Реализация прав граждан в социальном обеспечении

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,56 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реализация прав граждан в социальном обеспечении

Министерство образования и науки Российской Федерации

Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Башкирский государственный университет"

Колледж

Выпускная квалификационная работа

по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Реализация прав граждан в социальном обеспечении

Костылева Дарья Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы возникновения субъективных прав граждан в системе права

.1 Понятие субъективного права и основания его возникновения

1.2 Соотношение субъективных прав и прав человека

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СубъективныХ прав граждан в праве социального обеспечения

2.1 Общая характеристика принципов права социального обеспечения

2.2 Виды и значение субъективных прав в праве социального обеспечения

.3 Процесс реализация субъективных прав граждан в праве социального обеспечения

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧениИ В РОССИИ

.1. Проблемы реализации прав российских граждан в социальном обеспечении

.2. Пути решения проблем реализации прав граждан в социальном обеспечении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В недавнем прошлом реализация прав личности рассматривалась чаще всего в контексте реализации правовых норм. Безусловно, эти явления не могут противопоставляться друг другу, они тесно связаны и находятся в определенной зависимости, поскольку реализация нормы права есть в то же время реализация права личности.

Однако реализация субъективного права и реализация правовой нормы имеют существенные различия. Реализация права личности не обязательно связана с одной правовой нормой. В процессе реализации своего права человек сталкивается не только с той нормой, в которой заключено основное содержание данного права, но и с целым рядом иных разнообразных норм. Конституционные права, как правило, выступают в виде правового института, содержащего как нормы основного закона, так и многие отраслевые нормы, а также нормы международного права, в которых конкретизируются пределы содержания этого права, условия и порядок его осуществления и т.д. Большинство прав и свобод человека реализуются через правовые нормы и материального, и процессуального характера.

Субъективное право определено как "создаваемая и гарантируемая государством через нормы объективного права особая правовая возможность к действию, которая позволяет субъекту (в виде носителя этой возможности) вести себя определенным образом, настаивать на соответствующем поведении других лиц, пользоваться определенными социальными благами, обращаться в случае необходимости к компетентным органам государства за защитой в целях удовлетворения личных интересов и потребностей, не противоречащих общественным".

Актуальность проблематики реализации субъективных прав российских граждан в социальном обеспечении обусловлена тем, что законодательство не учитывает все многообразие общественных отношений, их правового регулирования, и как следствие в практике правоприменения может оказаться, что определение обстоятельств, имеющих юридический характер, не находится в сфере правового регулирования. Речь идет о проблемах в праве, оперативность восполнения которых является необходимой составляющей процесса реализации поставленных перед законодателем целей. Поскольку проблемы являются явлением объективным, то есть нормальным для права, следует найти средства их оперативного восполнения (устранения или преодоления).

Проблема реализации субъективных прав не может быть рассмотрена только в сугубо формально-юридическом аспекте. Особое значение здесь приобретают факторы политического, экономического, духовно-нравственного, организационного, социально-психологического и иного порядка, которые обусловливают процесс реализации прав и свобод и во многом определяют его эффективность и результат. Тем не менее именно формально-юридический аспект придает реализации субъективных прав граждан законченный правовой вид.

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ реализации субъективных прав граждан в социальном обеспечении.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие субъективного права и его историческое значение;

2) провести сравнительный анализ субъективных прав и прав человека;

) исследовать реализацию и принципы права социального обеспечения, выделить виды субъективны прав;

) исследовать проблемы реализации гражданских прав в социальном обеспечении в России и выявить пути их решения.

Методологической базой выпускной квалификационной работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; индукция и дедукция, моделирование, исторический, системно-структурный, логический, функциональный, синергетический, цикличный, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Теоретической основой исследования составили работы отечественных ученых, посвященных субъективному праву: Шершеневича Г.Ф., Вавилина Е.В., Абдулаев М.И., Матузова Н.И., Малько А.В., Алексеев С.С., Глухарева Л.И., Гусева Т.С., Леонтьева А.Г., Мачульская Е.Е., Сухорукова О.А., Шарин В.И. и других. В своих исследованиях авторы подробно раскрывали роль правосознания в регулировании общественных отношений, однако пробелом остается отсутствие исследования проблем субъективного права граждан в праве социального обеспечения.

Нормативной базой выпускной работы являются: Конституция РФ, Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"; Постановление <consultantplus://offline/main?base=APV;n=46031;fld=134> Федерального арбитражного суда Поволжского округа; Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг".

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы возникновения субъективных прав граждан в системе права

.1 Понятие субъективного права и основания его возникновения

Право - это очень сложное и многогранное явление. От правильности понимания права зависит и правопорядок в общественных отношениях, и уровень достижения правовой культуры граждан, и повседневное отношение людей к правительству и политики государства, предписаниям, которые от него исходят.

Различают право объективное и субъективное (см. - Приложение).

По мнению Вавилина Е. В. объективное (позитивное) гражданское право есть система норм, которая регулирует отношения имущественного и личного неимущественного характера между юридически равными, имущественно и организационно обособленными субъектами. Так, субъективное гражданское право выражает "вид и меру возможного поведения" определенного управомоченного лица, "обеспеченную законом и тем самым соответствующим поведением обязанных лиц".

Таким образом, субъективное право есть признанная и обеспеченная нормой права и возникающая в правых отношениях круг реальных возможностей вести себя специально определенным образом.

То есть субъективное право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Субъективное право находится в тесной взаимосвязи с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность выступает основной мерой должного правильного поведения гражданина. Если же субъективное право каким-либо образом завязано с субъективными интересами гражданина, то субъективная обязанность завязана с возможностью поведенческого принуждения.

В толковании субъективного права различают два особых подхода, в зависимости от действующего в правовой науке и практике правопонимания.

Первый подход связан с действующей характеристикой права в виде комплекса общеобязательных юридических норм, установленных государством и охраняемых им (позитивное право). В данной ситуации субъективное право и субъективная обязанность представляют собой результатом действия нормы объективного права. Этот подход имеет место быть там, где главенствует система позитивного права, где право и закон одинаковы по содержанию.

Ученые-представители естественно-правовой теории исторического происхождения и трактовки понятия "права" (Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, Джон Локк, Александр Радищев) указывают, что субъективные юридические права являются следствием правовых притязаний (правомочий), которые присущи субъектам общественных отношений. Именно так, реализуются фактические правоотношения, которые потом должны приобрести официальное признание (санкционирование) со стороны правительства государства, либо судебную защиту.

