Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
Дисциплинарная и материальная ответственность устанавливается нормами трудового законодательства и наступает за нарушение правил недропользования при выполнении работником своей трудовой функции. Вред, причиненный работником собственнику недр, другим недропользователям и третьим лицам, подлежит возмещению недропользователем, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Впоследствии недропользователь - работодатель праве взыскать с работника причиненный им вред в порядке регресса. По общему правилу размер ущерба, взыскиваемого с работника, ограничен его средним месячным заработком. Полная материальная ответственность работника может наступать только в случаях, предусмотренных КЗоТ РФ. В качестве мер дисциплинарной ответственности трудовое законодательство предусматривает замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
2.2 Институциональный механизм управления минерально-сырьевыми ресурсами
Недропользование - сфера переплетения и столкновения интересов Федерации, регионов и горных компаний, местных администраций, общественных организаций, населения. Эти интересы далеко не совпадают, иногда даже противоположны: так, у компании в центре внимания прибыль, у государства - жизнедеятельность населения. У субъекта Федерации тоже есть противоречивые интересы: с одной стороны, желательно извлечь максимальную выгоду от природных ресурсов сейчас, а с другой стороны, нужно думать и о будущих поколениях. Поэтому институциональная система недропользования должна обеспечить нахождение и соблюдение баланса многоаспектных интересов всех сторон. Важнейшими ее «элементами» являются: законодательная и нормативная база; стратегия и политика освоения недр; механизм предоставления прав пользования недрами, где баланс интересов устанавливается за счет конкурентной борьбы между недропользователями; программа геологоразведочных работ по подготовке новых участков недр для выставления на аукционы и конкурсы. Из всего множества элементов институциональной среды в качестве наиболее значимых можно выделить условия режим недропользования, систему налогообложения (включая ее специфическую рентную составляющую) и организационную структуру. Эти элементы институциональной среды тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, состояние и динамика их изменения в значительной степени зависит от политики государства в отношении минерально-сырьевого комплекса, а сами они фактически являются составной частью системы государственного регулирования.
Активное регулирование в институциональной сфере недропользования должно включать ряд мер. Ключевым институтом в недропользовании России является институт лицензирования пользования недрами. Действенность лицензионного процесса во многом определяется полнотой и согласованностью законодательных и других нормативно-правовых актов, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях.
Государственный контроль недропользования как функция управления является одним из важных институтов повышения эффективности использования недр. Необходимо отметить, что именно эта цель - повышение эффективности использования недр, - являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в Российской Федерации административной реформы.
Согласно классической теории институционализма под институтами в широком смысле понимаются общепризнанные в обществе нормы поведения людей, обычаи, а также общественные образования, в которых эти нормы реализуются практически.
С институциональной точки зрения контрольную политику следует характеризовать через институты, в которых воплощается и материализуется власть и, прежде всего через важнейший институт - государство. Таким образом, институциональное обеспечение государственной контрольной политики недропользования можно рассматривать, как использование всей совокупности взаимосвязанных институтов гарантирующих реализацию контрольной политики.
При рассмотрении данного вопроса, под институтами нами понимаются устойчивые, постоянно воспроизводящиеся правовые, социальные, экономические, экологические, структурно-организационные и другие отношения, складывающиеся в сфере недропользования, которые являются институциональной средой (институциональной основой) контрольной политики недропользования.
Каждой страной или группой стран вырабатывается определенная политика в области минерального сырья и недропользования, зависящая от многих факторов, но, прежде всего от наличия или недостаточности собственных минерально-сырьевых ресурсов (МСР) и масштабов потребности в них. В этой связи, обеспечение внутренних потребностей народного хозяйства, а также потребностей, определенных международными обязательствами, достижение оптимального использования МСР в целях национальной безопасности государства необходимо рассматривать под углом зрения проводимой и реализуемой рациональной государственной контрольной политики недропользования, которая должна быть одной из важнейших задач государственной власти.
Формализация и материализация контрольной политики недропользования осуществляется через устойчивые, самовоспроизводящиеся ее элементы. Прежде всего это законы, нормативно-правовые и подзаконные акты, стандарты (нормы и правила), инструкции и методики, органы исполнительной власти всех уровней и гражданские институты (субъекты контроля), структуры бизнеса, программы и планы геолого-разведочных работ (ГРР) и воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ), лицензионные условия пользования недрами (объекты контроля), результирующие документы итогов проверки недропользователей (акты, предписания, протокола), практика администрирования и применения экономических санкций и др.
Как показывает анализ теории и практики контрольно-надзорной деятельности в сфере недропользования, в том числе на примере Республики Коми, именно институциональные преобразования, адекватно отражающие проводимую государством контрольную политику недропользования, обеспечивают действенность контроля. А их реальность во времени и решаемым задачам является важнейшим условием обеспечения эколого-экономической безопасности и социального благополучия населения республики и в целом Российской Федерации.
Государственная контрольная политика базируется на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Право принято подразделять на публичное и частное. Публичное право регулирует деятельность государственных органов, отношения между гражданами и госорганами, частное право составляют нормы, регулирующие отношения между гражданами.
