Система источников административного права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система источников административного права

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, сущность, и значение норм и источников административного права

.1 Источники административного права и их виды

.2 Система источников административного права

Глава 2. Юридические акты, как источники административного права

.1 Основные юридические акты, выступающие в роли источников административного права в РФ

.2 Вневедомственные акты

Заключение

Библиографический список

Введение

Источники административного права - это внешние проявления административного права. По сути, это правовые акты различных государственных органов, содержащих административные нормы, заключенные в локальных нормативных правовых актах.

Разнообразие административного права предполагает разнообразие источников административного права Российской Федерации. Среди них нормативных актов законодательных (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различных видов утвержденных этими органами норм, правил, уставов и т.п. Это многообразие порождает проблему систематизации и кодификации.

По сути, сейчас, кодифицирован только один институт современного российского административного права. Это относится к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (принят Государственной Думой 20.12.2001 г.) с изменениями и дополнениями от 4 октября 2010 года (далее КоАП). Но это только частичная кодификация нормативно-правовых актов.

Другой способ заключается в систематизации административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке, правил его важнейших институтов).

Актуальность темы обусловлена ​​тем, что в настоящее время многие проблемы управления регулируются по кодификации актов других отраслей российского права (в воде, в воздухе и часть в Таможенном кодексе). Таким образом, тема сегодня очень актуальна, так как, по мнению многих ученых, называющих себя административистами, они могут быть сведены к одному акту кодификации - основе административного законодательства Российской Федерации.

Разработка данной темы является довольно большой, и сегодня существует значительное число работ образовательных, методического, научного и правового характера в области административного права и истории его источников.

Целью курсовой работы является изучение источников административного права в РФ.

Объектом курсовой работы выступают источники административного права в РФ.

Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые документы, регламентирующие административное право в РФ.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

дать определение источникам административного права;

выделить основные виды источников административного права;

рассмотреть систему источников административного права.

Информативной базой для данной работы выступают труды юристов, политиков и исследователей в области административного права, периодические издания, нормативно-правовые акты РФ и субъектов Федерации, методическая и учебная литература, а также интернет-ресурсы.

Глава 1. Понятие, сущность, и значение норм и источников административного права

1.1Источники административного права и их виды

Административное право подчеркивает свою консолидацию в различных объективных форм выражения мнений, которая обозначается общим термином "источник административного права." Источник административного права представляет собой совокупность правовых средств, обеспечивающих административный закон, разрешающий получателям этих правил выражать свои реальные потребности, в том числе знакомиться с реальным содержанием административно-правовых норм.

В самом деле, в юридическом смысле источниками административного права, признаны нормативно-правовые акты, содержащие нормы административного права, регулирующие отношения, являются предметом в данной конкретной данной отрасли права. Все исследователи источников административного права в один голос отмечают следующую важную особенность - множественность и раздробленность нормативного материала, являющегося ключом к административно-правовым нормам.

Если источники других отраслей законодательства Российской Федерации фактически могут быть сгруппированы и по крайней мере быть перечислены в учебном процессе, система же административно-правовых актов, остается загадкой не только преподавателей и для их студентов, но и для юристов, так как объема учебника или монографии не достаточно, чтобы просто написать в один столбик все источник административного права Российской Федерации.

Как правило, отрасль права имеет один главный источник кодифицированных правил и группы связанных источников федерального и регионального уровня, с указанием отдельных декларативных или другие общие положения Кодекса. Это бывает в ситуации с нормами гражданского, трудового, или же уголовного права. Конституционный закон основывается на Конституции Российской Федерации как своего рода начало конституционных норм. Административное право имеет в своих источниках около десятка кодексов. Особенная часть специальных административных законов не направлена на стандарты освещения только на федеральном уровне правового регулирования, и на данном уровне может было проанализирована лишь часть норм административного права, как это закреплено в федеральном законе (в том числе Кодексе). Подзаконные акты составляют, в данном случае "подводной части айсберга" отраслевых источников.

Разнообразие отраслевых источников подтверждается, в частности, Указом Президента от 15 марта 2000 № 511. Классификатор правовых актов в своем составе содержит четкое указание только четыре основные отрасли в праве: конституционное (конституционного строя), трудовое, уголовное и гражданское. Представлены отдельно, международные нормативные акты. Остальные акты, которые приняты в Российской Федерации, делятся в зависимости от сферы регулирования правового акта, а это по большей части области административного права.

