Дата
|
Проделанная
работа в соответствии с установленным учебным планом по
научно-исследовательской работе
|
22.04.2013
|
Проведение
вводного инструктажа и ознакомление с нормативными правовыми документами
Министерства экономики Республики Татарстан
|
23.04.2013
|
Подробное
изучение структуры Министерства экономики Республики Татарстан и ознакомление
с основными направлениями деятельности отдела государственной поддержки
инвестиционных проектов управления инвестиционной и инновационной
деятельности
|
23.04.2013-
26.04.2013
|
Изучение
нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в
Республике Татарстан
|
29.04.2013
|
Изучение
порядка проведения экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов,
претендующих на получение государственной поддержки в виде налоговых льгот
|
30.04.2013
|
Ознакомление
с бизнес-планом инвестиционного проекта ОАО «Нижнекамскнефтехим»
«Строительство производства АБС-пластиков мощностью 60000 тн/год»,
показателями эффективности его реализации
|
06.05.2013
|
Составление
заключения на бизнес-план инвестиционного проекта ОАО «Нижнекамскнефтехим»
«Строительство производства АБС-пластиков мощностью 60000 тн/год»
|
07.05.2013
|
Участие
в подготовке информации по прогнозам деятельности предприятий в рамках
инвестиционных проектов
|
08.05.2013
|
Составление
отчета о производственной практике в Министерстве экономики Республики
Татарстан
|
Раздел 2. Министерство экономики республики
Татарстан
.1 Общие Положения о
Министерстве экономики Республики Татарстан
Министерство экономики
Республики Татарстан (далее - Министерство) является республиканским органом
исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной
политики по управлению экономическим развитием Республики Татарстан,
инвестиционной деятельностью, формированию долгосрочных целевых программ, участию
в формировании федеральных целевых программ, а также осуществляющим
государственное регулирование в сфере поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства на территории Республики Татарстан.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной
власти в области инновационной деятельности.
Министерство в пределах своей компетенции
осуществляет взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
Министерство взаимодействует с федеральными
органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти
Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
Министерство руководствуется в своей
деятельности Конституцией
<consultantplus://offline/ref=D4DC80750A1BF3825E6729BD2F71F8AAA1AA2147186316804B4ADE5908G>
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, Конституцией
<consultantplus://offline/ref=D4DC80750A1BF3825E6737B0391DA5A1A0A9784F153C42D344408BC06DC33568510BG>
Республики Татарстан, законами Республики Татарстан, актами Президента
Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также
настоящим Положением.
Министерство является юридическим
лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банковских
учреждениях, печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан
и свою символику.
Местонахождение (юридический адрес)
Министерства: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55.
Министерство в пределах своей
компетенции в соответствии с Положением о Министерстве осуществляет следующие
полномочия:
Разрабатывает стратегию
социально-экономической, инновационной, кадровой политики, а также
государственного регулирования инвестиционной деятельности и на этой основе
обеспечивает разработку и реализацию республиканских социально-экономических
программ.
Разрабатывает проект послания
Президента Республики Татарстан.
Осуществляет анализ экономического
положения Республики Татарстан и определяет на его основе принципы, методы и
формы реализации государственной структурной, инновационной, кадровой политики,
государственного управления инвестиционной деятельностью в Республике
Татарстан, а также государственное регулирование экономики Республики Татарстан
на основе системы индикативного управления.
Организует и координирует разработку
прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на
среднесрочный и долгосрочный периоды и представляет его на рассмотрение в
Кабинет Министров Республики Татарстан.
Участвует в подготовке проекта схемы
территориального планирования Республики Татарстан, обеспечивает размещение
производительных сил и планов по их реализации для принятия согласованных
решений по вопросам назначения, развития и использования территорий.
Осуществляет экспертизу
инвестиционных проектов, представляемых для получения государственной
поддержки.
Ведет банк данных по инвестиционным
проектам Республики Татарстан, получившим государственную поддержку.
