Социальная работа в условиях современного мегаполиса

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    529,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа в условиях современного мегаполиса














Выпускная квалификационная работа

Социальная работа в условиях современного мегаполиса

 

ВВЕДЕНИЕ

социальный семья мегаполис

Кардинальные и стремительные изменения в политической, социальной, экономической, духовной жизни нашего общества, социальная и экономическая нестабильность, слабая социальная поддержка государства приводит к увеличению социальных проблем, которые проявляются на всех уровнях социальной жизни мегаполиса. Появление и развитие самых разных форм социальных трудностей у населения становится определяющей характеристикой реальности современного мегаполиса.

Мегаполис - город с многомиллионным населением. Новосибирск - один из крупнейших мегаполисов Российской Федерации, в котором проживает более 1,5 миллионов человек. Новосибирск является крупнейшим муниципальным образованием России, административным центром Сибирского федерального округа, а также бесспорным лидером среди городов Сибири по ряду показателей. Однако и у этого многомиллионного мегаполиса есть социальные проблемы.

Сложная структура, большие территории, огромные массы населения - все это, наряду с важнейшим значением Новосибирска для экономики, ставит сложные задачи на пути устойчивого городского развития. Перед городом лежит широкий спектр проблем социального характера: безработица, низкое качество жилья и условий проживания, значительный разрыв в доходах между бедными и богатыми, угрозы общественной безопасности, недостаточный уровень развития транспорта, остро стоят проблемы здравоохранения и образования.

Сегодня большой город моделирует различные варианты неблагоприятного воздействия на его жителя, которые могут вызвать или спровоцировать глубоко сидящую агрессивность у человека, который ранее ее не проявлял. Агрессия, как форма проявления человеческого поведения - это надводная часть айсберга, за которой стоят социально-бытовые проблемы, в которых находится этот человек.

Системные семейный ценности оказываются за рамками интересов развития цивилизации. Отдельной личности легче соответствовать современному мегаполису и отвечать его требованиям. Личность выбирает мегаполис, а семью «не замечает».

По данным Министерства социального развития, в Новосибирской области проживает около 300 тыс. семей, в которых воспитывается более 500 тыс. детей. 83 тыс. семей (142 тыс. детей) состоят на учете в органах социальной защиты, а более 4 тыс. семей (8 тыс. детей) причислены к семьям социального риска. Чаще всего насилие, направленное на детей, выявляется именно в таких семьях. Но возможно, что остальные случаи просто не попадают в поле зрения социальных служб.

По итогам первого полугодия 2013 года количество браков в Новосибирской области уменьшилось на 7,9 %, а число разводов выросло на 3,7 %.

Как сообщил Новосибирскстат со ссылкой на Управление по делам ЗАГС Новосибирской области, за шесть месяцев текущего года жители региона сыграли 9955 свадеб, при этом был зарегистрирован 7131 развод. Таким образом, на 100 браков приходилось 72 развода.

По данным статистиков, в Сибири чаще всего разводятся жители Алтайского края - здесь на 100 браков приходится 80 разводов. Меньше всего браков распадается в Республике Тыва - 40 из 100.

Отсюда мы видно, что современный мегаполис и протекающие в нем процессы ставят перед его жителями целый ряд проблем для решения, которых человек вынужден прибегать к помощи специалиста. Подобного рода потребность создает возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.

Цель: разработать программу социокультурной направленности для клиентов, стоящих на учете в ОПППСиД МБУ КЦСОНа Заельцовского района.

Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:

.        Рассмотреть особенности и проблемы социального развития г.Новосибирска.

.        Определить социальные проблемы современной российской семьи.

.        Изучить технологии социальной работы с семьей, используемые социальными службами г.Новосибирска

.        Рассмотреть особенности социальной работы с населением в условиях мегаполиса на примере ОПППСиД МБУ КЦСОНа Заельцовского района.

.        Провести экспериментальное исследование

.        Разработать методические рекомендации по программе социокультурной направленности.

Объект исследования: социальная работа с населением в условиях мегаполиса.

Предмет исследования: социокультурные технологии социальной работы, оказываемые клиентам, стоящим на учете в ОПППСиД МБУ КЦСОНа Заельцовского района.

Методы исследования: метод анализа научной литературы, метод анализа документов и статистических данных, метод анкетирования.

1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕГАПОЛИСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.НОВОСИБИРСКА

.1 Особенности и проблемы социального развития г.Новосибирска

Развитие крупного мегаполиса, которым является Новосибирск, невозможно без соответствующего развития социальных служб, отвечающих за благополучие его жителей.

