Региональное управление

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональное управление

ВВЕДЕНИЕ

Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране «...признается и гарантируется местное самоуправление» [1, ст.12]. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению, так как создана для решения вопросов местного значения и в интересах населения.

Тема преобразований в сфере местного самоуправления на сегодняшний день очень актуальна. Главной целью этих преобразований является создание целостной, эффективной, гибкой и демократической системы муниципального управления.

Одной из форм местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. Несмотря на точное определение, под которым «понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые до сих пор спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям [2].

Вопросы организации местной власти на протяжении многих лет привлекали к себе внимание ученых. Это связано с тем, что сама тема управления местными сообществами, их самоуправления является одной из главных для большинства научных дисциплин: истории, политологии, права, социологии и др. В последние годы по проблеме местного самоуправления написано множество статей, монографий, защищены кандидатские и докторские диссертации. Много полезных работ написано экономистами, историками, социологами. Накопленный опыт стал предметом «оживленных дебатов» и анализа среди ученых и практиков. В частности издан ряд обобщающих работ и материалов конференций по проблемам местного самоуправления.

В настоящее время имеется ряд работ, посвященных территориальному общественному самоуправлению, как одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Их авторами являются А. А. Сергеев [24], Л. Д. Морозова [20], Е. В. Белоусова [12] и др. Интересной для нас представляется оценка института территориального общественного самоуправления В. А. Кирпичникова: «От ТОС одна сплошная польза, так как оно действует в интересах населения» [18, с.35].

Объектом работы является система органов местного самоуправления.

Предметом работы являются органы территориального общественного самоуправления как разновидность форм осуществления местного самоуправления. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Цель работы: определить роль органов территориального общественного самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечении населения.

В связи с этим поставлены задачи:

. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления РФ.

. Проанализировать нормативно - правовую базу ТОС.

. Раскрыть содержание института территориального общественного самоуправления города Омска.

Структура работы: работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Теоретическую базу составляют работы отечественных ученых, исследовавших проблемы муниципального управления и реформирования муниципальных образований и нормативно правовая база деятельности территориального общественного самоуправления на территории города Омска.

Источниковую базу составляют нормативно-правовые акты, которые можно классифицировать по принципу юридической силы на следующие группы:

. Конституция РФ;

. Федеральные законы (ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

. Устав города Омска;

4. Решение Омского городского Совета от 07.12.2005 N 306 (ред. от 20.11.2013) « (принято Постановлением Омского городского Совета от 07.12.2005 N 1227);

. Решение Омского городского Совета от 07.06.2006 г. № 366 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске» (в ред. Решений Омского городского Совета от 22.07.2009 №267, от 28.09.2011 № 438, от 25.04.2012 № 5, от 16.07.2014 № 266);

. Примерный Устав территориального общественного самоуправления

(с учетом Решения Омского городского Совета от 16.07.2014 № 266)

. Постановление Мэра города Омска от 25 декабря 2006 г. N 374-п «Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям членов органов территориального общественного самоуправления и их структурных единиц компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города Омска» (в ред. Постановления Мэра города Омска от 14.03.2008 N 167-п, Постановлений Администрации города Омска от 06.04.2009 N 253-п, от 05.10.2009 N 762-п, от 18.01.2011 N 20-п, от 27.05.2011 N 511-п, от 11.06.2013 N 619-п, от 28.02.2014 N 257-п);

. Постановление Администрации города Омска от 14 января 2014 г. N 15-п «Об утверждении Положения о порядке определения объема и предоставления в 2014 году субсидий из бюджета города Омска на финансовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций, направленной на поддержку и развитие территориального общественного самоуправления города Омска»;

. «Стратегия развития территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2014 - 2018 годы»

Стратегия развития территориального общественного самоуправления на 2014-2018 годы является одним из основных документов, определяющих развитие ТОС города. Принята на заседании Совета по территориальному общественному самоуправлению при Мэре города Омска 1 июля 2014 года.

. Муниципальная программа города Омска на 2014 - 2018 годы

«Социальная поддержка граждан и развитие общественных отношений».

Таким образом, развитие региональной и муниципальной нормативной базы способствует повышению эффективности образования, развития и деятельности органов территориального общественного самоуправления, их взаимодействие с государственными и муниципальными органами.

ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

.1 Организация органов местного самоуправления в РФ

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти [1]. Другими словами, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Это предполагает организационную обособленность местного самоуправления от государственной власти. Поэтому государственные органы не выступают, как прежде, вышестоящей инстанцией, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

Согласно статьи 130 Конституции РФ вся полнота власти в местном самоуправлении принадлежит населению данной местности, которое осуществляет местную власть в двух формах [1]:

прямая:

- референдум;

выборы должностных лиц местного самоуправления;

косвенная:

через представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций [2].

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2].

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет исключительное ведение представительных органов [2]:

. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

. Установление местных налогов и сборов;

. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении являются:

местный референдум;

выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

сход граждан;

правотворческая инициатива граждан;

территориальное общественное самоуправление;

публичные слушания;

собрания граждан;

конференция граждан (собрание делегатов);

опрос граждан;

обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования;

иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии со ст. 33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должно основываться на указанных в этой статье принципах. Этих принципов всего два [2].

Первый принцип - законность, т.е. соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Второй принцип - добровольность непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не может принуждать граждан к участию в этом. Этот принцип в равной мере применим к принуждению граждан к неучастию в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и неучастию населения в осуществлении местного самоуправления.

Главным критерием эффективной деятельности местного самоуправления является качество и уровень жизни населения, проживающего в конкретном населенном пункте, а основным признаком местного самоуправления как социально-правовой категории, является независимость местной власти, участие самих жителей в осуществлении управленческих и контролирующих функций, самостоятельности в управлении собственными делами. Но практика показывает, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их комᴨетенция не является какой-то особенной, самобытной, а целиком и полностью создается и регулируется государством, а исторический опыт свидетельствует, что если государственная жизнь здорова, то и самоуправление действует эффективно. В нестабильном государстве самоуправление не действует или плохо действует. Ныне действующая правовая основа местного самоуправления в России в основном подтверждает, что самоуправление сочетает в себе элементы как общественного, так и государственных начал [20, c.40].

Среди форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, регламентируемых в Законе, нас в наибольшей степени интересует реализация такой формы, как территориальное общественное самоуправление (ТОС).

1.2 Территориальное общественное самоуправление: правовые аспекты

С начала 90-х годов в истории ТОС началась борьба двух тенденций: одна сводила их к общественным организациям, другая видела в них «низовое» звено органов местного самоуправления. Разгром Советов в 1993 году знаменовал собой резкое усиление исполнительской вертикали с одновременной приостановкой «советского» эксᴨeримента по ТОСам. В итоге, оно фактически «выпало» из системы власти на местах, оказавшись вне правового поля [19, c.179].

Территориальное общественное самоуправление является относительно новой формой прямой демократии, которая вᴨȇрвые была введена Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и получила дальнейшее развитие в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [12, c.19].

Согласно Статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], под территориальным общественным самоуправлением понимается: «…самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Несмотря на точное определение понятия ТОС в Федеральном законе, до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его, то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации данный институт в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Также, органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению [21, c.252].

Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть - это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого не может существовать ни одно государство.

Территориальное общественное самоуправление не является самостоятельной формой публично-властной деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление не служит формой непосредственного осуществления власти. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, не являются органами, через которые осуществляется власть народа. Население части территории муниципального образования и органы территориального общественного самоуправления не имеют собственных властных полномочий и не вправе издавать правовые акты; принимаемые ими решения, в отличие от решений органов местного самоуправления, не подкреплены инструментами государственного принуждения. Конституция РФ и законодательство не предполагают наличия у территориального общественного самоуправления собственной налоговой базы и бюджетных прав [23, c.113].

Вместе с тем территориальное общественное самоуправление в силу его направленности на участие в реализации публичных интересов местного уровня не может быть отнесено исключительно к формам общественной самодеятельности. Не являясь самостоятельным уровнем публичной власти, оно, тем не менее, признается одним из институтов местного самоуправления. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.

Согласно Закону, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации [22, c.238].

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления [18, c.120].

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан [18, c.122].

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста [24, c.95].

