Современные методы и средства расследования ДТП

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,41 Мб
  • Опубликовано:
    2015-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные методы и средства расследования ДТП

Оглавление

Введение

1. Исследование причин ДТП

2. Методы расследования ДТП

3. Современные технические средства, исследования ДТП

3.1 Современные технические средства для профилактических мероприятий ДТП

3.2 Передвижная дорожная лаборатория, контроля состояния автомобильных дорог

3.3 Современные передвижное оборудование, для расследованию дорожно-транспортных происшествий

4. Проведение дознания по результатам исследования ДТП

5. Правовая оценка ДТП

Заключение

Список литературы

Введение

Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в сложившейся к настоящему времени. В разработанном ГУ ГАИ МВД России проекта Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 2007-2013 г отмечается: "Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях (дальше Т.П.) погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП. многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

Происходящие на протяжении последних 5 лет снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей.

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллионов единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 350 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию "взрывного роста", которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 400-600 автомобилей на 1000 человек.

Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически оказалась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5 - 1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечают установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Только в 2013 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения. При этом широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.

Расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В данной работе рассматриваются особенности расследования ДТП в следственной практике. В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и расследования дорожно-транспортных происшествий и разносторонне рассматривается специальной литературе. В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкиваются при исследовании ДТП, некоторые организации по расследованию ДТП. Основное внимание уделено раскрытию темы исследования - особенности расследования ДТП, поэтому работа носит практическую направленность. Рассматривается выявление причин и условий ДТП, их систематизация и обобщение, анализ, определение степени влияния на механизм ДТП, которые имеют большое значение для профилактики и расследования ДТП. Производится рассмотрение современных методов исследования отдельных видов ДТП, порядок назначения различных видов экспертиз, последовательность проведения следственных действий.

1. Исследование причин ДТП


Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет показатели, характеризующие состояние транспортного средства, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия, в которых протекало движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего действующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей. Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителя транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных условиях; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение дистанции; управление транспортом в состоянии опьянения и др. Среди причин, связанных с поведением водителя, подлежат учету и такие, как физический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и другие. Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин. Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, - неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др. Эти причины проявляют себя в 3% ДТП. Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они, согласно статистике, оказывают влияние на 8% происшествий. Самой главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Под дорожным движением понимают сложную социально - техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Данное определение может иметь существенное значение и на практике.

Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции, положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки, однако они не должны противоречить ПДД.

В соответствии с существующей классификацией ДТП подразделяются на 9 видов:

) Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

) К этому виду относятся: столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившемся (оставленным на путях) транспортным средством.

) Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. к этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием.

) Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп и полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

) Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, масла, строительные материалы, ограждения и так далее).

) Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и так далее).

7) Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущиеся транспортные средства.

) Наезд на животных - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

) Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого и отброшенного колесами транспортного средства предмета на человека, животного или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результат резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами учета. В них предусматривается, что к числу погибших относятся люди не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течении 7 суток с момента дорожно - транспортного происшествия. К раненым относят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненные. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами. Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.

Исследователи подтверждают тот факт, "что ошибки в управлении автомобилем и нарушении правил дорожного движения являются главной причиной большинства ДТП. Но они часто связаны с недостатком дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50-80% случаев являются одной из активных и косвенных причин, а в 15-20% случаев - главной причиной ДТП. Во всех этих случаях дорожные и метеорологические факторы оказывают механическое воздействие на систему "автомобиль-водитель" или на психофизиологическое воздействие на водителя и на его восприятие условий движения" [8]. Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:

превышение установленной скорости движения;

несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств;

нарушение правил обгона в зоне ограниченной, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках;

въезд на полосу встречного движения;

управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии;

несоблюдение очередности проезда;

нарушение правил перестроения, поворота или разворота;

другие нестандартные причины: резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков.

В учебной литературе подчеркивается: "расследуя дела данной категории необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия нередко происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда водитель превысил скорость, нарушил правила обгона, другой - правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие ДТП" [9].

ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданно выбежал на дорогу пешеход в нетрезвом состоянии и так далее. Задачей следователя является: дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего.

дознание расследование автомобильная дорога

2. Методы расследования ДТП


Для качественного осмотра ДТП следователь должен иметь следственный чемодан, в комплекте которого должны быть представлены: рулетка длинной не менее 20 метров; электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦ ИП); планшет для ведения записей; чертежные принадлежности - следственная линейка, цветные карандаши для составления схемы ДТП; электрический фонарик; мелок; стандартные бланки протокола осмотра; миллиметровая бумага, для составления масштабных схем; мерное колесо для измерения закруглений автодороги; уровень и линейки для измерения уклона автодороги.

При поступлении сообщений о дорожно-транспортном происшествии, с учетом полученных сведений, следователь "определяет состав участников выезда (специалист-криминалист; специалист - автотехник; судебно-медицинский эксперт; работники уголовного розыска, если нарушитель скрылся; понятые, если по полученному сообщению на месте их трудно найти). Решают вопрос о необходимости применения технических средств для высвобождения потерпевшего или очистки проезжей части от поврежденного транспорта" [10].