Бросается в глаза тот факт, что правовых актов, разделенных по объему, гораздо больше, чем все остальных. Конечно, есть источники и других отраслей права (сельское хозяйство, охраны окружающей среды, таможня, финансы и многие другие). Тем не менее, почти все перечисленные отрасли права, являются сложными и включают в свою систему норм административного права, более узкоспециализированные нормы, даже если это всего лишь нормы об административной ответственности или наказании за неё.

Кроме того, система источников административного права знает такие примеры, где содержатся нормы сразу нескольких отраслей права.

Причиной этого очевидного разнообразия источников отрасли является разнообразие ее предметов и отсутствие универсального метода правового регулирования. Государство-административное влияние происходит практически во всех сферах жизни общества, и императивность юридического действия участвует везде, за исключением тех конкретных областей и районов, где имеются другие принципы правового регулирования.

Еще одна особенность многообразия источников административного права - это преобладание среди них подзаконных актов. Нуждается в регулировании управленческая деятельность государства, на основе общих принципов права в сфере государственного управления, требует правового разъяснения деталей определенных отраслей административного права, содержащихся в конституциях, международных договорах, федеральных и федеральных конституционных законах. Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации или Президента Российской Федерации, в том смысле, может быть и актами представляющими собой элемент государственного регулирования.

Именно поэтому административное право характеризуется чрезвычайно широким диапазоном вторичных источников, некоторые из которых содержат нормы общего регулирования административного права в конкретной области. Они утверждают, что правила, нормы, положения и иные акты, направленные на регулирование какой-либо конкретной ситуации действуют на основе более общих правил, утвержденных актом, имеющим более высокую степень юридической силы.

Нормативные правовые акты требуют внешних форм выражения, они должны быть сконструированы таким образом, чтобы они могли взаимодействовать с людьми, которым они адресованы. Ту же самую картину мы наблюдаем и в актах, использующихся в государственных и муниципальных органов власти. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, принимая внешнюю форму его выражения.

Четвертой, наиболее важной особенностью отрасли является огромное количество источников для юридических норм. Это определяется на локальном уровне: целым рядом административных отношений, потребности в разделении властей и необходимостью своевременного юридического опосредования.

Для правового регулирования своей деятельности необходимо большое количество законов и еще большее число, нормативно-правовых актов.

Есть значительное число чисто административно-правовых источников. Но многие из них смешаны, раздроблены. Они могут представлять одновременно разные ветви правовых норм.

В зависимости от содержащихся в актах норм, и, следовательно, их юридической силы все источники административного права следует разделить на несколько основных групп:

.Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

.Акты Президента Российской Федерации;. Акты государственной администрации;. Акты муниципальных органов;. Публичные договоры;. Акты правосудия;. Административные обыкновения.. В первой группе источников можно выделить следующие:

. Федеральные законы и другие нормативные акты Федерального Собрания РФ:

А) Конституции РФ;

б) ФКЗ;

в) ФЗ;

г) положения, декларации и акты об амнистии палат Федерального Собрания РФ;

. Законодательство субъектов РФ:

а) Уставы субъектов Федерации;

б) законы субъектов Федерации.. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации. Президент РФ не отнесен ни к одной из ветвей власти и следовательно его указы имеют особую юридическую силу. Акты Президента являются одним из важнейших источников административного права.

Акты Президента Российской Федерации делятся на Указы и Распоряжения президента РФ.. Третья группа - акты органов государственной администрации. Это самый многочисленный из источников административного права.

.Административные акты организаций и федеральных органов:

А) постановления и распоряжения Правительства РФ;

б) распоряжения, правила, инструкции и другие акты министерств и федеральных органов специальной компетенции;

в) инструкции, приказы, положения, и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; Приказы, инструкции федеральных агентств и предприятий, а также вооруженных объединений;

г) Нормативные документы Банка России.

. Административные акты субъектов:

а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов Федерации;

б) постановления и распоряжения правительства муниципального образования;

в) нормативные документы органов специально компетенции в субъекте;

г) нормативно-правовая документации яорганов местного самоуправления;. Любые правила, регулирующие социальную сферу, являются административными. И если эти правила выступают решением муниципалитетов, эти действия становятся источниками правовых отраслевых стандартов. Таким образом, акты органов местного самоуправления также содержат правила административного права, регулирующие регистрацию, лицензирование и другие общественные вопросы.. В правовой жизни России растет роль государственных контрактов, содержащих нормы административного права. В пятой группе источников административного права состоит из четырех типов договоров.

. Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора". Министерства или же правительство не имеют права заключать с органами иностранных государств договоры, противоречащие законодательству РФ.

. Федеративные договоры. Уже подписано более 80 соглашений Российской Федерации с субъектами.

. Административные договоры. Административное право в контрактах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, между федеральными органами власти.

. Нормативные соглашения между общим федеральным объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации.. Акты правосудия также на сегодняшний день выступают источниками административного права.

Известно, что правила не только те акты, которые содержат новый правопорядок, но и тех, которые отменяют или вносят корректировки в старый.

У нормативных актов правосудия могут быть два пути влияния на систему правил. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и, таким образом, прямо или косвенно, отменить, изменить их. Во-вторых, в тех случаях, когда закон предусматривает, что решения определенных судов являются обязательными для судов более низкой инстанции.

Таким образом административные традиции в настоящее время в России, в первую очередь, есть правила в отдельных общественных институтах, это локальная норма. Во-вторых, они могут быть письменные или устные. Акты власти не являются фиксированными, преобладают в конкретных таможенных организациях. В-третьих, они носят субъективный характер в том смысле, что вы не используете, если они признают руководителем организации, или пока они закреплены в актах субъектов власти.

1.2 Система источников административного права

Вопрос о системе источников административного права, связанный с вопросом о соотношении понятий "система источников" и "административное право". С нашей точки зрения, использование термина "административного права" всегда должен быть определенном смысле. В самом деле, этот факт делает использование термина неудобным из-за неопределенности. Тем не менее, это не означает, что применение концепции административного права в смысле совокупности источников административного права является абсолютно неправильным или некорректным. Таким образом, в широком смысле, административное право - это система источников административного права, в то время как в своем, то есть узком смысле слова - это только набор законов, содержащих нормы отрасли.

Источники системы административного права представляют собой взаимосвязанный набор различных правовых актов, содержащих нормы административного права. Для характеристики системы должны выделить его основные элементы и определить общие принципы их взаимодействия. Система источников административного права состоит из двух основных групп правовых актов в соответствии с федеральной структурой нашего государства: федеральные, региональные и местные. Кроме того, все действия, которые являются источниками административного права (как федеральные, так и региональные, и местные) должны быть разделены на законодательные и индивидуальные договора. На фоне выбранных критериев классификации посвящена взаимосвязи между элементами системы.

Таким образом, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что административные процедуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что в области административного права, выданного федеральными законами и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как указано в нормативно-правовых источниках.

Следовательно, существует ситуация, в которой субъекты Российской Федерации должны координировать позицию, своих законодательных и правоохранительных органов, правовых актов с положениями федерального законодательства. Тем не менее, это также означает, что если на совместной юрисдикции, субъект федерации имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование.

В ведении Российской Федерации и ее полномочий в областях совместного ведения Федерации и субъектов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которая включает в себя акты федеральных органов исполнительной власти по соответствующим вопросам, безусловно, необходимы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, в рамках исполнительного правотворчества в области административного права устанавливается приоритет федеральных нормативных актов.

Что касается соотношения законодательных и нормативных источников административного права, следует руководствоваться общим правилом, изложенной в ст. 15 Конституции, которая гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, что означает, в частности, и тот факт, что все правовые акты, принятые органами и должностными лицами, должны соответствовать Конституции и законам".

Эти простые правила не могут спасти систему от источников проблем административного права и инцидентов, связанных, в частности, со злоупотреблением законотворчеством органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с фрагментацией и перекрывающих или противоречивых правил на разных уровнях системы, отсутствие законодательного регулирования многих вопросов, связанных с ограничением прав и свобод граждан.

Из-за этих обстоятельств, система источников административного права должна быть улучшена.

Также следует отметить, что система административного права в России практически не систематизирована, что затрудняет изучение источников промышленности и научных исследований в области административного права, и практической работы с правовым материалом, и в целом - определение регулируемых отраслей права. В связи с этим, вопросы систематизации и кодификации достаточно остро стоят в теории административного права.

