Цели и задачи социально-гигиенического мониторинга
Оглавление
Введение
.
Цели и задачи социально-гигиенического мониторинга
.
Организационная структура социально-гигиенического мониторинга
3. Содержание информационного фонда
социально-гигиенического мониторинга
Заключение
Библиографический список
Введение
Социально - гигиенический
мониторинг (далее именуется СГМ) -государственная система наблюдения, оценки и
прогнозирования изменений в состоянии здоровья населения, происходящих под
влиянием неблагоприятных факторов среды обитания человека и условий его
жизнедеятельности.
СГМ является актуальной на
сегодняшний день интегрированной информационно-аналитической системой открытого
типа, функционирующей на региональном (область) и местном (город, район)
уровнях.
1. Цели и задачи СГМ
Основными целями СГМ являются:
обеспечение органов
государственной власти и управления на региональном и местном уровнях,
предприятий, организаций, учреждений и граждан достоверной и объективной
информацией о состоянии здоровья населения в связи с состоянием среды обитания
и условиями жизнедеятельности человека:
подготовка Ежегодных докладов о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Свердловской области;
разработка положений и
рекомендаций, являющихся основой для конструктивного взаимодействия органов
государственной власти и управления Свердловской области, органов местного
самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан по
обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения, по
проведению сбалансированной социально-экономической политики, ориентированной
на жизнеобеспечение и охрану здоровья социально незащищенных слоев населения.
Для достижения поставленных целей в рамках системы СГМ решаются следующие
задачи:
обеспечение наблюдения и
контроля за состоянием здоровья населения и среды обитания человека на основе
единства методологии и программ сбора, обработки и передачи информации;
выявление причинно -
следственных связей между состоянием здоровья и среды обитания человека, оценка
и анализ наблюдаемых изменений в состоянии здоровья населения под влиянием
неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и социальной
среды, установление этой зависимости, причин и условий распространения массовых
заболеваний населения: - прогнозирование предполагаемых изменений состояния
здоровья в связи с воздействием факторов окружающей среды и условиями жизни
населения;
обоснование приоритетных
направлений в социальной политике и обеспечении санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, охраны здоровья и профилактики заболеваний, снижению
преждевременной смертности, оздоровления среды обитания человека и условий его
жизнедеятельности, а также предложений и рекомендаций для принятия решений по
этим вопросам.
В системе СГМ выполняются
следующие функции:
выбор, обследование,
составление характеристик, учет объектов, факторов, явлений наблюдения;
организация и проведение
наблюдения (обследование объектов, лабораторные и инструментальные исследования
и измерения факторов, расследование случаев заболеваний и отравлений людей, проведение
социально - гигиенических, эпидемиологических исследований и другие формы
деятельности в рамках государственного санитарно - эпидемиологического надзора
и программ научно - исследовательских работ), сбор, хранение, обработка данных
наблюдения, представления их в виде, удобном для дальнейшего использования;
получение и обработка
информации государственных и отраслевых систем мониторинга здоровья населения,
окружающей природной, производственной и социальной среды,
социально-экономического развития, государственной статистики, характеризующей
состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
системный анализ показателей,
полученных в результате наблюдений, характеризующих состояние здоровья и среды
обитания на основе закономерностей взаимодействия организма человека и факторов
внешней среды, установление причинно - следственных связей и их характеристик;
оценка экономического ущерба,
нанесенного здоровью населения в результате экологических и санитарных
правонарушений;
создание информационных и
информационно - аналитических систем, сетей, программных продуктов и баз данных
СГМ;
организация нормативно -
справочной информации, используемой в статистических регистрах, базах данных,
комплексах автоматизированной обработки информации;
передача информации
пользователям системы СГМ и ее распространение среди заинтересованных
организаций и населения.
Социально-гигиенический мониторинг базируется на
применении системного подхода, при этом его системность обеспечивается, с одной
стороны, путем интеграции в единое информационное пространство, а с другой -
взаимной согласованностью входящих в него элементов - подсистем.
Ведение социально-гигиенического мониторинга
проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и
возложено на органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации совместно с
другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными
осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.