Своевременное присутствие следователя на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра. Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств, путем фотографирования, замеров и так далее. Задачами осмотра места происшествия являются:

Выяснение обстановки; установление места происшествия, а также его последствий. Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие. Поиск ориентирующей информации о марке, моделях, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определению их движения после происшествия. Установление причины происшествия и условий, способствующих его совершения.

Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.

Нужно помнить, что "успех расследования ДТП во многом зависит от поиска и соответствующей интерпретации доказательств. Они не всегда проясняют то, что произошло во время происшествия, но часто помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть уже данные свидетелями показания. В том случае, когда отсутствуют надежные свидетели, вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более или менее вероятных вариантов механизмов возникновения ДТП" [11].

В расследовании ДТП преступление считается раскрытым, если установлено:

а) нарушение правил дорожного движения, технической эксплуатации автомобильного или городского электротранспорта, пользования трамваем, троллейбусом и автобусом, в результате которого принесен тяжкий вред здоровью человека, либо причинен крупный ущерб;

б) лицо, нарушившее указанные правила;

в) наличие причинной связи между действиями лица допустившего нарушение этих правил и наступившими общественно-опасными последствиями;

г) наличие в действиях (бездействии виновного лица) деяния, совершенного в форме легкомыслия или небрежности.

В случаях причиненного ДТП имущественного ущерба задачами расследования являются установление ущерба и развития мер к его возмещению либо к созданию предпосылок для возмещения ущерба судом.

В соответствии с принципом публичности органы предварительного расследования обязаны установить все обстоятельства ДТП, как изобличающие обвиняемого, так и определяющие или смягчающие его ответственность.

Конечной целью предварительного расследования по делам о ДТП является правильное применение уголовного закона, которое находит свое выражение в вынесении постановления о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого, а по окончании расследования - обвинительного заключения или постановления о прекращении дела в связи с отсутствием события, либо отсутствием в деяниях лица состава преступления, или за недосказанностью участия обвиняемого в совершении преступления. Эти задачи решаются с момента получения информации о ДТП и до окончания производства по уголовному делу.

На практике, при расследовании ДТП необходимо помнить о сложности любого ДТП, каждое ДТП является индивидуальным авто происшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин вызвавших его, а также непосредственной причине связи между действием и наступившими последствиями. В следственной и судебной практике из-за ошибок допущенных в стадии предварительного следствия: не выясняют, какие конкретно правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно устанавливают последствия допущенного нарушения, размер материального ущерба.

При осмотре места происшествия понятых следует выбирать из лиц имеющих водительское удостоверение, разбирающихся в обстановке ДТП и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах.

Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать расположение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замера и так далее.

Фотографирование целесообразно производить с возвышенного места, например с крыши грузовой машина. Особенностью осмотра места происшествия ДТП является то, что начинать следует не с осмотра жертв и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги, на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание порчи. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты фиксируют на схеме ДТП.

Приступая к осмотру необходимо как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, следует осмотреть наименее устойчивые следы, к которым относятся:

) следы, указывающие на точку или место столкновения машин;

) следы крови;

) следы вещества, которым был загружен транспорт;

) следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви потерпевшего.

Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на машинах и так далее.

Осмотра потерпевшего. Если обстановка позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Особое внимание при осмотре потерпевших, обращается на поиск следов характеризующих механизм происшествия, в том числе следов полученный травмы от транспортного средства.

Автомобиль осматривается на месте происшествия или месте его обнаружения после происшествия. Фиксируется тип, марка и номерной знак машины, повреждения, возможно возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, белочные объекты, обрывки ткани одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с передней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей, с тем, чтобы обнаружить на них повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и так далее. После этого необходимо осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других частей. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.

На основе данных и анализа полученных в результате исследования ДТП и следственного эксперимента возможно получить наболей достоверную информацию:

а) о возможности видеть появившееся препятствие (человека, автомашины и др.) в конкретной дорожной ситуации;

б) возможности слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т.п.;

в) о скорости движения автомашины;

г) о состоянии тормозов и других агрегатов транспортного средства, отвечающих за безопасность движения;

д) о наличии или отсутствии у водителя определенных профессиональных навыков и т.п. Путем воспроизведения обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах.

Значение любого фактора субъективного, объективного, а также механизма ДТП при их расследовании может иметь определенное значение. ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданное появление на дороге пешехода в нетрезвом состоянии. При исследовании нужно дать правильную оценку самому факту ДТП с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию ТС, действиям водителя, потерпевшего.

3. Современные технические средства, исследования ДТП


3.1 Современные технические средства для профилактических мероприятий ДТП

 

Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России на подразделения ГИБДД возложен широкий спектр функций, в том числе осуществление государственного контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативов, устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны.

Принимая во внимание, что гибель людей на дорогах страны выросла до уровня национальной катастрофы и сложившаяся обстановка требует принятия кардинальных решений, главными из которых являются сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, количества раненых и погибших лиц в результате дорожно-транспортных происшествий, а также предупреждение опасного поведения участников дорожного движения.