Необходимость наличия и функционирования развитой системы социальной защиты населения Новосибирска, оказывающей различные виды социальной помощи и поддержки жителям города, очевидна. В современном обществе государство осуществляет функции по обеспечению социальных гарантий граждан посредством организации социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

За последние годы в Новосибирске были приняты и реализуются следующие планы и целевые программы:

.        Ведомственная целевая программа «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2011-2013 годы.

.        Долгосрочная целевая программа Новосибирской области “Семья и дети” на 2012-2015 годы

.        Городская целевая программа «Молодежь города Новосибирска» на 2010-2014 годы, принятая решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1252.

.        Ведомственная целевая программа «Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска» на 2011-2013 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Переселение граждан, проживающих в городе Новосибирске, из жилых домов, признанных до 31.12.2012 аварийными и подлежащими сносу (ветхими и непригодными для проживания) и расположенных на земельных участках, не предоставленных для осуществления строительства» на 2011-2015 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы города Новосибирска» на 2011-2015 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Безопасность дорожного движения в городе Новосибирске» на 2011-2013 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в городе Новосибирске» на 2011-2015 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Ремонт помещений и укрепление материально-технической базы сети муниципальных учреждений сферы молодежной политики» на 2012-2014 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» на 2012-2016 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Развитие инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2012-2014 годы.

.        Ведомственная целевая программа «Дети и город» на 2012-2016 годы.

Реализуемые исполнительными органами государственной власти Новосибирска мероприятия направлены на:

-       достижение высокого уровня занятости населения и содействие трудоустройству высвобождаемых работников;

-       реализацию в полном объеме установленных социальных гарантий и мер социальной поддержки населения, дополнительной защиты наименее защищенных слоев населения;

-       стимулирование спроса населения;

-       поддержания промышленного сектора экономики города;

-       обеспечение продовольственной безопасности города.

Несмотря на то, что Новосибирск является одним из крупнейших мегаполисов в России, сегодня в городе существует немало социальных проблем.

Уровень безработицы в области на 1 мая 2013 года составил 5,6 %, что является самым низким показателем по Сибири. По России этот показатель немного ниже - в пределах 5,5%, а вот в Сибирском федеральном округе в целом он составляет 7,1%. Если же смотреть данные в динамике, то самый пик безработицы пришелся на 2009 год, тогда в Новосибирске он составлял 10%. С 2010 года и до сегодняшнего времени он планомерно снижался (7,6% в 2010 и 6,8% в 2011).

В области остро стоит проблема алкоголизма и наркомании. В нашей стране высокая смертность от употребления алкоголя - 32 человека на каждые 100 тысяч населения, тогда как в западных странах этот показатель в 10 раз меньше. И Новосибирская область не является исключением - почти ежедневно в больницы привозят людей после ДТП, ныряния, драк, и, по свидетельствам врачей, трезвых среди них практически нет.

Равиль Теркулов, главный нарколог Новосибирской области, сообщает, что зарегистрированных больных алкоголизмом в 2010 году было 1395 человек, в 2012 - 889. Также с 2010 года число людей, страдающих алкоголизмом, снизилось - с 35 688 до 28 494. Подавляющее большинство людей с алкогольной психозависимостью живёт в сельской местности, где нет работы и перспектив. Однако многие эксперты считают, что реальные масштабы беды значительно больше - официальные данные нужно умножить как минимум на пять.

По данным специалистов Главного управления Госнаркоконтроля РФ по Сибирскому федеральному округу, заболеваемость наркоманией в Новосибирской области в 2012 году составила 260 человек на 100 тыс. населения. Около 11 тысяч человек состоит на учёте в наркодиспансерах. Цифра больше средней по России почти в два раза.

По данным Новосибирского Роспотребнадзора, в Новосибирской области проживает около 17 тысяч ВИЧ-инфицированных жителей, и это только согласно официальной статистике. Среди установленных путей передачи преобладают потребители инъекционных наркотиков - до 83,2 %, при этом доля молодых людей в возрасте 15-29 лет составляет 61 %.

