Реальный и универсальный принципы действия уголовного законодательства Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реальный и универсальный принципы действия уголовного законодательства Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Реальный принцип действия уголовного законодательства Российской Федерации в пространстве

1.1 Понятие и значение реального принципа действия уголовного законодательства Российской Федерации

1.2 Порядок и основания применения реального принципа действия уголовного закона в пространстве

Глава 2. Понятие универсального принципа действия уголовного закона Российской Федерации в пространстве

2.1 Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве

2.2 Международные договоры, регулирующие основания и порядок применения универсального принципа действия уголовного закона

Заключение

Список использованных источников

Введение

Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией. Территория государства определяется его государственными границами. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Действие уголовного закона в пространстве основывается на 4 принципах:

- территориальный принцип;

- принцип гражданства;

- универсальный принцип;

- реальный принцип.

Принципы действия уголовного законодательства Российской Федерации в пространстве отражают уголовно-правовую политику государства. Действие и применение данных принципов обусловлено международными договорами Российской Федерации. Определение пространства действия уголовного закона очень важно для правоприменения, так как от этого зависит, по закону какого государства лицо будет нести ответственность.

Целью данной работы является рассмотрение понятия и порядка действия реального и универсального принципов действия уголовного законодательства Российской Федерации. Данная цель реализуется через следующие задачи:

.Рассмотрение реального принципа действия уголовного закона Российской Федерации;

.Рассмотрение универсального принципа действия уголовного закона Российской Федерации;

.Рассмотрение международных договоров, регулирующих основания и порядок применения универсального принципа действия уголовного закона Российской Федерации.

реальный универсальный принцип уголовный

Глава 1. Реальный принцип действия уголовного законодательства Российской Федерации в пространстве

1.1 Понятие и значение реального принципа действия уголовного законодательства Российской Федерации

Реальный принцип действия закона закреплен в части 3 статьи 12 УК РФ: иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Таким образом, суть реального принципа действия закона заключается в его экстратерриториальном действии, то есть действие уголовного законодательства Российской Федерации выходит за пределы России и действует в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории Российской Федерации, если они совершили преступления, угрожающие безопасности государства или наносящие вред его гражданам.

Данный принцип действия уголовного закона в пространстве основывается на общепризнанных международно-правовых принципах, суть которых заключается в том, что любое государство имеет право карать деяния, совершенные иностранными гражданами за пределами его территории и нарушающие уголовные законы, если деяния эти содержат посягательства на его существование либо ставят под угрозу его безопасность и если они не предусмотрены уголовным законодательством той территории, где они имели место.

Значение применения данного принципа состоит в наиболее полной защите интересов и обеспечении безопасности государства, граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

1.2 Порядок и основания применения реального принципа действия уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве напрямую связано с заключаемыми международными договорами. Так, при реализации реального принципа действия уголовного закона для привлечения к уголовной ответственности иностранного гражданина или лица без гражданства, не проживающего постоянно на территории Российской Федерации, совершившего преступление вне пределов Российской Федерации против ее интересов и не осужденного в иностранном государстве встает вопрос об его экстрадиции. Начиная с 1904 года, Россией подписано около 70 международных договоров о противодействии преступности.

Так, например, 20 апреля 1959 года в Страсбурге была подписана Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Российской Федерацией она была подписана 7 ноября 1996 г., а вступила в силу 9 марта 2000 г. Согласно статье 1 данной Конвенции:

. Договаривающиеся Стороны обязуются оказывать друг другу, в соответствии с положениями настоящей Конвенции, самую широкую правовую помощь на взаимной основе в судопроизводстве в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию юридических органов запрашивающей Стороны. А в статье 2 предусмотрены случаи, при которых может быть отказано в помощи: а) если просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, или финансовым преступлением;

b) если запрашиваемая Сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны. Данный принцип так же закреплен в части 2 статьи 63 Конституции Российской Федерации: В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Так же в Российской Федерации действует "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", заключенная в городе Минск 22 января 1993 г., в России вступила в силу 10 декабря 1994 г. В настоящее время данная Конвенция действует на территории Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Украины, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, Грузии, Туркмении. Согласно данной Конвенции Участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов. Статья 56 Конвенции гласит: Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Ярким примером применения реального принципа действия уголовного закона явился случай с гражданкой Украины Надеждой Савченко. Ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.33, п. п. "а, б, е, ж, л" ч.2 ст.105 УК РФ (пособничество в убийстве двух и более лиц в связи с осуществлением служебной деятельности, общеопасным способом, по мотивам политической ненависти, совершенное группой лиц).

