Совершенствование управления бизнес-процессами в Воронежской области

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    349,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование управления бизнес-процессами в Воронежской области

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления бизнес-процессами

.1 Понятие и сущность бизнес-процессов

.2 Принципы управления бизнес-процессами

Глава 2. Оценка бизнес-процессов в воронежской области

.1 Анализ существующих бизнес-процессов в Воронежской области

.2 Особенности управления бизнес-процессами в Воронежской области

Глава 3. Направление совершенствования управления бизнес-процессами предприятия

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение


В условиях стабильной рыночной экономики в РФ наблюдается упорядочение хозяйственных отношений как фактора, который обуславливает в общественном воспроизводстве новые темпы роста. Становится очевидным в данных условиях необходимость в дальнейшей интеграции промышленных комплексов по организационному и техническому признаку. Консолидация производственно-коммерческих комплексов в регионах РФ на сегодняшний момент является актуальной темой, и она необходима не только для обеспечения конкурентоспособности отдельных отраслей экономики, но и всей национальной экономической системы.

В данном контексте крайне важен региональный аспект, а именно, интеграция производства на базе региональных комплексов. Поскольку разобщенность регионов в результате переходного периода в 90-х годах привело к спаду производства практически во всех промышленных отраслях России. В то время региональная обособленность позволила в какой-то мере локализировать и сгладить процесс распада производства, который образовался на фоне нарушения хозяйственных и общественных связей. В результате чего сформировалось дисбалансированное развитие промышленных округов и образовались перекосы в их развитии.

В связи с наметившейся на сегодняшний момент времени тенденцией экономического роста назрела потребность межрегиональной интеграции производств, что сформирует условия для лучшего восприятия инвестиционной привлекательности, инноваций, роста общей эффективности производства и ресурсосбережения.

Также стоит отметить, что внутрирегиональное и межрегиональное сотрудничество образуют предпосылки для роста занятости населения, выравнивания экономического потенциала субъектов РФ и общего социального фона региона. Исходя из этого, не только стало актуальным, но и необходимым определить такие формы и методы взаимодействия компаний внутри региона и вне его, которые бы являлись адекватными для действующих условий воспроизводства, не противоречили законодательству и не ущемляли интересы участников.

Особенность такого объединения компаний на базе формирования новых связей и отношений определяется тем, что формы объединения должны проистекать из самой сущности производственного цикла и своей деятельностью формировать условия для нормального протекания производственного процесса по производству определенной продукции. Данная интеграция "снизу вверх" должна обеспечить действенность и эффективность всей системы взаимосвязей, которая не будет ограничиваться рамками одного региона, а перейдет на межрегиональный уровень. Следуя таким условиям, данная форма взаимоотношений будет самоорганизующейся и ориентирована на конечную цель, которая заключается в конкурентоспособности региона.

Самой подходящей для этого формой взаимодействия является идеология бизнес-процессов. Для этого необходимо глубоко изучить системные основы образования бизнес-процессов на уровне региона.

Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является совершенствование управления бизнесс-процессами на примере Воронежской области.

Для реализации поставленной в данной работе цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность и понятие бизнес-процессов;

изучить принципы управления бизнес-процессами;

провести анализ действующих бизнес-процессов в Воронежской области;

проанализировать особенности управления бизнес-процессами в Воронежской области;

оценить тенденции совершенствования управления бизнес-процессами в регионе.

Объектом исследования в данной работе являются производственные и промышленные комплексы как элемент экономической системы Воронежской области.

Предметом исследования в данной работе являются организационные аспекты, которые образуются в ходе образования и действий бизнес-процессов в Воронежской области.

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления бизнес-процессами

 

.1 Понятие и сущность бизнес-процессов


Несмотря на экономические неопределенности и изменчивости, которые происходят в отрасли и стране, значительные экономические изменения влияют на предприятия промышленности страны, как в государственном, так и негосударственном секторе. Промышленные предприятия должны постоянно совершенствоваться и адаптироваться к новым условиям, поэтому внутренние и внешние процессы должны разрабатывать и совершенствовать таким образом, чтобы деятельность предприятия имела четкие последствия, а именно минимизации затрат, минимизации времени выхода на рынок, увеличивая маневренность и максимальную конкурентоспособность.

Сегодня все больше популярными становится определение взаимодействия связей внутри предприятия на выделение не отдельных подразделений, которые выполняют определенные функции, а конкретных процессов, бизнес-процессов, которые проходят через все уровни отделов предприятия и являются ответственными за любое действие от начала до конца.

Под бизнес-процессом понимается регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат.

Потребитель может быть как внешним, так и внутренним по отношению к организации. Внешний потребитель - это потребитель, который не входит в состав данной организации, а внутренний - тот потребитель, который находится в рамках данной организации.

Знать потребителя бизнес-процесса необходимо, поскольку именно он явным или неявным образом задает требования к процессу и, следовательно, может оказывать влияние даже на сам факт существования конкретного процесса.

Результат бизнес-процесса - это, пожалуй, наиболее важная его составляющая. Деятельность без результата не может быть, в противном случае это не деятельность, а просто некое бесцельное времяпрепровождение. Без достижения результата (причем с требуемыми потребителю характеристиками) деятельность бессмысленна. А от того, как процесс выстроен, зависят в том числе и издержки данного процесса.

У бизнес-процесса должен быть один менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. На практике часто бывает (характерно для крупных компаний), что у бизнес-процесса есть так называемые владелец и менеджер процесса. Обе эти фигуры отвечают за результаты, но при этом владелец процесса обладает полномочиями изменять сам порядок выполнения процесса, а менеджер процесса осуществляет оперативное управление.

Существует некоторое количество классификаций бизнес-процессов. Более подробная детально отражает нюансы процессов, а более краткая обычно применяется консультантами при комплексном описании бизнес-процессов предприятий.

Подробная классификация бизнес-процессов имеет следующий вид:

) Основные бизнес-процессы - такие процессы, которые ориентированы на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. К примеру, для завода древесно-стружечных плит и деталей главным бизнес-процессом является производство ЛДСП.

) Сопутствующие процессы - такие бизнес-процессы, которые ориентированы на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности, а также которые обеспечивают получение дохода. К примеру, для автотранспортной компании процесс ремонта стороннего транспорта на собственной ремонтной базе является сопутствующим процессом.

) Вспомогательные бизнес-процессы - такие процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов и поддержания их специфических черт. К примеру, для ТЭЦ или ГЭС вспомогательным бизнес-процессом является процесс ремонта производственного оборудования.

) Обеспечивающие бизнес-процессы - такие процессы, которые предназначены для жизнеобеспечения всех остальных бизнес-процессов и ориентированы на поддержку их универсальных черт. В компаниях любой отрасли это процесс финансового обеспечения деятельности, процесс кадрового обеспечения, инженерно-технического обеспечения и т. п.

) Бизнес-процессы управления - это процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий.

) Бизнес-процессы развития - это процессы совершенствования производимого товара или услуги, технологий, модификации оборудования.

К примеру, это проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в машиностроении, процесс технического перевооружения в электроэнергетике и т. п.

Более простая классификация бизнес-процессов состоит из следующих типов:

управляющие процессы;

основные процессы;

вспомогательные процессы.

При этом, чтобы не путаться в определениях, проще показать, как эти две классификации соотносятся между собой (Таблица 1.1)

Таблица 1.1 Соответствие классификаций бизнес-процессов

Подробная классификация

Простая классификация

Основные процессы Сопутствующие процессы

Основные процессы

Вспомогательные процессы Обеспечивающие процессы

Вспомогательные процессы

Управляющие процессы Процессы развития

Управляющие процессы


Стоит отметить, что данные процессы можно классифицировать не только таким образом. В реальной практике встречаются, например, отдельно процессы взаимодействия с клиентами. Выбор классификации не столь принципиален, важно лишь понимать, для чего она нужна. Дело в том, что в деятельности компании можно насчитать как минимум несколько десятков бизнес-процессов. Чтобы их как-то структурировать, формируют определенные классификации.

