Комикс на четырёх языках.
А ведь именно в комиксах междометия и звукоподражания широко представлены и нередко являются их неотъемлемой частью. В России нет исследований, посвящённых междометиям и звукоподражаниям в шведских комиксах, потому новизна этой темы несомненна. Актуальность работы состоит в том, что в качестве материала для анализа были выбраны комиксы, вышедшие за последние десять-двадцать лет, причём абсолютное большинство из них были созданы именно шведскими авторами. Таким образом, исключается возможность прямого перевода междометий и звукоподражаний.
Объектом данного исследования являются виды и значения междометий и звукоподражаний в шведском языке.
Предмет исследования - междометия и звукоподражания в шведских комиксах («Бамси», «Ян Андерссон», «Дональд Дак. Моя жизнь в яичной скорлупе», «Жизнь такая», «Реальная жизнь Кнюгахюсет», «Стокгольмская ночь», «Инцест» и др.)
Цель представленной работы - изучение специфики употребления междометий и звукоподражаний в шведском языке на примере комиксов.
Основные задачи работы:
охарактеризовать междометия и звукоподражания как две разные части речи
выделить семантические группы междометий и звукоподражаний
по возможности найти им русские эквиваленты и, если необходимо, разъяснить их этимологию
рассмотреть функции междометий и звукоподражаний в комиксах
сопоставить их фонетический и графический облик
Методы исследования:
чтение и анализ шведских комиксов
изучение и анализ научной литературы
изучение статей и обсуждений в Интернете
интервьюирование носителей шведского языка
Работа состоит из 13 глав. В первой главе излагается история комикса, его зарождение в США и Европе.
Вторая глава посвящена развитию этого жанра а в Швеции и влиянию на него американского комикса.
В третьей главе подробно рассматриваются междометия, их семантические группы (согласно классификации «Русской грамматики»), функции и синтаксическая роль.
В четвёртой главе представлена классификациия шведских междометий, проведённая Е.М. Чекалиной.
Пятая глава посвящена теории междометия в Швеции, а именно работам Линдстрёма и Шведской академии. Приведена их подробная классификация с точки зрения семантики, с учётом оттенков значения и стилистической принадлежности.
В шестой главе описываются звукоподражания и их виды, а также лкасс звукоподражательных глаголов.
В седьмой главе начинается непосредственный анализ употребления междометий в комиксах, а именно тех, которые выражают чувства.
В восьмой главе описываются междометия-призывы.
Девятая глава посвящена словам-ответам.
В десятой главе рассматриваются этикетные междометия.
Одиннадцатая глава посвящена звукоподражаниям в комиксах, а именно тем, что передают звуки, издаваемые животными
В двенадцатой главе описываются звукоподражания, передающие звуки, издаваемые людьми.
В тринадцатой главе представлены многочисленные звуки неживой природы. Приводятся таблицы звукоподражаний в зависимости от их силы и громкости.
Четырнадцатая глава посвящена связи фонетического и графического облика междометий и звукоподражаний.
В заключении подводятся итоги исследования.
Глава 1. Комиксы
.1 Определение комикса
Слово комикс (англ. сomic - смешной) восходит к др.-греч. κωμικός - имеющий отношение к комедии, которое, в свою очередь, образовано от κῶμος - комос, т.е. ритуальное шествие в Древней Греции в честь Комоса, сына и виночерпия Диониса и бога пиршеств, веселья и ночного праздного времяпрепровождения. Эта церемония сопровождалась игрой на кифарах и флейтах и отличалось фривольностью и непринуждённостью.
Лексема комикс была зафиксирована в словарях не раньше 50-ых годов XX века. Однако в Америке уже в 1921 году появилось словосочетание comic strip (букв. комическая лента), которое означало короткий комикс, который в подавляющем большинстве случаев представляет собой ленту из нескольких кадров, выстроенных в ряд (чаще горизонтальный). Длина стрипа - как правило 3-4 кадра. Интересно, что в отличие от, например, русских и немцев, шведы не заимствовали слово comic, а перевели понятие как tecknad serie (букв. нарисованная серия).
