Социокультурная значимость досуга

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социокультурная значимость досуга

Министерство культуры и туризма Украины

Харьковская Государственная Академия Культуры

Кафедра менеджмента социокультурной деятельности








Курсовая работа

на тему: " Социокультурная значимость досуга "


Подготовила:

студентка 1-го курса,

Швец Александра

Проверила:

Кунденко Я.М.




Харьков

Содержание

Введение

Раздел 1. Досуг как культурный феномен. Теория понятия

1.1Понятие досуга. История развития досуговой деятельности

1.2Теоретические аспекты: уровни, виды и принципы организации досуга

Раздел 2. Социокультурная значимость досуговой деятельности

.1 Социокультурные функции досуговой деятельности. Значимость досуговых институтов

.2 Туризм как одна из перспективных форм досуга, выполняющая социокультурную роль

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется и структура досуговой деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление социокультурной значимости досуговой деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности.

Во все времена досуг обогащал и обогащает сегодня личность, расширял и расширяет сегодня возможности самоутверждения, обеспечивал и обеспечивает сегодня рекреацию и дальнейшее развитие личности. Не смотря на огромное количество нерешенных проблем люди культуры пытаются развивать разнообразные и находить новые виды досуговых занятий в учреждениях культуры, основной задачей которых является создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей людей, развития инициативы и реализации творческого потенциала населения.

В свою очередь, интересующая нас как будущих специалистов в сфере организации туристической деятельности, организация туристского досуга, его насыщенность является механизмом осуществления социокультурной досуговой деятельности и одним из эффективных способов пропаганды культурно-исторических ценностей. В связи с этим актуальной становится проблема рационального проведения и организации туристского досуга таким образом, чтобы он в полной мере выполнял свои социокультурные функции. досуг социокультурный туризм россия

Объектом исследования данной работы является досуговая деятельность человека.

Предмет исследования - социокультурная значимость досуга.

Цель работы - изучить досуговую деятельность и выявить ее роль в наши дни, а особенно ее социокультурное содержание, направленное на преобразование индивида и общества вцелом.

В процессе работы выдвигаются следующие задачи:

-проанализировать литературу по данной проблеме;

-рассмотреть понятие досуга, дать ему свое определение для современной ситуации, и охарактеризовать его теоретические аспекты (уровни, виды, принципы организации);

раскрыть социокультурное значение досуга, через изучение его функций, выявить его ценность;

изучить перспективы туристической деятельности в сфере реализации социокультурного потенциала досуга.

Проблеме досуга посвещали свои работы Дюмазадье Ж., Проновост Ж., Андерсен Н., ОБрайен Т., Рей С., Каплан М., Урден К., Фридман Ж. и другие. Также исследовали досуг в качестве разновидности социокультурной деятельности и наши ученые: А.И. Артемьева, Г.А. Аванесова, Г.С. Буданова, Л.Г. Домрачева, Н.В. Рыбакова, Н.А. Хренов.

Раздел 1. Досуг как культурный феномен. Теория понятия

1.1Понятие досуга. Краткая история развития досуговой деятельности

Феномен культурно-досуговой деятельности, которая в своеобразной форме отобразила ряд глобальных социально-экономических и социокультурных тенденций ХХ века, привлекает вниманий ученых многих стран. За последние 100 лет вдвое сократилось рабочее время и значительно увеличился объем свободного времени. Во всех развитых странах мира наблюдалось новое соотношение труда и досуга. Это привело к возрастанию социального значения досуга, который стал необходимой частью жизни человека в условиях психических и физических перенагрузок. Существенно возросла ценность досуга для определенных групп населения (особенно для молодежи). За последнее десятилетие досуг развивается как элемент способа жизни и стал предметом существенных социологических и культурологических исследований.

Теория досуга на современном этапе ее развития характеризуется междисциплинарностью, основывается на данные многих наук: психологии, педагогики, социологии, философии, географии, экономики. Однако со второй половины ХХ века досуг выделяется как самостоятельная отрасль знания, которая изучает значение свободного времени в жизни человека, его содержание, развитие личности на основе досуговой деятельности.

В отечественных и зарубежных энциклопедиях и справочниках понитие досуга определяется как: "Свободное, незанятое время, прогулка, освобождение от дел" (Даль В. "Словарь живого великого русского языка"); "Свободное от работы время, на досуге - свободен от дел" (Ожегов С. "Толковый словарь русского языка"); "Часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения необходимых непроизводственных обязательств: перемещения с работы на работу, сна, употребления пищи, других видов бытового самообслуживания" ("Большая советская энциклопедия"). Зарубежные ученые считают, что досуг как научный термин произошел от латинского слова "licere", что в переводе означает "быть разрешенным", французского слова "loisir" ("свободное время") и английского слова "leisure" ("свобода выбора действий").

Современные зарубежные досуговые системы по-разному определяют понятие досуга. В частности, он рассматривается как: синоним прогрессу и либерализации (Дюмазадье Ж., Проновост Ж.); социальная ценность, необходимое условие для всестороннего развития личности (Андерсен Н., ОБрайен Т., Рей С.); смысл жизни, всеобщая ценность (Каплан М., Урден К.); возможность получения удовольствия (Краус Р., Харингтон М.); современное воплощение свободы (Волпичелли Д.); компенсационное средство (Фридман Ж.); деятельность ради самого себя, а не какой-либо другой цели (Келли Дж.)