Источником права является Конституция РФ. Отдельные сферы и отрасли деятельности регулируются конституционным, гражданским, административным, трудовым, земельным, налоговым и другими видами права. Нормы права при необходимости исполняются принудительно с использованием соответствующих механизмов.
Основой каждого вида права являются законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законодательство как основное звено права, является одним из важнейших базовых элементов институциональной среды контрольной политики недропользования, которое определяет (регламентирует) поддержанные обществом и принятые в установленном порядке правила поведения государственной власти, бизнеса, граждан в сфере отношений недропользования в интересах всех людей. Нормы права, определяющие поведенческую роль субъектов отношений в области недропользования, должны отвечать целям и задачам государства при осуществлении контрольной политики. Отсюда следует, законодательство является главным фактором, воздействующим на формирование и реализацию контрольной политики страны.
Правовую основу недропользования на российском пространстве формируют законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования и охраны окружающей среды на соответствующих уровнях управления - федеральном, региональном (территориальном), муниципальном (местном).
Институтом законодательства также предусмотрена ответственность за правонарушения в области недропользования: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Административная мера ответственности за правонарушения подразумевает наложение штрафа и возмещение причиненного вреда природным компонентам при эксплуатации недр. Данная мера направлена на упреждение нарушений и является мотивацией к законопослушанию. Однако при нарушении норм права в области недропользования действует механизм карательного характера - применение экономических санкций и штрафов.
Среди основных проблем законодательного обеспечения недропользования в России можно выделить следующие:
действующий закон о недрах не отвечает реалиям времени. Десятки дополнений и поправок, постоянно вносимых в его структуру, создали ситуацию неопределенности и высоких рисков в области недропользования, и это, прежде всего, сдерживает приток инвестиций;
отсутствует закон о государственном контроле в области природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации;
действующая система ответственности за правонарушения в области недропользования и охраны недр отличается от западной низкими размерами штрафов и экономических санкций и не способствует повышению эффективности недропользования и охраны недр;
законодательством не предусмотрена роль гражданских институтов (общественности) в области недропользования при этом недра являются государственной собственностью и др.
Уровневая градация института права в сфере контрольной политики недропользования предполагает наличие соответствующих субъектов и объектов этого права.
Важным средообразующим институтом контрольной политики недропользования является структура и внутренняя организация отношений органов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования.
Органы контрольно-надзорной деятельности являются институтами государства, которые, реализуя свои полномочия на основе взаимодействия, добиваются решения важной задачи - повышения эффективности недропользования. Это достигается путем обеспечения соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Из этого следует, что все субъекты отношений недропользования и, прежде всего, институты контрольно-надзорной деятельности должны отвечать требованию решаемых задач с точки зрения структурной и организационной их составляющей. К сожалению, сегодня, данные требования не в полной мере отвечают истинному положению.
Рассмотрим действующую структуру и внутреннюю организацию отношений институтов контрольно-надзорной деятельности на территории РФ, действующая структура институтов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования представлена на всех уровнях - на федеральном, окружном (межрегиональном), региональном и муниципальном уровнях, это так называемая четырехзвенная структура.
На федеральном уровне - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роприроднадзор), являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.
В пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства (МПР России), осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы.
На окружном (межрегиональном) уровне - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральным округам.
На муниципальном уровне - комитеты по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Комитет является территориальным органом Минприроды муниципального образования и осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции деятельность по реализации полномочий в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, иных природных объектов и охраны окружающей среды на территории муниципального образования.
2.3 Экономический механизм регулирования
В настоящее время действует следующая система платежей за недра:
. платежи за право пользования недрами;
. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геолого-разведочные работы);
. акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья;
. отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа;
. сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами;
. платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.
Платежи за право пользования недрами осуществляются в целях:
создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку - стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых;
приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений;
создания устойчивого финансирования мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы регионов и охране минеральных ресурсов.
Плата за право пользования недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой недропользователем продукции в форме выполнения работ или предоставления услуг либо путем зачета сумм предстоящих платежей в федеральный, региональный или местный бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Комитетом РФ по геологии и использованию недр или его территориальными подразделениями.
Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачиваются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи - в течение всего периода эксплуатации месторождения. Платежи за право пользования недрами, в свою очередь, включают три группы платежей:
) платежи за право добычи полезных ископаемых;
) платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств;
) платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Регулярные платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются в размере процентов от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья. Платежи за право добычи полезных ископаемых не взимаются: с попутно извлеченных при добыче полезных ископаемых, запасы которых не учтены Государственным балансом полезных ископаемых; с продукции, полученной при переработке вскрышных пород, отходов обогатительного и химико-металлургических циклов; при добыче нефти путем применения термических, физико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты. За сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых ставки платежей увеличиваются в два раза. Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в размере 25-50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых. И в том и в другом случаях платежи включаются в затраты на добычу (производство) сырья.
Размер платежей за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в пределах 1-3% от сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг его эксплуатации. Платежи включаются в стоимость сооружений.
Платежи за право пользования недрами поступают в федеральный, региональные (республик, краев, областей, автономных образований) и местные (районов, городов) бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование недрами.