Выделим признаки субъективного юридического права. Во-первых, это необходимое условие субъекта права самостоятельно реализовывать свои права в границах, установленных нормой объективного права. К примеру, определять судьбу принадлежащей ему по праву собственности вещи: владеть, распоряжаться и пользоваться ею по своему усмотрению. Во-вторых, субъективному праву одного субъекта полностью соответствует юридическая обязанность другого субъекта на определенное поведение в границе юридического отношения, то есть один субъект отношений обязуется не нарушать право другого. (Пример: обязанность возвратить в указанный срок взятую взаймы сумму денежных средств). В-третьих, условие для реализации защиты своего права с помощью обращения к правосудию или в иной компетентный орган. Ключевым элементом выступает возможность личных действий, включая возможность обладания, пользования и распоряжения общественными ценностями. Однако без вторых и третьих элементов возможность личных действий не может быть подкреплена обязанностью другого гражданина и его ответственностью.

Субъективное право - вот главное оружие в руках правового субъекта. Более того, анализ существующих подходов к определению сущности субъективного права позволяет говорить, что субъективное право и есть выражение правовой свободы личности в том смысле.

Приведем лишь некоторые из них. По мнению, Шершеневича Г.Ф. "Субъективное право - это предоставленное правовым порядком господства воли или волевой власти". Также "субъективное право правильно определять, как меру свободы, но, конечно, не в метафизическом значении, а в смысле свободы действий, направленных к осуществлению защищаемого интереса". По мнению, Н.И. Матузова, А.В. Малько "субъективное право есть вид и мера возможного поведения".

Таким образом в законодательстве отсутствует единое понятие субъективного права, что мешает нам судить о нем объективно. Дело в том, что субъективное право не только указывает на принадлежность права субъекту, но и отражает тот факт, что принадлежащее субъекту право (как мера его возможного поведения) зависит в известных пределах от его личного желания и усмотрения, особенно в смысле использования. Норма же права объективна, она не зависит от воли и желания отдельного лица, ею нельзя распоряжаться как чем-то личным, индивидуальным. Будучи общим, безличным, отвлеченным правилом, норма не принадлежит и не может кому-либо принадлежать.

В данном случае субъективное - не только принадлежащее субъекту, однако и зависящее от него, а объективное - и не только не принадлежащее субъекту, но и не зависящее от него. Субъективное право субъективно в том смысле, что оно связано с субъектом и обусловлено его волей и сознанием.

Таким образом, система норм, которая регулирует отношения имущественного и личного неимущественного характера между юридически одинаково равными, обособленными субъектами имущественно и организационно, то субъективное гражданское право выражает "тип и категорию меры возможного поведения" определенного управомоченного лица, "обеспечиваему законом и тем самым соответствующим поведением обязанных граждан".

1.2 Соотношение субъективных прав и прав человека

Как известно, субъективные права представляют собой широкое, собирательное понятие, которое охватывает, помимо прав человека, все виды прав личности: права человека и гражданина, конституционные и отраслевые, основные и текущие, социально-экономические, культурные и личные, естественные и "благоприобретенные", находящиеся в общих и конкретных правоотношениях, индивидуальные и коллективные.

Субъективные права представляют собой специальную юридическую категорию, выражающие формально закрепленные, то есть прошедшие надлежащую правотворческую процедуру и потому гарантированные государством, полномочия физических и юридических лиц; эти полномочия открывают не потенциальные, а реальные (гарантированные) возможности действовать определенным образом и добиваться желаемых целей и благ.

В настоящее время в отечественной науке сложилось и в целом принято следующее определение субъективных прав. Субъективные права - это гарантируемые законом тип и категория меры возможного либо дозволенного поведения гражданина. Субъективные права раскрываются в традициях европейского понимания свободы, при этом широкое признание получило объяснение их сущности посредством философской категории возможности.

Осуществление субъективных прав в реальной жизни очень сильно зависит от личностного отношения к ним самих субъектов-носителей. Они имеют, как считает профессор Н.И. Матузов, "четыре формы воплощения: возможности осуществить положительное поведение самим управомоченным лицом; возможности требовать управомоченным лицом исполнения обязанностей от правообязанного лица; возможности прибегать к мере государственного принуждения при условии неисполнения обязанной стороной своих обязанностей; возможности воспользоваться на основе это вида права определенным соцблагом".

Поскольку права человека в настоящее время, как правило, имеют форму позитивных прав, т. е. закреплены в законах государств и (или) международных актах, а их обладателями являются лица - субъекты правовых отношений, то естественно, что они получают статус и наименование субъективных прав.

Не все субъективные права, которые как-то связаны, раскрывают, опосредуют и т. п. всевозможные блага и интересы личности, следует именовать или относить к правам человека. Не все субъективные права есть права человека. Соотношение между ними иное. Как уже отмечалось, права человека становятся субъективными правами, если они нормативно закрепляются в законах (официальном праве) государства, в этом случае они выступают частью огромной совокупности всех известных в различных отраслях права субъективных прав. Поэтому закономерно возникает необходимость выяснить, по каким критериям (показателям) права человека, выраженные как субъективные права, могут быть выделены (отделены) из всего массива субъективных прав. Выделим несколько из них.

Первый критерий - формальный. Он указывает, что права человека, получившие форму субъективных прав, закреплены, по сравнению с остальными субъективными правами, в особых документах - конституциях (или приравненных к ним национальных законах) и международных документах (стандартах прав человека). Благодаря этим документам можно составить представление об общем каталоге тех субъективных прав, которые официально именуются правами человека.

Второй (содержательный) критерий позволяет вычленить (выделить) из совокупности всех субъективных прав только те, которые стоят на страже первооснов человеческого существования, т. е. защищают первоосновы жизнедеятельности личности, снижение или преодоление порога которых влечет биологическое, социальное или духовное уничтожение человека (в прямом и переносном смысле). Только те субъективные права, которые защищают эти первоосновы (нормальную жизнедеятельность, человеческое достоинство, сам факт бытия человека и т. д.), могут считаться правами человека. Следовательно, здесь права человека по форме являются субъективными правами, а по существу (содержанию) продолжают оставаться человеческими правами. Например, совершенно очевидна разница между правом на жилище и правом на получение кредита для покупки жилья, правом на труд и правом на заключение договора строительного подряда, свободой творчества и правом на свободную запись произведения, эфирного вещания.

Третий критерий акцентирует внимание на факте обладания субъективными правами определенным кругом субъектов. Как известно, субъективными правами обладают физические и юридические лица, отвечающие качествам правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Правами же человека, в отличие от этого, наделен каждый, любой индивид. Например, носителями субъективных прав могут быть клиент, заказчик, страховщик, а прав человека - все люди, в том числе клиент, заказчик и страховщик. Правами человека обладают все люди, каждый представитель человечества, в отличие от субъективных прав, носителями которых признаются лишь физические и юридические лица. В этой части интерес представляет дело, широко освещавшееся в прессе, о факте судебной защиты своих прав несовершеннолетним лицом.