В общем, в странах зарубежья, начиная со второй половины ХХ века, сформировались концепции, которые рассматривают досуг как составляющую временного пространства, как вид человеческой жизнедеятельности, как психологическое состояние человека, как характерную черту целостного образа жизни. Рассмотрим детальнее каждую из этих составляющих.

Досуг как составляющая временного пространства (количественная концепция досуга) предусматривает распределение бюджета времени человека на рабочее и нерабочее. Согласно этой концепции, досуг отождествляется с внерабочим временем, изучается как свободное время человека и приобретает характерные признаки свободного времени человека в целом; рассматривается как существенная составляющая свободного времени, которая освобождает человека от всех бытовых, рабочих и семейных обязанностей, имеет рекреационное и развлекательное наполнение. Согласно количественной концепции, досуговое время используется человеком по его собственному желанию.

Досуг как отдельный вид жизнедеятельности человека. Здесь досуг рассматривается как деятельность (творческая, конструктивная или же бесцельная и асоциальная). Досуговая деятельность отличается от других видов жизнедеятельности тем, что осуществляется согласно потребностям индивида, с целью получения удовольствия. С точки зрения сторонников деятельностной концепции, роль досуга заключается в возобновлении психических и физических сил человека, повышении его образовательного и духовного уровня, совершении лишь тех занятий в свободное время, которые отвечают потребностям и желаниям человека и приносят ей удовлетворение в процессе самой деятельности.

Досуг как психологическое состояние человека рассматривается сквозь эмоциональное восприятие человеком досуговых занятий. Согласно этой концепции, досуговыми считаются лишь те виды деятельности, которые воспринимаются человеком позитивно. Последователями психологической модели досуга есть Драйвер Б. и Неулингер Дж. Досуг по их мнению является существенной составляющей эмоциональной сферы жизни, и потому зависит от качества этой жизни, уровня ее удовлетворения, досуговых возможностей и предложений, их доступности.

Интеграционной считается концепция целостного способа жизни. Ее суть заключается в том, что все сферы человеческой жизни имеют досуговый потенциал, то есть возможности для творчества, саморазвития и самосовершенствования имеют разные виды человеческой деятельности (семья, образование, работа, религия).

Анализируя все эти подходы, очень удачным нам кажется определение понятия досуга словами Г.А. Аванесовой: "досуг - есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям" [1.23].

Культура человеческого общества развивается непрерывно. Благодаря этому появляются различные виды досуговой деятельности. Их качество, в свою очередь, определяет уровень культуры. Поэтому проблема организации досуга (сохранения культуры) остается важной во все эпохи.

"С древних времен существовали места "официального" проведения досуга - священные и обрядовые. Уже в античной Греции появились театры, стадионы, гимназии, библиотеки, храмы. А римская культура подарила миру первые многофункциональные центры - термы, которые включали помещения массажа и бань, бассейнов, спортивных арен, библиотек, садов, комнат деловых встреч, лоджий для диспутов. Распространенной формой проведения досуга были гладиаторские бои.

В средние века разнообразие досуговой деятельности объясняется расслоением общества. Во дворцах и загородом феодалы проводили балы, рыцарские турниры, пиры. Духовенство имело особые центры досуговой деятельности: монастыри, включавшие множество функций, соборы, залы для собраний, трапезные, библиотеки, гостиницы, школы, винодельни, сельскохозяйственные угодья, живописные и скульптурные мастерские. [12] В то же время складывалась структура внецерковных образовательных учреждений. Появились первые университетские города, как место общих собраний молодых людей, встреч и трапез.

В период капитализма снова появляются общедоступные досуговые сооружения - театр, выставочная галерея, парки. Рабочие проводят свободное время в "питейных заведениях" - кафе, таверне, бистро, пивной, баре. Некоторые из них включали элементы клубной работы. Зарождаются первые клубы по профессиональным и товарищеским признакам.

В середине Х1Х века происходит развитие зрелищно-развлекательных форм - кино, варьете, луна-парк, где молодежный характер развлечений (в силу специфики его возрастных особенностей) играет главную роль.

Начало ХХ века характерно бурными политическими и социальными изменениями. В этих условиях обособляются понятия молодежной политики, молодежной культуры, молодежного досуга. Все это непосредственно отражается на архитектуре: вслед за многофункциональными досуговыми комплексами создаются комплексы отдельно для молодежи. Таким образом, создание молодежных центров - это явление социального развития, явление времени. Эта тенденция находит отражение как на практике, так и в теории; как в нашей стране, так и за рубежом. Накапливается огромный опыт таких сооружений.

В 20 - 30-е годы, наряду с идеями создания Дворцов и Домов культуры, разрабатываются проекты Домов юного пролетария, Дворцов молодежи. Выдвигаемые идеи "забегают" далеко вперед, не всегда имея средства на осуществление. И в начале ХХ века не были воплощены в жизнь имеющиеся проекты домов молодежи. А в 1925 г. основной формой работы с молодежью утверждаются юношеские секции при домах и дворцах культуры общего типа.

Лишь в 50 - 60-е годы происходит возвращение к данной проблеме. Намечается переход от проектирования отдельных зданий к проектированию культурных центров. И немедленно наблюдается специализация учреждений культуры по видам обслуживания и по контингенту обслуживания.

За рубежом схожие социальные процессы приводят к появлению многофункциональных культурных центров и постановке проблемы организации досуга.

