Сравнение европейских конституций. Институт референдума

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнение европейских конституций. Институт референдума

ПЛАН

Вопрос 1. Общее и особенное в современных европейских конституциях

Библиографический список

Вопрос 2. Референдум в европейском конституционализме. Предмет, виды референдумов, юридический статус решения, принятого на референдуме

Библиографический список

1. Общее и особенное в современных европейских конституциях

Характерной чертой современных государств является наличие конституции как центрального правового акта страны, устанавливающего основы системы государственной власти, структуру нормативного регулирования и закрепляющего демократические принципы. Конституция как основной закон выступает главным источником национального права, ядром всей правовой системы, юридической базой правоприменительной практики, правосознания людей. В конституции определены главные цели и объекты правового регулирования, она предусматривает сферы общественных отношений, подлежащие такому регулированию, указывая при этом те конкретные законы, которые должны быть приняты.

В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее ранними являются Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, Норвегии 1814 года, Бельгии 1831 года и Великого герцогства Люксембург 1868 года. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке, что было связано с крушением колониальной системы и появлением большого количества новых государств. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран, в том числе и стран Европы, таких как Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия.

Стоит отметить, что каждая из ныне действующих европейских конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время всем конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. В рамках ответа на данный вопрос контрольной работы мы рассмотрим общие и особенные черты конституций европейских стран.

Прежде всего, стоит отметить, что основные законы различных европейских государств исторически развивались в рамках трех основных конституционных моделей: либеральной, этатистской и либерально-этатистской, что придает рассматриваемым документам различные специфические черты, напрямую зависящие не только от особенностей конкретной страны, но и от групповой принадлежности каждой конституции. Рассмотрим особенности указанных конституционных моделей:

. Либеральная модель характеризуется ограниченностью предмета конституционного регулирования. Его объектами являются организация государственной власти и правовой статус личности, ограниченный гражданскими и политическими правами и свободами. Экономические и социальные отношения при этом остаются вне рамок конституционного регулирования. В качестве исключения здесь выступают только отношения собственности и отношения, связанные с финансовой системой государства. Не смотря на свою архаичность, данная модель действует в настоящее время в Великобритании, хотя, впрочем, конституция этой страны вообще специфична, так как является представителем так называемых неписанных конституций.

. Этатистская модель характеризуется чрезмерным расширением предмета конституционного регулирования. Социальное содержание такой конституции составляют общественные отношения, определяющие все системы, подсистемы и элементы общества, образующие его политическую, экономическую, социальную и идеологическую структуры. Данная модель была характерна в свое время для стран социалистической направленности и, главным образом, для СССР. В настоящее время среди европейских стран невозможно выделить ярко выраженную этатистскую модель конституционного регулирования, хотя ее влияние заметно в некоторых конституциях стран Восточной Европы.

. Либерально-этатистская модель конституции является наиболее распространенной среди современных европейских государств и проявляется, прежде всего, в так называемых «конституциях нового поколения». Данная модель, как следует из названия, соединяет в себе черты двух предыдущих, но с некоторыми изменениями. Так, предмет регулирования конституции рассматриваемой модели расширен за счет включения общественных отношений, определяющих основы организации общества, а также новых отношений между личностью и государством. При этом расширение предмета конституционного регулирования, в отличие от этатистской модели, осуществляется в оптимальных пределах, обеспечивающих нормальное функционирование механизма саморегулирования общества и исключающих возможность чрезмерного вмешательства в него государства. Данная модель представлена конституциями таких европейских стран, как ФРГ, Франция, Италия, Испания, Португалия. Конституция Российской Федерации также относится к либерально-этатистской модели.

Помимо общих черт европейских конституций, вытекающих из их принадлежности к той или иной модели, в науке сравнительного конституционного права выделяют признаки, характерные для всех современных конституций. К таким чертам, в частности, относятся:

. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. Так, согласно абзацу 1 и 2 статьи 3 Конституции Французской Республики от 4 октября 1958 года «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление». Подобное положение содержится и в Конституции Испании 1978 года: пункт 2 статьи 1 данного документа гласит: «национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства».

. Все конституции в той или иной форме закрепляют институт собственности. Исторически данная особенность основывается на статье 17 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, объявляющей собственность «неприкосновенным и священным правом».