Следующий критерий свидетельствует о специфической черте прав человека - их несимметричном характере. Права человека не сбалансированы встречными правами, не уравновешиваются какими-либо правами противоположной стороны, т. е. не основаны на принципе взаимности, как, например, субъективные права, в которых права и обязанности обеих сторон корреспондируют друг другу. Например, нет противоположных прав у государства или других лиц по отношению к праву человека на объединение или охрану здоровья, зато есть корреспондирующие права у арендодателя и арендатора, продавца и покупателя.

Пятый критерий подчеркивает, что возникновение и существование прав человека не связано с возникновением каких-либо юридических фактов (за исключением рождения самого человека, которое, с точки зрения позитивного права, может быть расценено как юридический факт). Например, право на жизнь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование. Обретение же субъективных прав всегда поставлено в зависимость от тех или иных свойств и качеств лица, некоторых действий либо наступления определенных событий. Например, право кредитора требовать уплаты неустойки в случае неисполнения либо же ненадлежащего исполнения должником обязательства.

Шестой критерий указывает на вид правоотношений, в рамках которых реализуются права человека, получивших форму субъективных прав. Права человека существуют в рамках общерегулятивных правоотношений, в которых носителю данных прав противостоят обязанности неопределенного количества лиц. Например, каждый имеет право на жизнь, и все (в том числе государство) обязаны не совершать действий, направленных на ее уничтожение.

Но, нашему мнению, самым очевидным показателем (седьмым) того, что речь идет о правах человека (а не об иных субъективных правах), является контрагент, которому противостоят права человека в качестве защитного инструмента. Они защищают человека, его жизнь и основные блага от угроз, исходящих от государства, его органов или агентов. При этом государство (его органы и должностные лица) может выступать как непосредственным, так и опосредованным (т. е. попустителем) нарушителем прав.



Глава 2. Субъективные права граждан в праве социального обеспечения

.1 Общая характеристика принципов права социального обеспечения

Главную роль для отраслей и институтов права играет совокупность принципов, определяющие не только направление, но и суть любой из сфер общественных отношений. Принципы сегодня являются глубоко изученной категорией как в правовой теории, так и в филологическом и философском аспекте.

Принципы права - это общепризнанные положения, основные направляющие идеи, характеризующие суть и основное содержание права, его внутреннюю структуру, будущее развитие и работа. В праве социального обеспечения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы. Некоторые ученые различают самостоятельные принципы, закрепленные в нормах права, и принципы, которые выводятся из его норм.

Характеризуя принципы права социального обеспечения, следует отметить, что сегодня существует множество классификаций отраслевых принципов: разработанных в советское время, и тех, которые в той или иной степени сориентированы на специфику сегодняшнего дня. Так, Андреев В.С. выделяет следующие принципы: всеобщности социального обеспечения; всесторонности и многообразия его видов, обеспечения за счет денежных средств государства и общества, обеспечения в тех размерах, которые отвечают уровню удовлетворения потребностей населения, сформировавшихся на определенном этапе развития общества, осуществления соцобеспечения самими работающими через органы госуправления и общественные организации.

Принципам права социального обеспечения присуще то, что они открывают сущностную сторону социального обеспечения, и приобретают вид идейно-правовой основы, в сравнении с которой должны регулировать социально-обеспечительные отношения, устанавливаться основные требования к необходимому объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, отражать закономерности социального развития, заключать в себе определенное содержание такое, как социально-экономическое, политическое. Данные признаки принципов права соцобеспечения доказательно указывают на факт, того что правовой принцип выступает главным ориентиром и для правотворческой, и для правоприменительной деятельности.

Значит, принципы права социального обеспечения устанавливают внутреннее единство и взаимную связь норм отрасли права социального обеспечения и закрепляют правила построения социально-обеспечительных отношений.

Кроме того, дискуссионность вопроса о принципах в праве социального обеспечения объясняется многообразием и сложностью общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, отсутствием законодательного закрепления данных принципов. Поскольку содержание этих принципов не закреплено в законодательстве, ученые, занимающиеся исследованиями в данной области права, формулируют принципы права социального обеспечения.

Например, правоведы Мочульская Е. Е. и Горбачева Ж. А. указывают в своих работах следующие основные принципы:

-   всеобщность права на социальное обеспечение;

-       дифференциация социального обеспечения разделяемая по условиям труда (вредные, тяжелые и др.), природно-климатической зоне, продолжительности трудового (страхового) стажа, причине нуждаемости и других факторов;

-       комплексность как гарантия социального обеспечения в случае наступления всех социально значимых обстоятельств, установленных законом;

-       адекватное измерение основного уровня обеспечения, удовлетворяющего основные потребности индивида.

Кобзева С. И. помимо всеобщности и дифференциации описывает еще ряд принципов:

-   реализация социального обеспечения за счет страховых взносов, и денежных средств бюджета;

-       обязанность правительства страны обеспечивать нужный уровень социального обеспечения не ниже границы прожиточного минимума;

-       гарантии в оказании социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

-       многообразие типов социального обеспечения;

-       участие общественных объединений, которые представляют интересы граждан, в процессе разработки, принятия и осуществления решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Захаров М. Л. и Тучкова Э. Г. описывают такие принципы, как:

-     всеобщность социального обеспечения;

-       предоставление социальной помощи работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;

-       закрепление уровня социального обеспечения, обеспечивающего достойную жизнь гражданина;

-       большое разнообразие оснований и типов социального обеспечения;

-       разделение (процедура дифференциации) условий и нормативов соцобеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств;

-       активное участие различных общественных объединений, как представителей интересов граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Гусева Т.С., говоря про конституционные принципы права социального обеспечения, называет следующие принципы:

-     всеобщность социального обеспечения;

-       категория гарантированности социального обеспечения;

-       разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения;

-       обеспечение финансами социального обеспечения за счет денежных средств бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения.

Сулейманова Г.В. учитывая реалии сегодняшней российской действительности выделяет следующие принципы права социального обеспечения:

-     всеобщность и доступность социального обеспечения;

-       многообразие типов социального обеспечения и их всесторонний характер;

-       предоставление социального обеспечения в размерах, соответствующих достигнутому уровню экономического развития страны;

-       реализация соцобеспечения с помощью денежных средств, специально предназначенных для данных целей;

-       дифференциация обеспечения на основании социальной значимости обстоятельств.

Исходя из того, какие принципы чаще всего указываются вышеперечисленными учеными в качестве основных в отрасли права социального обеспечения, можно сделать следующий вывод: всеобщность, доступность, гарантированность и дифференциация - фундаментальные и бесспорные принципы социального права. На их основе базируются и функционируют все нормы данной отрасли права.

Также, к фундаментальным принципам права социального обеспечения следует отнести всеобщность социального обеспечения, доступность в реализации права на социальное обеспечение, гарантированность в праве на социальное обеспечение, дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, ориентация на достойный уровень жизни в предоставлении объема социального обеспечения.