Во Франции строительство домов молодежи началось после Второй мировой войны: в каждом городе, сельском населенном пункте, районе строились учреждения клубного типа - очаги культуры молодежи Франции. Их задачей было объединить, наладить контакты между людьми разного происхождения, разных профессий. По замыслу это нечто большее, чем клуб. Программа деятельности вырабатывалась и осуществлялась членами клуба. Она включала: развлечения, физическую, практическую, интеллектуальную, художественную деятельность, проведение спектаклей, путешествия, общественно-бытовое обслуживание.

Другой элемент досуга во Франции - дома культуры. В отличии от домов молодежи, они не являлись рядовым элементом социального оснащения города, но высшей ступенью различных общественно-воспитательных учреждений, организующей и координирующей культурную деятельность своего района.

Особенностью культурных учреждений в Болгарии (как и во Франции) являлось соблюдение масштаба, соответствующего назначению. Не гнались за гигантскими размерами и представительностью зданий. Их главная цель - непринужденный воспитательный процесс и определение интересов населения.

В ГДР начали строиться и детско-молодежные учреждения. Они подразделялись на: централизованные молодежные клубы, молодежные секции при ДК, учебных заведениях, дома пионеров, Дома науки и техники для школьников, спортивные залы, комплексы и зоны отдыха. Были также примеры объединения молодежного и спортивного центров - Молодежный центр "ФРАНКЕНХОФ" в Эрланген.

В Японии - молодежные центры вынесенные, за городскую черту (молодежный комплекс в префектуре Сига, молодежный центр на острове Окинава), решают проблему развлекательного отдыха; в черте города центры выполняют еще и просветительные, обучающие функции (общественный центр и дом молодежи в г. Титибу).

Во многих городах США, Канады, Англии и др. культурные центры располагаются при комплексах. В г. Беркли (США) функционировал "центр активности" - комплекс общественно-культурного центра Калифорнийского университета. Здание просветительного центра в г. Этибикок (Канада), которое входит в состав общественного центра города, является местом, где собираются студенты, преподаватели и жители города, обмениваются опытом и получают разностороннюю информацию по всем областям знаний." [6.58-73].

Начиная с 60-х годов, отвечая требованиям времени, наряду с практическими, ведутся теоретические разработки многофункциональных комплексов, универсальных досуговых центров, и в частности молодежных творческих центров.

Итак, рассмотрев теорию понятия досуга, мы пришли к следующему выводу: досуг - это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: "что хочу, то и делаю". Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга. Досуг является универсальным культурным феноменом, присущим каждой исторической эпохе и каждому культурному типу. Зарубежными учеными понятие досуга рассматривается как синоним прогрессу и либерализации; как социальная ценность, необходимое условие для всестороннего развития личности; смысл жизни, всеобщая ценность; возможность получения удовольствия; современное воплощение свободы; компенсационное средство.

.2 Теоретический аспект: уровни, виды и принципы организации досуговой деятельности

"Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, к удовлетворению более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т.п." [4.163].

Учитывая множество и разнообразие классификаций досуга, общепринятой считается классификация досуга по таким признакам:

по виду активности (пассивный и активный отдых);

по периодичности (ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный);

по длительности (кратковременный, долговременный, эпизодического характера);

по направлению деятельности (творческий, рекреационный, культурный, спортивный, декоративно-прикладной, туристический).

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

"Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых (как самый примитивный уровень организации досуга) характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает состояние покоя. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален, одержит лишь зачатки позитивного досуга". [11.134-135].

И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека, он позволяет освободится от производственного переутомления, психологически расслабится а также служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

"Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, функции развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела". [11.136-138].

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А.Стрельцова, который считает "что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы" (24,с.39) конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.

Традиционно "развлечениями" (которые являются второй по сложности формой организации досуга) именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть и пассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления, они способствуют эмоциональной и физической разрядке.

Развлекательный досуг включает: прогулки, спортивные и зрелищные шоу, посещение театров, игры, рекреационные мероприятия и т.д.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности (следующий по сложности уровень досуга), состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок, общение в хобби-группах. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Четвертый, и самый серьезный способ проведения свободного времени - это творческая досуговая деятельность, поскольку она рассчитана непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования, обогащения, социальной активности. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

Но кроме уровней организации и видов, досуг имеет еще и свои принципы. Это - теоретические, социальные, культурные, политические и организационные аспекты формирования досуга. Рыбакова Н.В. определяет такие общие принципы досуговой деятельности:

системность, как целенаправленная и системная организация досуговой деятельности, задачами которой являются рациональное использование свободного времени, развитие социальной активности и индивидуальной инициативы человека, отвлечение его от асоциального поведения;

добровольность, как определенная независимость досуга, отсутствие регламентации со стороны государства и других структур, свободный выбор человеком досуговых занятий;

дифференциация, как учет особенностей разных слоев населения, условий труда, профессиональных интересов, возрастной специфики, половых признаков, уровня духовного развития личности;

доступность и качественность досуговых услуг, как удовлетворение потребностей и запросов клиентов досуговых учреждений, систематическое изучение их желаний, прогнозирование развития сферы досуга;

соответствие досуговых услуг местным условиям (социально-демографическим, экономическим, культурно-образовательным, политическим, практической деятельности человека). [16.159-161].

Однако ведущим в досуговой деятельности ученые считают принцип интереса, что значит учет интересов личности, и он способствует не только их удовлетворению, но и пробуждению новых потребностей и запросов, формирует новые духовные ценности. Принцип интереса предусматривает соответствие досугового занятия наклонностям и вкусу личности.