В концепцию создания социально-гигиенического
мониторинга заложены следующие принципы:
· комплексность и полнота (система
должна обеспечивать решение всех задач с учетом уровней
социально-гигиенического мониторинга, функциональной направленности и их взаимодействия),
· развитие (система предусматривает
возможность дальнейшего функционального развития),
· реалистичность
(социально-гигиенического мониторинга создается с учетом сложившихся потоков
регламентированной информации с учетом уровней управления, состава и содержания
существующих информационных массивов),
· эффективность (система должна
обеспечивать необходимую достоверность, актуальность и низкую стоимость
хранения и обработки информации),
· технологичность (формирование
входных (первичных) документов должно осуществляться по принципу совмещения
процесса фиксации и изготовления машинно-ориентированных документов),
· однократность ввода информации в
систему и многократность ее использования всеми заинтересованными
пользователями,
· достоверность (для каждого элемента
информации должны быть однозначно установлены источники и определена
персональная ответственность за достоверность, современность и точность
представляемых данных, разработаны правила сбора, фиксации, хранения, обработке
и передачи данных, включающие возможность ошибок внесения произвольных
изменений и искажений),
· современность (информация,
представляемая системой должностным лицам, должна обеспечивать оперативное,
своевременное и качественное принятие управленческих решений),
· защищенность информации (информация,
хранимая в базах данных СГМ, должна быть надежно защищена от
несанкционированного доступа),
· типизация (элементы информационного
обеспечения должны быть типизированы и унифицированы как по составу, так и по
структуре).
Функциями социально-гигиенического мониторинга
являются:
· выявление и систематизация
источников загрязнения среды обитания (объектов, процессов, химических веществ
и т.д.), определяющих их вредное воздействие на здоровье населения, природные
комплексы и инфраструктуру населенных мест,
· установление и контроль предельно
допустимых нормативов вредного воздействия, обеспечивающих безопасные и
благоприятные условия среды обитания,
· разработка, планирование и
организация практической реализации мер по предупреждению, сокращению и
ликвидации последствий вредного воздействия факторов среды обитания.
· мониторинг, надзор и контроль за
реализацией принятых мер и их эффективностью. Проведение
социально-гигиенического мониторинга обеспечивает:
· установление факторов, оказывающих
вредное воздействие на человека, и их оценку;
· прогнозирование состояния здоровья
населения и среды обитания человека;
· определение неотложных и
долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных
факторов среды обитания человека на здоровье населения;
· разработку предложений для принятия
решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
· информирование органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения
о результатах, полученных при проведении мониторинга.
. Организационная структура СГМ
социальный гигиенический мониторинг информационный
СГМ ведется Государственной
санитарно эпидемиологической службой (Областной центр госсанэпиднадзора) по
данным наблюдения и контроля, осуществляемого в рамках государственного
санитарно - эпидемиологического надзора, а также на основании данных,
характеризующих состояние здоровья населения, окружающей среды, социально -
экономического развития области, получаемых региональными органами
исполнительной власти по государственным и отраслевым системам мониторинга и
статистики.
Основными учреждениями,
осуществляющими сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации, а
также формирующими первичные базы данных, являются городские и районные центры
госсанэпиднадзора, которые передают ее в городские ( с районным делением),
областной центр госсанэпиднадзора. Базы данных СГМ поддерживаются комплексом
программно - технологических и технических средств, функционирующих на региональном
и местном уровнях.
Программно - технологическое
обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся функциональных
возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и
представление всех видов показателей, включенных в системы СГМ.
Система организации и
проведения наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья в связи с
состоянием среды обитания населения базируется на следующих основных принципах:
использование единых и
обязательных для всех организаций, участвующих в системе СГМ, методологических
подходов и гигиенических критериев оценки влияния на состояние здоровья
факторов среды обитания человека, основанных на современных научных
представлениях о взаимодействии в системе "человек - окружающая
среда";
применение взаимосогласованных
нормативных и методических документов, обеспечивающих единство методов,
способов и показателей, по которым осуществляется сбор, накопление и обработка
данных в системе наблюдения и контроля за состоянием здоровья и среды обитания;
открытость данных системы СГМ
для широкого круга пользователей, обмен информацией между организациями,
участвующими в системе, на бесплатной основе.
