Регулирование качества продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,49 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование качества продукции

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы правового регулирования качества продукции в Республике Беларусь

1.1 Значение управления качеством продукции

.2 Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров, работ, услуг

. Правовое регулирование стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений согласно законодательству Республики Беларусь

. Ответственность за нарушение требований к качеству продукции

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества товаров, работ, услуг. Повышение качества товаров, работ, услуг расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность товаров, работ, услуг во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства. В структуре экспорта народного хозяйства нашего государства продукция производства составляет сравнительно небольшую величину, то есть наш экспорт до сих пор имеет сырьевую направленность. Основной причиной малых объемов экспорта товаров является ее недостаточная конкурентоспособность, а усугубляет эту причину ужесточающаяся на мировых рынках конкуренция.

В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность товаров, работ, услуг. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством товаров, работ, услуг, но в отличие от них они значительно эффективнее. Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством товаров, работ, услуг. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей товаров является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами. Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие ее требованиям международных стандартов. Таким образом, белорусским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества товаров, работ, услуг не обойтись. Многие предприятия, имеющие оформленные и функционирующие комплексные системы управления качеством товаров, работ, услуг, располагают достаточно серьезной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества товаров, работ, услуг, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством товаров, работ, услуг и обеспечением ее конкурентоспособности.

Таким образом, цель написания данной курсовой работы - рассмотрение системы законодательного регулирования обеспечения качества продукции.

Задачи написания курсовой работы состоят в следующем:

  1. дать ответ на вопрос, что же такое качество и каково его значение в обеспечении конкурентоспособности продукции предприятия;
  2. рассмотреть вопросы комплексного подхода к регулированию обеспечения качества, выяснить, что оно из себя представляет;
  3. провести анализ роли систем стандартизации и сертификации в обеспечении качества продукции на предприятии и определить возможные пути их дальнейшего внедрения в практику отечественных предприятий.

Объект исследования - процесс регулирования качества продукции.

Методы исследования - теоретический и практический анализ.

В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы работы ряда отечественных и зарубежных авторов, а также использован ряд нормативных актов белорусского законодательства и стандартов, действующих на территории Беларуси. Кроме того, были внимательно изучены и критически переработаны публикации в средствах массовой информации, в том числе, в специализированных изданиях, посвященных данной теме.

1. Теоретические основы правового регулирования качества продукции в Республике Беларусь

.1 Значение управления качеством продукции

В современных условиях качество товаров, работ, услуг является одним из основных инструментов, обеспечивающих выживание и дальнейшее развитие предприятия, сохранение традиционных и завоевание новых рынков сбыта, расширение экспорта. Качество - это категория и политическая, и техническая, и экономическая, и психологическая, и нравственная.

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга товар с сопровождением. Только качество может привлечь потребителя.

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам [9, с. 125].

Главная цель системы качества - обеспечение высоких и устойчивых темпов роста качества товаров, работ и услуг. Она достигается:

созданием и освоением новых высококачественных видов товаров;

своевременной постановкой на производство новой продукции;

снятием с производства морально устаревшей продукции;

улучшением показателей качества выпускаемой продукции путём её совершенствования и модернизации.

Функции и задачи, способы и методы их реализации закрепляются в комплексе стандартов предприятия (СТП). В круг функций и задач, включённых в СТП, внесены следующие:

прогнозирование потребностей, технического уровня и качества товаров, работ и услуг;

планирование повышения качества товаров, работ, услуг;

нормирование требований к качеству товаров, работ, услуг;

аттестация товаров, работ, услуг;

организация разработки и постановки товаров, работ, услуг на производство;

организация технологической подготовки производства;

организация метрологического обеспечения;

организация материально-технического обеспечения;

специальная подготовка и обучение кадров;

обеспечение стабильности запланированного уровня качества товаров, работ, услуг при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте и эксплуатации (потреблении);

стимулирование повышения качества товаров, работ, услуг;

контроль качества и испытание товаров, работ, услуг;

надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и состоянием средств измерения;

правовое обеспечение управления качеством товаров, работ, услуг;

информационное обеспечение системы управления качеством товаров, работ, услуг.

Непереоценимое значение в создании комплексной системы и развитии системного подхода в управлении качеством товаров, работ, услуг имело и имеет использование организационного проектирования.

Согласно Закону Республики Беларусь О техническом нормировании и стандартизации № 262-З система технического нормирования и стандартизации - совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования всей системы в целом [3].

