Совершенствование системы информационного обеспечения органа внутренних дел (на примере отдела полиции №8 'Кировский' Управления МВД России по городу Новосибирску)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование системы информационного обеспечения органа внутренних дел (на примере отдела полиции №8 'Кировский' Управления МВД России по городу Новосибирску)













ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Совершенствование системы информационного обеспечения органа внутренних дел (на примере отдела полиции № 8 "Кировский" Управления МВД России по городу Новосибирску)

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность и содержание системы информационно-правового обеспечения органов внутренних дел

1.1 Исторические аспекты создания системы информационного обеспечения органов внутренних дел России

.2 Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики

.3 Понятие, сущность и назначение информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел

Глава 2. Информационное обеспечение отдела полиции № 8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску

.1 Общая характеристика отдела полиции № 8 "Кировский"

.2 Анализ системы информационного обеспечения деятельности отдела полиции

.3 Аналитическая работа в отделе полиции

Глава 3. Основные направления совершенствования системы информационного обеспечения деятельности отдела полиции № 8 "Кировский"

3.1 Совершенствование информационного обеспечения

.2 Совершенствование информационно-аналитической деятельности

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Компетентность и обоснованность управления социальными системами находится в прямой зависимости от уровня информационной обеспеченности, управление неразрывно связано с информационными процессами, происходящими как внутри системы, так и в окружающей ее среде функционирования.

Таким образом, информационные процессы, составляют основу управления, так как любой управленческий цикл осуществляется в пределах поступающей в систему информации.

В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел. Все это, в конечном счете, определяет важность информационного обеспечения управления в органах внутренних дел.

Степень разработанности темы исследования. Исследованию различных направлений информационного обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел посвящен ряд научных работ.

В общеметодологическом контексте проблема управления органами внутренних дел и аспекты информационного обеспечения управления рассмотрены в работах ученых Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, Г.А. Аванесова, В.З. Веселого, О.С. Виханского, С.Е. Вицина, Т.Я. Гобозова, А.В. Жаглина, А.И. Ипакяна, Н.Н. Иванова, JI.M. Колодкина, И.М. Колосовой, A.M. Кононова, А.П. Коренева, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, С.Г. Минасова, А.Х. Миндагулова, М.Н. Никитина, А.И.Одинцова, С.Г. Поволоцкого, В.Ф. Сухарева, Н.Д. Шелякина, А.Н. Уциева, В.В. Черникова, Е.Ф. Яськова и других.

В их трудах раскрывались информационная сущность оперативного управления, процессы разработки и принятия стратегических по своему назначению управленческих решений, а также пути совершенствования правоохранительной деятельности, создания для этого организационных, правовых, информационных, материально-хозяйственных, финансовых, технологических и идеологических предпосылок.

Большое внимание разработке понятия правовой информации, информационного подхода к праву уделено в трудах В.А. Копылова, Ю.В. Кудрявцева, В.В. Лазарева, С.С. Москвина, И.Е. Пасхина, Н.Я. Соколова, В.И. Хабалова, В.А. Шабалина и других.

Объектом исследования является отдел полиции № 8 "Кировский" Управления МВД России по городу Новосибирску.

Предметом исследования система информационного обеспечения отдела полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску.

Гипотезой проведенного исследования является предположение о том, что создание системы информационно-правового обеспечения позволит существенно повысить эффективность оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел.

Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения отдела полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

-  раскрыть сущность и назначение информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел;

-       провести изучение и анализ современного состояния организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел;

-       исследовать нормативно-правовую базу, регламентирующую информационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел;

-       провести комплексный анализ системы информационно-правового обеспечения в отделе полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску;

-       выявить проблемы организации и информационно-правового обеспечения в отделе полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску.

В работе использовались следующие методы: системный анализ, сравнительно-правовой, историко-юридический, анализ статистических данных, включенное наблюдение.

Особенность предмета исследования обуславливает необходимость применения методов разных научных дисциплин - теории управления, информационного права, социологии и статистики.

В качестве источников нормативной и научной информации использованы нормативные правовые акты в сфере информационно-правового обеспечения, материалы научно-практических конференций и семинаров, отечественная и зарубежная монографическая литература, а также электронные носители (ресурсы Интернет), справочные правовые системы "Консультант Плюс" и "Гарант".

Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и приложения.

В первой главе "Сущность и содержание системы информационно-правового обеспечения органов внутренних дел", рассматриваются теоретические аспекты системы информационного обеспечения органов внутренних дел, дан исторический анализ, рассмотрены основные понятия, сущность и назначение информационного обеспечения в системе органов внутренних дел.

Вторая глава "Информационное обеспечение отдела полиции № 8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску" посвящена изучению практической деятельности построения системы информационного обеспечения в отделе полиции №8 "Кировский".

В третьей главе "Основные направления совершенствования системы информационного обеспечения деятельности отдела полиции № 8 "Кировский" предлагаются основные направления совершенствования деятельности по формированию системы информационного обеспечения органов внутренних дел.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования и сформулированные в данной работе выводы и предложения в определенной мере создают дополнительные теоретические, методологические, организационные, информационно-инновационные, технологические и правовые предпосылки для дальнейшего создания эффективной системы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Глава 1. Сущность и содержание системы информационно-правового обеспечения органов внутренних дел

 

1.1 Исторические аспекты создания системы информационного обеспечения органов внутренних дел России


Исследование специфики формирования современной системы административно-правового регулирования информационно-аналитической деятельности органов Министерства внутренних дел обусловило обращение к историческим и организационно-правовым аспектам данной деятельности. В развитии правового регулирования информационного обеспечения органов МВД России выявляется ряд общих тенденций, представляющих определенный интерес для конкретизации механизма административно-правового регулирования исследуемой деятельности.

Сбор и анализ статистической информации начал осуществляться в МВД России с сентября 1803 года. Первый министр внутренних дел В.П.Кочубей личным циркуляром потребовал, чтобы губернаторы сообщали в Министерство данные "для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления", но только в 1834 году при Совете Министра было учреждено статистическое отделение, а по губерниям были открыты статистические комитеты, на важность которых указывал граф Кочубей.

марта 1858 г. в рамках МВД, был создан Центральный статистический комитет, состоящий из двух отделов: Статистического и Земского, под председательством товарищей Министра. В апреле 1863 г. Центральный статистический комитет МВД из коллегиального органа был преобразован в бюро, обрабатывающее статистические сведения; при МВД учрежден Статистический совет, составленный из представителей разных министерств и ведомств.

В конце XIX века в русской сыскной полиции возникают и совершенствуются системы учетов, начинают применяться такие научные методы, как антропометрия, фотография и дактилоскопия. В 1907 году в связи с ростом объемов информации при Департаменте полиции было создано Центральное регистрационное бюро, собирающее информацию с мест. Для наведения справок о судимости, а также для регистрации и опознания личности преступника служили: справки о судимости за два последних десятилетия; карты, составляемые в сыскных отделениях на всех лиц, задерживаемых в течение дня в различных частях города по обвинению в общеуголовных преступлениях и проступках. Причем регистрационные карты содержали максимальный объем информации - от фотографии и отпечатков пальцев, до адресов дальних родственников и любовниц.

Революционные события, имевшие место в октябре 1917 г. изменили все государственные учреждения и всю систему права. Основой советской правовой системы в эти годы стало революционное правосознание. Тем не менее, несмотря на революционные преобразования, в 1917 году именно на основе структуры дореволюционного Министерства внутренних дел начала формироваться структура центрального аппарата НКВД, в которую был включен Центральный статистический отдел. Основой создания местной милиции стало Постановление НКВД РСФСР от 28.10 1917 "О рабочей милиции", в котором были конкретизированы задачи по созданию и формированию подразделений народной милиции, внедрению новых методов работы. Так, вместо картотечного учета преступлений и лиц их совершивших, отчетов и опросных листов, применявшихся в полиции России, вводились доклады с мест.