На первом месте по причинам смерти от неестественных причин в 2012 году стоят самоубийства, они составляют 1 % всех погибших от неестественных причин или 939 случаев на 100 тыс. смертей. В сельской местности этот показатель в 2,1 раза выше, чем в городских поселениях области. Второе место занимают случайное отравление алкоголем (785 на 100 тыс. смертей). На третьем - транспортные травмы (716 на 100 тыс. смертей). На четвёртом месте - убийства (666 на 100 тыс. смертей). Насильственной смертью в 2012 году погибли 25 человек из каждых 100 тыс. населения. По всем четырём причинам неестественной смерти в особой группе риска находятся мужчины. Среди самоубийц их в пять раз больше, чем женщин, а среди убитых - в три раза. Несчастные случаи, отравления и травмы обуславливают гибель каждого третьего мужчины и каждой четвёртой женщины от всех умерших в трудоспособном возрасте.

За 2012 год на свет в области появилось на 2,6 тысячи малышей больше, чем годом ранее. Всего - 37,6 тысячи. Максимальное число рождений приходится на 25-29-летних матерей (34,8%). В 2012 году во всех возрастных группах, кроме 15-19-летних (где произошло снижение рождаемости на 7%) отмечен рост числа рождений. Наибольший рост числа родившихся отмечен в зрелых возрастах: у 40-44-летних женщин он составил 22,4%, у 30-34-летних - 16,7%, у 35-39-летних 14,1%. Больше рожают в зарегистрированных браках (более 77%). Но остается высокой внебрачная рождаемость, которая более распространена среди сельского населения области - 28%. В прошлом году из общего числа родившихся детей мальчики составили 51%, девочки - 49%. Число родов с двойнями - 388, с тройнями - 5, и одна четверня (это первый с 1996 года случай рождения сразу четверых детей в Новосибирске). Почти для половины рожениц младенец стал первенцем.

За год выполнено 42757 абортов, из них 4476 - у беременных впервые, в том числе 24 аборта у девочек до 14 лет. В 2012 году на 100 родов пришлось 154,5 абортов.

Показатели состояния здоровья населения области трудно оценить однозначно. Ожидаемая продолжительность жизни населения в Новосибирской области растет, но медленнее, чем в целом по стране, поэтому былая разница по долголетию, уже утеряна. Относительно высокий показатель обеспеченности врачами (57,3 на 10 тыс. населения в 2012 г.), по которому область занимает 12-е место среди регионов РФ, достигается за счет Новосибирска, где этот показатель составляет 86,7 на 10 тыс. населения. В то же время в наиболее удаленных от центра Северном и Кыштовском районе квалифицированная медицинская помощь крайне труднодоступна: на 10 тыс. населения приходится 15-19 врачей (данные 2012 г.).

Ту же контрастную картину можно наблюдать в сфере высшего образования. Новосибирск как крупнейший в Азиатской части России центр науки и высшей школы притягивает и воспроизводит наиболее высокообразованную часть населения области. В пределах Новосибирской агломерации находятся многочисленные академические институты (РАН, РАМН и РАСХН), центры научных исследований и все 26 вузов области. Почти четверть городского населения имеют высшее образование. В то же время в сельской местности доля высокообразованных жителей составляет только 7%. Разный уровень образования и разные возможности его получения способствуют воспроизводству и закреплению неравенства в уровне и качестве жизни между региональным центром и остальной областью.

По общему числу государственных и негосударственных вузов Новосибирская область входит в первую десятков регионов страны, а по удельной численности студентов (648 на 10 тыс. жителей в 2011-2012 учебном году) уступает только двум федеральным городам и Томской области. Возможность получения качественного высшего образования привлекает в Новосибирск молодежь из других регионов Сибири и Дальнего Востока.

Обеспеченность жильем в Новосибирской области постепенно растет (в 2011 г. на 1 жителя области приходилось 30,1 кв. м), но пока остается меньше, чем в других урбанизированных регионах Сибири с тем же уровнем экономического развития. Опережающие темпы жилищного строительства демонстрирует Новосибирск: доля областного центра во вводе жилья (почти три четверти) значительно превышает его долю в населении области. Из-за концентрации населения в крупнейшем городе с более комфортной средой проживания жилищный фонд Новосибирской области в целом более благоустроен, чем в соседней Омской области или Алтайском крае: канализацией и водопроводом оборудовано 70-76% жилья.

Новосибирская область постепенно переходит на систему адресной поддержки малоимущих семей: если в 2008 г. субсидии составляли менее трети от общей суммы субсидий и льгот, выделенных на оплату населением жилищно-коммунальных услуг, то в 2010 г. доля субсидий достигла 41%. В 2012 г. субсидиями на оплату ЖКУ пользовались около 16% домохозяйств области - это довольно высокий уровень охвата, как на фоне соседних регионов, так и по сравнению со среднероссийским показателем. (Более детальный анализ показывает, что, как правило, различия между регионами в отношении предоставления гражданам жилищных субсидий обусловлены не столько объективными факторами, сколько политикой региональных властей). Однако с ростом доходов населения и усилением процедур проверки нуждаемости охват населения этой формой адресной поддержки в Новосибирской области постепенно уменьшается.