. Одним из основных демократических принципов, закрепляемых в европейских конституциях, выступает принцип разделения властей. При этом в основных законах некоторых стран (таких, например, как Франция и Италия) данный принцип прямо не закреплен, но, исходя из толкования норм о государственном устройстве, явно подразумевается.

. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления государства - республику или монархию. В конституционном тексте это может быть выражено прямо или косвенно. Например, пункт 3 статьи 1 уже упоминавшейся нами Конституции Испании прямо закрепляет парламентарную монархию в качестве формы правления этой страны.

. Современные европейские конституции устанавливают и закрепляют унитарную или федеративную форму государственного устройства. По поводу унитарной формы прямые предписания чаще всего отсутствуют. Федеративная же форма территориального устройства всегда подлежит закреплению в основном законе страны, так как чаще всего на его уровне происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Здесь можно привести в пример Конституцию Российской Федерации, часть 1 статьи 1 которой провозглашает Россию федеративным государством, а статьи 71 - 73 посвящены разграничению соответствующих пределов ведения.

. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают права и свободы человека и гражданина. Обычно в самом тексте конституции содержится соответствующая глава или раздел. Современная конституция Франции в данном отношении является исключением, так как ее важнейшей составной частью выступает Декларация прав человека и гражданина 1789 года и преамбула Конституции 1946 года, в которых урегулированы отдельные аспекты правового статуса человека и гражданина.

. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. Как правило, в их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических явлений, какими являются выборы, референдум и законодательный процесс. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора, который был оформлен, в частности, во Франции, Италии, ФРГ, Португалии, Испании и в ряде других стран. Все более широкое распространение получает институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

. Важнейшим свойством современных европейских конституций выступает их стабильность, выражающаяся в сложном порядке изменения их основных положений. С данным свойством связана другая особенность - в основных законах стран Европы установлена иерархия конституционных норм. При этом основным различием между нормами иерархических уровней выступает порядок их применения. Так, Конституция Португалии 1976 года предусматривает две категории прав, регулируемых нормами, одни из которых применяются непосредственно, а другие, как правило, при наличии законодательства, их конкретизирирующего.

. Еще одной общей тенденцией выступает также усиление влияния международного права и включение его в системную иерархию нормативно-правовых актов страны. Здесь также стоит отметить особенности конституций европейских стран, принимающих активное участие в различных региональных международных сообществах и, прежде всего, в Европейском Союзе. При этом законодательство и деятельность органов данного регионального сообщества оказывают непосредственное влияние на национальное правовое и государственное устройство. Так, отдельные нормы глав III и IV Основного закона ФРГ 1949 года закрепляют правовой механизм участия обеих палат парламента Германии в деятельности ЕС. Данному сообществу также полностью посвящен и раздел XV Конституции Французской республики. Стоит также отметить, что рассматриваемая нами тенденция относится, прежде всего, к конституциям «второй волны», или послевоенного периода.

. Еще одной важнейшей особенностью выступает общий характер устройства и иерархического расположения конституционных норм. Так, современные европейские конституции характеризуются дифференцированием собственных нормативных положений на нормы-принципы, нормы, создающие субъективные права и обязанности граждан, государственных органов и так далее, нормы, касающиеся непосредственно самого конституционного акта и порядка его изменения. Все эти нормы различаются по порядку своего применения, изменения или отмены. Для некоторых конституций, в частности, основных законов Испании и Болгарии, характерно разделение норм различных категорий по юридической силе и порядку судебной защиты. Однако указанная тенденция является скорее особенностью, чем общей чертой. Конституция Российской Федерации также не является представителем этой тенденции.

. Ранние конституционные акты характеризовались большим влиянием действующей на момент их принятия идеологии или религии. Для современных же конституций более характерно утверждение идеологического плюрализма, а также запрещение признания какой-либо идеологии в качестве официальной. Так, статья 11 конституции Болгарии содержит в себе норму, согласно которой «ни одна… идеология не может быть объявлена или утверждена в качестве государственной». Гарантии свободы идеологии и религии также можно встретить в статье 16 Конституции Испании, статье 13 Конституции России и так далее.