Существует много определений комикса, но все они в целом сводятся к тому, что это серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс - это единство повествования и визуального действия. Скотт МакКлауд, автор книги «Суть комикса» (Understanding comics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное - «рисунки и другие изображения в смысловой последовательности» [МакКлауд 10]
В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, «Арзак» Жана Жиро или «Громче слов» Серхио Арагонеса). Но чаще всего прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера - «словесного пузыря», который «выдувается» из уст персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса. Стандартный комикс имеет размер 17х26см.
Сюжетное разнообразие комиксов безгранично, их можно создать даже по мотивам произведений классиков литературы. Например, художник-романтик Валентен издавал альбомы картинок по сказкам Перро. А в 1940-ых годах появился американский журнал «Грейт иллюстрейтед классикс» (Great illustrated classics, рус. «Великие иллюстрированные классики»), где известные литературные произведения были облечены в форму комиксов.
Но так сложилось исторически, что самые распространённые жанры комикса - приключения и карикатура. По объёму комиксы варьируются от стрипов до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.
Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией. Как отмечает МакКлауд, «Фильм - это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма» [МакКлауд: 13]. В английском языке существительное cartoon - карикатура может обозначать как комикс, так и мультфильм. А в основе практически всех японских мультфильмов «аниме» лежит экранизация комиксов «манга».
Но в отличие от персонажей фильмов и мультсериалов, герои комиксов неизменны, их главной чертой является постоянство характера. Потому, сочиняя новые приключения уже известного персонажа (например, Супермена или Дональда Дака), новые поколения художников должны учитывать его отличительные особенности, причем не только внешний вид, но и манеру речи.
Большинство персонажей говорит на сленге, что позволяет приблизить их к читателю. Нередко, если герой говорит на простом и понятном языке и использует привычные слова и выражения, то по отношению к нему читатель, скорее всего, будет испытывать симпатию.
Кроме того, важно и имя персонажа. Оно должно быть кратким, запоминающимся и тоже, желательно, знакомым. Бывает, героев даже переименовывают, тем самым «одомашнивая» его. Обычно персонажу дают широко распространённое имя, чтобы читатель думал, что он совершенно обыкновенный, «свой». Так, например, американский герой Бастер Браун стал в шведском переводе Пелле (уменьшительно-ласкательная форма имени Per). И это коснулось даже одного из самых знаменитых персонажей Уолта Диснея - Дональда Дака, которого в Швеции называют Калле Анка (букв. Калле Утка). Калле - уменьшительно-ласкательная форма имени Karl, как и Pelle от Per.
.2 История комикса в Европе
Жорж Садуль определяет комиксы как рассказы в картинках. Традиция таких рассказов восходит к XVI и XVII векам, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это были пересказы житий святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуйи»).
«Аллилуйи» в XVI и XVII веках были также широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.
В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так на фабрике Пеллерена, издали 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуйя» насчитывала 48 картинок).
В 1830-1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпустил в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена. В Германии наиболее был известен иллюстратор Вильгельм Буш, который в 1865 году сочинил детскую книгу в стихах о домашних птицах «Макс и Мориц», где рисунки обладали самостоятельной повествовательной функцией.
После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Изобретатель кинематографа Луи Люмьер заимствовал сюжет «Поливальщика» из таких альбомов с картинками.
В конце 20-х годов пузырь стал неотъемлемой частью комиксов в Европе, когда молодой бельгиец Жорж Реми под псевдонимом Эрже создал ставшего знаменитым во многих странах мира героя-подростка Тинтина и его преданную собачку Милю. По мотивам этих комисов в 2011 году известный американский режиссёр Стивен Спилберг снял фильм «Приключения Тинтина. Тайна единорога».
В Италии комиксы назывались фаметти (от итал. fametta - молва). При Муссолини они стали одним из источников фашистской пропаганды.
При нацистской оккупации Франции были также предприняты попытки использовать комикс в пропагандистских целях. В 1943 году в Париже возник комиксовый журнал «Отважный» с подзаголовком «Журнал современной молодежи». Идеологическая ориентация журнала, проповедовавшего культ силы и чистоту расы, была такова, что после освобождения Франции он был немедленно закрыт.
