Социальная реабилитация лиц с нарушением слуха

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная реабилитация лиц с нарушением слуха

Введение

социальный нарушение слух реабилитация

Социальная реабилитация лиц с нарушением слуха является одной из актуальных проблем современной социальной работы. Неуклонный рост числа лиц с нарушением слуха, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его психических, физических, и интеллектуальных возможностей, с другой стороны, для демократического общества характерно представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, с третьей стороны, - все это определяет важность социальной работы с инвалидами, а конкретно с лицами с нарушением слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения слуха имеют около 300 млн человек, что составляет примерно 7 - 8 % всего населения планеты; около 90 млн человек имеют тотальную глухоту. В Российской Федерации, по данным МСЭ, число впервые признанных инвалидами в связи с заболеваниями уха в 2013 г. составило 5,8 тыс. человек, 0,4 на 10 тыс. населения; повторно признаны инвалидами 13,6 тыс. человек. Однако точных данных о числе лиц с нарушением слуха нет. По примерным данным ВОГ, 12 млн человек имеют нарушения слуха, из них более 600 тыс. человек - дети и подростки.

Общество, с его многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для глухих нередко становится малодоступным, в связи с чем особое значение приобретают проблемы социальной депривации и изоляции данной категории населения. Именно поэтому необходимо приведение общественных стандартов в соответствии с потребностями инвалидов с патологией слуха, создание условий, способствующих повышению их социальной активности, направленной на установление общественных связей и контактов, что приведет к росту социальной значимости, стремлению к достижениям и самореализации, более продуктивной жизнедеятельности, а значит и социальному благополучию. Данные задачи решает социальная работа и реабилитация, которая является одним из актуальных и приоритетных направлений в социальной сфере. Как показывает практика, эффективное решение проблемы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их комплексной реабилитации возможно только при активной государственной поддержке. На мой взгляд, одной из актуальных социально - экономических и демографических проблем современного российского социума является включение студентов с нарушением слуха в общество.

Проблема исследования: в современном российском обществе наблюдается устойчивая тенденция роста числа инвалидов с нарушением слуха при недостаточном развитии технологий социально - профессиональной реабилитации этой категории населения.

Объект - социально-профессиональная реабилитация с лицами с нарушением по слуху.

Предмет - технологии социально - профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха.

Цель - разработать программу, направленную на социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушением слуха.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

1.Рассмотреть нормативно-правовые основы профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха в России и за рубежом

.Проанализировать социальные проблемы в жизнедеятельности лиц с нарушением слуха.

.Рассмотреть опыт социально-профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом.

.Разработать программу, направленную на социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушением слуха.

1.Теоретические основы социальной работы лиц с нарушением слуха

социальный нарушение слух реабилитация

1.1 Нормативно правовые основы социально - профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха в России и за рубежом

В современном обществе понятие реабилитация носит двойной характер. С одной стороны, реабилитация - это процесс восстановления здоровья человека и его социальных связей с окружающим миром вследствие активизации естественных биологических и физиологических компенсаторно - адаптационных механизмов и собственных усилий личности. С другой стороны, реабилитация - это комплекс мер (социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и др.), реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья и личности, устранение или максимально возможную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека [5, с.275].

Оптимальное сочетание естественных биосоциальных сил организма и целенаправленного их стимулирования способствует эффективности мер реабилитации. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья - сложнейшая многоаспектная проблема, в которой в равной мере значимы медицинские, социальные и профессиональные аспекты. Вместе с тем особое место должна занимать социально - профессиональная реабилитация, обусловлено это тем, что экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. В определенной мере этот баланс будет выдержан при создании условий, когда человек может сам распоряжаться своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан. Такую возможность дает социально - профессиональная реабилитация [5, с.275].

Социально-профессиональная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности человека с ограниченными возможностями здоровья в доступных ему (по состоянию здоровья) условиях труда:

) на его прежнем рабочем месте;

) на новом рабочем месте по прежней специальности;

)профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков;

) профессиональное обучение новой специальности;

) адаптация к такой трудовой деятельности.

Целью социально- профессиональной реабилитации является достижение человека с ограниченными возможностями здоровья материальной независимости и самообеспечения. [7, с.44 - 45].

Профессиональная реабилитация является многопрофильной и включает следующие элементы:

- профессиональную ориентацию;

- профессиональное обучение и образование;

- содействие в трудоустройстве и производственной адаптации. Для того, чтобы лучше понять систему профессиональной реабилитации необходимо более внимательно рассмотреть все входящие в нее элементы.

Профессиональная ориентация (профориентация) - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодых людей к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.

Основная цель профессиональной ориентации - оказать содействие человеку в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда, личными интересами, способностями и возможностями путем профессионального консультирования, информации и психологической поддержки. Необходимой составляющей профориентационной работы является обеспечение выбора субъектом профессии в соответствии с его собственными интересами, склонностями и способностями. В случае такой работы с лицами, имеющими ограничения физического здоровья, поле профессионального выбора ограничено медицинскими рекомендациями. Это обусловливает особое значение такого компонента профориентационной работы, как выявление индивидуальных особенностей (интересов, склонностей, способностей, развития и уровня сохранности высших психических функций), а также мотивационных характеристик, поскольку при профессиональной реабилитации устойчивая трудовая мотивация, желание обрести материальную самостоятельность, соответствующий социальный статус крайне существенны. [8, с.223].

При проведении профориентационной работы с гражданами с ограниченными возможностями здоровья должен быть проведен анализ профессий, особенно тех, которые привлекательны для самого клиента, с точки зрения наличия в них противопоказанных условий труда:

профессиональное консультирование - оказание услуг в выборе или перемене профессии с учетом пожеланий, склонностей и возможностей, интересов человека, характера общей и трудовой мотивации, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства.

профессиональный подбор - это предоставление человеку рекомендаций о возможностях, направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики[14, с.126].

Эффективное проведение профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха невозможно без создания и широкого внедрения системы их профессиональной ориентации, учитывающей их потенциальные возможности и медицинские ограничения.

Кроме того, организационные формы получения тех или иных знаний различаются в зависимости от численности групп учащихся и включают групповую, наиболее распространенную, и индивидуальную форму обучения.

Для реализации программы получения профессионального образования должны использоваться различные формы учебных заведений, основными из которых являются профессиональные и специализированные профессионально-технические училища, колледжи и лицеи, профессиональные комплексные многоуровневые учебные заведения, включающие техникумы, институты, академии.

Учитывая содержание индивидуальной программы реабилитации трудоустройство лица с ограниченными возможностями здоровья может идти по нескольким направлениям:

-трудоустройство на обычном рабочем месте по вакансии службы занятости, если рекомендации МСЭ не противоречат этому;

-трудоустройство на специализированном предприятии, ориентированном на использование труда лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- трудоустройство на специализированные рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья на обычных предприятиях.

Индивидуальный подход при выборе профессий для лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлен, главным образом, спецификой заболевания и медицинскими противопоказаниями, ограничивающих жизнедеятельность этих граждан. [6, с.20-27].