сентября 1918 года решением Коллегии Народного комиссариата внутренних дел РСФСР утверждено "Положение о статистическом отделе НКВД". В нем предписывалось собирать в НКВД статистические данные по различным направлениям деятельности наркомата и, в том числе, о результатах борьбы с уголовной преступностью. В этом Положении было впервые закреплено, что статистический отдел сосредоточивает у себя разработку всех статистических материалов, находящихся в ведении Комиссариата Внутренних Дел. С этой даты и ведется отсчет времени создания и формирования ныне существующей системы информационного обеспечения органов внутренних дел России.

Следует отметить, что уже 7 октября 1918 г. Управление рабоче-крестьянской милиции реорганизовано в Главное управление милиции (ГУМ), которое становится самостоятельным звеном НКВД, включающее и информационный отдел. Первое же информационное подразделение - дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Вслед за этим вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. Важно подчеркнуть, что именно в этот период начинает осознаваться важность информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Переломным моментом стал 1922 год, когда на Первом Всероссийском съезде работников милиции утверждается программа организации учетной и статистической работы. В соответствии с Положением ВЦИК и СНК РСФСР от 24.05.1922 "Об НКВД РСФСР" организационно-административное управление включало в себя статистический отдел, на который было возложено выполнение всех работ по административной статистике по плану и заданиям народного комиссариата, устанавливаемым по соглашению с Центральным статистическим управлением. В 1923 году Приказом начальника Центрального аналитического управления (ЦАУ) отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. НЭП, рост преступности повлекли за собой резкий рост объемов информации, появляются и обостряются проблемы работы с ней, в связи с чем функции управления информационной работой, отраслевых служб НКВД были возложены на научно-статистическое бюро.

августа 1923 г. НКВД РСФСР утвердил "Положение о Центральном административном управлении НКВД РСФСР", в котором определяются его структура и задачи. В соответствии с данным Положением в данное управление вошли отделы: административный, милиции, уголовного розыска и секретариат. С упразднением ЦАУ, в 1929 году, создается Административно-организационное управление, в компетенцию которого входят и вопросы организации единой системы информации, которые должен был решать Статистический отдел. Принятие инструкции, регламентирующей всю работу с информацией во всех подразделениях НКВД, становится важным этапом совершенствования информационной деятельности органов внутренних дел.

В последующий период (1930-1939 гг.) данная деятельность была распространена на все управления и самостоятельные отделы НКВД: были созданы регистрационно-учетные аппараты. С марта 1932 г. в состав ГУГБ НКВД СССР вошел Учетно-статистический отдел, функции которого включали осуществление оперативного учета и статистики, ведение архива. Важно отметить, что к середине 30-х годов были сформированы три направления информационно-справочной работы - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты, которые развивались и совершенствовались самостоятельно. Значимость данных направлений обусловливалась значимостью учетной деятельности в информационном обеспечении органов внутренних дел. В 1961 г. в СССР была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел.

С внедрением в деятельность органов внутренних дел появившейся в стране вычислительной техники, начиная с 1968 года, создаются новые структурные подразделения - вычислительные центры.

Следует подчеркнуть, что единая структура информационной службы, объединившая информационно-статистические отделы органов внутренних дел с вычислительными центрами, появляется лишь в 1971 году, с образованием при МВД СССР Главного научного информационного центра управления информацией (ГНИЦУИ) и созданием информационных центров в МВД и УВД. Приказом МВД СССР от 17 мая 1971 года была утверждена типовая структура информационных центров при МВД-УВД, а также их временные типовые штаты.

Создаваемое в рассматриваемый исторический период программное обеспечение вычислительных центров МВД, в целом, уступало лучшему из существовавшего в стране и тем более в мировой практике, но были и разработки на уровне мировых стандартов. К их числу следует отнести разработанное Академией МВД РФ программное обеспечение автоматизированного рабочего места руководителя следственного подразделения, следователя, систему регионального криминологического прогнозирования "ИСКРА", АРМ эксперта-криминалиста и другие, отличающиеся от мировых стандартов в несколько раз меньшей стоимостью, но не уступавшие им по качеству. Так, например, в автоматизированном банке данных оперативно-розыскного и профилактического назначения "Центр", "Республика" использовалась информационно-поисковая карта (ИПК) АБД, служащая для сбора информации о лицах, совершивших преступление, их связях и о характере совершенного ими преступления.

Приказом МВД СССР от 30.05.1987 года №032 в составе Информационного центра была организована группа специальных фондов (архив), где был сосредоточен основной массив документов по управленческой деятельности, по личному составу МВД СССР, оперативный архив и другие документы к количестве 60 тыс. единиц хранения, для размещения которых в 1988 году выделено новое архивохранилище.

октября 1985 г. утверждена типовая структура информационных центров МВД, ГУВД УВД, а через два года, 3 декабря 1987 г., была утверждена Программа создания, внедрения и эффективного использования автоматизированных систем и средств вычислительной техники в МВД СССР до 2000 года.

В целях совершенствования информационного обеспечения ОВД, устранения недостатков в области компьютеризации, обеспечения концентрации усилий информационных центров на важнейших направлениях работы, а кроме того повышения ответственности за использование автоматизированных систем, был издан Приказ МВД РСФСР №104 от 5 июля 1991 г. "Об утверждении Программы компьютеризации органов внутренних дел Российской Федерации на ближайшую перспективу", в котором отмечался переходный этап компьютеризации органов внутренних дел России от разрозненной, не связанной, устаревшей и программно-несовместимой вычислительной техники, используемой в органах внутренних дел к системе информационного обеспечения МВД России. Были определены основные направления создания отраслевой информационно-вычислительной сети, разработки единого унифицированного методического, информационного, организационно-правового и программно-математического обеспечения для перехода к интегрированным базам данных и другим информационным технологиям; предусматривалось выполнение комплекса работ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие законодательных, правоприменительных и правоохранительных органов России на основе объединения в информационно-вычислительной сети России локальных и территориальных распределенных ИВС ОВД.

сентября 1991 г. приказом МВД СССР объявлено о создании автоматизированной системы управления внутренними войсками МВД СССР.

После распада СССР приказом Министра внутренних дел Российской Федерации было утверждено положение "О Штабе МВД России" его структура и штаты. В его состав вошли три управления - информационно-аналитическое, организационно-плановое и оперативное; были утверждены штаты и положения о Главном информационном центре, а также о Центре радиоэлектронной борьбы; 26 мая 1992 г. служба учета и технического обслуживания персональных электронно-вычислительных машин и оргтехники ПХУ МВД России реорганизована в Центр технического обслуживания персональных электронно-вычислительных машин и оргтехники МВД Российской Федерации. Через месяц, 26 июня 1992 г. был издан приказ МВД России "О мерах по обеспечению единой технической политики в области создания и внедрения информационных систем ОВД и ВВ".

Важно отметить, что в 1992 - 1993 годах процесс информатизации активно внедрялся во все виды деятельности органов внутренних дел. Так, например, учет водительских удостоверений осуществлялся с использованием автоматизированных систем, была начата информатизация противопожарных аварийно-спасательных служб, формировались и велись централизованные оперативно-справочные, розыскные, криминалистические учеты, экспертно-криминалистические коллекции и картотеки органов внутренних дел Российской Федерации.

В 1995 году при ГУГАИ МВД России создается межрегиональный отдел информационного обеспечения. В число основных структурных подразделений МВД России было включено Управление информации и общественных связей, а в непосредственном подчинении МВД России находится Главный информационный центр.