"В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности". [8.93]. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, они должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Итак, как мы убедились, досуговая деятельность имеет свою структуру, основные принципы и множество классификаций. Мы рассмотрели формы и виды организации досуга, которые делятся на четыре уровня: пассивный отдых, развлекательный досуг, познавательный досуг, и творческую деятельность. Каждый из них, имеет свои функции. Проанализировав принципы досуга, мы пришли к выводу о том, что они не являются стабильными, они изменяются согласно культурно-историческим условиям и зависят от социальных, идеологических, политических и экономических факторов конкретного государства.

Раздел 2. Социокультурная значимость досуга

.1 Социокультурные функции досуговой деятельности. Значение досуговых институтов

На каждом из этапов исторического развития досуг исполнял разные функции, отвечая социальному заказу общества, потребностям, желаниям и интересам отдельной личности. В научной литературе по вопросам досуга, проблема его функций приобрела подобающее философское, педагогическое и культурологическое раскрытие. В зарубежных научных школах - американской, французской, немецкой, английской - такие понятия, как "функции" и "принципы" различаются по количеству, названию, содержанию. Особенно это характерно при определении функций досуга.

В переводе с латинского языка слово "функция" означает роль, сферу деятельности, круг обязанностей, предназначение. В социальных отношениях это - проявление характерных черт определенного объекта, в социальных институтах - отдельное направление деятельности, которое реализует их общественное предназначение. Вот почему мы обратились к функциям досуговой деятельности, когда перед нами возникла задача раскрыть социокультурную значимость, а иными словами, роль досуга.

При формулировке функций досуга необходимо учитывать его существенные и специфические черты, потребности общественного развития, и практикоориентированный характер досуговой деятельности.

Вопросы, связанные с задачами и функциями досуга рассматриваются в работах Дюмазадье Ж., Иона Дж., Сю Р., Ферейры Р. и других. Так, Дюмазадье Ж. (Франция) определяет три основных функции досуга - отдых, развлечение и развитие личности; Проновост Ж. (Канада) - культурные, рекреативные и образовательные функции досуговой деятельности; Сю Р. (Франция) приоритетными считает социальную, экономическую и психологическую функции досуга.

Организацию досуговой деятельности в Западной Европе и США, ее функции, исследует российский ученый Кротова Ю. Анализируя педагогику досуга в англо-американских странах, она приоритетными определяет такие его функции: рекреационную, развлекательную, а также функцию физического и духовного развития личности. В то же время, Кротова Ю. указывает на важность и таких функций как, психологическая, познавательная, эстетическая, коммуникативная и компенсаторно-творческая. Все они отвечают англо-американской ориентации на активный отдых.

"Следует подчеркнуть, что в последнее время в зарубежных странах наблюдается тенденция к сближению культурной, социальной и образовательной сфер общественной жизни, что соответственно отражается и на сфере досуга. Досуговые учреждения не ограничиваются в своей работе организацией отдыха и развлечений, хотя рекреационная функция и остается ведущей. Проанализировав состояние досуга в зарубежных странах, можно утверждать, что главными социокультурными функциями досуга являются рекреационная, коммуникативная, социальная, творческая, ценностно-ориентационная, познавательная и воспитательная". [15.126].

"Рекреационная функция направлена на снятие производственного переутомления, психологического перенапряжения, воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; на укрепление здоровья путем осуществления досугового объединения игровых, оздоровительных, развлекательных, спортивных, туристическо-экскурсионных программ, проведения вечеров отдыха, зрелищных мероприятий, театрализованных спектаклей, массовых праздников. Рекреационная функция является одной из ведущих для современных досуговых учреждений, ее цель - способствовать отдыху, неформальному общению. Рекреационный потенциал учреждений культуры реализуется благодаря смене видов досуговой деятельности, общению с другими, соревнованиям, искусству, физическим нагрузкам, интеллектуальным программам. Рекреационная функция ярко проявляется в таких формах работы, как концерты, художественные зрелища, спортивные соревнования, художественное творчество, аматорские объединения, праздники, туристические мероприятия. В отличие от отечественных ученых, которые рассматривают рекреационную функцию досуга как второстепенную, в зарубежных странах, рекреации уделяется особое значение. Считается, что в рекреационных досуговых мероприятиях отображается суть и особенности свободного времени. Вместе с этим следует подчеркнуть, что достаточно часто, особенно в американской модели досуга, рекреационный компонент преобладает, вытесняя досуговые занятия, направленные на культурное и творческое развитие человека". [15.127-128].

Коммуникативная функция позволяет расширить возможности для общения, преодоления одиночества, поиска новых друзей. Она ярко выражена в таких формах досуга как диспуты, дискуссии, вечера отдыха, конференции, конкурсные и развлекательные программы, просветительские акции. "При этом, сила досугового объединения заключается не только в непосредственном влиянии на человека, сообщении ему определенной информации (у телевиденья, кстати, таких возможностей гораздо больше), но и в том, что на досуге человек сам имеет возможность действовать разнопланово. Информационное общение предусматривает обмен мыслями, удовлетворение эстетических и познавательных потребностей; в эмоциональном общении на первом плане - удовлетворение потребностей в сочувствии, сопереживании, взаимопонимании, дружеской поддержки. Эмоциональное общение протекает в нерегламентированных формах и не требует дополнительных усилий и расходов". [15.129-130].