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся [13, c.20]:

установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

избрание органов территориального общественного самоуправления;

определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении;

рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

.3 Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления

ТОСы с каждым днем играют все более важную роль в становлении гражданственности на территории различных регионов нашей страны., сегодня они играют немаловажную роль в решении вопросов, связанных с жизнеобеспечением населения. По сравнению с другими формами осуществления местного самоуправления это новая ступенька в формировании общественного самоуправления, с большими правами и обязанностями. Рассмотрим более подробно права и полномочия органов территориального общественного самоуправления.

Итак, органы ТОС [2]:

представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;

организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;

выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

участвуют в охране общественного порядка;

принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (ДНД, женсоветами, советами ветеранов и др.);

информируют население о своей работе;

рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения.

Kонтроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля [28].

Из вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод о том, что основная цель территориального общественного самоуправления заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной формой реализации этой цели является организация специальных органов, ответственных за решение текущих вопросов территориального значения и взаимодействия с местными органами власти.

местный самоуправление территориальный общественный

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОМСКА

2.1 Территориальное общественное самоуправление как социальная практика

Территориальное общественное самоуправление представляет собой социальную практику самостоятельного и ответственного осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения. В ее основе лежат процессы самоорганизации граждан по месту жительства.

Эта социальная практика в российских городах получила мощный толчок развития на последнем этапе, начиная с конца 1990-х годов. Однако предыдущие этапы ее институционализации имеют корни не в XX веке, а значительно раньше: от крестьянской общины и объединения посадских людей - до органов общественной самодеятельности советского времени и советов общественности в микрорайонах на заре перестройки. Время показало, что залог успеха развития территориального общественного самоуправления находится не только в сфере гражданской активности, готовности людей взять на себя ответственность за решение возникающих по месту жительства вопросов, но и в поддержке со стороны органов местного самоуправления [13, c.20].

На особенности территориального общественного самоуправления в Российской Федерации влияет также и региональная специфика. Она состоит в следующем: суженное воспроизводство населения, нарастание конфликтности между традиционными, индустриальными и постиндустриальными общественными отношениями, средний уровень предпринимательской и инновационной активности [16, c.312].

По данным Минрегиона РФ, территориальное общественное самоуправление в той или иной степени осуществляется в 64 субъектах Российской Федерации (зарегистрирован устав как минимум 1 территориального общественного самоуправления). При этом, по данным органов исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации, как Курская область, Московская область, Республики Коми, Калмыкия, Дагестан, Башкортостан, Мордовия, Тыва, Саха (Якутия), Пензенская область, Магаданская область, Забайкальский край, Чукотский автономный округ, ТОС не развивается - не зарегистрировано ни одного устава [25, c.20].

Выводы не утешительные, притом, что сегодня в России предпринимаются меры по развитию местного самоуправления.

Ведь благодаря работе в органах территориального общественного самоуправления местное население становится более социально ответственным, сплоченным, активным. Территориальное общественное самоуправление становится важным неформальным социальным институтом, который может самостоятельно решать местные проблемы, обладает социальной иерархией, единством социальных целей его членов, устойчивостью, наличием определенных норм взаимоотношений.

Социальными основами его развития в российской городской среде являются следующие факторы: протестная низовая активность; общие социально-политические и социально-экономические интересы; особая форма коллективизма «артельность»; соседские связи; информационно-коммуникативная инфраструктура [17, c.20].

Если же среда не городская, либо городское поселение насчитывает небольшое количество жителей ТОСы как правило не формируются. Так, в некоторых регионах, например Чукотский ОА, изначально подразумевалось создание территориального общественного самоуправления, но на практике оно не прижилось.

На практике ТОС чаще всего образуется на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, а в домах и отдельных подъездах избираются уполномоченные выборные лица ТОС - старшие по домам и старшие по подъездам. В целом по стране это общественное движение вовлекает огромное число людей в сферу гражданской активности [13, c.22].

Территориальное общественное самоуправление на сегодняшний день представляет собой мощный ресурс социально-экономического развития поселений. Оно вносит существенный вклад в решение вопросов местного значения, который пока, к сожалению, не имеет достаточной статистической оценки.

Сфера деятельности ТОС ограничена вопросами местного значения - вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит список таких вопросов для каждого типа муниципальных образований. Ограничения накладываются лишь на те вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции иных субъектов, функционирующих в системе местного самоуправления.