В принятом 12 августа 1995 года Федеральном законе № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в статье 10 "Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности" зафиксировано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

В период 2002-2004 годов МВД России в рамках финансовых средств, выделяемых на основную деятельность, реализовывались мероприятия, направленные на повышение эффективности использования существующих в МВД России информационных ресурсов. 13 июня 2002 г. приказом МВД России № 562 была утверждена "Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002- 2006 годы", в которой были намечены пути решения двух взаимосвязанных задач: повышения эффективности использования существующих в МВД России информационных ресурсов и обеспечения развития ИВС МВД России как системы, интегрирующей информационные ресурсы органов внутренних дел на основе перспективных технологий их обработки.

Реализация положений данной концепции, создание отдельных телекоммуникационных и информационных фрагментов информационно-вычислительной системы органов внутренних дел, способствовали обеспечению перехода к созданию единого информационного пространства МВД России, а в дальнейшем и к формированию единого информационного пространства правоохранительных, контрольно-надзорных и финансовых органов Российской Федерации на основе интеграции их информационных ресурсов в единую информационно-телекоммуникационную среду.

В 2003 году решением совещания при Министерстве внутренних дел Российской Федерации на ГИЦ МВД России были возложены функции по руководству, координации и контролю за процессами внедрения и использования современных информационных технологий в системе МВД России, формированию единой научно-технической политики в органах внутренних дел. Были разработаны проекты создания отдельных телекоммуникационных и информационных фрагментов информационно-вычислительной системы органов внутренних дел. Они прошли опытную эксплуатацию и были рекомендованы руководством Министерства к внедрению в промышленную эксплуатацию. Так, 19 октября 2004 г на официальном сайте МВД России была открыта электронная общественная приемная.

В 2004 году в целях концентрации усилий на важнейших направлениях работ по совершенствованию информационного обеспечения органов внутренних дел, обеспечению комплексного подхода к их решению разработана Программа "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел" на 2005-2008 годы. В соответствии с новыми задачами ГИЦ МВД России в ноябре 2004 года был преобразован в Главный информационно-аналитический центр МВД России.

С 2005 года началась реализация Программы МВД России "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел". В рамках реализации ее подпрограмм "Реконструкция и техническое перевооружение информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте", "Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной АДИС-ГИЦ и развитие АДИС регионального уровня", "Создание автоматизированной информационно-поисковой системы биометрической идентификации личности по изображению лица" в 2005-2006 годах были полностью оснащены типовыми программно-техническими комплексами "ИБД-Регион" восемьдесят два региональных информационных центра, в задачи которых входит обеспечение автоматизированного формирования и использования оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов; была создана федеральная система автоматизированных дактилоскопических учетов органов внутренних дел АДИС ГИАЦ, объем базы данных, которой превысил тридцать два миллиона дактилокарт, что позволило в идентифицировать каждый шестой след, изъятый с мест нераскрытых преступлений, каждый четвертый неопознанный труп, каждое четырнадцатое лицо с искаженными паспортными данными.

Развитие системы информационного обеспечения органов внутренних дел в Российской Федерации осуществляется в рамках административной реформы, проводимой Президентом РФ. Это, на мой взгляд, свидетельствует о важности административно-правового механизма регулирования правоотношений, возникающих в процессе информационно-аналитической деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел на современном этапе.

1.2 Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики

Для того, чтобы разобраться в понятии термина "информационное обеспечение", рассмотрим вначале такие основные элементы информационного обеспечения как информация, информационная система и информационные технологии.

Понятие "информация" в научной литературе различными авторами трактуется не однородно, но в целом имеет единое смысловое назначение. Так, К. Шеннон дает следующее понятие: информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. По мнению Н. Винера, информация - это не энергия и не материя. Кроме того, он впервые предложил "информационное видение" кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. В конечном итоге до недавнего времени под информацией было принято понимать уже не просто сведения, а те сведения, которые являются новыми и полезными для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией, что являлось не совсем справедливым, и впоследствии это неоднократно подтвердилось.

Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. По мере развития общественных отношений в информационной сфере менялось и трансформировалось само понятие, а дальнейшее совершенствование научно-технического прогресса в корне изменило существовавшие представления об информации и информационной сфере. В связи с этим возникла потребность в научном осмыслении сущности информации и информационных процессов, выявлении ее наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке самого понятия. Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком в различных областях деятельности, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, т.е. произошла глобализация процесса обмена информацией. Во-вторых, была предложена количественная мера информации, что привело к созданию в научном мировоззрении новой теории.

Следует отметить, что Н. Винеру принадлежит одно из первых определений информации. Он, в частности, определял ее как "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде".

В целом, анализируя информацию, нельзя говорить о ней неконкретно. Предметом научного познания в аспекте данного параграфа должна быть, в первую очередь, та информация, которая находится в информационном обороте и по поводу которой или в связи с которой возникают общественные отношения, подлежащие регулированию в правовом поле.

Можно согласиться с мнением отдельных авторов о том, что информация - специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы. Виды информации, обеспечивающей достижение целей системы, зависят от сложности самой системы и используемых предметных областей.

В.В. Крылов считает, что термин "информация" может интерпретироваться и как "совокупность формализованных сведений (знаний), предназначенных для передачи в качестве сообщения", понимая под "сообщением" активные волевые действия лица по передаче информации вовне, под "знанием" - упорядоченное мысленное представление о конкретном объекте, факте (или их совокупности), о способах его (их) взаимодействия и взаимосвязи с другими объектами, фактами, поддающимися описанию, приему и передаче формальным (вербальным или символьным) образом.

Вместе с тем, законодатель в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в котором регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий и обеспечении защиты информации, т.е. отношения по формированию и использованию большей части информации, так определил исследуемое понятие: "информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". Данное понятие по сравнению с понятием, которое было закреплено в утратившем силу Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", является достаточно объективным, но вместе с тем носит весьма общий характер.

Создание, преобразование и манипуляция с информацией, особенно в современных системах связи и телекоммуникации, потребовало также акцентировать внимание на таких проблемах:

-  информационная безопасность (точнее, безопасность в информационной сфере), обеспечивающая выявление угроз и защиту информации от неправомерного доступа;

-       обеспечение информационных прав и свобод граждан, государства и общества в области защиты от воздействия недоброкачественной информации, что в свою очередь обусловило возникновение еще одной обеспечивающей предметной области - создания и применения средств и механизмов обеспечения информационной безопасности.

Применительно к деятельности системы органов внутренних дел понятие информации можно сформулировать как сведения, характеризующие:

-       состояние и деятельность системы органов внутренних дел и объектов ее внешнего воздействия;

-       состояние и воздействия внешней среды, определяющие ее деятельность.

Нетрудно заметить, что данное определение носит самый общий характер. Наполнить его конкретным содержанием возможно путем рассмотрения системы информации, которая представляет собой совокупность видов информации, используемой в процессе управления органами внутренних дел, и ее классификации.

Всю совокупность сведений, составляющих систему информации органов внутренних дел по их роли и участию в процессах управления системой, можно разбить на следующие виды:

1. Информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация). Эта информация, во-первых, определяет цели и задачи органов внутренних дел как объекта их управления и, во-вторых, задает ограничения в их функционировании, определяет положения об их деятельности. Сюда относятся законы, указы, решения и постановления федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, наделенных соответствующей компетенцией.

2.      Информация, характеризующая географические, политические, социально-экономические и демографические условия, в которых протекает деятельность органов внутренних дел. Это информация о факторах, определяющих и как само состояние правопорядка (как социального явления), так и характер деятельности системы органов внутренних дел. К этому виду относятся сведения о:

-  географических характеристиках (размерах, рельефе, климатических условиях и пр.) региона обслуживания, его административно-территориальном делении и т.д.;

-       политической и экономической ситуации, складывающейся в регионе;

-       состоянии и развитии производительных сил, промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, связи, здравоохранения, образования, культуры, торговли, быта и пр.