Социальная функция досуга способствует тому, чтобы каждая личность имела свое собственное достоинство, могла найти смысл своего существования, способствует интеграции человека в общество, удовлетворяет потребность самоидентификации, позволяет почувствовать свою принадлежность к определенной общности. "Она объединяет в себе, как нам кажется, функции адаптации, социализации, психологической профилактики и связана с социально-культурными, рекреационными, досуговыми проектами для инвалидов, людей преклонного возраста, представителей этноменьшин, "трудных" подростков. Эта функция приобретает особое значение на современном этапе, когда человек социально разочарован, эмоционально потерян, духовно подавлен, не верит в будущее, циничен по отношению к прошлому; прагматичен в своем взгляде на современность; теряет уважения к истинным моральным ценностям и нормам". [15.134-135].

Творческая функция направлена создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности за пределами профессионально-трудовой и семейно-бытовой деятельности путем участия личности в выставках, творческих вечерах, разнообразных кружках, хобби-группах, в работе мастерских, литературных, музыкальных, народоведческих гостинных, художественных салонов. "Творческая функция досуга обеспечивает не просто отдых и развлечения человека, а и самоусовершенствование в свободное время. Имея разнообразные интересы, человек стремится к признанию своих способностей и умений на досуге. Это особенно тяжело, когда человек средствами досуга пытается компенсировать неудовлетворение или непризнанность в других сферах деятельности". [15.137-138]. Творческая функция ярко выражена в таких формах досуга, как выставки, деловые игры, конкурсы, фестивали, беседы, самодеятельные концерты, туристические походы, технические кружки, прикладное творчество.

Творческая деятельность членов досугового учреждения, на наш взгляд, является наиболее адекватной для характеристики стойкого интереса личности к творчеству. Это позволяет прийти к мнению об общественной ценности и значимости результатов деятельности досуговых сообществ творческого направления. Ряд социологических исследований подтверждает, что подростки и молодежь отдают предпочтение художественно-искусственной самодеятельности, коллекционированию; представители средних и старших возрастных групп населения - конструированию, моделированию, фотоаматорству, автолюбительству, научно-техническому творчеству.

"В процессе творческой самодеятельности человек формируется как умелец, мастер, совершенствуя не только самого себя, но и окружение". [7.124].

В своей познавательной функции досуг предстоит составляющим компонентом непрерывного образования, подчеркивая важность самосовершенствования и самообразования, духовного обогащения личности. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребности в дополнительной информации, в расширение старых и приобретении новых знаний. В отличие от учебных заведений, досуговая деятельность не ограничивается определенным регламентом и правилами, ее реализация зависит от желания, инициативы и самодеятельности членов досугового учреждения, с учетом их индивидуальных потребностей и запросов. Познавательная функция ярко проявляется в работе клубов для людей "золотого" возраста, кружков, справочно-консультационных служб, информационных кабинетов.

Активная познавательная деятельность является важной и необходимой предпосылкой социально-культурного формирования личности. Однако процесс развития личности будет интенсивнее, если познавательная функция досуга будет объединяться с ценностно-ориентационной. В этом случае восприятие новых событий, фактов, процессов, органично связывается с оценкой той формы информации, которую получил человек.

"Ценностно-ориентационная функция заключается в формировании системы ценностных представлений и ориентаций личности, мотивов, идеалов, убеждений, жизненной позиции и проявляется в отношении индивида к окружающей среде, к другим людям, к самому себе. Воспринимая определенные события, факты, предметы, научные концепции, поведение других людей, окружающий мир, человек всегда оценивает и формирует свое определенное отношение ко всему этому. Оценка, восприятие и понимание человеком чего-либо отражает его отношение к определенному явлению и влияет на активность личности. Ценностно-ориентационная функция досуга предусматривает использование опыта народного, семейного, религиозного, школьного воспитания. Формирование ценностных ориентаций на досуге должно совершатся при активном участии самого человека, который выбирает и ставит ориентиры среди многих эстетических, моральных, политических и других жизненных ценностей. Особенно это касается ценностного плюрализма, присущего западному обществу. Поскольку он приносит пользу лишь тому человеку, который способен мыслить критически, объективно воспринимать информацию, самостоятельно формулировать индивидуальную систему ценностных ориентаций и осознавать их. Оценка человеком определенных предметов и явлений, жизненных ситуаций и действий других людей зависит от сориентированности субъекта в социальном пространстве, от знаний, опыта, личностной культуры. Ценностно-ориентационная функция всегда направлена на формирование у человека определенных мировоззренческих, моральных, эстетических, политических и социальных суждений и взглядов. Эффективность этого формирования возрастает, если оно совершается целенаправленно и систематично. Поэтому эта функция тесно связана с функцией воспитания". [14. 135-136].

Воспитательная функция досуга имеет специфические особенности, которые заключаются в добровольном включении человека в досуговую деятельность и проявляется в целенаправленном развитии личностных потенциалов (познавательного, ценностно-ориентационного, творческого, коммуникативного). Досуговое учреждение часто предстоит в роли дополнительной школы, как параллельный с научным заведением источник знаний, приобретения определенных умений, и расширения культурно-досуговых интересов. Подчеркивая воспитательную функцию досуга, обратим внимание на то, что любое досуговое учреждение имеет существенные отличия от других педагогических организаций (общеобразовательных, спортивных, музыкальных учебных заведений). Его специфика заключается в том, что в отличие от других педагогических систем, в учреждении досуга (особенно это касается клубов и кружков) педагогический процесс предстает как предметная деятельность, но результаты этой деятельности есть лишь предметом решения конкретных задач, а не самоцелью.