С классификациями вообще все не так однозначно. Классический пример - процесс "Управление персоналом" - достаточно трудно определить, к какому из типов по простой классификации данный процесс соответствует. Процесс управления персоналом, если его проанализировать, состоит из ряда относительно независимых подпроцессов. Так, подпроцесс "Подбор персонала" явно относится к вспомогательным, поскольку при его реализации снабжаются все процессы организации ресурсами - сотрудниками. А вот подпроцесс "Планирование штатного расписания" следует отнести к управляющим, поскольку он задает, по сути, план набора персонала, т. е. создает некоторое управляющее воздействие для службы набора персонала.

Примерно аналогичная ситуация будет с бухгалтерским учетом. Подготовка установленной бухгалтерской и налоговой отчетности - это обеспечивающий процесс. А подготовка первичных документов, из которых и собирается отчетность, - это вообще не процесс, а отдельные процедуры в основных бизнес-процессах.

Классификация бизнес-процессов помогает определить, как именно можно выделять конкретный процесс из общей массы.

Основные процессы выделяются исходя из результата, ценного для потребителя. Вспомогательные процессы выделяются по ресурсу, которым они снабжают организацию. И, наконец, управляющие процессы выделяются по объекту, над которым осуществляется управляющее воздействие.

При этом важно не допускать классической ошибки: не выделять бизнес-процессы по принципу деятельности конкретного подразделения. В подавляющем большинстве случаев бизнес-процессы являются сквозными для организации, т. е. затрагивают несколько подразделений. Ведь подразделения не могут не взаимодействовать друг с другом, так как являются элементами одной системы. А это взаимодействие и есть, попросту говоря, бизнес-процессы.

Логично задаться вопросом: существуют ли универсальные модели бизнес-процессов, и если да, то какие они? Ответ также будет неоднозначен - и да, и нет. бизнес управление конкурентоспособность

С одной стороны, каждая организация имеет свою специфику деятельности, свою продукцию и услуги, определенных поставщиков и покупателей, действует на определенной территории, в определенном правовом поле и т. п. Поэтому говорить о типовых бизнес-процессах нельзя. На любой набор типовых бизнес-процессов можно привести контрпример, показывающий, что такой типовой набор будет неприменим к какому-либо конкретному предприятию.

С другой стороны, можно говорить об определенном типовом наборе бизнес-процессов применительно к отдельно взятой отрасли, в определенном регионе, в определенном временном промежутке. Причем все равно конкретная реализация бизнес-процессов будет несколько отличаться от типового набора.

Для наглядного описания бизнес-процессов компании на верхнем уровне используют так называемую карту процессов. На ней отображаются процессы верхнего уровня компании и показываются ключевые связи между ними. Как правило, процессы на карте подразделяются по типам в соответствии с выбранной классификацией. Карта процессов дает лишь общее представление о процессах компании, но для выявления издержек, связанных с процессами, ее явно недостаточно.

 

.2 Принципы управления бизнес-процессами


Управление бизнес-процессами является одним из трудновыполнимых вопросов для любой организации, когда на конкретном этапе ее развития носят регулярный характер сбои во взаимодействии структурных подразделений и персонала, оказывая при этом значимое влияние на эффективность работы организации. Сопровождаются сбои не только утратой информации, дублированием деятельности, лишними издержками и иными негативными исходами, но и потерей качества товаров и услуг организации. Обозначить причины данных проблем без глубокого изучения деятельности организации невозможно.

Фундамент управления бизнес-процессами составляют работы по их описанию, оптимизации и регламентации, и подобного рода проекты затрагивают интересы широкого круга работников, у которых требования сильно различаются в зависимости от их роли в организации. Руководство заинтересовано в росте управляемости, прозрачности и гарантированности управленческих воздействий. Менеджеры среднего звена в первую очередь хотят понимать границы своей работы и результаты, за которые они несут ответственность. Исполнителям необходимы четкие и понятные правила их работы. В ходе реализации проекта важно учитывать интересы всех данных групп работников. Приступая к проекту, организации чаще всего пытаются остановиться лишь на верхнем уровне оптимизации и анализа, тем самым экономя время проекта и удовлетворяя интерес руководства. Однако необходимо понимать, что анализ на верхнем уровне годен только для целей бизнес-диагностики - выработки рекомендаций и решений относительно того, как развивать проект в будущем.

Для улучшения деятельности организации, в проекте необходимо доходить до уровня исполнителей и их действий (уровни детализации бизнес-процессов отражены на рисунке 1.1).

Рис. 1.1 - Уровни детализации бизнес-процессов

Под операцией понимается минимальная для анализа часть деятельности каждого работника, которая выполняется им "автоматически", без проведения осознанного контроля.

Под действием понимается несколько последовательно исполняемых операций, после реализации которых сотрудник ведет осознанный контроль (выделяя операции и действия, необходимо ориентироваться не на уровень начинающего сотрудника, а на уровень профессионала).

Под процедурой понимается несколько последовательно исполняемых действий, которые осуществляются определенным исполнителем. Для процедуры необходим результат: документ, продукт или недокументированные сведения (устное сообщение, факс, электронное письмо и пр.).

Под бизнес-процессом базового уровня понимается последовательность взаимосвязанных процедур, которые выполняются разными исполнителями и приводят к законченному и значимому результату для организации. К примеру, заключенный договор, акт сдачи-приемки.

Под направлением деятельности понимается укрупненная доля деятельности организации, которая состоит из одной или нескольких групп бизнес-процессов базового уровня.

Управлением бизнес-процессами называется концепция процессного управления организацией, которая рассматривает бизнес-процессы как особые ресурсы организации, которые непрерывно адаптируются к постоянным изменениям и полагаются на следующие принципы:

понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счет моделирования бизнес-процессов с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов;

возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем.

Основной задачей управления бизнес-процессами является адекватное и быстрое перестроение взаимосвязанных процессов в зависимости от изменяющихся параметров внешней и внутренней среды, будь то поставки, расчеты с контрагентами или расширение рынка.

Деятельность современного предприятия базируется на сложной системе взаимосвязей проектов и процессов. Тот или иной проект, реализуемый на предприятии, встраивается в структуру имеющихся бизнес-процессов и использует их для достижения конечных целей. В связи с этим важное управляющее значение приобретает упорядочивание и оптимизация существующих бизнес-процессов с учетом требований реализуемых проектов и влияний внешней и внутренней среды.

Также важным фактором, влияющим на данный аспект, является этап развития организации. Выделим возможные цели и задачи стоящие перед менеджментом на каждой стадии развития.

Этап 1. Становление организации и освоение рынка.

Основные задачи при организации управления:

разработка четко сформулированной стратегии развития предприятия с указанием конкретных целей и мотивов развития;

определение обязанностей и области ответственности как отдельных работников, так и отделов и рабочих групп;

формирование алгоритма обучения и передачи навыков, знаний и умений новым сотрудникам на различных уровнях сложности выполняемой работы;

анализ ситуации участия в дальнейшем развитии предприятия новых специалистов со стороны, которые обладают специфическими знаниями.

Основной целью на данном этапе развития предприятия является создание упорядоченной и формализованной системы управления, которая должна быть прозрачна, понятна, и закреплена в нормативных документах.

Этап 2. Рост организации.

При росте организации эффективность управления снижается, что обусловлено спецификой принятия решений, которая для выработки наиболее лучших вариантов требует участия всех руководителей подразделений и в итоге даже для решения задач средней важности предполагает вовлечение высшего руководства.

Основные задачи при организации управления:

организация делегирования полномочий руководителя;

сохранение пропорций между ростом численности персонала и ростом выручки;

поиск резервов снижения себестоимости из-за повышения конкуренции;

координация действий функциональных подразделений на среднем уровне менеджмента.

Зачастую решение данных задач зависит от того насколько быстро предприятие сможет преобразовать существующую функциональную систему в систему управления, базирующуюся на процессном подходе.

Тем более данный подход будет актуален в периоды внешней нестабильности, когда одним из важных и определяющих критериев системы управления становится скорость принятий решений.