Использовав этот инцидент, депутаты французского парламента единогласно приняли закон, обязующий авторов и издателей комиксов ограждать детей и подростков от тлетворных идей, а кроме того, фактически запрещающий комиксы для взрослых как оглупляющую продукцию. Этот закон существует во Франции до сих пор, хотя практически не применяется.
В Западной Европе в 60-е годы в комиксах стали активно пропагандировать левые идеи. Итальянский иллюстратор Ро Марсенаро сделал комиксовое переложение «Коммунистического манифеста» Карла Маркса, используя идеи Окон РОСТа Владимира Маяковского. Во Франции во время майских событий 1968 года комикс выполнял функцию листовки и прокламации. Дух бунта и сопротивления обществу потребления породил новый тип комиксовых журналов: «Эхо саванны», «Рычащий металл». Звездами комикса стали Жак Тарди, Клэр Бретешер, Волынский и другие, шокирующие «хороший вкус», тяготеющие к китчу; их излюбленный прием - орфографические ошибки, дурной, вызывающе неграмотный язык, использование ругательств. Вообще в то время в Европе происходил процесс десакрализации культуры, ей теперь отводилась сугубо эстетическая роль. Продукт творчества становился выражением экзистенциальных идей создателя или коммерческим товаром. Говоря о человеческой природе,
Жак Тарди, например, утверждает, что «есть все причины для отчаяния»; само же отчаяние в таком случае оказывается «отличным источником вдохновения», порождающим «черные комиксы».
Немалым коммерческим успехом у взрослых читателей пользовались эротокомиксы. Один из художников-иллюстраторов этого направления Мартен Вейрон честно признавался, что, создавая свои комиксы о женщинах, он преследовал цель «делать вещи, которые находят спрос». Он считается автором наиболее провокационных образов решительных и страстных блондинок. Были и героини и другого рода, тяготевшие к садизму и презиравшие мужчин «как класс» (например, Барбарелла художника-иллюстратора Жан-Клода Фореста).
Вскоре началась волна увлечения американскими комиксами: «Дональд Дак», «Супермен», «Черепашки ниндзя», «Спайдермен». Их немалому успеху способствовала и быстрое развитие киноиндустрии. Кроме того, во многих газетах и журналах стали также печататься стрипы (по 3-6 картинок).
С 1990-ых годов интернет-пользователи получили доступ к комиксам со всего мира.
Среди наиболее известных современных комиксов можно выделить «Кот Саймона» - Simon's cat (Великобритания), «Не смешно» - Nicht lustig (Германия) и «Неми» - Nemi (Норвегия).
.3 История комикса в США
В Америке комикс стал наиболее массовым и популярным. Он появился там в результате борьбы двух гигантов газетного бизнеса: венгерского иммигранта Джозефа Пулицера и выходца из Калифорнии Уильяма Рэндольфа Херста. В борьбе за читателей они стали использовать новую полиграфическую технику, а именно разные цвета на газетной полосе. Жёлтый цвет по многим характеристикам оказался наиболее технологичным. Впервые он был использован в комиксе Ричарда Аутколда Желтый паренёк. Попутно этот комикс привел к возникновению термина желтая пресса. В 1894 году тот же илюстратор разместил в газете «Уолд» (World, англ. «Вселенная») комикс под названием Истоки новых видов, или Эволюция крокодила. Название, несомненно, отсылало читателя к знаменитой книге Ч. Дарвина «Происхождение видов»
Окончательный общепринятый вид придал комиксу в свои неполные двадцать лет художник Рудольф Дёркс - он ввел в серию комиксов (1897) реплики в пузырях. Герои серии Дёркса Каценджемеровские детки - два юных неунывающих хулигана; место действия - воображаемая, весьма условная Америка. Хулиганы не желают ни взрослеть, ни становиться подлинными американцами; они говорят, как большая часть иммигрантов, на сленге.
Каценджемеровские детки Дёркса существуют и по сей день. Разумеется, серию продолжают другие художники, и это ещё одна существенная особенность комикса. Он может переходить по наследству от одного автора к другому. Комикс оказывается сильнее своего создателя. Таким образом, создаётся особый тип анонимности, которая отличает комикс от всех других видов искусства новейшего времени, приближает к народному творчеству и символизирует собой закат авторской цивилизации [В. Ерофеев: 435].
