Экономическое поведение индивида

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    84,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическое поведение индивида














КУРСОВАЯ РАБОТА

Экономическое поведение индивида


Введение

Толстая стеклянная дверь с аккуратно выструганной ручкой из красного дерева отворилась, и в светлую комнату французского дома моды вошел подтянутый мужчина. Лакированные туфли с острыми носами с толстым протектором, на котором высвечивалась красная линия PRADA, рваные варенки Dsquared, льняная рубашка с фиолетовой Хохломой Etro; белые зубы, ногти с маникюром, трехдневная щетина, кольца на руке нет; модная прическа; не женат; вероятно, есть дети; высокий уровень достатка; педантичен, долгое время жил с мамой. Пытается быть в тренде и выглядеть молодежно, чтобы привлечь к себе наивных молодых женщин, которые ищут “принца на белом коне”. Волосы на правом рукаве льняной рубашки говорят о том, что у него есть домашнее животное, скорее всего кошка.

Нет, это не фокусы, и не новый рассказ про Шерлока Холмса, перед вами вполне достоверный сложный индуктивный анализ потребителя, выявляющий несколько вероятностей его поведения; и у продавца-консультанта, работающего на невысокую зарплату и донашивающего старый потертый костюм, предоставленный скупым французским кутюрье, появляется очень хорошая возможность дать представителю псевдо-светского бомонда именно то, что он хочет.

Пример элементарен, но именно он отражает суть отношений: продавец-покупатель; производитель-потребитель. Анализ поведения выявляет дальнейшее проявление интереса или отторжение предложенного продукта.

Авторы выбрали данную тему, чтобы доказать, что общепринятая классификация факторов, влияющих на экономическое поведение человека, на его сознание, не эффективна. Тысячи авторов, пишущих учебные пособия для студентов, используют концепцию 1980 года, не задумываясь о том, что мир постоянно развивается, люди уже давно потеряли те индикаторы психологической оценки, которые были актуальны раньше. На протяжении десятилетий на планете действуют некие микроэволюции, определяющие тренды и изменяющие человеческое сознание. Именно поэтому сегодня существует большое количество факторов, которые просто-напросто игнорируются при написании различных учебных пособий.

Цель данной научной работы: разработать новую концепцию определения линии экономического поведения индивида, учитывая пост-психологические факторы, влияющие на человеческое сознание.

Задачи: с помощью индуктивного синтезирования, как одного из основных способов экономической методологии, изучить экономическое поведение модели человека с 4 различных сторон: психобиологической, социальной, экономической, физико-математической.

1. Методология экономической теории

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

) рационалистический;

) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода.

Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

. Формальная логика - это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

. Анализ и синтез. Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

. Метод индукции и дедукции. Метод индукции - метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции - метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

. Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

. Аналогия - метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

. Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

. Доказательство - обоснование истинности одной мысли с помощью других.

. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

. Диалектический метод. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Данная научная работа основана на известном методе индуктивного синтезирования, симбиозе дедукции и синтеза. Наблюдая и анализируя различные факты и обобщая их, с помощью синтеза можно получить полноценную картину происходящих событий и прогнозировать будущие события с определенной вероятностью.

Индукция - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики <#"807672.files/image001.gif">

Схема 1

Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара Q соответствует прирост общей полезности TU. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара MU (или добавочная стоимость, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помощью следующей таблицы.

Q

1

2

3

4

5

TU

4

7

9

10

10

MU

4

3

2

1

0


Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т.к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.

Существуют два способа оценки полезности

Кардиналистский подход - связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы - ютили.

Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя, называется кривой безразличия (U). Множество кривых безразличия одного потребителя образуют карту безразличия. При этом, чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает линия бюджетного ограничения, уравнение которой можно записать следующим образом:

I = P1 Q1 + P2 Q2, где

I - доход потребителя;

P1; P2 - цена товаров А и Б;

Q1; Q2 - количество товаров А и Б.

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).

Схема 2. Положение равновесия

Оно достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны: MU1:P1 = MU2:P2

Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса. (схема 3).

Функциональный спрос - спрос на товар, обусловленный качествами товара.

Нефукциональный спрос - спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром.

Схема 3

психобиологический социальный экономический поведение

Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист <#"807672.files/image004.gif">

Схема 4. Выигрыш (излишек потребителя) и проигрыш (излишек производителя)

Впервые термин полезность ввел в научный оборот Иеремия Бентам (1748-1832), английский философ и социолог, считавший, что принцип максимизации полезности является основным в поведении человека. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное «удовлетворение», или максимальную полезность.