Заключает договоры о реализации
инвестиционных проектов, предусматривающие предоставление налоговых льгот
субъектам инвестиционной деятельности.
Разрабатывает и вносит в Кабинет Министров
Республики Татарстан проекты законодательных и иных нормативных правовых актов,
а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о
совершенствовании законодательства Республики Татарстан по вопросам, отнесенным
к ведению Министерства.
Осуществляет анализ финансовых, экономических,
социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и
эффективности применения мер по его развитию, разрабатывает стратегию,
концепции и прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Республике
Татарстан.
Осуществляет иные полномочия, предоставляемые
Министерству законодательством Республики Татарстан.
Министерство для выполнения своих функций имеет
право:
Запрашивать и получать в установленном порядке
сведения, необходимые для принятия решения по отнесенным к его компетенции
вопросам.
Привлекать в установленном порядке для решения
вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, исполнительные органы
государственной власти Республики Татарстан, независимые аудиторские,
консалтинговые фирмы, научные и иные организации, ученых и специалистов.
Созывать совещания по вопросам, входящим в его
компетенцию, с привлечением в установленном порядке руководителей и
специалистов других исполнительных органов государственной власти, органов
местного самоуправления, иных организаций, расположенных на территории
республики, заслушивать их сообщения, отчеты.
Участвовать в порядке, установленном
законодательством, в подготовке и заключении регионального соглашения, а также
отраслевых соглашений между республиканскими объединениями профсоюзов,
работодателей и Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Осуществлять полномочия главного распорядителя и
получателя средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных на поддержку
субъектов малого и среднего предпринимательства.
В установленном порядке вести переговоры и
заключать в пределах своей компетенции договоры и соглашения с иностранными
организациями.
Заключать договоры и осуществлять финансирование
разработок нормативных правовых, методических документов,
научно-исследовательских работ и программ малого и среднего
предпринимательства, обучения предпринимателей, проведения ярмарок, выставок,
конференций и других проектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных
действующим законодательством.
Осуществлять оперативное управление имуществом,
переданным на баланс Министерства.
Министерство возглавляет министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от занимаемой должности Президентом Республики
Татарстан.
Министр имеет заместителей, в
том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
решением Кабинета министров Республики Татарстан по его представлению.
Количество заместителей министра устанавливается
решением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Структура министерства (схема)
2.2 Нормативно-правовые акты
регулирующие деятельность министерства экономики
Основным нормативно-правовым
актом, регулирующим деятельность Министерства экономики Республики Татарстан,
является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг".
Федеральный закон регулирует
отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и
муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти,
органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными
администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими
исполнительно-распорядительные полномочия.
В соответствии с Федеральным
законом государственная услуга, предоставляемая федеральным органом
исполнительной власти, органом государственного бюджетного фонда,
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а
также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных
государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - это
деятельность по реализации функций соответственно федерального органа
исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа
местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий,
переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных
нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми
актами субъектов Российской
Министерство экономики при
осуществлении государственной услуги основывается на принципах:
) правомерности предоставления
государственных услуг;
) открытости деятельности
органов, предоставляющих государственные услуги;
) доступности обращения за предоставлением
государственных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в
том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
) правомерности взимания с
заявителей государственной пошлины за предоставление государственных услуг.
.3 Положение отдела
государственной поддержки инвестиционных проектов управления инвестиционной и
инновационной деятельности
Отдел государственной поддержки инвестиционных
проектов (далее - отдел) управления инвестиционной и инновационной деятельности
является структурным подразделением Министерства экономики Республики
Татарстан, созданным в целях обеспечения осуществления министерством функции по
управлению развитием инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.
Отдел входит в состав управления инвестиционной
и инновационной деятельности министерства.
В своей деятельности отдел руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Конституцией Республики Татарстан, законами и иными нормативными
правовыми актами Республики Татарстан, приказами министерства, а также
Положением об отделе
Отдел работает во
взаимодействии с другими управлениями и подразделениями министерства,
государственными органами и органами местного самоуправления. В своей
деятельности подчиняется Министру и курирующему заместителю министра экономики
Республики Татарстан.