В 20-е годы ХХ века возникает направление бытового (с элементами сатиры) комикса, отражающего события каждодневной жизни, семейные стереотипы. Самой популярной героиней этого вида комикса становится Блонди (Blondie)- «типичная американская девушка», миловидная блондинка. По данным Американской ассоциации комиксовых журналов, серия «Блонди» - ведущая в мире: она выходила ежедневно тиражом в 56 миллионов экземпляров в 845 американских газетах. «Блонди» перепечатывали 35 шведских газет, 77 - канадских, 24 - финских, 10 - французских, 12 - аргентинских, 16 - мексиканских и т. д.
Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (англ. Superman). Это было началом так называемого «золотого века» комиксов, длившегося по 1956 год. В этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка. Также в этот период становятся популярными «светские» комиксы о роскошной жизни «сливок общества» и комиксы-мелодрамы (серия «Мери Уорт»). Однако бытовало мнение, что те, кто с интересом читал подобные комиксы, неуспешен и лишь мечтал о такой обеспеченной жизни.
Период с 1959 по 1970 характеризуется новой волной увлечения комиксов. Самым большим событием стало появление в августе 1962 года нового супергероя - Человека-паука, которого придумал писатель Стэн Ли, а нарисовал художник Стив Дитко.
В эту эпоху появились и новые жанры комиксов: детективы («Бэтмен детектив»), ужасы («Франкенштейн»), фантастика («Халк»).
Однако в то же время в США стали ужесточаться требования к содержанию комиксов, возник вопрос об их пользе. В результате ограничений наибольшее распространение получили «воспитательные» комиксы, которые лицемерно называли true comics, т.е. настоящие комиксы. Но отнюдь не все хотели создавать их для педагогических целей. Некоторые издатели, например, Делл, отказались считаться с этим «самоограничительным» кодексом, ссылаясь на Первую поправку к Конституции США, и стали выпускать в 60-е годы подпольные комиксы. С них и начинается третье поколение комиксов. Порывая с традициями американского пуританизма, подпольный комикс открыто заговорил о темах-табу: сексе, полиции, экологии, расизме, несколько позже - о вьетнамской войне.
Центром издания подпольных комиксов стало калифорнийское издательство «Рип-офф Пресс» (Rip Off Press). Такие авторы, как Р. Кремб, С. Уилсон, Дж. Шелтон и М. Родригез, выступавший под псевдонимом Spain (Испания), создали группу «Зэп» (Zap). Молодежь взахлёб читала серии Р. Кремба «Мистер Нейчюрел» («Простак», в оригинале Mr. Natural): в ней безумный гуру рассуждал о проблемах современной цивилизации. Комиксы С. Уилсона, наиболее провокационно издевавшегося над моральными табу, неоднократно подвергались конфискации со стороны властей.
С 1980-ых годов стали переиздаваться многие старые комиксы, полюбившиеся читателям: «Люди Икс», «Черепашки Ниндзя», «Железный человек», «Звёздные войны». Многие, в т.ч. и любители, стали активно писать их продолжения. Среди наиболее популярных современных комиксов можно назвать «Хеллбой» - Hellboy, «Охотник Икс» - Hunter X, «Тьма» - Darkness и «Океан» - Ocean.
Глава 2. Путь комикса в Швеции
.1 Зарождение
Первые попытки шведов нарисовать комиксы (серии картинок) относятся к 18 веку, когда Тoбиас Сергель и Карл Август Эренсверд стали экспериментировать с рассказами в картинках.
В 1822 году был опубликован комикс Пера Нурдквиста Недоразумения между Педером Меларе и заимодавцем Мунтеном (Päder Mälares mellanhavande med Munthen, fodringsägaren). Спустя 25 лет начали издавать серию комиксов Удивительные странствия и необычайные путешествия господина Пауконога по земле и воде (Herr Spindelbens märkwärdiga irrfärder och sällsamma äfventyr till lands och vatten).
В 1849 году был опубликован комикс Фрица фон Дарделя Cтаричок с кораблём - сцены из бытовой жизни шведов (Gubben med skеppet - scener ur svenska hvardagslifvet).