Еще одним не мало важными пунктами в систему трудозанятости являются производственная адаптация и рациональное трудовое устройство лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионально - производственная адаптация - это система и процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это так же психолого-педагогическая помощь и поддержка граждан, которые оказались в новых для них условиях жизнедеятельности и в новом коллективе. Цель производственной адаптации, в большей степени, помощь в интеграции индивида в новые условия его жизнедеятельности, принятие новых социальных ролей и условий.

Рациональное трудовое устройство - это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей. [15, с.224].

Рациональное трудовое устройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям людей с ограниченными возможностями здоровья и социально - экономическую равноценность рекомендуемой профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).

Таким образом, рассмотрев нормативно правовые основы социально - профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха в России и за рубежом можно увидеть на сколько сложен и важен этот процесс для лиц с нарушением слуха. Необходимо учитывать, что профессиональная реабилитация лиц с нарушением слуха является одним из важнейших элементов комплексной реабилитации, успешное проведение которой:

позволяет повысить уровень жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивать семью, добиться экономической независимости;

облегчает интеграцию лиц с нарушением слуха в социум;

способствует обеспечению равных возможностей для всех членов общества.

Социально-профессиональная реабилитация сама по себе требует комплексного подхода, так как, с одной стороны, включает в себя несколько элементов (определение профессиональных потенциальных возможностей лиц с нарушением слуха ограниченными возможностями здоровья; проведение их профессиональной ориентации; осуществление профессионального обучения, подготовки или переподготовки; профессиональную адаптацию и рациональное трудоустройство), а с другой стороны социально-профессиональная реабилитация требует участия целого ряда структур, в том числе бюро медико-социальной экспертизы, структур, занимающихся занятостью населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья в частности, структур образования, администрации региона и работодателей, применяющих труд лиц с нарушением слуха. Отсутствие слаженного взаимодействия участников этого процесса является одним из препятствий создания эффективной системы социально-профессиональной реабилитации.

Не смотря на то, что процесс социально-профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха трудоемкий процесс, который требует не малых сил и взаимодействия различных структур, в настоящее время накоплен богатый опыт реализации социально - профессиональной реабилитации как в России, так и за рубежом.

1.2 Социальные проблемы в жизнедеятельности лиц с нарушением слуха

Рассмотрим те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность, в частности, инвалидность с нарушением слуха. Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидуальных недостатков. «В этом аспекте принято говорить не только о без барьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации» [6, с.20-27].

Второй барьер или социальное ограничение - это трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из-за своей патологии инвалид имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Обычно инвалидам, способным к трудовой деятельности, в частности инвалидам с патологией слуха предоставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов инвалида, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой» рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная.

Однако необходимо отметить, что в условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обуславливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, «трудовая деятельность доступна приблизительно 2/3 всех инвалидов, работает же не боле 17% из них». Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда. К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае она выплачивается более регулярно.

Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов, в частности инвалидов с патологией слуха, выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

Важным труднопреодолимым барьером для инвалида с нарушением слуха является пространственно-средовой.

Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит социальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. [4].

«Инвалиды, имеющие сохранный или относительно сохранный интеллект, к которым относятся инвалиды с патологией слуха, способные к познанию, критической оценке окружающей действительности и к самооценке, нуждаются в свободном доступе к информации, дефицит или недостаточная насыщенность которой могут привести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей». Поэтому важное препятствие представляет информационный барьер, имеющий двусторонний характер. Инвалиды с нарушением слуха затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки. Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить или отремонтировать декодер телетекста к телевизору, выписать газету) и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, специальная видео продукция с субтитрами публицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительской направленности), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (например Интернет) в наше стране.

С другой стороны, существует информационный барьер, отгораживающий общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями, в частности с нарушением слуха, труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления об их потребностях и особенностях личности. На основе таких искаженных представлений формируются предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и обществом.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть « он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций по поводу инвалида - любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т.д. и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательность по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т.д.» Подобный комплекс является ретардирующим, т.е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам инвалид и его ближайшее окружение нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован. [16, с.320].

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен аккумуляцией действий всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов с нарушением слуха, является следствием и сенсорных ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из основных целей социальной интеграции инвалидов, в частности инвалидов с нарушением слуха. [18, с.17-37].

Для изучения специфики проблем лиц с нарушением слуха выделим следующие факторы:

уровень материальной обеспеченности и нуждаемости;

характеристика жилищно-бытовых условий;

образование, профессиональная ориентация и возможности трудоустройства;

оснащенность индивидуальными средствами реабилитации;

степень включенности в социальную среду и удовлетворенности своей жизнедеятельностью.

Наличие функциональных ограничений у лиц с ограниченными возможностями приводит к социальному ущербу, и чтобы компенсировать последствия инвалидности для личности, семьи и общества профессиональная реабилитация должна обеспечить их восстановление или уменьшение. Это будет проходить быстрее, если при целостном подходе к личности инвалида будут учитываться его проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, надежды, интересы.

К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае, она выплачивается более регулярно.

В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам предоставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. То есть при таких условиях инвалид практически не имеет возможности самостоятельно выйти во взрослую жизнь.

Итак, социальная проблема - это социальное противоречие, осознаваемое субъектом деятельности (т.е. индивидом или социальной группой) как значимой для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом; - это несоответствие возникающее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности. [22, с.431].

Таким образом, основными социальными проблемами инвалидов и семей, в которых они воспитываются является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем инвалид и его семья не могут справиться самостоятельно.

2. Технологии социально-профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха

.1 Опыт социально-профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха в России и за рубежом.

В России к лицам с нарушением слуха начали уделять особое внимание в конце 80-х годах, когда были предприняты попытки перехода от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной социокультурной.

В соответствии с 10 статьей закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья определялись индивидуальной программой реабилитации. Министерством труда и социального развития РФ, определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности индивида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Профессиональная реабилитация является неотъемлемой частью в индивидуальной программе реабилитации.

Профессиональная ориентации включает информирование подростков о различных профессиях, условиях труда в разных сферах производства, что облегчает выбор, особенно тем молодым людям, которые не смогли самостоятельно определиться в этом вопросе. Особое значение при профориентации имеет подбор конкретному подростку одной или нескольких профессий, доступных ему в соответствии с состоянием здоровья, его собственными интересами, склонностями и способностями. При необходимости оказывается психологическая поддержка, особенно при общей низкой самооценке и отсутствии устойчивой направленности на профессиональное обучение. На основании исследований, которые проводятся в рамках профессиональной ориентации, формируются следующие виды рекомендации по обучению:

Показания к обучению в учебном заведении доступного уровня образования (высшего ,среднего, начального);

Специальность, по которой может обучаться гражданин;

Описание организации учебного процесса и индивидуальных условий обучения (использование дистанционной, очно-заочной формы обучения);

Нуждаемость в специальных программах обучения в соответствии с имеющимися ограничениями в состоянии здоровья;

График обучения и сдачи экзаменов;

Нуждаемость в приспособлении помещений, мебели, оборудования к возможностям индивида. [19, с.42-44].Для выявления индивидуальных особенностей подростков применяются специальные психологические методики, проводимые психологами службы медико-социальной экспертизы. Если дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных учреждениях, то профориентационные работы с ними так же проводит штатный психолог или социальный педагог учреждения.