Причиной фрагментации административных и отраслевых источников права, на наш взгляд, являются: разнообразие сфер регулируемых нормами права, наличие административно-правового регулирования в большинстве областей общественной жизни, которые связаны в первую очередь с универсальностью инструментов правительства в целом и невозможное создание единого правового акта, или, по крайней мере, обобщающего документа; огромное количество работающих нормативно-правовых актов, содержащих нормы административного права, которые необходимо изучать и классифицировать; относительная молодость современной правовой системы Российской Федерации, которая начала свое формирование немногим более пятнадцати лет назад, что крайне мало для формирования прогрессивной правовой системы, сложности проблем федерального правительства.

В настоящее время существует прочный фундамент для начала работы по систематизации нормативно-правовых актов административного права. Это и нормы Конституции Российской Федерации, а также некоторые правила федеральных законов, принятых по ключевым вопросам организации государственного управления. Есть три основные формы систематизации административного права: кодификации, инкорпорации и хронологическом публикации источников административного права.

Кодификация является высшей формой систематизации административного права, что предполагает снижение административного права в кодов для различных административных и правовых институтов и ветвей власти. При принятии Кодекса практики регламентировало его введение правил могут быть изменены, коррекция, некоторые из них отменены, другие появляются вновь, и т.д.

Кодификация как способ систематизации административного законодательства была осуществлена ​​в отношении одного из центральных институтов отрасли - Институт административной ответственности. В настоящее время Россия имеет в Административный кодекс.

Кодифицированы и административно-правовые нормы в определенных секторах государственного управления.

Тем не менее, в правовом поле являются юридические и административные регламенты, многие из которых устарели и не отвечают современным потребностям развивающихся социального организма. Следовательно, проблема кодификации все еще актуальны и насущны для административного права.

Действие административного права - форма рационализации административного права на основе объединяющей подхода к существующего правового материала. Административное право в процессе регистрации объединено в зависимости от объема в коллекциях, собраниях, в хранилищах и т.д. Внутри них нормы классифицируются в соответствии с рубриками и темами без изменения их содержания.

В России, нормотворчество на государственном уровне также функционирует и специализируется в систематизации правил различных отраслей права. Существует проект издания Свода законов Российской Федерации, которые должны сочетать правила отраслевых и других классификаций. Неофициальное включение административного права осуществляется учеными и преподавателями с целями простоты использования со стандартным материалом.

Хронологические систематизации актов административного права осуществляются путем их опубликования в официальных периодических изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, Газета нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Эта форма используется для мониторинга развития, динамики административного права, отслеживает дополнения и изменения к существующим правилам.

Все существующие источники административного права являются неотъемлемой частью самоуправляемой системы, которая имеет право изменять многие нормы. Особенность, которая является основой в этой системе - наличие в каждой из этих существующих правил административного права.

Часто система административных источников называется административным законодательством. Это неверно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах. Глава 2, ст. 3 Гражданского кодекса гласит: "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним, другими федеральными законами ...". Административное право следует понимать как систему законов, которые являются нормами административного права. И все существующие источники этой отрасли можно назвать систему источников административного права (СИАП). Административное право является ядром и важной частью СИАП.

В этой первой функции SIAP резко отличает его от исходной системы права. источник административный право кодификация

Во-вторых, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что процедуры административного права делятся между Федерацией и ее субъектами. Уточняется, эту возможность ч. 2, ст. 76 Конституции гласит: "По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выданных федеральных законов и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."

В-третьих, функция SIAP - выбор источников. Она включает в себя законы и правила федеральных, региональных и муниципальных органов власти, изменения административных правовых актов и их законодательной и исполнительной, и судебной власти, и, кроме того, президент и Банк России, и генеральный прокурор. Акты всех ветвей власти являются источниками административного права.

В-четвертых, в СИАП существует огромное количество ее источников. Это, прежде всего, из-за универсальности и других особенностей административного органа. Таким образом, большое количество федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и правоохранительных, общих и внутрипартийных норм, регулирующих государственного управления во многих сферах общественной жизни. Это легко увидеть, прочитав официальные классификаторы отраслей права, которые не разделяют "Административное право" на различные источники которые не размещаются в разделах законодательства об административных правонарушениях, гражданской службы, и в десятках других разделах классификатора. Кстати, в классификаторе также неправильно использовал термин "закон", хотя это система источников соответствующих правил, который включает в себя даже ведомственные инструкции.

