Состояние современной государственной и муниципальной службы России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние современной государственной и муниципальной службы России















Состояние современной государственной и муниципальной службы России

Введение

государственный муниципальный служба

Важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности выступает совершенствование системы управления, государственной и муниципальной службы. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества.

Понятие государственной власти является одной из центральных категорий современного конституционализма. Сама природа государственной и муниципальной власти, организационные и концептуальные основы ее построения и функционирования во многом обусловлены территориальными началами ее организации, что приобретает особую актуальность применительно к Российской Федерации, отличающейся огромными территориальными масштабами.

Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной и муниципальной службы, законодательство в этой сфере имеет значительные пробелы.

Развитие новой российской государственности, процессы ее модернизации напрямую выходят на различные аспекты соответствующей проблематики, связанной с организацией государственной власти и местного самоуправления, повышением эффективности функционирования органов государственной и муниципальной власти в современных условиях.

Цель курсовой работы изучение современного состояния государственной и муниципальной службы России.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

дать характеристику государственной службы России;

изучить систему управления государственной службой;

дать характеристику правового статуса государственного служащего;

проанализировать сущность местного самоуправления;

изучить задачи и функции муниципальной службы России;

установить правовой статус муниципального служащего;

провести анализ правовой природы соотношения и различий государственной и муниципальной служб;

выявить и рассмотреть проблемы государственной и муниципальной службы на современном этапе.

Объектом исследования является государственная и муниципальная служба РФ.

Предмет работы - состояние государственной и муниципальной службы.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной службы России

государственный муниципальный служба

1.1 Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ

Государственная служба в РФ - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В Федеральном законе от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дано следующее определение понятия «государственная служба» (ст. 1) - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией <#"justify">Государственная служба как система социальных институтов включает организационно-управленческий, социально-экономический, социально-правовой, интеллектуально-духовный институты. В качестве системы социальных институтов государственная служба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба; <#"justify">Государственную службу можно классифицировать по ветвям власти, в которых предусмотрено прохождение государственной службы. Здесь она подразделяется на государственную службу:

в органах законодательной власти (Государственная Дума и Совет Федерации);

в органах исполнительной власти;

в органах судебной власти (Конституционный Суд РФ, арбитражный суд и т.д.);

в иных государственных органах, не входящих в систему трех ветвей власти.

По федеративному признаку государственная служба подразделяется на федеральную и государственную службу субъектов РФ.

По особенностям правового статуса государственных служащих и условий прохождения государственной службы выделяют:

государственную гражданскую службу;

милитаризованную государственную службу, включающая военную и правоохранительную.

Институт государственной службы призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а также обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

.2 Система управления государственной службой

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Управление государственной службой России на современном этапе носит двойственный характер. Существует как ведомственное, так и вневедомственное управление.

Ведомственное управление государственной службой представляет собой то, что многие вопросы прохождения государственной службы находятся в ведении государственных органов, в которых эта служба осуществляется. В значительной мере это снижает ожидаемый эффект от реформы государственного аппарата. Важнейшей гарантией становления эффективно действующего механизма государственной службы является наличие центров вневедомственного контроля, находящихся вне зоны контроля.

На основании федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» можно сказать, что для осуществления государственного надзора и вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе должны быть созданы специальные органы, предусмотренные либо федеральными законами, либо иными нормативными правовыми актами России.Отсюда следует, что основной функцией этих органов будет выступать функция государственного надзора и вневедомственного контроля в данной области общественных отношений.

Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» устанавливает, что функции контроля и надзора должны осуществляться отдельными органами - федеральными службами. Поэтому не исключено появление особого органа - федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе.

Законодательство России не различает термины государственный надзор и вневедомственный контроль, но научное толкование определяет их не одинаково. Государственный надзор ограничен проверкой законности и наблюдением без права вмешательства в деятельность государственных органов. Надзорные инстанции фиксируют нарушения и требуют их устранения от государственных органов.

Органы вневедомственного контроля оценивают не только законность но и эффективность (целесообразность) тех или иных решений. Поэтому возможны проверки законности применения законодательства о государственной службе и проверки его эффективности различными организационными структурами. Надзор за законностью может осуществляться федеральной службой, а оценка его эффективности и целесообразности проводиться органами по управлению государственной службой.