"Педагогические задачи реализуются с учетом других функций (развлекательной, отдыха и т.д.) и не подчеркиваются без лишней надобности. Ведь члены любого досугового объединения посещают его не для того, чтобы их воспитывали, а для удовлетворения своих творческих интересов, потребностей в культурном общении, интересном, разнообразном отдыхе. Поэтому задачи, программы, регламент работы каждая досуговая организация вырабатывает самостоятельно, в зависимости от специфики своей деятельности, состава участников, их количества". [2.132-133]. Она реализует воспитательную функцию с учетом социально-психологических особенностей своих членов, их запросов и интересов. Потому и процесс воспитания личности имеет латентный характер и органично ложится на процесс самовоспитания. В противоположном случае административное навязывание досуговых мероприятий, чрезмерная организованность, преувеличенная регламентация приводят к отчуждению человека от институтских досуговых объединений. Именно в этом, как мы считаем, скрыта одна из самых главных причин, безусловно, ощутимого снижения престижа украинского досугового учреждения в глазах широкой общественности, особенно молодежи.

Определение основных функций досуга позволяет правильно очертить главные направления досуговой деятельности, конкретизировать ее задания, поднять ее социокультурную значимость. Совокупность рассмотренных функций отражает основной смысл досуга.

Непрерывно развивается культура человеческого общества. Благодаря этому появляются различные виды досуговой деятельности. Их качество, в свою очередь, определяет уровень культуры. Поэтому проблема практической стороны досуга (его организации), и как следствие и проблема сохранения культуры остается важной во все эпохи.

В наше время - время увеличения объема и скорости обмена информации, общения с помощью техники и с самой техникой, дефицита живого человеческого общения эта проблема становится наиболее актуальной. И особенно остро встает проблема организации досуга молодежи, как поколения, ответственного за будущее, которому необходимо иметь культурные корни в прошлом.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает людей его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Почему это столь важно?

"Свободное время является одним из важных средств формирования личности. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности человека, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы". [20.178].

Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. Это должна обеспечивать культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

"Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности". [7.91].

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. Он является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека и рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

"В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д.

Важную роль в досуговой деятельности играет коллектив. Он выступает основным звеном связи между личностью и обществом, и основной формой всей культурно-досуговой деятельности. Занятия в клубном коллективе осуществляются более на высоком уровне активности, не ограниченном лишь познавательной деятельностью, как это происходит в производственных и учебных коллективах.

В стабильных коллективах, а также в традиционных мероприятиях развивается интерес, поднимается активность участников, внимание становится более устойчивым. Важно чтобы участники коллективов постоянно делились своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано, что культурно-досуговое учреждение по своей природе обладают возможностью развивать у людей устойчивые общие интересы и опираться на них. Как раз любительство основано на страстном увлечении вызывает у человека, повышенное, устойчивое внимание, являющегося условием творчества. Надо стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия вызывали большую активность участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает его на высоком уровне". [10.56-57].

Досуг несет в себе и личностно - ориентировочный характер.

Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого - рыбалка, третьего - изобретательство, четвертого - легкие развлечения…

"Наиболее рельефно социальная ценность досуга раскрывается под углом зрения проблемы предназначения человека, смысла его бытия.

В этих словах, формулирующих жизненную задачу каждого, в особенности молодого человека, выражен идеал нашего общества - всесторонне, гармонически развитая личность. Задача человека всесторонне развивать свои способности имеет особый характер".[14.127-128]. Дело в том, что формирование и развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей. Последние, в данной взаимосвязи, являются движущей силой способностей. В связи с этим указанная задача предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решение данной задачи невозможно без сферы досуга, где находит удовлетворение целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется, как ее сознательное желание специально воздействовать на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования, развития.

Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

Изучение совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры.

Итак, в своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей:

удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям;

предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;

обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;

активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Подводя итог, можно сказать, что каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего досуга.

Социокультурная значимость досуговой деятельности раскрывается через ее функции, и заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей человека, его самостоятельности, инициативности, активности; она отображает потребности общества вцелом, закономерности его развития.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

2.2 Туризм как одна из перспективных форм досуга, выполняющая социокультурную роль

Вторая причина, по которой становится актуальным изучение социальных практик туризма, - развитие международных экономических связей и, как следствие, увеличение числа деловых поездок, что расширяет интерес гуманитарных наук к данной проблеме.

Выступая в качестве досуговой деятельности, туризм, на наш взгляд, является сферой свободной самореализации современного человека и свободного проявления личностных качеств в разных социальных средах. С изменением географического положения человек субъективно меняет привычное социальное положение, соответствующий ему ролевой набор и стиль поведения. Он может чувствовать себя более свободно и раскованно или более ответственно и напряженно (в зависимости от социальной уплотненности окружающего пространства). Поэтому изучение путешествий как свободной досуговой деятельности представляет интерес и для рассмотрения ролевых моделей человеческого поведения.