Спустя тридцать лет вышел первый номер семейного журнала Allers, где печатались комиксы Дядюшка рисует и рассказывает (Farbror ritar och berättar).
Вскоре они появились и на страницах газеты Афтонбладет (Aftonbladet). В воскресном приложении Пёстрые страницы (Brokiga Blad) cтали публиковать комиксы Пелле - Pelle, о которых речь уже шла выше, в разделе «Определение комикса». Другой, очень популярной серией комиксов была Франс и Фриц (Frans och Fritz).
На рубеже веков комиксы стали невероятно популярны благодаря талантливым художникам. Одним из них был Оскар Андерсон (подписывался инициалами O.A.), сотрудничавший с газетой Воскресный Ниссе (Söndags-Nisse) в период с 1897 по 1906 годы. Он автор таких известных юмористических комиксов, как Кругосветное плавание братьев Наполеона и Бартоломея Лунда (Bröderna Napoleon och Bartolomeus Lunds världsomsegling), Доисторический пёс (Urhunden - гибрид собаки и динозавра) и Мужчина, делающий всё, что ему вздумается (Mannen som gör hvad som faller honom in).
Затем комиксы появились в еженедельных журналах. Особое место занимало издание Всё для всех (Allt för Alla), в котором за короткий период его существования (1912-32 гг.) был напечатан целый ряд успешных комиксов: Цилиндр Фридольфа (Fridolf Celinder) Кнута Стангенберга, Йокке (Jocke) и Никке и Майкен (Nicke och Majken) Петера Линдрота, Крунблум (Kronblom) Элова Перссона в 1927 году, а также Карлссон №91 (91:an Karlsson) Рудольфа Петерссона в 1932 году.
В 1929 году американский художник Сегар стал рисовать комиксы о Карле-Альфреде (Karl-Alfred) - моряке, курящем трубку. Вскоре этот образ стали использовать повсюду: в кино, рекламе и даже на грампластинках. С 1946 года комиксы о Карле-Альфреде стали печатать и в шведских еженедельных журналах. Каждую неделю читатели смеялись над героем, чьи приключения были описаны на 16 страницах формата 25*34 см. Потом размер комикса стал меньше - 17*25 см. Но и количество страниц увелиличилось вдвое. Эти комиксы выпускали до 1953 года в связи с падением их популярности и появлением массы новых и интересных изданий.
Среди таких успешных комиксов был Калле Анка. Kalle Anka - шведский вариант героя Дональда Дака), публиковавшийся с 1948 года. Реклама гласила, что этот комикс предназначен для публики в возрасте от 3 до 90 лет. Сначала его выпускали ежемесячно, в 1957-8 гг. тираж издавался уже дважды в месяц, а спустя год - каждую неделю. Причем еще в 1954 году издание уже сменило название на Комиксы Уолта Диснея (Walt Disney's Serier).
В Швеции существовала давняя традиция выпускать рождественские альбомы - альманахи комиксов. И их публикацией занимались еженедельные издания. Такими альбомами-долгожителями являются, например, Крунблум, печатавшийся с 1930 года, и уже упомянутый Карлссон №91 (впервые этот альбом был выпущен в 1934 году).
В рождественских изданиях нередко появлялись и зарубежные комиксы: Кнолль и Тотт (Knoll och Tott), регулярно издававшийся с 1928 года, и Рождественская книга Микки Мауса (Musse Piggs Julbok), выходившая с 1936 по 1940 годы.
Удивительно, что с положительным Микки Маусом соседствовал Капитан Грог (Kapten Grogg), которого рисовал Виктор Беръендаль. Имя капитана говорящее: он не в меру пил и считался скорее антигероем. Кстати, образ этого моряка перекочевал с экрана: изначально капитан Грог был персонажем одноимённого мультфильма 1920 года.
год был ознаменован одним из главных событий в истории шведского комикса: появилcя журнал Журнал комиксов (Seriemagasinet). Он был уникален тем, что там два раза месяц печатали комиксы из ежедневных газет, 3-6 страниц отрывков из романов с продолжением и комиксы, специально созданные для иностранных журналов комиксов.