Так же, лица с ограниченными возможностями здоровья могут воспользоваться государственной услугой по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения в городских центрах занятости населения.

Где специалисты центра занятости проведут профориентационные и консультационные работы, определят наиболее подходящую сферу деятельности, помогут определить направление подготовки или переподготовки гражданина.

Решение вопросов занятости и рационального трудоустройства различных категорий населения невозможно без полноценной информации о каждой профессии. Нужны сведения об особенностях производства и технологического процесса, характере, условиях и предмете труда, степени его интеллектуальной сложности и другие характеристики, позволяющие качественно провести профориентацию и обеспечить рациональное трудоустройство человека, а главное, позволить определить доступность или недоступность той или иной профессии или рабочего места для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом имеющихся у них функциональных нарушений. [23, с.459].

Особое место в процессе профессиональной реабилитации в настоящее время, занимает социально-профессиональное образование, так как именно получение высшего образования путь к независимому образу жизни.

В соответствии со статьей 19 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам с ограниченными возможностями здоровья необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в специальных профессиональных образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. [24, с.160].

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут осваиваться в различных формах, в зависимости от объема обязательных занятий: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната.

На данный момент в России реализуется целый ряд федеральных целевых программ, по средством которых несколько высших учебных заведений получили целевое финансирование на укрепление материально-технической базы высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. До 2000 г. только три уполномоченных вуза МГТУ им.Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет, предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов с ограниченными возможностями здоровья в форме госзаказа. Со временем к этим трем вузам присоединились Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им.Герцена (Санкт-Петербург).

Следует отметить, что помимо тех программ, которые поддержаны Министерством образования РФ, существуют и те учебные заведения, которые по собственной инициативе и грантовой поддержке реализуют разные модели высшего образования лиц с инвалидностью. [26, с.155-156].

Потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении профессионального образования определяются численностью контингента выпускников коррекционных школ и школ общего типа, трудоспособных граждан с ограниченными возможностями здоровья, освидетельствованных вновь и переосвидетельствованных в бюро МСЭ, получивших направление на профобучение или переобучение.

В Санкт-Петеpбуpге имеется целая сеть специализированных коppекционных учебно-воспитательных учреждений (школ и школ-интернатов) для детей с различными видами отклонений в развитии: с нарушениями опорно-двигательного аппаpата, интеллекта, для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей (всего 11). Ежегодно примерно 185 человек заканчивает коррекционные школы. Кpоме того, небольшую часть составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому пpи массовых школах (11%, что составляет около одной тысячи человек в год)

В институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (ИСР НГТУ) реализуется программы начального, средне-специального и высшего профессионального образования.

В стенах института обучается около 300 студентов, в том числе и иногородние люди, которые проживают в общежитии института и приехали в один из немногих учебных заведений оказывающих услугу по профессиональному образованию.

Потребность в высшем образовании среди лиц с ограниченными возможностями здоровья очень высока, но большинство учебных заведений России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов необходимых для повседневных нужд некоторых студентов с инвалидностью. В связи с этим складывается ситуация, когда человек с ограниченными возможностями здоровья желающий получить профессиональное образование должен либо поступать в учебное заведение по месту жительства, гду окружающая среда не приспособлена для обучения студента с ограниченными возможностями здоровья, либо отправляться в другой регион, где данная среда приспособлена для такого студента. [25, с.17-23].Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов: Социологическое исследование/Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, 2008.- №7. - с. 17-23.

Заключительным этапом профессиональной реабилитации и одним из наиболее значимым для лиц с ограниченными возможностями здоровья является на данный момент является занятость.

Работающий человек перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства.

Поэтому, с целью обеспечения возможности реализации права на труд, лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд лиц с ограниченными возможностями здоровья, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья;

) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья и минимального количества специальных рабочих мест для них; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства;

) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;

) создание лицам с ограниченными возможностями здоровья условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

) создание условий для предпринимательской деятельности или с ограниченными возможностями здоровья;

) организации обучения их новым профессиям [26, с.155].

Основными субъектами реализующими данные мероприятия являются центры занятости населения, но для того, чтобы воспользоваться услугами центра занятости необходимо официально зарегестрироваться в в качестве безработного.

В настоящее время специализированные предприятия обществ лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью освобождены от уплаты налогов и платежей в пенсионный фонд, в фонды занятости, социального и медицинского страхования. В соответствии со статьями 20 и 21 закона «О занятости населения в Российской Федерации» всем организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливаются квоты для приема на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья и минимальное количество специальных рабочих мест. Как следует из статьи 4 закона «О трудоустройстве инвалидов», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов - 3 процента к среднесписочной численности работников.

Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 25) предусмотрена ответственность работодателей за невыполнение или невозможность выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В этих случаях работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого не трудоустроенного гражданина в рамках квоты для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но до настоящего времени не разработаны нормативные документы по расчету стоимости рабочих мест, а отсутствие таких документов не позволяет применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые рабочие места.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья производится за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации (ГФЗ). Чтобы сохранить и создать рабочие места, ГФЗ часть средств направлял на финансирование мероприятий, стимулирующих работодателей к их созданию и сохранению. [27, с.398].

С целью оказания лицам с ограниченными возможностями здоровья дополнительных услуг для трудоустройства на обычные рабочие места (т. е. не требующие дополнительного оснащения и обеспечения техническими средствами с учетом индивидуальных возможностей индивида) Федеральная государственная служба занятости России приказом от 1 ноября 1995 г. утвердила «Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов». Данным положением определено, что органы службы занятости могут за счет средств ГФЗ выделять организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности финансовые средства для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда лиц с ограниченными возможностями здоровья на договорной основе. [3].

На основании предварительного согласия гражданина на трудоустройство соответствующий орган службы занятости направляет его на собеседование с работодателем. В случае подтверждения работодателем возможности трудоустройства на условиях частичной компенсации его расходов по оплате труда инвалида орган службы занятости заключает с организацией договор на выделение финансовых средств по каждому конкретному гражданину. Продолжительность периода предоставления финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалида устанавливается сроком на шесть месяцев. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает создание в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Так, для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется отпуск не менее 30 календарных дней из расчета 6-дневной рабочей недели. При этом не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда лиц с ограниченными возможностями здоровья, ухудшающих их положение, по сравнению с другими работниками.

Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов также содействует увеличению их занятости. В этих целях осуществляются меры, включающие следующее:

) организацию овладения инвалидами смежных специальностей;

) определение видов деятельности, нормативно предназначенных для преимущественного трудоустройства инвалидов;

) обучение их основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих для различных категорий инвалидов;

) предоставление таким инвалидам льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ и других фондов;

) создание в ряде городов «инвабизнес-инкубаторов» по оказанию поддержки инвалидам, начинающим предпринимательскую деятельность.[4].Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из лиц с ограниченными возможностями здоровья, кто не способен участвовать в основном процессе занятости, являются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них занято инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности работающих инвалидов.

Главное, что работая на специализированных предприятиях, лица с ограниченными возможностями здоровья существуют, как бы в своей замкнутой социосистеме. Специализированная занятость, предоставляющая потенциальные возможности лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеет преимущества и недостатки. [22, с.431].

В большинстве случаев для работника с ограниченными возможностями здоровья специализированное рабочее место представляет единственную реальную возможность получить оплачиваемую работу. В то же время для обычных предприятий, на которых существуют специализированные виды работ и рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья, - это возможность получить обученного и исполнительного работника. Для государства существует возможность снизить расходы на социальные выплаты, предоставляя людям возможность заниматься оплачиваемым производительным трудом. Основными недостатками специализированной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья являются:

- заработная плата на специализированных предприятиях, как правило, очень низка из-за недостаточных или неправильных распределений субсидий или из-за устаревших технологий, плохих рабочих условий, недостаточной помощи работникам и т. д.;

-       довольно сложно внедрить простую и справедливую систему определения тех, кто нуждается в специализированных видах работ;

-       намерения обеспечить лиц с ограниченными возможностями здоровья специализированными видами работ может противоречить стремлению повышать производительность труда на специализированных предприятиях;

-       специализированные виды работ, хотя и необходимы для отдельных групп людей, могут привести к изолированию работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья от других категорий работников и создать отрицательное представление или стереотип для общества в целом. Не смотря на данные мероприятия, которые в максимальной степени пытаются быть реализованы различными органами государственной власти трудности на рынке труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья остаются острой проблемой, как для самим граждан, желающих быть занятыми, так и для общества в целом.

Относительно западно-европейских стран, наиболее широко и эффективно социально-трудовая (профессиональная) реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в землях Германии. Решением проблем социально-трудовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в этой стране заняты многие организации: государственные учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации.

Общее руководство деятельностью по реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, переобучение, трудоустройство. Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей. Услуги, предоставляемые гражданам с ограниченными возможностями здоровья при проведении профессиональной подготовки, включают в себя:

. определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная подготовка, включающая общее образование;

. профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение;

. помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий. [18, с.96

Комплекс мер по содействию профессиональной реабилитации лицам с ограниченными возможностями здоровья включает все виды помощи, необходимой для приобретения, улучшения, сохранения или восстановления трудоспособности, которая обеспечивает равенство шансов в конкурентной борьбе за постоянное рабочее место. В соответствии с §25 Закона «О профессиональном образовании» обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья должно проводиться на одном предприятии или в одном учреждении с гражданами не имеющими инвалидности. Параллельно учащиеся обязаны посещать профшколу. Такую форму профессионального обучения получают около 90 % лиц с ограниченными возможностями здоровья. Законами предусмотрена также подготовка в специальных учреждениях профессиональной реабилитации, где могут обучаться граждане с тяжелыми нарушениями (§11 Закона «О выравнивании уровней реабилитации»). В Германии функционируют 37 центров для профессиональной подготовки молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья (около 10 тыс. мест) и 21 центр профессиональной реабилитации и переподготовки (около 12 тыс. мест). Эти центры имеют необходимые медицинские, психологические, педагогические и социальные службы. Все затраты на пребывание в таких центрах, включая стоимость проживания и питания, несут соответствующие страховщики. Согласно §62 Закона «О содействии трудоустройству и профессиональному образованию», Федеральное правительство оказывает этим учреждениям поддержку в адаптации и разработке программ обучения, которые должны соответствовать требованиям рынка труда и учитывать потенциальные возможности реабилитирующихся граждан .

Так же существуют центры комплексной реабилитации, например как в г. Фольмарштейне. Данный центр представляет собой лечебно-санитарное учреждение, в его составе имеется ортопедическая клиника, отдел профессионального обучения с мастерскими, общежитием и санаторное отделение. В ортопедической клинике осуществляются оперативные вмешательства, имеется отделение физиотерапии, гидротерапии, лечебной [37, 393с.].

физкультуры. После оперативной коррекции и восстановительного лечения больные переводятся в отдел профессионального обучения.

Подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья ведется по 40 специальностям, в основном, по обработке дерева, металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подготовки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения гражданами ряда профессий и в результате такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет. Центр получает заказы от частных фирм, куда в дальнейшем из центра поступают на работу. Лица с наиболее выраженной патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских [18, с.96].

Во Франции две трети молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычных школах, но в большинстве своем - это особые классы в начальных классах и колледжах, которые либо состоят целиком из детей с различными видами отклонений, либо в каждом таком классе имеется несколько детей с инвалидностью, и вдобавок к обычным учителям этим детям помогает дополнительный учитель-воспитатель. В 2005 году был принят специальный закон, по которому директор школы не имеет права отказать в приеме ребенку с ограниченными возможностями здоровья из его района. Однако, тяжелые случаи пороков развития также нередки. Около 85 000 детей с инвалидностью получают образование в специальных учебно-лечебных заведениях, которые зависят не от министерства образования, а от министерства по социальным проблемам. Возможность обучаться на равне со здоровыми людьми, дает возможность более эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в общество. Не мало важную роль играет тот факт, что в 1996 году Министерством образования Франции был взят курс на утверждение концепции "воспитания ориентации". Она исходит из необходимости формирования у молодежи культуры профессионального самоопределения и преследует следующие цели:

ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением;

способствовать самостоятельной идентификации учащимися препятствий в реализации своего профессионального проекта, их анализу и нахождению способов преодоления трудностей при активном участии педагогов-воспитателей;

придать смысл обучению через профессиональный проект.

Содержание "воспитания ориентации" включает две области педагогической деятельности: знакомство с профессиями и путями их получения. А так же познание учащимися себя (своих потребностей, склонностей, интересов,возможностей). На первый план в профориентации выходит воспитательная деятельность педагогического коллектива школы, осуществляющего ее совместно с внешкольными специализированными службами и в соответствии со склонностями, способностями, потребностями учащихся, а также нуждами общества в кадрах соответствующего профиля.

Реализацию профориентации в рамках профессиональной реабилитации осуществляется на нескольких уровнях:

Внешкольная профориентация - это деятельность сети специальных служб различных уровней (государственного, академического, департаментского, местного), координируемых тремя министерствами: труда, здравоохранения и образования. Мельников А.Н. Формирование трудовых и профессиональных навыков у детей-инвалидов: сравнительный анализ/ А.Н. Мельников.- М.: 2003.- 184 с.

Государственный уровень представляет Национальное бюро информации по образованию и профессиям (ONISEP), которое находится в ведении Министерства национального образования Франции.

