. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания РФ - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект Конституционного совещания стал уже не альтернативным, а основным.
Конституционная комиссия поставила себе новую задачу - разработать механизм выхода из кризиса: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции. 3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет. В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло. 15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента. На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против - 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.
Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 года. 12 декабря 1993 года - День Конституции РФ.
3. Подготовка и принятие Конституции
В подготовке действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. важную роль сыграло Конституционное совещание, созванное на основе Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». Этот форум был призван выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России. Существовавший в то время высший законодательный орган - Съезд народных депутатов, принявший еще в 1991 г. решение о разработке новой
Конституции Российской Федерации, под разными предлогами тормозил ее принятие. Продолжался процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию страны 1978 г. Несмотря на эти поправки (а их было более трехсот). Конституция не могла уже быть юридической базой происходящих в российском обществе перемен. Нужен был новый основной закон, который бы отразил коренные изменения, происшедшие в связи с крахом тоталитарного режима и распадом советской империи.
Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания.
На Конституционном совещании обсуждался проект Конституции, внесенный Президентом Российской Федерации. Одновременно рассматривались многочисленные замечания и предложения граждан и проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией. В результате длительной работы - с июня по октябрь 1993 г. - был выработан новый проект Конституции Российской Федерации, который и был вынесен на общенародный референдум.
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем участвовало 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58, 4 процента.
Референдум стад принципиально новым способом принятия Конституции в истории России. Слова в самом начале Преамбулы и в самом ее конце вполне отразили результаты всенародного голосования: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
4 Основные черты и особенности Конституции Российской Федерации 1993
Структура и содержание Конституции Российской Федерации. Структура российских конституций на разных этапах ее развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной конституции. Естественно, что на первом месте в структуре советских конституций были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых советских конституциях вообще отсутствовали. Лишь в Конституции РСФСР 1938 г. права и свободы значились в одной из последних глав.
По структуре Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.
Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных положений конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. Нормы первой главы закрепляют принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение пр ав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.
Российская Федерация определяется в Конституции как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его территориально-государственного устройства. Определение государства в качестве правового означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости прав и свобод человека. Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями. Утверждение, что российское государство является социальным (ч. 1 ст. 7) означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке. Конституционная характеристика государства как светского (ст. 14) означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.
Глава о правах и свободах человека и гражданина следует в новой российской Конституции сразу же вслед за главой об основах конституционного строя. Место этой главы в Конституции свидетельствует о том значении этой проблемы, которое придается ей в нашей стране. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию включены все права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из их естественного и неотчуждаемого характера: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадалежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Права и свободы признаются Конституцией непосредственно действующими. Это значит, что если человек руководствуется ими, то его поведение является правомерным. Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного саомуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Важно подчеркнуть и закрепленный Конституцией принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации. Каждый гражданин России обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.'
Третья глава Конституции закрепляет федеративное устройство страны. Место этой главы в Конституции определяется тем, что российское государство по форме своего территориального устройства - не простое, унитарное, а союзное, состоящее из государств (республик) и государствоподобных образований, близких по статусу к государству (края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Федеративное устройство базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, которые во внутрифедеративных отношениях являются равноправными. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.
Статьи четвертой, пятой, шестой и седьмой глав Конституции Российской Федерации 1993 г.
На законодательном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, судебную - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван «обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).
Первый раздел Конституции завершается главой девятой, регулирующей порядок внесения конституционных поправок и пересмотр Конституции.
Заключительные и переходные положения в Конституции Российской Федерации являются ее вторым разделом, имеющим девять частей. В первой части раздела устанавливается, что Конституция вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, и что одновременно прекращается действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, устанавливается, что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ. Во второй части «Заключительных и переходных положений» устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, а в третьей - шестой частях - об осуществлении полномочий Президентом, Правительством и судами Российской Федерации в связи с установленными Конституцией их новыми полномочиями.
Седьмая-девятая части второго раздела Конституции Российской Федерации устанавливают порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания и возможность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства Российской Федерации.
. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
Верховенство Конституции закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, - утверждение нового конституционного строя, правового государства. Признание верховенства Конституции означает также подчинение государства Конституции.
Верховенство Конституции имеет и другой аспект. Оно актуально в контексте провозглашения России федеративным государством и вытекает из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. В-этом смысле верховенство предполагает также юридически строгое разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Высшая юридическая сила Конституции РФ означает, что Конституция в иерархии правовых актов Российской Федерации занимает высшее место. Она обладает верховенством над законами и иными правовыми актами. Поэтому в самом тексте Конституции поясняется, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). При этом соответствовать Конституции должны не только акты федеральных государственных органов, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации и олицетворяет собой единство системы государственной власти.
Верховенство Конституции Российской Федерации в правовой системе всей страны и ее высшая юридическая сила обеспечиваются механизмом ее реализации и охраны.
Конституция Российской Федерации является нормативным актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях России не было. Она означает, что новая Конституция Российской Федерации не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах.
Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, в следующих случаях:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы и обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Однако это совсем не означает, что положения Конституции не нуждаются в конкретизации путем принятия текущих законов. В ряде статей Конституции это предусмотрено. Например, в ст. 6 содержится отсылочная норма о том, что гражданство в Российской Федерации «приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом». В ст. 47 Конституции предусмотрено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Но это право реализуется «в случаях, предусмотренных федеральным законом».
Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик и уставов других субъектов Федерации. Каждая республика (их в составе Российской Федерации 21) имеет свою конституцию, что вытекает из ее статуса как государства. Другие субъекты Федерации - края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа имеют уставы, которые по форме, структуре и содержанию являются фактически конституционными. актами.
Конституция РФ, в отличие от советских конституций, не указывает на необходимость соответствия Конституции Российской Федерации как конституций республик, так и уставов других субъектов Федерации. Субъектам Федерации обеспечивается широкая самостоятельность самим определять пределы конституционного и уставного регулирования. Они практически самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти, их названии, структуре, компетенции, о наличии главы субъекта Федерации (в республиках - президента, в краях и областях - губернатора и т.д.) и его компетенции, определяют взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти, систему органов местного самоуправления. В Конституции РФ отмечается лишь, что обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации (п. «а» ст. 72). Важно, однако, обратить внимание на то, что указание в Конституции РФ на «совместное ведение» не определяет, какие вопросы в этой сфере правомочны решать Федерация, а что - ее субъекты. Поэтому при определении меры участия Федерации в решении вопросов о соответствии федеральной Конституции конституций республик и уставов других субъектов Федерации необходимо иметь в виду другие положения Конституции РФ.
Прежде всего положения конституций и уставов не могут противоречить основам конституционного строя, установленным федеральной Конституцией. Такие основы составляют совокупность важнейших принципов и основных ее положений, образующих первичную нормативную базу как для остальных положений Конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. Нормы первой главы Конституции закрепляют, в частности, принципы народовластия, верховенства Конституции, государственный суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др. Ни одному из этих принципиальных положений федеральной Конституции не могут противоречить конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Субъекты Федерации не вправе устанавливать какие-либо ограничения этих положений Конституции РФ.
Необходимо указать и на положение федеральной Конституции о том, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Они, в соответствии с Конституцией, «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Следовательно, субъекты Федерации не вправе ограничивать прямое действие норм Конституции и установленный ею объем прав и свобод человека и гражданина. Субъекты Федерации в своих конституциях или уставах могут лишь усиливать правовые и иные гарантии реализации тех прав и свобод, которые записаны в федеральной Конституции.
Определенный характер соответствия конституций республик и уставов других субъектов Федерации Конституции РФ обусловливают и другие положения последней. Так, статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ч. 1 ст. 66), а статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется федеральной Конституцией и уставами этих субъектов Федерации (ч. 2 ст. 66). Изменение же статуса субъекта Федерации может быть осуществлено только по взаимному согласию Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66). Кроме того. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области и автономного округа федерального закона об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 66), а также законов, регулирующих отношения края или области и автономного округа, входящего в их состав (ч. 4 ст. 66).
Понятие «соответствие конституций республик и уставов других субъектов Федерации федеральной Конституции» имеет правовое содержание, которое может быть установлено путем анализа соответствующих норм Конституции РФ и норм конституций республик и уставов других субъектов Федерации. Поэтому разрешение дел о таком соответствии возложено на Конституционный Суд по запросу перечисленных в ст. 125 Конституции РФ государственных органов. Положения конституций республик и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу и подлежат устранению.
Заключение
Политические кризисы начала 1990-х годов резко обострили социально-экономическую ситуацию в стране. Появилась проблема отставания правовых норм от реалий жизни, необходимость изменения законодательства, в основе которого лежала Конституция РСФСР (1978 года), стала очевидной. Систематическим принятием изменений и дополнений к Конституции РСФСР (1978 года) удавалось только на определенное время разрядить напряженность, но не решить проблему. Это было возможно, лишь разработав и приняв новую Конституцию.
Рассматривая причины противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в Российской Федерации, в качестве одной из главных можно выделить особенности эволюции правовой и политической систем в СССР - России, которая обусловила появление и выделение из структуры действующей власти новых государственных органов, претендовавших на ведущие позиции.
Съезд народных депутатов и Верховный Совет стремились сосредоточить постепенно всю полноту власти в обновлявшейся России и вели борьбу с Президентом. Июнь 1991 года стал знаковым для новой России, именно в этот период Президентом РСФСР был избран Б. Ельцин, являвшийся в то время самым популярным политиком России. Введение поста Президента и особенность его политического статуса не позволяли Конституции РСФСР 1978 года четко определить его функции и место в будущей системе государственной власти России. Кроме того, начатые экономические и политические преобразования привели в целом к общему снижению уровня управляемости социальными процессами. Передача властных функций от общесоюзного «Центра» к «российскому», привела к ослаблению централизованного влияния на экономику и политику, межнациональные отношения и социальные процессы.
