принимать законы.
Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.
Т.е. органами представительной демократии являются:
) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:
) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
.3 Обеспечение прав и свобод человека и гражданина
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, он должен оказывать определяющее влияние на всю деятельность демократического государства.
Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства.
Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения.
Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества.
В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание - важное условие, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.
.4 Разделение ветвей государственной власти
Разделение ветвей государственной власти - еще одна важная черта РФ как демократического государства. Государственная власть в РФ, гласит ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы этих ветвей власти самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.
Сущность принципа разделения властей сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.
В условиях, когда принцип разделения ветвей власти десятилетиями и даже столетиями с порога отбрасывался и признавался принципиально негодным для российской государственности, четкое конституционное закрепление данного положения имело особое, фундаментальное значение. Без этого переход на путь реального демократизма был бы невозможен, ибо этот принцип служит важной гарантией обеспечения свободы, подчинения государства праву и закону, предотвращения возврата к самовластию, беззаконию и тоталитарному режиму.
Впервые принцип разделения властей был провозглашен у нас Декларацией о государственном суверенитете РСФСР как важнейший принцип ее организации и функционирования как правового государства, а в апреле 1992 г. он был включен в Конституцию РФ в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России. Указанные общие положения Конституции РФ конкретизируются во многих других ее статьях при определении статуса и компетенции Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судов РФ, ее субъектов и т.д.
Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местным самоуправлением.
В современных условиях в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
.5 Идеологическое многообразие в РФ
Демократизация государства проявляется и в допущении идеологического многообразия (плюрализма), который включает в себя:
) свободу идей и убеждений граждан;
) политический плюрализм и свободу политических организаций;
) религиозную свободу.
Плюрализм (от лат. pluralis - множественность, множественное число).
В советское время популярная среди западных либералов концепция плюралистической демократии подвергалась резкой критике. В постсоветской России плюрализм в смысле идеологического, политического и даже экономического плюрализма образует один из элементов основ конституционного строя.
Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи 13 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Это значит, что каждый (в отдельности или, входя в состав какой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции о политическом, экономическом и социальном развитии общества, предлагать властным и иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды и убеждения и т.п., кроме тех, которые призывают к войне, национальной дискриминации, насилию и т.п.
Закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), Конституция РФ вместе с тем признает политическое многообразие, многопартийность и равноправие общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 13). В то же время она запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).
Данные конституционные установления направлены как против монополии одной партии или привилегированного положения какой-либо одной или нескольких организаций, что особенно важно в свете нашего негативного политического опыта прошлого, так и против таких общественных объединений, которые преследуют явно антидемократические, антиобщественные, антиконституционные цели, чаще всего осуждаемые и мировым сообществом.
Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия. Политическое многообразие (плюрализм) - наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т. д.
Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.
Политическое многообразие предполагает свободу граждан в выборе формы участия в политической жизни страны. Все граждане РФ вправе: 1) создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; 2) вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; 3) участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; 4) беспрепятственно выходить из политических партий.
Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства.
В России признается многопартийность. В настоящее время совокупность политических партий России представлена значительным числом политических партий и политических объединений, преследующих различные цели. Причем все политические партии и общественные объединения равны перед законом. Запрещаются лишь создание и деятельность таких из них, которые имеют своей целью изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
Религиозная свобода предполагает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
3. Правовое государство
Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Содержание и сущность правового государства предполагают развитую систему законодательства, независимый суд, эффективную работу правоохранительных структур в обеспечении правопорядка и безопасности, защиты граждан от преступных посягательств.
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно ряд очень важных признаков правового государства:
) конституционное закрепление и гарантирование в соответствии с международными стандартами широких основных прав и свобод человека и гражданина, признание их приоритета и высшей ценности (ст. 2, 17-64 и др. Конституции РФ), хотя в обеспечении их практической реализации предстоит еще пройти немалый путь;
) разработка новой, демократической Конституции РФ 1993 г., признание и обеспечение ее верховенства (ч. 1 ст. 15), первые серьезные шаги по демократическому обновлению законодательства и созданию развитой, правовой системы;
) признание верховенства права и необходимости подчинения ему любых форм государственной деятельности и обеспечения ее законности (ч. 2 и 3 ст. 15);
) признание включенности общепризнанных принципов и норм международного права в национальную систему права и приоритета правил, установленных международными договорами РФ, перед правилами, установленными законом (ч. 4 ст. 15);
) конституционное закрепление независимости судов и их подчинения только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 10, 120-122, 124 и др.) как главного механизма гарантирования прав и свобод, обеспечения законности.
Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, и законность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое другое.
4. Россия - государство с республиканской формой правления
Любое государство может быть охарактеризовано как со стороны его сущности и содержания, так и со стороны его формы. В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства.
Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки:
отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка;
создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;
формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.
Само понятие «республика» происходит от двух латинских слов (res - дело и publicus - общественный, всенародный) и в буквальном смысле обозначает дело общества, народа или общественное, народное дело.
Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть. Различают два основных вида республики - президентскую и парламентскую.
Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.
Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы. О наличии сильной президентской власти говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически - также и главы исполнительной власти. Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, Правительство формируется Президентом, а не парламентом. Некоторые черты парламентской республики в России проявляются в следующем: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом.
В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления.
Заключение
Подведем итоги выше сказанному.
Демократизм Российской Федерации базируется прежде всего на конституционном закреплении народовластия, всеобщих прав и свобод человека, разделения властей, выборности основных государственных органов, свободы общественной самоорганизации и самодеятельности, политического плюрализма и идеологического многообразия, местного самоуправления и др.
Главным принципом демократического государства является то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Одним из основополагающих принципов демократического государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Демократизация государства проявляется и в допущении идеологического и политического плюрализма.
Российская Федерация - правовое государство. Это проявляется в высоком уровне авторитета государственности, реальном режиме господства права, обеспечивающего все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления.
Список использованной литературы
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с.
. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов.- М.: ЮРИСТЪ, 2000, 492с.
. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 608с.
. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций.- М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2006. -416с.
. Конституционное право России: учеб./ А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е.Никитина и др.; под ред.А.Е. Постникова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 504с.
. Конституционное право России. Червонюк В.И., Москва, 2004.- 262с
. Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 490с.