Рассмотренные выше правоведы выделяют принципы социального обеспечения, имеющие ограниченную сферу действия; это принципы отдельных институтов права социального обеспечения и принципы, специфические для разных организационно-правовых форм последнего. При этом такой главный принцип как принцип адресности встречается не у всех исследователей или занимает различное место в системе принципов права социального обеспечения.

Адресность в самом общем виде означает направленность на кого-либо или на что-либо, т.е. на конкретных людей или на определенные социальные единицы. При этом может быть приемлемой различная степень адресности (индивидуализации), достаточная для правового опосредования разнообразных видов социально обеспечительных отношений в пределах разных организационно-правовых форм социального обеспечения, что определяется некоторыми общими характеристиками. В частности, Мировой банк отстаивает идею так называемых "индикаторов адресности", определяющих регионы, возрастные группы, пол или иные виды общих характеристик для отдельных индивидов и их групп.

Такая позиция абсолютно не противоречит традиционным канонам права социального обеспечения, поскольку правовые отношения последнего по степени индивидуализации, безусловно, являются относительными: ведь все их участники четко определены законом и никакие другие лица прав и обязанностей в них не имеют. На это обстоятельство указывают все ученые, занимающие исследованиями рассматриваемой проблематики. Очевидно, объективно пришло время более детальной и конкретной индивидуализации получателей социальных предоставлений на основании развернутого каталога "индикаторов адресности", которые еще надлежит разработать национальному законодателю, используя международные социальные стандарты и организационно-правовые формы социального обеспечения, существующие в России.

Сегодня адресная социальная политика сосредоточивает свои усилия преимущественно на людях, нуждающихся в специальной дополнительной защите, - на малообеспеченных и многодетных семьях, одиноких матерях и др. В остальных случаях, признанных государственно организованным обществом социально уважительными, действует универсальная социальная политика, когда создаются специальные социальные службы и осуществляются социальные предоставления для каждого представителя определенной группы населения, (например, для лиц пожилого возраста или детей). Как правило, и в теории, и на практике основным вопросом социальной политики государства является сочетание универсальности и адресности в реализации социальных прав, а также определения отличий между ними, т.е. того, кто и по каким признакам является субъектом социального обеспечения.

В этом случае краеугольным камнем является вопрос о распределении ресурсов из фондов общественного потребления. Некоторые исследователи считают, что тотальное распределение ресурсов является расточительством, поскольку, предоставляя социальное обеспечение именно тем, кто в нем реально нуждается (например, малообеспеченным), можно достичь большего эффекта с меньшими затратами. С этим сложно не согласиться. Действительно, эффективность адресности налицо, поскольку средства не тратятся на тех, кто в этом не нуждается, и не предоставляются в большем размере, чем это необходимо для тех, кому они действительно нужны.

В то же время некоторые ученые в фактическом воплощении принципа адресности видят определенные сложности, препятствующие эффективной реализации социальных прав. Прежде всего речь идет о важности четкого определения основных характеристик индивидов. Адресность социального обеспечения предусматривает проверку реальных потребностей и средств к существованию в каждом конкретном случае, что, как свидетельствует практика, достаточно сложно технически или унизительно для семьи или индивида. Однако с моральной точки зрения лучше пройти условно "унизительную" процедуру, связанную, главным образом с излишним вмешательством в личную сферу жизни человека и ее дальнейшим ограничением, чем находиться в бесспорно унизительном положении, всегда сопровождающимся бедностью и нищетой. Что касается технической стороны вопроса, для его разрешения необходимо преимущественно только время и незначительное дополнительное финансирование для разработки соответствующих процедур их формального закрепления.

В общем смысле принципы права социального обеспечения не закреплены в законодательстве, что приводит к тому, что авторы самостоятельно формулируют их - отсутствие единых принципов.

Таким образом, чаще всего указываются учеными в качестве основных принципов в отрасли права социального обеспечения: всеобщность, доступность, гарантированность и дифференциация. На их основе базируются и функционируют все нормы данной отрасли права. Также, к фундаментальным принципам права социального обеспечения следует отнести адресность, всеобщность социального обеспечения, доступность в реализации права на социальное обеспечение, гарантированность в праве на социальное обеспечение, дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, ориентация на достойный уровень жизни в предоставлении объема социального обеспечения.

2.2 Виды и значение субъективных прав в праве социального обеспечения

В праве социального обеспечения разделяют два основных вида субъективных прав:

. субъективные права - их содержание в конечном итоге сводится к единственному праву требования. Сюда входят: требования об уступке места в общественном транспорте, об своевременной уплате долга, о передаче имущества, о оплате недоимки по налогу и другие. В этом случае центр тяжести правового регулирования содержится в юридической обязанности другого лица (например, освобождение места, предназначенного для пассажиров с детьми и инвалидов, возврат долга, уплата налог). А субъективное право как правомочие требования выступает средством, который направлен на обеспечение юридической обязанности, их исполнение способствует достижению популярного юридического эффекта;

. субъективные права, дающие лично субъекту шанс для реализации своего личного активного поведения ("право на собственные действия, имеющие юридическое значение"). Здесь - абсолютно иная картина: нужный юридический эффект может быть достигнут не способом исполнения обязанностей другим лицом или лицами, а способом личных действий самого субъекта - например, подача иска в суд, выступление на общественном митинге, продажа или дарение своего имущества и другие. Существуют здесь и юридические обязанности, возлагаемые на других лиц; однако они только охраняют, обеспечивают право - принять иск или жалобу, не ставить преград для выступления на общественном митинге или сподвиг к действию для распоряжения имуществом.

Данный вид субъективного права представляет собой простую правовую дозволенность, имеющую характер стремления, внутри которой отсутствует указка к действию в строго зафиксированном законном порядке и требовать должного поведения от других граждан и необеспеченную конкретной юридической обязанностью.

Субъективные права, дающие самому субъекту возможность своего собственного активного поведения подлежат частному распоряжению сторон. Их содержание содержит в себе:

-   право лица личными действиями или же бездействием реализовывать гражданские права;

-       право требования от других лиц соблюдения своих субъективных гражданских прав;

-       возможность использовать субъектом различные виды способов и средства защиты собственного права, предусмотренные законом;

-       право на самозащиту;

-       по общему соглашению сторон возможность хозяйствующего субъекта обратиться в третейский суд (негосударственный юрисдикционный орган) для разрешения споров;

-       право субъекта обращаться в соответствующие государственные органы в случае нарушения субъективного гражданского права;

-       право обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, в сам Конституционный Суд РФ (в исключительных ситуациях - в международные суды) преследуя цель защиты своих прав.