Органы и службы технического нормирования и стандартизации включают органы государственной власти и различные самостоятельные структурные подразделения, занимающиеся непосредственно техническим нормированием, стандартизацией, сертификацией и метрологией, образуя единую национальную систему государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации.

Функции системы государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:

государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации;

планирование и финансирование работ в области технического нормирования и стандартизации;

государственный надзор в области технического нормирования и стандартизации;

создание системы технического нормирования и стандартизации.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:

определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов

Требования к качеству товаров работ, услуг устанавливаются в законодательстве, в договоре, либо сложившимися обычаями (так, в соответствии с п. 2 ст. 439 ГК Республики Беларусь при отсутствии в договоре условий о качестве товаров, работ, услуг он должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется). Обеспечивая качество товаров, работ, услуг государство защищает интересы как непосредственно потребителей, так и всего общества в целом. Реализация данной задачи осуществляется посредством установления системы стандартов, а также требований сертификации товаров, работ, услуг и обеспечения единства измерения (метрологии).

Координирующим государственным органом в области стандартизации, метрологии и сертификации является Государственный комитет по стандартизации при Совете Министров Республики Беларусь (далее - Комитет по стандартизации).

В соответствии с п. 4 Положения о Государственном комитете по стандартизации при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июня 2006 г. № 981, с послед, изм. главными задачами Комитета по стандартизации являются:

реализация в Республике Беларусь единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, осуществление регулирования и управления в этой сфере;

обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах установления и соблюдения обязательных требований в области стандартизации, метрологии и сертификации;

обеспечение функционирования и развития государственной системы стандартизации и технического нормирования, в том числе в интересах обороны страны, ее гармонизация с международными системами, включение в стандарты на продукцию, работы и услуги требований, гарантирующих безопасность их для жизни и здоровья человека, совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды;

обеспечение функционирования и развития государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь;

организация и обеспечение функционирования системы единства измерений в республике, совершенствование и развитие государственной метрологической службы;

обеспечение функционирования и совершенствование национальной системы сертификации Республики Беларусь, организация и проведение работ по сертификации производимой в республике и импортируемой товары, работы, услуги, персонала, систем качества, систем управления окружающей средой;

обеспечение функционирования и совершенствование системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий и органов по сертификации;

организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации.

С 01.03.2013 вступили в действие;

ТКП 5.1.18-2012 (03220) Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем менеджмента безопасности пищевых продуктов на соответствие требованиям СТБ ИСО 22000-2006. Основные положения;

ТКП 5.2.19-2012 (03220) Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек. Основные положения.

В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов:

государственные стандарты Республики Беларусь (далее - государственные стандарты);

государственные строительные нормы Республики Беларусь (далее - строительные нормы);

государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Беларусь (далее - классификаторы);

отраслевые нормативные документы по стандартизации;

стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования;

технические условия.

Выбор методов управления качеством товаров, работ, услуг и поиск их наиболее эффективного сочетания - один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления товаров, работ, услуг, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

.2 Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров, работ, услуг

Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества товаров, работ, услуг, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения товаров, работ, услуг, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду.

В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики товаров, работ, услуг, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товаров, работ, услуг требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид товаров, работ, услуг, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и так далее [14, с. 95].

Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товаров, работ, услуг. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, работ, услуг осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товаров, работ, услуг на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, - в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества товаров, работ, услуг.

По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.

По оценке уровня качества - базовые, относительные показатели.

По стадии определения - прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.

По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

При определении уровня качества товаров, работ, услуг следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции, работ, услуг обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта.

Управление качеством также возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высококлассном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества. Единственное, с чем согласны многие отечественные специалисты, так это то, что в новое время источником управления в целом и управления качеством в частности является система Ф. Тейлора. Действительно, именно «отец научного управления» обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса, оценил важность ее контроля и, по возможности, устранения. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, систему штрафов для «бракоделов», формы и методы воздействия на качество товаров, работ, услуг.

С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM - всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества товаров, работ, услуг. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия - на «механизме», «технологии» управлении качеством [15, с. 68].

Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Для построения концепции управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемых в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).

При использовании процессного подхода в управлении предприятия применяются следующие методы: заключение сделок, принятие решений, планирование, организация, мотивация, подбор персонала, распоряжение, контроль, коммуникация (информация), исследование, оценка, координация и другое.