Эти законодательно закрепленные вопросы местного значения представляют собой институциональные рамки деятельности ТОС. Реальные права на участие в решении тех или иных вопросов должны быть конкретизированы в нормативно-правовых актах муниципальных образований. На практике ТОС выполняют разнообразные функции (в рамках законодательно установленной компетенции), удовлетворяя многие потребности и решая широкий круг проблем жителей определенной территории [14, c.161].

Перечисление направлений деятельности органов ТОС дает нам представление о широте сферы их деятельности. Это - благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в проведении паспортизации, охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и многие другие.

Несмотря на достаточную широту функций, выполняемых территориальным общественным самоуправлением, многие представители ТОСовского движения отмечают, что их сообщества могли бы делать еще больше, если бы у них имелось достаточно денежных средств. На сегодняшний день проблема финансирования ТОСов очень остра, хотя существует достаточно много цивилизованных способов получения территориальными сообществами денежных средств, которые не ставят их в зависимость от местных администраций.

Выполнение органами ТОС своих функций зависит от множества факторов. Важнейшая роль принадлежит желаниям, побуждениям членов территориальных сообществ, - мотивации участвовать в территориальном общественном самоуправлении. Однако решение проблем зависит не только от активности этих людей, но и от усилий органов власти. В такой ситуации основная задача состоит в повышении эффективности взаимодействия между органами местного самоуправления и объединениями граждан по месту жительства [28].

2.2 Региональный опыт функционирования ТОС на примере города Омска

В Омском регионе территориальное общественное самоуправление появилось задолго до того, как появился ᴨeрвый нормативный правовой акт о территориальном общественном самоуправлении. Его органы вᴨeрвые возникли в Центральном адмиʜᴎϲтративном округе в 1992 г. [11, c.250].

Под территориальным общественным самоуправлением в городе Омске понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Омска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [5,ст.9].

Оно строится на принципах: свободы выбора гражданами форм самоуправления; защиты прав и интересов населения; широкого участия жителей в выработке, принятии и реализации решений местного значения; самостоятельности в определении и реализации приоритетов развития территорий; выборности органов территориального общественного самоуправления, их ответственности ᴨеред населением территории; гласности и учета общественного мнения; сочетания интересов самоуправляемой территории с интересами муниципального образования и государственными интересами [5,ст.9].

ТОС в Омске по праву считается одним из самых развитых систем на территории Сибирского федерального округа, имеющих под собой иерархично выстроенную организационную основу. За период своего существования ТОС города прошло большой путь своего становления и развития, установив систему, имеющую свои особенности и противоречия.

На сегодня в Омске действует 76 комитетов ТОС, покрывающих более 90 % территории муниципального образования «город Омск». Для эффективной работы данных организаций существуют отделы по работе с территориальным общественным самоуправлением на территории округов города, а также отдел, входящий в структуру Департамента Администрации города Омска. Самоуправляемые территории закреплены Решением Омского городского Совета и не выходят за пределы соответствующих административных округов города. В 2006 году в Омске принята первая программа «Развитие территориального общественного самоуправления города Омска», предусматривавшая субсидию как на материальное обеспечение комитетов ТОС города, так и на фонд заработной платы его основных работников. В 1997-98 годах были созданы фонды развития (объединения и развития) территориального общественного самоуправления на территории округов (Фонды). Основной их целью было проведение финансовых операций в интересах комитетов, а также кадровое обеспечение деятельности ТОС. Фонды созданы самими комитетами и Администрациями соответствующих административных округов города Омска, что позволило городу создать площадку для взаимодействия комитетов и Администрации. Осуществление финансовых операций в интересах комитетов происходит на основании договора простого товарищества [15, c.175].

2.2.1 Система территориального общественного самоуправления в городе Омскe

На сегодняшний день в Омске сформирована система территориального общественного самоуправления, элементами которой являются объединения граждан по месту жительства, различающиеся по количеству жителей и размерам территории, на которые распространяется их деятельность.

Современная система территориального общественного самоуправления города Омска включает в себя [27]:

Фонды развития (объединения и развития) ТОС административных округов города (всего 5);

органы территориального общественного самоуправления:

ревизионные комиссии территориального общественного самоуправления -76.