Существенное значение эти два вида субъективных прав имеют в имущественных, частноправовых отношениях. Здесь различаются:

Вещные права. В качестве основных признаков вещного права можно рассматривать следующие его свойства:

) юридическая связь субъекта с вещью, господство над ней;

) возникновение права в отношении вещи, поскольку объектом вещного права является именно вещь;

) возможность обладателя вещного права удовлетворить свой интерес без посредства других лиц;

) обязанность иных лиц не препятствовать осуществлению обладателем вещного права принадлежащих ему правомочий;

) абсолютный характер защиты;

) право следования.

Соответственно, вещное право можно определить как субъективное гражданское право, которое возникает в отношении вещи и оформляет юридическую связь субъекта с вещью, господство над ней, позволяет удовлетворять свой интерес без посредства других лиц, которые в свою очередь обязаны не препятствовать осуществлению принадлежащих субъекту правомочий, обладает абсолютным характером защиты и правом следования.

Обязательственные права - это такие права, когда, субъект, имеющий право (например, право по договору купли-продажи, подряда), может достичь имущественного результата по обязательству не непосредственно, а только через исполнение обязанности другим лицом.

Субъективные права и система правового обеспечения присутствуют при условии тесной взаимной зависимости, взаимосвязи, они обусловлены друг другом. Другими словами, между их носителями, субъектами, появляется связь, которая - и определяется как правоотношение, - связь через права и обязанности, принадлежащие этим субъектам.

Между тем, значение субъективного права в правовой системе обеспечения определено его основным местом и ролью, либо в составе правовых отношений, либо в составе правового статуса круга лиц. Субъективное право как принадлежность субъектов правового пространства несет на себе, по крайней мере, двойную нагрузку и имеет две свои модификации. Субъективное право может служить, во-первых, элементом правоотношений и, во-вторых, элементом правового статуса субъектов. Однако при исследовании вопросов субъективного права в правовой литературе традиционно придают главенствующее значение его роли в составе общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Таким образом, в праве социального обеспечения разделяют два основных вида субъективных прав: субъективные права, содержание которых сводится к одному лишь праву требования и субъективные права, дающие лично субъекту шанс для реализации своего личного активного поведения.

.3 Процесс реализация субъективных прав граждан в праве социального обеспечения

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: "Напрасно законы писать, коли их не исполнять". Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Реализация субъективного права граждан в праве социального обеспечения представляет собой процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Процесс реализации субъективного права происходит под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Реализация субъективного права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

Как известно, основными формами реализации норм права являются использование, исполнение и соблюдение; факультативной формой - применение норм права (см. рис. 1).

При этом использование предполагает реализацию управомочивающих норм, исполнение - обязывающих, а соблюдение - запрещающих. В связи с этим в юридической литературе высказывается мнение, что реализация прав и свобод личности "связана не со всеми правовыми нормами, а лишь с одним их видом, а именно нормами управомочивающими. Только управомочивающие нормы, но не обязывающие и запрещающие, предоставляют обладателю прав и свобод возможности свободного выбора в отношении их осуществления.

Что же касается обязывающих и запрещающих правовых норм, то их объектом служат не права личности, а ее обязанности. Граждане должны точно и полностью выполнять предписания императивных норм как в части предписанных действий (обязывающие нормы), так и в части воздержания от запрещенных действий (запрещающие нормы)".

Рис. 2.1 Формы реализации субъективного права

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Субъективное право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации субъективного права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

В реализации субъективных прав граждан особое значение занимает регулирование государством общественных отношений, а для этого недостаточны только моральные и иные негосударственные регуляторы.

Таким образом, реализация субъективного права представляет собой процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Как известно, основными формами реализации норм субъективного права граждан являются использование, исполнение и соблюдение; факультативной формой - применение норм права.

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧениИ В РОССИИ

.1 Проблемы реализации прав российских граждан в социальном обеспечении

Строй правового государства является строем социального правового государства. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепила социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах.

Для уяснения природы социального государства необходимо иметь в виду его обязанность оказывать социальные услуги населению. Но это не повсеместная опека над гражданами, а создание благоприятных правовых и организационных возможностей для того, чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи.

Права на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, права на социальное обеспечение, на жилище, на образование, закрепленные в Конституции, содержат обширную социальную программу и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты как гражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства.

Таким образом, к сожалению, на современном этапе в России существует ряд проблем значительных для населения:

1.  Низкий уровень социального обеспечения для большинства старых и нетрудоспособных граждан и маленькие размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат.

2.      Самая главная проблема по нашему мнению - это то, что реализация социальных прав граждан требует постоянного, а не разового вмешательства государства, высокой степени активности в обеспечении производства и распределении материальных средств, государственного программирования и в установленных законом формах - управления ею для обеспечения социальной жизни.

3. Целесообразно обратить внимание также на такую проблему, как несовершенство законодательной базы: неконкретность понятия субъективного права, то есть незакрепленное единое понятие; проблема в соотношении субъективных и прав человека, так как не все субъективные права есть права человека; многообразие принципов права социального обеспечения; принципы права социального обеспечения должны быть актуальны и удовлетворять требования населения на современном этапе развития, а некорректность законодательной базы затрудняет четко разграничивать понятие, принципы субъективных прав.

Право социального обеспечения, будучи регулятивной отраслью права, регламентирует именно регулятивные (позитивные) процедуры (порядок назначения пенсии, установления стажа и т.д. Анализ действующего социально-обеспечительного законодательства показал, что нормы права социального обеспечения закрепляют только право на защиту посредством обращения в суд или вышестоящий орган социального обеспечения (см., например, нормы п. 7 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

Указанные нормы являются материальными нормами права социального обеспечения, реализовать которые можно только с помощью юридических норм, закрепляющих конкретные механизмы защиты (судебной и внесудебной): норм, закрепляющих сроки, порядок обращения и рассмотрения спора в суде (гражданско-процессуальные нормы), и норм, закрепляющих сроки, порядок обращения и рассмотрения спора в вышестоящем органе (административно-процессуальные нормы). Собственных процессуальных норм, если исследовать и другие положения действующего социально-обеспечительного законодательства, в праве социального обеспечения нет.

Материальные нормы права социального обеспечения, предусматривающие право на тот или иной вид социального обеспечения, могут быть приведены в исполнение только в случае законодательного закрепления процедуры их реализации, иначе они останутся декларациями. В условиях современной России данная проблема приобретает особую остроту, что обусловливает необходимость ее тщательного исследования. Такое значение правовых процедур в праве социального обеспечения объясняется тем, что нуждающиеся лица имеющие право на тот или иной вид социального обеспечения, собственными действиями не способны реализовать указанное право, как, например, собственник имущества. Право на конкретный вид социального обеспечения реализуется через действия управомоченного субъекта (нуждающегося лица) и действия специальных органов, уполномоченных государством осуществлять процедуру назначения и предоставления того или иного вида социального обеспечения: право на социальное обеспечение является правом притязания, т.е. его реализация возможна лишь через деятельность государства в лице соответствующих органов.