Одним из направлений деятельности подразделений ГИБДД, направленных на выполнение данных задач является ориентация подразделений дорожной - патрульной службы (ДПС) на повышение результативности целевых и специальных мероприятий по обеспечению общественной безопасности в сфере дорожного движения, борьбы с преступностью, связанной с использованием автотранспортных средств, сосредоточение усилий на выявлении разыскиваемых транспортных средств, поддельных и похищенных документов, лиц, находящихся в розыске и т.д.

Практическая реализация этой задачи напрямую связана с внедрением и использованием в работе ДПС современных оперативно-технических средств, улучшением материально-технической базы подразделений ГИБДД.

В связи с этим Управлением ГИБДД, Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД ведется планомерная работа по техническому перевооружению подразделений дорожно-патрульной службы современными техническими средствами.

В настоящее время в деятельности ГИБДД применяется такая техника, как измерители скорости, устройства фото, видео фиксации нарушений правил дорожного движения, системы идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам, аппаратура для контроля технического состояния транспорта и т.п.

Контроль скорости.

Одним из важных методов снижения аварийности является контроль скоростного режима движения автотранспорта на дорогах и улицах республики.

В настоящее время оснащенность подразделений ДПС ГИБДД скоростемерами составляет от норм табельное положенности.

Только в текущем году в рамках реализации федерально целевой программы по обеспечению БДД на 2013-2014 г. приобретены измерители скорости "Искра-1"Д (рис 3.1.1.) (работающих, как в стационарном режиме, так и в движении, в попутном и встречном направлении). В ноябре 2013 года дополнительно введено в эксплуатацию современных более компактных измерителей скорости "Радис" (рис 3.1.2.).

 

(Рис 3.1.1.) Искра 1Д

Диапазон измеряемых скоростей:

-240 км/час

Погрешность измерения скорости, не более стационарно ± 1,0 км/час в движении ± 2,0 км/час Масса радара (без АКБ): 610 грамм Масса встроенной АКБ: 100 грамм Габаритные размеры: 215х180х65 мм Допустимая температура эксплуатации: от - 30°С до +40°С

 

(Рис 3.1.2.) Радис

Высокая точность, расширенный диапазон контролируемых скоростей, уникально малый вес с тщательно выверенным центром массы, прибор удобно и приятно держать в руке, два дисплея (светодиодный и жидкокристаллический с подсветкой) обеспечивают наглядность и простое управление с помощью системы экранного меню, встроенный фонарик с встроенным таймером отключения для подсветки документов нарушителя, встроенный USB-порт и радиоканал для обмена данными с внешними устройствами, селекция направления движения целей (встречная \ попутная), сохранение в памяти индивидуальных настроек при отключении питания, дистанционное управление по радиоканалу радаром, установленным на капоте или крыше патрульного автомобиля (крепление радара на магнитной подставке).

Программно-аппаратный комплекс "Зоркий".

Данный прибор предназначен для установления подлинности идентификационных номеров на агрегатах ТС. Применяется для криминалистического исследования ТС с целью:

·        установления подлинности номеров агрегатов;

·        восстановления первичных номеров в случае недостаточности их рельефа (коррозия, лакокрасочные покрытия и т.п.);

·        восстановления первичных номеров в случае выявления их изменения;

·        определение технологии изменения знаков номера.

Видео фиксация нарушений.

С целью исключения субъективных оценок при рассмотрении нарушений, в практической деятельности подразделений ГИБДД широко используются средства видео фиксации нарушений правил дорожного движения. Указанные приборы могут работать в плотных транспортных потоках с движущегося патрульного автомобиля. В 2013 году было приобретено 5 видео фиксаторов нарушений ПДД "Кадр-1" Ц (рис 3.1.3.).

 

(Рис. 3.1.3.) кадр-1

Выявление водителей в нетрезвом состоянии.

С целью повышения эффективности работы ДПС по выявлению водителей управляющих АМТС в нетрезвом состоянии Управлением ГИБДД в течении 2007года приобретено алкометров (рис.3.1.4.) и алкотестеров (3.1.5.).

(Рис 3.1.4.) Алкотестер Drivesafe

Представляет собой прибор для определения содержания алкоголя в крови посредством анализа выдыхаемого воздуха. Он отвечает международным стандартам на подобные устройства и официально разрешен к применению в России. Прибор, на основании новейших принципов микрокомпьютерной технологии, автоматически определяет количество забранного воздуха, необходимого для анализа, и выводит результат на стрелочную шкалу, проградуированную в десятых долях промилле.

Диапазон измерений: 0,00 - 1,50 промилле.

Питание: 6 батареек 1,5 В, адаптер 220/9В.

(Рис 3.1.5.) Алкометр Alert J4X

Вес 245 г полностью автоматический режим тестирования, расширенный температурный диапазон.

Диапазон измерений: 0,00 - 4,00. промилле.

Вес 300 г.

Определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Первичное исследование осуществляется с применением двух различных специальных средств контроля (рис 3.1.6.) в любом сочетании. Например, тест-система и прибор или два разных прибора. Повторное исследование проводится спустя 20 минут - одним из средств контроля, примененных при первичном исследовании.