Комиксы в Журнале комиксов отличались жанровым своеобразием: от детективов до историй различного рода героев (бесстрашный пилот или искатель приключений в джунглях). Наиболее известными комиксами стали Керри Дрейк (Kerry Drake) Альфреда Андриолы, выпускавшийся с 1949 года, и Стив Рупер (Steve Roper) Аллена Сондера и Эльмера Вуггона (первый номер появился в 1952 году). Причем Стив Рупер также пользовался большой популярностью и у себя на родине в американском журнале Феймос Фанниc (Famous Funnies).
С 1950 года Сериемагасинет стал издаваться еженедельно. Там печатались шведские комиксы Мужчина из Клаа (Mannen från Claa) Рольфа Гохса и Миккель и Маккель (Mickel och Mackel) Нильса Эгербрандта.
2.2 Новая эпоха в истории комикса в Швеции
Вскоре многочисленные журналы, появившиеся за это время, стали специализироваться на издании разных комиксов: одни печатали приключения (наиболее популярны), другие - комиксы для детей и шуточные комиксы. Но не все были настроены по отношению к комиксам позитивно: многие шведы заговорили о негативном влиянии на детскую психику сцен насилия, которые, к сожалению, встречались не так уж и редко.
В 1956 году по примеру упомянутого американского Грейт иллюстрейтед классикс в Швеции появилось издательство Иллюстрераде классикерс фёрлаг (Illustrerade Klassikers Förlag), позже переименованное в Уильямс (Williams), печатавшее комиксы по мотивам знаменитых литературных произведений. Алиса в Стране чудес стала их дебютом. Комиксы-книги пользовались большим успехом, чему способствовало массовое переиздание произведений классиков в 1976 году.
В январе 1965 года издательство Å & Å стало выпускать собственно шведский комикс Пелле Бесхвостый (Pelle Svanslös) по мотивам одноимённой книги Йосты Кнутссона.
Одним из самых успешных и любимых шведами комиксов стал Бамси- самый сильный медвежонок в мире (Bamse - världens starkaste björn), автором которого является художник Руне Андреассон. 29 октября 1966 года вышел черно-белый фильм о приключениях медвежонка Бамси и его друзей кролика Попрыгунчика (Lille Skutt) и черепахи Скальмана (Skalman). А 7 ноября вышел номер журнала Allers, на страницах которого впервые появился этот комикс. В 1973 году Бамси - самый сильный медведь в мире стал издаваться отдельно и существует и по сей день. Комикс в первую очередь рассчитан на детскую аудиторию, потому для Андреассона было немаловажно научить маленьких читателей правилам (например, необходимо надевать шлем при езде на велосипеде и катании на роликах, пристегиваться в машине) и привить им ценности (доброта, ум, любовь, терпимость). Автор уделял внимание таким острым социальным проблемам, как алкоголизм, наркомания, насилие, неравноправие, войны, торговля оружием, ксенофобия, загрязнение окружающей среды и т.д., с целью объяснить детям, насколько они опасны и как их избежать.
Однако комикс подвергся критике за пропаганду социалистических взглядов, а «Союз умеренной молодёжи» даже обвинил Андреассона в явной симпатии к коммунистам. Членам организации не нравилось, что персонаж комикса Крёсус Сорк (Krösus Sork) представлен исключительно как алчный капиталист, готовый пойти на всё ради денег. Но противники Бамси забыли, что в этом комиксе есть героиня, которая держит магазин. Это бабушка Бамси Анна-Силла (Anna- Cilla), отличающаяся добротой и отзывчивостью.
В эту эпоху также появилось очень много переводных комиксов американского происхождения. Например, шведам нравился американский мультфильм Флинтстоуны (The Flintstones), и в 1962 году журнал Allers стал издавать комиксы по его мотивам. Вскоре Allers даже переименовали в Семью Флинта (Familjen Flinta). Комиксы печатали каждую неделю, причем и после того, как мультсериал пропал с экранов телевизоров.
В журнале Лудде (Ludde) печатался комикс Билли Бобр (Billy Bäver). Приключения этих персонажей, да еще и в цвете, настолько полюбились читателям, что эти комиксы выпускали вплоть до 1972 года.1963 по 1969 годы издательство Сентерфёрлагет выпускало переводной американский комикс Sugar and Spike. В Швеции его стали публиковать под названием Буссе и Беттан (Bosse och Bettan). Не исключено, что героев назвали так в честь старшей сестры и брата Малыша из сказки Астрид Линдгрен Карлсон, который живёт на крыше, хотя персонажам комикса не было и трёх лет.