Так, сначала нуждающееся лицо должно обратиться в соответствующий орган (организацию) с заявлением и необходимыми документами указанный орган должен принять данные документы, проверить наличие основания и условий для получения того вида социального обеспечения, на которое претендует обратившийся субъект, и вынести решение о назначении этого вида социального обеспечения (при наличии соответствующих основания и условий) или об отказе (при их отсутствии). Процедуру реализации права на конкретный вид социального обеспечения можно рассматривать как макропроцедуру, состоящую из микропроцедур, которые соотносятся между собой как целое и его части.

Например, в Федеральном законе Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (гл. V) установлена процедура назначения и выплаты пенсий. Данная макропроцедура складывается из ряда микропроцедур, регламентирующих общие правила назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых (страховых) пенсий (ст. 18); срок, с которого назначается пенсия (ст. 19); сроки перерасчета размеров трудовой (страховой) пенсии (ст. 20) и т.д.

Но опять же макропроцедуры также не идеальны. Например, на сегодняшний день острой проблемой является отказ Пенсионного фонда по включению в страховой стаж работников отдельных периодов трудовой деятельности. Это связывают с тем, что большинство граждан никак не могут доказать свой трудовой стаж, правильный размер своей заработной платы, что имеет прямое влияние на уровень пенсии, возможность ее досрочного назначения. Причинами такого положения являются следующие утрата архивов организаций, которые впоследствии были ликвидированы или реорганизованы, нахождением предприятий на территории одной из республик бывшего СССР или территории других регионов. Как правило, прямое обращение к архивным органам не приводят ни к чему. Ответ всегда такой - в архиве документы по личному составу ликвидированной организации отсутствуют. В данной ситуации даже активная позиция государственных органов края оказывается безрезультатной.

Часто подтвердить свой трудовой стаж граждане не могут по причине халатности тех, кто ответствен за кадровое делопроизводство. Это характерно прежде всего для частных компаний. Утрата документов, небрежное хранение, умышленное уничтожение, невыполнение обязанности о передаче документов по личному составу в архив - все это характерно для частного бизнеса. В результате нарушаются конституционные права граждан на социальное обеспечение.

Так, к Уполномоченному обратилась гражданка С. об оказании помощи в подтверждении трудового стажа для оформления льготной пенсии. С 1 мая 1992 года по 31 августа 1994 года она работала в кооперативе "Дорожник", который был реорганизован в АМПО "Комплекс". Впоследствии данное предприятие было ликвидировано, а архивные документы по личному составу уничтожены. В трудовой книжке заявительницы периоды работы в кооперативе "Дорожник" и АМПО "Комплекс" не были заверены печатью работодателя. В результате гражданка С. не могла подтвердить свой трудовой стаж за 2 года и 4 месяца. При обращении заявительницы в архивное учреждение Комсомольского района о подтверждении периода работы она получила отказ, так как документы по кадрам в архив не поступали. Уполномоченным гражданке С. был разъяснен порядок подтверждения трудового стажа, в том числе и по свидетельским показаниям. В свою очередь специалистами управления Пенсионного фонда в городе Комсомольске-на-Амуре и Комсомольскому району был организован выездной прием, осуществлен опрос свидетелей, работавших совместно с заявительницей, подтвержден период работы с 1 мая 1992 года по 31 августа 1994 года. В итоге гражданке С. была назначена досрочная пенсия.

Положение в России усугубляется также тем, что системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения делают эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

Таким образом, в современной России наблюдается ряд проблем в обеспечении реализации субъективных прав граждан на социальное обеспечение - излишняя декларативность правовых норм приводит к тому, что нарушение законодательных установлений не всегда влечет за собой на соответствующей ответственности; неопределенность доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления создает условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина.

3.2 Пути решения проблем реализации прав граждан в социальном обеспечении

Для решения проблем реализации прав граждан в социальном обеспечении необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию реализации прав граждан в социальном обеспечении:

. Для повышения уровня социального обеспечения и размеров многих пособий и так называемых компенсационных выплат необходимо провести изменения приоритетов прежде всего в макроэкономической политике в сторону поддержки реального сектора, стимулирования научно-технического прогресса, образования всех уровней.

Следует привести в равновесие такие индикаторы экономической безопасности, как:

наращивание долгосрочного среднегодового прироста реального ВВП на душу населения (3-4 %);

обеспечение полной занятости и поддержание естественной безработицы на уровне 4-5 % и не выше 15 %;

создание системы гарантированности стабильного уровня и динамики цен;

сбалансированность равенства минимальной заработной платы и реального прожиточного минимума;

выравнивание черты бедности и структуры минимального потребительского бюджета.

Современная экономическая политика требует от нашей страны в посткризисный период создания конкурентной рыночной экономики с развитием малого и среднего предпринимательства, обеспечения эффективного распределения и использования ресурсов.

Безусловно, следует стабилизировать финансовую систему, упрочить бюджетные и межбюджетные отношения, динамично развивать банковский сектор. Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.

Сегодня в федеральных органах власти предпринимаются меры по разработке системы социальной защиты населения, призванной в какой-то мере смягчить неизбежные отрицательные последствия нового экономического курса. Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения. Вот почему чрезвычайно актуальной и важной становится проблема социальной защищенности различных групп населения. Самая значительная статья расходов бюджета государства - социальная политика: в 2011 г. на нее было направлено 3 трлн руб., в 2012 г. - 3,2 трлн руб., в 2013 г. - 3,5 трлн руб.

Предстоит предпринять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

- высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости, ожидаемой средней продолжительности жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

2.  Для того, чтобы реализация социальных прав граждан носила постоянный характер и высокую степень активности в обеспечение производства и распределение материальных средств, государственного программирования необходимы соответствующая экономическая политика и нормативно-правовая база. В свою очередь, социальная политика, социальная сфера являются факторами, которые во многом определяют уровень эффективности производства товаров в обществе.

Государственная социальная политика Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни населения.

Но нельзя надеяться, что положение населения в России "исправится", как только закончится социально-экономический кризис и поднимется жизненный уровень российских граждан. Опыт наиболее развитых стран Запада, где жизненный уровень населения не идет ни в какое сравнение с российским, доказывает это. Процессы социальной деградации, негативные последствия изменений структуры и функций семьи, инициированные спонтанным ходом исторического развития России, нарастание демографического кризиса и снижение значимости жизненных ценностей можно преодолеть только с помощью специальной социальной политики государства, которая будет направлена на все слои населения, имеющей целью возрождение и укрепление социальной справедливости и культуры как социального института.

Данная государственная социальная политика должна быть обеспечена необходимым финансированием. Надо полагать, что определяющей в формировании принципов субъективного права является стратегия обеспечения качественно высокого уровня жизни всех слоев населения. Реализация представленной стратегии возможна только при условии формирования активной социально направленной государственной политики по защите прав и интересов пенсионеров, инвалидов, рабочих, семьи, материнства и детства. Особо актуальна данная политика в сложившихся непростых условиях в России.