По аналогии с этими функциями, процесс управления качеством логично начать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции, работ, услуг. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам - поставщикам материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем, в рамках общей организации работ на предприятии организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства товаров, работ, услуг с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация, персонала. Далее, непосредственно при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества товаров, работ, услуг и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие мероприятия и руководство предприятия принимает необходимые решения.

Заключительный этап в управлении качеством - реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств и характеристик товаров, работ, услуг и улучшение производственного процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее принятых планов, изменение организации работ, улучшение подготовки и повышение мотивации персонала, а также на выбор других, более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий [12, c. 81].

После реализации мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и циклом управления качеством заканчивается выполнением той же функции, с которой он начинался, - взаимодействие с внешней средой.

Таким образом, концепция управления качеством может быть сформулирована следующим образом. Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.

2. Правовое регулирование стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений согласно законодательству Республики Беларусь

Интеграция Республики Беларусь в мировую экономику, активизация внешнеэкономической деятельности, продвижение белорусской продукции на международные рынки, а также задачи социально-экономического развития страны обусловили необходимость реформирования технического законодательства.

Принятый в 2004 году Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" (далее - Закон о стандартизации) основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», предусматривающий внесение изменений и дополнений в 48 законов и кодексов, что обеспечит приведение этих законов и кодексов в соответствие с новым законодательством в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия

В соответствии со ст. 1 Закона о стандартизации, стандартизация (нормирование) - это деятельность по установлению и применению норм, правил и характеристик (в дальнейшем - требования) в целях обеспечения: [9, с.189]

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

единства измерений;

экономии ресурсов, повышения энергоэффективности и снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг;

безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности государства.

Нормативные документы по стандартизации (стандарты) представляют собой документы, содержащие правила, общие нормы, принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов по стандартизации.

В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов:

государственные стандарты Республики Беларусь (далее -государственные стандарты);

государственные строительные нормы Республики Беларусь (далее - строительные нормы);

государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Беларусь (далее - классификаторы);

отраслевые нормативные документы по стандартизации;

стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования;

технические условия.

Оценка соответствия - это деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

.07.2011 вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 года. (Закон Республики Беларусь от 31.12.2010 №228-З) (далее - Закон об оценке соответствия). Её принятие обусловлено необходимостью улучшения инвестиционной привлекательности страны, уточнения норм закона с учетом практики его применения и международного опыта, гармонизации национальной системы оценки соответствия с международными правилами, а также приведением в соответствие с рядом законодательных актов Республики Беларусь.

Цели оценки соответствия:

обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

обеспечение энерго- и ресурсосбережения;

создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Принципы оценки соответствия:

гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;

обеспечение идентичности процедур оценки соответствия отечественных и иностранных объектов оценки соответствия;

соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия.

Государственные стандарты, строительные нормы, классификаторы утверждаются Комитетом по стандартизации. Их создание определяется ст. 6 Закона о стандартизации.

.удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

. содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг).

Принципы:

. открытость и доступность правил и процедур подтверждения соответствия;

. независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей на подтверждение соответствия;

. минимизация сроков исполнения и затрат заявителей на подтверждение соответствия на прохождение процедур подтверждения соответствия;

. защита имущественных интересов заявителей на подтверждение соответствия, в том числе путем соблюдения конфиденциальности в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

. недопустимость ограничения конкуренции при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении испытаний продукции.

Порядок выполнения работ

Порядок выполнения работ по подтверждению соответствия устанавливается в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (ссылка на структуру НСПС).

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора.

При добровольной сертификации заявитель на подтверждение соответствия самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на данный объект оценки соответствия.

Государственные стандарты устанавливают два вида требований к качеству товаров:

) обязательные для применения всеми органами государственного управления и субъектами хозяйствования. Перечень обязательных требований предусмотрен ч. 3 ст. 6 Закона о стандартизации. В него входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Как видно, этот перечень не является исчерпывающим и требует конкретизации некоторых требований, например, о технической и информационной совместимости;

) необязательные для всеобщего применения. Они носят рекомендательный характер и должны выполняться изготовителем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или технической документации.

Государственные стандарты являются нормативными правовыми актами Республики Беларусь и подлежат применению и соблюдению на всей территории Республики Беларусь.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию отраслевого значения. Они не замыкаются на системе конкретной отрасли, а распространяются на всю совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, разрабатывающих и (или) производящих аналогичную по потребительскому или функциональному значению продукцию. Стандарты отраслей разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования самостоятельно: Они также не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов.

Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах, но в соответствии с последними.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона о стандартизации нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Республики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использованию (эксплуатации), хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг.

Держателем Национального фонда стандартов является Комитет по стандартизации, которому принадлежит также исключительное право официального опубликования нормативных документов в области стандартизации.

Сертификация продукции - это деятельность специально уполномоченных государственных органов и заинтересованных субъектов хозяйствования, направленная на подтверждение соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным законодательными актами и стандартами в отношении данной продукции, работ, услуг.

Основными целями сертификации являются:

обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;

подтверждение соответствия показателей качества продукции, заявленной изготовителем или продавцом, требованиям действующих законодательных актов и стандартов;

создание условий для участия изготовителей и продавцов продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;

защита рынка Республики Беларусь от некачественной и небезопасной импортной продукции.

Правовые основы сертификации товаров, работ и услуг устанавливает Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации".

В соответствии с указанным законом, подтверждение соответствия носит обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах обязательной сертификации и декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (декларированию соответствия), а также порядок ее проведения указан в Постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 16.12.2008 г. №60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия в Республике Беларусь», а также в соответствующих технических нормативных правовых актах (ТНПА). Согласно этому постановлению, без сертификата соответствия или декларации соответствия, на территории Республики Беларусь запрещается реализация товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Необходимые сертификаты и декларации выдаются Государственным Комитетом по стандартизации при Совете Министров или по его поручению аккредитованным органом по сертификации.

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, технические условия.

Обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, его имущества, а также охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах Республики Беларусь и ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, а также на соответствие показателям, установленным в ТНПА и подлежащим подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Добровольная сертификация, как форма подтверждения соответствия, проводится по инициативе заявителя. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, и определяет номенклатуру проверяемых показателей. В номенклатуру показателей обязательно включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для сертифицируемой продукции либо услуг.

Декларирование, как форма подтверждения соответствия, осуществляется изготовителями (продавцами) продукции, зарегистрированными в установленном порядке в Республике Беларусь, - заявителями на подтверждение соответствия в отношении продукции, подлежащей декларированию соответствия согласно Перечню продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

Согласно ТКП 5.1.02-2004 сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам. Ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь и реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются органом по сертификации.

При добровольной сертификации - схема определяется заявителем по согласованию с органом по сертификации.

Если схемой подтверждения соответствия установлена необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

Для обеспечения требований, предъявляемых к качеству продукции, важное значение имеет состояние средств измерений ее различных параметров. Другими словами, необходимо обеспечение единства измерений для сопоставления их результатов, выполненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств.

Единство измерений обеспечивают государственные метрологические службы и метрологические службы субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями и нормами, установленными нормативными документами, действующими в Республике Беларусь.

Декларирование соответствия отличается от сертификации и применяется только в отношении продукции. Сертификации помимо продукции подлежат еще и товары, работы, услуги. Декларация о соответствии продукции приравнивается к сертификату соответствия, но в отличие от него издается самим изготовителем или импортером. Импортер (продавец) имеет право не принимать декларацию о соответствии, если им получен в добровольном порядке сертификат о соответствии. Воспользоваться же декларированием вместо сертификации нельзя. Таким образом, производитель (импортер) в определенной ситуации может оказаться перед выбором: либо декларирование соответствия, либо добровольная сертификация ввозимого товара.

Следует также отметить, что в связи с проведением дальнейших работ по совершенствованию правил и процедур сертификации продукции в рамках выполнения Плана первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г. при выдаче временных сертификатов соответствия на ввозимые партии товаров с целью их таможенного оформления, предусмотренных пунктом 5.9.18 ТКП 5.1.02, они могут выдаваться во всех случаях на основании заявления (декларации о соответствии) импортера без проведения органом по сертификации отбора образцов для испытаний и идентификации ввозимой партии продукции, находящейся в режиме таможенного оформления. При этом идентификационные признаки продукции указываются во временном сертификате на основании предъявленных заявителем товарно-транспортных документов. Дополнительные документы для подтверждения указанных импортером в декларации о соответствии сведений не требуются.

Все процедуры по выдаче сертификата соответствия для реализации продукции проводятся органом по сертификации после таможенного оформления продукции до начала ее реализации в установленном документами Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь порядке.

Основу законодательной метрологии и обеспечение единства измерений, правильную правовую защиту субъектов хозяйствования и потребителей от последствий неточных и неправильных измерений устанавливает Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон об измерениях) / (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1661).