Средством государственного надзора должна быть возможность применения административных наказаний к руководителям государственных органов за нарушение законодательства. Так как надзор и вневедомственный контроль применяется к организационно не подчиненным субъектам, он не может быть гарантирован дисциплинарными мерами, а только административными. Важным условием действенности государственного надзора в сфере государственно-служебных отношений выступает наличие мер административной ответственности за нарушение законодательства. Без необходимых изменений в законодательстве об административных правонарушениях эффективный государственный надзор невозможен.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о государственной службе представляет собой проверку законности деятельности подчиненных субъектов вышестоящими органами. Средством воздействия при обнаружении нарушений законности выступают дисциплинарные санкции предусмотренные законодательством о государственной службе.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством о государственной службе.

В качестве мер ответственности предусматривается дисциплинарный вид. Иные федеральные законы могут предусматривать иные виды юридической ответственности. Действующее законодательство лишает субъекты федерации права включать в свои законодательные акты положения об ответственности за нарушение законодательства о гражданской государственной службе, что ограничивает возможности регионов в правовом регулировании государственно-служебных отношений.

Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Одной из гарантий реализации принципа защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность является требование финансирования всех уровней гражданских служащих из федерального бюджета либо бюджета субъекта федерации.

Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

Законодательство о системе государственной службы закрепляет лишь общий принцип финансирования и носит отсылочный характер. Порядок финансирования гражданских служащих требует принятия дополнительных актов как на федеральном уровне так и на уровне субъекта федерации. Так, например должны быть приняты нормативные акты о денежном содержании государственных служащих, о материальном стимулировании государственных служащих.

Правовая форма закрепления порядка финансирования четко не определена. Это могут быть как законы, так и иные подзаконные акты. Следовательно, субъектом правового регулирования финансирования государственной гражданской службы могут быть как органы законодательной, так и органы исполнительной власти.

.3 Правовое положение государственного служащего

Под правовым статусом государственного служащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственно госслужащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы.

В системе государственной службы РФ складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Специальный правовой статус - это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.

Индивидуальный правовой статус определяется должностным регламентом (ранее - должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.

Должностные регламенты государственных служащих являются составной частью административного регламента исполнительного органа государственной власти, разработанные на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005г. № 30.

Основные правовые нормы состава должностного регламента установлены ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением об органе, структурном подразделении, а также использоваться при оценке результатов служебной деятельности государственного служащего.

В федеральном законодательстве даны следующие определения государственного служащего.

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции России граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие иным требованиям, установленных законодательством о государственной службе.

Общие условия равенства доступа к государственной службе означают равное право всех граждан России на занятие любой должности в системе государственной службы страны в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В РФ не допускается установление для граждан при приеме на государственную службу, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, помимо неопределенных федеральным законом.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу и находиться на гражданской службе в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, наличия у него гражданства иностранного государства (других государств), за исключением случаев, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Следующим признаком государственного служащего РФ является признак профессионализма служебной деятельности государственного служащего.

Под правами государственного служащего понимаются установленные Конституцией России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ.

Под обязанностями понимаются установленные Конституцией России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами обязательства систематического осуществления служебных действий, определяющих в своей совокупности содержание профессиональной деятельности государственного служащего.

Под ограничениями для государственного служащего понимаются обусловленные Конституцией России, а также законодательством о государственной службе, условия и запреты, ставящие государственного служащего в определенный правовой режим, выходить за пределы которого запрещено законодательством.

Глава 2. Муниципальная служба Российской Федерации

.1 Сущность и принципы муниципальной службы

Понятие «муниципальная служба» сравнительно новое для современного российского законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а значит, и муниципальная служба не входит в единую систему государственной службы Российской Федерации. По этой причине законодательство о государственной и муниципальной службах становится раздельным.

В действующем российском законодательстве вполне определенно установлены организационно-правовые формы, в которых фактически осуществляются муниципальная служба, и соответственно ограничен круг лиц, обладающих статусом муниципальных служащих.

Организационно-правовой формой муниципальной службы являются органы местного самоуправления или муниципальные органы, а также лица со статусом муниципальных служащих.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в редакции от 3.12.2012) определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Основные признаки муниципальной службы это:

профессиональная деятельность;

деятельность в органах местного самоуправления по исполнению и обеспечению их полномочий;

деятельность, осуществляемая на постоянной основе;

деятельность за денежное вознаграждение, выплачиваемое из местного бюджета.