Структура отдела и численность
сотрудников отдела определяется штатным расписанием Министерства.
Отдел в соответствии с возложенными на него
функциями осуществляет следующие полномочия:
участвует в разработке и совершенствовании
методов и механизмов реализации инвестиционных проектов в Республике Татарстан,
создания условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики
Республики Татарстан;
осуществляет подготовку предложений по
реализации мер по стимулированию инвестиционной активности, изучения спроса на
инвестиции;
взаимодействует с органами местного
самоуправления Республики Татарстан по вопросам отбора и реализации
приоритетных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной
поддержки;
участвует в подготовке предложений по
совершенствованию налоговой политики в области инвестиционной деятельности;
осуществляет разработку совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов по стимулированию
инвестиционной деятельности в Республике Татарстан;
осуществляет разработку с участием заинтересованных
органов исполнительной власти Республики Татарстан Инвестиционного меморандума
Республики Татарстан;
осуществляет экспертизу бизнес-планов
инвестиционных проектов, предполагающих получение государственной поддержки из
республиканского бюджета, из федерального бюджета (в т.ч. Инвестиционного фонда
Российской Федерации), а также предполагаемых к размещению в особой
экономической зоне промышленно-производственного типа (ОЭЗ) (по обращениям
потенциальных резидентов) и выдачу заключений по ним;
осуществляет контроль за реализацией
инвестиционных проектов с использованием бюджетных средств;
участвует в разработке нормативных правовых
актов министерства, а также нормативных правовых актов республиканских органов
исполнительной власти в области совершенствования государственной
инвестиционной политики;
осуществляет подготовку проектов договоров о
реализации инвестиционных проектов между субъектами инвестиционной деятельности
и министерством;
осуществляет подготовку проектов статей в
средствах массовой информации и других аналитических материалов о
государственной поддержке предприятий, реализующих инвестиционные проекты в
Республике Татарстан;
осуществляет мониторинг инвестиционных проектов
Республики Татарстан;
участвует в организации презентаций приоритетных
инвестиционных проектов в общественных мероприятиях инвестиционной
направленности;
формирует базу данных инвестиционных проектов
Республики Татарстан;
проводит анализ действующего федерального
законодательства в сфере инвестиционной деятельности;
рассматривает поступающие в министерство на
заключение проекты нормативных правовых документов и готовит по ним заключения.
Отдел возглавляет начальник, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности министром по предложению начальника
управления, согласованного с курирующим заместителем министра.
Начальник отдела подчинен и подотчетен
начальнику управления.
Начальник отдела несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на отдел функций и полномочий.
Начальник отдела:
руководит деятельностью отдела;
распределяет обязанности специалистов отдела;
взаимодействует с органами исполнительной власти
Республики Татарстан, территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, организациями, со структурными подразделениями
министерства по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Глава 3. Анализ государственной
поддержки субъектов инвестиционной деятельности
.1 Анализ нормативной правовой базы,
регулирующей инвестиционную деятельность в Республике Татарстан
В настоящее время вопросам улучшения
инвестиционного климата Республики Татарстан уделяется значительное внимание со
стороны органов государственной власти республики.
Основу законодательной базы составляют законы
«Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» и «Об инвестиционной
деятельности в Республике Татарстан». В 2011 году был принят закон «Об
инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». Принятые нормативные
акты существенно расширили набор мер стимулирования инвестиционной
деятельности.
В соответствии с положениями законов Республики
Татарстан от 28.11.1998 №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике
Татарстан», от 28.11.2003 №49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» и от
02.08.2008 №53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций
для отдельных категорий налогоплательщиков» для инвесторов, реализующих
инвестиционные проекты, предусмотрено снижение ставки налога на прибыль,
зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, до 13,5% и снижение налоговой
ставки до 0,1% на имущество, вновь созданное или приобретенное организацией для
реализации проекта. Данные льготы субъектам инвестиционной деятельности
предоставляются на срок окупаемости проектов, но не могут превышать 7 лет, а в
отрасли машиностроения налоговые льготы могут предоставляться на срок до 13 лет
с момента начала инвестиций.