 

(Рис. 3.1.6.)

Два варианта тест-системы для определения наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе

 

(Рис. 3.1.7.) Приборы для измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Концентрация паров алкоголя в выдыхаемом воздухе позволяет судить о содержании алкоголя в крови, следовательно - употреблял ли обследуемый спиртное или нет.

АПК идентификации транспортных средств по гост номерам.

Ориентация деятельности ДПС на повышение результативности мероприятий по обеспечению общественной безопасности в сфере дорожного движения, борьбы с преступностью, связанной с использованием автотранспортных средств, сосредоточение усилий на выявлении разыскиваемых транспортных средств, поддельных и похищенных документов, а также лиц, находящихся в розыске, вызывает необходимость внедрения аппаратно-программных комплексов (АПК) идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам.

Аппаратно-программный комплекс "ПОТОК-М" (рис.3.1.8) предназначен для автоматического считывания и идентификации государственных регистрационных знаков на движущихся транспортных средствах и их автоматической проверки по базам данных розыска.

АПК применяется сотрудниками ДПС ГИБДД при решении задач по розыску транспортных средства при надзоре за дорожным движением. Комплекс размещен на базе автомобиля "ГАЗ ель", оснащенного специальными оперативно-техническими средствами ГИБДД.

Комплекс может быть развёрнут на обочине любой из категорий дорог. Система идентификации транспортных средств по ГРЗ с помощью видео датчиков, установленных на крыше автомобиля, обеспечивает автоматическое обнаружение номеров автомобилей, проследовавших через зоны контроля, их распознавание, проверку по базам данных розыска, а также формирует базу данных регистрации всех транспортных средств, включая в нее номер, дату, время регистрации и направление движения каждого автомобиля, а также его изображение.

В АПК "Поток" используются следующие базы данных:

. федеральная база угнанного и похищенного транспорта

. арест судебных приставов

. лица, лишенные права управления транспортными средствами

. база ориентировок МВД

. утраченные ГНЗ и т.д.

(рис. 3.1.8 аппаратно программный комплекс)

В рамках реализации целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 2012-2013 г, на вооружение подразделений ГИБДД в дополнение к имеющимся 5-ти комплексам в ноябре 2012 года поступил аппаратно-программный комплекс "Поток-М".

РСПД "Доступ".

В 2006 году Управлением ГИБДД организованы и проведены работы по монтажу оборудования РСПД "Доступ" (система передачи данных по радиоканалу (рис. 3.1.9)) на стационарных постах ДПС "6 и 10 км", использование которой позволяет оперативно проверять лиц и автотранспорт по банкам данных МВД (лица и транспорт, находящийся в федеральном и местном розыске, регистрация АМТС, лица, лишенные права управления, нарушения ПДД, выданные водительские удостоверения, разыскиваемые номерные вещи и т.п.). Патрульных автомашин ОБДПС ГИБДД при оснащены мобильными терминальными устройствами РСПД "Доступ".

Реализация мероприятий программы МВД России "Создание единой информационно - телекоммуникационной системы органов внутренних дел".

Кроме того, в целях реализации мероприятий программы МВД России "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел" и Плана основных организационных мероприятий МВД России на 2006 год в части обеспечения санкционированного удаленного доступа в реальном масштабе времени к интегрированным банкам данных Федеральной Информационной Системы (ФИС) ГИБДД в первом квартале 2006 года были завершены работы по организации доступа к федеральным базам данным (автотранспортные средства и лица, находящиеся в розыске, зарегистрированные транспортные средства, лица, лишенные права управления транспортными средствами, спец продукция ГИБДД, выданные водительские удостоверения и т.д.) по каналам сотовой связи с использованием технологии GPRS.

В настоящее время доступ реализован к информационным подсистемам Северо-западного, Центрального, Южного, Поволжского и Уральского федеральных округов.

Доступ к базам данных осуществляется через терминал пользователя, реализованный в двух вариантах: удаленный - на базе настольного персонального компьютера, оснащенного GPRS модемом и мобильный - на базе карманного персонального компьютера. Внедрено в эксплуатацию терминальных устройств, которые эксплуатируются на стационарных постах ДПС М 18 270, М18 421, "6 км", МОТОР АМТС ГИБДД.

(Рис. 3.1.9 система передачи данных по радиоканалу)

В целях обеспечения Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" в текущем году Министром внутренних дел Российской Федерации в выполнения федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", которым предусмотрены мероприятия по оснащению подразделений ГИБДД оперативно-техническими средствами в рамках со финансирования за счет средств федерального бюджета, и внебюджетных источников. Выполнение данных мероприятий направлено в первую очередь на решение задач снижения показателей аварийности, сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них граждан, снижения тяжести последствий ДТП.

3.2 Передвижная дорожная лаборатория, контроля состояния автомобильных дорог


В рамках реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" за счет средств Федерального бюджета Управление ГИБДД МВД по РК оснащено передвижной дорожной лабораторией, которая смонтирована на базе а/м ГАЗ 2217 и "Соболь" в ОАО "Саратовский научно-производственный центр" "РОСДОРТЕХ".