Итак, обобщим основные социальные преимущества, которые концентрируются в крупнейшем городе Сибири. Новосибирск является крупным перераспределительным центром полутеневого импорта, что обеспечивает рост занятости в малом бизнесе и секторе услуг. В период экономического роста ускоряется развитие города как центра услуг и пищевого импортозамещения, этому способствовует статус центра Сибирского федерального округа. Уровень доходов выше учитываемого статистикой, среди муниципалитетов более благополучны пригородная зона и отчасти южные районы с лучшими условиями для сельского хозяйства, куда был направлен миграционный приток русскоязычного населения из Казахстана и Средней Азии. Сохранилась развитая сфера высшего образования, привлекающая на учебу молодежь из других регионов. Население имеет более высокий уровень образования.

При этом такой крупный мегаполис имеет и социальные проблемы. Из-за сильного промышленного спада и медленного выхода из кризиса, малочисленности предприятий экспортных отраслей произошел мощный переток занятых в сектор услуг, преимущественно в розничную торговлю рыночного типа, возросла занятость в малом бизнесе, обслуживающем потребности крупной агломерации, резко сократилась занятость в науке. Массовый характер приобрела эмиграция. Большая роль неформального сектора в экономике искажает официальные показатели занятости и доходов, при этом оплата труда во всех легальных секторах экономики остается достаточно низкой, особенно в сельском хозяйстве, ярко выражена поляризация по доходу. Сохраняется повышенный уровень бедности из-за более высокого по сравнению с соседними регионами прожиточного минимума. Велики внутрирегиональные контрасты уровня и качества жизни населения агломерации и сельских районов области, а также южных (зерновых) и северных (таежных) сельских районов.

На примере Новосибирска очень хорошо видны социальные проблемы и адаптационные стратегии населения крупнейших городов страны. Агломерационный эффект проявился в переходный период в ускоренном росте сервисной составляющей экономики крупнейших городов, малого бизнеса и занятости в нем, но в случае Новосибирска это сопровождалось наиболее тяжелой промышленной депрессией бывшего центра машиностроения ВПК, максимальным уходом экономической деятельности в «тень», а также снижением накопленного научного потенциала. В Сибири любым городам, в том числе и крупнейшим агломерациям, сложнее адаптироваться к новым условиям, если только рядом не добывается нефть.

1.2 Социальные проблемы современной российской семьи

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что, во-первых, семья - один из основных социальных институтов общества, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна. Проявлением кризисных тенденций в развитии семьи считаются следующие характеристики:

-       рост разводов;

-       увеличение числа незарегистрированных браков и других форм сожительства (пробный брак, гостевой брак и т.д.);

-       разрыв межпоколенческих связей по линии родства, эмансипация детей от родителей;

-       возрастание роли личностной свободы супругов, ориентация на личностные достижения.

Как было отмечено выше, одни исследователи считают, что речь идет о глобальном кризисе института семьи, свидетельствующем об утрате ею в эпоху индустриальной цивилизации значимости многих функций. Сторонником данной точки зрения в отечественной науке является известный социолог семьи А.И. Антонов. Его оппонентом выступает А.Г. Вишневский, рассматривающий эти тенденции как часть процесса модернизации семьи, то есть перехода от традиционного к современному типу семьи. А.Г. Вишневский считает, что все эти изменения имеют в целом положительную направленность.

Тем не менее, данные тенденции ярко представлены, как в странах западной Европы и США, так и в России. Для российской семьи, как и для европейской в целом, характерны, прежде всего, малодетность и высокий уровень разводов. По статистическим данным, в 2012 году в России на 100 зарегистрированных браков приходилось 59,6 разводов. Примерно такое же соотношение браков и разводов (на 100 браков приходится 50-60 разводов) характерно для последних двух десятилетий.

В настоящее время приходится 1,3 ребенка на одну женщину. Эта тенденция присутствует и в западных странах. Однако в США наблюдаются как спад, так и некоторый рост рождаемости (в 1975 году - снизился до 1,75 ребенка на 1 женщину, после чего этот показатель несколько возрос). Но в России этот показатель становится особенно деструктивным на фоне высокой смертности населения.

За последние два десятилетия до 30% из общего количества родившихся детей стали появляться на свет у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. Для сравнения - в 1970 году вне брака рождалось 10,57% детей. В «гражданском браке» в России живут более 3 млн. семей.