Принципы муниципальной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления по реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих; эти идеи и установления действуют в системе публичной власти, и в частности в системе муниципальной службы.

Основными принципами муниципальной службы являются:

) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

) стабильность муниципальной службы;

) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

) внепартийность муниципальной службы.

.2 Задачи и функции муниципальной службы

К задачам муниципальной службы относят:

обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

защита прав и законных интересов муниципального образования.

Под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления по практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Функции муниципальной службы:

1)исполнительная и распорядительная деятельность, направленная на все сферы муниципального образования, и прежде всего на финансовую сферу;

2)разработка и организация социально-экономических программ развития территории, обеспечение их реализации;

3)разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения;

4)управление и распоряжение муниципальной собственностью;

5)руководство муниципальным здравоохранением и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями;

6)эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства;

7)осуществление отдельных полномочий, делегированных органами государственной власти с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств - в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации.

На основании законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе можно выделить ряд особенностей муниципальной службы. Муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью. Задачи муниципальной службы связаны с обеспечением самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поэтому она оказывается одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления. Одна из важнейших задач муниципальной службы - обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.

Муниципальная служба связана с подготовкой, принятием, исполнением и контролем решений органов местного самоуправленияи отдельных решений государственных органов.

.3 Статус муниципального служащего

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления (водители, секретари, персонал по обслуживанию зданий и др.), не являются муниципальными служащими.

Муниципальный служащий имеет право:

1)принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

2)получать в установленном порядке от органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, граждан и общественных объединений информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

3)для выполнения должностных полномочий посещать в установленном порядке организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

4)вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы в любые инстанции;

5)на продвижение по службе, увеличение размера должностного содержания с учетом результатов работы, отношения к исполнению служебных обязанностей и уровня квалификации;

6)повышать квалификацию, проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

7)участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности;

8)требовать служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

10)на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

11)на пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы.

Муниципальный служащий обязан:

1)исполнять свои должностные обязанности в пределах предоставленных прав и полномочий;

2)обеспечивать исполнение законодательства, других нормативных правовых актов, изданных государственными органами, органами местного самоуправления, а также решений, принятых населением муниципального образования на референдуме, сходе;

3)обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4)своевременно в пределах своих должностных полномочий рассматривать обращения в муниципальные органы в соответствии с поручением руководителя или иного уполномоченного должностного лица муниципального органа и разрешать их в порядке, установленном законодательством и нормативными актами муниципального образования;

5)сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

6)поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

7)соблюдать нормы служебной этики, установленный служебный распорядок, должностные инструкции, порядок обращения со служебной информацией, не совершать действий, затрудняющих работу муниципальных органов, порочащих звание муниципального служащего как представителя местной власти, а также приводящих к подрыву авторитета муниципальной службы;

8)способствовать сохранению муниципальной собственности.

Более конкретно вопросы муниципальной службы и правового положения муниципальных служащих регулируются законами субъектов Российской Федерации и закрепляются в уставах муниципальных образований.

Глава 3. Соотношение государственной и муниципальной службы Российской Федерации на современном этапе

.1 Сходства и различия государственной и муниципальной служб России

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не находятся в отношениях подчиненности к ним и не обязаны выполнять их оперативные предписания. Вместе с тем само их создание и важнейшие функции определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации.

Как государственная, так и муниципальная служба относятся к институтам публичного права. Законодательство предусматривает для муниципальных служащих возможность перехода на государственную службу с включением в стаж срока муниципальной службы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не включает муниципальную службу в систему государственной гражданской службы. Согласно ст. 2 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовое регулирование государственной гражданской службы и муниципальной службы осуществляется раздельно.

Вместе с тем органы местного самоуправления являются органами власти, решениями которых население соответствующих муниципальных образований руководствуется точно так же, как и положениями федеральных законов и законов субъектов Федерации. Таким образом, хотя органы местного самоуправления организационно и отделены от органов государственной власти, функционально они с ними связаны самым непосредственным образом. По этой причине государственная гражданская и муниципальная службы базируются в части правового регулирования на общих принципах и основаниях, исходя из которых они получают нормативное закрепление.