На академическом (региональном) уровне профессиональную ориентацию учащихся обеспечивают региональное представительство Национального бюро информации по образованию и профессиям и Академическая служба информации и ориентации.

Департаментский уровень представлен Центрами по информации и ориентации, непосредственно связанными со школами.

Местный уровень внешкольной профессиональной ориентации - это деятельность советников по ориентации - психологов в стенах учебных заведений, где они остаются независимыми специалистами. Руководство ими осуществляет директор Центра информации и ориентации департаментского уровня.

Внутришкольная профориентационная работа. Следует отметим, что среднее образование во Франции разделено на пять педагогических циклов, первые три относятся к обучению в колледже, два последних - в лицее. Каждый цикл связан с решением конкретных педагогических задач в области профессиональной ориентации учащихся.

Такая система оказания профессиональной ориентации наиболее эффективна, так как начинает работу с начала обучения ребенка в учебном заведении. На каждом этапе выполняются определенные задачи, которые позволяют в дальнейшем подобрать наиболее оптимальный вариант для профессионального образования и трудоустройства. В плане трудоустройства граждан за рубежом уже накоплен достаточный опыт по обеспечению занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья с помощью бирж труда. В Германии в составе бирж труда имеются специальные отделы профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в обязанности которых входит проведение врачебной экспертизы, профессиональных консультаций, подбор гражданам конкретных профессий и специальностей для обучения и трудоустройства, определение других мер, необходимых для интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в трудовую жизнь. С помощью отделов профессиональной реабилитации оказываются также посреднические услуги в трудоустройстве.

На биржах труда созданы центры профессиональной информации. В них лица с ограниченными возможностями здоровья могут самостоятельно или с помощью консультанта получить исчерпывающую информацию о профессиях путем просмотра фильмов, брошюр, информационных проспектов, докладов, выставок. Так же имеются информация обо всех действующих в стране реабилитационных учреждениях. Консультации проводятся по телефону, в письменной форме, индивидуально или в группе. [18, с.97].

В сложных случаях биржа отправляет граждан на испытание в центры профессиональной реабилитации на срок 2-3 недели. Результаты испытаний вместе с дальнейшей программой подготовки отправляется на на биржу труда.

Услуги биржи труда по содействию в трудоустройстве включают:

-        информацию о свободных рабочих местах на рынке труда;

-       консультацию специалистов биржи труда;

-       помощь в правильном оформлении заявлений для приема на работу.

Пользование услугами биржи труда - дело для лиц с ограниченными возможностями здоровья добровольное и бесплатное. В том числе биржа труда оплачивает расходы по оказанию помощи гражданам (проезд от дома до работы в течении 2-х лет) и работодателям (выплачивают дотации для оснащения рабочего места, в течении испытательного срока).

Органы по труду и занятости во многих других странах (Франция, Канада, Норвегия, Австрия, Бельгия, Аргентина) осуществляют содействие занятости аналогичным образом.

В Германии установлена квота рабочих мест для (проезд от дома до работы в течении 2-х лет) - 6% и обязанность выплаты денежного штрафа в случае невыполнения установленной квоты. Эту квоту должны исполнять все предприятия и общественные учреждения, штат которых превышает 15 человек.

Подобные квоты установлены также во Франции - 6%. Австрии - 4%, Греции, Ирландии - 3%. [21, с.243].

Во Франции, чтобы компенсировать недовыполнение нормы, каждое второе предприятие платит отчисления Ассоциации по управлению фондам с целью профессионального устройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (AGEFIPH). Согласно статистике за 2007 год, AGEFIPH оказала помощь более чем 260 000 инвалидов. 83 000 инвалидов получили работу или сохранили рабочие места и 144 000 человек прошли различные курсы профессионального обучения.

Так же в западно-европейских странах существует форма поощрения работодателя, выполняющего норма и обязанности в области трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. На пример во Франции Высшая инстанция по борьбе против дискриминации и за равенство выплачивает работодателям выполняемым квоту по приему на работу лиц с инвалидностью премию в размере 1600 евро за предоставление трудового контракта на срок не менее 12 месяцев. Западно-европейская система содействия занятости дает реальный шанс гражданам с инвалидностью быть трудоустроенными и независимыми, а так же активно стимулирует работодателей на активное участие в сфере занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В России политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья долгие годы строилась на принципах изоляции и компенсации, что породило незнание обществом проблем этих людей, неподготовленность материально-технической, социальной и правовой базы для их решения.

Проанализировав отечественный и зарубежный профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что для России и западно-европейских стран есть как сходные, так и различные черты, которые изложены в таблице №1.

Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом

Таблица №1

Россия

Западно-европейские страны

сходства

 1. Развитие четырех форм профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: специализированные учебные заведения, интегрированные, инклюзивная формы обучения и дистанционное обучение; 2. создание специализированных учебных заведений различных уровней подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья; 3. предоставление услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке; 4. создание специализированных предприятий и рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья; 5. закрепленное законодательством квотирование рабочих мест на предприятиях для лиц с ограниченными возможностями здоровья; 6. штрафные санкции для работодателей за не соблюдение квоты; 7. содействие в занятости и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья; 8. действуют фонды занятости для отчислений средств работодателей, не принимающий лиц с ограниченными возможностями здоровья на квотированные рабочие места;  9. предоставление льгот работодателям, использующих труд лиц с ограниченными возможностями здоровья.

различия

Россия

Западно-европейские страны

Количество учреждений

- не большое количество учреждений, оказывающих профессиональную реабилитацию лицам с ограниченными возможностями здоровья;

 - более развитая система оказания профессиональной реабилитации в государственных и негосударственных структурах;

Услуги по профессиональной ориентации

- спектр услуг, оказываемых в рамках профориентации меньше, чем в западных странах. Упор делается на определении личностно-профессиональных качеств и физических особенностей, а изучение особенностей профессий уделяется меньшее внимание;

- расширенный спектр услуг, охватывающий изучение не только лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и предлагаемые специальности;  - осуществление помощи в лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптации на рабочем месте;

Уровень трудозанятости

- низкий уровень занятости (только 12%) лиц с ограниченными возможностями здоровья заняты на специализированных предприятиях из-за отсутствия помощи в адаптации на рабочем месте;

- процент квотируемых рабочих мест почти в 2 раза выше (6%), при условии, что численность штата предприятия почти в 2 (15-20 человек) раза выше, чем в России;  - активно действующие биржи труда;

Нормативно-правовое обеспечение

- не разработаны нормативные документы по расчету стоимости рабочих мест, а отсутствие таких документов не позволяет применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим в приеме на работу на квотируемые рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 - расширенная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья;  - применение штрафных санкций для работодателей;  - высокий процент квот на рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Политика по отношению к работодателям

 - в основном, льготы предоставляемые при принятии на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья не покрывают затрат на оборудование специального рабочего места;  - слабая политика по стимулированию и поддержке работодателей;

 - политика по стимулированию активной позиции работодателей по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; - работодателям выплачиваются дотации для оснащения рабочего места, в течении испытательного срока;

Доступность образования

 - из-за слабой интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс на равне со здоровыми обустройство зданий не приспособлено для данной категории граждан.