Характеристика процессного подхода заключается в том, что он учитывает результаты деятельности организации и данные сведения используется в управлении бизнес-процессами, то есть главный акцент делается на достижение наибольшей эффективности работы организации.

На основании того, что около 80-85% операций бизнес-процессов являются типично повторяющимися, для них формируется подробный регламент действий.

Таким образом, в процесс основной деятельности может быть настроен максимально эффективно, при этом руководитель включается в процесс только при возникновении каких-либо нестандартных ситуаций или проблем.

Исходя из этого, можно говорить о систематизации деятельности компании, что проявляется в возникновении двух основных эффектов:

) в связи с тем, что структура управления опирается на структуру существующих на предприятии бизнес-процессов (для среднего предприятия не более 5-7), уменьшается количество уровней управления и подчинения;

) возрастает эффективность управления за счет увеличения норм управляемости (в среднем в 2-3 раза), так как управляющее воздействие в данном случае направлено на координацию персонала и включается в процесс только при каких-либо нарушениях и отклонениях от обычной деятельности.

Для организации системы управления, которая базируется на процессном подходе, следует пройти ряд этапов (рисунок 1.2).

Рис.1.2 - Этапы проектирования системы управления

Этап 3. Развитие сетевой структуры, открытие новых представительств, филиалов.

В случае принятия решения об открытии новых филиалов необходимо учитывать готовность главной организации к данному преобразованию. Оценка готовности осуществляется по следующим уровням: управленческому, финансовому, маркетинговому и процессному.

Основные задачи при организации управления:

разработка формализованной технологии открытия новых подразделений;

организация контроля всех аспектов деятельности филиалов.

Главный акцент в решении данных задач заключается в том, что для формирования сетевой структуры важен переход к процессному управлению (в случае, если это не было сделано до этого), так как функционально-иерархический принцип не сможет организовать деятельность наиболее эффективным и наименее затратным способом.

Наиболее оптимальное решение заключается в переносе уже формализованных бизнес-процессов, регламентация которых была осуществлена в предыдущем этапе. Это позволит решить основную часть организационных вопросов, а также эффективно организовать управление структурными подразделениями за счет высокого уровня самостоятельности в случае принятии типовых решений по адаптации к действующей внешней среде.

Зачастую при этом в комплексе используются следующие инструменты:

модель управления подразделениями, которая основана на процессном подходе и определяет меру самостоятельности филиалов;

адаптивная и отвечающая требованиям внешней среды оптимальная структура;

спроектированные в центре нормативные документы и инструкции, которые регулируют деятельность подразделений сети.

Таким образом, важно решить, как обеспечить высокий уровень стандартизации конкретных процессов и при этом оставить возможность филиалам гибко реагировать на разного рода изменения.

 

Глава 2. Оценка бизнес-процессов в воронежской области

 

.1 Анализ существующих бизнес-процессов в Воронежской области


Большинство существующих в Воронежской области бизнес-процессы опираются на кластерной политике. Кластеры в данном регионе увеличивают производительность труда и эффективность производства, поскольку для компаний облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и образовательным центрам. Другими словами, такой бизнес-процесс как взаимодействие с контрагентами реализован в достаточной мере.

Также за счет кластеров в Воронежской области стимулируется формирование инноваций, поскольку организации получают доступ к новейшей информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально подтвердить или опровергнуть правильность новых теорий. Кроме того, кластеры облегчают коммерциализацию знаний и производства. Формируются льготные условия (наличие рабочей силы, поддерживающих институтов и необходимых поставщиков) для создания новых фирм и освоения производства новых видов товаров.

Необходимость принятия концепции кластерной политики Воронежской области была продиктована необходимостью приведения в соответствие региональной политики и деятельности федеральных органов власти, поскольку, в частности, в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) говорится о необходимости "создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий".

Разработка и утверждение концепции кластерной политики Воронежской области являлся закономерным этапом в выстраивании системы стратегического управления регионом. Ее реализация Правительством Воронежской области позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов (участников кластеров) к инвестициям, инновациям, специализированным услугам, кадрам, сконцентрировать производственные и кадровые ресурсы на наиболее конкурентоспособных направлениях региональной экономики.

В рамках реализации Концепции для разработки бизнес-процессов органов власти Воронежской области были созданы наблюдательный и экспертный советы по кластерной политике, включающие представителей исполнительной власти, научного сообщества, общественных организаций, руководителей промышленных предприятий.

В Минэкономразвития от "Центра кластерного развития Воронежской области" направлено в общей сложности 7 проектов на федеральное финансирование кластеров и кластерных проектов по двум направлениям:

включение воронежских кластеров в федеральный перечень пилотных кластеров;

обеспечение кластерных проектов средствами в рамках мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

В частности, по последнему направлению в мае 2012 года были поданы на рассмотрение три успешных проекта, которые были одобрены:

) Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства.

Поддержка малого и среднего предпринимательства предусматривает широкий спектр услуг и мероприятий, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы по следующим направлениям:

правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

пропаганда предпринимательства и самоорганизации бизнеса;

финансовая, имущественная поддержка малого предпринимательства;

информирование, консультирование и обучение;

поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства;

совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Однако в регионе сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.

Решение проблем лежит в основном в плоскостях финансовой, имущественной, информационной, консультационной, образовательной и другой поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным ее направлениям. Обеспечить это возможно исключительно с использованием программно-целевого метода формирования и выполнения соответствующих разделов долгосрочной целевой программы. Решение проблем сектора малого и среднего предпринимательства не могут быть сведены к отдельным отраслевым направлениям или элементам предпринимательской деятельности.

Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В противном случае даже при неполном решении проблем по отдельности суммарные затраты на это значительно превысят те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.

) Создание учебно-инновационного центра обрабатывающей промышленности.

Данный проект решает проблему по нехватке в Воронежской области квалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих свою деятельности в области металлообработки.

В промышленном комплексе Воронежской области принята и реализуется ведомственная целевая программа "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 годах".

Результатом работы "Центра кластерного развития Воронежской области" и департамента промышленности, транспорта и инноваций стало заключение соглашений о создании 4-х пилотных кластеров:

кластер "Инженерные технологии АПК";

кластер "Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций Воронежской области";

кластер производителей оборудования для нефтегазовой промышленности Воронежской области;

ИТ-кластер Воронежской области.

Предполагается формирование кластеров в химической промышленности, транспортно-логистической сфере, электромеханике, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.

В 2011 году губернатором области Алексеем Гордеевым были определены цели реализации кластерной политики - создание условий для эффективного взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориально-промышленных кластеров, а также обеспечение реализации совместных (кластерных) проектов.

В Воронежской области реализуется целевая программа "Формирование и развитие кластерных образований на 2013-2018 годы" с объёмом финансирования 120 млн. рублей. Объём финансирования на данные цели на 2012 год определён бюджетом в размере 20 млн. рублей.

Схема взаимодействия участников кластеров и организаций кластерной инфраструктуры, которая обеспечивает увеличение конкурентоспособности производимых кластером товаров и услуг, приведена в Приложении.

Схема включает существующие элементы и те элементы, которые необходимо создать для эффективного функционирования инфраструктуры (выделены пунктиром).

Реализация кластерной политики Воронежской области опирается на использование действующей инфраструктуры, включающей в себя шесть основных составляющих подсистем:

. Координационная.

. Производственно-технологическая.

. Финансовая.

. Информационная.

. Экспертно-консалтинговая.

. Кадровая.

Координационная подсистема кластерной инфраструктуры формируется на основе Центра кластерного развития Воронежской области (ЦКР) - учреждения Воронежской области, учредителем которого является Департамент промышленности и транспорта Воронежской области.

