Совершенствование технологий взаимодействия органов государственного управления и населения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование технологий взаимодействия органов государственного управления и населения

Государственно образовательное учреждение высшего образования Республики Коми

Коми республиканская академия

государственной службы и управления









Дипломный проект

Совершенствование технологий взаимодействия органов государственного управления и населения

Специальность 080504

«Государственное и муниципальное управление»

Специализация

«Управление социально-экономическими процессами»





Сыктывкар

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия органов государственного управления и населения в Российской Федерации

1.1 Система органов государственного управления и их функции

1.2 Формы и технологии взаимодействия органов государственного управления и населения

.3 Совершенствование взаимодействия органов государственного управления и населения в контексте административной реформы

. Взаимодействие органов государственного управления и населения в Республике Коми

.1 Основные вопросы взаимодействие органов государственного управления и населения в Республике Коми

.2 Современные технологии взаимодействия органов государственного управления и населения в Республике Коми

.3 Роль Общественной палаты Республики Коми в повышении эффективности взаимодействия органов государственного управления и населения

.4 Разработка мер по совершенствованию технологий взаимодействия органов государственного управления и населения в Республике Коми (проект)

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с совершенствованием взаимодействия органов государственного управления и населения.

Демократия на сегодняшний день остается ключевым понятием в современной политике и закреплена в Конституции <consultantplus://offline/ref=8FF295E7C4726ED1CFD1465CDC1050CD4A246807470BE06AAC81BEXFN1L> России как одна из основ конституционного строя. В статье «Демократия и качество государства» Президента РФ В.В. Путина, подчеркнуто в связи с этим: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

Конституционные основы народовластия представляют собой совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданское общество, как одна из наиболее подвижных и восприимчивых политических субстанций, наиболее ярко проявляет себя в качестве выразителя самых различных, подчас диаметральных мнений и позиций. Ежедневно запросы общества все более усложняются, а в условиях информационного века приобретают качественно новые черты. Необходимыми становятся механизмы постоянного и прямого взаимодействия государства и граждан, эффективные каналы диалога и общественного контроля. Многообразие таких форм не могло не оказать влияние на формирование новых институтов взаимодействия общества и государства, где важным инструментом их сотрудничества становится сеть Интернет.

Объектом исследования дипломного проекта является - взаимодействие органов государственного управления и населения.

Предмет исследования - пути совершенствования технологий взаимодействия органов государственного управления и населения в Республике Коми.

Целью дипломного проекта является разработка мер по совершенствованию технологий взаимодействия органов государственного управления и населения в Республике Коми.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть систему органов государственного управления и их функции.

2.Изучить формы и технологии взаимодействия органов государственного управления и населения.

3.Исследовать вопросы совершенствования взаимодействия органов государственного управления и населения в контексте административной реформы.

4.Изучить основные вопросы взаимодействие органов государственного управления и населения в Республике Коми.

.Проанализировать современные технологии взаимодействия органов государственного управления и населения в Республике Коми

.Определить роль Общественной палаты Республики Коми в повышении эффективности взаимодействия органов государственного управления и населения

.Предложить пути совершенствования технологий взаимодействия органов государственного управления и населения в Республике Коми.

В ходе подготовки дипломного проекта были использованы следующие методы исследования: системный подход, процессный подход, структурно-функциональный анализ, анализ нормативных правовых документов, статистический анализ.

Теоретическую основу работы составили труды российских ученых в области государственного и муниципального управления (Борисов Н.И., Тюрина С.Ю., Гончаров В.В. и т.д.), в области государственного права (Гриб В.В., Терещенко Л.К., Чеботарева А.А. и т.д.), а также специалистов органов государственного и муниципального управления.

Информационно-аналитическую основу дипломного проекта составили нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Коми, информационно-аналитические материалы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, официальные интернет-порталы органов государственной власти Российской Федерации и Республики Коми.

1. Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия органов государственного управления и населения в Российской Федерации

.1 Система органов государственного управления и их функции

Многие авторы под системой государственного управления понимают систему органов исполнительной власти, и это суждение строится на том основании, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют по предметам ведения и в объеме своей компетенции такие функции государственного управления, как правовое регулирование, государственный (ведомственный) контроль, административный надзор, фискальные функции, руководство или координацию. Это важные функции государственного управления, но далеко не все, что, в основном, было рассмотрено выше

Органы государственного управления по предметам ведения и в объеме своей компетенции самостоятельно осуществляют исполнительно-распорядительные функции. Правовые основы образования и организации деятельности органов государственного управления регламентированы только в подзаконных актах.