Обеспечение единства измерений достигается различными способами. К применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц величин, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованной Международной организацией законодательной метрологии.

В качестве исходных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин с целью передачи их размера другими средствами измерений применяются эталоны единиц величин.

Все средства измерений подлежат Государственному метрологическому надзору, который представляет собой деятельность органов государственной метрологической службы по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм при производстве, применении, ремонте средств измерений, используемых в сферах деятельности и для целей, указанных в Законе об измерениях.

В соответствии с Законом об измерениях в Республике Беларусь устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений:

государственные испытания средств измерений;

утверждение типа средств измерений;

метрологическая аттестация средств измерений;

поверка средств измерений;

проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

Правила выполнения перечисленных видов надзора, а также порядок его проведения устанавливается Комитетом по стандартизации.

Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших государственных испытаний или метрологической аттестации, в результате которой устанавливаются метрологические свойства средств измерений и выдается документ с указанием полученных данных. В результате проверки средств измерений определяется и подтверждается их соответствие установленным требованиям. Положительные результаты метрологической аттестации (проверки) удостоверяются клеймением средства измерения, отметкой в паспорте или формуляре либо выдачей свидетельства.

Метрологическому контролю, то есть проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм, подлежат средства измерений, используемые в сферах деятельности, не указанных в ст. 7 Закона об измерениях. Правила и порядок проведения метрологического контроля устанавливаются субъектом хозяйствования.

Национальные эталоны единиц величин служат основой для установления значений эталонов единиц величин и создаются для воспроизведения единиц измерений и обеспечения прослеживаемости результатов измерений до единиц измерений Международной системы единиц.

Для подтверждения метрологических характеристик национальные эталоны единиц величин сличаются с международными эталонами единиц величин или национальными эталонами единиц величин других государств.

Разработка национальных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с государственными научно-техническими программами.

Хранение и применение национальных эталонов единиц величин осуществляются национальным метрологическим институтом, а в случаях, предусмотренных Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, - иными юридическими лицами.

Национальные эталоны единиц величин регистрируются в Государственном реестре национальных эталонов единиц величин Республики Беларусь.

Все средства измерений могут использоваться только при условии прохождения метрологического надзора и метрологического контроля и подлежат государственным испытаниям с утверждением их типа.

3. Ответственность за нарушение требований к качеству продукции

Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и использования средств измерения предусмотрена Законом о стандартизации, Законом о сертификации, Законом об измерениях, Законом о защите прав потребителей, КоАП, УК и иными актами законодательства. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, устанавливающих ответственность, выделяют гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственный надзор за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроля за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь (далее - государственный надзор за стандартами и средствами измерений) осуществляется государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений - должностными лицами Комитета по стандартизации и подведомственных ему органов.

Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее - государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации.

В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля.

К основополагающим нормативным актам относятся:

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»;

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

Закон Республики Беларусь «О торговле»;

Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и ряд других законодательных актов;

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)».

Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».

Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.

Основные задачи государственного надзора:

предотвращение и пресечение нарушений требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

предотвращение и пресечение нарушений требований законодательства об оценке соответствия при реализации продукции, оказании услуг, деятельности персонала и функционировании иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

В соответствии с основными задачами органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов:

контролируют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

проверяют наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов об оценке соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательному подтверждению соответствия, а также подлинность указанных документов (сертификатов, деклараций соответствия), правомерность использования знаков соответствия;

принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации, а также по пресечению нарушений обязательного подтверждения соответствия.

Объекты государственного надзора:

продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательному подтверждения соответствия;

процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, оказание услуг;

техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги).

Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг и проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.

Государственный надзор осуществляется:

Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в лице Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за техническими регламентами и его заместителя;

структурными подразделениями Госстандарта, в сферу ведения которых входят вопросы организации и проведения государственного надзора и контроля;

областными и городскими центрами стандартизации, метрологии и сертификации в лице уполномоченных должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Государственный надзор непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора - государственные инспекторы.