Центр кластерного развития Воронежской области осуществляет следующий комплекс мероприятий:

разработка концепции и стратегий развития кластерных образований и их реализации;

разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере деятельности участников кластерных образований;

разработка и реализация совместных (кластерных) проектов с привлечением предприятий малого и среднего бизнеса, учреждений образования и науки, инфраструктуры, работающей в сфере аутсорсинга и субконтрактации;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, инженерных и управленческих кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластерных образований;

содействие выводу на рынок новых продуктов (услуг);

организация конференций, семинаров, выставок, ярмарок, тренингов, форумов, конгрессов в сфере деятельности участников кластерных образований;

предоставление информационной поддержки организациям и предприятиям, входящим в структуру кластерных образований;

обеспечение координации и взаимодействия участников при реализации совместных (кластерных) проектов;

содействие созданию организаций кластерной инфраструктуры и новых производств на принципах долевого участия;

организация мероприятий по реализации кластерных маркетинговых проектов, проектов совместного выхода на новые рынки;

предоставление консультаций по программам государственной поддержки, направленным на территориальное развитие.

Производственно-технологическая подсистема кластерной инфраструктуры необходима для создания условий доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Ядром ее являются различные центры инновационного развития.

Производственно-технологическая инфраструктура кластерного развития включает: технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, инновационно-технологические центры, а также логистические центры.

Одним из важных условий стабильного экономического роста для Воронежской области является наличие развитой финансовой инфраструктуры, которая способна эффективно удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в финансовых средствах, поддержать устойчивые темпы экономического развития, снижать социальное неравенство, повысить уровень жизни населения.

Информационная подсистема инфраструктурного обеспечения развития кластеров Воронежской области призвана обеспечить доступ к достоверной информации.

Эту задачу способен выполнить достаточно широкий спектр организаций, включающий центры стратегического планирования, инновационные центры, ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, центры научно-технической информации, региональные библиотеки и межрегиональную информационно-аналитическую сеть.

Основным назначением экспертно-консалтинговой составляющей инфраструктуры кластерного развития является оказание информационно-аналитической поддержки лицам, принимающим решение, и другим пользователям, заинтересованным в развитии кластеров. В рамках данной подсистемы выделяются следующие организации: общественные организации, общество рационализаторов и изобретателей; торгово-промышленная палата; центр субконтрактации; центр стандартизации, метрологии и сертификации.

Для сбалансированного развития кадровой подсистемы инфраструктурного обеспечения кластерного развития необходимо осуществлять комплексную подготовку кадров по различным направлениям, которые смогли бы обеспечить инновационную деятельность.

 

.2 Особенности управления бизнес-процессами в Воронежской области


Управление бизнес-процессами по взаимодействию с хозяйствующими субъектами региона сформированы также в рамках долгосрочной областной целевой программы. Программой предусматривается реализация мероприятий, которые направлены на решение задач по созданию благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности в Воронежской области, сгруппированных по девяти основным направлениям:

. Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

. Развитие микрофинансирования.

. Развитие сети центров поддержки предпринимательства.

. Развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства.

. Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, в том числе организаций - участников инновационных территориальных кластеров.

. Создание промышленных (индустриальных) парков.

Перечень мероприятий программы представлен в таблице 2.1.

Рассмотрим управление бизнес-процессом в сфере закупок, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воронежской области.

С 1 января 2014 г. вступает в силу ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Таблица 2.1 Программные мероприятия на 2011-2015 гг.

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Ожидаемые результаты

Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Создание и ведение информационного портала в сети Интернет по поддержке и развитию предпринимательства

Создание и обеспечение функционирования информационного портала. Обеспечение информацией о действующей системе поддержки бизнеса

Рост уровня информационного обеспечения малого и среднего бизнеса и организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства

Распространение информации о системе государственной поддержки предпринимательства в СМИ

Тиражирование справочных материалов по вопросам ведения бизнеса

Рост уровня информационного обеспечения малого и среднего бизнеса и организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства

Мониторинг развития предпринимательства

Сбор, агрегирование и обработка данных. Проведение анкетирования, опросов и других аналогичных мероприятий для выявления проблем развития бизнеса и путей их устранения

Разработка мер, направленных на совершенствование поддержки малого и среднего бизнеса

Организация и проведение публичных мероприятий по вопросам предпринимательства

Подготовка и проведение организационно-технических работ при подготовке и организации публичных мероприятий

Информирование малого и среднего бизнеса, обмен положительным опытом, пропаганда предпринимательской деятельности

Оказание юридических услуг

Предоставление бесплатной юридической помощи

Рост правовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Содействие развитию лизинга

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего бизнеса, связанных с платежами по лизинговым договорам

Снижение затрат малого и среднего бизнеса при оплате лизинговых платежей

Содействие участию малого и среднего бизнеса в выставках и ярмарках

Субсидирование части затрат малого и среднего бизнеса, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях (за исключением расходов на проезд к месту проведения ярмарки и обратно)

Продвижение продукции малого и среднего бизнеса Воронежской области

Развитие микрофинансирования

Субсидирование части затрат микрофинансовых организаций

Предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплаченным процентам по кредитам российских кредитных компаний и займов микрофинансовых компаний в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ

Снижение затрат микрофинансовых организаций при использовании кредитных ресурсов. Расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам

Субсидирование части затрат тех компаний, которые связаны с покупкой ПО, проведением аудита и обучения сотрудников

Субсидии на компенсацию части затрат: - проведению аудита или ревизии не более 80% от стоимости (но не более 50 тыс. руб.); - обучению и повышению квалификации работников микрофинансовой фирмы до 80% стоимости (но не более 75 тыс. руб.)

Снижение затрат микрофинансовых организаций при осуществлении деятельности. Повышение качества услуг, расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам

Развитие сети центров поддержки предпринимательства

Развитие сети центров поддержки предпринимательства

Предоставление юр.лицам, учредителями которых является администрация области и Фонд развития предпринимательства Воронежской области, субсидий на реализацию проектов развития районных центров поддержки предпринимательства

Развитие системы консалтинга субъектов малого и среднего бизнеса

Развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства

Увеличение капитализации гарантийного фонда

Предоставление субсидий из федерального или областного бюджета гарантийному фонду Воронежской области в целях пополнения активов для расширения объема предоставляемых поручительств по обязательствам малого и среднего бизнеса

Рост доступности кредитных ресурсов банков для малого и среднего бизнеса

Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства

Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства

Предоставление субсидий муниципальным бюджетам для софинансирования мероприятий, утвержденных в установленном порядке, муниципальных целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса

Формирование условий для создания новых малых предприятий и рабочих мест

Поддержка и развитие молодежного предпринимательства

Вовлечение молодых людей в программу

Анкетирование молодых людей с целью информирования и вовлечения в программу с привлечением волонтеров. Проведение информационных конференций (форумов) с целью привлечения молодых людей к участию

Развитие молодежного предпринимательства, рост уровня занятости среди молодежи

Сопровождение молодых предпринимателей

Проведение конкурсов бизнес-проектов. Проведение форума молодых предпринимателей и участников программы.

Развитие молодежного предпринимательства, рост уровня занятости среди молодежи

Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, в том числе организаций - участников инновационных территориальных кластеров

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в области инноваций и промышленного производства

Формирование Центра технологической компетенции аддитивных технологий при участии Воронежской области

Обеспечение малого и среднего бизнеса региона максимальным доступом к современному ИПК



Он устанавливает новые правила закупок для государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений, начиная с планирования закупок и заканчивая оценкой их эффективности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

) планирования закупок товаров, работ, услуг;

) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего ФЗ;

) особенностей исполнения контрактов;

) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

) контроля в сфере закупок.

Однако участие в процедурах выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ - достаточно длительная и трудоемкая процедура.

Она требует от участников неукоснительного соблюдения требований упомянутых законов при подготовке заявок и дополнительных документов, обосновывающих соответствие участников требованиям заказчика, размещении заявок на электронных торговых площадках и заключении контрактов по результатам проведенных процедур. Выполнение данной работы должно осуществляться высококвалифицированными сотрудниками, иметь которых в штате могут позволить себе далеко не все организации.

У данного варианта существует альтернатива - аутсорсинг: передача отдельных функций предприятия специализированной организации.

В случае с электронными торгами Торгово-промышленная палата Воронежской области может выступать как организация, оказывающая полный комплекс услуг - от получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) до формирования и подачи пакета документов для участия в электронных торгах.