Автор убежден, что краткий теоретический анализ потребительского поведения - ключевая геометрическая фигура в изучении влияния различных факторов на спрос.

Полезность. Вернемся к нашему первоначальному вопросу: почему мы отдаем предпочтение определенным товарам? Мы выбираем товары, которые приносят нам наибольшую полезность, наибольшее удовлетворение наших потребностей. Существуют определенные качества, присущие товарам, которые являются «взмахом красного флага» перед привередливым завсегдатаем различных магазинов: здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, аромат и вкус, долговечность, удобство, роскошь, комфорт, чувство индивидуальности, престиж, статус, безопасность, сила и множество других. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным и субъективным. Разные люди покупают товары по разным причинам и с разными целями. Покупая IPhone с огромным количеством функций, каждый потребитель будет его использовать с разной полезностью. Она может меняться в зависимости от времени и места. Наша задача определить тенденцию употребления определенного товара в социальной группе в определенный период времени и дать потребителю то, что ему нужно.

Возникает совершенно комичный социально-экономический парадокс. Потребитель диктует свою волю производителям, заставляя их подстраиваться под его потребности в определенный период. Но свою ли волю он диктует? На самом деле потребность в чем-либо не может возникнуть просто так. Любые потребности возникают в результате различных факторов: политики государства, катаклизмов, новых трендов и тд. Тренды создаются продавцами. То есть в итоге получается, что одни продавцы через призму потребителя диктуют всем остальным, в том числе и себе, что производить, Вопрос только в том, кем окажешься ты- или ты диктуешь тренд и ты априори не можешь не иметь спроса, или ты подстраиваешься под уже существующие тренды и вопрос твоего выживания среди белых акул под очень большим вопросом.

Вспомним то, от чего мы пришли к этому. Автор упомянул зловещие инструменты маркетинга. Именно они содействуют созданию трендов, и именно они создают рынок сбыта на товар.

Реклама - часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение не персонализированной информации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему. И хотя мы не будем углубляться в понятие и природу рекламы, необходимо отметить, что именно благодаря успешной маркетинговой кампании, включающей в себя и рекламу, товар становится трендом-идолом на рынке.

Почему, к примеру, шоколадные конфеты M&M’s покупают миллиарды людей, а конфеты маленького швейцарского городка, который гораздо вкуснее и качественней, всего несколько сотен человек. Производство M&M’s - поточное, а производство швейцарского шоколада, скорее всего штучное или массовое. Поэтому количество маркетинговых методов, применяемых в создании тренда “M&M’s” колоссально, и качество не всегда имеет определяющую роль, как и то, что швейцарский шоколад полезней, как было рассмотрено выше.

Сегодня говорят, что любой товар можно продать, правильно продав. Автор не согласен. Он считает, что какой бы идеальной не была маркетинговая эпопея, потребитель все равно не купит товары, не попадающие в его зону комфорта, поэтому производители должны обязательно учитывать большую часть качеств удовлетворения потребителей. Другой вопрос, кто определил эту зону комфорта? И как ее определяет потребитель? Возможно, сами производители навязывают определенную зону комфорта потребителям для успешного проведения глобальных продаж.

3.3 Физико-математический анализ

Парадокс близнецов - мысленный эксперимент <#"807672.files/image005.gif"> (вы) и  (ваша мама в магазине Hermes), пространственные оси этих систем отсчета параллельны друг другу. Пусть система  движется относительно  вдоль оси  со скоростью , тогда:


где  - координата и время покупки шикарной сумки модельного ряда Birkin , измеренные в «неподвижной» системе отсчёта , а  - координата и время того же события для наблюдателя, связанного с «движущейся» системой .

Эффект замедления времени

Если часы неподвижны в системе , то для двух последовательных событий имеет место . Такие часы перемещаются относительно системы  по закону , поэтому интервалы времени связаны следующим образом:


Важно понимать, что в этой формуле интервал времени  измеряется одними движущимися часами . Он сравнивается с показаниями  нескольких различных, синхронно идущих часов, расположенных в системе , мимо которых пролетают часы . В результате такого сравнения оказывается, что движущиеся часы  идут медленнее неподвижных часов.