Говоря об особенных чертах современных европейских конституций, следует выделить, прежде всего, конституцию Великобритании, которая сама по себе является особенной и отличается от всех других подобных актов стран Европы. Как известно, Великобритания не знает единовременно созданного конституционного акта. Отличительной особенностью британской конституции является ее форма, имеющая комбинированный, несистематизированный характер, в силу чего она состоит из двух частей - писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права, поэтому конституционное законодательство не отличается каким-либо особым своеобразием в этом плане. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была зафиксирована в едином акте. Также важнейшей особенностью рассматриваемого акта выступает наличие у него собственных источников.

Конституция Великобритании, безусловно, является наиболее специфичной из всех подобных актов стран Европы. Однако, определенные особенности в той или иной степени характерны для всех европейских конституций. Помимо усиления влияния международного права и установления в конституционных актах порядка взаимодействия стран с Европейским Союзом, отличающим «новые» конституции от довоенных, в качестве особенности первых из них также можно выделить общую тенденцию к закреплению так называемых программных положений. В данном случае имеются в виду нормы-принципы, нормы-цели, которых, как правило, не содержали в себе более ранние европейские конституции. Сегодня же подобные программные декларативные нормы содержатся не только в преамбулах, но и основных частях конституционных актов. Так, большинство современных европейских стран провозглашают себя правовыми государствами, хотя данная теоретическая модель выступает скорее идеалом, чем реальной практикой государственного устройства.

Стоит отметить, что многие современные европейские конституции имеют достаточно большое количество индивидуальных особенностей. Нами уже упоминалось о тенденции некоторых конституций к закреплению дифференцированного подхода к юридической силе отдельных правовых норм. Еще одной, практически индивидуальной конституционной особенностью, выступает закрепление на уровне основного закона страны основ правового регулирования общественных отношений личной сферы. Так, глава II конституции Италии закрепляет основы регулирования этико-социальных отношений и, прежде всего, внутрисемейных отношений. Статья 29 данного документа закрепляет основы брачных отношений, а статья 30 - равноправие детей, рожденных как в браке, так и вне его.

В качестве особенности современных европейских конституций также следует выделить наличие института конституционного контроля как обязательной составляющей системы сдержек и противовесов. Наиболее специфичной в данном отношении выступает раздел VII конституции Франции, закрепляющий особый статус Конституционного Совета данной страны, обладающего полномочиями по проведению как последующего, так и превентивного конституционного контроля.

В целом же стоит отметить, что индивидуальные особенности каждой конкретной европейской конституции связаны, главным образом, со спецификой ее структуры, наличием специальных глав о разграничении полномочий между государственными органами и местным самоуправлением, о международном регулировании национальных общественных отношений, а также с особенностями конституционно-правовой ответственности должностных лиц государства.

В заключение ответа на данный вопрос контрольной работы можно сделать вывод о том, что современные европейские конституции обладают достаточно большим количеством общих черт, вытекающих, в том числе, и из их групповой принадлежности. При этом наиболее распространенной среди трех основных конституционных моделей в настоящее время выступает смешанная либерально-этатистская модель. Она характерна, прежде всего, для конституций «нового поколения», к числу которых относится абсолютное большинство ныне действующих европейских конституционных актов.

Помимо присутствия общегрупповых черт, современные конституции стран Европы характеризуются также закреплением таких сходных положений, как народный суверенитет, выборность государственных органов, форма правления, форма территориального устройства, идеологический плюрализм и так далее. В этом отношении отдельные представители европейских конституционных актов также обладают отдельными индивидуальными особенностями, хотя характер указанных положений является общим для всех конституций.

Наиболее специфичной является конституция Великобритании, что объясняется ее особенной неписанной формой и наличием собственных источников. Вообще же основные различия прослеживаются между довоенными и послевоенными конституциями. Последние, как правило, закрепляют новые правовые и демократические тенденции, имеют более четкую структуру и больший объем, содержат в себе более широкий перечень прав и свобод человека и гражданина, закрепляют существование сравнительно новых правовых институтов и так далее.

Следует отметить, что действующие в наше время конституции европейских стран являются продуктом прогресса в конституционно-правовом развитии и продолжают совершенствоваться в плане создания действующих государственных механизмов системы сдержек и противовесов и закрепления эффективных гарантий защиты прав человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые документы

. Конституция Великобритании // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 27 - 39.

. Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 39 - 64.

. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 64 - 93.

. Конституция Французской Республики от 04.10.1958 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 93 - 117.

. Конституция Португальской республики от 02.04.1976. - Режим доступа : www.ustavniky.ru.