Лаборатория, в комплекте с дополнительным оборудованием, предназначена для контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог путем проведения следующих видов работ:

·              Контроль содержания дорог путем использования системы видеосъемки с использованием двух фотоаппаратов, которая позволяет проводить съемки в цифровом формате видеоинформации по а/д с визуализацией на экране ПЭВМ и последующей записью информации на жесткий диск для создания банка видеоданных дороги. По полученной информации в камеральных условиях может быть получена визуальная оценка состояния а/д с формированием данных о геометрических параметрах (ширина проезжей части, обочин, полосы отвода; высота дорожных ограждений, дорожных знаков и других технических средств организации дорожного движения).

·              Оценка ровности дорожного покрытия с использованием датчика ровности (точкамера). С использованием ПЭВМ имеется возможность контролировать текущее состояние ровности покрытия во время проведения измерений и обрабатывать записанную информацию с помощью специальной программы.

·              Измерения длины пройденного пути с использованием датчика пройденного пути.

·              Оценка геометрических параметров дороги с использованием рейки дорожной универсальной, курвиметров, рулетки, рейки нивелирной, люксметра.

·              Измерение коэффициента сцепления проезжей части с использованием устройства "ИКСп"

3.3 Современные передвижное оборудование, для расследованию дорожно-транспортных происшествий

 

Темпы автомобилизации в России ведут к увеличению количества транспортных средств на автодорогах, повышению интенсивности движения, влияют на количество и характер дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Несмотря на многие меры, предпринимаемые в сфере безопасности дорожного движения, количество авто происшествий не только не снизилось, но и продолжает возрастать, остается большим количество не раскрытых автотранспортных происшествие. В связи со сложившейся обстановкой в сфере расследования ДТП важным вопросом становится оперативность и качество проведения следственных мероприятий по этому виду происшествий, а также техническая оснащенность следственно-оперативных групп, специализирующихся на расследовании данных происшествий.

Обратим взгляд на сторону технического обеспечения сотрудников следственно-оперативных групп, выезжающих на место происшествия.

Значение точности и полноты фиксации всех параметров, установленных осмотром места ДТП. Нередко сантиметры определяют решение по расследованию ДТП. Наряду с точностью, в условиях интенсивного городского движения большое значение имеет также скорость фиксации всех параметров при осмотре места происшествия.

Для обеспечения оперативности реагирования на полученные сообщения о "сложных" ДТП предлагаю создание специализированной структуры отдела ГИБДД МВД, оснащенного авто лабораториями с современным техническим обеспечением, необходимым при осмотре места происшествия.

Предлагаю методику осмотра места ДТП, имеющие ряд преимуществ:

) быстрота получения снимков, - следовательно снижение времени задержек движения транспорта, за счет мобильности авто лабораторий скорость выезда сокращается в среднем с 3 - 8 часов до 0,5 - 1,5 часа;

) точность, качество и, следовательно, объективность получения доказательных и процессуальных документов, сокращение времени осмотра в среднем с 2 - 3 часов до 0,5 - 1 часа;

) моментальное занесение ДТП в базу данных ГИБДД - анализ по виду, месту, времени.

А также авто-лаборатория оснащается приборами для измерения коэффициента сцепления шины с дорожным покрытием эффективности торможения транспортных средств, лазерным дальномером (рис.3.2.1.) фотоэлектронным комплексом, а также стандартными средствами ограждения мест происшествий и охраны труда сотрудников ГИБДД и. т.д.

 

(Рис. 3.2.1 лазерный дальномер)

Мобильность авто-лабораторий при расследовании "сложных" ДТП позволит систематизировать, упростить, ускорить, качественно улучшить, обезопасить процесс первоначального расследования, а также объективнее проводить авто техническую экспертизу и следственные эксперименты по данной категории дел.

Важнейшим обстоятельством для успешного и быстрого расследования ДТП является качественный осмотр и правильная фиксация его результатов.

Качественно, а также полно отразить картину произошедшего с применением фотоэлектронного комплекса, устанавливаемого на автомобиле ("Газель" рис 3.2.2.) для быстрой фиксации место ДТП.

 

(Рис. 3.2.2.) газель с установленным фотоэлектронным комплексом

Фотоэлектронный комплекс состоит из нескольких основных частей:

) цифровая фотокамера укомплектованная необходимым оборудованием

) персональный компьютер с пакетом программ для получения, обработки, сохранения и систематизирования фото информации;

) механизм управления фотокамерой.

Фотокамера, установленная на выдвижном телескопическом штативе расположена таким образом, что ось фотообъектива совпадает с вертикалью, т.е. перпендикулярна поверхности дороги - это обеспечивает получение плана места происшествия.

В зависимости от конфигурации и протяженности места ДТП возможно неоднократное фотографирование с перекрытием кадров, в продольном направлении 30 - 50%, в поперечном - 10%. Площадь, захватываемая одинарным фотографированием - 72 м2.