Актив территориального общественного самоуправления состоит из [27]:

152 председателей КТОС и ревизионных комиссий,

1 080 членов КТОС,

502 квартальных комитетов,

более 4 069 старших по домам,

более 11 405 старших по подъездам.

Всего на территории города в осуществлении общественного самоуправления участвуют более 18 000 омичей.

2.2.2 Комитеты территориального общественного самоуправления как орган территориального общественного самоуправления

В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС). Они сформированы с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической и производственной инфраструктуры, географического положения. В ᴨериод между собраниями, конференциями граждан осуществляют комᴨeтенцию территориального общественного самоуправления [6, ст.10].

Комитет действует в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, уставом территориального общественного самоуправления и подотчетен собранию, конференции граждан.

Комитет в пределах своих полномочий [7]:

) представляет интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

) обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях, конференциях граждан;

) может осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между комитетом и органами местного самоуправления города Омска с использованием средств бюджета города Омска;

) вправе вносить в органы местного самоуправления города Омска проекты правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления города Омска и должностными лицами местного самоуправления города Омска, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В структуру комитета территориального общественного самоуправления могут входить [7]:

домовой комитет жилых домов;

домовой совет жилых домов;

старший по дому;

квартальный комитет;

квартальный;

иные структурные единицы.

Домовой комитет - это организация, которая избирается собранием домовых советов данной жилищно-эксплуатационной организации и принимающая участие от имени населения в решении вопросов в сфере жилищного хозяйства, благоустройства, охраны общественного порядка и безопасности. Эта организация также работает на общественных началах.

Квартальный комитет представляет собой организацию, избираемую из числа жителей, постоянно прописанных в квартальном округе, принимающую участие от имени жителей квартала в решении вопросов местного самоуправления, непосредственно касающихся населения квартала, и работающую, как правило, на общественных началах. Территория деятельности каждого квартального комитета и перечень домов каждого квартала определяются постановлением администрации округа, которое корректируется один раз в пять лет. Территория определяется таким образом, чтобы население имело общие объекты социальной инфраструктуры (магазины, скверы, детские и спортивные площадки, водоразборные колонки и т.д.). Всего в квартал должно входить от 40 до 100 домов.

В качестве стимулирования своей деятельности члены общественных формирований могут быть освобождены от оплаты за обслуживание и содержание жилого фонда, пользование коммунальными услугами от 10% до 50% от установленных тарифов [3].

Домовой совет и квартальный комитет занимаются привлечением жильцов к проблемам сохранности и ремонта жилого фонда всех форм собственности, к должному содержанию придомовой территории, объектов благоустройства и озеленения, спортивных сооружений и т.д. А домовой комитет обеспечивает повседневное руководство и координацию деятельности всех общественных формирований в сфере жилищного хозяйства, действующих в домах данной жилищно-эксплуатационной организации, в том числе и домовых советов. Все требования данных общественных структур в рамках их компетенции обязательны для всех юридических и физических лиц.

Руководство деятельностью домовых и квартальных комитетов осуществляет окружной Совет домовых и квартальных комитетов, членами которого обычно являются председатели домовых и квартальных комитетов. Деятельность домовых советов и комитетов, квартальных комитетов, окружных советов совет домовых и квартальных комитетов должна строиться на тесных взаимосвязях с органами коммунального хозяйства, органами территориального общественного самоуправления, администрацией округа [7].

Составы домовых советов и комитетов, квартальных комитетов избираются сроком на два года на общих собраниях жильцов домов, членов домовых советов, жильцов кварталов соответственно. При этом право голоса наступает с 16 лет. Правомочными собрания считаются при участии не менее 1/2 от числа лиц, имеющих право голоса. В состав домового совета входят: председатель (старший по дому), его заместитель, старшие по подъездам, а также секретарь совета, ответственные за ведение работы по секторам [7]:

охрана общественного порядка;

противопожарная безопасность;

санитарно-эпидемиологический надзор;

работа с детьми и подростками, с автолюбителями, собаководами;

озеленение, благоустройство.

Состав домового комитета от 10 до 20 человек и включает в себя также председателя, заместителя, секретаря, ответственных по секторам. Основной формой работы комитета является заседания комитета, собрания председателей домовых советов (старших по домам), заседания секций комитета, участие в работе домовых советов, окружных советов домовых и квартальных комитетов.