В последнее время социологи и психологи писали о так называемой нуклеаризации семей как современной мировой и отечественной тенденции. Однако в России существует и противоположная тенденция (или, скорее, особенность), характерная для так называемых «культур бедности» - фактическая жизнь расширенной семьей, что проявляется и экономически, и в распределении ролей. Так, именно в нашей культуре широко распространен (и считается само собой разумеющимся) уход за внуками приходящих бабушек.

Таким образом, хотя семья выглядит как нуклеарная и проживает в отдельной квартире, фактически (принимая во внимание выполнение всех семейных (родительских) обязанностей в совокупности) можно заметить, что многие из нуклеарных семей действуют как расширенные. Интересно, что психологически семьи стремятся к нуклеарности, например, при проведении опроса о распределении ролей в семье эта фактическая помощь прародителей всячески замалчивается и отрицается.

Приходится признать, что многие особенности и тенденции развития современной семьи в России являются деструктивными. В то же время часть семей - полных и неполных (например, из-за вдовства) - продолжает существовать с высокой степенью удовлетворенности своих членов семейными отношениями и успешно выполняют семейные функции: родительские, хозяйственные, воспитательские, психотерапевтические и другие. У значительной части населения сохраняется жертвенность ради детей, дети и внуки являются главным приоритетом, несмотря на присутствие различных проблем экономического и социально-психологического порядка.

Таким образом, проблемы современной семьи разнообразны и сложны. Особую озабоченность общественности и специалистов вызывают так называемые неблагополучные семьи. Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов.

При явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких ее членов, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.), не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего, с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные, семьи со скрытым неблагополучием не менее опасны в плане воздействия на нравственное становление личности ребенка, а в некоторых случаях, пожалуй, даже более вредны, потому что демонстрируют детям «двойную мораль», которую те довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни в отношениях с окружающими.

Как свидетельствуют отзывы психологов и других специалистов, соприкасающихся по роду своей профессиональной деятельности с семьей, наиболее трудной является работа с теми семьями, которые пытаются скрывать «накаленную» семейную атмосферу за внешней благопристойностью. Обычно эти семьи не привлекают к себе внимания со стороны, потому что на социальном уровне никаких предосудительных действий со стороны их членов не отмечается. Тем не менее, в таких семьях ребенок получает не меньше психологических травм, ведущих к деформации его личности, чем в семьях с ярко выраженным неблагополучием. Поэтому мы попытаемся более подробно рассмотреть именно такой тип семей - со скрытой формой неблагополучия.

Таким образом, в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменяются ее социальные функции. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга.

Семейная проблематика стала играть заметную роль и в различных отраслях социального знания. Из года в год растет число социальных исследований и публикаций, проводятся симпозиумы, семинары, успешно защищаются диссертации. Научная и практическая значимость семьи и как объекта и одновременно субъекта научных исследований не вызывает сомнения. Сочетание внешних по отношению к семье социально - экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил её оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

1.3 Технологии социальной работы с семьей, используемые социальными службами г.Новосибирска

Все функции социальной работы реализуются через конкретные направления и виды специализированной деятельности социальных работников, имеющих дело непосредственно с клиентами. Деятельность социальных работников носит организованный характер и осуществляется в рамках организации, в системе организационно-управленческих отношений. Социальные работники реально выполняют определенные виды работ, действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной действующим в России законодательством.

Именно социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения, без образования юридического лица и выступают как институциональная основа профессиональной социальной работы.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

-       комплексные центры социального обслуживания населения;

-       территориальные центры социальной помощи семье и детям;

-       центры социального обслуживания;

-       социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних

-       центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

-       социальные приюты для детей и подростков;

-       центры психолого-педагогической помощи населению;

-       центры экстренной психологической помощи по телефону;

-       центры (отделения) социальной помощи на дому;

-       дома ночного пребывания;

-       специальные дома для одиноких престарелых;

-       стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

-       геронтологические центры;

-       иные учреждения, представляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

В системе социальных служб выделяются четыре компонента:

-       государственная система социальных служб федерального уровня - совокупность предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти;

-       государственная система социальных служб регионального уровня - предприятия и учреждения социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

-       муниципальная система социальных служб - муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

-       совокупность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В рамках развивающегося в Новосибирске института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности - это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на предупреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) определенной системы.

В литературе чаще всего рассматриваются «практические» технологии социальной работы, т.е. технологии, применяемые к практике социальной работы. Это касается, в том числе учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.

Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы:

-       общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты. Нас здесь интересуют в первую очередь интерпретация и операционализация указанных технологий как системы знаний;

-       технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

-       технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих социальных работников.

Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.

Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную область, уже есть один кризисный центр для мужчин, работающий в г. Барнауле, однако в силу ряда причин в этом направлении делаются только первые шаги и в России.

Социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов - выполнение ими генеративной функции, наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных особенностей.

Комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их общей социально-экономической и социально-психологической ситуацией общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Для оказания помощи женщинам, оказавшимся по разным причинам в трудной жизненной ситуации, открываются кризисные центры для женщин или отделения в учреждениях социального обслуживания населения разных типов. В кризисных центрах для женщин оказываются психологические, юридические, медицинские, педагогические, социально-бытовые услуги женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию.

Невозможно охарактеризовать все социальные технологии, применяемые в учреждениях социального обслуживания семьи и детям для решении проблем социально незащищенных категорий населения, адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также технологии по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей, индивидуальной помощи семье и детям. Целесообразно назвать службы социальной помощи семье и детям, в деятельности которых разрабатываются и успешно применяются такие подходы, технологии, формы и методы работы.

В рамках долгосрочной целевой программы Новосибирской области «Семья и дети» на базе комплексных центров социального обслуживания населения (центров помощи семьям и детям) муниципальных образований Новосибирской области действуют службы, оказывающие помощь семьям и детям: (Таблица 1)

Таблица 1 - социальные службы г.Новосибирска, оказывающие помощь семьям

Социальная служба

Цель

Участковая социальная служба

Профилактика социального сиротства посредством раннего выявления случаев семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Выездные мобильные бригады

Ранняя профилактика социального сиротства посредством оказания экстренной и плановой социальной помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Служба психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей

Обеспечение социального, психолого-педагогического и юридического сопровождения замещающих семей, создание условий для успешной социализации и развития воспитанников.

Служба психологической помощи семьям с детьми

Оказание помощи семьям, переживающим нормативные (переживаемые всеми семьями и связанные с жизненным циклом семьи и возрастом детей) и ненормативные (переживаемые частью семей) кризисы функционирования.

Служба «Телефон доверия»

Оказание экстренной социально-психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи детям и родителям по формированию детско-родительских отношений. Позвонившему помощь оказывается неотложно, в момент обращения.

Службы (отделения) помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Оказание помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (подвергшимся психофизическому насилию, потерявшим родных и близких, одиноким матерям с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетним матерям, женщинам, находящимся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, женщинам, находящимся в конфликте с семьёй, женщинам, испытывающим трудности во взаимоотношениях с детьми, женщинам с детьми-инвалидами).


Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Инструментом практического решения вопросов и проблем семьи и детства города Новосибирска стала реализация муниципальных целевых программ:

-       ВЦП «Дети и город» на 2012-2016 годы,

-       ВЦП «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2011-2013 годы;

-       ВЦП «Развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных жителей города Новосибирска» на 2011-2013 годы;

-       ГЦП «Молодежь города Новосибирска» на 2010-2014 годы;

-       ВЦП «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» на 2012-2016 годы;

-       ВЦП «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в городе Новосибирске на 2011-2015 годы».

Несмотря на все усилия и меры муниципалитета, направленные на улучшения положения городских семей и детей, в ближайшей перспективе предстоит определить ряд важнейших направлений деятельности, формирующих предпосылки для стабильного улучшения качества жизни детского и взрослого населения города Новосибирска, а также создания благоприятных условий для развития, образования, воспитания, социально-правовой защиты детства.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОПППСиД МБУ КЦСОН ЗАЕЛЬЦОВСКОГО РАЙОНА

.1 Особенности социальной работы с населением в условиях мегаполиса на примере ОПППСиД МБУ КЦСОНа Заельцовского района г. Новосибирск

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

-       диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

-       охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

-       организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

-       социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

-       прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

-       координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Базой нашего исследования стало отделение психолого-педагогической помощи семье и детям комплексного центра социального обслуживания Заельцовского района г.Новосибирска (ОПППСиД)

На учете отделения стоят 150 семей

В ОПППСиД оказывается помощь следующим категориям населения:

.        Малообеспеченным семьям

.        Одиноким матерям

.        Неполным семьям

.        Многодетным семьям

.        Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

.        Выпускникам учреждений для детей сирот

К проблемам данной категории населения относятся:

-       неблагоприятные жилищные и бытовые условия;