Платежи за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ) распределяются в следующем порядке: местный бюджет - 30%, региональный - 30%, федеральный -40%.
Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, распределяются таким образом: местный бюджет - 50%, региональный - 25%, федеральный - 25%. Все платежи за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых поступают в местные бюджеты, так же как и платежи за право на поиск и разведку всех видов полезных ископаемых.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся от стоимости товарной продукции из добытых предприятиями полезных ископаемых, в то время как объектом обложения платежами за право пользования недрами является стоимость всего добытого минерального сырья. Эти отчисления взимаются только в денежной форме. Ставки отчислений по полезным ископаемым и их компонентам процентов от стоимости товарной продукции (от 2 до 17%), в зависимости от вида полезных ископаемых.
Отчисления не производятся: с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче полезных ископаемых; с продукции, получаемой при переработке вскрышных пород, отходов обогатительного и химико-металлургических циклов; при добыче нефти путем применения термических, физико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты; за потери полезных ископаемых, в том числе и сверхнормативные.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы включаются в себестоимость добычи и перечисляются в соответствующие бюджеты раз в месяц (квартал, год) в зависимости от объема отчислений. Распределение этих отчислений по бюджетам разного уровня осуществляется в таком же порядке, как и платежей за право пользования недрами.
Введение акцизного сбора по отдельным видам добываемого минерального сырья осуществляется специальным законодательным актом Российской Федерации по тем видам сырья, которое добывается из месторождений с относительно лучшими горногеологическими и экономико-географическими характеристиками, при получении пользователями недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции.
Акцизный сбор уплачивается в федеральный бюджет по мере реализации нефти и газового конденсата, в том числе и на экспорт.
Размеры отчислений в фонд ценового регулирования Минфина России при поставке нефти и природного газа регулярно пересматриваются. Отчисления производят все предприятия и организации, реализующие нефть и газ непосредственно потребителям или передающие их без оплаты стоимости в обмен на другую продукцию. Нефтедобывающие предприятия производят отчисления с конечной цены реализации нефти (без НДС и акцизного сбора). Отчисления предприятиями газовой отрасли также осуществляются с конечной цены реализации (без НДС), газосбытовым организациям (перепродающим газ) - скидка с конечной цены реализации газа за вычетом отчислений в фонд ценового регулирования. При закачке газа в подземные хранилища взносы в фонд ценового регулирования не производятся.
Размер сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами и порядок их взимания определяются Комитетом России по геологии и использованию недр по согласованию с Минфином, исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.
Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ.
Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и другими компетентными органами. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) поступают как в региональный бюджет (60%), так и в федеральный (40%).
Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-мильной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.
2.4 Информационное и административное регулирование
Информационное регулирование минерально-сырьевых ресурсов осуществляется с помощью лесного кадастра.
Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой свод унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений полезных ископаемых. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» данный кадастр ведется для обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.
Кадастр содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, горногеологические, гидрогеологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
В кадастре также содержатся сведения об участках недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых в целях, не связанных с их добычей и лицензиях на пользовании недрами.
Для учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых, содержащий сведения о: количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезного ископаемых по месторождениям, имеющим промышленного значение; размещении и степени промышленного освоения, добыче, потерях; обеспеченности промышленными разведанными запасами полезных ископаемых на основе их классификации. Запасы полезного ископаемого и его качество являются двумя фундаментальными параметрами, на которых основываются все расчеты эффективности проекта освоения месторождения. Это определяется тем, что годовые доходы от реализации проекта прямо зависят от величины запасов, содержаний полезных компонентов в руде и других параметров месторождения.
В административно-правовом механизме государственного управления система лицензирования является основным методом административно-правового регулирования отношений между государством и пользователями недр в Российской Федерации и основой возникновения права пользования участками недр. Выявлены и структурированы основные элементы государственной системы лицензирования недропользования, к которым отнесены:
) государственная собственность на недра;
) установление требований к субъектному составу пользователей недр;
) срочность и платность пользования недрами;
) закрытый перечень оснований для возникновения, приостановления, ограничения и прекращения права пользования недрами;
) обязательность государственной регистрации лицензии на пользования участком недр, вступление лицензии в силу с момента ее государственной регистрации;
) законодательное закрепление требований по рациональному и комплексному использованию недр и их охране;
) закрытый перечень оснований для перехода права пользования недрами от одного субъекта к другому;
) наличие широкого перечня требований к пользователю недр в части проведения различных государственных экспертиз, законодательного установления требований по проведению работ, связанных с пользованием недрами;
В соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность наступает как для граждан, так и для юридических, должностных лиц.
Административная ответственность за нарушения правил пользования недрами установлена Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, а также соответствующими законами субъектов Российской Федерации. КоАП РСФСР предусматривает ответственность за следующие виды административных правонарушений:
) Самовольное пользование недрами, совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра (ст.46).
) Самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде (ст.46.1).
) Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, невыполнение правил охраны недр и требований по охране окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков (ст.55).
) Выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче, порча месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов (ст.55).
) Утрата маркшейдерской документации, невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации (ст.55).
) Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст.56).
) Незаконная выдача лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а также незаконная выдача лицензии ( разрешения) на разведку и промысел живых ресурсов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, разведку и разработку неживых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.1).