В состав квартального комитета входят председатель квартального комитета, его заместитель, старшие по улицам, переулкам, домам, а также секретарь комитета, ответственные за ведение работы по секторам (аналогично как в домовом совете).

Подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы: территориальное общественное самоуправление в той или иной степени осуществляется в 64 субъектах Российской Федерации. В г. Омске территориальное общественное самоуправление появилось задолго до появления ᴨeрвого правового акта о территориальном общественном самоуправлении. Основная цель которого заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС), Их формирование происходило с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. В городе Омске действует более 70 КТОСов. Развитие территориального общественного самоуправления, представляющего собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию.

. РОЛЬ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ОМСКА

Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан, вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. Органы ТОС могут осуществлять хозяйственную деятельность, в частности, по благоустройству территории. Органы ТОС могут исполнять роль посредников между населением и органами местной властью.

«Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС) - это общественная организация, которая объединяет неравнодушных жителей для решения каждодневных насущных вопросов. Например, как благоустроить двор, как провести собрание жителей дома, куда обратиться, если появились вопросы в сфере ЖКХ, если вы попали в сложную жизненную ситуацию. КТОСы объединяют активных, творческих, инициативных омичей.

Территориальное общественное самоуправление играет важную роль в становлении гражданского общества, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составляющей частью. Общественники своими ежедневными делами и поступками, стремлением совершать добрые дела на благо омичей демонстрируют силу самоуправления, показывают, что каждый житель города способен менять жизнь к лучшему», так пишут о себе активисты КТОСов на своем официальном сайте ТОС Территориальное общественное самоуправление города Омска #"justify">Для привлечения финансовых средств на осуществление своей деятельности КТОСы участвуют в конкурсе проектов.

Конкурс среди некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно полезных проектов проводится мэрией Омска с 2006 года. Он объединяет активных людей и различные общественные организации, позволяет создавать условия для социальной реабилитации инвалидов, патриотического воспитания подрастающего поколения, благоустройства микрорайонов, строительства детских и спортивных площадок [29].

За время проведения на конкурс представлено всего 1910 проектов, поддержано и реализовано 765 проектов (Таб. 1) [29].

Таблица 1. Проектная деятельность КТОСов г. Омска

Административный округКТОС участникиПодано проектовПоддержаноБюджетные средства тыс.руб.20132014201320142013201420132014КАО15141517213400,01890,0ЛАО910101539460,01074,0ОАО71081639530,01186,0САО11111416610770,01580,0ЦАО11141316510630,01318,0ИТОГО:5359608019512790,07048

Только в 2014 году комитетами и фондами ТОС были представлены 80 проектов по 11 номинациям. Из 80 проектов поддержан 51 проект на общую сумму 7 млн. 48 тыс. руб. Благодаря конкурсу пополнилась «социальная копилка» полезных дел, появились новые социально значимые объекты на территории города Омска - детские игровые площадки, спортивные площадки, благоустроенные территории и скверы, реконструированные и построенные мемориальные комплексы в жилых микрорайонах, музеи истории Великой Отечественной войны в школах и многое другое [29].

Комитеты территориального общественного самоуправления сами выступают с инициативой и поддерживают немало добрых начинаний омичей. Так, например, одним из важнейших направлений в деятельности ТОС стала работа с категорией граждан, нуждающихся в поддержке - многодетные, малообеспеченные семьи, инвалиды, ветераны, опекаемые дети. Конечно, эта работа проводится во взаимодействии с социальными партнерами, расположенными на территории действия комитетов.

Во многих комитетах ТОС созданы и работают социальные комиссии, проводятся благотворительные акции, мероприятия, направленные на помощь тем, кто в ней нуждается.

В соответствии с Федеральным законодательством организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью является одним из важных вопросов местного значения.

Омские комитеты ТОС совместно с Администрацией города Омска, учреждениями образования, молодежной политики и иными организациями успешно решают задачу воспитания социально ответственного молодого поколения с активной жизненной позицией. С 2008 года с целью привлечения молодежи к деятельности ТОС при комитетах ТОС создаются молодежные Советы [9].