"Еще один момент, на который стоит обратить внимание, обосновывая актуальность туризма в сфере досуга, - роль путешествий в формировании образов местностей, которые посещает человек, распространении стереотипов об этих территориях". [13.21]. Путешествия представляют собой добровольные пространственные перемещения человека, они имеют социокультурные и психологические основания, побуждающие человека к переездам: во-первых, необходимость удовлетворения валеологических, когнитивных и эстетических потребностей; во-вторых, постоянное стремление человека к улучшению жизненных условий; в-третьих, потребность в рекреации.

Туризм является в современном мире неотъемлемой частью образа жизни человека и поэтому может быть рассмотрен как досуговая (альтернативная) форма самореализации личности, поскольку он ориентирован на человека, оказывает влияние на стандарты коммуникативного взаимодействия, отношения между людьми и странами, на формирование единого социально-экономического и культурно-познавательного пространства.

"Подтверждено, что туристическая деятельность как социокультурное явление, ее социальные цели и значение изменяются по мере развития общества и сложившейся системы ценностей, а также характера социально-экономических отношений, технологического уровня и совершенствования самого человека. Если раньше для успеха туристического учреждения имело значение его удачное географическое расположение, качество питания, условия проживания и достаточно ограниченный характер экскурсионных мероприятий, то сегодня потребности человека в отдыхе, рекреации, развлечениях, позитивных эмоциях требуют качественно другой философии досуговой деятельности в туристических комплексах". [13.22-23]. Туристический досуг утверждается как вид досуговой деятельности для организации комфортного отдыха туристов, восстановления их физических и духовных сил. В этом ему помогают досуговые программы. Они играют существенную роль в функционировании туристического комплекса на современном рынке индустрии досуга.

Досуговые программы в туркомплексах общепризнано классифицировать по направлению их деятельности. Они делятся на:

рекреационно-оздоровительные (дискотеки, танцевальные вечера, развлекательные программы и вечерние шоу, карнавалы, рыбалка, игровые конкурсы, спортивные соревнования);

спортивные (путешествия, соревнования, велоспорт, плаванье, экскурсии, поездки);

культурно-искусные (спектакли, выставки, концерты, вернисажи, фольклорные акции, художественные программы, посещение выставок, галерей);

просветительские (занятия по интересам, встречи, интеллектуальные игры, викторины, фестивали).

Досуговая программа должна состоять из разнообразных по своей форме и содержанию мероприятий, вызывать у туристов заинтересованность, и тем самым привлекать их.

Очень важно также упомянуть о "самоидентификационной" роли туристической деятельности. Выявлено, что поиск себя в пространстве связан, прежде всего, с поиском оптимальных социальных ролей и образов, с которыми идентифицирует себя человек. Компенсация идентичности достигается в основном за счет элементов карнавальности, присущих досуговой социальной жизни. Они оказывают релаксационный эффект на путешественника, преобразуя социальное поведение человека из обязательного и регламентируемого в свободное и творческое, что позволяет считать социальную практику туризма сферой досуговой самореализации человека.

"Следует отметить, что туристическая деятельность ярко проявляет значение и коммуникативной функции досуга. Специфика коммуникативного взаимодействия в современном обществе состоит в способности субъектов переводить его из русла формальных в русло неформальных отношений. Взаимодействие приобретает все более личный и деформализованный характер. При этом, чем выше уровень формализации и ролевых предписаний обыденного межличностного взаимодействия, тем сильнее стремление субъектов общения к выходу за рамки формального взаимодействия, в том числе посредством более или менее продолжительной смены актуального социального окружения в процессе путешествий". [13.24].

Рассмотрев туризм, как одну из форм досуговой деятельности, мы задаемся перед собой еще одним вопросом: а выполняет ли в полной мере туризм ту социокультурную роль на Украине?

Наше государство имеет все условия для развития самых разных видов туристической деятельности. Украина относится к числу наиболее посещаемых туристами 25 стран мира. Но на данный момент роль туризма у нас ниже, нежели за рубежом. Главной причиной этому есть экономическая политика нашей страны и недостаток высококвалифицированных кадров в туристической сфере.

Чтобы социокультурный потенциал туристической деятельности на Украине раскрылся вполне, нам следует перенять опыт государств, которые более реализовали эту сферу досуга. Согласно указу президента Украины Л.Д. Кучмы об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года (от 10.08.1999г.) туристическая деятельность, помимо решения экономических вопросов, должна стать и важным средством культурного и духовного воспитания граждан Украины, возобновления их трудового потенциала, посредством их всеобщего отдыха и оздоровления; а также ознакомить их с историко-культурным наследием нашей страны. Для достижения этих целей, основными принципами досуга в туристических комплексах должны стать: индивидуальный подход, комплексность в организации досуговых мероприятий, систематичность и целенаправленность их проведения, свобода выбора и добровольное участие, театрализация, синтез всех видов творческой деятельности. И обязательно следует уделить внимание на повышение квалификации работников данной сферы. Эффективная реализация досуговой деятельности в туристическом учреждении невозможна без талантливых специалистов. И мы как будущие менеджеры туризма должны быть способны реализовать запланированную досуговую программу. Мы должны отвечать за: систематическое и своевременное изучение социально-культурных запросов разных групп населения; разработку и реализацию социально-ориентированных досуговых программ и проектов; изучение инновационных технологий в сфере досуга и их использование при работе с клиентом; прогнозирование дальнейшего использования досугового потенциала в туристической сфере; использование педагогических методик с целью развития культурного декоративно-прикладного, эстетического творчества человека, раскрытия его рекреационного потенциала; инициативность и творчество команды, умение работать с людьми разных возрастных, образованных, культурных, социальных, профессиональных категорий; понимание стратегии развития туристического комплекса, как элемента досуговой деятельности, несущего социокультурный характер.