 - не смотря на большое количество учреждений образования и реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья преобладает система совместного обучения вместе со здоровыми гражданами;

Содействие в трудозанятости

 - содействие в трудоустройстве реализуется через центры занятости населения, но процесс трудоустройства лиц с ограниченными возможностями очень низкий;  - отсутствует помощь в адаптации на рабочем месте;  - не реализуются меры по организации специальных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 - активная деятельность бирж труда включает в себя различный спектр услуг, в том числе активная помощь в адаптации на рабочем месте, помощь в организации специальных рабочих мест;  - оплата расходов граждан из числа лиц с ограниченными возможностями на передвижение до работы, питание и т.д. (в течении 2 лет);


Не смотря на то, что политика государства изменилась по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, провозглашая профессиональную реабилитацию заключительным этап интеграции и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум, в масштабах страны и всех видов комплексной реабилитации данный этап является наиболее сложным и проблематичным. Но тем не менее практика показывает, что некоторые учреждения, уже накопили интересный опыт по оказанию профессиональной реабилитации лицам с ограниченными возможностями здоровья. Одним из примеров такого учреждения является институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, деятельность которого мы рассмотрим в следующей главе.

.2 Программа реабилитации лиц с нарушением слуха студентов ИСР НГТУ «Выпускник»

«Модель специалиста представляет из себя набор финальных выходных целей, которые всегда имеют комплексный характер».

С.Д. Смирнов

Наступил XXI век. Общество предъявляет особые требования к профессионализму, к людям знающим своё дело, способным на самостоятельные решения и инициативы, способных нести ответственность, творить, созидать. На рынке труда появляются новые «модные» профессии, комплексные специальности, а старые - видоизменяются.

Парсонс Ф. - американский психолог считал, что для профессионального самоопределения надо знать три вещи:

1.      Хорошо представлять свои способности, возможности, их границы, интересы, а также слабости.

2.      Изучить условия различных видов труда, чтобы знать какие качества необходимы для успешного выполнения той или иной работы. Изучить перспективы и границы служебного роста.

.        Анализ своих способностей, возможностей и их соотнесённость требованиям профессии.

По мнению Климова Е.А., «профессиональное самоопределение, понимаемое, как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться по крайней мере на двух взаимосвязанных уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)». Связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в важных сферах жизни неразрывно.

Человеку с нарушенным слухом особенно трудно в современном мире найти своё место среди множества профессий и сориентироваться на рынке труда. Поэтому необходима специальная психолого-педагогическая работа по первичной профессиональной адаптации студентов-выпускников ИСР НГТУ, которую можно проводить на финальных этапах профессионального обучения.

Программа «Выпускник» предназначена для студентов инженерно-технического направления, декоративно-прикладного и гуманитарного (социальная работа) направления.

Цель программы:

Первичная социально-профессиональная адаптация студентов-выпускников и планирование своего профессионального пути.

Задачи:

·   овладение эффективными способами поиска работы с целью профессионального самоопределения студентов с нарушениями слуха и умениями ориентироваться на рынке труда;

·   закрепление навыков оформления новых видов деловых бумаг и документации.

Воспитательные:

·   формирование активной и инициативной позиции студентов в профессиональном выборе и определении профессиональной области;

·   усиление внутренних резервов личности, повышение навыков жизни в социуме.

Развивающие:

·   повышение профессиональной мотивации и профессиональной направленности студентов в профессиональном самоопределении;

·   повышение уровня коммуникативных знаний, умений, навыков.

Этапы программы:

Диагностический. Диагностика сформированности профессиональной направленности и профессиональной готовности студентов-выпускников ИСР НГТУ. Проводится в комплексе с диагностикой профмотивации и диагностикой некоторых личностных качеств (самооценка, уровень притязаний, тревожность). Приложение А

Информационно-консультативный.

Таблица А.9 - Проведение спецкурса «Как искать работу»

№ п/п

Тематика

Вид занятия

Часы

1.

Практические занятия «Технология резюме», «Источники поиска работы»

Лекция

2 ч.

2.

Домашнее задание: напечатать и принести бланк резюме на проверку



3.

Формированию навыков эффективной самопрезентации при трудоустройстве (Личный план трудоустройства)

Лекция

2 ч.

4.

Занятие по коллаж-терапии «Моя жизнь после ИСР НГТУ»

Практ. занятие


Организационно-действенный.

1. Знакомство с государственными и негосударственными службами занятости (Балтиз - бюро альтернативного трудоустройства и занятости молодёжи г. Новосибирска). Рекомендуется экскурсия.

2. Приглашение студентов-выпускников на ярмарки рабочих мест.

Прогнозируемые результаты:

В результате проводимых мероприятий каждый студент - выпускник:

·   приобретёт знания и умения в построении плана профессиональной карьеры и самостоятельного поиска работы;

·   составит индивидуальное резюме, индивидуальный план поиска работы;

·   будет уметь работать с разнообразными видами источников информации о вакансиях;

·   будет знать условия найма, увольнения и отстранения от работы;

·   информирован о различных учебных заведениях, центрах по обучению и переобучению, курсах повышения квалификации.

Глоссарий

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатка развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к особым нуждам инвалида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

Реабилитация - система различных мероприятий, направленных не только на компенсацию имеющего дефекта, но и на его предупреждение .

Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановления их социального статуса и статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, различных видов патронажа и социального обеспечения.

Социальная реабилитация глухих - это комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, целью которых является реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни и изменение отношения общества к глухим, развенчание мифа об их ограниченных умственных и физических способностях.

Социально-бытовая адаптация - приобретение больным или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособлении к новым условиям жизни.

Социально-средовая адаптация - это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения, пользования гражданскими правами.

Социально-средовая реабилитация глухих - социальные методами обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда.

Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ «Об образовании»« от 20.07.2000г. № 102-ФЗ.

2. Постановление Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996 г.

. Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347 «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».

5. Алферова Т.С., Потехина О.А. Основы реабитологии. -М.: Проспект, 2006. -275 с.

. Андреева О.С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и медико-социальная экспертиза// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. -2009.-№4. - с.20 - 27 .

. Беляков, В.В. Значение психолого-педагогической службы в системе профессиональной подготовки детей и подростков с нарушениями слуха / В.В. Беляков// Дефектология. -2004. - N 6. - С. 44-45.

. Богданова Т.Г. Сурдопсихология : учебное пособие для студентов педагогических вузов. -М., Академия, 2002.-223 с.

. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2003.-248с.

10. Веричева О.Н. Социокультурная реабилитация студентов с ограниченными возмоностями здоровья в условиях учреждений высшего

11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Издательство: «КолосС». -М.: 2008.-654 с.

. Выготский Л.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т.М. Лифанова, Авт. коммент. М.А. Степанова. М.: Просвещение,1995 . -527 с

13. Головко С.Г. Модель социальной реабилитации инвалидов//Отечественный журнал социальной работы. -2008. -№3.