Торгово-промышленная палата Воронежской области может выступить в качестве специализированой организации, которой можно доверить разработку аукционной и конкурсной документации, формализацию планов и планов-графиков закупок, размещение документов в Единой информационной системе и др.

Работа в сфере электронных торгов начинается с анализа потенциального сегмента рынка, на котором хочет работать предприятие, и проведения подготовительных мероприятий. Завершающим этапом этой работы является участие в электронных торгах.

Цель любой компании-участника торгов - выигрыш в электронных торгах. А цель ТТП как компании, проводящей аутсорсинг электронных торгов, - максимально приблизить клиента к выигрышу в электронных торгах.

Для достижения данной цели необходимо осуществить ряд процедур:

получить ЭЦП для определённого вида торгов;

настроить рабочее место и пройти процедуры регистрации и аккредитации на электронных торговых площадках;

выбрать подходящие торги;

изучить требования, подготовить и разместить заявку и все прилагаемые документы на торговой площадке;

провести торги.

Торгово-промышленная палата Воронежской области помогает предпринимателю по всем обозначенным направлениям комплексно, а также, по желанию заказчика, может провести консультации на каждом этапе отдельно.

ТПП предлагает следующие варианты сотрудничества. Условно можно назвать их комплексный подход и дифференцированный подход.

В первом случае специалисты ТПП Воронежской области помогут в осуществлении всех пяти шагов к успеху.

Дифференцированный подход - содействие в разрешении отдельных проблем.

ТПП ВО оказывает услуги по аутсорсингу электронных торгов компаниям, участвующим в торгах как в качестве поставщиков, так и в качестве заказчиков. Клиентам оказываются организационные, юридические, финансовые, информационно-технические и аналитические услуги.

Организационные услуги, например, включают анализ поставщика на предмет соответствия требованиям процедуры закупки, подготовку заявки на участие в открытом конкурсе, организационное сопровождение участия в двухэтапном конкурсе, подготовку заявки на участие в электронном аукционе, подготовку котировочной заявки, организационное сопровождение участия в запросе предложений, подачу заявок в электронной форме от имени участника.

Услуга по подаче заявок в электронной форме от имени участника включает в себя следующие этапы:

формирование электронного пакета документов;

размещение пакета документов на электронной торговой площадке;

участие в электронном аукционе от имени клиента;

мониторинг результатов закупки, оповещение клиента о результатах с предоставлением протокола.

Юридические услуги включают консультации и претензионную работу.

Юридические консультации:

выявление ошибок при подготовке документации;

выявление коррупционной составляющей;

консультации по действующему законодательству;

мониторинг изменений законодательства;

консультации по вопросам движения денежных средств на счетах электронных торговых площадок.

Претензионная работа включает подготовку жалобы в контрольные органы, подготовку искового заявления в суд, а также представление интересов участника в контролирующих органах и судах.

ЭЦП, выданные по закону №1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" аккредитованным Удостоверяющим Центром, приравниваются к квалифицированным (статья 19 №63-ФЗ). Все остальные виды электронных подписей приниматься не будут.

Именно поэтому уже сегодня клиентам необходимо проверить свою электронную цифровую подпись и убедиться в том, что она квалифицированная.

Выдача усиленной электронной цифровой подписи включает:

изготовление сертификатов ключей ЭЦП;

поставка и техническое обслуживание средств криптографической защиты информации (СКЗИ);

консультирование по использованию сертификатов ЭЦП и СКЗИ;

ведение реестра сертификатов ключей подписей, обеспечение его актуальности и возможности свободного доступа к нему клиентов, поддержка списка отозванных сертификатов

сопровождение сертификатов ЭЦП (возможность неограниченное количество раз производить смену и отзыв сертификата ЭЦП).

Регистрация и аккредитация на ЭТП:

прохождение процедуры регистрации и аккредитации на электронных торговых площадках;

настройка ЭЦП для работы на каждой из электронных торговых площадок.

ТПП оказывает услугу по индивидуальному подбору закупок:

подбор закупок в соответствии с профилем деятельности клиента, начальной (максимальной) ценой контракта, сроками подачи заявки, выполнения работ;

подготовка еженедельного отчета по опубликованным процедурам.

Конкурентный и ценовой анализ проведенных процедур:

формирование аналитического отчета по проведенным процедурам за период с указанием участников закупки, победителя и процента снижения цен относительно начальной (максимальной) цены договора;

проведение экспертизы поставленного товара (работы, услуги).

В условиях возрастающей роли государственного управления во всех сферах социально-экономической жизни Воронежской области и одновременно усиления влияния экономического кризиса на социально-экономическую обстановку необходима системная поддержка принятия решений органами государственного управления области, обеспечить которую можно только на основе объединенных государственных информационных систем.

Текущее управление областью требует ежедневного сбора, обработки и анализа информации о состоянии дел в экономике, в финансовой сфере, в социальной сфере, экологии, демографии и многих других областях и оперативного принятия на основе этой информации управленческих решений.

Из-за огромного объема информации и наличия многоуровневой системы управления оперативно вручную обработать необходимую информацию, проанализировать ее и принять обоснованное и эффективное решение невозможно.

В связи с этим назрела потребность автоматизировать эти процессы и создать автоматизированные информационно-аналитические системы поддержки принятия управленческих решений.

Отсутствие координации и единого плана развития информационных систем привели к созданию многочисленных отдельных ведомственных слабо связанных программных систем и баз данных, ориентированных на решение узковедомственных задач.

В различных федеральных и областных структурах идет параллельное накопление и обработка данных, необходимых для других государственных и негосударственных структур, но которые для них практически недоступны.

Происходит дублирование данных, и, следовательно, возрастает вероятность их недостоверности. Пользователям приходится вводить одни и те же данные в разных системах.

Дальнейшее развитие информатизации в таком направлении может привести к тому, что накопленные данные станут непригодны к интеграции или стоимость интеграции будет слишком высокой. Назрела необходимость создания общих государственных областных и ведомственных информационных ресурсов на основе использования интегрирующих платформ в рамках единого информационного пространства.

Модернизация государственного управления определена и одним из основных направлений развития Воронежской области, утвержденных Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 114-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу".

Эффективным путем модернизации государственного управления является создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Воронежской области, обеспечивающей потребности государственных органов области в информации и информационном взаимодействии в соответствии с требованиями Закона Воронежской области от 12 марта 2008 года N 13-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере информатизации в Воронежской области" и областной целевой программой "Информатизация Воронежской области на 2010-2014 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 19 ноября 2009 года N 990.

Структура ГАС ВО "Управление" включает три уровня информационных систем. Первый уровень составляют ведомственные государственные информационные системы Воронежской области, решающие ведомственные задачи и осуществляющие сбор и первичную обработку информации о деятельности ИОГВ ВО и органов местного самоуправления Воронежской области.

Второй уровень составляют государственные информационные системы правительства Воронежской области, выполняющие роль базовых программных платформ для интеграции информации, поступающей из различных источников.

К этому уровню относятся информационные системы, в которые должна производиться загрузка и агрегация информации из ведомственных государственных информационных систем (региональная информационно-аналитическая система, информационная система "Интерактивная карта Воронежской области", автоматизированная система документационного обеспечения управления, информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" и др.).

Третий уровень обеспечивает свод и аналитическое представление информации первого и второго уровней в целях обеспечения деятельности губернатора Воронежской области и правительства Воронежской области. Его основу составят государственные информационные системы ситуационного центра губернатора Воронежской области, работы по созданию которого начаты в рамках областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2010 - 2014 годы".

Государственные информационные системы ситуационного центра губернатора Воронежской области составляют высокотехнологичный информационно-аналитический комплекс, объединяющий в себе технические средства сбора, хранения и визуализации информации, оборудование для передачи информации, в том числе телевизионных сигналов, аудио- и видеоинформации, а также системы телефонной и видеоконференцсвязи, современных мультимедийных систем подготовки и отображения информации.

Работу центра обеспечат программные продукты от стандартных офисных пакетов до специализированных профессиональных программ (геоинформационные системы с интерактивным отображением подвижных объектов, интегрированные системы по мониторингу оперативной обстановки, интегрированные системы видеонаблюдения, системы отображения динамики развития изучаемых аспектов жизнедеятельности общества по установленным критериям, системы социально-экономического и политического прогнозирования, системы математического моделирования и др.).