Данные льготы предоставляются юридическим лицам
всех форм собственности, зарегистрированным в Республике Татарстан и
реализующим инвестиционные проекты по созданию новых производственных мощностей
в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной политики Республики
Татарстан, определяемыми ежегодным инвестиционным меморандумом Республики
Татарстан.
Для получения государственной поддержки
инвестору необходимо представить в Министерство экономики Республики Татарстан:
заявку на получение государственной поддержки;
бизнес-план инвестиционного проекта,
разработанный в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров
Республики Татарстан от 7.05.1999 №284 «Об утверждении Положения о порядке
предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям,
реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»;
договор о реализации инвестиционного проекта в
соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.07.2006
№377 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения договора о
реализации инвестиционного проекта между субъектом инвестиционной деятельности
и Министерством экономики Республики Татарстан и формы договора о реализации
инвестиционного проекта»;
заключение на инвестиционный проект отраслевого
министерства.
Смысл налоговой поддержки со стороны республики
в данном случае состоит в предоставлении налоговых послаблений инвесторам на
период становления новых производств.
Как показывает практика, высвобождаемые в
результате предоставления государственной поддержки средства направляются
предприятиями в основном на финансирование капитальных затрат и обслуживание
заемного финансирования, тем самым снижается цена привлекаемого для
осуществления инвестиций капитала, а следовательно, стимулируется дальнейшая
инвестиционная деятельность предприятия.
В настоящее время Министерством экономики
ведется работа по внедрению в практику дополнительного налогового стимула
инвестиционной деятельности - инвестиционного налогового кредита, то есть
предоставления отсрочки платежей по налогам с последующей поэтапной уплатой
кредита и начисленных процентов на сумму, определяемую исходя из произведенных
инвестиционных вложений и объемов уплачиваемых организацией налогов.
Исходные положения по регулированию отношений по
инвестиционному налоговому кредиту закреплены в Налоговом кодексе Российской
Федерации и получили свое развитие в Законе Республики Татарстан от 10.10.2011
№ 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан».
Согласно пункту 1 статьи 67 НК РФ ИНК может быть
предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- проведение организацией
научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ
<consultantplus://offline/ref=99C2C5E8C2183B16EEBC6ED5F21A826EBCCFDDF260D205BBEC284CECBE6D2C6D463843AF51E4342EiCUFK>
либо технического перевооружения собственного производства, в том числе
направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей
среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической
эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
осуществление организацией
внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или
совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или
материалов;
выполнение организацией особо
важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление
ею особо важных услуг населению;
выполнение организацией
государственного оборонного заказа
<consultantplus://offline/ref=99C2C5E8C2183B16EEBC6ED5F21A826EBCCFDDF961DE05BBEC284CECBE6D2C6D463843AF51E53627iCU7K>;
осуществление организацией
инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс
<consultantplus://offline/ref=99C2C5E8C2183B16EEBC6ED5F21A826EBCCFDBF860D605BBEC284CECBE6D2C6D463843AF51E53623iCU5K>
энергетической эффективности;
включение организации в реестр
резидентов зоны территориального развития.
Одновременно Законом Республики Татарстан «Об
инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан», закрепившим
возможность получения ИНК по налогу на имущество, транспортному налогу, а также
по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет Республики
Татарстан, был расширен перечень оснований для получения ИНК путем установления
возможности получения налоговой отсрочки при осуществлении организацией
строительства нового производства и (или) реконструкции существующего.
Кроме того законом Республики Татарстан был
также установлен предельный срок предоставления кредита, определенный как 7
лет, и конкретизирован размер процентной ставки, взимаемой за пользование ИНК,
на уровне ½ ставки
рефинансирования ЦБ РФ.