) Незаконная выдача разрешения на проведение буровых работ, создание искусственных островов, установок и сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а также проведение ресурсных или морских научных исследований, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.1).
) Произвольное изменение условий выданной лицензии ( разрешения) на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, создание искусственных островов, установок и сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а равно разведку и промысел живых ресурсов, проведение ресурсных или морских научных исследований, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также разведку и разработку неживых ресурсов либо сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне (ст.56.1).
) Нарушение действующих стандартов ( норм, правил) безопасного проведения поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов либо условий лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, а также невыполнение требований рационального использования и охраны минеральных ресурсов или рационального промысла и защиты живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст.56.2).
) Нарушение правил вывода подводных кабелей или трубопроводов на территорию Российской Федерации, которое может привести к порче месторождений полезных ископаемых, причинить вред жизни или здоровью людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре или фауне либо создать помехи другим законным видам деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст.56.2).
) Нарушение условий промысла живых ресурсов, нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также невыполнение требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.2).
) Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением или международными договорами Российской Федерации, которое создало или могло создать помехи законным видам деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а равно самовольное изменение программы морских научных исследований на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.3).
) Нарушение правил захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов, которое способно привести к порче месторождений полезных ископаемых, причинить вред жизни или здоровью людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре или фауне либо создать помехи другим законным видам деятельности на континентальном шельфе или в 15). Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации или должностных лиц органов охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна (ст.84.5).
) Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам (ст.84.6).
Привлечение лица к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности возместить имущественный вред, причиненный его противоправными действиями (бездействием). Дела о перечисленных административных правонарушениях рассматриваются судами, органами государственного горного надзора, Федеральным органом по геологии и использованию недр, Федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в соответствии с правилами главы 16 КоАП РСФСР, устанавливающей ведомственность дел об административных правонарушениях.
3. Подходы и методы экономической оценки минерально-сырьевых ресурсов
Экономическая оценка природных ресурсов (объектов) представляет собой определение в стоимостном выражении их ценности в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную и иную деятельность.
Экономическая оценка природных ресурсов является составной частью экономических активов страны. Не относятся к экономическим активам те природные ресурсы, которые не могут быть собственностью, в том числе государственной, например, океаны. Не уносятся к экономическим активам отдельные, недоступные природные ресурсы, которые по этим причинам не включены и в ближайшее время не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.
Экономическая оценка природных ресурсов производится с целью:
учета стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны;
обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов;
включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе;
решения всего комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
По отношению к оценке природных ресурсов в настоящее время сложились две принципиально отличные оценки (третья - это помесь двух) - затратная и рентная.
В основе затратного подхода к экономической оценке природных ресурсов лежит сумма затрат, необходимых для:
освоения природных ресурсов;
воспроизводства природных ресурсов;
замещения выбывших ресурсов;
другие затраты.
По затратам на освоение оцениваются ресурсы, использование которых требует проведения предварительных действий и соответствующих затрат.
Согласно этой концепции, стоимость ресурсов увязывается со стоимостью их освоения. Чем выше прямые затраты на использование того или иного ресурса, тем он дороже.
Качество природных благ выступает как дополнительный фактор.
Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссоздания восстановления природного блага при его утрате или деградации. В этом случае рассчитываются компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным в данном или альтернативном месте.
Например, если в результате добычи полезных ископаемых изымается или разрушается плодородный почвенный слой, минимальной экономической оценкой теряемой или деградированной почвы будут затраты на восстановление плодородия этого участка (рекультивация) или повышение плодородия другого участка для компенсации потери первого участка. Подобный подход может быть использован и для оценки редких видов животных и растений: суммируются все виды затрат на воссоздание и нормальное существование данного вида.
Затратный подход экономической оценки природных ресурсов имеет особенности:
) Часто затратный метод является единственно возможным при оценке ресурса, поскольку другие подходы применить невозможно.
) Затратный метод во многих случаях дает минимальную оценку природного ресурса (если он применяется в совокупности с доходным и сравнительным подходами).
) Затратная оценка является объективной, поскольку базируется на объективной информации, полученной из отчетной документации, справочников, сборников нормативов, тарифов, данных социологического обследования. Это является достоинством затратного подхода.
) Затратная оценка не имеет прямой зависимости от качества ресурса и эффективности его использования. Это является недостатком затратного подхода. Например, если оценить с помощью затратного подхода стоимость земельных участков разного качества, то худший участок будет иметь более высокую стоимость, чем лучший. Самые лучшие российские черноземы будут иметь нулевую стоимость, так как никаких затрат на свое освоение они не требуют. Возникает парадокс: чем хуже ресурс - тем дороже, чем лучше - тем дешевле. Это существенный недостаток в условиях рыночной экономики, так как затратная оценка не является оптимальной. Поэтому при экономической оценке природных ресурсов, приносящих доход, предпочтение следует отдавать доходному подходу, свободному от этого недостатка.
Рентная концепция оценки:
При данном подходе плата за ресурсы и экономическая оценка связывается с эффектом от использования данного ресурса. Мерой вклада в эффективность производства служит дифференциальная рента.