. Конституция Испании от 29.12.1978 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 117 - 156.

. Конституция Республики Болгария от 13.07.1991. - Режим доступа : www.bulgaris.ru.

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

Специальная литература

. Енгибарян, Р.В. Сравнительное конституционное право : учеб. пособие / Р.В. Енгибарян. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 543 с.

. Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - 192 с.

. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. - М. : Норма, 2012. - 832 с.

. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А.А. Мишин. - М. : Юстицинформ, 2009. - 560 с.

. Сравнительное конституционное право : учеб. пособие / Под ред. В.Е. Чиркина. - М. : Международные отношения, 2012. - 448 с.

2. Референдум в европейском конституционализме. Предмет, виды референдумов, юридический статус решения, принятого на референдуме

конституция референдум правовой европейский

В теории конституционного права выделяется достаточно большое количество иных форм народного волеизъявления помимо выборов. Для этого в различных странах более или менее широко используются и такие формы, как референдум или плебисцит, всенародный опрос и всенародное обсуждение. При этом именно референдум получил среди них наибольшее распространение.

В отличие от выборов референдум не является универсальным институтом. Существуют страны развитой демократии, в которых он либо ни разу не применялся (Нидерланды), либо использовался в единичных случаях (Бельгия). К тому же данный институт неоднократно использовался в условиях авторитарного режима для политического манипулирования. Референдум - не только правовой, но и политический институт, поэтому, анализируя его, необходимо учитывать политическую ситуацию и особенности его использования в конкретной стране. Рассмотрим понятие и особенности исследуемого института в европейском конституционализме.

В законодательстве и доктрине понятие «референдум» трактуется по-разному. Часто наравне с ним применяется другой термин - «плебисцит». При этом, если в немецкой литературе понятие «плебисцита» традиционно используется как собирательное название для всех видов голосования, то во Франции под плебисцитом понимается только голосование, при помощи которого избирательный корпус выражает свое одобрение или неодобрение конкретной личности или проводимой ею политике. Рассмотрим общее традиционное понимание данного института.

Референдум - один из важнейших институтов непосредственной прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую юридическую силу, поскольку достаточно общепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента.

Предметом референдума, в отличие от процедуры выборов, выступает, как правило, решение вопросов об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и так далее, имеющих общенациональный или местный характер. Так, в соответствие абзацем 2 статьи 138 Конституции Италии, на референдум могут выноситься законы, изменяющие конституцию, а также любые конституционные законы. Статья 11 Конституции Франции закрепляет возможность передачи Президентом республики на референдум законопроекта «об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих». Таким образом, предметом референдума в европейском конституционализме выступают наиболее важные, центральные вопросы общественной жизни страны.

Стоит отметить, что во многих странах установлены определенные пределы допустимого использования рассматриваемого нами института. Как правило, речь при этом идет о недопустимости вынесения на голосование вопросов чрезвычайного или безотлагательного характера, требующих специальной подготовки, а также таких, ответ на которые заранее известен. Так, в Испании референдум не проводится в период действия чрезвычайного или военного положения и в течение 90 дней после их отмены, а также в течение 90 дней до и 90 дней после проведения на той же территории выборов или другого референдума. В Словакии же, в соответствие с частью 2 статьи 99 Конституции Словакии, повторный референдум по тому же самому вопросу может быть проведен не ранее, чем через три года.

Надо сказать, что в некоторых странах, в частности, в Швейцарии, практически нет ограничений круга вопросов, которые могут выноситься на референдум. Обычно ограничения в данной области касаются вопросов бюджета, кадров, общественного порядка, здравоохранения и других. Пример ограниченного подхода к предмету референдума дает, например, Конституция Дании, часть 6 параграфа 42 которой содержит в себе довольно широкий перечень вопросов, которые не могут быть предметом референдума.

Специфическим предметом референдума являются вопросы о роспуске или, наоборот, созыве парламента. Такой предмет встречается нечасто. В качестве примера можно привести Конституцию Княжества Лихтенштейн 1921 года, статья 48 которой предусматривает возможность такого рода референдумов.

Что касается народных голосований, то обычно предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, а иногда и финансовые проблемы. В большинстве же случаев местные референдумы имеют факультативное значение.

