное, первое звено - военные суды гарнизонов и им равные; среднее, второе звено - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшее, третье звено- Верховный Суд Российской Федерации, в структуре которого имеется Военная коллегия.2
Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора; вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, осуществляют контроль за законностью действий и решений государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, а также осуществляют иные виды деятельности.
Перед судами общей юрисдикции стоят определенные цели и задачи. Основными целями судов общей юрисдикции можно выделить:
а) укрепление законности и правопорядка,
б) предупреждение преступлений и правонарушений,
в) правовое и нравственное воспитание граждан,
г) формирование уважительного отношения к праву и суду.
Задачами судов общей юрисдикции являются:
а) правильное применение закона;
б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение
гражданских, уголовных и административных дел.
. Верховный суд РФ: состав, структура, полномочия
В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ 4 судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда и народные заседатели. Согласно ФКЗ «О судах общей юрисдикции» структура Верховного суда будет выглядеть следующим образом:
)Пленум Верховного Суда РФ;
)Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
)Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ (с 1 января 2012 г.);
)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Р Ф;
) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
) Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ. В соответствии со статьей 57 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ.5
Главными функциями, осуществляемые Пленумом Верховного суда РФ являются дача судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ для обеспечения единства судебной практики; заслушивание сообщений о работе Президиума Верховного Суда РФ, отчетов заместителей Председателя Верховного Суда РФ и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ о деятельности судебных коллегий; утверждение Регламента Верховного Суда Российской Федерации и т.д. Разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражающих ее суть. По своей природе они не являются ни судебными делам, ни нормативными правовыми актами.1
Состав Президиума Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ. Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает судебные дела в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; обсуждает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного применения законодательства, координируя эту работу с министерством юстиции; осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему законом.2
В составе верховного суда РФ действует 5 коллегий: судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, Военная коллегия и Апелляционная коллегия. Судебные коллегии выполняют судебные функции по осуществлению правосудия в форме административного, гражданского и уголовного судопроизводств. Апелляционная коллегия рассматривает в качестве апелляционной инстанции гражданские и административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями, а также рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.7 Возглавляет Верховный Суд РФ и организует его работу Председатель. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Порядок назначения и полномочия председателя определены в ч. 2 ст. 6.1 и ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 65 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Председатель Верховного Суда РФ наделен определенными полномочиями по организации работы возглавляемого им суда: организует работу Верховного Суда Российской Федерации и в целом системы судов общей юрисдикции; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; созывает Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях; формирует судебные составы судебных коллегий, руководит организацией работы в Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ; организует работу Верховного Суда Российской Федерации по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; осуществляет руководство деятельностью аппарата Верховного Суда РФ; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.5
. Суды среднего звена: состав, структура, полномочия
Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. 6
Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Согласно ст. 20 ФКЗ « О судебной системе РФ»7 они действуют в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК)9, а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области.
Структура Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ составляет подразделения, создаваемые в этих судах. Они в определенной степени аналогичны структурным элементам Верховного Суда РФ, к таковым относятся: президиум суда; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; аппарат суда. Статья 20 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ"8 и ст.ст. 30 и 78 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"10 служат правовой основой формирования структуры федеральных судов юрисдикции субъекта РФ.
Наряду с рассмотрением конкретных судебных дел президиум решает и вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Как правило, при федеральных судах общей юрисдикции субъекта РФ осуществляют свою деятельность формируемые квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.11 №1-ФКЗ)11: в качестве суда первой инстанции; в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.); в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.); дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. В подразделениях коллегий и отделах суда работают помощники судей, начальники отделов, секретари судебных заседаний, секретарь суда, консультанты, главные, ведущие специалисты и специалисты, пресс-секретарь суда и другие работники. 8
Возглавляет работу Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ Председатель областного или иного соответствующего суда, на которого возлагаются определенные обязанности по организации работы суда и предоставляются права для решения стоящих перед ним задач. К их числу полномочий Председателя Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ относятся: организация работы суда и руководство организацией работы судебных коллегий; созыв президиума суда и председательствование в его заседаниях; распределение обязанностей между своими заместителями, судьями; организация работы по изучению и обобщению судебной практики, анализу и судебной статистики; организация работы суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб; организация проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей; осуществление общего руководства деятельностью аппарата суда; осуществление иных полномочий по организации работы суда. Вышеуказанные организационные функции председателя закреплены также в ч. 1 ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"10.