Дифференциальная рента показывает экономический выигрыш, который получает народное хозяйство в силу более благоприятных природных свойств оцениваемого ресурса и позволяет учитывать влияние территориальных различий в свойствах ресурсов.
Хотя стоимость производства продукта на разных участках разная, на все продукты устанавливается рыночная стоимость, величина которых зависит от двух показателей:
уровня потребления
величины издержек
Издержки на производство продукта на самом худшем по качеству участке называется замыкающими.
Рентная оценка конкретного участка определяется как разница между замыкающими затратами и затратами на данном участке.
= Z - S, где (1)
- замыкающие затраты- затраты на конкурентном участке
Рентную оценку нужно отличать от дополнительного дохода, который получается в результате худшей организации производства.
Недостатки рентного метода:
Ценность. Оценка наиболее худших участков получается нулевая.
Для того, чтобы снять недостатки обоих методов, применяется смешенный или синтетический подход, согласно которому, чтобы дать положительную оценку природным объектам к дифференцированной ренте, надо прибавить затраты на освоение, восстановление и создание заменителей ресурсов.
Косвенные методы оценки природных ресурсов:
. Концепция альтернативной статистики - состоит в оценке природных объектов через упущенный доход или выгоду, которую можно было бы получить при использовании данных компонентов в других целях.
Альтернативная стоимость особоохраняемых территорий - это упущенная выгода, которую не получило общество из-за их консервации.
. Концепция общей экономической ценности является попыткой оценить не только хозяйственную значимость объекта, но и его ассимиляционную функцию.
Под ассимиляционными функциями природной среды понимается ее способность обезвреживать и перерабатывать вредные вещества без изменения ее основных свойств.
Методы экономической оценки природных ресурсов:
Как отмечалось выше, для оценки природных ресурсов, используемых как источники для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, могут использоваться различные методы.
Метод рентной оценки. Данный метод базируется на определении дополнительного дохода, получаемого без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства).
Метод сравнительного анализа продаж основывается на информации о ценах продажи (прав на использование) путем проведения публичных торгов аналогичных природных ресурсов (объектов).
Метод восстановительной стоимости используется для оценки возобновимых природных ресурсов на основе затрат, которые пришлось бы израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение данного вида ресурса из использования в хозяйственном обороте.
Метод упущенной выгоды базируется на определении упущенного дохода в результате изъятия данного вида природного ресурса из хозяйственного оборота.
Метод остаточного дохода применяется при несовершенстве цен на первичное природное сырье, когда значительный экономический эффект от его использования остается в перерабатывающих отраслях. Основным методом экономической оценки природных ресурсов является метод рентной оценки.
При оценке минеральных ресурсов следует учитывать:
их невозобновляемость;
значительные затраты на ликвидацию или консервацию шахт и карьеров, рекультивацию нарушенных земель, а также решение социальных вопросов (переселение трудящихся в новые районы, создание новых рабочих мест и др.);
для выявления новых месторождений необходимы геологический поиск, предварительная и детальная разведка запасов полезных ископаемых;
ввод в эксплуатацию новых месторождений связан с длительным сроком строительства горных предприятий и с высокими капитальными затратами;
инвестиционный процесс в горном производстве является непрерывным, т.к. постоянно осуществляется ввод новых мощностей по добыче полезных ископаемых взамен выбывающих;
многие месторождения являются комплексными, представленными основными и попутными ценными компонентами;.
разработка месторождений связана с существенным воздействием на окружающую среду.
Экономическая оценка минеральных ресурсов с учетом всех особенностей должна базироваться на наиболее совершенных достижениях в области добычи и переработки полезных ископаемых, проверенных в промышленных или полупромышленных условиях, а также учитывать возможность извлечения попутных ценных компонентов оцениваемого месторождения на рациональной экономической основе.
На предварительных стадиях геологоразведочных работ оценка производится с целью определения целесообразности более детального изучения выявленных полезных ископаемых, на стадиях детальной разведки - с целью обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье и разделения полезных ископаемых по народнохозяйственному значению на балансовые и забалансовые.
Кондиции на минеральное сырье представляют собой совокупность экономически обоснованных требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологическим и иным условиям разработки месторождения. К балансовым относятся запасы, использование которых, согласно утвержденным кондициям, экономически целесообразно при существующей либо осваиваемой промышленностью прогрессивной технике, технологии добычи и переработки сырья с соблюдением требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды. К забалансовым относятся запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно или технически и технологически невозможно, но которые могут быть в дальнейшем переведены в балансовые. Для твердых полезных ископаемых на стадии детальной разведки оценка производится по сумме разведанных запасов категорий А, В и С в соотношениях, регламентированных классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Запасы категории С (предварительно оцененные), а также забалансовые запасы, принимаются во внимание при оценке возможности дальнейшего развития горнодобывающего предприятия, при выборе территории для размещения отвалов пород, хвостохранилищ, застройки объектами производственного, жилищного, социального и культурно-бытового назначения и решении других вопросов, связанных с разработкой месторождения.
Минерально-сырьевые ресурсы, включающие очень широкий (и непрерывно
расширяющийся) круг природных веществ минерального происхождения,
используемых для получения энергии и материалов путем извлечения и
последующей переработки, принадлежат к числу важнейших видов природных
богатств.