Пятый признак СИАП - его мобильность и изменчивость. В систему административного права часто вносятся изменения в новые источники, а старые источники отменяются. SIAP нестабильна из-за многих объективных факторов. По вопросу, универсальности, организации мероприятий государственного управления непосредственно влияют на экономику, политику, особенно в российских реформах, а также огромный размер системы административного права и его источники и другие. Нестабильность СИАП связана с субъективными факторами: ошибки, политические пристрастия тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. В дополнение к СИАП многих норм, что это легко, чтобы отменить, изменить новый министр, губернатор и правительство России.

В-шестых, SIAP, что означает, что административно-правовые нормы, не систематические.

Большое количество источников различного законную силу, принятое в разное время - объективный факт, что негативное влияние на систематизации отраслей права. Единый административный кодекс не является и не может быть создан. Почему? Во-первых, потому, что это невозможно в одном акте поставить такое огромное количество правил, которые требуют правового регулирования и деятельности государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию законотворчества, а это значит, лишение административного законотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти, Российской Федерации. Полная кодификация административного права будет означать нарушение ст. 72 Конституции России.

Система административных регламентов должна быть улучшена.

Основные направления этой работы:

улучшение качества, отношения правовых норм;

принять все необходимые реформы в правила;

усиление роли закона в регулировании прав граждан, формирования и функционирования системы государственного управления. Следует отметить, что в этом направлении в течение относительно короткого периода времени, многое было сделано;

пробелы в административно-правовом регулирования (путем принятия нормативных актов, регулирующих правовой статус студентов и стажеров, гражданскую альтернативную службу, и т.д.). Одним из важных аспектов проблемы СИАП для всех адвокатов - найти правильные источники.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и административные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное опубликование общих ведомственных нормативных актов в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, это касается многих центральных ведомственных органов (Центральный банк, Государственный таможенный комитет и др.)

Акты Федерации опубликованные в газете, издаваемой на территории субъекта, а также в законодательстве Ассамблеи или в редакции журнала с другим именем, специально созданный для официальных публикаций актами РФ.

Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также должно быть опубликовано в Российской газете и Собрание законодательства Российской Федерации.

К сожалению, с публикацией источников административного права, не все хорошо. Не рассмотреть вопрос об официальном издании внутрипартийных ведомственных актов федеральных органов власти, регулирующих административных договоров, актов муниципальных органов власти и других источников административного права пока не стоит вопрос.

Конечно, юристам трудно использовать большое количество газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки будут преодолены путем использования компьютерных версий систематизации законодательства ("Консультант Плюс", "Кодекс", "Ваше право", "Гарант" и др.), Но он не доступен для многих, кроме того тексты, извлеченные из компьютеров, не являются оригиналами. Возможно было бы полезно, чтобы опубликовать еженедельную газету на федеральном уровне, которая будет незамедлительно доводить до всей страны, официальные тексты всех федеральных агентств. Такие публикации могут установить и субъектов Федерации.

Глава 2. Юридические акты, как источники административного права

.1 Основные юридические акты, выступающие в роли источников административного права в РФ

Источники административного права - это юридические документы, в которых содержатся административно-правовые нормы. Поскольку такого рода документы имеют различную форму, в юридической литературе устоялось определение источников административного права как формы выражения административно-правовых норм.

Источники административного права могут быть систематизированы в следующие группы: а) Конституция; б) законы; в) подзаконные акты. Каждая из указанных групп имеет иерархически расположенную систему элементов.

В Конституции РФ закреплена система норм, которая составляет основу административного права.

В этой связи, прежде всего, следует назвать статью 10 Конституции РФ, в которой государственная власть разделена на: законодательную; исполнительную и судебную. Таким образом, исполнительная власть официально признана главным действующим лицом в административно-правовых отношениях.

Кроме того, определены конституционные основы административно-правового статуса органов исполнительной власти и иных органов государственной власти, граждан, а также образуемых ими общественных формирований.

В Конституции установлена также иерархия источников права, применимая для всех правовых отраслей, в том числе и для отрасли административной.