К органам государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции. То есть, исполнительная власть осуществляется в форме государственного управления, одним из этапов которого является контрольно-надзорная деятельность.

Отказ от патерналистской концепции государства повлек за собой смену парадигмы и соответственно переход от детальной регламентации и мелочной «опеки» общества к минимальному, объективно необходимому государственному вмешательству в его дела. В этих условиях существенно актуализируется проблема усиления контрольных начал в деятельности государства и особенно органов исполнительной власти, функционально призванных практически обеспечивать реализацию прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений.

Логическим следствием преобразований в сфере государственной власти стала реформа органов исполнительной власти. Действовавшая до административной реформы система исполнительной власти отличалась неоправданной сложностью, громоздкостью, наличием множества жестких субординационных связей, дублированием функций государственных органов, несовершенством правового регулирования системных отношений и вследствие этого недостаточной эффективностью.

Системно-структурная перестройка исполнительной власти, как свидетельствует практика ее реализации, проходила с немалыми затруднениями. Целью реформы являлось создание эффективной системы исполнительной власти, что невозможно без оптимального распределения задач, функций и властных полномочий среди государственных органов.

В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть России осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации - это высший исполнительный орган государственной власти России, возглавляющий единую систему исполнительной власти в стране, обеспечивающий ее единство, направляющий и контролирующий деятельность органов государственной власти.

Возглавляя исполнительную власть Российской Федерации, Правительство Российской Федерации представляет собой особую структуру государства - орган государственной власти, который призван, с одной стороны, воспринимать (отражать) потребности, интересы и цели российского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой - рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.

Управленческой деятельностью, так или иначе, занимаются все органы государственной власти. Но если законодательная власть (представленная Федеральным Собранием Российской Федерации), например, разрабатывает стратегию управления государством, выражая ее в законах, а судебная власть (представленная судами) разрешает споры, имеющие юридическое значение, то Правительство Российской Федерации (как высший орган исполнительной власти в Российской Федерации) осуществляет текущее повседневное управление всеми вопросами государственной важности. При этом деятельность носит распорядительный характер, т.е. осуществляется в форме руководства целым комплексом органов и учреждений специальной компетенции, занимающихся вопросами управления отдельными отраслями экономики и иными сферами общественных отношений. Правительство РФ, являясь органом общей компетенции, обладает следующими контрольными полномочиями:

а) осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров государственными органами исполнительной власти (для организации контроля за исполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образован Аппарат Правительства РФ);

б) руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; в порядке реализации этого полномочия Правительство:

утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает их действие (ст. 12 ФКЗ о Правительстве РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. 25.12.2008 г., с изм. от 22.06.2009 г.) была установлена трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти (федеральное министерство - федеральная служба - федеральное агентство), которая подразумевает соответствующее распределение между ними нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций.

Федеральное министерство и федеральное агентство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору. Федеральное министерство, помимо функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное агентство осуществляет функции по предоставлению государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области государственной обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными, федеральными законами, и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Контрольно-надзорная функция имманентно присуща государственной власти в независимости от исторических, политических и других факторов. «Контроль» и «надзор» как понятия не являются тождественными, вместе с тем они тесно взаимосвязаны. Именно поэтому рассмотрение контрольно-надзорной функции исключительно с точки зрения ее осуществления компетентными органами и должностными лицами властной юридической деятельности ведет к искажению видения данной единой функции. В связи с этим возникает насущная необходимость исследования контрольно-надзорной функции государственной власти с позиции взаимосвязей между государственными органами различных ветвей власти. Только комплексное изучение составляющих общего понятия «контрольно-надзорная функция государственной власти» может способствовать повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности, открыть новые пути ее совершенствования.

В соответствии со статьей 71 («г») Конституции Российской Федерации в ведении федеральной государственной власти находится установление системы Федеральных органов исполнительной власти, порядка ее организации и деятельности, формирование этих органов.

В то же время в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (статья 77, часть 2). Вместе с тем, согласно первой части той же статьи система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Обращает на себя внимание, что до сих пор не принят Федеральный закон о системе федеральных органов исполнительной власти, отсутствие которого лишь частично и не вполне эффективно компенсировал в свое время Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» и компенсируют указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий.