Информационная безопасность ГАС ВО "Управление" обеспечивается за счет реализации многоуровневой подсистемы обеспечения информационной безопасности, выполняющей следующие задачи:

обеспечение защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и представления пользователю системы;

обеспечение конфиденциальности и целостности информации;

обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и деструктивного воздействия.

Подсистема информационной безопасности должна являться неотъемлемой частью ГАС ВО "Управление". Работы по созданию подсистемы информационной безопасности проводятся в установленном порядке параллельно с работами по созданию информационно-технологической инфраструктуры.

 

Глава 3. Направление совершенствования управления бизнес-процессами предприятия


Совершенствование систем муниципального управления, использование новых концепций и технологий менеджмента (New Public Management) в значительной степени связаны с применением показателей эффективности и результативности деятельности. Одним из основных показателей эффективности работы любого органа власти Воронежской области является оперативность исполнения дел, т. е. скорость прохождения документов, оперативность принятия решений руководством и исполнения этих решений подчиненными.

Качество государственных и муниципальных услуг во многом также определятся оперативностью их предоставления. Для обеспечения оперативности в Воронежской области в рамках создаваемой системы электронного правительства (e-Government) вводятся в строй многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ), которые должны реализовать технологию "одного окна".

При этом МФЦ выполняет роль фронт-офиса, где организуется непосредственное взаимодействие органов власти с гражданами. В свою очередь основные процессы по оказанию услуг осуществляются в бэк-офисах, т.е. в тех ведомствах, которые ответственны за ту или иную государственную или муниципальную услугу.

Для обеспечения оперативности взаимодействие между фронт-офисом и бэк-офисом, а также взаимодействие между ведомствами внутри бэк-офисов должно осуществляться на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Если скорость предоставления государственных или муниципальных услуг окажется низкой или чрезмерно низкой, то это может привести к росту социальной напряженности и проявлению коррупции.

В обмен на деньги можно быстрее решить свой вопрос, а значит, своевременно получить нужную работу, зарегистрировать недвижимость или автомобиль и т.п. Однако, в реализованных до сих пор системах предоставления государственных и муниципальных услуг основной акцент сделан на совершенствование работы фронт-офиса, тогда как в бэк-офисе, где в основном и происходят все основные затраты времени, все остается почти без изменений.

На местах понятие "технология одного окна" интерпретируется неоднозначно. В итоге на практике за счет значительных финансовых затрат реализуется гибрид фронт-офиса и бэк-офиса под названием "одна дверь". При этом проблемы межведомственного взаимодействия решаются силами самого заявителя, который превращается в некоего курьера, снующего от одного "окошка" к другому.

Недопустимость такой подмены неоднократно отмечалась в исследованиях и на конференциях, проводимых на различных уровнях. Однако ситуация по-прежнему не меняется, и на местах в различных регионах продолжают обосновывать "технологию "одной двери" . Во многом этому способствует несовершенство нормативно-правовой базы, в том числе разработанные и уже принятые административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.

В связи с этим актуальным является подписанное 12 декабря 2012 г. Д.А. Медведевым Постановление Правительства Российской Федерации N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей". С принятием данного Постановления в Российской Федерации создается автоматизированная система оценки работы чиновников гражданами через Интернет или с помощью SMS. Документ предусматривает выражение гражданского мнения о качестве предоставления государственных услуг (с оценкой по 5-балльной шкале), включая оценку в первую очередь по таким критериям, как время предоставления государственных услуг и время ожидания в очереди.

Для повышения качества управления административно-управленческие процессы должны быть существенно модернизованы, оптимизированы и регламентированы. В бизнес-среде в этом случае говорят о необходимости реинжиниринга бизнес-процессов. Эквивалентом понятия "реинжиниринг бизнес-процессов" в государственном секторе является "Реинжиниринг административных процессов".

В развитых странах для определения понятия реинжиниринг административных процессов введён термин GPR (government process reengineering). Реинжиниринг административных процессов (GPR) можно определить как фундаментальное переосмысление и преобразование административных процессов с целью достижения значительного улучшения показателей работы, таких как затраты, качество, уровень предоставляемых услуг и оперативность.

В этой связи можно говорить о смене самой парадигмы государственного управления, заключающейся в смене его цели и смысла, переходе от идеи "граждане для государства и государство для выполнения функций" к задаче "государство для граждан". Именно такая установка позволяет полноценно реализовать положения статьи 7 Конституции РФ о социальном государстве.

Передовой зарубежный опыт создания системы электронного правительства свидетельствует о высокой эффективности применения технологии "одного окна". При этом удается существенно повысить оперативность предоставления государственных услуг. В таблице 3.1 приведены сроки предоставления некоторых государственных услуг в системе электронного правительства Сингапура, обладающего высоким международным рейтингом развития e-Government.

Таблица 3.1 Сроки предоставления некоторых государственных услуг в электронном правительстве Сингапура

№ п/п

Государственная услуга

Срок исполнения

1

Получение/обмен паспорта гражданина Сингапура

От 7 дней до 1 месяца

2

Государственная регистрация брака

3

Государственная регистрация рождения ребенка

На месте

4

Регистрация бизнеса

От нескольких часов до 14 дней


Иная ситуация складывается в России, в частности в Воронежской области. Несовершенство существующей нормативно-правовой базы приводит к принятию административных регламентов не соответствующих возможностям современных информационных технологий. И это несмотря на предпринятые в отдельных регионах усилия по формированию административных регламентов, в том числе с привлечением различных структур и созданием в департаментах отделов инновационных технологий и социальных стандартов. Независимо от подходов к разработке административных регламентов, реализованных в различных регионах, предлагаемая оперативность оказания государственных и муниципальных услуг оказалась на уровне требований ФЗ №59 от 2.11.2006 г.

В соответствии с этим законом сроки рассмотрения письменного обращения граждан в органы власти составляют 30-60 дней. Анализ разработанных и утвержденных административных регламентов по состоянию на 2010 год показал, что большинство органов исполнительной власти при разработке административных регламентов ограничилось фиксацией текущего состояния условий предоставления государственных услуг.

В таблице 3.2 приведены сроки предоставления государственных услуг в некоторых государственных органах исполнительной власти Воронежской области. Для части исследованных услуг реальные затраты времени превышают установленные в нормативных правовых актах время получения услуги в среднем в 2 раза.

Таблица 3.2 Сроки предоставления государственных услуг в некоторых государственных органах исполнительной власти Воронежской области

№ п/п

Государственная услуга

Востребованность в баллах

Срок исполнения

1

Получение/обмен паспорта гражданина РФ

27

От 10 дней до 2 месяцев

2

Регистрация на недвижимость

19

Не более 15-30 дней

3

Регистрация прав на земельный участок

13

30-37 дней

4

Получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

12

25-30 дней

5

Получение ежемесячного пособия на ребенка

10

10-30 дней

6

Получение/обмен загранпаспорта

8

От 1 месяца до 4 месяцев

7

Государственная регистрация брака, развода

7

1-2 месяца

8

Получение единовременной материальной помощи

4

Не более 45 дней

9

Получение ежемесячной выплаты ветеранам труда

4

25-35 дней


В результате низкой оперативности работы органов исполнительной власти в России, по некоторым проводившимся исследованиям и экспертным оценкам, затраты времени граждан на обращения в государственные службы составляют примерно 3-4 млрд. человеко-часов в год, что соответствует 1,5 млн. человеко-лет в год. При этом для обработки непосредственных обращений граждан задействовано порядка 400 тыс. государственных служащих, часто нерационально расходующих свое рабочее время и рабочее время заявителей, т.к. от четверти до трети всех транзакций осуществляются с ошибками.

Результаты системно-исторического анализа законодательных и делопроизводственных материалов, содержащих в себе сведения об административных регламентах или аналогичных нормах, установленных в органах исполнительной власти в различные исторические периоды России, приведены в Таблице 3.3.