. Дементьева Н.Ф., Старовойтова Л.И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы. --2010.

15. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Изд-во «Логас», 2006. -224с

. Зозуля А.В. Комплексная реабилитация инвалидов. Учебник. -М.: Изд-во «Кнорус», 2005. -320 с.

17. Караваева Г.В. Интернет-технология как средство социокультурной реабилитации инвалидов/Организация комплексного подхода к социальной реабилитации инвалидов. Опыт. Проблемы. Перспективы:тезисы и доклады международного российского-казахского научно-практического семинара 6-8 сентября 2010г./Коллектив авторов. - новосчибирск: Изд-во НГТУ, 2011. -240с.

18. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы/ Р.В. Корнюшина.- Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004.-96

.Лаврова О.С., Рязанов Д.И., Д.П Падун Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации. М.: ЦИЭТИН, 2000. -58 с.

. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов:Учебное пособие/В.С. Ткаченко. -М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010. -384с.

. Основы реабилитации инвалидов в системе социальной работы // Развитие социальной реабилитации в России. М. 2000.-431 с.

. Особенности организации профессиональной подготовки инвалидов по слуху/ Е.В. Траулько, С.Б. Патрушев, Г.С. Птушкин, М.Г. Гриф // Материалы I Общероссийской электронной научной конференции, Научно-инновационный центр, Красноярск, 2010. -459 с.

24. Птушкин Г., Дегтярева Т., Старикова И. Организация непрерывного многоуровневого профессионального образования для инвалидов в сибирском регионе/Доступность высшего образования для инвалидов: проблемы и перспективы: Сб. науч. ст. / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2004. -160 с.

25. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.-260 с.

. Социализация и профессионально-трудовая реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т ; -Новосибирск : НГТУ, 2006.-155 с..

. Социальная работа с инвалидами /Под.ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. - М., 1996. -398 с.

. Социальная реабилитация :Учебное пособие/Руденко А.М., Самыгин С.И. -Ростов н/Д: Наука-спектр; М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2011. -320с.

29. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов: под общей редакцией В.И. Ломакина-Румянцева, B.C. Шипулиной. --М., 2008. -149 с.

. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов:учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Завед./В.А. Бронников,Т.В. Зозуля, Ю.И.Кравцова, М.С. Надымова; под науч. Ред. В.А. Бронникова; Перм.гос.ун-т.-Пермь, 2010. -530с.

. Современные технологии слухоречевой реабилитации детей с нарушенным слухом/ Королева И.В. #"807111.files/image001.gif">

8. В каком регионе Вы планируете искать работу?

а) Новосибирск.

б) Новосибирская область.

в) Другие варианты (напишите, пожалуйста):

. Есть ли ограничения в выборе работы?

а) По состоянию здоровья.

б) По личным и семейным обстоятельствам.

в) Нет ограничений в выборе места работы.

г) Другой ответ:_____________________________

Желание работать в период обучения

. Подрабатываете ли Вы в свободное от учёбы время?

а) Да.

б) Нет, в этом нет необходимости.

в) Не подрабатываю, но очень заинтересован.

. Дайте характеристику устраивающей Вас занятности:

(пока не найдёте работу):

Вид деятельностиСфера деятельности:

курьерская работа-торговля

работа на компьютере

производство

работа на 2-3 часа на постоянном -образование

рабочем месте-строительство

Другое (напишите, что именно):______________________________________________

. Дайте, пожалуйста, характеристику своих личных и деловых качеств:

. Если после окончания института Вы не найдёте самостотельно работу, к кому Вы обратитесь за помощью?

. Чувствуете ли Вы не уверенность в себе?

16. Готовы ли Вы в жизни к трудностям?

Содействие ИСР НГТУ, службы занятности

17. В каких услугах ИСР НГТУ, службы занятности Вы заинтересованы?

а) Информация о вакансиях на предприятия г. Новосибирска, области, по месту жительства; информация о развитии предприятий района?

б) Консультации по вопросам трудоустройства, возможностей работы за рубежом и пр.

в) Информация о профессиональных заведениях.

г) Рекомендации по составлению резюме, автобиографии и других документов, необходимых при трудоустройстве.

д) Содействие в поиске временной, сезонной работы, частичной занятности в период обучения.

е) Другое (напишите, пожалуйста, что именно

. Достаточно ли ИСР НГТУ проводит мероприятий с выпускниками по поводу дальнейшего построения жизненного пути, подготовки к поиску работы?

а) да, б) нет,в) кое-что пригодиться в жизни

Напишите какие бы Вы хотели мероприятия дополнительно:

«_____»_______200__г. _______________подпись

Приложение Б

Составление персонального резюме

Цель - актуализировать представления участников о способах привлечения внимания к наиболее выигрышным сторонам своей личности. Развивать навык самопрезентаци, способность объективно оценивать свои достоинства и недостатки.

Оборудование - образец типового резюме, памятка по написанию резюме, листок и ручка по количеству участников.

Ход занятия

Вводная часть: участникам объявляется тема занятия. Даем актуальность данной темы, ведем обсуждение. Выдается понятие «резюме» (приложение1), его характеристика и преимущества перед другими видами передачи данных при устройстве на работу. Затем рассматриваются основные пункты, которые необходимо соблюдать при написании резюме, поясняем как лучше составить резюме, например резюме с «изюминкой» (приложение 2). Напоминаем об основных ошибках, которые могут быть допущены при написании резюме.

Основная часть: участникам предлагается на рассмотрение вариант типового резюме. Обсуждаются общее впечатление и отдельные графы.

Практическая часть: участникам предлагается ситуация: они хотят устроиться на работу в компанию или фирму (желаемую должность и направление работы они выбирают сами), их задача составить такое персональное резюме, которое привлекло бы внимание работодателей.

Примечание: можно предложить участникам написать резюме на одну должность, чтобы потом можно было сравнить, какими компетенциями, по их мнению, должен обладать специалист, претендующий на вакантное место.

Затем участники меняются своими резюме, встают на место работодателя и оценивают, на сколько резюме удачно и соответствует требованиям работодателя.

Примечание: у участников могут возникнуть трудности, поэтому ведущий может показать участникам алгоритм оценивания резюме (приложение 3)

Заключительная часть: Участники обсуждают резюме, оценивают сильные и слабые стороны, определяют, таким образом, критерии «удачного резюме». В ходе обсуждения будут ответы на следующие вопросы:

1.      Что привлекло внимание при прочтении резюме?

2.      Какие пункты резюме являются приоритетными (главными)?

.        Какие умения и достижения необходимы для привлечения внимания потенциального работодателя?

Домашнее задание: напечатать и принести бланк резюме на проверку.

РЕЗЮМЕ - КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ?

Это - Ваш основной документ. В подавляющем большинстве случаев, решение о приглашении на интервью работодатели принимают после ознакомления с резюме. Поэтому подготовке резюме нужно уделить самое пристальное внимание.