В теории конституционного права выделяют различные виды референдума на основе различных классификационных признаков. Наиболее распространенной в теории классификацией референдумов является классификация, предложенная П. Бискаретти ди Руффиа, согласно которой выделяются конституционные, законодательные, международно-правовые и административные референдумы. Рассмотрим каждый из представленных видов в отдельности.

Конституционный референдум предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов нового основного закона, либо предложений по частичному изменению действующего. При этом в одних странах, таких, например, как Швейцария, Дания, Ирландия и другие, предусматривается обязательное вынесение на голосование любой поправки к конституции. В других же (к числу которых относится и Россия) референдум в рассматриваемом случае вводится только в факультативном порядке. Возможно и закрепление обеих разновидностей референдума в основном законе, как это имеет место быть в части 2 статьи 44 конституции Австрии.

Законодательный референдум проводится в отношении проектов или действующих законов. В рамках данного вида различаются еще две разновидности: отклоняющий и утверждающий референдумы. Первая из представленных разновидностей предполагает полную или частичную отмену текста закона, и предусматривается конституциями Италии, Швейцарии и так далее. Второй же подвид, направленный на ратификацию законопроекта, закрепляется, например, статьей 11 конституции Франции.

Референдумы по международно-правовым вопросам являются сравнительно новым для европейского конституционализма явлением. В частности, именно путем голосования на референдуме решались вопросы о приеме либо пребывании в ЕЭС или Европейском сообществе во Франции, Дании, Ирландии, Великобритании, Финляндии, Швеции. Некоторые международно-правовые вопросы в обязательном порядке должны разрешаться путем их вынесения на референдум. Так, пункт «b» части 1 статьи 140 конституции Швейцарии, предусматривает такой порядок для решения вопросов о присоединении к организациям коллективной безопасности и наднациональным сообществам.

Что касается административного референдума, то на него, как правило, выносятся вопросы, касающиеся решений управленческого характера. В частности, это могут быть вопросы, касающиеся изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации, как это предусматривается статьей 29 Основного закона ФРГ и статьей 132 Конституцией Италии, а также вопросы, касающиеся досрочного прекращения полномочий должностных лиц.

Еще одним важнейшим классификационным признаком выступает масштаб проведения референдума. Относительно данного признака, референдумы делятся на:

) общенациональные, или общегосударственные, проводимые на всей территории страны;

) региональные, проводимые в масштабах более или менее крупной части страны, например, субъекта федерации или иной автономной части;

) местные, проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местного самоуправления.

Референдумы также дифференцируются по обязывающей силе своего решения. В соответствие с данным критерием референдумы подразделяются на решающие и консультативные. Решающий референдум вызывает обязательные юридические последствия. Решения, принятые на таком референдуме, не нуждаются в утверждении каким-либо органом, вступают в силу на всей территории страны и, как правило, не могут быть отменены или изменены иначе, чем путем принятия решения на новом референдуме.

Консультативный референдума формально обладает необязательным характером, а, следовательно, решение, принятое в рамках такого референдума служит скорее для выявления общественного мнения по тому или иному значимому государственному вопросу, чем для создания реальных юридических последствий. Если решающий референдум предусматривается практически во всех европейских конституциях, то консультативный является менее распространенным. Нормативные положения относительно существования данного вида референдума содержатся, в частности, в конституции Испании. Согласно части 1 статьи 92 данного документа «особо важные политические решения могут быть вынесены на всенародный консультативный референдум».

Также рассматриваемый вид получил широкое распространение в скандинавской модели демократии: более половины голосований, проведенных в данных странах, носили характер выявления общественного мнения. Например, в Швеции проводилась консультативные референдумы в отношении запрета спиртных напитков (1992 год), трех проектов пенсионного обеспечения (1957 год), использования ядерной энергии (1980 год).

Особенностью консультативного референдума выступает также наличие различных альтернативных вариантов ответа. Практика показывает, что к данному виду референдума обращаются в тех случаях, когда институтов представительной демократии недостаточно для вынесения специальных или значимых решений, когда для придания им законного характера необходимо более широкое одобрение.

Что касается юридического статуса решения, принятого на референдуме, то здесь, прежде всего, будут иметься в виду результаты именно решающего референдума, так как консультативный референдум в принципе не может порождать правовых последствий. Мы будем рассматривать юридический статус такого решения с двух основных точек зрения: с позиции юридической силы акта, принятого путем всенародного голосования, и с точки зрения наличия возможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме, обычным парламентским путем.