Таблица 3.3 Законодательная основа исполнения государственных и частных дел в России в XV-XIX веках

Век

Орган исполнительной власти

Административный регламент

Общий срок исполнения дел

Основание

XV-XVII

Центральные органы государственного правления: - приказы: Посольский, Разрядный, Поместный и др.

Судебник 1497 г. Судебник 1550 г. Уложение 1646 г. Обычное право, традиции

В Разрядном приказе - от недели до месяца

Деятельность приказа определялась Царем и Боярской Думой

XVIII

Государственные коллегии

Генеральный регламент Глава IV. О исполнении указов

На решение государственных дел полагалась неделя. Частные дела по жалобам должны были решаться в течение 6 месяцев

Утвержден Петром I 28.02.1720 г.

XIX

Министерства

Общее учреждение министерств

Чрезвычайные дела - от 2 до 6 недель. Обычный срок исполнения дела определяется "никак не более 6 месяцев со дня вступления дела"

Учрежден 25 июня 1811 года манифестом Александра I


Сравнение сроков исполнения государственных услуг (дел) представленных в Таблицах 3.2 и 3.3 показывает, что они практически совпадают. Проведенный анализ сроков исполнения государственных и частных дел в органах исполнительной власти показывает, что смена систем государственного управления в России, а также смена технологических укладов, не приводили к улучшению этого показателя (Рисунок 3.1)

Рис. 3.1 - Институциональная ловушка административных регламентов в России

Таким образом, можно сделать вывод, что система предоставления государственных услуг в России (в частности и в Воронежской области) находится в институциональной ловушке, определяемой эффектом path dependence - зависимостью от предшествующего развития.

Одной из причин такого состояния дел является то, что основные принципы документооборота середины XIX в. - прохождение документами инстанций сначала снизу вверх, а затем сверху вниз, -действовали не только в начале XX в., но используются и до сих пор. При этом максимальная централизация контроля над документооборотом предполагает, что документ должен быть сначала доложен руководству, а лишь затем, обрастая резолюциями в соответствии со служебной иерархией, он спускается к непосредственным исполнителям. Прохождение документами инстанций сначала снизу вверх, а затем сверху вниз по иерархической лестнице обусловлено организационной структурой органов власти.

Можно утверждать, что именно иерархическая структура органов власти порождает указанную выше институциональную ловушку предоставления государственных услуг в России.

Выход из этой ловушки связан с высокими издержками трансформации, которые могут привести к возникновению рисков фрагментации в различных сферах и сегментах социально-экономической системы вплоть до распада государства. Это и является основным сдерживающим фактором каких-либо серьезных преобразований.

В рамках теории институциональных изменений и теории трансакционных издержек рассматриваются два возможных выхода из институциональной ловушки:

) Эволюционный путь развития, при котором условия выхода формируются самой системой. Критический момент (бифуркационная точка истории) наступает, когда трансакционные издержки функционирования неэффективной нормы превысят трансформационные издержки отмены старой нормы и/или введения новой нормы;

) Революционный путь развития, при котором ликвидация и замена неэффективной нормы происходит вследствие воздействия сверху в иерархической системе, например, путем разработки и обязательного единовременного внедрения общенациональных стандартов для взаимодействия и информационного обмена между ведомствами. При этом разработка и внедрение новых норм потребует реинжиниринга деятельности всей иерархической системы.

Ждать наступления критического момента и достижения бифуркационной точки в современных условиях развития, когда фактор времени порой имеет решающее значение, для России неприемлемо. Выбор революционного пути развития также невозможен. И не только потому, что революции, как правило, ничем хорошим не заканчиваются.

В государственных учреждениях, в отличие от частного сектора, недопустимы любые революционные эксперименты, приводящие к риску потери устойчивости управления. Государственный сектор из-за многочисленных юридических, законодательных и нормативных требований обладает значительно большей инерционностью и вследствие необходимости различных согласований потребует гораздо большего времени для восстановления устойчивости.

Поэтому необходимо выбрать иной путь, в котором сочетались бы достоинства эволюционного и революционного подходов при минимизации риска потери устойчивости управления.

Для достижения данных целей могут быть использованы известные в теории организаций эволюционные способы перестройки организационной структуры фирмы с использованием реинжениринговых технологий, в том числе сетевых.

Вместе с тем, необходимо четко разграничивать реинжиниринг органов исполнительной власти, участвующих в реализации разрешительных полномочий и базирующихся, возможно, на сетевых технологиях, от значительной части публично-правовой деятельности государственных органов, которая не связана с оказанием услуг. Лишь сочетание иерархической организации, имеющей четкую вертикальную зависимость элементов системы, с подвижной горизонтальной сетевой структурой способно эффективно использовать преимущества указанных структур.

Такой комбинированный подход позволяет локально, в основном в выделенных вспомогательных процессах, осуществлять реинжиниринг не затрагивая вначале основную деятельность органов власти по осуществлению разрешительных полномочий.

В результате с ростом числа успешных реинжиниринговых мероприятий происходит увеличение числа сторонников использования новых стандартов и достигается постепенное вытеснение старых норм новыми. В этом случае срабатывает закон Е.А. Серова - закон обратной зависимости разнообразия на нижнем и верхнем уровнях сложных систем. Согласно этому закону сопротивление внедрению нового стандарта снижается с увеличением числа услуг, в которых используется данный стандарт.

Дальнейшая эволюция административных регламентов возможна в направлении экстенсивного развития за счет вовлечения в процесс совершенствования нормативно-правовой базы все большего количества федеральных и региональных органов власти, особенно учитывая накапливаемый позитивный и негативный опыт в создании МФЦ.

Интенсивное направление формирования административных регламентов возможно только за счет кардинального изменения в институтах государственного и муниципального управления. Практика показала, что самостоятельно разработать новые административные регламенты органы исполнительной власти, расположенные внизу иерархической системы, не в состоянии.

Обусловлено это тем, что управление в муниципалитетах и выше сконцентрировано в основном на текущих задачах, так как для управления будущим у них не хватает ни ресурсов, ни времени. В результате такого управления преобладает консервативная составляющая, отражающая борьбу с отклонениями от заданной нормы и сохранение в неизменности настоящего.

Поэтому необходимо разрабатывать новые государственные административные регламенты и предложения по трансформации структуры организационной системы с использованием бизнес-консалтинга, т.е. с привлечением сторонних организаций и предприятий, специализирующихся на оказании помощи в улучшении количественных и качественных показателей административных процессов.

В ходе консалтинга в качестве нововведения может быть предложен подход Value stream ("поток создания ценностей"), интенсивно используемый в бизнес-среде. При этом ценностью будет являться не финансовая, а социальная стоимость услуг. Могут быть использованы также метод вычисляемых приоритетов MES, эталонная модель BPM (Business Process Management) и другие подходы, применяемые в ходе реинжиниринга бизнес-процессов.

В том числе можно рассматривать совмещение в ряде случаев иерархических и сетевых структур управления. Проблема состоит не в недостатке подобных технологий, а во внедрении новых норм, разработанных на основе этих технологий, в практику предоставления услуг органами исполнительной власти.

Решение данной проблемы возможно на основе инновационных технологий - наборов методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Для ускорения внедрения инноваций целесообразно использовать теорию диффузии инноваций, которая позволяет моделировать распространение явлений как процесс.

В качестве способа распространения нововведений может быть предложен на начальном этапе прямой метод диффузии с переходом в дальнейшем к косвенному методу. В соответствии с теорией диффузии инноваций скорость распространения нововведений определяется вязкостью, сопротивлением местной среды. Уменьшение сопротивления среды может быть достигнуто за счет ликвидации барьеров инноваций.

 

Заключение


В условиях жестокой конкуренции инновации становятся непрерывным процессом, поэтому современным компаниям необходимо постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы.

Совершенствование бизнес-процессов направлено на повышение значения ключевых (измеряемых) параметров процесса, таких как эффективность, результативность и адаптивность. Такое улучшение обуславливает повышения качества продукции процесса и качества управления его создания. Современные подходы к управлению качеством и улучшению бизнес процессов очень тесно связаны и, в принципе, являются различными аспектами одной и той же деятельности.