В 60-ые годы приключения тайных агентов также были на пике популярности. В 1965 году появились комиксы про Джеймса Бонда, а через два года - Агент Модеси Блейз (Agent Modesty Blaise). Однако в 1969 году этот комикс перестал выходить, поскольку не пользовался большим спросом.
В 70-ые годы опять возрос интерес к оригинальным шведским комиксам. Наиболее популярным был «Агент Икс9» (Agent X9), который изначально назывался просто Икс 9. Он издавался тиражом ок. 20000 экземпляров, а по объёму каждый выпуск насчитывал 100 страниц. Журнал Комикс-гид (Serieguide) назвал Агент Икс 9 лучшим комиксом Швеции (Sveriges bästa serietidning).
В 1971-72 гг. появился новый журнал Сериепрессен (Seriepressen). Там печатали серии комиксов и небольшие юмористические комиксы. Кроме того, в издании можно было найти информацию о том, как их рисовать. Несомненно, эти сведения оказались полезными для художников-любителей, создававших комиксы и альбомы.
В 1979 году издательство Semic стало выпускать журнал Шведские комиксы (Svenska Serier), где молодые художники могли попробовать свои силы. Редколлегия состояла из профессиональных художников, проработавших долгие годы в комикс-индустрии: Стуре Хегерфорса, Рольфа Гохса и Хенри Хольмгрена. Отобранные комиксы печатали в новом номере журнала Шведские комиксы, состоявшем из 48 страниц. В 1982 году его закрыли, через пять лет он пережил второе рождение, однако в 1996 году снова прекратил свое существование.
Хотя за это время некоторые художники-любители успели стать настоящими профессионалами. Так, в 1995 году появился журнал Бекон и яйца (Bacon & Ägg), который просуществовал всего три года, но в интернете есть сайт этого журнала.
Американские комиксы, конечно, всё же продолжали выходить в Швеции. В 1986 году на страницах журнала Эпикс (Epix) появились новые приключения уже известного супергероя Бэтмена (в предыдущих комиксах героя звали Läderlappen, букв. Летучая мышь, но после выхода фильма 1989 года, где сохранили оригинальное имя, издатели тоже решили оставить его). Новый комикс назывался Бэтмен - князь тьмы (Batman - mörkrets riddare, амер. The Dark Knight Returns). Всего вышло шесть комиксов, а также два специальных издания в 1992 году.
Помимо Бэтмена в Швеции печатали Трансформеров (Tranformers) в 1987- 91 гг., а с 1990 по 1996 гг. - Черепашек ниндзя (Teenage Mutant Hero Turtles).
Особого внимания заслуживает комикс Инферно (Inferno) - ужастик, выходивший с 1991 по 1992 годы. Там печатали приключения героев Болотного человека (Träskmannen, в оригинале Swamp Thing) и Хеллблейзера (Hellblazer). Этот журнал был также единственный, где публиковали комиксы о Песочном человеке (Sandman) Нила Гейнмана.
Швецию не обошло и повсеместное увлечение японскими комиксами манга. Так, с 1988 года выходили комиксы Самурай (Samurai), а с 1991 года - Кобра (Cobra). Спустя пять лет издательство Semic выпустило комикс Сейлор Мун (Sailor Moon).
В августе 1997 года Semic продали датскому концерну Эгмонт (Egmont), которое является крупнейшим в комикс-индустрии и по сей день.
.3 Комиксы в современной Швеции
До сих пор остаются востребованными оригинальные шведские комиксы для детей Бамси (Bamse) и Тиволи с друзьями (Tivoli med vänner), а также юмористические о приключениях лося Хэлье (Hälge от шв. älg - лось). Среди популярных американских комиксов можно назвать Фантом - Fantomen, повествующий о приключениях супергероя, Скуби-ду! - Scooby-Doo! (пёс). Девочкам интересен комикс Барби (Barbie), а мальчикам -