) Первым делом укажите фамилию, имя, отчество и контактные данные: телефон, факс, e-mail. Обязательно «озвучьте» свою цель - желаемую должность. Информация о желаемой должности является очень важной. Вряд ли работодатель будет гадать, на какую позицию Вы претендуете. Сообщите ему об этом, иначе велика вероятность того, что Ваше резюме будет рассмотрено на вакансию не представляющую для вас интереса.

Если Вам не хватает опыта работы по специальности, необходимо включить в резюме весь опыт работы:

l   производственную практику на старших курсах, летнюю работу

l   временную работу в проектах

l   помощь преподавателям в вузе

Вы должны показать, что умеете работать и добиваться результатов. Особенно выделите опыт, значимый для вакансии, на которую претендуете. Постарайтесь разбить описание работы на фрагменты и детально их разъяснить. Например, недостаточно просто сказать, что Вы были секретарем. Разделите описание этой работы на функциональные обязанности, такие как: прием входящих телефонных звонков, работа с входящей корреспонденцией, встреча посетителей компании, др. Вы можете пользоваться описанием вакансии для того, чтобы более точно формулировать свой опыт для конкретной вакансии. Иногда очень полезным бывает использование в резюме терминов, используемых работодателем в описании вакансии.

3)Если опыта нет совсем, то тогда надо подробно остановиться на образовании.

Помимо ВУЗа, периода обучения и специальности, укажите научные проекты, курсовые, дипломные работы, если темы соответствуют сфере будущей занятости.

Не следует перечислять в резюме все предметы, которые Вы изучали в вузе. Однако, если изученный предмет необычайно важен для желаемой позиции, его все же стоит указать.

Включите в резюме информацию о ваших наградах и достижениях. Например:

· Выигранные гранты, конкурсы («Лучший проект» и т.п.)

· Назначения, выборные должности (например, староста курса)

· Средний балл успеваемости (если он выше 4)

) В разделе «Дополнительное образование» укажите только те курсы и тренинги, которые отвечают намеченной цели.

) Навыки. Обязательно укажите технические навыки и навыки работы с программами ПК. Если Вы работали в группах или делали проект в одиночку (и эти проекты были успешны), укажите в качестве навыка «умение работать в команде», «навык самостоятельной (например, исследовательской) работы».

) Дополнительная Информация. Здесь важно донести до работодателя именно ту информацию, которую Вы бы хотели, чтобы он учел при рассмотрении Вашей кандидатуры. Здесь можно указать также то, что может пригодиться для выполнения соответствующих должностных обязанностей: личные качества, деловые связи, водительские права, наличие автомобиля, готовность к командировкам и ненормированному рабочему дню.

Это основные этапы написания правильного и достойного резюме.

И еще несколько советов:

l   НЕ рекомендуется указывать в резюме Ваши антропометрические данные (рост, вес и т.п.), знак зодиака, социальное происхождение, вероисповедание, политические взгляды, национальность, хобби и увлечения (исключением могут быть те, которые соответствуют главной цели).

l   Составляя резюме, постарайтесь поставить себя на место работодателя и спросите, зачем Вам, как работодателю, знать те или иные сведения о кандидате и что Вам было бы интересно спросить у него.

l   Самую важную информацию, которая должна привлечь внимание работодателя, поместите в начало резюме.

l   Для проверки попросите трех друзей прочитать резюме и рассказать вам, что они запомнили и какие выводы сделали.

l   Четко укажите цель поиска работы. Постарайтесь не писать неконкретных и излишне амбициозных заявлений.

l   Исключите незначимую информацию. Если в объявлении о вакансии не было особого требования, не присоединяйте к резюме рекомендательные письма, копию вкладыша диплома или сертификатов.

l   Ошибки, опечатки, разнобой в форматировании текста, плохое качество бумаги или печати в резюме недопустимы. Они создают весьма негативное впечатление об авторе.

l   Не следует делать свое резюме «экзотическим» - то есть писать его в форме эссе, оды, притчи или монолога. Желая привлечь внимание работодателя и выделиться из толпы остальных кандидатов, в данном случае Вы, скорее всего, получите обратный эффект.

l   И последнее: не забывайте, что работодатели терпеть не могут строить предположения о квалификации и угадывать, какая вакансия интересует соискателя. Мало просто сообщать об изученных предметах и специальности, заявленной в дипломе. Обязательно нужно добавить графу «Цель» и перечень навыков, значимых для интересующей Вас должности. Покажите работодателям, что Вы способны анализировать прошлое и планировать будущее.

l   Отправляю резюме в адресной строке не пишите всех потенциальных работодателей.

l   Текст резюме должен быть читабельным и разборчивым (12-14 шрифш, шрифт лучше без засечек, например Ariel).

l   Не пишите в теме письма слово «Резюме» - такое письмо очень похоже на спам, поэтому лучше написать что-то вроде: «Ищу работу менеджера». Если знаете имя адресата, то уже в теме напишите «Для Евграфа Евграфовича». В теле же письма не забудьте черкнуть пару строк о том, как вышли на эту организацию и чего от нее хотите.

РЕЗЮМЕ (образец)

Персональные данные

Адрес<вписать адрес>

Телефон<вписать телефон>

E-mail<вписать e-mail>

Дата рождения<вписать дату рождения>

Семейное положение<вписать семейное положение>

Предполагаемая позиция

<указать должность, на которую претендуете>

Опыт работы

<месяц-год>-настоящее время.

<место работы, должность, описание работы>

<месяц-год>-<месяц-год>

<место работы, должность, описание работы>

Образование<указать образование>

<месяц-год>-настоящее время.

<учебное заведение, полученная специальность>

<месяц-год>-<месяц-год>

<учебное заведение, полученная специальность>

Умения и навыки

<укажите ваши умения, которые подчеркивает ваше соответствие позиции, на которую вы претендуете, а так же навыки, которыми владеете>

Владение иностранными языками (указать какими и в какой степени)

Дополнительная информация

<укажите любую дополнительную информацию, которую вы считаете нужным сообщить.

Например, наличие водительских прав, заграничного паспорта и т.д.

А текже персональные данные, личные характеристики, которыми владеете и считаете наиболее важными и значимыми для работы.>

Приложение В

Личный план трудоустройства

1.      Определите свои сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки.

2.      Выберите до 5 видов деятельности, которыми Вы хотели бы заниматься (определите приоритеты).

.        Подготовьте все данные для резюме и напишите несколько видов резюме (для той или иной работы). Подготовьте все копии дипломов и других необходимых документов.

.        Подготовьте сопроводительные письма.

.        Составьте список всех частных агентств по трудоустройству с реквизитами.

.        Изучите специфику их работы.

.        Составьте список всех потенциальных и интересующих Вас работодателей. Соберите максимум информации о них.

.        Изучите возможности ИНТЕРНЕТ по трудоустройству.

.        Подготовьтесь к тестированию (познакомьтесь с рекомендованными материалами).

.        Подготовьтесь к собеседованию с потенциальным работодателем.

.        Изучите и проанализируйте причины отказа.

.        Планируйте дальнейший поиск.

Похожие работы на - Социальная реабилитация лиц с нарушением слуха

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!