В соответствии со статьей 15, часть 4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 115 часть 3 Конституции РФ закрепляет положение, в соответствии с которым постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, гласит статья 76 Конституции РФ, если они противоречат федеральным конституционным законам или федеральным законам, принятым по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и субъекта РФ, не подлежат применению. В случаях противоречия нормативных правовых актов субъекта РФ, принятого по вопросам исключительного ведения субъекта РФ, и федеральным законам, применяется нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

Источниками административного права являются также конституции и уставы субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований. Упоминание об этих источниках административного права в связи с характеристикой Конституции Российской Федерации обусловлено одинаковым функциональным назначением этой семьи нормативных актов. Каждый из них для своего уровня является основным законом.

Международные договоры Российской Федерации - второй по значимости в иерархии нормативных актов источник административного права. Правительство Российской Федерации подписывает договоры с правительствами иностранных государств, регулируя таким образом отношения, являющиеся в основном предметом административного права.

Например, между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германии было заключено соглашение об облегчении взаимных поездок граждан указанных стран; между Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральным министерством по вопросам окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов ФРГ - соответствующее соглашение о сотрудничестве в области лицензирования, надзора и экспертизы ядерной и радиационной безопасности. Указанные и аналогичные им международные правовые акты являются источниками административного права.

Законы Российской Федерации и законы ее субъектов становятся наиболее представительными в системе источников административного права. Значительный объем отношений, которые ранее регламентировались подзаконными актами, в настоящее время возведены на законодательный уровень. Например, до принятия 16 сентября 1998 года первого Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" отношения в этой сфере регулировались более 150 подзаконными актами только федерального уровня. В настоящее время действует Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 4 мая 2011 года, в котором учтен опыт реализации указанного и многих иных законов.

Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года был воспринят как знаковый, когда он возвел на законодательный уровень регулирования отношения, которые ранее регламентировались исключительно на уровне подзаконных актов ведомств, имевшими грифы "совершенно секретно" и "секретно". Интенсивность законодательного опосредования указанных отношений, составляющих предмет административного права, после принятия данных законов значительно повысилась.

В настоящее время существенный объем отношений, являющихся предметом регулирования административно-правовых норм, имеют законодательную регламентацию. Причем, речь идет как о федеральном, так и о региональном законодательстве. Например, законодательство об административных правонарушениях в соответствии со статьей 1.1. КоАП РФ представлено не только КоАП РФ, но и законами субъектов Российской Федерации.

Относительно нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами муниципальных образований, следует заметить, что они в большей степени тяготеют к законодательным актам, нежели к актам подзаконного характера. Не случайно, Налоговым Кодексом РФ создан прецедент признания решений местных органов власти законодательными актами. В соответствии с частью 6 статьи 1 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах охватываются понятием "законодательство о налогах и сборах".

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года относятся:

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, а также многое другое, что составляет предмет административного права.

Подзаконные акты как источники административного права принимаются различными субъектами.

Среди них особое место занимают нормативные правовые акты Президента РФ.

Президентом РФ подзаконные нормативные акты принимаются в форме нормативных указов. Такие указы органами исполнительной власти подлежат незамедлительному и неукоснительному исполнению.

Однако практике известны случаи принятия нормативных актов Президентом Российской Федерации в форме распоряжений. Подобным примером является распоряжение Президента РФ от 12 мая 1997 года № 184-рп, которым было утверждено "Положение о федеральной комиссии по проблемам Чеченской Республики".

К данной группе источников административного права следует отнести и нормативные правовые акты президентов, губернаторов и глав администраций субъектов Федерации и муниципальных образований.

Следующим по значимости и юридической силе среди подзаконных актов являются акты Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Часть 3 статьи 23 названного закона гласит, что порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством самостоятельно. Хотя более уместно было бы определить такой порядок на уровне федерального закона, сохранив за Правительством Российской Федерации право, устанавливать порядок принятия индивидуальных правовых актов и иных актов, не имеющих правового характера.

В свою очередь, Правительство Российской Федерации обладает полномочиями по определению правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации. Это означает, что федеральные органы исполнительной власти не должны определять для себя правила подготовки нормативных правовых актов.

Акты федеральных органов исполнительной власти также относятся к группе подзаконных актов.

Федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты издаются в виде наставлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений, уставов. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Акты Администрации Президента РФ следует относить к группе подзаконных нормативных актов, являющихся одним из источников административного права. Такие акты принимаются в форме распоряжений ее руководителя. Например, распоряжение руководителей Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 4 июля 2000 года № 903/676, которым утвержден перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти и определены правила использования таких наименований.

К особому разряду источников административного права следует отнести нормативные правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года акты Конституционного Суда Российской Федерации обладают рядом признаков, характеризующих их как источники права.

Во-первых, решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Во-вторых, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации и не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

В-третьих, субъекты, принявшие не соответствующие Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты, обязаны обеспечить правовое регламентирование, соответствующее Конституции Российской Федерации.

В-четвертых, решения Конституционного Суда Российской Федерации являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Конституционные суды субъектов Российской Федерации на своем уровне принимают решения, обладающие свойствами, присущими решениям Конституционного Суда Российской Федерации.

Источниками административного права могут признаваться только письменные нормативные правовые акты. Устные решения, обладающие де-факто свойствами нормативных правовых актов (содержат правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, имеют неопределенного адресата, обязательны для исполнения), не могут рассматриваться источниками права. Скорее их следует рассматривать как источники произвола.

.2 Вневедомственные акты

Среди административных актов всегда выделяются ведомственные акты. Их возникновение и действие обусловлены наличием в системе исполнительной власти специфических органов. Речь идет о министерствах, государственных комитетах, комитетах, службах, департаментах, инспекциях и иных разновидностях центральных органов управления. Это могут быть как федеральные органы исполнительной власти, так и соответствующие органы субъектов РФ. Их статус определяется Конституцией, законами и указами, положениями о каждом органе, утвержденными Правительством.

Названные органы являются органами исполнительной власти, выполняющими специализированные функции управления, регулирования и надзора. Таковы, например, Минфин, Министерство государственного имущества. Имеются их различия в функциях, структуре, методах деятельности, порядке принятия актов. Но чаще всего понятие "ведомственные акты" охватывает все виды актов, издаваемых министерствами, госкомитетами, службами и др.

Для ведомственных актов характерны специфические признаки: а) это акты органов исполнительной власти, обладающих специальной компетенцией; б) это подзаконные акты в системе иерархических отношений, которые принимаются на основе и во исполнение закона в соответствии с актами Президента и Правительства, других вышестоящих органов; в) это акты, отличающиеся конкретностью своих предписаний, адресованностью их строго определенному кругу лиц и организаций; г) это акты, обязательные к исполнению в той или иной сфере, отрасли управления, изданные в пределах полномочий соответствующих органов: д) это акты, содержащие правовые нормы и конкретные оперативные меры индивидуального и разового характера, а также информацию об актах вышестоящих органов.

Обилие и многообразие ведомственных актов всегда порождало необходимость совершенствования процедур их подготовки и принятия. Широко применялись правила или рекомендации либо общего, типового характера, либо прилагаемые к актам конкретного министерства, ведомства. Приведем примеры.

Так, Министерство юстиции СССР одобрило 23 октября 1980 г. "Методические рекомендации по упорядочению нормативных актов министерств и ведомств". В 1977 г. Государственный комитет Совета Министров по труду и социальным вопросам утвердил правила подготовки проектов нормативных актов госкомитета. В 1987 г. Минэлектротехпром ввел в действие "Правила подготовки и оформления организационно-распорядительной документации в электротехнической промышленности", в 1989 г. - рекомендации о порядке подготовки и утверждения нормативных актов министерства.

Практика регламентирования такого рода продолжается и сейчас. В 1996 г. Министерство топлива и энергетики РФ одобрило разработанные автором и другими сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения "Правила подготовки, принятия и выполнения правовых актов в Минтопэнерго".

Ведомственные акты отличаются большим разнообразием по своему содержанию и формам. Поэтому всегда предпринимались попытки типовых процедур их подготовки и принятия. В 1980 г. Министерство юстиции СССР утвердило "Методические рекомендации по дальнейшему упорядочению нормативных актов министерств и ведомств СССР". 21 января 1993 г. Президент РФ издал Указ "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации". Правительство РФ утвердило 23 июля 1993 г. правила подготовки ведомственных актов. В июле того же года Комитет по делам архивов утвердил "Типовую инструкцию по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации". Особое значение имеют Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ 13 августа 1997 г. Тем самым регламентированы основные стадии подготовки и принятия ведомственных актов, которые издаются во исполнение решений высших органов власти и управления, либо по их поручению, либо по собственной инициативе. Определены виды актов. Новым является введение государственной регистрации ведомственных актов.