Единым объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служат месторождения полезных ископаемых. К месторождениям теоретически относят такие участки земной коры в которых "в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования".
Хозяйственная (промышленная) ценность каждого месторождения определяется чрезвычайно широким кругом факторов, которые, однако, в большинстве геологических и геолого-экономических работ сводятся к следующим группам или оценочным параметрам:
. Масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами;
. Качество полезного ископаемого (вещественный состав и технологические
свойства);
.Продуктивность основных залежей, характеризующая степень сосредоточения в них запасов полезного ископаемого;
. Горнотехнические условия эксплуатации месторождения;
. Экономика района месторождения.
По народнохозяйственному значению запасы полезных ископаемых подразделяются на две группы, подлежащие отдельному подсчету, утверждению и учету: балансовые запасы, использование которых экономически целесообразно и которые должны отвечать кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах; забалансовые запасы, использование которых в настоящее время по технико-экономическим причинам не целесообразно, но которые в дальнейшем могут стать объектом промышленного освоения.
Кондиции, на основании которых производится подразделение на указанные группы, устанавливаются государственными органами для каждого месторождения на основании технико-экономических расчетов, исходя из условий эксплуатации месторождения, количества запасов, ценности и технологий переработки.
Кондиции отражают требования промышленности, обоснованные технико-экономическими расчетами.
Отнесение запасов полезных ископаемых к балансовым отражает, наряду с чисто технологическими соображениями, требования экономической эффективности использования месторождения и, следовательно, представляет собой по существу этап экономической оценки ресурсов.
4. Международный опыт и направления совершенствования рационального использования минерально-сырьевых ресурсов
.1 Международный опыт развития рационального использования минерально-сырьевых ресурсов
В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы и экологические войны. Условность государственных границ особенно видна в районах экологических бедствий.
Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран в принципе невозможно. Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, какими является большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран, или даже является их составной частью.
Основной целью международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является достижение совместными с другими странами усилиями приемлемого качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на глобальном и региональном уровнях.
Достижение поставленной цели возможно только в условиях интенсивного экономического развития Российской Федерации на основе:
технологического прогресса и экологизации экономики,
оптимизации внешних заимствований,
приемлемых условий вхождения в мировую финансово-экономическую систему,
сохранения суверенитета над имеющими общемировое значение минеральными, биологическими и стабилизационными экологическими ресурсами России.
В настоящее время и в обозримом будущем, важнейшее значение имеет сотрудничество с программами и организациями системы ООН. К их числу в первую очередь относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Программа развития ООН (ПРООН); Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Форум ООН по лесам (ФЛООН); Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН).
Приоритетными международными партнерами сотрудничества также являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Совет Европы и Программа Европейского Союза ТАСИС; Организация Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС); координирующие природопользование и экологическую политику органы СНГ и других региональных объединений.
Важнейшее значение имеет развитие сотрудничества с такими международными институтами как Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и Международный союз охраны природы (МСОП); Международный комитет научных исследований (ИКСУ); Международный геологический конгресс и Мировой нефтяной конгресс; Глобальный центр по мониторингу лесных пожаров (Фрайбург, Германия); Международный орган по морскому дну и др.
Принципиальное значение имеет взаимодействие по проблематике природопользования и охраны окружающей среды с международными финансовыми организациями: Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Всемирным банком и др.
Действенной формой международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является участие в соответствующих глобальных и региональных конвенциях.
Международное сотрудничество по изучению, воспроизводству и использованию минерально-сырьевых ресурсов
Международное сотрудничество в этой области включает:
создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств-продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;
геолого-экономическую оценку минерально-сырьевой базы России с учетом зарубежного опыта, условий рыночной экономики и мировой конъюнктуры;
обеспечение принятия внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России, достижение оптимальных уровней рационального и сбалансированного потребления и охраны минерально-сырьевого комплекса в условиях глобализации;
привлечение инвестиций и расширение взаимодействия по созданию совместных предприятий для освоения и охраны минерально-сырьевых ресурсов, в том числе континентального шельфа и Мирового океана;
вовлечение в сферу международного сотрудничества новых и нетрадиционных видов минерального сырья, а также использование инновационных технологий поиска и разработки минерально-сырьевых ресурсов.
Эксперты ООН считали - еще четверть века назад, - что в начале ХХI столетия процент использования основных минеральных ресурсов не будет превышать возможные масштабы их добычи, а именно: по меди, бокситам, никелю, железу и т.д. Они писали: «По всем перечисленным ресурсам, помимо свинца и цинка, мировые запасы, очевидно, будут вполне достаточны для удовлетворения спроса, предсказываемого на конец столетия» (ХХ века и начала следующего столетия). Но специалисты по ресурсам выражали озабоченность также истощением таких важных минеральных видов сырья, как асбест, фтор, золото, ртуть, фосфор, серебро, сера, олово и вольфрам. Подобно тому, как природные запасы золота в Калифорнии или на Аляске были истощены в начале ХХ века, также наступит срок истощения ряда других видов сырьевых ресурсов в ХХI столетии.