Молодежь, так или иначе, всегда была рядом с комитетами ТОС. Для одних работа в комитете стала привычной с детства: рядом со своими родителями - старшими по домам, членами КТОС, дети учились быть соорганизаторами и лидерами в различных делах: от субботника до организации дворового праздника. Для других - это работа в летних трудовых отрядах, в различных социально-значимых делах и акциях. Иначе говоря - их объединили общие дела и люди, которые стали инициаторами этих дел, а также ответственность за среду своего обитания и потребность оценки своего общественного труда, осознание собственной полезности.

Есть и такие молодые люди, молодые семьи, для кого желание сделать комфортным место своего проживания становится стартом для общественной деятельности.

В состав молодежных Советов входят молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет: учащиеся и педагоги общеобразовательных учреждений, работники учреждений культуры, медицины, находящихся на территории микрорайонов, студенты вузов и сузов, старшие по домам, члены КТОСов, сотрудники органов внутренних дел УМВД России по городу Омску, активные жители - всего около 400 человек.

Пробуя себя в разных видах деятельности ТОС (организация мероприятий, работа с детьми, участие в подготовке документов, реализация интересных идей, взаимодействие с социальными партнерами комитетов ТОС, управляющими организациями, благоустройство территорий и т.д.), юноши и девушки имеют возможность направить свои энергию и потенциал на добрые и полезные дела, определить свой дальнейший жизненный путь.

Анализируя главу 3, можно с уверенностью, сказать о том, что органы территориального общественного самоуправления играют немаловажную роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения города Омска. В компетенцию КТОСов входят такие важные задачи, которые делают жизнь горожан более комфортабельной, как благоустройство дворов, решение вопросов с ЖКХ, выявление и поддержка социально-незащищенных слоев населения, поддержка детей и молодежи, организация и проведение различных конкурсов и мероприятий и др. КТОСы ведут большую работу не только по информированию населения, но и по решению конкретных проблем территории.

Конечно же, работа активистов КТОСов не обошлась и без «ложки дегтя». Некоторые жители города считают, что реальные проблемы зачастую замалчиваются и не доходят до органов самоуправления, как должно быть при взаимодействии между органами самоуправления и ТОСами. Также считают, что выделенные деньги (компенсации по оплате коммунальных услуг активистам) и другие средства, выделяемые для деятельности КТОСов могли бы пойти на более реальные и конкретные дела. Хочется отметить, что легко говорить о делах других людей, не попробовав сделать это самому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование гражданского общества в современной России связано с объективной необходимостью развития демократических институтов. В управлении территориальными сообществами значимую роль играют институты местного самоуправления и территориального общественного самоуправления как формы самоорганизации граждан.

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, которое обесᴨечивает связь между органами местного самоуправления и населением.

Обоснование территориального общественного самоуправления содержится в федеральных законах, в законодательной базе системы местного самоуправления и других нормативно-правовых актах.

В современных российских условиях создается и укрепляется правовая база территориального общественного самоуправления. Так, с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начался новый этап реформирования институтов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Данный закон создал необходимые правовые условия, позволяющие привлекать жителей к управлению муниципальным образованием и решению вопросов местного значения.

Востребованность форм прямого волеизъявления граждан является не только показателем развития демократии в государстве, но и системообразующим институциональным фактором социума. У современных органов муниципального управления практически отсутствуют возможности решать задачи территориального развития самостоятельно. В этой связи возрастает роль новых субъектов местного самоуправления - органов ТОС, заинтересованных в решении вопросов местного значения в целях повышения эффективности социально-экономического развития муниципальных территорий.

На сегодняшний день в Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС). Они сформированы с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической и производственной инфраструктуры, географического положения. Всего на территории города в осуществлении общественного самоуправления участвуют более 18 000 омичей.