Стратегия развития системы социальной защиты населения на этапе модернизации экономики также должна изменяться. Она заключается в переходе от тактики выживания к стратегии развития. Это значит, что борьба с бедностью, как ключевая задача системы социальной защиты населения должна быть трансформирована в задачу роста среднего класса в стране. Такую позицию отстаивают ученые из Института независимой социальной политики. Важнейшим результатом модернизационного развития с участием в этом процессе системы социальной защиты населения является повышение качества человеческого капитала, выражающееся в количестве образованных, здоровых, материально обеспеченных людей. В свою очередь, здоровье, уровень образования и доходов будут обеспечивать вовлеченность работников в модернизационный процесс. В итоге это будет способствовать расширению среднего класса в стране. Целевая установка социальной защиты населения на расширенное воспроизводство населения и повышение качества человеческого капитала требует развития таких институтов социальной защиты, которые "работают" не столько на поддержку населения, сколько на развитие. К их числу относятся: создание благоприятной деловой среды; пенсионное страхование и накопление; качественное высшее образование; корпоративное и добровольное медицинское страхование; развитие рынка социальных услуг. Однако для интеграции данных институтов в действующую систему социальной защиты населения требуется преодоление регрессивных тенденций развития последней.

Для того чтобы социальное обеспечение в России осуществлялась наиболее эффективно, необходимо принять целый ряд мер, среди которых отдельно выделим следующие ее направления:

доходы населения (в частности, для осуществления эффективной реализации права на справедливое вознаграждение за труд признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; установить необходимый уровень минимальной заработной платы, создать отвечающий жизненным реалиям институт пенсионного страхования, в котором пенсии по старости составляли бы не менее 50 % от среднего уровня получаемой во время трудового стажа заработной платы; установить различные стипендии от благотворительных фондов молодым ученым, стимулировать эти фонды путем предоставления различных налоговых льгот; дать работникам право на защиту их претензий в случае банкротства предпринимателя и т.д.);

систему образования (всем гражданам страны предоставить возможность получения гарантированного (бесплатного) среднего и высшего профессионального образования; способствовать регулярному посещению детьми и молодежью занятий в школе; обеспечить учащихся, особенно получающих среднее образование, необходимыми материалами за государственный и региональный счет; осуществлять периодическое проведение курсов повышения квалификации для работников различных профессий, достигших определенного возраста (30, 40, 50-ти лет); обеспечить доступность получения второго высшего образования, и т.д.);

систему здравоохранения (создать эффективную систему бесплатной медицинской помощи для всех граждан, обеспечить медицинские учреждения необходимым оборудованием за государственный и региональный счет; установить жесткий контроль за обеспечением граждан льготными лекарственными средствами; предусмотреть создание консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействовать укреплению здоровья населения и поощрению индивидуальной ответственности людей за свое здоровье, и т.д.);

систему социальной защиты молодежи (предусмотреть, что минимальный возраст приема на работу - 15 лет, за исключением детей, занятых на обозначенных законом легких работах, не способных нанести ущерба их здоровью, нравственности или образованию; установить, что минимальный возраст приема на опасные и вредные работы - 18 лет; признать право работников в возрасте до 18 лет и учеников на справедливую заработную плату и дополнительные выплаты и иные гарантии; предусмотреть, чтобы время профессионального обучения, проводимого с согласия предпринимателя в период работы, рассматривалось бы как рабочее время; установить право работников в возрасте до 18 лет на четырехнедельный минимальный оплачиваемый отпуск; обеспечить специальную защиту детей и молодежи от физических и моральных опасностей, особенно от тех, которые прямо или косвенно проистекают из их трудовой деятельности, и т.д.);

систему совершенствования ипотечных программ (необходимо снизить процентные ставки по ипотечному кредиту, создать эффективную систему кредитования молодых семей; установить поэтапное погашение ипотечного кредита за рождение детей - граждан России; обеспечить предоставление жилья на уровне адекватных стандартов, и т.д.).

3.  В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования законодательной базы системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. Процесс систематизации законодательства связан с анализом и переработкой действующих нормативных актов, группировкой их по определенной схеме, созданием внутренне единой непротиворечивой и согласованной системы законодательства. Систематизация законодательства позволит упорядочить правовое регулирование общественных отношений по социальной защите населения и одновременно повысить его действенность.

Для этого необходимо:

использовать различные формы систематизации (учета, инкорпорации, консолидации и кодификации) связанных с особенностями современного этапа развития законодательства в сфере социальной защиты населения. В связи с отсутствием необходимой полноты правового регулирования социальной защиты населения отраслевая консолидация не может быть характерна для законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений. Однако частичная консолидация этого законодательства в рамках отдельных его институтов может быть использована в современной практике систематизации.

провести институциональной кодификации законодательства в сфере социальной защиты населения, основанная на кодификации отдельных институтов этого законодательства в форме кодекса, призвана обеспечить конструирование более стабильной системы актов и способствовать последующей отраслевой кодификации исследуемого законодательства. На сегодняшний день вполне своевременной представляется разработка и принятие Пенсионного кодекса Российской Федерации.

провести отраслевую кодификацию законодательства в сфере социальной защиты населения в форме единого кодекса, которая является обобщающей стадией всей систематизации. К основным условиям ее проведения относятся: 1) наличие всех признаков позволяющих признать законодательство в сфере социальной защиты населения комплексной отраслью законодательства; 2) исчерпание возможностей консолидации, институциональной кодификации и официальной отраслевой инкорпорации этого законодательства.

Сегодня необходимо обеспечить реализацию механизмов построения новой модели социального обслуживания, обеспечивающей высокий уровень предоставления социальных услуг за счет сокращения доли государственных структур в социальной сфере, постепенной передачи на конкурсных условиях части государственных задач социальной защиты населения некоммерческим и саморегулируемым организациям, также необходимо формирование среды здоровой конкуренции между государственными и негосударственными социальными учреждениями, развитие системы государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Полагаем оптимально распределить ответственность институтов социальной защиты за противостояние существующим и возникающим вновь социальным рискам.

Ведь одному и тому же риску можно противостоять, используя разные механизмы. Например, риск безработицы. В большинстве стран мира он нейтрализуется институтом социального страхования, в Российской Федерации - государственной социальной помощью.

Необходимо определить доминирующий субъект, который возьмет на себя основную ответственность за социальную защиту населения. И этим субъектом в России должно быть только государство, так как ни общество, ни корпоративные системы социальной защиты, ни тем более сам человек, не способны в силу комплекса объективных причин (экономических, социальных, исторических, национальных особенностей) в настоящее время осуществлять доминирование в социально защитных отношениях. Внутри института государственной социальной защиты также необходимо произвести упорядочение: разграничение функций и полномочий, экономических основ между субъектами всех уровней власти. А также между государственными институтами социальной защиты: государственной социальной помощью, государственным обеспечением и обязательным (в России - государственным) социальным страхованием.