Важный аспект эффекта замедления времени <#"807672.files/image020.gif">: , движутся относительно синхронизированных часов в системе : . В результате, часы  будут идти медленнее по сравнению с часами в системе :


Несмотря на совпадения обозначений в двух последних формулах, они не противоречат друг другу. Каждая из них описывает различные измерительные процедуры. В первом случае одни часы  движутся мимо нескольких часов в , а во втором случае ситуация обратная, и одни часы  движутся мимо нескольких часов в . Именно поэтому, вам каждый раз будет казаться, что мама провела в очередном магазине целую вечность, а она, в свою очередь, будет стараться делать покупки как можно быстрее. Но ваше ожидание и время ее покупок никогда не будут проходить одновременно!

Относительность одновременности <#"807672.files/image008.gif"> в каждой из систем отсчёта. В преобразованиях Лоренца предполагается, что в момент времени  начала систем отсчёта совпадают: . Ниже изображена такая синхронизация отсчёта времени (на «центральных» часах) с точки зрения системы отсчёта  (левый рисунок) и с точки зрения наблюдателей в  (правый рисунок):

 <#"807672.files/image030.jpg">

Предположим, что рядом с каждыми часами в обеих системах отсчёта находятся наблюдатели. Положив в преобразованиях Лоренца , получаем . Это означает, что наблюдатели в системе , одновременно с совпадением времени на центральных часах, регистрируют различные показания на часах в системе . Для наблюдателей, расположенных справа от точки , с координатами , в момент времени  часы неподвижной системы отсчёта показывают «будущее» время: . Наблюдатели , находящиеся слева от , наоборот, фиксируют «прошлое» время часов : . На рисунках выше положение стрелок символизирует подобную разницу показаний часов двух систем отсчёта.

Единое «настоящее», то есть часы, синхронно идущие в различных точках пространства, можно ввести только в рамках конкретной инерциальной системы отсчёта. Однако этого нельзя сделать одновременно для двух различных систем отсчёта, а различны они, как авторы ометили выше, из-за инвариантоности систем отсчета, из-за того, что время течет по-разному для вас и вашей мамы.

Движущаяся относительно неподвижных наблюдателей система, с их точки зрения, содержит рассинхронизированные в направлении движения часы, своеобразное непрерывное объединение «прошлого», «настоящего» и «будущего».

Эффекты замедления времени и относительности, одновременности тесно связаны друг с другом и одинаково необходимы для расчёта ситуации, описанной в «парадоксе» близнецов.

Во время совершения покупок вы и ваша мама находитесь в различных точках микро-пространства и не можете сравнивать свои часы непосредственно. Поэтому, как и выше, будем считать, что вдоль траектории движения вас в «неподвижной» системе (так как вы сидите дома, ждете- вы находитесь в неподвижной системе), расставлены одинаковые, синхронно идущие часы, которые может наблюдать ваша мама во время похода по магазинам. Благодаря процедуре синхронизации в «неподвижной» системе отсчёта, введено единое время, определяющее в данный момент «настоящее» этой системы.

После старта ваша мама «переходит» в инерциальную систему отсчёта , движущуюся относительно «неподвижной»  со скоростью . Этот момент времени принимается вами и ей за начальный . Каждый из вас будет наблюдать замедленный ход часов каждого.

Однако, единое микро-«настоящее» системы  для вашей мамы перестаёт существовать. В системе отсчёта  есть своё «настоящее» (множество синхронизированных часов). Для системы , чем дальше по ходу движения вашей мамы находятся части системы , тем в более отдалённом «будущем» (с точки зрения «настоящего» системы ) они находятся.

Непосредственно это будущее наблюдать ваша родительница не может. Это могли бы сделать другие наблюдатели системы , расположенные впереди по движению и имеющие синхронизированное с путешественником время. Поэтому, хотя все часы в неподвижной системе отсчёта, мимо которых пролетает ваша мама, идут с ее точки зрения медленнее, из этого не следует, что они отстанут от ее часов.

В момент времени , чем дальше впереди по курсу находятся «неподвижные» часы, тем больше их показания с точки зрения вашей мамы. Когда она достигает этих часов, они не успеют отстать настолько, чтобы скомпенсировать начальное расхождение времени.

Действительно, положим координату вашей мамы в преобразованиях Лоренца <#"807672.files/image043.gif">. Закон его движения относительно системы  имеет вид . Время, прошедшее после начала полёта, по часам в системе  меньше, чем в :

Другими словами, время на часах мамы  отстаёт от показаний часов  системы . В то же время часы, мимо которых пролетает путешественник, неподвижны в : . Поэтому их темп хода для вашей мамы выглядит замедленным:


Таким образом: несмотря на то, что все конкретные часы в системе  идут медленнее с точки зрения наблюдателя в , разные часы вдоль его траектории будут показывать время, ушедшее вперед.