.2 Инвестиционные проекты, реализуемые с
предоставлением государственной поддержки в виде налоговых льгот
Среди наиболее значимых для экономики республики
инвестиционных проектов, по которым заключены договоры на предоставление
налоговых льгот:
«Создание новых мощностей по производству гибкой
упаковки и полимерных пленочных материалов» (ЗАО «Данафлекс»);
«Строительство логистического комплекса «Q-Park»
(ЗАО «Логистика»), отвечающего современным международным стандартам качества
благодаря планировке и техническим характеристикам складских помещений, а также
международным стандартам обслуживания;
«Организация производства керамического кирпича
мощностью 60 млн. шт. условного кирпича в селе Ключищи Верхнеуслонского района
Республики Татарстан» (ЗАО «ФОН»), направленный на удовлетворение потребностей
республиканского строительного комплекса в качественном керамическом кирпиче;
«Организация производства цельнометаллокордных
«ЦМК) шин» в г. Нижнекамске» (ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК»).
- «Строительство комплекса нефтеперерабатывающих
и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск» (ОАО «Татнефть»):
нефтеперерабатывающего завода с получением ароматических углеводородов
мощностью по сырью 7 млн. тонн/год, завода глубокой переработки нефти мощностью
по сырью (мазут) 3,5 млн. тонн/год в составе установки гидрокрекинга и
комплекса переработки тяжелых остатков, нефтехимического завода по производству
продукции на основе ароматических углеводородов мощностью по сырью (ароматика)
0,9 млн.тонн/год и других производств. Результатом реализации проекта также
является создание современных объектов инфраструктуры Нижнекамского
промышленного узла и 3000 новых рабочих мест, стоимость проекта 265
млрд.рублей.
За период предоставления налоговых льгот в
рамках поддерживаемых инвестиционных проектов на 01.01.2013:
вложено более 300 млрд. руб. инвестиций;
создано порядка 12 тыс. новых рабочих мест. При
этом на создаваемых производствах обеспечивается средний уровень заработной
платы не ниже ее средних значений по отрасли/муниципальному образованию.
Заключение
В период прохождения
производственной практики я проделала следующую работу:
. ознакомилась с работой
Министерства экономики Республики Татарстан;
. изучила структуру
данного Министерства;
. ознакомилась с
основным положением о Министерстве и отделе государственной поддержки
инвестиционных проектов управления инвестиционной и инновационной деятельности;
. ознакомилась с формой
государственной поддержки в виде налоговых льгот, предоставляемой для субъектов
инвестиционной деятельности;
5. ознакомилась с порядком рассмотрения
бизнес-планов, претендующих на получение государственной поддержки на примере
бизнес-проекта ОАО «Нижнекамскнефтехим» «Строительство производства
АБС-пластиков мощностью 60000 тн/год».
Вопросы взаимоотношения
государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого
современного демократического правового государства. Более того, в последние
годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и
бизнеса.
Республика Татарстан реализует государственную
инвестиционную политику, нацеленную на создание условий для динамично
развивающегося реального сектора экономики. В республике реализован комплекс
мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию
благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации
инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики,
повышения эффективности производства и решения социальных задач. Все эти
факторы способствовали созданию благоприятных предпосылок для привлечения
инвестиций в экономику республики.
министерство экономика татарстан
правовой
Список использованной литературы и прочих
источников информации
1. Официальный сайт
Министерства экономики Республики Татарстан;
. Закон Республики Татарстан
от 28.11.1998 №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;
. Закон Республики Татарстан
от 28.11.2003 №49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций»;
. Закон Республики Татарстан
от 02.08.2008 №53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль
организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»;
. Закон Республики Татарстан
от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике
Татарстан»;
. Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан от 7.05.1999 №284 «Об утверждении Положения о
порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям,
реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»;
. Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан от 24.07.2006 № 377 «Об утверждении Положения о
порядке и условиях заключения договора о реализации инвестиционного проекта
между субъектом инвестиционной деятельности и Министерством экономики
Республики Татарстан»;
. Социально-экономическое
развитие Республики Татарстан в 2012 году.