Система федеральных органов исполнительной власти представлена как совокупность следующих видов органов: министерств РФ (федеральных министерств) и иных федеральных органов исполнительной власти, а именно:

) Федеральное Министерство - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов;

Министерство, считает В.М. Манохин, - понятие (категория), устоявшееся веками. Это орган исполнительной власти, администрация, не законодательный и не судебный, с другой стороны, не структурное подразделение, входящее в другой государственный орган власти. В конечном счете, министерство из органа, бывшего основной формой отраслевого управления, стало единственной формой этого самого управления. Министерство имеет в качестве объекта управления отрасль...

) Федеральная служба закрепляется как федеральный орган исполнительной власти, который:

а) осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Заключительным элементом системы исполнительной власти в Российской Федерации является федеральное агентство, которое:

а) осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Представленная система исполнительной власти стала одним из результатов деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Таким образом, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов.

1.2 Формы и технологии взаимодействия органов государственного управления и населения

Отечественный и зарубежный опыт государственного строительства убедительно свидетельствуют, что важнейшими условиями успешного решения задач экономического и социального развития страны, повышения уровня и качества жизни населения являются кардинальное повышение эффективности деятельности органов государственной управления, восстановление доверия между обществом и властью, формирование эффективного механизма их взаимодействия. Ряд последовательных шагов в этом направлении предпринят в ходе проводимых в России административной и муниципальной реформ, реализации программ реформирования государственной и муниципальной службы и т.д.

В Послании <consultantplus://offline/ref=22F149C33143320BDD9FFBA7C23571647871EC552B284E08DEDFCE7EFC545EEFE313E1433909AF49aA30O> Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. указано: «Для России нет, и не может быть другого политического выбора, кроме демократии». При этом подчеркнуто, что «...российская демократия - это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне». Такой подход соответствует положениям ч. 1 ст. 3 <consultantplus://offline/ref=22F149C33143320BDD9FFBA7C23571647B7AE359297E190A8F8AC07BF40416FFAD56EC42390BaA3CO> Конституции РФ, которой закреплено: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Вместе с тем, отмечая некоторые позитивные сдвиги в направлении развития народовластия, говорить о реально достигнутых заметных результатах в этой сфере пока нет оснований.

Согласно ч. 1 ст. 32 <consultantplus://offline/ref=D4B54F5A21344916CC9FB8FDCAC330483548CD660D0DB16E11733A15CF1A80932AC1F224BE64IB1AO> Конституции Российской Федерации граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, ч. 1 ст. 30 <consultantplus://offline/ref=D4B54F5A21344916CC9FB8FDCAC330483548CD660D0DB16E11733A15CF1A80932AC1F224BE67IB1FO> закрепляет право каждого на объединение. В совокупности данные нормы предоставляют населению возможность объединяться и посредством созданных организаций участвовать в управлении делами государства. Таким образом, каждый человек получает реальную возможность влиять на деятельность органов государственной власти и отстаивать свои права и законные интересы.

Для того чтобы рассмотреть, каким образом органы государственного управления и население осуществляют совместные действия, необходимо определить понятие взаимодействия.

Определение термина «взаимодействие» законодательно не определено, однако он широко используется и в теории, и на практике, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных государственных органов, юридических и физических лиц при решении различных вопросов.

Понятие «взаимодействие» с философской точки зрения отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

В экономической теории взаимодействие определяется как участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок.

Под юридическим механизмом взаимодействия понимается система организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляются и регулируются взаимоотношения между субъектами права в целях их упорядочивания и достижения эффективного результата.

Практика любой управленческой деятельности, но особенно той, которая проводится государственными органами власти, неоспоримо свидетельствует о правомерности тезиса том, что результативность управленческой деятельности в значительной степени зависит от целого ряда коммуникационных факторов. Во-первых, от того, в какой мере управленческая деятельность строится с учетом ожиданий, интересов и настроений широких групп населения. Во-вторых, от степени и форм участия людей в подготовке и принятии решений. В-третьих, от того, насколько налажено оперативное информирование людей о принимаемых властными структурами порой даже непопулярных решениях, разъясняется ли их целесообразность. В-четвертых, предпринимаются ли действия по вовлечению людей в процесс реализации решений, проектов и программ. В-пятых, ведется ли оперативная корректировка проводимой политики с учетом так называемой «обратной связи», т. е. оценки людьми хода и результатов ее реализации, эффективности и социальных последствий тех или иных властных действий.