Рисунок 1. Схема структуры
социально-гигиенического мониторинга
3. Содержание информационного
фонда СГМ
Информационной основой СГМ
являются данные наблюдения за качеством окружающей природной среды в местах
проживания и хозяйственной деятельности населения, условиями труда, быта,
отдыха, воспитания, обучения населения, за безопасностью для здоровья продуктов
питания, питьевой воды, товаров народного потребления, потенциально опасными
химическими и биологическими веществами, за состоянием инфекционной,
паразитарной, профессиональной заболеваемостью населения, массовыми
неинфекционными заболеваниями людей, связанными с влиянием факторов среды
обитания человека, получаемые органами и учреждениями Государственной санитарно
- эпидемиологической службы Свердловской области в процессе государственного
санитарно - эпидемиологического надзора, а также данные, получаемые от органов
и учреждений государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения,
Облгоскомстата и других заинтересованных организаций и ведомств, а также
данных, получаемых в процессе выборочных и единовременных исследований.
. Информационный фонд СГМ
состоит из следующих данных:
показателей, характеризующих
состояние здоровья населения, в том числе по социально обусловленным
заболеваниям и другим состояниям организма человека;
гигиенических и
эпидемиологических показателей, характеризующих состояние среды обитания
населения;
социально - экономических
показателей, характеризующих уровень социально - экономического положения
региона и территорий;
справочных банков данных.
. Информационными базами СГМ
являются:
. Данные наблюдений,
осуществляемые в рамках Единой государственной системы экологического
мониторинга за:
источниками антропогенного
воздействия на окружающую природную среду;
качеством атмосферного воздуха,
поверхностных и подземных вод, почвы;
загрязнение окружающей
природной среды и осуществляемые природоохранные мероприятия.
. Данные наблюдения за
радиационной безопасностью, осуществляемые в рамках Единой государственной
автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой.
. Данные Государственной
системы учета и статистики за состоянием социальной среды обитания человека,
социально - экономическим положением в стране, регионах и на территориях,
включая информацию, характеризующую:
демографическую обстановку;
развитие промышленности,
сельского хозяйства и транспорта, торговли и общественного питания;
производство товаров народного
потребления, включая продовольственное сырье и пищевые продукты;
уровень жизни и доходы
населения;
развитие городов и населенных
пунктов, их коммунальное благоустройство и уровень культурно - бытового
обслуживания населения;
условия проживания населения и
жилищную проблему;
проблемы образования и условия
воспитания и обучения детей и подростков. 6. Данные наблюдения за состоянием,
охраной и условиями труда. 7. Данные наблюдения за условиями, структурой и
качеством питания населения, водоснабжением населения, безопасностью для
здоровья человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды.
. Данные системы мониторинга за
состоянием здоровья и физического развития населения за:
смертностью, рождаемостью,
средней продолжительностью предстоящей жизни;
заболеваемостью;
инвалидностью;
уровнем физического развития.
. Медицинское обеспечение
населения.
. Данные институтов и
результатов их деятельности.
. Данные справочных банков.
Источником формирования справочной базы данных являются существующие и
создаваемые информационные банки данных регионального уровней органов
государственной власти и управления, министерств и ведомств и других хозяйствующих
субъектов, а также международных организаций.
Заключение
В реферате раскрыты вопросы по
использованию системы социально-гигиенического мониторинга, которая наглядно
демонстрирует важность и необходимость интеграции различных видов мониторинга
окружающей среды и необходима в силу необходимости выделения приоритетных
влияний (факторов) обширного признакового пространства, накопленного согласно
структуре информационного фонда.
Библиографический
список
1. Основа социального мониторинга“ С.С. Фролов.
г. Москва, Юрист 2010г.
. Введение в социологию А.И. Кравченко .г.
Москва, учебное пособие 2009г.
. Теория мониторинга ,Г.П. Зинченко г.
Ростов-на-Дону,2009г.
. Социология. Основы общей теории г. Москва,
«Аспект- Пресс », 2011г.
. Социология . Н.И Смелзер, г. Москва, = «Феникс
», 2011г.
. Основы мониторинга. Харчева, Учебник, г.
Москва, = «Логос» ,2011г.
. Современная социология .Кудрявцев, Казимирчук,
г. Москва, «Юрист», 2010г.