Установлено, что Савченко является военнослужащей вооруженных сил Украины по воинской специальности "оператор-наводчик вертолета Ми-24". По данным следствия, во время военных действий в районе Луганска в июне этого года Савченко вступила в батальон "Айдар". Узнав координаты расположения группы российских журналистов ВГТРК и других гражданских лиц под Луганском, она передала эти координаты боевикам. После этого именно по этим координатам был произведен минометный выстрел, в результате которого погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин.

Что касается задержания Савченко, то, как выяснилось, она без документов, под видом беженки, пересекла границу России. И вот при проверке документов в одном из населенных пунктов она была задержана для установления личности. После этого и выяснилось, что Савченко проходит как подозреваемая по уголовному делу об убийстве российских журналистов. О факте задержания сразу же было уведомлено посольство Украины в РФ.

Таким образом, мы видим, что реальный принцип действия уголовного закона напрямую связан с международными договорами, заключаемыми Российской Федерацией, то есть действует в соответствии с этими договорами. Условиями его применения являются:

. Совершение преступления вне пределов Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, не проживающими постоянно на территории России;

. Преступление направлено против интересов Российской Федерации, ее граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России;


Глава 2. Понятие универсального принципа действия уголовного закона Российской Федерации в пространстве

2.1 Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве

Согласно комментариям к статье 12 УК РФ: универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч.3 ст.12). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве. Также помимо выше перечисленного для применения универсального принципа необходимо, что бы преступление относилось к международным преступлениям или преступлениям международного характера и ответственность за него предусматривалась международными договорами, устанавливающими универсальную юрисдикцию, независимо от места совершения преступления и гражданства лица, совершившего преступление.

Международные преступления следует отличать от преступлений международного характера.

Так, субъектами в международных преступлениях выступают должностные лица, использующие механизм государства в преступных целях, а также рядовые исполнители. Объектами являются международный мир и безопасность человечества.

Преступления международного характера совершаются физическими лицами, ради достижения собственных противоправных целей, вне зависимости от политики какого-либо государства. При совершении данных преступлений объектами выступают интересы двух или нескольких государств.

В соответствии с универсальным принципом вопрос об уголовной ответственности может быть решен любым государством независимо от того, на территории какого государства было совершено преступление и гражданами какого государства являются лица, совершившие общественно-опасное деяние. Для наступления уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации виновный должен оказаться на территории России в силу различных причин.

Универсальный принцип является результатом международной борьбы с преступлениями интернационального характера. В связи с чем, заключаются различные договоры между странами о содействии в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера. В результате чего составы таких преступлений и включаются в Особенную часть УК РФ.

2.2 Международные договоры, регулирующие основания и порядок применения универсального принципа действия уголовного закона

Для борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера страны заключают международные договоры и подписывают конвенции. Именно этими нормативно-правовыми актами регулируется порядок и основания применения универсально принципа действия уголовного закона. Большинство международных договоров России о противодействии транснациональной преступности подписано в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма. В статье 3 Конвенции ШОС против терроризма, подписанной в 2009 году говорится о том, что настоящая Конвенция применяется в случае, когда выявление, предупреждение и расследование преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, затрагивают юрисдикцию более, чем одной Стороны. Статья 5 устанавливает ряд условий, при наступлении которых Сторона может установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией. Если более, чем одна Сторона претендует на юрисдикцию в отношении преступления, охватываемого настоящей Конвенцией, соответствующие стороны при необходимости проводят консультации. Статья 6: Сотрудничество, предусмотренное настоящей Конвенцией, осуществляется определяемыми каждой из сторон компетентными органами. Статья 9 устанавливает перечень умышленных деяний, которые Стороны должны признать уголовно-наказуемыми.

Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью, подписано в 2010году. Статья 1 данного Соглашения говорит о том, что Стороны сотрудничают в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, в том числе совершаемых организованными группами, по следующим основным направлениям: преступления против жизни, здоровья, чести, свободы и достоинства личности; террористическая, сепаратистская и экстремистская деятельность, преступления против собственности, коррупция и другие. В целях реализации настоящего соглашения компетентные органы государств Сторон сотрудничают в следующих формах: розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц пропавших без вести; исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами и другие, установленные статье 3. Сотрудничество между сторонами осуществляется на основании запроса компетентного органа государства, заинтересованной Стороны об оказании содействия, а также путем информирования по инициативе компетентного органа государства одной из сторон.

Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, подписано в 2008году. Статья 2 данного соглашения устанавливает, что Стороны в соответствии с настоящим соглашением осуществляют сотрудничество через свои компетентные органы в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Согласно статье 4 компетентные органы осуществляют сотрудничество в следующих формах: обмен информацией; направление в банк данных Региональной антитеррористической структуры ШОС информации об оружии, боеприпасах и взрывчатых веществах, которые были использованы при совершении террористических актов; планирование и осуществление скоординированных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий и другое.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте, подписано в 2004 году. Согласно статье 1 Стороны в соответствии с настоящим соглашением осуществляют сотрудничество в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, совершаемых на транспорте, прежде всего: преступления против жизни и здоровья, чести, свободы и достоинства личности; террористического характера; связанных с незаконной миграцией; ввозом, вывозом товаров и грузов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению; против собственности, в том числе хищений груза и багажа и другое. Статья 3 определяет следующие формы сотрудничества компетентных органов: обмен оперативной, справочной, криминалистической и иной информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных преступлениях на транспорте и причастных к ним физических или юридических лицах; совместное проведение проверок заявлений и сообщений о преступлениях совершенных на транспорте и другое.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принята резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 года. В статье 1 данной Конвенции установлено, что любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо (здесь и далее именуемое как "заложник"), для того чтобы заставить третью сторону, а именно: государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц - совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложника по смыслу настоящей Конвенции. Вследствие этого статья 6 Конвенции предусматривает: Убедившись, что обстоятельства того требуют, любое Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие его присутствие до тех пор, пока это необходимо для того, чтобы возбудить уголовное преследование или предпринять действия по выдаче. Такое Государство-участник немедленно проводит предварительное расследование фактов. Статья 8: Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования посредством проведения судебного разбирательства в соответствии с законодательством этого Государства. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае обычного преступления тяжкого характера в соответствии с законодательством этого Государства.

Таким образом, мы видим, что по многим видам преступлений заключены международные договоры и соглашения, Российская Федерация заключила с такими международными организациями как: Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых государств, Организация Объединенных Наций и другие. Мировое сообщество, видя угрозу роста международных преступлений и преступлений международного характера и желая снизить его уровень, пытается совместными усилиями путем заключения договоров решить данную проблему.

Заключение

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Определение территории, на которой действует уголовный закон необходимо для правоприменительной практики. Действие Уголовного кодекса Российской Федерации в пространстве основывается на 4 принципах: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип и реальный принцип.

Реальный принцип действия уголовного закона заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, но направленное против ее интересов или граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства постоянно проживающих в Российской Федерации подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации, но только в случае, если они не были осуждены в иностранном государстве.

Так как действие этих принципов затрагивает интересы иностранных граждан и государств, то вопрос о привлечении к ответственности будет также решаться и с учетом норм международного права.

Список использованных источников

1. Нормативные акты и другие официальные документы:

. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. № 31. Ст.4398.

. Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" [от 1 апреля 1993 г. №4730-1 (с посл. изм. и доп.)] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. №17. Ст.594.

. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.2954.

. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 9. С.51-59.

. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст.1472.

. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма. // Бюллетень международных договоров № 10.2012 год.

. Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью. // Бюллетень международных договоров № 2.2013 г.

. Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. // Бюллетень международных договоров № 1.2011г.

. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте.

. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLIII. С.99-105

. Учебная литература:

. Полный курс уголовного права: В 5т. Том 1: Преступление и наказание. Под ред.А.И. Коробеева. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. С.1133.

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Издание десятое, переработанное и дополненное. Под ред.А.И. Рарога. М.: Проспект, 2015. С.944.

. Уголовное право России. Общая часть. Под ред.А.И. Рарога. М.: Эксмо, 2009. С.496

. Материалы судебной (административной) практики.

. "Гражданке Украины Надежде Савченко предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве журналистов ВГТРК". // Режим доступа: сайт Следственного комитета Российской Федерации http://www.sledcom.ru/actual/407115/

Похожие работы на - Реальный и универсальный принципы действия уголовного законодательства Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!