-       неблагоприятные материальные условия;

-       несогласие с традиционным распределением ролей в семье;

-       использование ребенка в качестве средства давления при решении вопросов взаимоотношений между супругами;

-       непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

-       невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;

-       директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

-       спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы, когда прародители активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом чаще всего по отношению к внукам, обнаруживается гиперпротекция и попустительство;

-       использование прямых провокаций в обращении с ребенком;

-       заниженная оценка достижений ребенка, либо негативные ожидания по отношению к его действиям и поступкам;

-       сексуальное насилие;

-       генетическая предрасположенность к алкоголизму или наличие в семье алкоголика или наркомана;

-       отсутствие в ближайшем окружении ребенка значимого взрослого.

В ОПППСиД оказывается как обязательные (бесплатные), так и платные услуги.

Виды обязательных социальных услуг:

.        Оказание педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей

.        Оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учёбы или работы

.        Организация и проведение игротерапии детей

.        организация и проведение клубной работы (клубы общения)

.        Педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок

.        Подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями

.        Проведение информационных просветительных бесед, направленных против асоциального образа жизни

.        Проведение мероприятий, связанных с социально-трудовой реабилитацией

.        Психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения

.        Работа с несовершеннолетними, связанная с подготовкой к созданию семьи

.        Содействие в коррекции педагогической запущенности детей

.        Содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности

.        Содействие в организации профессионального обучения детей

.        Содействие во временном или постоянном трудоустройстве

.        Содействие в решении вопросов занятости

.        Социально-педагогический патронаж

.        Социально-психологическое и психологическое тестирование

.        Консультация психолога

.        Психокоррекционное занятие (индивидуальное/групповое)

.        Психологический тренинг (групповой)

.        Занятия по профориентации (индивидуальное/групповое

Виды платных услуг:

.        Покупка и доставка продуктов питания до 7 кг

.        Помощь в приготовлении полуфабрикатов (чистка овощей и др.)

.        Приготовление горячего блюда

.        Мытьё посуды

.        Приобретение промышленных товаров весом до 7 кг

.        Отправление (получение) посылки, бандероли и др. весом до 7 кг

.        Оформление подписки на печатные издания

.        Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка

.        Оказание помощи в написании и прочтении писем

.        Сопровождение нуждающегося вне дома, в том числе к врачу

.        Организация вывоза угля, дров

В ОПППСиД специалистами по социальной работе, социальными педагогами и психологами используются следующие виды социальных технологий:

-       помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физиологического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;

-       патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;

-       психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;

-       психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального и стереотипов поведения, конфликтах взаимоотношений родителей, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;

-       психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;

-       организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед «круглых столов».

.2 Экспериментальное исследование на базе ОПППСиД КЦСОНа Заельцовского района г.Новосибирск

С целью выяснения взаимоотношений внутри семей, стоящих на учете в ОПППСиД, а также их отношения, было проведено исследование, выборка которого составила 20 человек. С представителями семей было проведено анкетирование: респондентам был предложен ряд вопросов, который был подобран с целью выявления их отношения к улучшению внутрисемейного микроклимата. (Приложение А).

Как показало исследование, большинство респондентов считают, что отношения в их семье хорошие (42%) и не очень плохие (28%). 7% семей полагают, что их взаимоотношения внутри семьи плохие, 13% очень хорошие и 10 % - не очень хорошие. При этом 67% называют свою семью дружной (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Оценка внутрисемейных отношений

Анкетирование показало, что семьи очень редко собираются вместе: 71% по выходным, 19% - реже, чем по выходным и только 10% - ежедневно (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Частота встреч всех членов семьи

Если семьи собираются вместе, то в большинстве случаев предпочитают решать жизненные проблемы (67%) и заниматься семейно-бытовым трудом (61%). 42% вместе проводят досуг и 39% делятся друг с другом своими успехами и неудачами (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Род деятельности членов семьи при их совместном время провождении

Большинство семей склонны к проявлению конфликтных моделей поведения при общении с членами семьи (58%), 25% стараются избегать конфликтных ситуаций и только 17% считают, что в их семье конфликтны не проявляются вовсе (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Уровень проявления конфликтов в семье

Обусловленность ссор вызвана следующим: нарушением этики взаимоотношений (73%), непониманием членами семьи друг друга (50%), отказом участвовать в семейных делах (42%), злоупотребления одного из супругов (36%), разногласиями в вопросах воспитания детей (21%) (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Основные причины конфликтов в семье

Согласно полученным результатам исследования, 39% респондентов предпочитают примирение в конфликтной ситуации, 30% отложить конфликт на некоторое время, 26% обращаются за помощью к другими людям и в 5% конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер (Рисунок 6).