Администрацией города Омска особое внимание уделяется практическому участию представителей ТОС и некоммерческих организаций в социально-экономическом развитии города через деятельность коллегиальных совещательных органов, проведение общественно значимых конкурсов, участие в обсуждении вопросов развития города.
Опыт работы органов ТОС города Омска показывает, что по мере развития общественного самоуправления формы и методы взаимодействия совершенствуются и приобретают системный характер, что оказывает положительное влияние на укрепление основ демократического, гражданского общества [9].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. От 30.12.2008)//Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

3. Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям членов органов территориального общественного самоуправления и их структурных единиц компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города Омска: Постановление Мэра города Омска от 25 декабря 2006 г. N 374-п (в ред. Постановления Мэра города Омска от 14.03.2008 N 167-п, Постановлений Администрации города Омска от 06.04.2009 N 253-п, от 05.10.2009 N 762-п, от 18.01.2011

N 20-п, от 27.05.2011 N 511-п, от 11.06.2013 N 619-п, от 28.02.2014 N 257-п).

. Об утверждении Положения о порядке определения объема и предоставления в 2014 году субсидий из бюджета города Омска на финансовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций, направленной на поддержку и развитие территориального общественного самоуправления города Омска": Постановление Администрации города Омска от 14 января 2014 г. N 15-п

. Об установлении границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление города Омска: Решение Омского городского Совета от 07.12.2005 N 306 (ред. от 20.11.2013)

(принято Постановлением Омского городского Совета
от 07.12.2005 N 1227)
. Примерный Устав территориального общественного самоуправления

(с учетом Решения Омского городского Совета от 16.07.2014 № 266)
8. Социальная поддержка граждан и развитие общественных отношений: Муниципальная программа города Омска на 2014 - 2018 годы
9. "Стратегия развития территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2014 - 2018 годы" 1 июля 2014 года
. Устав города Омска (в редакции Решения Омского городского совета от 14.11.2001 №417. Ст. 9.
. Бабинов Ю.А. Гражданское общество и демократия участия / Ю.А. Бабинов, А.А. Чемшит, В.Ф. Шрейдер. - Севастополь, 2006. - 418 с.

. Белоусова Е.В. Правовые аспекты территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации// «Черные дыры» в Российском законадательстве. - 2008. - №4. - С.18-19.

. Батуев Ц. Территориальное развитие субъектов Российской Федерации как предмет государственного регулирования // Власть. - 2012. - N 5. - С.19-23.
14. Герасимов Е.В. Местное самоуправление как важный элемент развития экономической системы // Микроэкономика. - 2010. - N 1. - С.160-164.
. Гузий А.Е. Территориальное общественное самоуправление в городе Омске: правовое регулирование и практическая реализация// Юридические записки. - 2013. - № 1. - C. 175-200

. Звягинцев М.Г. Влияние развития института государственной службы в России на организацию местного самоуправления // Соц.-гуман. знания. - 2010. - N 2. - С.310-317.

. Истомина Н.А. Мониторинг эффективности как способ оценки деятельности органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 3. - С.19-24.

. Кирпичников В. А. Роль ТОС в системе местного самоуправления / В. А. Кирпичников // Демократия, политика, власть. Сб. трудов третьей ежегодной Всерос. конференции. - М., 2002. - 135 с.

. Матвеев М.Н. Власть и общество в системе местного самоуправления в России в 1993-2003 гг.: монография / М.Н. Матвеев. - Самара, 2006. - 225 c.

. Морозова Л. Д. Местное самоуправление в России - сочетание государственных и общественных начал // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 38-40.

. Муниципальное право России / под ред. А. Н. Кокотова. - М: Высшее образование, 2008. - 504 с.

. Муниципальное право России: учебник / под ред. А. С. Прудникова, И. А. Алексеева. - 4-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 319 с.

. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. - СПб.: Питер, 2007. - 300 с.

. Сергеев А. А. Об участии граждан в осуществлении местного самоуправления // Российский юридический журнал. - 2007. - № 4. - С.93-98.

. Шугрина Е.С., профессор кафедры конституционного и муниципального права РФ МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук. // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 1. - С. 20 - 25.

. КТОСы Омска http://www.odnoklassniki.ru/ktosyomska (Дата входа: 30.11.2014г.).

. Официальный портал администрации города Омска http://www.admomsk.ru/web/guest/government/divisions/62/tos (Дата входа: 30.11.2014г.).

. Развитие ТОС в России. Национальный институт развития современной идиологии. http://www.nirsi.ru/ (Дата входа: 30.11.2014г.).

. Территориальное общественное самоуправление города Омска http://ktosomsk.ru/ktos/ (Дата входа: 01.12.2014г.).

Похожие работы на - Региональное управление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!