 <#"807672.files/image054.gif"> - собственная частота <#"807672.files/image055.gif"> - частота принимаемого наблюдателем сигнала. Эффект Доплера имеет классическую составляющую и составляющую релятивистскую, непосредственно связанную с замедлением времени. Скорость , входящая в соотношения изменения частоты, является относительной скоростью и вас и вашей мамы.

Несколько иная арифметика у вас. Пока ваша мама удаляется, вы также регистрируете увеличенный период точного времени, передаваемый путешественником. Однако, в отличие от мамы, вы наблюдаете такое замедление дольше. Поэтому, только через время  от начала путешествия вы зарегистрируете ускоренную работу часов вашей приближающейся мамы:

 <#"807672.files/image058.gif">

Социальный анализ включает в себя различные аспекты наблюдения за человеком. Давайте представим салон Ferrari. Приходя в это злополучное пристанище, индивид автоматически может попасть под влияние опытных продавцов. Авторы придумали целую стратегию общения с потребителями. Анализируя определенный психотип клиента-потребителя, анализируя его внешний вид, жестикуляцию, речь, реакции на определенные слова-индикаторы продавца, можно выстроить целую стратегию разговора с потребителем, предварительно высчитав вероятность его определенных ответов. Это и есть метод индуктивного синтезирования. Вернемся в салон Ferrari. Человек, зашедший туда, либо точно знает, чего хочет; либо зашел позаниматься window-shopping; либо есть определенная сумма, но он колеблется: можно купить маленькую квартиру в Люблино своей любовнице, а можно, подобно Аль Пачино в фильме «Запах женщины» рассекать по убогим дорогам на красной легенде. И именно третий психотип и будет являться некоторым «core consumer» для продавца-консультанта, способного убедить Зевса устроить войну против титанов за гору Олимп. Изучая, каждую деталь, можно точно определить подход к покупателю и выделить несколько событий - самых вероятных исходов его поведения.

Заключение

Большинство информации, представленной в работе, создали сами авторы. Потому что им не все равно. Плебейское равнодушие - страшная вещь. Ведь каждый удар человеческого сердца - это целая вселенная возможностей. И воля каждого человека способна преобразить его судьбу. Истина в том, что в каких бы обстоятельствах ты ни оказался, каким бы счастливым или несчастным ты ни был, ты можешь полностью изменить свою жизнь мыслью или поступком, если они исполнены любви.

Наша жизнь состоит из постоянного выбора. Мы делаем один шаг. Затем второй. Поднимаем глаза навстречу улыбке или оскалу окружающего мира. Думаем, действуем, чувствуем. Добавляем свои скромные усилия к приливам и отливам добра и зла, затопляющим планету и вновь отступающим. Несем сквозь крест в надежду следующей ночи. Бросаем наши сердца в обещание нового дня. С любовью - страстным поиском истины вне самих себя - и с надеждой - чистым невыразимым желанием быть спасенными. Ибо пока судьба ждет нас, наша жизнь продолжается. Боже, спаси нас. Боже прости нас. Любите друг друга. Жизнь продолжается.

Полезность

Экономическое поведение. Вот уже больше полугода автор живет в Москве один и пытается понять смысл. Ведь, согласно Кришне, мужчиной движут: власть, половое влечение и поиск смысла. Автор искал смысл экономического поведения человека. Каждый день в самых разных супермаркетах, гипермаркетах, огромных торговых центрах, на рынках автор внимательно следил за тем, как люди делают покупки, складывают покупки в пакет, как они выбирают, что на них надето, как с ними разговаривают консультанты и кассиры. Совершенно очевидно, что покупателем движут физические и нефизические факторы. К физическим можно отнести элементарные и сложные человеческие нужды, перерастающие в потребности: первичные и приобретенные драйвы. К нефизическим, в первую очередь, относится психофизические причины. Автор пришел к выводу, что человек не столько удовлетворяет свои потребности ради того, чтобы их удовлетворить, сколько из-за ощущения надежды, которое не покидает его при абсолютно любом экономическом выборе. Мы видим в товарах отголоски своей души и поэтому покупаем их. Нами скорее движут эмоциональные потребительские мотивы, чем физические. Особенно это касается новых товаров и услуг. Человек надеется, что они такие, как в упаковке, надеется, что они удовлетворят потребности. Самое интересное, что даже, если они не удовлетворят его потребности, он все равно будет продолжать покупать их, если они дешевле относительно своих субститутов Индивид будет искать в этом выгоду, он будет надеяться на качество, которого не будет.

Похожие работы на - Экономическое поведение индивида

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!