Давая обобщающее определение рассматриваемого компонента управленческой деятельности, в традиционной формулировке говорят о системе взаимодействия органов государственной власти и населения, в более современной формулировке - о системе их коммуникации. Основу эффективной системы взаимодействия (коммуникации) власти и населения, которая позволяет принимать ответственные управленческие решения, образуют различные формы вовлечения граждан в управленческие процессы. Это, прежде всего их постоянное информирование о намерениях и действиях органов власти, конструктивный обмен мнениями между органами власти, населением, общественными организациями и деловыми кругами, хорошо отлаженная обратная связь, позволяющая вести непрерывное отслеживание оценки жителями эффективности принимаемых решений и действий. Крайне важно, чтобы система взаимодействия органов власти и населения основывалась на принципах социального партнерства и диалога.

Процесс взаимодействия осуществляется по определенным направлениям и в определенных формах. В число важнейших направлений взаимодействия органов власти и населения входят следующие:

выяснение общественного мнения о планах, проектах и решениях в период до их окончательного принятия;

привлечение общественности к выработке и экспертизе решений;

открытое обсуждение актуальных проблем;

систематическое оперативное информирование людей о принятых решениях и предполагаемых действиях;

обеспечение прозрачности процедуры принятия решений;

выяснение социальных последствий реализации принятых решений с особым акцентом на изучении общественного мнения и др.

К традиционным формам взаимодействия, например, населения и органов государственного управления можно отнести следующие: обращения и жалобы граждан, теле- и радио- интервью представителей органов государственной власти с ответами на вопросы людей в прямом эфире, публикации в СМИ, общественные приемные руководителей (приемы по личным вопросам), дежурные телефонные линии, социологические опросы разных групп населения, мониторинг средств массовой информации, в том числе с использованием метода контент-анализа. Система взаимодействия власти и населения включает не только отмеченные выше и другие институциональные формы. Ее неотъемлемой составной частью являются повседневные контакты государственных служащих с гражданами, которые обращаются во властные структуры с целью решения своих проблем. В этой ситуации чрезвычайно важными являются, во-первых, профессиональные и деловые качества государственных служащих, их умение оперативно решать волнующие людей проблемы; во-вторых, стиль их общения с людьми, личностные качества. Обращения - являются важным инструментом взаимодействия граждан со своим государством и образуют чрезвычайно широкий спектр социальных отношений.

Закрепление прав граждан на обращения гарантирует обеспечение в правовом отношении этой формы взаимодействия граждан со своим государством. Но эффективность указанного взаимодействия не возникает автоматически. Оно предполагает знание и учет обеими сторонами целого комплекса предпосылок, владения ими, юридическими предписаниями, относящимися к этой сфере общественных отношений, знаниями об устройстве государственно-административного аппарата, функциях его отдельных органов, институтов и структур, а также сферы их компетенции. Разумеется, и сами граждане или их коллективы и объединения должны в полном объеме представлять свою роль и ответственность, возникающие в процессе взаимоотношений по факту обращений. То есть, опять мы сталкиваемся с уже классическими вопросами нашей жизни: ответственности, компетенции, эффективности, сочетания прав и обязанностей, то есть со всем тем, что характеризует правовую культуру граждан. Если же мы примем во внимание, что обращения граждан это постоянно и очень динамично развивающаяся сфера гражданских отношений, то станет понятной важность освещения её самых разных аспектов специалистами и практиками.

Одной из наиболее эффективных форм участия граждан в формировании и реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений в мире является деятельность ассоциаций граждан - общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Несмотря на то, что общественные объединения и государственная власть имеют подчас неоднозначное отношению к диалогу, в интересах обоих создать механизмы для диалога и консультаций, поскольку они преследуют общую цель, которая заключается в нахождении решений проблем общества и удовлетворении потребностей его членов.

Рассмотрим основные формы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти.

Первая форма - государственная поддержка общественных объединений для достижения взаимовыгодных целей, которая может выражаться в следующем:

предоставление государственных грантов общественным объединениям для достижения социально полезных целей;

заключение государственными органами с общественными объединениями гражданско-правовых договоров;

государственный контракт с различными общественными объединениями и проведение конкурсов на выполнение различных государственных программ;

предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др.

Второй формой будет являться участие общественных объединений в правотворческом процессе, при которой общественные объединения оказывают влияние на деятельность органов государственной власти с помощью разработки проектов и программ, которые затем предлагаются правительству. Кроме того, осуществляется взаимодействие с общественными объединениями в ходе работы совещательных и консультативных органов при многих государственных структурах. Это, несомненно, участие в правотворческом процессе общественности, но участие опосредованное, своего рода давление на принятие тех или иных решений со стороны законотворческих органов государственной власти.