Характерной особенностью для гражданских и муниципальных служащих является общий порядок замещения должности гражданской службы и муниципальной службы. Предусмотренные Законом ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» процедуры замещения вакантной должности являются едиными для замещения должности как гражданской, так и муниципальной службы.

Общие черты профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих состоят в следующем:

подготовка, принятие и (или) проведение в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти либо органов местного самоуправления;

наличие у гражданских и муниципальных служащих правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции соответственно от имени государственного либо муниципального органа, представляя в первом случае государственный интерес, а во втором - интерес муниципального образования;

сочетание строгой нормативной регламентированности служебной деятельности в формально-процедурном отношении с широкими возможностями принятия волевых решений на основе дискреционных полномочий;

принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединенных службой в органах публичной власти, с отличием в их организационно-правовых формах.

Взаимосвязь гражданской и муниципальной служб прослеживается и в общих правоограничениях, обязательствах и правилах служебного поведения. В числе основных положений таких правил находятся требования:

укреплять авторитет Российской Федерации;

не совершать порочащие честь и достоинство проступки;

точно и добросовестно исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и т.д.

Взаимосвязь гражданской и муниципальной служб характеризуется общими основаниями освобождения от замещаемой должности гражданской и муниципальной службы, а также увольнения со службы.

Стаж гражданской службы и стаж муниципальной службы законодательно приравнены друг к другу. Согласно федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) государственной службы включаются периоды замещения выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

Учет стажа гражданской службы при прохождении муниципальной службы и стажа муниципальной службы при прохождении гражданской службы реально обеспечивает взаимосвязь гражданской и муниципальной службы.

Для выполнения гражданскими и муниципальными служащими служебных полномочий им предоставляются федеральными законами однотипные основные и дополнительные социальные гарантии. Речь идет прежде всего об оплате служебной деятельности гражданского или муниципального служащего.

Гражданским и муниципальным служащим обеспечиваются:

своевременная и в полном размере выплата денежного содержания (вознаграждения);

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков;

возможность замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы при ликвидации государственного органа или муниципального органа или при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе и должностей муниципальной службы в муниципальном органе;

единовременная помощь, выходное пособие, иные пособия и выплаты, установленные федеральным законодательством;

медицинское и санаторно-курортное обслуживание либо специальное медицинское страхование гражданского служащего и муниципального служащего, в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет, и членов их семей.

Пенсионное обеспечение гражданских и муниципальных служащих за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти служащего, наступившей в связи с исполнением должностных обязанностей, рассматривается федеральным законодательством в ряду единых установленных для гражданских и муниципальных служащих социальных гарантий. Социальные гарантии гражданским и муниципальным служащим являются единым обязательным атрибутом создания необходимых условий для исполнения ими своих должностных полномочий. В связи с этим нормативное закрепление предоставления однотипных основных и дополнительных социальных гарантий гражданским и муниципальным служащим следует рассматривать (в ряду других) как единый элемент правового статуса гражданских и муниципальных служащих.

3.2 Проблемы государственной и муниципальной служб на современном этапе

Административная реформа, проводимая в Российской Федерации на современном этапе - это, прежде всего, оптимизация системы государственного и муниципального управления.

Система государственной и муниципальной службы, являясь важным механизмом эффективного государственного управления подлежит реформированию. Действительно, в настоящее время административно-правовое регулирование государственной и муниципальной службы является одной из важнейших проблем, качественное решение которой позволит осуществлять современное государственное управление, повысить престиж и авторитет государства. Государственная служба, по сути, является тем институтом, который служит обществу в интересах его развития и безопасности и должна представлять собой «административно-процессуальную форму практической реализации сущности, целей и функций государства».

Однако говорить о ее совершенстве явно преждевременно. В большинстве нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной и муниципальной службы в России, отсутствует четкое определение ее сущности, как публичного правового института.

Реализация мероприятий административной реформы 2006-2010 гг. должна была способствовать повышению качества государственного управления и государственного регулирования. Так, к 2008 году предполагалось достичь значения показателя эффективности государственного управления 55 единиц, качества государственного регулирования 60 единиц, а в 2010 году - не ниже 70 единиц по каждому из показателей. Однако процентный ранг Российской Федерации по эффективности государственного управления в 2009 году равнялся лишь 44,9 единицам (из 100 возможных), а по качеству государственного регулирования - 35,2 единицам (из 100 возможных).