-       численности населения, его половозрастной структуре, занятости, уровне образования, размещении, миграционных процессах, наличии лиц, ранее судимых, страдающих аномальными проявлениями (алкоголизм, наркомания, психические и венерические заболевания, суициды и пр.).

Источниками данного вида информации являются статистические органы, органы образования, культуры, здравоохранения, предприятия, учреждения и т.п.

.        Информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия системы органов внутренних дел - правонарушения, причины и условия их совершения, явления, выходящие за рамки установленного общественного порядка, лиц, совершивших противоправные деяния, отбывающих наказание и прочие сведения:

-  о состоянии, уровне, динамике и структуре правонарушений (имеются в виду преступления и административные правонарушения), их географии времени, месте и обстоятельствах совершения и условиях, способствующих совершению, объектах преступного посягательства и т.д.;

-       о лицах, совершивших правонарушения, их половозрастной структуре, занятости общественно-полезным трудом, месте работы и жительства, образовательном цензе, прошлых судимостях, нарушении общественного порядка. Основным источником данного вида информации являются органы внутренних дел, так как они главным образом ведут данную регистрацию и учет. Дополнительно, в незначительном объеме эти сведения регистрируются судебными органами (в основном дела частного обвинения), прокуратурой, административными комиссиями администраций и товарищескими судами по месту работы и жительства граждан.

. Информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел. Этот вид информации определяет процесс внутриорганизационного функционирования системы и эффективность ее деятельности по выполнению функций внешнего управления. Соответственно этому сведения составляют две группы:

) Сведения о состоянии органов внутренних дел:

-  структурное построение органа внутренних дел;

-       его штатную численность (в целом и по службам), укомплектованность, качественный состав кадров (образовательный и возрастной ценз, стаж работы в органах внутренних дел вообще и в данной службе в частности), расстановку личного состава и т.д.;

-       техническую оснащенность органа средствами транспорта, криминалистической и оперативной техники и пр.;

) Сведения о деятельности органов внутренних дел:

-  организаторской деятельности органа в целом, ее характере и направленности;

-       раскрытии и расследовании преступлений;

-       работе по общей и индивидуальной профилактике;

-       розыскной работе;

-       работе со спец. аппаратом;

-       работе с подучетным элементом;

-       административно-юрисдикционной деятельности;

-       соблюдение законности;

-       работе по жалобам и заявлениям граждан;

-       использовании оперативной и криминалистической техники;

-       правовой пропаганде и пр.

Источниками данного вида информации, как видно из перечня, также являются в основном органы внутренних дел, а также органы, осуществляющие всевозможные проверки системы, общественные организации, органы местного самоуправления, граждане и средства массовой информации.

. Информация, характеризующая состояние и результаты функционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды. Этот вид информации отражает деятельность правоохранительных органов, не входящих в систему органов внутренних дел (суд, прокуратура, ФСБ и налоговая полиция, таможенные органы; органы юстиции), и общественных формирований, которые участвуют в поддержании правопорядка.

К этому же виду можно отнести и данные, характеризующие состояние и результаты деятельности транспортных и специальных органов внутренних дел, а также подразделений внутренних войск, которые на обслуживаемой территории также в той или иной степени участвуют в поддержании общественного порядка.

С некоторой степенью условности к этому виду информации можно отнести и сведения научного и методического характера, которые используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью.

Источниками данного вида информации, как видно из перечня, являются вышеуказанные органы.

Таковы в общих чертах основные виды информации, используемой в деятельности органов внутренних дел, и основные источники ее поступления. Группировка этой комплексной информации в вышеназванные блоки отражает в значительной степени и ее классификацию, основанием которой является участие в процессах управления системой органов внутренних дел. Вся совокупность этих видов информации составляет систему информации.

Рассмотрев систему информации органов внутренних дел, необходимо остановиться на требованиях, предъявляемых к информации, и некоторых вопросах ее количественной и качественной оценки.

В научной и специальной литературе довольно полно и всесторонне рассмотрены общие требования, предъявляемые к информации, используемой в управлении. Поэтому рассмотрим лишь те из них, которые имеют наиболее существенное значение для деятельности органов внутренних дел:

. Строгое соответствие информации компетенции субъекта управления, а также его месту в организационной структуре управления, означающее, что вся поступающая в систему информация, должна отражать специфику ее деятельности, быть связанной с содержанием ее функционирования и обеспечивать выполнение поставленных перед ней общих задач и функций, а также соответствующих разовых задач.

. Оптимальность (необходимость, достаточность) - соответствие объема, содержания и качества информации, возможности принятия решения, обеспечивающего эффективное функционирование системы. То есть всякая информация должна отражать состояние объектов системы и внешней среды с необходимой степенью полноты и репрезентативности, соответствующей задачам управления. Оптимальность информации выражается в ее количественных и качественных характеристиках, и суть ее состоит в том, чтобы минимальные объемы и виды информации позволили устранить неопределенность субъекта по тому или иному вопросу или решить конкретную задачу управления.

Однако при определении оптимальности необходимо учитывать, что она не является постоянной величиной, а зависит, во-первых, от характера решаемых системой задач и, во-вторых, от опыта и уровня квалификации сотрудников.

. Необходимая достаточная достоверность и точность информации означает, что информация должна объективно отражать состояние системы и внешней среды с требуемой в данном случае степенью точности. Однако при соблюдении этих принципов необходимо учитывать, что, как правило, повышение степени полноты, достоверности и точности информации увеличивает время на ее получение (снижается оперативность), а зачастую увеличивается и ее стоимостная оценка (увеличивается количество сотрудников занятых ее сбором и пр.).

. Своевременность (или требуемая периодичность) состоит в том, что как задержка с поступлением информации в систему, так и преждевременный ее сбор приводят к снижению или потере ее актуальности и, как следствие, к значительному понижению эффективности принимаемых решений. Следовательно, задача субъекта управления состоит в том, чтобы исходя из характера решаемых задач и выполняемых функций наиболее правильно установить требуемую периодичность и сроки поступления отдельных видов информации, учитывая при этом необходимую степень полноты и точности содержащихся в них сведений.

. Комплексность, систематизированность и прогностический характер информации означает, что сведения должны в минимальном объеме выражать всю совокупность явлений, их взаимообусловленность и взаимосвязь с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированными и обобщенными по определенным критериям, соответствующему характеру решаемых задач и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения (эволюции) в будущем.

. Коммуникативность информации - требование к информации, связанное с ее восприятием и усвояемостью, как системой управления, так и объектами внешней среды. Это означает лаконичность и логичность построения сообщения, его непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, исключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на следующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом.

Это требование может выполняться унификацией, формализацией и стандартизацией наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел документов (различных протоколов, актов и пр.).

Рассматривая требования, предъявляемые к информации, необходимо кратко остановиться и на вопросах ее количественных и качественных характеристик.

Согласно математической теории информации, разработанной Клодом Шенноном, считается, что чем неочевиднее сообщение, чем менее оно вероятно, тем больше оно несет информации. Однако такая оценка сообщения ввиду ряда объективных причин не всегда приемлема для социальной информации, более нуждающейся в качественных характеристиках. Основной из них является ценность информации, критерий которой - сообщение, наиболее приближающее систему к решению поставленных перед ней задач.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что количественные и качественные оценки информации связаны с ее полнотой и ценностью. Степень полноты информации определяется, как правило, соотношением той информации, которую субъект управления считает необходимой для выполнения поставленных перед ним задач, и той, которой он располагает на данный момент. Однако в данном случае субъекту всегда необходимо помнить о таком требовании, предъявляемом к информации, как ее оптимальность, а также необходимая и достаточная достоверность и точность - то есть четко представлять определенный ее предел. Ценность информации определяется, во-первых, степенью того, насколько устраняется неопределенность субъекта по решаемому вопросу, а, во-вторых - важностью сообщения для решения поставленных задач и его достоверностью.