Третьей формой взаимодействия является осуществление взаимного контроля. Рассматривая общественный контроль за органами государственной власти, необходимо отметить, что в полной мере его реализация общественными объединениями не представляется возможной, однако, учитывая текущее положение дел в России, актуальность общественного контроля очевидна. Государство предпринимает некоторые действия в данном направлении. Например, в 2011 г. был принят Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=D4B54F5A21344916CC9FB8FDCAC330483641CC63025CE66C40263410C7I41AO> от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», который закрепил норму об общественном контроле со стороны других органов государственной власти, общественных объединений и населения.

Расширение контрольных возможностей общества над государственными структурами - это важнейшая задача гражданского общества. В ходе своего формирования институтам гражданского общества необходимо: оказывать всяческое содействие обеспечению прозрачности и открытости деятельности государственных структур, и в первую очередь правоохранительных органов; осуществлять защиту прав и законных интересов российских граждан; использовать все формы публичного обсуждения проблем общественного значения; выявлять негативные тенденции в данной области общественных отношений.

Сегодня в мировой практике общественные объединения принимают активное участие в решении социальных и других вопросов. Они являются связующим звеном между государством и населением. Общественные объединения активно участвуют в формировании и самоорганизации гражданского общества. В мире деятельность общественных объединений принято относить к так называемому третьему сектору.

Отношение населения к органам государства искажено, т.к. люди считают их высшими инстанциями, регулирующими весь процесс общественной жизни. Между тем высшей ценностью, закрепленной в Конституции <consultantplus://offline/ref=D4B54F5A21344916CC9FB8FDCAC330483548CD660D0DB16E11733A15CF1A80932AC1F224BF64IB19O> Российской Федерации, являются человек, его права и свободы, среди которых право участия в управлении делами государства.

Эффективная реализация обозначенных форм взаимодействия населения с органами государственного управления, а также преодоление существующих проблем в данной области общественных отношений может придать дополнительные возможности в реализации социально полезных целей и задач.

1.3 Совершенствование взаимодействия органов государственного управления и населения в контексте административной реформы

Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и совершенствованию его взаимодействия с населением.

Наличие эффективной системы взаимодействия, с одной стороны, органов власти, а с другой - населения, предприятий и организаций оказывает первостепенное влияние на решение двух фундаментальных проблем управленческой деятельности. Первой из них является бюрократизм. Второй - формирование устойчивого положительного образа власти и доверия к ней людей

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления обозначены в программных документах - «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

снижение избыточного государственного регулирования;

повышение качества государственных услуг;

повышение эффективности органов власти;

повышение информационной открытости.

Оптимизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций

В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <#"justify">В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.

В соответствии с законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.

Законом запрещается требовать от граждан и предпринимателей предоставления информации или документов, которые уже имеются в соответствии с законодательством в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, а также информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативными актами.

Определяются конкретные случаи взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг - либо на основании Налогового кодекса Российской Федерации, либо на основании Перечней платных услуг, утверждаемых Правительством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

Регламентация и стандартизация предоставления государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих услуг в электронный вид

Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов - нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

Следует отметить, что до принятия административных регламентов не существовало единых требований к структуре и содержанию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации органами государственной власти тех или иных полномочий. Порядок предоставления большинства государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций) регулировался документами различного уровня, при этом нередко не существовало единого документа, описывающего такой порядок.

Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры, а в отдельных случаях исключить избыточные действия. В рамках административных регламентов устанавливаются в том числе требования к обслуживанию и комфортности граждан, а также персональная ответственность должностных лиц и возможность досудебного обжалования их действий (бездействия).

Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включающие в себя стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, разрабатываются в соответствии с главой 3 Федерального закона № 210-ФЗ.

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

На постоянной основе проводится оптимизация административных регламентов, в первую очередь - административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанная оптимизация затрагивает как структуру административных регламентов, так и содержание, основными целями являются наиболее полное и наглядное представление информации об услугах для заявителей и ее максимальная адаптация к лучшему восприятию заявителями. В настоящее время одним из основных направлений работы является закрепление в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг требования о максимальном сроке ожидания в очереди при подаче запроса и получении результата - не более 15 минут.

За период с 2006 по 2014 год федеральными органами исполнительной власти было утверждено в установленном порядке более 550 административных регламентов, свыше 16400 административных регламентов утверждено на региональном, более 93100 - на местном уровне.

Формирование и ведение реестров услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее - федеральный реестр). Соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг содержат сведения, отображаемые на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru <http://www.gosuslugi.ru/>).

Похожие работы на - Совершенствование технологий взаимодействия органов государственного управления и населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!