Государственные инспекторы имеют право:

свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;

проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям ТНПА;

выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований ТНПА, а также причин, вызвавших эти нарушения;

выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям ТНПА;

применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с перечисленными правами, имеет право:

запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;

выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность товара и передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует предоставленной информации о товаре (работе, услуге) и условиям договора, а также по требованию потребителя предоставить ему необходимые контрольные средства измерений, предусмотренные правилами розничной торговли, с действующими свидетельствами и (или) оттисками клейм, подтверждающими проверку и пригодность этих средств к применению, документы, подтверждающие качество и безопасность товара (результата работы, услуги), его комплектность. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (результат работы, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

. замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

. соразмерного уменьшения покупной цены товара;

. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

. возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Потребитель вправе требовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения существенных недостатков товара (существенного нарушения требований к его качеству). Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных в пункте 1 настоящей статьи требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона. При этом потребитель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца.

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация (индивидуальный предприниматель) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация (индивидуальный предприниматель) обязаны провести экспертизу товара за свой счет. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества (проведении экспертизы) товара лично или через своего представителя. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли после продажи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация (индивидуальный предприниматель) отвечают за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация (индивидуальный предприниматель) отвечают за недостатки товара, если не докажут, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Доставка крупногабаритных товаров или товаров весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организации (индивидуального предпринимателя). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация (индивидуальный предприниматель) обязаны возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) - заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.

При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования продавец (изготовитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и т.п.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т.п.) с согласия потребителя.

По требованию потребителя продавец (изготовитель) обязан в трехдневный срок предоставить потребителю безвозмездно во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Порядок предоставления таких товаров, а также перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливаются в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Заключение

качество правовой стандартизация сертификация

В настоящее время качество играет важную (если не главенствующую) роль. Для современного рынка, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, характерна устойчивая тенденция к повышению роли неценовых форм конкуренции, особенно конкуренции качества.

Обеспечение качества распадается на ряд подцелей: анализ, проектирование, различные виды контроля качества, оценка его и другие подцели дробятся на еще более мелкие и таким образом, вырисовывается дерево целей, в соответствии с которым происходит управление качеством.

Исследования и разработки, выполненные учеными различных стран подтвердили, что качество конечной продукции определяется и зависит от качества НИОКР, техники и технологии. Никакими организационными мерами невозможно достичь требуемых показателей качества, если не обеспечены соответствующие уровни конструкторских разработок, качество техники и технологии. Возможности техники и технологии определяют технологический аспект проблемы обеспечения качества. Концепция управления качеством и практика ее реализации позволили по-новому оценить роль непосредственных исполнителей в обеспечении качества. Прежде всего, изменились взгляды на распределение ответственности за качество. Проведенные многочисленные исследования выявили количественные соотношения ответственности за брак исполнителей и руководства.

Качество - одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов.

Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. В истории развития документированных систем качества выделены пять этапов: качество продукции как соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов; качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.08.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

2. О защите прав потребителей Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.05.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 262-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 228-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь: постановление Гос. ком. по стандартизации Респ. Беларусь, 26 мая 2011 г., № 23 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

. Ахмин А.М. Хозяйственное право: учеб. пособие / А.М. Ахмин, Д.П. Гасюк. - СПб.: Союз, 2012. - 186 с.

. Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 251 с.

. Бадалов Л.М. Правовые проблемы регулирования качества продукции / Л.М. Бадалов. - М.: Экономика, 2012. - 489 с.

. Васильев В.Н. Хозяйственное право: учеб. пособие / В.Н. Васильев. - М.: Машиностроение, 2011. - 366 с.

. Всеобщее управление качеством: учебник / О.П. Глудкин [и др.]; под ред. О.П. Глудкина. - М.: Радио и связь, 1999. - 599 с.

. Гличев А.В. Основы хозяйственного права/ А.В. Гличев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Стандарты и качество, 2001. - 418 с.

. Гурская С.П. Правила торговли и защита прав потребителей: учеб. пособие / С.П. Гурская. - Минск: Выш. шк., 2007. - 190 с.

. Дубровская И.С. Системные исследования проблем регулирования качества продукции/ И.С. Дубровская. - М.: Изд-во стандартов, 2012. - 345 с.

. Даниляк В.И. Хозяйственное право / В.И. Даниляк - М.: Изд-во стандартов, 2012. - 199 с.

. Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник / [С.Д. Ильенкова и др.] ; под ред. С.Д. Ильенковой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 с.

. Круглова М.Ю. Регулирование качества продукции: новые подходы: справ. пособие / М.Ю. Круглова. - М. , 2011. - 174 с.

. Леонов И.Г. Регулирование качества продукции: учеб. пособие / И.Г. Леонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во стандартов, 2011. - 223 с.

Похожие работы на - Регулирование качества продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!