В качестве целевых ориентиров по данным показателям в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы предполагается использовать значения, близкие к уровню государств Восточной Европы. Целевыми показателями к 2014 году, соответственно, являются:

по эффективности государственного управления 65 единиц;

по качеству государственного регулирования - 60 единиц, а не 70 единиц, как в предыдущей Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

По результатам рейтинга глобальной конкурентоспособности 2009-2010 годов (TheGlobalCompetitivenessIndex 2009-2010), который опубликован 8 сентября 2009 года аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия опустилась сразу на 12 позиций с 51 на 63 место, по результатам того же рейтинга 2010-2011 Россия находится уже на 66 месте между Вьетнамом и Перу. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга.

Эти оценки показывают, что проведение административной реформы в Российской Федерации в том виде, в котором она проводится, не только не выводит страну в передовые, но и не в состоянии даже поддержать большинство показателей, характеризующие эффективность государственного управления и государственной службы в стабильном состоянии.

Реформирование государственной муниципальной службы в России продолжается. В этом году выходит на финишную прямую очередной этап совершенствования государственной службы - Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года №261. Будет ли государственная служба после 2013 года соответствовать современным реалиям? Вполне однозначно о состоянии одного из важнейших элементов системы государственной и муниципальной службы высказал Д.А. Медведев в рамках первой из серии встреч в формате «Открытого правительства». Он оценил систему отбора кадров на государственную и муниципальную службу как неэффективную. В качестве примера эффективной системы отбора кадров он привел советскую. «У нас есть прежний пример, был кадровый резерв ЦК КПСС. Часть этого резерва сохранилась еще на различных позициях, некоторые даже на госслужбе, как это ни удивительно. Тем не менее, эта система работала». Вновь избранный президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье отмечает негативные последствия того, что нередко «государственная и муниципальная служба рассматривается не как служение, а как кормление». Он считает, что «для качественного решения сложных задач государственного и муниципального управления необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных и муниципальных служащих».

Приведенные цитаты руководителей государства очевидно подтверждают, что не все проблемы современной государственной и муниципальной службы решены. Необходимо радикально реформировать государственную службу для придания ей статуса публичного социально-правового института, позволяющего реализовывать цели и функции государства. Их практическая реализация делает власть народа - демократию - подлинной. А работу государства - ставит на службу интересам общества. И все вместе обеспечивает России, российскому современному обществу устойчивое и успешное развитие.

Важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности выступает совершенствование системы управления, государственной и муниципальной службы. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества.

Современным гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям. В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения. Механизмы в работе с кадрами должны по максимуму содействовать формированию управленческих кадров нового типа - без этого они не могут быть признаны политически и социально достаточными.

В условиях административной и муниципальной реформы изменения в кадровой политике, работе с персоналом должны привести к созданию некоей «критической массы» работников нового типа на всех уровнях субфедерального и муниципального управления. Правильный выбор путей и средств достижения генеральной цели будут определять успех решения этой задачи. Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении государственной службой своих стратегических целей, по мере того как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала.

Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания. Процессы становления и развития местного самоуправления обусловили постановку принципиально новых проблем перед персоналом муниципального управления. Изменение содержания и характера многих задач, функций, полномочий и предметов ведения местных органов представительной и исполнительной власти повлекло за собой значительное усложнение и расширение поля деятельности муниципальных служащих, что справедливо и для государственной службы.

При этом, препятствием на пути создания целостной системы управления обучением муниципальных служащих в России являются нерешенные, в первую очередь, с определением системы управления подготовкой и повышением квалификации персонала органов местного самоуправления.

Реализация мероприятий по созданию единой системы подготовки и переподготовки кадров для местного самоуправления должна сопровождаться совместной работой федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Роль государства состоит в выработке теоретические основ, направленных на совершенствование кадровых процедур, механизмов и технологий в области государственной и муниципальной службы. Цель при этом должна быть одна: обеспечить максимальное приращение кадрового потенциала государственной службы и рационально им распорядиться в интересах динамичного развития общества.