В системе управления ОВД субъект управления выступает в роли завершающего звена на пути преобразования информации в управляющее воздействие. Обладание информацией необходимо субъекту управления для успешного осуществления своих управленческих функций, следовательно, информационное обеспечение процесса управления должно охватывать все этапы управленческого цикла: от подготовки и принятия решения до анализа и контроля за его исполнением.

В общем потоке информации, необходимой в управлении, выделяют ряд последовательных этапов, что дает основание говорить об определенном технологическом цикле информационного обеспечения процесса управления в системе органов внутренних дел. Содержание этапов информационного цикла зависит от функционального назначения соответствующего этапа цикла управления.

Наиболее часто применяемыми методами получения информации в ОВД служат наблюдение - непосредственное, включенное или косвенное; опросы (беседы, анкетирование или интервьюирование); изучение официальных и неофициальных документов; эксперименты как лабораторные, так и полевые и специальные методы от тестовых испытаний до экспертных оценок.

Использование методов получения информации позволяют создать требуемые потоки информации, под которыми принято понимать совокупность отдельных сообщений движущихся по определенным направлениям. Отсутствие рациональных схем организации подобных информационных потоков приводит к значительным издержкам и затратам на поддержание необходимой полноты, достоверности и своевременности предъявления информации.

Закон дает определение не только информации, но и информационной системе, которая определяется как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В свою очередь информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

1.3 Понятие, сущность и назначение информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел

Под информационным обеспечением следует понимать деятельность по разработке, организации функционирования и совершенствованию информационных систем, направленную на организацию обеспечения субъекта совокупностью сведений в виде систематизированной информации, необходимой ему для осуществления возложенных на него задач и функций процесса управления.

Закономерности информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел объективно следуют из закономерностей социального управления, связанных с реализацией организационно-технологических целей управления. К группе закономерностей информационного обеспечения в сфере правоохранительной деятельности относят:

1. Обусловленность организации информационных технологий управления в сфере правоохранительной деятельности особенностями объекта информационного обеспечения.

2.      Непрерывность и цикличность информационно-технологического обеспечения процесса управления в сфере правоохранительной деятельности.

.        Функциональную специализацию информационных технологий управления по мере усложнения сферы правоохранительной деятельности.

.        Технологический консерватизм информационного обеспечения правоохранительной деятельности в сравнении с динамичностью и изменчивостью процессов управления.

Первая закономерность вытекает из закона необходимого разнообразия. В общем виде объектом информационного обеспечения является система управления органами внутренних дел. При более детальном рассмотрении объектов информационного обеспечения оказывается, что их перечень на несколько порядков может превышать соответствующее множество объектов управления. Это связано с тем, что содержание информационного обеспечения может относиться ко всему процессу управления, к определенным его функциям и стадиям, методам и формам, к деятельности отдельных управленческих звеньев, к конкретным видам управляемой деятельности, к деятельности конкретных категорий сотрудников органов внутренних дел. И в каждом из этих случаев обеспечивающие информационные технологии будут характеризоваться своей спецификой и особенностями. Например, информационно-технологическое обеспечение общеуправленческих функций системы ОВД дифференцируется на информационные технологии прогнозирования, планирования, организации, регулирования и контроля.

Вторая объективная закономерность связана с закономерностью цикличности, непрерывности процесса управления. Информационные технологии управления ОВД призваны обеспечивать ряд постоянно повторяющихся взаимосвязанных операций по сбору, хранению, обработке и передаче информации, что обеспечивает неразрывность управленческих процедур во времени.

Третья закономерность связана с динамикой социального развития. Традиционные схемы информационного обеспечения правоохранительной деятельности в условиях политических и иных преобразований в обществе все чаще оказываются неэффективными и преобразуются в специализированные подсистемы и комплексы. Понимание этой закономерности позволяет успешно решать вопросы соотношения централизации и децентрализации информационно-технологического обеспечения органов внутренних дел, создания и функционирования информационных технологий, ориентированных на функциональную специфику решения управленческих задач в различных подразделениях и регионах.

Таким образом, исходя из вышесказанного, задачи информационного обеспечения и информационной системы органов внутренних дел можно сформулировать следующим образом:

-  определение необходимых для управления видов и объектов информации, форм ее представления и сроков поступления в систему, а также ответственных за это компонентов системы;

-          обеспечение информационного взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел с объектами внутриорганизационного управления и внешней среды;

-       организация регистрации заданных параметров (показателей) функционирования системы и состояния объектов внешней среды;

-       обработка первичной информации, поступившей в систему, систематизация ее и обобщение в виды и формы, необходимые для осуществления процесса управления;

-       распределение поступившей и обработанной информации между звеньями системы управления (службами, подразделениями, исполнителями) согласно выполняемым ими функциям или конкретно решаемым задачам;

-       обеспечение хранения поступившей информации, ее своевременный и релевантный поиск и выдача, согласно запросам, компонентов системы и внешней среды;

-       организация своевременной передачи информации объектам внутриорганизационного управления и внешней среды;

-       внедрение технических средств сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях ускорения этих процессов и улучшения их качества.

Из практики деятельности органов внутренних дел за последние годы следует, что существующие структуры информационно-технологического обеспечения неизбежно устаревают, что связано с технологическим консерватизмом информационного обеспечения правоохранительной деятельности в сравнении с динамичностью и изменчивостью процессов управления. Отсюда очевидно, что технологические преобразования должны быть адаптивны изменяющимся целям и соответствующим им функциям управления. Объективные закономерности информационного обеспечения управления органами внутренних дел не исчерпываются приведенными выше. Познание данных закономерностей - это процесс познания объективной реальности развития общества с присущими ему противоречиями и сложностями.

Подводя итог, еще раз отметим, что по существу информационное обеспечение управления представляет собой специфический вид управленческой деятельности по созданию, организации функционирования и развития информационных систем.

Информационное обеспечение крайне важно для главного субъекта управления - руководителя органа внутренних дел, координирующего действия подчиненных, эффективность деятельности которого находится в прямой зависимости от имеющихся в его распоряжении и удовлетворяющих его информационные потребности информационных систем.

Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя предполагает решение следующих основных вопросов по созданию необходимых информационных систем:

-  установить источники, виды и периодичность поступления информации;

-       наметить и осуществить сбор, обработку и анализ информации;

-       определить круг потребителей каждого вида информации и их обратные связи и т.д.

Рассматривая принципы построения и применения информационных технологий в деятельности органов внутренних дел, необходимо помнить, что они являются основой практической реализации объективных законов и закономерностей в процессе деятельности правоохранительных систем. Под принципами информационно-технологического обеспечения управления органов внутренних дел понимают правила, постулаты и общие идеи о том, как должна строиться, функционировать и развиваться система информационных технологий в сфере правоохранительной деятельности. В отличие от закономерностей принципы субъективны по своей природе. Они формируются специалистами на основе познания закономерностей и опыта практической деятельности.

Глава 2. Информационное обеспечение отдела полиции № 8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску

 

2.1 Общая характеристика отдела полиции № 8 "Кировский"


Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации является разновидностью государственной службы РФ. В настоящее время в рамках административной реформы в России осуществляются коренные преобразования механизмов государственного управления, формируется современная система государственной службы.

Одним из ее видов является правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на соответствующих должностях в государственных органах, призванная осуществлять функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью. Правоохранительная государственная служба характеризуется тем, что она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических мер воздействия. Правоохранительная служба организуется в различных государственных органах, и прежде всего, Министерства внутренних дел России.

Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является полиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации.

Полиция - это система государственных органов исполнительной власти и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Отдел полиции № 8 "Кировский" относится к территориальным подразделениям ГУ МВД России по НСО. Структура организации представлена в виде схемы (см. приложение 1)

Территориальные подразделения, осуществляют в соответствии с действующим законодательством полномочия органов внутренних дел на определенных территориях области. Представлены Управлением внутренних дел по городу Новосибирску, а также районными отделами и отделениями внутренних дел в районах области.

В пределах своей компетенции каждый территориальное подразделение:

принимает и регистрирует заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности.

организует работу по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений, устранению условий и обстоятельств, способствующих их совершению.

в пределах своей компетенции возбуждает уголовные дела, производит дознание, осуществляет неотложные следственные действия, оперативно-розыскную и криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия.

осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших лиц, а также похищенного имущества.

обеспечивает правопорядок в общественных местах и населенных пунктах.

обеспечивает охрану, конвоирование и содержание лиц, задержанных за административные правонарушения, по подозрению в совершении преступлений и имеющих меру пресечения - заключение под стражу.

Миссия организации - обеспечение безопасности населения России, служение правде и справедливости, искоренение преступности и защита народа.

Цели:

-  обеспечение общественного спокойствия, соблюдения закона и порядка;

-       защита и соблюдение основных прав и свобод человека;

-       предупреждение преступности и борьба с ней;

-       выявление преступности;

-       оказание помощи и услуг населению.

Главные задачи:

-  правовая защита граждан;

-       обеспечение безопасности дорожного движения;

-       гарантирование основ Конституции, гражданского и уголовного кодексов;

-       обеспечение правопорядка;

-       помощь в ситуациях опасности.

Следует выделить особенности в управлении отделом полиции:

использование принципов демократизма, централизации и децентрализации, делегирования полномочий, соучастия, сочетания коллегиальности и единоначалия;

максимально полный сбор информации о факторах внешней и внутренней среды, связанных с проявлениями социальной самоорганизации в режиме мониторинга, анализ и прогноз их влияния на состояние оперативной обстановки, оперативно-служебную деятельность отдела полиции;

активное взаимодействие с институтами гражданского общества;

использование самоорганизационного потенциала коллектива отдела для достижения стоящих перед ним задач по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка, в частности за счет коллективной выработки управленческих решений и создания специальных рабочих групп для решения отдельных, наиболее сложных проблем.

Процесс реформирования системы МВД ещё не завершен, но, несмотря на сложный период реформирования, сотрудники с достоинством справляются с возложенными на них задачами. Коллективу во многом пришлось перестраивать свою работу в новых условиях, апробируя современную систему организации системы МВД. Однако есть и проблемы, решение которых будет способствовать повышению качества работы полиции и в целом позитивно отразится на состоянии обстановки в городе и которые требуют решения на уровне органов местного самоуправления. Среди них: проведение работы по оборудованию мест массового пребывания граждан системами видеонаблюдения и кнопками тревожной сигнализации, изыскание финансирования целевой программы по безопасности дорожного движения, разработке межведомственных мероприятий по реабилитации лиц, ранее судимых и лиц, ранее совершавших преступления.

Таким образом, служба в органах внутренних дел представляет собой разновидность государственной службы, реализующей свои полномочия на всей территории России. Она осуществляется под руководством МВД России, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Российской Федерации, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

При выполнении своих функций органы внутренних дел и его звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения. т.е. вертикальными, и сотрудничества согласования, т.е. горизонтальными.

Для реализации функций по обеспечению общественной безопасности сотрудники органов внутренних дел осуществляют свою деятельность на основе отраслевой специализации.

Создание работоспособной и эффективной системы государственного управления - необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития как системы МВД, так и России в целом.

 

2.2 Анализ системы информационного обеспечения деятельности отдела полиции


Непосредственно задачу, связанную с организацией информационного обеспечения, выполняют информационные системы, представляющие собой совокупность методов и средств удовлетворения заданных информационных потребностей органа и его служб, которые состоят из информационных связей, обеспечивающей циркуляцию управляющей и осведомительной информации; сбора, обработки, хранения и выдачи данной информации компонентам системы управления в видах и объемах, соответствующих характеру решаемых ими задач.

Наиболее емкой, с точки зрения информационных потребностей, является стадия выработки и принятия управленческого решения, на которой необходима сгруппированная и проанализированная информация, отражающая целевые установки, стоящие перед системой, конкретные задачи и критерии оценки, сложившуюся ситуацию, тенденции развития самой системы и окружающей среды (прогностическая информация), а также информация, отражающая ход научных разработок по данной проблематике или опыт решения аналогичных задач, накопленный как самим органом, так и другими органами внутренних дел (методическая информация и информация о передовом опыте). На этой стадии управленческого цикла, как показывают исследования, перерабатывается от 50% до 90% всей входящей в отдел информации.

Большое значение для качественного и своевременного информационного обеспечения системы управления отделом имеет вопрос о снижении уровня существующих в системе "информационных шумов" и преодоление "информационных барьеров", затрудняющих течение информационных процессов. Устранение "семантических шумов" (сообщение принято, но не понято) и "прагматических шумов" (сообщение принято, понято, но не оценено как ценное для отдела) достигается путем повышения общего и специального уровня подготовки работников, введением единой системы и значения показателей функционирования служб и подразделений, применением единой терминологии управленческих документов, а также совершенствованием и углублением изложения задач, функций и функциональных обязанностей сотрудников.

В отделе полиции можно выделить три основных канала движения информации:

1. Каналы прямой связи (от субъекта к объекту управления) содержат управляющую информацию, которая идет от МВД России через МВД республик и УВД в горрайотделы, службы и подразделения, учреждения МВД в виде приказов, инструкций, указаний, запросов и т.д. Это команды управления.

. Каналы обратной связи (от объекта управления к субъектам). Это информация, идущая от служб, подразделений ГОРОВД в вышестоящие органы в виде отчетов, сообщений, докладных записок, ответов на запросы и характеризующая состояние объекта и выполнения им команд управления.

. Каналы горизонтальной связи действуют между различными субъектами и объектами управления, не связанными между собой отношениями руководства и подчинения). Это справочная и оперативная информация, которая поступает от граждан в виде обращений, заявлений, жалоб. Информация, которой обмениваются между собой органы, службы и подразделения МВД, информация, которая циркулирует внутри отдела полиции между подразделениями, информация, поступающая от государственных и общественных организаций в виде ориентировок, обзоров передового опыта, информационных сообщений, ответов на запросы и т.д.

Директива - содержит нормативные предписания ориентирующего характера, определяющие перспективы развития системы министерства, а также основные направления ее деятельности.

Приказ - издается по наиболее важным вопросам функционирования системы МВД, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений деятельности, прохождения службы.

Положение и наставление - регламентируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел. В положении систематизированно определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.

Инструкция - регулирует (как и правила, и устав) основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Правила - устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

Устав - является кодифицированным нормативным правовым актом (сводом правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих гот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе министерства.

Все информационные системы, функционирующие в отделе можно разделить на две категории: глобальные и локальные. К глобальным информационным системам относятся системы федерального уровня и уровня МВД, ГУВД, УВД. В их число входят информационные системы, используемые при планировании и проведении оперативно-разыскных и следственных мероприятий, т.н. учеты. Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

По способам обработки информации бывают ручные, механизированные и автоматизированные учеты. Автоматизированные учеты представляют собой ряд автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), работающих, в основном, по принципу "запрос-ответ". Примером могут быть:

-  автоматизированная база данных (АБД) - Центр (в составе подсистем "Лица", "Преступления", "Номерные вещи"), предназначенная для учета особо опасных преступников, учета преступлений с характерным способом совершения, учета похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей.