Еще в начале 70-х годов Римский клуб предупреждал в лице своих руководителей и авторов - А. Печчеи, А. Кинга, группы Д. Медоуз и других футурологов, что в течение ХХI столетия наступит исчерпание природных запасов сырьевых ресурсов, если не будут приняты меры по регулированию мирового производства по линии ООН. Им возражали другие ученые под руководством известного экономиста Яна Тинбергена: «Страхи недавних лет об истощении природных русурсов сильно преувеличены. Для расширения добычи минерального сырья может быть использована новая технология. К тому же возможны замены одних сырьевых ресурсов другими». Например, было найдено, что в докладе группы Д. Медоуза не было принято во внимание, что кроме бокситов, алюминий содержится в ряде других руд и месторождений (таких оказалось около 10).
Цветные металлы давно научились заменять нейлоном, пластиками и композитными материалами. В автомобильной промышленности вместо черных металов широко применяются пластмассы, которые дешевле и легче, чем сталь. Кроме того, рециклирование сырьевых материалов дает огромный экономический эффект. В США и в других промышленно развитых странах переработка вторичного сырья является крупной отраслью материального производства. Экономия сырья, как и его вторичное использование, очень важны в металлургии, где продукт в основном не исчезает, а принимает новую форму. Гудзоновский институт в США во главе с доктором Г. Каном опубликовал проект «Следующие 200 лет», в котором подверг критике позиции Римского клуба как неомальтузианские. Они писали: «На нашей планете достаточно пространства и ресурсов для того, чтобы на ней могли жить от 15 до 30 млрд. человек». Если неомальтузианские представления о ресурсах мира как об «урезанном пироге» верны, и невозобновляемые ресурсы действительно сокращаются - тогда человечество несчастно. Но Гудзоновский институт считал, что в рузультате технического прогресса доказанные запасы и резервы большинства сырьевых материалов с учетом новых открытий растут. Так, разведанные природные резервы железа были в 10 раз больше, чем принято считать, хрома - в 7 раз, нефти - в 5 раз и т.д.
Гудзоновсий институт и другие научные институты подчеркивали, что природные запасы сырья на дне морей и океанов не уступают месторождениям полезных ископаемых на суше Земли. Особенно велики на дне мирового океана запасы руд черных и цветных металлов. Огромны также ресурсы марганца, кобальта, циркония, магнетита, ильменитов, золота, платины, алмазов (они также сопоставимы с запасами на суше). Правда, морская добыча полезных ископаемых обходится дороже, чем на суше и требует применения новой глубоководной техники и технологии. Принятые по линии ООН международные конвенции по морскому праву помогут мировому сообществу в перспективе решать сырьевую и другие глобальные проблемы. Здесь важно иметь в виду, что главные препятствия на пути их решения - не только физического, но и социально-экономического характера. Если международная дипломатия будет исходить из принципов равноправного сотрудничества, то многие глобальные проблемы будут успешно разрешаться.
минеральный сырьевой комплекс недра
4.2 Основные направления совершенствования рационального управления минерально-сырьевых ресурсов в РФ
Верхняя часть литосферы подвергается интенсивному техногенному воздействию в результате хозяйственной деятельности человека, в том числе при проведении геологоразведочных работ и разработке месторождений полезных ископаемых. Возникающие в связи с этим негативные последствия нередко приводят к ее перестройке и проявлению опасных и необратимых в экологическом отношении процессов и явлений. Изменения, происходящие в верхней части литосферы, оказывают существенное влияние на экологическую обстановку в конкретных районах, так как через ее верхние слои происходит обмен веществ и энергии с атмосферой и гидросферой, что в итоге приводит к заметному воздействию на биосферу в целом.
Верхние слои литосферы испытывают усиленное воздействие в связи с активными инженерно-геологическими исследованиями и геологоразведочными работами на различные виды полезных ископаемых. Необходимо отметить, что только с начала 1950-х гг. пробурено около 1400 поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин на нефть (глубиной до 2,5-5,2 км), более 900 скважин на каменную и калийную соли (глубиной 600-1500 м), более 1000 скважин на горючие сланцы, бурые угли, железные руды, подземные воды, многие тысячи скважин на различные виды строительных материалов, а также при производстве геофизических исследований недр.
При этом отчуждаются сельскохозяйственные и лесные угодья, происходит изменение теплового баланса недр, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, буровым раствором, кислотами и другими токсичными компонентами, используемыми при проводке скважин. Проведение сейсмических исследований с применением буровзрывных работ, плотность которых особенно высока в пределах Припятского прогиба, вызывает нарушение физико-химических свойств почвы и верхних слоев литосферы, загрязнение грунтовых вод, техногенные изменения минерального состава отложений.
Большое негативное воздействие на литосферу оказывает добыча полезных ископаемых. Из-за деятельности горнодобывающих предприятий, перемещающих большие объемы пород, в пределах обширных территорий изменяются режимы поверхностных, грунтовых и подземных вод, нарушаются структурам продуктивность почв, активизируются химические и геохимические процессы.