Однако помимо компаний совершенствовать бизнес-процессы необходимо и органам государственной и муниципальной власти: это связано не только с целью оперативного предоставления услуг населению, но и увеличению экономического роста региона, которое возможно только во взаимодействии с промышленными компаниями.

Большинство существующих в Воронежской области бизнес-процессы опираются на кластерной политике. Кластеры в данном регионе увеличивают производительность труда и эффективность производства, поскольку для компаний облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и образовательным центрам. Другими словами, такой бизнес-процесс как взаимодействие с контрагентами реализован в достаточной мере.

Существующие бизнес-процессы в Воронежской области направлены на содействие и развитие инноваций в промышленности, а также на содействие малого и среднего бизнеса. Кластерный подход предполагает создание эффективной системы стимулирования развития конкурентоспособных направлений региональной экономики, результатом чего станет максимальное использование конкурентных преимуществ региона и, как следствие, общий рост его конкурентоспособности.

Региональная нормативно-правовая база в области кластерного развития Воронежской области соответствует основным положениям федеральной законодательной базы. Однако, в настоящее время, ни региональная, ни федеральная законодательная базы не содержат механизмов экономического стимулирования создания и развития кластеров и их участников. Определенные меры государственной поддержки, при условии софинансирования из бюджетов субъектов, предусматриваются ежегодными приказами Министерства экономического развития и только в части поддержки совместных кластерных проектов.

Реализация кластерной политики как составной части промышленной политики региона определяет необходимость дальнейшего совершенствования региональной нормативно-правовой базы в области кластеризации.

Целью реализации кластерной политики Правительства Воронежской области в промышленном секторе экономики является обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики региона за счет содействия формированию и развитию региональных кластеров.

Результатом работы "Центра кластерного развития Воронежской области" и департамента промышленности, транспорта и инноваций стало заключение соглашений о создании 4-х пилотных кластеров: "Инженерные технологии АПК", "Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций Воронежской области", кластер производителей оборудования для нефтегазовой промышленности Воронежской области, а также ИТ-кластер Воронежской области.

Управление бизнес-процессами по взаимодействию с хозяйствующими субъектами региона сформированы также в рамках долгосрочной областной целевой программы, которое включает в себя:

. Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

. Развитие микрофинансирования.

. Развитие сети центров поддержки предпринимательства.

. Развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства.

. Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, в том числе организаций - участников инновационных территориальных кластеров.

. Создание промышленных (индустриальных) парков.

Также в Воронежской области реализована автоматизация бизнес процессов по государственным закупкам (инициатор - Торгово-промышленная палата) и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающей потребности государственных органов области в информации и информационном взаимодействии.

Основная проблема в реализации бизнес-процессов Воронежской области, как и во всех регионах России, заключается в долгих сроках предоставления государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу. Несовершенство существующей нормативно-правовой базы приводит к принятию административных регламентов не соответствующих возможностям современных информационных технологий. И это несмотря на предпринятые в отдельных регионах усилия по формированию административных регламентов, в том числе с привлечением различных структур и созданием в департаментах отделов инновационных технологий и социальных стандартов. Независимо от подходов к разработке административных регламентов, реализованных в различных регионах, предлагаемая оперативность оказания государственных и муниципальных услуг оказалась на уровне требований ФЗ №59 от 2.11.2006 г.

Анализ сроков исполнения государственных и частных дел в органах исполнительной власти показывает, что смена систем государственного управления в России, а также смена технологических укладов, не приводили к улучшению сроков исполнения государственных услуг.

Для совершенствования бизнес-процессов по предоставлению государственных и муниципальных услуг могут быть использованы способы перестройки организационной структуры фирмы с использованием реинжениринговых технологий, в том числе сетевых. В результате с ростом числа успешных реинжиниринговых мероприятий происходит увеличение числа сторонников использования новых стандартов и достигается постепенное вытеснение старых норм новыми.

Интенсивное направление формирования административных регламентов возможно только за счет кардинального изменения в институтах государственного и муниципального управления.

Необходимо разрабатывать новые государственные административные регламенты и предложения по трансформации структуры организационной системы с использованием бизнес-консалтинга, т.е. с привлечением сторонних организаций и предприятий, специализирующихся на оказании помощи в улучшении количественных и качественных показателей административных процессов.

В ходе консалтинга в качестве нововведения может быть предложен подход потока создания ценностей, интенсивно используемый в бизнес-среде. При этом ценностью будет являться не финансовая, а социальная стоимость услуг. Могут быть использованы также метод вычисляемых приоритетов MES, эталонная модель BPM и другие подходы, применяемые в ходе реинжиниринга бизнес-процессов.

В качестве способа распространения нововведений может быть предложен на начальном этапе прямой метод диффузии с переходом в дальнейшем к косвенному методу.

 

Библиографический список


. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012).

. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года.

. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д 19).

. Ведомственная целевая программа "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах".

. Долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы".

. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу до 2020 года.

. Аксенов Е., Альтшулер И. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

. Андерсен Б. Бизнес процессы. Инструменты совершенствования /М.: РИА "Стандарты и качество", 2009. - 272 с

. Бочкарев А.Н. Моделирование и оптимизация бизнес-процессов в консалтинговой компании, занимающейся маркетинговыми исследованиями. Журнал школы IT-менеджмента "Системы управления бизнес-процессами" Выпуск №5, ноябрь 2010. - С. 57-58.

. Гаджиев Ю.А. Зарубежные теории регионального экономического роста / Ю.А. Гаджиев // Экономика региона. - 2009. - №2. - С. 45-62.

. Джестон Дж., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. - СПб.-М.: Символ-Плюс, 2010. - 320 с.

. Дубейковский, В.И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.4 и AllFusion PM. / В.И. Дубейковский. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2010. - 150 с.

. Запрягайло В.М. Разработка административных регламентов на основе инновационных технологий. ВАГС. - Волгоград, 2011. - 115 с.

. Запрягайло В.М. Административный регламент. Системно-исторический аспект. ВАГС. - Волгоград, 2011. - 130 с.

. Ильин В.В., Реинжиниринг бизнес-процессов с использованием ARIS,, - М.: - Вильямс, 2009. - 256 с.

. Нуреев Р.М. Что такое path dependency и как ее изучают российские экономисты? / Р.М. Нуреев, Ю.В. Латов. // Общественные науки и современность - М., 2009. - № 2. - С.118-129.

. Оболенский Н.Н., Практический реинжиниринг бизнеса. М. - ЛОРИ, 2009. - 368 с.

. Ойнер О.К. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом. Российский журнал менеджмента, том 6, №2, 2010. - С. 27-46.

. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов, Майк Ротер, Джон Шук. - HE LEAN ENTERPRISE INSTITUTE, США, 2009 -144с.

. Рыбаков М. Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную систему из ненадежных элементов. Практикум. - М: "Издательство ИКАР", 2011. - 380 с.

. Смирницкий А.С. Стратегический менеджмент. - М.: ПРИОР, 2010. - 512 с.

. Умаров С.Ю. Антикризисное управление на промышленных предприятиях. - М.: Литера, 2009. - 320 с.

. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Майкл Хаммер, Джеймс Чампли; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2009. - 287 с.

. Цоглева Л.Н. Радикальный реинжиниринг производства/ Цоглева Л.Н. М.: ИНФРА - М, 2010. - 245 с.

. Шаститко А.Е., Радченко Т.А. Структурные альтернативы оценки качества корпоративного управления. Российский журнал менеджмента, том 8, № 2, 2010. - С. 3-20.

. Щенников С.Ю., Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление и оценка. - М.: "Ось-89", 2009.-288 с.

. Яковлев П.А. Реинжниринг бизнес - процессов. - М.: МР 3 Пресс, 2009. - 283 с.

. Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции "электронного правительства" [Электронный ресурс] // Центр технологий электронного правительства "Open-Government". Опубликовано 05.10.2010 г. - #"807721.files/image004.jpg">

Похожие работы на - Совершенствование управления бизнес-процессами в Воронежской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!