-       АИПС "Автопоиск", предназначенная для учета разыскиваемого и бесхозного автотранспорта.

-       АИПС "Оружие", предназначенная для учета утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия.

-       АИПС "Антиквариат", предназначенная для учета похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей.

-       АИПС "Опознание", предназначенная для учета пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей.

-       АИПС "ФР-Оповещение", предназначенная для учета лиц, объявленных в федеральный розыск.

-       АИПС "Маршрут", предназначенная для учета сведений об изменении программы пребывания в России некоторыми категориями иностранных граждан.

К локальным информационным системам относятся базы данных обеспечивающие функционирование отдела посредством внутренних коммуникаций.

Иными словами информационное обеспечение деятельности отдела полиции состоит из: комплекса внешних документов, регламентирующих деятельность УВД; заявления и сообщения граждан о преступлениях, правонарушениях; запросы прокуратуры и городского суда; обмен информацией между подразделениями; организационно-распорядительные документы; оперативные документы: отчёты; аналитические справки; документы от внешних организаций по вопросам охраны общественного порядка.

Вся информация о проделанной работе, а также поступившая, заносится сотрудниками в интегрированную базу данных УВД района. Все исполненные документы формируются в дела и сдаются в архив УВД. Для внешних организаций, а также в штаб УВД, сотрудники подразделений готовят аналитические справки и отчёты.

В настоящее время в отделе используется интегрированный банк данных ГУВД Новосибирской области, который в свою очередь входит в единую информационно-телекоммуникационную систему органов внутренних дел "ЕИТКС". Данная система позволяет получить информацию по всем сконцентрированным в информационных центрах при УВД автоматизированным учетам областного и федерального значения:

-  федеральный и местный розыск лиц;

-       федеральный и местный розыск автомототранспорта;

-       федеральный и местный розыск оружия;

-       федеральный и местный розыск паспортов;

-       местный розыск вещей и документов;

-       "АБД-Регион" (подробное описание внешности, особых примет, связей лица, ранее совершавшего преступления);

-       оперативно-справочная картотека (данные о привлечении к уголовной ответственности, осуждении, месте отбывания наказания, освобождении лица);

-       административный протокол;

-       административный протокол по линии ГИБДД;

-       доставленные в ОВД (автоматизированный журнал лиц, доставлявшихся в ГРОВД, с указанием времени и причины);

-       иностранцы (сведения об иностранных гражданах, получивших временную прописку на территории области);

-       происшествия (уголовная статистика; сведения о происшествиях и лицах, являющихся участниками преступления: потерпевшими, подозреваемыми или обвиняемыми, свидетелями, заявителями);

-       прекращенные уголовные дела (содержащиеся в архиве УВД области);

-       регистрация автомототранспорта (данные о транспортных средствах и их владельцах);

-       регистрация огнестрельного оружия (данные о владельцах и принадлежащих им единицах огнестрельного оружия);

-       профучет (сведения о лицах, подлежащих профилактическому учету в МОБ ОВД и УФСИН);

-       адресное бюро (данные о прописке/выписке, паспортных данных лица);

-       юридическое лицо;

-       телефонный абонент;

-       фото;

-       связи (если имеются, родственные, дружеские, криминальные связи с лицами, совершавшими ранее преступления, в первую очередь тяжкие и особо тяжкие).

Для упрощения процедуры поиска нужной информации предусмотрен ряд формализованных бланков с разграничением по видам объектов учета: лицу, происшествию, оружию, предмету или документу, транспортному средству, телефону, адресу и т.п. При этом обеспечивается возможность:  - расширения или, наоборот, сужения границ поиска, к примеру, путем уменьшения числа АИПС, по которым следует выбирать требуемую информацию.

Доступ осуществляется через Интернет. База данных построена по архитектуре "Клиент-сервер". Доступ к данным ограничен и каждый сотрудник со своего компьютера может войти в интегрированный банк данных и получить только те данные, к которым он имеет доступ.

Интегрированный банк данных надёжно защищён в аспекте информационной безопасности.

Однако в информационном обеспечении отдела полиции существует один существенный недостаток. Как говорилось ранее информационные системы, используемые в органах внутренних дел, должны обеспечивать сотрудника необходимой, актуальной, систематизированной информацией. Функционирующие же информационные системы лишь частично отвечают современным требованиям. Часть сотрудников до сих пор используют ручные картотеки, организация работы с информацией там в значительной мере не упорядочена, что в свою очередь затрудняет применение современных технических средств ее обработки, приводит к избыточному накоплению однородной информации и нерациональным затратам времени на поиск требуемой информации.

Низкая эффективность централизованных информационных фондов обусловлена сложностью непосредственного доступа дознавателей, с их рабочего места, к информации, хранящейся в базах данных, и, следовательно, незаинтересованностью практических работников в качественном заполнении форм первичных документов. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной обеспеченностью сотрудников низового уровня автоматизированными рабочими местами, имеющими доступ к базам данных ЕИТКС.

Имеющаяся компьютерная техника используется, часто не эффективно, что связано с недостаточной подготовленностью сотрудников дознания, порой очень слабо владеющих даже WORD и недостаточным внедрением современных информационных технологий в деятельность связанную с раскрытием преступлений.

 

2.3 Аналитическая работа в отделе полиции


Информационно-аналитическая работа занимает ключевое положение в обеспечении отдела полиции своевременной и объективной информацией для использования в процессе оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и документально-проверочной деятельности.

Аналитическую работу в органах внутренних дел можно определить как исследовательскую познавательную деятельность по выявлению причинных связей, тенденций и закономерностей, охватывающую своим содержанием изучение и оценку информации о состоянии правопорядка и результатах практической деятельности органов внутренних дел, а также об условиях внешней среды, в которой эта деятельность протекает. Целью ее является обеспечение управления системой органов внутренних дел и оценка эффективности ее управленческих воздействий.

Из данного определения видно, что аналитическая работа тесно связана с получением и изучением широкого комплекса разносторонней информации. Целью ее является выработка и обоснование разного рода управленческих решений, а также уяснение общих тенденций и явлений практики. Являясь базой текущего и перспективного планирования, анализ дает возможность наиболее целесообразно использовать имеющиеся в распоряжении силы и средства, принимать обоснованные и наиболее эффективные конкретные меры по воздействию на причины и условия, способствующие совершению правонарушений, по улучшению оперативно-служебной деятельности, ее объективной и всесторонней оценке.

Таким образом, информационно-аналитическая работа в органах внутренних дел преследует чисто практические цели. На уровне горрайорганов она прямо способствует решению выполняемых ими задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. На этом уровне практическая направленность аналитической работы дополняется максимальной конкретностью исследуемых проблем и микроанализом, доходящим до масштабов отдельных населенных пунктов микрорайонов, предприятий и учреждений.

Любая организационная или тактическая проблема в управленческой деятельности органов внутренних дел решается на основе предварительного изучения оперативной обстановки. Понятие "оперативная обстановка" широко используется в нормативных и методических документах органов внутренних дел и специальной литературе. Как правило, под этим понятием понимается совокупность значимых для организаций деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции.

Эти факторы и условия, составляющие оперативную обстановку, можно представить как два взаимодействующих и взаимообусловленных блока информации, которые соответственно отражают:

-  внешние условия, определяющие деятельность органов внутренних дел;

-       внутренние условия, отражающие состояние и деятельность самой системы органов внутренних дел.

К внешним условиям относятся компоненты, характеризующие правопорядок, как объект воздействия (внешнего управления) системы органов внутренних дел; географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживаемой территории; установки концептуальной среды, определяющие как общие социально-политические задачи, так и основные направления и характер деятельности не только органов внутренних дел, но и иных государственных и общественных организаций по поддержанию правопорядка, а также состояние и деятельность государственных органов и общественных организаций, взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка.