Суд присяжных. Суд присяжных - такая организация судебного разбирательства дел, при которой суд четко подразделяется на две части: одну составляют судьи-профессионалы, а другую - непрофессионалы (присяжные). Судом присяжных уголовные дела могут рассматриваться только по ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше 15 лет, пожизненным лишением свободы.
Формирование скамьи присяжных заседателей - сложная процедура, включающая в себя как организационные (составление списков присяжных заседателей, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные меры (выявление судьей объективности и непредвзятости при рассмотрении данного дела у приглашенных в суд присяжных заседателей, заявление присяжными самоотводов и т.д. В результате остаются 12 основных и 2 запасных присяжных заседателя. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжные заседатели вправе участвовать в исследовании всех обстоятельств дела. Они могут задавать вопросы подсудимым, потерпевшим, свидетелям, предлагать вопросы эксперту при назначении экспертизы и допросе эксперта, участвовать в осмотрах вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий. Вопросы задаются через председательствующего. Присяжные заседатели не знакомятся заранее с материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости подсудимого, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, не имеют для них существенного значения.
4. Районный суд: состав, полномочия
Районные суды - это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) судебного департамента и при участии судей субъекта РФ. Правосудие в районном суде осуществляется единолично или коллегиально (один или трое профессиональных судей). Единолично рассматриваются большинство гражданских дел и все дела об административных правонарушениях. Коллегиально - о наиболее опасных уголовных преступлениях и некоторые гражданские дела, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Полномочия районного суда: осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях; рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду РФ; контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений; обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества; обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу.
Состав районного (городского) суда определяется теми лицами, которые осуществляют правосудие или работают в суде. В схему основных штатных должностей и работников районного суда включаются председатель суда, его заместитель (в небольших судах может отсутствовать), судьи, работники аппарата - секретарь суда, секретарь судебного заседания (в крупных судах могут быть работники канцелярии, обслуживающие и технические работники), администратор.12
Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Помимо обеспечения осуществления правосудия он занимается обобщением судебной практики, анализом судебной статистики, систематизацией законодательства и выполнением других функций суда: осуществлять правосудие, координировать работу судей и осуществлять организационное руководство работой сотрудников аппарата суда. Часть 8 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливает порядок назначения на должность председателей и заместителей председателя районных судов. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ Президент РФ назначает на должность председателя или заместителя председателя районного суда сроком на 6 лет. Общие полномочия председателя районного (городского) суда определены в ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 26 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
В районных судах, как и в других судах РФ, осуществляют свою деятельность судебные приставы, которые призваны обеспечивать установленный порядок деятельности судов (судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов). Судебные приставы не входят в состав работников суда, а относятся к соответствующему подразделению Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ на территории, где действует суд. Однако работу свою в суде они организуют по согласованию с председателем суда.
. Мировые суды: полномочия
Мировой суд - это первичное (низшее) звено судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», УПК и ГПК.
Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. 1
Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся: осуществление правосудия; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; участие в формировании органов судейского сообщества.
В соответствии со ст. 23 ГПК13 мировые судьи уполномочены единолично рассматривать определенные гражданские дела. Например, о выдаче судебного приказа; о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; об определении порядка пользования имуществом; иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей. К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.