Особенностью добычи полезных ископаемых является их временный характер: при истощении запасов полезного ископаемого горные работы на месторождении прекращаются. В связи с этим разработку месторождений целесообразно вести так, чтобы формируемые при этом новые ландшафты, выемки, отвалы, инженерные сооружения могли в последующем с максимальным эффектом использоваться для других народнохозяйственных целей. Это обеспечит снижение негативного воздействия горных работ на окружающую среду и уменьшит затраты на ее восстановление.
Авария на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению значительной части минерально-сырьевых ресурсов страны. По данным исследований, проведенных Белорусским научно-исследовательским геологоразведочным институтом, в зоне радиоактивного загрязнения оказались 132 месторождения минерально-сырьевых ресурсов, в том числе 59 разрабатываемых. Это главным образом месторождения глины, песков и песчано-гравийных смесей, цементного и известкового сырья, строительного и облицовочного камня. В зону загрязнения попали также Припятский нефтегазоносный бассейн и Житковичское месторождение бурого угля и горючих сланцев.
Охрана недр рассматривается как система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и рациональное использование геологической среды, образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих особую научную, историческую, культурную, эстетическую и рекреационную ценность.
Кодекс о недрах определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр, среди них:
соблюдение установленного законодательством страны порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых;
недопущение порчи в результате пользования недрами разрабатываемых и близлежащих месторождений полезных ископаемых, а также запасов этих ископаемых, консервируемых в недрах;
обеспечение наиболее полного извлечения из запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
рациональное использование вскрышных пород;
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других бедствий, снижающих качество и промышленную ценность полезных ископаемых.
Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов непосредственно связаны с перспективами развития добывающих отраслей, геологоразведочных работ, проведением природоохранных мероприятий в целом по стране. Производственные программы (бизнес-планы) предприятий добывающей промышленности и геологоразведочных работ, с одной стороны, и планы охраны окружающей среды - с другой, должны разрабатываться в едином блоке. Добыче и потреблению минеральных ресурсов предшествуют геологоразведочные работы. Именно на стадии поиска и разведки полезных ископаемых следует выявлять наиболее рациональные пути их использования.
Государственная программа геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы на 2006-2010 годы и на период до 2020 года в качестве приоритетных выделил следующие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа; поиск и подготовка к промышленному освоение месторождений бурых углей; оценка перспектив алмазоносности; разведка запасов железных руд; подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей; поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Программа включает задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению отрасли.
Перспективные планы и прогнозы предусматривают разработку экологобезопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышение коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях страны не превышает 40 %, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60 %. Внедрение прогрессивных технологий в разработку калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов Старобинского месторождения, сокращение до 10 % отходов калийного производства и уменьшение на 15-20 % оседания земной поверхности. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов при производстве строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортного сырья, вторичных ресурсов.
К основным направлениям совершенствования рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:
улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;
более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;
правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь и снижения качества;
комплексное использование сырья;
химизацию производства;
использование отходов производства;
вторичное использование сырья и др.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Первичная обработка и обогащение сырья. Используемые в промышленности различные виды минерального и органического сырья, как правило, требуют соответствующей подготовки. С этой целью применяются разные виды первичной обработки сырья, которые имеют свои особенности в каждой отрасли промышленности.
К числу основных видов первичной обработки сырья относятся:
обогащение сырья (руды в черной и цветной металлургии, уголь в коксохимическом производстве);
предварительная очистка и стандартизация сырья (хлопок, шерсть в текстильной промышленности);
консервирование (мясо, рыба, плоды, овощи в пищевой промышленности);
сушка, выдержка (древесина в деревообрабатывающей промышленности).
Обогащение - это вид первичной обработки сырья, заключающийся в выделении продуктов, пригодных для дальнейшей технически возможной и экономически целесообразной переработки или использования. Обогащение позволяет:
повысить содержание полезного компонента в природном ископаемом;
удалить из него вредные примеси;
отделить минералы друг от друга.
В результате обогащения сырья получаются два основных продукта: концентрат и отходы (хвосты). В настоящее время более 95% добываемых цветных и редких металлов <#"justify">1.Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) - М.: Проспект, 2009.
2.Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 <#"justify">Приложение
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О соглашениях о разделе продукции (с изменениями на 19 июля 2011 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ (Российская газета, N 5-6, 14.01.99);
Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 75-ФЗ (Российская газета, N 118-119, 23.06.2001);
Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ (Российская газета, N 111, 10.06.2003);
Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 138, 01.07.2004);
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 22 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 89-ФЗ (Российская газета, N 109, 21.05.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 50 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ).
Принят Государственной Думой 6 декабря 1995 года Одобрен Советом Федерации 19 декабря 1995 года
Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
Статья 2. Соглашение о разделе продукции
. Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.
Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр. В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни. В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления. Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом <http://base.garant.ru/10104313/> Российской Федерации "О недрах" и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
В случае если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым <http://base.garant.ru/10105771/1/> настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 <http://base.garant.ru/10105771/2/> настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.
Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части. В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке. В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:
если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.
. Исключен <http://base.garant.ru/12131215/>.
. В пределах полномочий, установленных Конституцией <http://base.garant.ru/10103000/3/> Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.
. <http://base.garant.ru/789883/> Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
Статья 23. Иммунитет государства
В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.