Относительно первой позиции следует отметить, что вопросы относительно соотношения юридической силы акта, принятого на референдуме, и акта, принятого государственным или самоуправленческим органом, не находят своего решения в действующих европейских конституциях. Абсолютно определенным в данном отношении выступает только лишь юридическое положение основного закона страны, принятого первым способом, что объясняется его наивысшей юридической силой по крайней мере среди актов национального законодательства.

Что касается второго аспекта юридического статуса решения, принятого путем всенародного голосования, то здесь также возникает проблема фактической неурегулированности рассматриваемой позиции в европейских конституциях. Некоторые конституционные акты содержат в себе нормы, предусматривающие возможность факультативного референдума, необходимого для народного утверждения важнейших законов, принятых парламентским путем. При этом теоретически возникает возможность изменения или отмены решения, принятого в рамках такого референдума посредством обычного законотворческого процесса. Также подобная процедура возможна относительно некоторых европейских конституций, в которых это прямо предусматривается.

В заключение ответа на данный вопрос контрольной работы хотелось бы отметить, что референдум как важнейший способ непосредственного выражения власти народа является важнейшим демократическим институтом. В своем обычном понимании он представляет собой всенародное голосование по наиболее важным вопросам общегосударственного или местного значения.

Предметом референдума выступают вопросы, обладающие наибольшей общественной значимостью. Это могут быть как определенные нормативные правовые акты, так и разрешение каких-либо насущных проблем, и даже вопросы формирования органов государственной власти.

В науке существует ряд классификационных признаков, по которым дифференцируются референдумы. Важнейшей классификацией данных правовых институтов служит разделение их на конституционные, законодательные, международно-правовые и административные. Также важнейшим с точки зрения юридического статуса решения, принятого путем проведения референдума, выступает выделение решающих и консультативных референдумов, последние из которых не влекут за собой общеобязательных юридических последствий.

Вопросы юридического статуса решения, принятого на референдуме в настоящее время не урегулированы должным образом на конституционном уровне. Как правило, юридические акты, принятым в результате народного голосования, наделяются такой же юридической силой, как если бы они были приняты обычным парламентским путем. С точки зрения наличия возможности изменения таких актов, подобная возможность предусмотрена разве что для тех из них, которые были приняты в результате так называемого факультативного референдума. Рассматриваемый вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит также отметить, что институт референдума позволяет четко определить позицию граждан по определенному вопросу или акту, вынести конфликт между ветвями власти на суд граждан, подтвердить доверие избирательного корпуса определенному лицу или политической линии. Вместе с тем возможности референдума не следует переоценивать, поскольку сложные комплексные решения практически невозможно вынести на подобное голосование. К тому же результаты референдума во многом зависят от того, какую позицию по данному вопросу займут средства массовой информации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые документы

. Конституция Австрийской республики от 10.11.1920. - Режим доступа : www.right777.ru.

. Конституция Княжества Лихтенштейн от 05.10.1921. - Режим доступа : www.right777.ru.

. Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 39 - 64.

. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 64 - 93.

. Конституция Французской Республики от 04.10.1958 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 93 - 117.

. Конституция Испании от 29.12.1978 // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - С. 117 - 156.

. Конституция Словацкой республики от 01.09.1992. - Режим доступа : www.right777.ru.

. Конституция Швейцарской конфедерации от 18.04.1999. - Режим доступа : www.right777.ru.

Специальная литература

. Ваславский, Я. Конституционные условия для демократии : сравнительный анализ : монография / Я. Ваславский. - М. : МГИМО Университет, 2009. - 192 с.

. Енгибарян, Р.В. Сравнительное конституционное право : учеб. пособие / Р.В. Енгибарян. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 543 с.

. Конституционное право государств Европы : учеб. пособие / Под ред. Д.А. Ковачева. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 320 с.

. Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия / О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов : Издательство ТГТУ, 2010. - 192 с.

. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А.А. Мишин. - М. : Юстицинформ, 2009. - 560 с.

. Сравнительное конституционное право : учеб. пособие / Под ред. В.Е. Чиркина. - М. : Международные отношения, 2012. - 448 с.

Похожие работы на - Сравнение европейских конституций. Институт референдума

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!