Августовские» события 1991 года стали свидетельством полного отсутствие твердой политической власти в стране, дисциплины и контроля за исполнением решений. В государстве резко усиливались ощущения нестабильности общества, углубления экономического и структурно-функционального кризиса всей политической системы, который быстро охватил горизонтальные и вертикальные параметры, парализовав весь механизм власти и управления. О необходимости в таких условиях разработки новой Конституции говорил Б.Н. Ельцин: «масштабная конституционная реформа давно назрела. Путь, который был избран по укреплению конституционных основ нашего государства, - через внесение поправок в действующую Конституцию, годился до августа. Сейчас он исчерпал себя. Как бы мы не меняли отдельные ее статьи и положения, все равно дух, смысл Основного Закона, по которому все еще живет Россия, остается прежним».
С целью выработки проекта новой Конституции России были созданы два совещательных органа: Конституционная комиссия и Конституционное совещание. В результате их деятельности были разработаны два проекта новой российской Конституции: проект Конституционной комиссии, одобренный Верховным Советом РСФСР, и «президентский» проект, доработанный и одобренный Конституционным совещанием.
Работа Конституционной комиссии первоначально протекала в условиях существования СССР и относительного единства ветвей власти. С получением чрезвычайных полномочий на V СНД РФ Президент постепенно ускорял процесс разработки и принятии новой российской Конституции, изменяя ситуацию. Непринятие новой Конституции России на VI СНД РФ сохранило отмеченное выше противоречие в структуре государственной власти России. Понимание того, что, получив чрезвычайные полномочия, Президент одновременно получил и возможность концентрировать в своих руках значительное количество рычагов власти, способствовало росту амбиций Президента настолько, чтобы со временем полностью избавиться от контроля политической системы. Ситуация в стране менялась, и Б.Н. Ельцина все меньше стал устраивать проект Конституционной комиссии, которую он формально возглавлял. Кроме того, VI СНД РФ были выявлены различные цели и задачи законодательной и исполнительной ветвей власти в отношении преобразований в России, при этом вопрос о новой российской Конституции имел большое значение постольку, поскольку именно новая Конституция России могла закрепить те или иные политические реалии, сложившиеся в обновленном российском обществе. Во время Съезда была обозначена тенденция противопоставления двух фигур: Р. Хасбулатова как Председателя ВС РФ и Б. Ельцина как Президента, руководителя исполнительной ветви власти.
Сравнительный анализ различных редакций проекта Конституции России, разработанного Конституционной комиссией, показывает, что на протяжении трех лет он не претерпел значимых изменений.
Нарастание политического противостояния ветвей власти, связанного, в том числе, и с принципиальным несогласием по ходу экономических реформ, послужило одной из причин коллизий вокруг разработки новой Конституции Российской Федерации.
Список литературы
1.Альтернативные материалы к проектам новой Конституции Российской Федерации. М. 1993.
2.Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №3.
.Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990. №12.
.Заключение Конституционного Суда РФ «Об указе Президента РФ от 21 сентября 1993 г. №1400. Политическая энциклопедия. М. 1993.
.Конституция РФ. Проект Конституционной комиссии. // Советская Россия. 1990. 24 ноября.
.Ю. Конституция РФ // Федерация. 1992. №14-1511. Конституция России: Проект ЛДПР. Б.м. 1992.
.Конституция РСФСР. М. 1978.13. Конституция РФ. М. 1993.
.Конституция РФ: Альтернативные проекты. М. 1993. в 2-х томах.
.Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. №6.
.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М. 2004.
.Румянцев О.Г. Конституционная реформа в РФ // Народный депутат. 2003. №10.
.Ю. Филатов С.А. Судьбу Конституции решит референдум. // Известия. 1993. 14 мая.
.Филатов С.А. Проблемы принятия российской Конституции 1993 года. М. 2003.
.З. Филатов С.А. Что значит для России Конституция 1993 года? // Общественные науки и современность. 2003. №6.
.H. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М. 2003.
.Шейнис В.Л. Российская конституция 1993 года в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. 2002. №3.
.Шейнис В.Л. Состязание проектов. // Общественные науки и современность. 2003. №6.
.Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути решения // Вестник Моск. ун-та. Сер. Право. 2003. №2.
.Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1998. №1.
.Актуальные проблемы государственно-правовой дисциплины: Сб. науч. ст. М. 2000.
.Арановский К.В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде // Правоведение. 2002. №1.
.Ю. Арато А. Концепция гражданского общества // Социс. 2005. №3.
.Байниязов Р.С. Конституция и современное правосознание // Конституционное развитие России: Межвуз. науч. сб. Вып. 2. Саратов. 2006.
.Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: Проблемы теории и практики. М. 2001.75.3а Конституцию мы еще поборемся. // Новое время. 2003. №49.
.Кикоть В.А. «Конституция основная надежда на торжество демократии и прав человека в нашей стране» // Законодательство и экономика. 2003. №12.
.Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М. 2009.
.Кудинов О.А. Официальные конституционные проекты Российской империи XIX в. // Государство и право. 2002. №5.