Таким образом, туристическая деятельность, как практика, несет на себе значительную социокультурную нагрузку (изменение социального поведения, формирование образов территорий, стремление к самореализации и повышению качества жизни), которая может быть изучена социологическими средствами.

Как социокультурное явление туристическая деятельность выполняет преимущественно такие функции: познавательную, коммуникативную, идентификационную и релаксационную. При этом коммуникативная деятельность путешественника направлена на интенсивность информационного обмена и межкультурную проницаемость, а познавательная деятельность в путешествии опосредуется качеством каналов коммуникации. Познание способствует личностному развитию и самореализации туриста, повышению его культурного уровня.

Социокультурное значение туристической деятельности заключается в формировании и совершенствовании личностных и общественных потребностей человека, расширении знаний, развитии культуры досуга.

Выводы

В данной курсовой работе мы рассмотрели досуговую деятельность человека. Итак, изучив теорию понятия досуга, мы пришли к следующему выводу: досуг - это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда (ударение на слове деятельность), благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Досуг нельзя просто сравнивать со свободным временем. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Свободное время есть у каждого, а вот досугом могут обладать не все.

Досуг является универсальным культурным феноменом, присущим каждой исторической эпохе и каждому культурному типу.

Зарубежными учеными понятие досуга рассматривается как синоним прогрессу и либерализации; как социальная ценность, необходимое условие для всестороннего развития личности; смысл жизни, всеобщая ценность; возможность получения удовольствия; современное воплощение свободы; компенсационное средство.

Мы также исследовали структуру досуга. Выявили его формы и виды, которые делятся на четыре уровня: пассивный отдых, развлекательный досуг, познавательный досуг, и творческую деятельность. Каждый из них является неотъемлемым в жизни человека.

Мы убедились в социокультурной значимости досуговой деятельности, изучив ее функции. Она влияет на развитие творческих задатков и способностей человека, его самостоятельности, инициативности, активности; она отображает потребности общества вцелом, закономерности его развития. Исходя из этого, прежде всего необходимо подходить к досугу как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение. И задача досуговых учреждений четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке, и уметь обеспечить их реализацию.

Как для будущих специалистов в области туристической деятельности, для нас важно было определить, каков потенциал туризма как средства реализации социокультурного потенциала досуга. И мы убедились, что туристическая деятельность, как практика, несет на себе значительную социокультурную нагрузку. Она изменяет социальное поведение человека, формирует новые образы территорий, дает стремление к самореализации и повышению качества жизни. Туристическая деятельность выполняет преимущественно такие функции: познавательную, коммуникативную, идентификационную и релаксационную. Она расширяет наши знания, саму культуру досуга, и кроме того является важным экономическим фактором в развитии государства.

В заключении хочется особо отметить, что досуг вцелом социокультурно "резонирует" на изменения во всех сферах общества, и является определенным отражением возможностей его развития, выражением его жизнеспособности, помогает понять меру его духовности.

За последнее десятилетие, изучение социокультурного состояния и перспектив досуга, выявило главную его проблему: раньше мы относились к досугу по "остаточному принципу", несовершенна была и правовая, и экономическая база культуры. Но сейчас наш взгляд на досуг изменился, каким мы его осознаем, мы указывали выше. И наше государство сейчас также утвердило развитие современного досуга, как социального института, а значит, как одну из главных составляющих национально-культурного обновления. И потому систематическое и целенаправленное вовлечение населения к участию в культурно-досуговой деятельности становится эффективным направлением воспитания национального самосознания, формирования национального типа личности, основой духовного единения поколений, наследия национальной культуры.

Список использованной литературы

1.Аванесова Г.А. Досуг как культурный потенциал общества. М., 1989г. - 276 с.

2.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988 г. - 178 с.

.Анищук В.В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса. 1989г. - 125 с.

.Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 1982г. - 258 с.

.Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976г. - 94 с.

.Валиахметова Л.З. Молодежные досуговые центры. История развития. М., 2001г. - 148 с.

.Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., 1981г. - 176 с.

.Григорьев А.И. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 1990. - С.92-108

.Еремин В.А. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М., 1978г. - 138 с.

.Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М., 1982г. - 130 с.

.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 2002. - 288 с.

.Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991г. - 215 с.

.Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социол. ис-след. 2002. №2. С. 21-24

.Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г. - 175 с.

.Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г. - 164 с.

16.Петрова І.В. Дозвілля в зарубіжних країнах. К.: Кондор, 2005. - 408 с.

17.Рыбакова Н.В. Формирование эстетического сознания в сфере досуга. // Вестник Волгоградского государственного университета, 2008, № 1(7). С. 159-161

18.Рыбакова Н.В. Свободное время как проблема идентичности современной молодежи // Проблемы идентичности в современном мире: Межвуз.сб. научных тр. / Отв. ред Е.Н. Богатырева. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2007. С. 60-66

.Рыбакова Н.В. Досуговая деятельность в современном городе // Пространство города: социокультурный срез: Сб. научных статей. Под ред Е.В. Листвиной. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 2006. С. 24-28

20.Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г. - 187 с.

21.Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г. - 216 с.

.Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991г. - 210 с.

23.Цимбалюк Н.В. Дозвілля очима європейських соціологів // Посвіт. - 2000. - №2. С. 23-34

Похожие работы на - Социокультурная значимость досуга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!