Полученные "снимки-схемы" обрабатываются и анализируются непосредственно на месте происшествия с использованием необходимого программного обеспечения (например, программ Photo Shop, Photo Stitch), которые делают возможным точность получения размеров до нескольких сантиметров, рассмотрение снимков в различном масштабе, увеличивая его в 2 - 4 раза.

4. Проведение дознания по результатам исследования ДТП


Допрашивая водителя, следователь должен выявить его версию обстоятельств расследуемого события, а также было ли исправно управляемое ТС и если неисправно, то в чем эта неисправность выражалась, когда обнаружена и какие меры он принял для ее устранения.

Важными обстоятельствами, подлежащими проверке, являются вопросы о скорости движения, обзорности, размещения ТС на проезжей части, какие меры принимались водителем для предотвращения происшествия, каковы были в момент происшествия метеорологические условия и каково было состояние дорожного покрытия, в зоне действия каких знаков дорожного движения проезжал водитель, какой сигнал был на светофоре, какие действия он совершил на месте непосредственно после происшествия, какие меры были приняты для оказания помощи потерпевшим, кто кроме него находился в ТС.

В ходе допроса свидетелей следователь должен фиксировать их показания не только в процессе допроса, но и чтобы они нарисовали самостоятельную схему увиденного ими ДТП. В таких случаях к протоколу допроса прилагается схема, подписанная свидетелем.

Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть необъективными. Как показывает следственная практика, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому могут быть ошибочными, нечеткими. Поэтому необходима критическая оценка его показаний.

По делам о ДТП при допросе свидетелей чаще всего допрашивают:

а) свидетелей-очевидцев происшествия;

б) лиц, могущих дать характеристику участника ДТП;

в) медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему;

г) сотрудников милиции, непосредственно осведомленных о происшествии и др.

5. Правовая оценка ДТП


В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения [1].

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление - это авто происшествий, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: "Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" (ст.264 УК РФ), "Оставление места дорожно-транспортного происшествия" ст.265 УК РФ), "Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями" (ст.266 УК РФ), "Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения" (ст.267 УК РФ) [2]. По статистике в числе дорожно-транспортных происшествий основное место занимает статья 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств".

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации ТС (транспортных средств) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст.264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Объектом дорожно-транспортного преступления являются в широком смысле - общественная безопасность; "а непосредственный объект - безопасность движения и эксплуатация транспортных средств и дополнительный объект - здоровье потерпевшего, либо собственность" [3].

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое - эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.

Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта людьми, управляющими транспортными средствами, является материальным составом преступления, объективная сторона которого включает в себя действие или бездействие лица, управляющего транспортным средством, которое и противоречит Правилам дорожного движения, наступление общественно опасных последствий, предусмотренных нормой уголовного закона, причинную связь деяния и общественно опасных последствий объективными причинами считают: "недостатки в планировании улиц автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств" [4].

Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ, необходимо установить, допущено ли им нарушение Правил дорожного движения, в чем оно выразилось, и какие пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств нарушены.

Нужно установить "наличие причинной связи между допущенным нарушением правил и наступившими вредными последствиями. Следует учитывать, что, например, физический контакт между движущимся транспортом и пострадавшим лицом еще не свидетельствует о причинной связи. Такой вывод может быть сделан лишь при наличии у водителя технической возможности избежать вредного последствия" [5].

Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неподчинение сигналам светофора и жестам регулировщика, несоблюдением очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорирование дорожных знаков и так далее. К видам нарушения правил эксплуатации относятся: эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов и так далее. Нарушение Правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при различных видах работ - ремонтных, разгрузочно-погрузочных - не посягают на общественную безопасность, поэтому не могут квалифицироваться по ст.264 УК РФ. Лица, допустившее подобные нарушения, подлежит ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Состав преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, сформулирован законодателем как материальный. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может наступить лишь при определенных последствиях, вызвавших ДТП. "В качестве таких последствий закон называет принесение крупного ущерба, смерть одного, двух и более лиц. Законодатель не расшифровывает понятия "крупный ущерб"" [6].

Субъектом преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, может быть только лицо, управляющее средством, независимо от права на такую деятельность. Субъектом этого вида преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - преступление неосторожное. Субъективная сторона этого преступления включает: неосторожность в к наступившим вредным последствиям, когда водитель предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействие), но без достаточных к тому оснований рассчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие), либо не предвидит такие последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был реально их предвидеть (преступная небрежность); а также неосторожность или умысел относительно самого нарушения ПДД. При этом если водитель допустил нарушение в состоянии крайней необходимости или не мог по объективным причинам предотвратить их, вина водителя исключается. Но "если же водитель использовал транспортное средство как орудие убийства или причинения вреда здоровью своей жертвы, то это уже будет не ДТП и не дорожно-транспортное преступление, а умышленное убийство или умышленное причинение телесных повреждений и действия обвиняемого будут квалифицироваться по иным статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности" [7]. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела о ДТП действуют определенные правила и институты уголовно-процессуального права. Уголовное дело о ДТП может возбуждаться только при наличии тому повода и основания предусмотренного уголовно-процессуальным законом. Для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеются данные свидетельствующие о самом факте преступления. По делам о ДТП такие данные содержатся в материале осмотра места авто происшествия, объяснениях водителей, очевидцев, потерпевших.