К внутренним условиям относятся компоненты, отражающие состояние системы органов внутренних дел, то есть их структуру, штатную численность и укомплектованность личным составом, расстановку сил и средств, техническую оснащенность и пр., а также деятельность системы по поддержанию правопорядка (раскрываемость преступлений, розыск преступников, выявление правонарушений, их профилактика, административная практика, качество расследования и пр.).

Рассмотрим теперь саму методику осуществления аналитической работы в отделе полиции №8 "Кировский". За основу будет использована методика комплексного анализа оперативной обстановки, так как этот вид анализа является наиболее емким, сложным и наиболее распространенным видом анализа в системе органов внутренних дел.

Информационной базой анализа и оценки оперативной обстановки является главным образом статистическая информация о состоянии преступности и результате оперативно-служебной деятельности.

Накопителями указанной информации являются:

. Единый журнал учета преступлений, уголовных дел (материалов, протоколов) и лиц совершивших преступления. Информация в нем формируется на основании статистических карточек формы 1 - на выявленное преступление; формы 1.1 - о результатах расследования преступления; формы 1.2 - об установлении лица, совершившего преступление; формы 2 - на лицо, совершившее преступление; статистический талон формы 3 - о принятом решении по уголовному делу.

. Журнал регистрации материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

. Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях.

. Статистические отчеты о следственной работе (форма 1-Е, 1-ЕМ), о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е).

Ежемесячно с нарастающим итогом штабом составляется для начальника справка о состоянии преступности, в которой предусматриваются данные по видам преступлений общеуголовной направленности, экономической направленности, совершенных в отчетном месяце. В преступлениях обще уголовной направленности выделяются тяжкие, менее тяжкие, другие преступления. Указываются преступления, по которым уголовные дела приостановлены по п.п. 1-3 ст. 195 УПК РСФСР, окончены расследованием и направлены в суд.

Выделяются преступления совершенные в условиях неочевидности, в общественных местах (в том числе уличные), несовершеннолетними, лицами в нетрезвом состоянии, ранее совершившими преступления, нераскрытые, из них количество тяжких, проценты нераскрыты тяжких преступлений, общий процент нераскрытых тяжких преступлений, общий процент нераскрытых преступлений.

Все эти сведения даются в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Штабом также ежемесячно готовятся данные о количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в которых предусматриваются следующие позиции:

всего привлечено за преступления общеуголовной направленности, в том числе рабочих и служащих, учащихся, студентов, частных предпринимателей, кооперативов, несовершеннолетних, ранее судимых, лиц без постоянного источника дохода, безработных, беженцев, лиц в нетрезвом состоянии, жителей другой области, края, республики, входящей в состав РФ, жителей другого государства, без определенного места жительства и занятий.

Ежемесячно для начальника готовятся данные о раскрытии преступлений с учетом участия конкретных служб и подразделений.

Отдельно показывается работа по преступлениям, регистрируемым по линии аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями.

Рассмотренная информация дает возможность начальнику ежемесячно видеть, как работает отдел, какие изменения происходят в географии, динамике, структуре преступлений и лиц, их совершающих, работу по раскрываемости преступлений, работу с отдельной категорией лиц(несовершеннолетние, ранее судимые, неработающие), по линии ОБЭП и др., что позволяет своевременно концентрировать внимание на этих проблемах, принимать решения по рациональной расстановке сил и средств, а также меры по повышению эффективности деятельности отдельных служб и сотрудников.

Источником для такого анализа в дополнение к цифровой статистической информации являются аналитические справки, подготавливаемые отраслевыми службами.

Периодичность представления информации отраслевыми службами начальнику отдела, а также позиции, по которым она может быть представлена, зависят от актуальности той или иной проблемы на территории района или города, от того, какое внимание придают ей центральные и местные органы самоуправления, МВД России, МВД, ГУВД, УВД, от задач, решаемых начальником горрайоргана, характера решения, для принятия которого требуется информация.

Для обеспечения полноты оценки складывающейся оперативной обстановки сегодня не обойтись без привлечения на постоянной основе дополнительной информации, прежде всего социального, экономического, демографического характера, а также материалов научных криминологических исследований и результатов опроса общественного мнения.

Важное значение имеет обеспечение регулярного поступления информации из таких служб местных органов, как налоговая инспекция, комитет по делам молодежи, архитектурное управление, комиссии по приватизации, земельной реформе, бюро по труду и занятости, миграционная служба, бюджетная комиссия и др.

Для примера приведем анализ оперативной обстановки на территории Кировского района г. Новосибирска за 2013 год.

В течение 2013 года основные усилия подразделений отдела полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску были сосредоточены на последовательной реализации задач, поставленных перед органами внутренних дел в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью, на предупреждении и раскрытии преступлений.

В результате принятого комплекса мероприятий удалось не допустить роста преступности в целом.

Анализ оперативной обстановки на территории Кировского района за 2013 год показал, что по сравнению с 2012 г. наблюдается уменьшение зарегистрированных преступлений. Общее количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 99 и составило 801.

Рисунок 1. Динамика количества преступлений совершенных на территории отдела полиции № 8 "Кировский" в период с 2009г. по 2013г.

Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось на 8,6% и составило 49.

Рисунок 2. Динамика преступности по количеству тяжких и особо тяжких преступлений

За 12 месяцев 2013 года раскрыто 190 преступления АППГ - 216, что на 26 преступлений меньше, чем в 2012 году, снижение количества раскрытых составляет -25,2% к уровню 2012 года.

По структуре преступности 390 преступлений или 48,7% от общего количества зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества. Раскрываемость данной категории преступлений составляет 42,9%. В 2013 году их число уменьшилось на 7 преступлений, в т.ч. и квалифицированных составов.

На сегодняшний день в Кировском районе в основном совершаются кражи личного имущества, большая часть которых происходит в частном секторе и дачных обществах. Кражи совершаются в вечернее или ночное время суток, тайно, либо свободным доступом. Раскрытие краж чужого имущества остается острой проблемой.

По линии борьбы с хищениями и неправомерными завладениями транспортными средствами в 2013 году принятыми усилиями удалось не допустить увеличения количества зарегистрированных краж транспортных средств 230 (АППГ 214).

Основная часть хищений автотранспорта, около 50 % от совершенных, происходит в ночное время суток с 23-00 до 09-00 от мест, где владельцы паркуют автомобили у домов по месту жительства

За отчетный период на территории района было совершено 62 разбойных нападения (на 8 больше, чем за 2012 год) и 259 грабежей (на 12 проявлений меньше, чем за 2012 год).

Как правило, грабежи и разбойные нападения совершаются в отношении лиц, неспособных оказать сопротивление грабителям (женщин, пенсионеров, несовершеннолетних детей). Самым распространенным способом грабежа является рывок сумки, а также сотовых телефонов. В связи с чем, жителям района необходимо быть бдительными на улицах, особенно в вечернее время.

В отделе полиции №8 "Кировский" проводилась работа, предусмотренная планами мероприятий антитеррористической направленности. На территории района не допущены факты терроризма, проявлений политического и религиозного экстремизма.

Особое внимание уделялось отработке жилого сектора, общежитий, гостиниц и иных общественных мест.

В отделе полиции продолжается работа по взаимодействию со средствами массовой информации.

Присутствие отдела полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по г. Новосибирску в сети Интернет реализовывается с использованием официального Интернет-сайта (#"807735.files/image003.gif">

Похожие работы на - Совершенствование системы информационного обеспечения органа внутренних дел (на примере отдела полиции №8 'Кировский' Управления МВД России по городу Новосибирску)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!