Что касается уголовных дел, то в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК14 мировым судьям подсудны такие уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне. К ним относятся наиболее распространенные преступления - причинение вреда здоровью, не квалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, угон автотранспортных средств, хулиганство, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения и др. 1
судебная система российский юрисдикция
6. Военные суды в судебной системе РФ
В судебной системе РФ в подсистеме федеральных судов общей юрисдикции предусмотрены и действуют военные суды, которые в настоящее время являются ее самостоятельным и сложным элементом.
Порядок создания, организация деятельности военных судов и их компетенция определяются ФКЗ РФ "О военных судах РФ", а также процессуальными кодексами, закрепляющими судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам. Законодательной основой организации деятельности военных судов являются и основные нормативные акты, регламентирующие вопросы службы в Вооруженных Силах РФ. 12 Общими задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита: нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления; нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности образуют систему военных судов. Вышестоящим звеном в системе военных судов является Военная коллегия Верховного Суда РФ. Следующим звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (ст. 13 ФКЗ "О военных судах РФ").15 Нижестоящим звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды, которые действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов, флотилий или иных военных формирований.
Военная коллегия Верховного Суда РФ как вышестоящий судебный орган осуществляет контрольно-надзорную деятельность по отношению к решениям окружных (флотских) и гарнизонных военных судов. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.
Возглавляет Военную коллегию Верховного Суда РФ председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Штатно-должностной состав Военной коллегии является частью штатно-должностного состава Верховного Суда РФ, где работают соответственно помощники судей, секретари коллегии, секретари судебных заседаний, главные, ведущие специалисты и специалисты и др.
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей; дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
Окружной (флотский) военный суд (ст. 13 ФКЗ "О военных судах РФ"), среднее звено системы военных судов, действует в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и (или) судебных составов (ст.ст. 16 и 17 ФКЗ РФ "О военных судах РФ"). Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УПК Российской Федерации, а также рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.
Гарнизонный военный суд (ст. 21 ФКЗ РФ "О военных судах РФ") образуется в составе председателя, его заместителя и других судей. Численный состав судей и работников суда связан с объемом работы соответствующего гарнизонного военного суда. Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" к подсудности Военной коллегии или окружного военного суда, а также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу, принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. 15
Практические задания
Задача 1
Укажите, в каких случаях следователь проводит перечисленные процессуальные действия самостоятельно, а в каких требуется решение суда. Возможно ли их проведения без решения суда? Ответ обоснуйте ссылками на статьи Конституции РФ и УПК РФ.
личный обыск;
выемка почтово-телеграфной корреспонденции;
прослушивание телефонных переговоров;
задержание;
обыск в помещении;
привод обвиняемого;
приостановление уголовного дела;
применение заключения под стражу в качестве меры пресечения;
отстранение обвиняемого от должности;
прекращение уголовного преследования и прекращение уголовного дела;
направление дела в суд с обвинительным заключением.
Ответ.
.Согласно ст. 184 УПК следователь может проводить личный обыск самостоятельно без соответствующего постановления при задержании лица или его заключения под стражу, а также в случае наличия достаточных оснований полагать, что данное лицо имеет при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.
.Согласно ст. 185 и 186 выемка почтово-телеграфной корреспонденции и прослушивание телефонных переговоров возможно только по решению суда при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы и сведения, а также телефонные переговоры могут иметь значение для уголовного дела. Данное положение также регулируется ст. 23 Конституции РФ, в которой указано, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
.Согласно ст. 91 УПК орган дознания, следователь вправе задержать подозреваемое лицо в совершении преступления при наличии оснований указанных в этой же статье. Но до судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 час (ст. 22 Конституции РФ)
.Согласно п. 1 ст. 182 УПК основанием производства обыска является наличие достаточных оснований полагать, что у данного лица и могут находиться орудия преступления, предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Обыск жилища производится на основании судебного решения за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 165 УПК. Данное положение регулируется также ст. 25 Конституции РФ.
.Согласно ст. 238 УПК приостановление уголовного дела возможно только по решению суда.
.Согласно ст. 179 УПК освидетельствование производится следователем самостоятельно.