Заключение

Без преувеличения можно признать административно-правовые нормы самыми разнообразными среди других правовых норм. Широта и динамизм регулируемых ими отношений предполагают широкий спектр выбора средств воздействия на них.

Каждая норма, отличаясь специфическими признаками, существует и действует не сама по себе. Строгие системные связи и зависимости означают их согласованное, комплексное и даже "одномоментное" применение, поскольку именно административно-правовые нормы занимают самое большое правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт - акты исполнения - документ. Чаще всего не одна норма, а их совокупность, причем как однородных, так и неоднородных, создают целостный эффект административно-правового воздействия.

Сказанное позволяет придать различению административно-правовых норм особую значимость в теоретическом и в практическом отношении. Оно проводится не изолированно от общей классификации правовых норм, которая дается в книгах, учебниках по теории права и которая хорошо нам известна. Несколько лет тому была сделана попытка учеными - административистами видоизменить эту классификацию с учетом критерия характера регулирующего воздействия правовых норм. Но пока не пришли к единому мнению и до настоящего времени не пришли. Но, не взирая на это, полагаем, что правильное различение и формирование административно-правовых норм имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно позволяет уловить и выразить дух административно-правового регулирования и выбрать необходимые для этого средства. Высокое качество норм - залог успеха такого регулирования. Нужно приобретать навыки "нормообразования", избегая столь частой на практике путаницы актов и содержащихся в них норм. Для этого предлагаем выпускать и регулярно обновлять Рекомендации по составлению и написанию текстов законов, постановлений и иных актов. Чиновники, депутаты, граждане смогут успешно использовать такие рекомендации в своей деятельности.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Система "КонсультантПлюс".

.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2013) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997) / Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011 // Система "КонсультантПлюс".

.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2012) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) / Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712// Система "КонсультантПлюс".

.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2013) "О защите прав потребителей"/ Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140//Система "КонсультантПлюс".

.Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 28.06.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"/ Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, №22, ст. 2663//Система "КонсультантПлюс".

.Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (ред. от 28.06.2012) "О классификаторе правовых актов" / Собрание законодательства РФ, 20.03.2000, № 12, ст. 1260//Система "КонсультантПлюс".

.Административное право: Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. // М., Слово, 2012 г. 300 с.

.Административное право: под ред. А.Н. Барахатова. // Ростов-на Дону. 2011 г., 500 с.

.Административное право: Учебник под ред. А.М. Никонорова. // Самара, 2012 г., 473 с.

.Алехин А.П., Кормолицкий А.А. Административное право России: Учебник. // М.: ИКД "Зерцало-М", 2012 г. 412 с.

.Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. // М.: Норма, 2012 г. 400 с.

.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. // М., Слово, 2011 г. 300 с.

.Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. // М., Издательство ГАРАНТ, 2013 г. 340 с.

.Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. // Издательство ГАРАНТ, 2012 г. 410 с.

.Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. // Саратов, Дрофа 2011 г. 500 с.

.Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право (альбом схем). // М., Кронос, 2013 г. 213 с.

.Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багшнаев З. А. Российское Административное право. Учебник. // М.: Юристъ, 2013 г. 420 с.

.Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. // М., Юристъ, 2011 г. 518 с.

.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. // М., Логос, 2012 г. 314 с.

.Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. // Таганрог ТТИ ЮФУ, 2011 г. 210 с.

.Юридический портал: http://uristinfo.net/adminpravo/168-administrativnoe-pravo-i-protsess-jua-tihomirov/3990-juridicheskie-akty-kak-istochniki-administrativnogo-prava.html

.Студопедия. Библиотека студента. Источник: http://studopedia.net/6_25965_istochniki-administrativnogo-prava.html

.Новостной портал "Бизнес и власть здесь и сейчас". Источник: http://www.lawmix.ru/comm/3274

.Портал "Юридическая Россия". Источник: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=116956

.Правовой портал: http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/istochniki_administrativnogo_prava_2.html

.Сайт юридических консультаций, источник: http://2xh.ru/yuridicheskie/administrativnoe/79-istochniki-administrativnogo-prava.html

Похожие работы на - Система источников административного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!