Заключение

Государственная служба в РФ - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба; <#"justify">Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом, который представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Этот институт можно рассматривать и в нравственном аспекте, если говорить об этических основах муниципальной службы. Отличие задач, стоящих перед муниципальными служащими, от задач, решаемых государственными служащими, заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление). Иными словами, качественного отличия не существует: вся деятельность и в том, и другом случае направлена на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Система государственной и муниципальной службы, являясь важным механизмом эффективного государственного управления подлежит реформированию. Административно-правовое регулирование государственной и муниципальной службы является одной из важнейших проблем, качественное решение которой позволит осуществлять современное государственное управление, повысить престиж и авторитет государства. В настоящее время не все проблемы государственной и муниципальной службы решены.

Необходимо радикально реформировать государственную службу для придания ей статуса публичного социально-правового института, позволяющего реализовывать цели и функции государства. Их практическая реализация делает власть народа - демократию - подлинной. А работу государства - ставит на службу интересам общества. И все вместе обеспечивает России, российскому современному обществу устойчивое и успешное развитие.

Список использованной литературы

1.О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 22.10.2013)

.О муниципальной службе в Российской Федерации : федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 22.10.2013)

.О системе государственной службы Российской Федерации : федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ ( в ред. от 02.07.2013)

.О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти : постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 (в ред. от 06.09.2012)

.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 22.06.2010)

7.Востряков, Л.Е. Негативный имидж государственной службы: случайность или тенденция? / Л.Е.Востряков, М.А.Кашина // Личность. Культура. Общество. - 2012.

8.Государственная гражданская служба Российской Федерации: нормативно-правовые акты / сост. Граждан В.Д. - М.: КноРус, 2008. - 616с.

.Государственная служба / под ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. - М.: РАГС, 2008. - 428с.

10.Лапина, М.А. Административное право / М.А. Лапина. - М.: МИЭМП, 2010. - 314 с.

11.Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина. - М.: Кнорус, 2008. - С. 377

12.Саралинова, Д.С. Проблемы формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы в современных условиях / Д.С. Саралинова. - М.: РИОР, 2011. - С. 65-68

13.Мизинцева, А.А. Особенности кадровой политики в сфере государственного управления финансами / под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: НГТУ, 2010. - 255с.

14.Шабанова, М.М. Основные направления формирования системы подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих / под ред. Т.К. Абдуллаевой. - Махачкала: ГОУ ВПО ДГТУ, 2008. - 502 с.

15.Барциц, И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации / И.Н. Барциц // Журнал российского права. - 2008. - № 6. - С. 18

16.Гришковец, А.А. К вопросу о реформе государственной службы / А.А. Гришковец // Государство и право. - 2012. - N 2. - С.25-32.

17.Гусев, А.В. Государственная гражданская служба в системе общественной организации труда / А.В. Гусев // Рос.юрид. журнал. - 2012. - N 5. - С.183-190.

.Качелин, А. Принципы государственной службы: от Петра I до нашего времени / А. Качелин // Экономист. - 2010. - N 2. - С.82-86.

19.Киреева, Е.Ю.Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы / Е.Ю. Киреева // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 7. - С. 42

20.Кондрашев, А.А. Отрешение от должности Президента Российской Федерации / А.А. Кондрашев // Государство и право. - 2012. - N 9. - С.5-12.

21.Кулиуш, О.А. Государственная служба - гарант чести, достоинства и деловой репутации / О.А. Кулиуш // Черные дыры в рос.законодательстве. - 2009. - N 2. - С.81-86.

.Куракин, А.В. Международные и зарубежные стандарты административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы / А.В. Куракин // Рос.юстиция. - 2009. - N 3. - С.10-13.

.Слатинов, В.Б. Реформирование государственной службы в России: институциональные эффекты и ловушки / В.Б. Слатинов// Россия и совр. мир. - 2012. - N 1. - С.79-90.

24.Овсянко, Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации / Д.М. Овсянко // http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=52937

25.Проблемы местного самоуправления // http://www.samoupravlenie.ru/53-10.php

.Справочно-правовая система Консультант плюс / Конституция РФ // http://www.consultant.ru/popular/cons/

27.Энциклопедия юриста // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/426/

Похожие работы на - Состояние современной государственной и муниципальной службы России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!