Нужно найти оптимальное и окончательное решение в отношении государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Так, настоятельно требуют реформирования такие аспекты, как переход от государственного управления к самоуправлению страховых фондов, единый социальный налог (установленный вместо страховых взносов), выплаты из страховых фондов, имеющие не страховой характер, а характер социальной помощи и другие.

Таким образом, для эффективной реализации субъективных прав граждан Российской Федерации через программу социального обеспечения должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.

субъективный право социальный риск

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении укажем следующие выводы.

Субъективное право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Субъективные права представляют собой специальную юридическую категорию, выражающие формально закрепленные, то есть прошедшие надлежащую правотворческую процедуру и потому гарантированные государством, полномочия физических и юридических лиц; эти полномочия открывают не потенциальные, а реальные (гарантированные) возможности действовать определенным образом и добиваться желаемых целей и благ.

Осуществление субъективных прав в реальной жизни очень сильно зависит от личностного отношения к ним самих субъектов-носителей.

В качестве основных принципов в отрасли права социального обеспечения выступают: всеобщность, доступность, гарантированность и дифференциация. На их основе базируются и функционируют все нормы данной отрасли права. Также, к фундаментальным принципам права социального обеспечения следует отнести: адресность, всеобщность социального обеспечения, доступность в реализации права на социальное обеспечение, гарантированность в праве на социальное обеспечение, дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, ориентация на достойный уровень жизни в предоставлении объема социального обеспечения.

В праве социального обеспечения разделяют два основных вида субъективных прав: субъективные права, содержание которых сводится к одному лишь праву требования и субъективные права, дающие лично субъекту шанс для реализации своего личного активного поведения.

Реализация субъективного права представляет собой процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Как известно, основными формами реализации норм субъективного права граждан являются использование, исполнение и соблюдение; факультативной формой - применение норм права.

В современной России наблюдается ряд проблем в обеспечении реализации субъективных прав граждан на социальное обеспечение - излишняя декларативность правовых норм приводит к тому, что нарушение законодательных установлений не всегда влечет за собой на соответствующей ответственности, а неопределенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления создает условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина. Реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение в России усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Для решения проблем выявленных выше, правительству Россия необходимо провести изменения приоритетов прежде всего в макроэкономической политике в сторону поддержки реального сектора, стимулирования научно-технического прогресса, образования всех уровней.

Таким образом, проблемами реализации субъективного права граждан в праве социального обеспечения являются следующие:

1)  излишняя декларативность правовых норм;

2)      отсутствие реальной ответственности за нарушение субъективных прав в социальном обеспечении;

)        отсутствие доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, что создает условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина;

)        маленький размер социальных выплат.

По нашему мнению, для решения данных проблем необходимо:

закрепление в нормативно-правовых актах понятия "субъективное право";

четкое разграничение ответственности каждого за нарушение субъективных прав в социальном обеспечении;

закрепление принципов доступности к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления;

увеличение размеров социальных выплат через проведение социальной и экономической политики в стране.

По нашему мнению, основными проблемами субъективных прав граждан в праве социального обеспечения на сегодняшний день, являются недоработки в правовом регулировании вещных и обязательственных прав, а также проблемы деформации правосознания, выражающихся в неприятии оценивающими субъектами действующего законодательства и влекущих стремление "обойти" правовые нормы, разрешая правовые проблемы неправовыми способами. В следствие, чего необходимо постоянно изменять и совершенствовать законы и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по поводу вещных и обязательственных прав, следует ставить и решать задачу совершенствания и укрепления гражданского правосознания в России с помощью правового воспитания. Должна решаться задача выявления тех ключевых условий и факторов, которые обеспечили бы достаточно надежное воспроизведение в масштабах поколений варианта гражданского правосознания, наиболее соответствующего текущим интересам и перспективным целям российского социума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1.       Конституция РФ от 12.12.1993г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета, №7, 21.01.2009.

2.      Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с изм. и доп.) // Российская газета, №236, 19.10.2010.

.        Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета, №268, 20.12.2001.

.        Федеральный закон от 14 июля 2008 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" (с изм. и доп.) // Российская газета, №153, 18.07.2008.

.        Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" // Российская газета, №219-220, 12.11.1994.

Материалы судебной практики:

6.      Постановление <consultantplus://offline/main?base=APV;n=46031;fld=134> Федерального арбитражного суда Поволжского

округа от 27 августа 1998 г. N А49-1410/98(34ак/17) // СПС "Гарант".

Специальная литература:

7.       Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. - М.:

Финансовый контроль, 2009. - 308 с.

8.      Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 302 с.

9.       Ахметьянова З.А. О видах вещных прав и их системе // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. - С. 88-99.

10.    Вавилин Е.В. Субъективное гражданское право // Современное право. - 2008. - № 4. - С. 7 - 13.

.        Гражданское процессуальное право. Под ред. Шакарян М.С. М.: 2004. - 584 с.

.        Глухарева Л.И. Субъективные права, основные права, права человека: единство и различия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2009. № 11. - С. 50-61.

.        Голоманчук Э.В. Реализация конституционных социальных и экономических прав граждан РФ через программную социальную политику // Философия права. - 2011. - № 5 (48). - С. 10 - 18.

.        Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - 276 с.

.        Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: ПБОЮЛ, Проспект, 2011. - 328 с.

.        Захаров М.Л., Тучкова В.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2008. - 560 с.

.        Леонтьева А.Г. Проблемы трансформации системы социальной защиты населения в условиях модернизации российской экономики // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 11. - С. 7-19.

.        Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. - 512 с.

.        Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир, 2010. - 292 с..

.        Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2009. - 512 с.

.        Опалева А.А. Реализация прав и свобод личности: формально-юридический аспект // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2012. - № 6 (32). - С. 3-6.

.        Сухорукова О.А. Субъективное право как выражение правовой "несвободы" личности // Lex Russica = Русский закон. - 2009. - № 5. - С. 1250-1253.

.        Филиппова Э.М. О принципах в праве социального обеспечения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2013. - № 2. - С. 66-69.

.        Чутчева О.Г. Адресность как отраслевой принцип права социального обеспечения // Проблемы законности. - 2011. - № 115. - С. 75-84.

.        Шарин В.И. Система социальной защиты населения РФ: проблемы и перспективы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2011. - № 1. - С. 77-81.

Ссылки на электронные ресурсы:

24. Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение // Уполномоченный по правам человека. - URL: #"807151.files/image002.jpg">

Похожие работы на - Реализация прав граждан в социальном обеспечении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!