Далее следователь должен планировать расследование - это творческая работа следователя: специального, всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств и причин совершения ДТП от начальных следственных действий и до окончания расследования и направления уголовного дела в суд. Также нужно построение следственных версий. Следственная версия - это предположение, исходящее от следователя, основанная на фактических данных, на событиях преступления и его отдельных обстоятельствах, подлежащих проверке. Версия является рабочим инструментом следователя и должна обладать гибкостью и способностью развиваться и изменяться в ходе расследования.

Практика расследования ДТП показывает, что наиболее типичными их причинами являются:

) нарушение водителем либо водителем дорожного движения Правил дорожного движения (ПДД);

) нарушение им (ими), а равно другими ответственными лицами Правил эксплуатации транспортных средств;

) грубая неосторожность самого потерпевшего;

) самоубийство пострадавшего;

) случайное стечение обстоятельств, не охватываемое предвидением водителя и другими участниками дорожного движения;

) умышленное убийство с использованием механического транспортного средства в качестве орудия убийства;

) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого, как правило более тяжкого преступления.

) сознательно и грубо нарушены правила дорожного движения;

) хотя водитель своевременно воспринял опасность продолжение движения, но легкомысленно рассчитывал ее предотвратить;

) водитель неправильно расценивал дорожную ситуацию, либо не предвидел возникающую (возникшую) опасность, хотя, исходя

из конкретных обстоятельств дела, не должен был, мог, но и обязан был ее предвидеть;

) неправомерные (не правильные) действия водителя стали ответной реакцией на нарушение правил дорожного движения другими лицами и так далее.

С превращением России в правовое государство на первое место выходят интересы гражданина, далее общества, а затем государства. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения сформулированы в ст.3 Закона "О безопасности дорожного движения":

·        приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

·        приоритет ответственности государство за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

·        соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

·        программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Заключение


Автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказывает на них негативное влияние: используются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля и водоёмы, в больших количествах потребляет кислород из атмосферы, и вибрации наносят большой ущерб здоровью человека, животным и птицам. Несмотря на это автомобильный транспорт был и остается важнейшим видом транспорта, замены которому пока не найдено и без которого пока что невозможно производство материальных ценностей. Поэтому одной из главных задач в настоящее время является совершенствование его работы и снижение его опасности.

Вопросами координации работ по обеспечению безопасности дорожного движения, производимых в разных странах, "…занимаются свыше 30 различных международных организаций. В рамках ООН вопросы безопасности дорожного движения относятся к компетенции Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии. В большинстве случаев разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения ДТП прогнозированию развития ситуации, а также определению наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью" [33].

Специфичность данной категории дел предопределило то обстоятельство, что расследование ДТП в настоящее время в большинстве УВД осуществляется специализированными следственными подразделениями, которые созданы практически во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в крупных городах.

Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Дорожное движение не следует рассматривать только как деятельность разрозненных индивидуумов, поскольку это прежде всего процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы, единой системы обеспечения потребностей дорожного движения.

Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в нем соприкасаются и порой сталкиваются интересы людей, организаций и общества в целом. Это вызывает необходимость управления движением как областью общественных отношений.

Под безопасностью движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий.

Тайными проблемами безопасности движения, а значит и ДТП являются: автомобилизация страны, стремительное повышение интенсивности дорожного движения (отсутствие мостов, развилок и пр.), увеличение среди водителей удельного веса водители молодых неопытных. К числу общих проблем безопасности дорожного движения относятся также психологические возможности человека как водителя и оператора, управляющего техническим средствам. К общим проблемам, влияющим на безопасность дорожного движения, можно отнести и экономические причины, такие как стремительный рост цен на автомобили и запасные части к ним. Человек, который передвигается на старом и чаще всего неисправном автомобиле (из-за невозможности приобрести запасные части), чаще становится субъектом ДТП.

Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Главным Управлением ГИБДД, Следственным Комитетом МВД России, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается.

Значительным остается количество ДТП, с мест которых водители скрывались.

Не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего раскрываются.

В заключительной степени это объясняется отсутствием должного взаимодействия подразделений следствия ГИБДД, уголовного розыска, низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия и расследования ДТП.

Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений, одной из причин которой является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследования ДТП. Все эти недостатки нуждаются в судебной доработке.

С превращением России в правовое государство на первое место выходят интересы гражданина, далее общества, а затем государства. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения сформулированы в ст.3 Закона "О безопасности дорожного движения":

·        приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

·        приоритет ответственности государство за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

·        соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

·        программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Новые принципы обеспечения безопасности дорожного движения в корне отличаются от ранее действующих, в которых четко просматривается приоритет интересов государства над интересами гражданина. За основу правонарушений принималась гипотеза о том, что основная причина заключается в не законопослушном поведении граждан, воздействовать на которых можно было только ужесточением ответственности.

Такой подход находил отражение и при конструировании правовых норм, регламентирующих отношения в сфере дорожного движения. Единственным виновником ДТП, как правило, признавался водитель, но не государственные органы, обязанные по своему статусу создавать цивилизованные условия для обеспечения безопасности движения (строительство дорог, инфраструктура, организация дорожного движения, материальные средства и так далее).

Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. На основе данного запроса проблема предотвращения ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий и организаций.

Список литературы


1.       Селиванов Н.А. Расследование дорожно-транспортных происшествий.

2.      Справочно-методическое пособие/Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д. и др. - М.: Лига Разум, 2007. - 448 с.

.        Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. - М.: СПАРК, 2006. - 613 с.

.        Комментарии к Уголовному кодексу РФ. /Под ред. Радченко В.И. - М.: Вердикт, 2007. - 589 с.

.        Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: Третий Рим, 2008, с.3.

.        Уголовный Кодекс Российской Федерации. - М.: Терра, 2007, с.147-149.

.        Уголовное право в России Особенная часть: Учебник/Отв. Редактор доктор юридический наук, профессор Б.В. Здравомыслов. - М.: Юристъ, 2007, с.335.

.        Руководство для следователей/Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. - М.: ИН. ФРА-М, 2007, с.624.

.        Расследование преступлений: Руководство для следователей/Коллектив авторов. - М.: СПАРК, 2008, с.362.

.        Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие/Н.Д. Селиванов, А.И. Дворкин, Б.Д. Завидов и др. - М.: Лига Разум, 2007, с.123.

.        Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. - М.: Олимп; ООО Издательство АСТ-ЛТД 2009, с.264.

.        Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность дорог и автомобилей в сложных погодных условиях. - М.: Транспорт, 2007, с.158-159.

.        Криминалистика. Учебник для вузов/Отв. Ред. Профессор Н.П. Яблоков. - М.: Век, 2008, с.640.

.        Справочник следователя. Выпуск второй. (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). - М.: Юридическая литература, 2008, с.463.

.        Байэтт Р., Уоттс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Пер. с англ. - М.: Транспорт, 2007, с.15.

.        Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации (по уголовным делам с комментариями и пояснениями) /Отв. ред.В.И. Радченко. - М.: БЕК, 2007, с.424.

.        Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие. - Воронеж: ВГУ, 2007, с.44.

.        Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 2008, с.106.

.        Автомобилист и ГАИ. Правила безопасности. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2008, с.7-8.

.        Корчагин А.Г. Некоторые преступления в области использования техники: уголовно-правовые и криминологические аспекты. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2007, с.21.

.        Сидоров Э.Т. Повышение достоверности судебно-технической экспертизы, путем уточнения ее исходных данных // Следователь. - №3. - 2007, с.45.

.        Коссович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы // Следователь. - №12. - 2006, с.35.

.        Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2006, с.16.

.        Автомобильный транспорт. №1, 2006 // Амбарцумян В. Причины дорожно-транспортных происшествий, с.22-23.

.        Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2008, с.272.

.        Криминалистика /Под ред. доктора юридических наук, проф. Образцова В.А. - М.: Юристъ, 2007, с.698.

.        Криминология. Учебник для юридических вузов/Под ред. проф. Бурлакова Н.Ф., проф., академика Сальникова В.П. - С. Пб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 2008, с.461.

.        Правила и безопасность дорожного движения/Артемьев Н.А., Сасим В.И. Шатохин В.Е. - Минск: Беларусь, 2007, с.158.

.        Коноплянко В.И., Рыжаков С.В., Воробъев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. - М.: ДОСААФ, 2008, с.118.

.        Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 30 августа 1967 г. // Бюллетень ВС РСФСР, 2008. - №3, с.7.

.        Белов А.И., Тапчанян В.М. За рулем автомобиля. - Ростов-на-Дону: Феникв, 2007, с.23.

.        Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. - М.: СПАРК, 2007, с.134.

.        Маркина Е. Познавательные задачи проведения судебной экспертизы в уголовном процессе как критерий допустимости // Уголовное право. - №3, 2008, с.60.

.        Ермаков Ф. Судебная автотехническая экспертиза // Российская юстиция. - №12, 2008, с.28-29.

.        Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Радченко В.И. - М.: Вердикт, 2007, с.479.

.        Криминалистика: Учебник/Под ред. проф. Филипова А.Г. (отв. ред. ) и проф. Волынского В.А. - М.: СПАРК, 2007, с.466-467.

.        Анализ дорожно-транспортных происшествий/Волошин Г.Я., Мартынов В.П. Романов А.Г. - М.: Транспорт, 2008, с.4-5.

Научные статьи

1. Амбарцумян В. Причины Дорожно-транспортных происшествий // Автомобильный транспорт, 2006. - №1. - с.22-23.

. Ермаков Ф. Судебная автотехническая экспертиза // Российская юстиция, 2008. - №12. - с.28-29.

экспертизы // Следователь, 2008. - №12. - с.35.

. Маркина Е. Познавательные задачи правоведения судебной экспертизы в уголовном процессе как критерий допустимости // Уголовное право, 2007. - №3. - с.60.

. Сидоров Э.Т. Повышение достоверности судебно-технической экспертизы, путем уточнения ее исходных данных // Следователь, 2008. - №3. - с.45.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!