.Применение заключения под стражу в качестве меры пресечения согласно ст. 108 УПК применяется по судебному решению.
.Согласно ст. 114 УПК отстранение обвиняемого от должности следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом соответствующее ходатайство и в течении 48 часов судья выносит соответствующее постановление.
.Прекращение уголовного преследования и прекращение уголовного дела согласно ст. 213 УПК осуществляется по постановлению следователя.
.Привод обвиняемого производится органами дознания на основании постановления следователя, а также судебными приставами на основании постановления суда. (Ст. 113 УПК)
11.Согласно ст. 215-220 УПК следователь после подписания обвинительного заключения уголовного дела направляет это дело прокурору.
Задача 2
Органами предварительного следствия Зайцев и 17-тилетний Васильев обвинялись в разбойном нападении. Данные лица были задержаны в лесном массиве заповедника, куда они скрылись после совершения преступления. В связи с этим они были доставлены к следователю только через 6 часов с момента их фактического задержания. Сразу после их доставления к следователю, следователем была избрана мера пресечения, подписка о не выезде. При избрании данной меры пресечения Васильев ходатайствовал по предоставлении адвоката. На что следователь указал, что согласно ст. 46 УПК РФ, адвокат ему пока не положен, т.к., Васильева не задерживают в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, и адвокат будет ему предоставлен с момента начала производства следственных действий в отношении него, которые начнутся на следующий день с утра.
Адвокат Васильева участвовал только при производстве неотложных следственных действий, а впоследствии подзащитный Васильев отказался от его услуг и расследование уголовного дела было окончено без участия адвоката Васильева, в силу того, что Васильеву адвокат не предоставлялся в силу его отказа от его услуг.
Обосновано ли действия следователя?
Если да, то какие и чьи права были нарушены?
В чем конкретно проявились нарушения?
С какого момента защитник допускается к участию в деле?
Ответ: из задачи следует, что Зайцев и Васильев были задержаны как подозреваемые. Согласно п.3 ч.4 ст.46 подозреваемый вправе пользоваться помощью защитника с момента предусмотренного п.2-3.1 ч.3 ст.49.:
п.2 - с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;
п 3.1 - с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст.223.1 настоящего кодекса.
Исходя из этого, возникает вопрос: что значит в условии задачи слова "... обвинялись в разбойном нападении"? Значит ли это, что уголовное дело было возбуждено в отношении конкретных лиц, а именно Зайцева и Васильева? Если да, т.е. уголовное дело было действительно уже возбуждено в отношении этих лиц, и тогда получается, что отказ следователя от предоставления адвоката незаконен. Это во-первых. А во-вторых: согласно ст.51 "участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый является несовершеннолетним. В нашем случае Васильев является несовершеннолетним, т.е. его права были нарушены, т.к. участие защитника в деле, если подозреваемым (обвиняемым) является несовершеннолетний обязательно, даже несмотря на то, что он отказался от услуг адвоката. В этом случае следователь должен был обеспечить участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч.3 ст.51).
В случае с Зайцевым все зависит от того, возбуждено уголовное дело уже в отношении него или нет. Из условия задачи к сожалению непонятно не только то, возбуждено ли уголовное дело в отношении этих лиц, но и возбуждено ли оно было вообще (по факту), потому что если оно было возбуждено по факту, то согласно ст.223.1 дознаватель должен был составить письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручить подозреваемым. Тогда согласно п.3.1 ч.3 ст.49 - защитник должен был участвовать в деле с момента вручения такого уведомления.
Обобщая, можно сказать, что защитник участвует в уголовном деле (ч.3 ст.49 УПК РФ):
) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящей части;
) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;
) с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:
а) предусмотренных статьями 91 и 92 настоящего Кодекса;
б) применения к нему в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса меры пресечения в виде заключения под стражу;
.1) с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 настоящего Кодекса;
) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;
) с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.