Рисунок 6 - Пути разрешение конфликтов в семье

В 72% случаев дети становятся свидетелями семейных ссор и конфликтов. Большинство из них реагируют следующим образом: 52% переживают и плачут, 48% замыкаются в себе, 31% становятся озлобленными, неуправляемыми, 29% становятся на сторону одного из родителей. При этом пытаются помирить родителей 24% детей и 14% относятся безразлично (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Модели поведения детей в семейных конфликтов

Результаты анкетирования показывают, что общении с детьми родители сдержанны (35%), открыты (34%), закрыты (23%) и откровенны (8%). 64% из них ведут себя с детьми как родители, 20% как строгие судьи, 16% как друзья и приятели (Рисунок 8).

Рисунок 8 - Модели детско-родительских отношений в семье

Для поддержания теплых семейных отношений, респонденты делают следующее: проводят семейные беседы, устраивают праздники, совместно занимаются семейно-бытовыми делами, передают свой жизненный опыт в виде советов и нравоучений. Однако 51% респондентов не прилагают никаких усилий для укрепления семьи. Но при этом 76% от общего числа респондентов хотят научиться поддерживать взаимоотношения в семье всегда хорошими и гармоничными. Интересными им кажутся занятия следующих направленностей: психологические (80%), культурно-досуговые (73%), педагогические (65%) и правовые (26%) (Рисунок 9).

Рисунок 9 - Предпочтения семей в проведении мероприятий по поддержанию гармоничных отношений в семье

2.3 Методические рекомендации по программе социокультурной направленности

Семья является важнейшей ценностью в жизни человека. Благополучие людей, семьи, качество их жизни мы привыкли рассматривать и оценить в большинстве случаев по материальным ценностям, денежным доходам, уровню потребления. Однако, нельзя забывать духовные и нравственные начала семьи, такие как взаимопонимание, любовь, доверие друг к другу.

Социально-культурная работа с семьей является одним из направлений социальной работы в России. В организации социальной работы необходимо учитывать биологические, социальные, психологические, культурологические особенности, характерные для различных типов семей, и индивидуально-личностные особенности.

Социально-культурная работа с семьями осуществляется преимущественно в учреждениях социальной защиты населения. В настоящее время сформировалась и активно действует система, в которой значительное место занимают учреждения социального обслуживания. Рассмотрим основные функции социально-культурной работы с семьей:

.        Социально-терапевтическая функция направлена на социально-психологическую поддержку семей, самоидентификацию и формирование у него навыков социального функционирования.

.        Социально-педагогическая функция предполагает культурно-творческое саморазвитие.

.        Коммуникативная функция удовлетворяет природную потребность в общении с другими людьми.

.        Консультативная функция состоит в предоставлении «консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

В социально-культурной работе с семьями активно используются научно-практические разработки и опыт работы в области медицины, педагогики, психологии, культурологии, искусствознания, антропологии, библиотековедения, досуговедения. В практике работы стационаров дневного пребывания центров социального обслуживания активно используются анимационные технологии.

Анимация означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Социально-культурная анимация способствует удовлетворению потребностей людей в общении, культуре, творчестве, движении, приятном времяпрепровождении, развлечении. Социальным результатом анимационной работы является удовлетворение социокультурных потребностей людей. По степени проявления активности участников анимационных социально-культурных программ существуют следующие разновидности.

Зрелищные социально-культурные мероприятия. Они не предполагают высокой степени проявления внешней активности зрителей. Для зрелища характерна высокая степень эмоциональности за счёт использования ярких выразительных форм и внешних эффектов. В социально-культурной работе наиболее широкое распространение получили зрелищные программы с использованием различных видов искусства. В учреждениях социальной защиты концертно-зрелищные мероприятия проводятся силами участников детской и взрослой художественной самодеятельности.

Созерцание как разновидность социально-культурной анимации отличается от зрелища тем, что в процессе зрелища публике показывают, а в процессе созерцания люди смотрят, т. е. повышается активность субъекта созерцания. Это возможно в процессе знакомства с музейной или выставочной экспозицией, созерцания природных или городских пейзажей.

Культурно-просветительные анимационные программы характеризуются информационной направленностью. При подготовке культурно-познавательных программ необходимо учитывать интересы пожилых людей. Следует подбирать и преподносить информацию, в получении которой заинтересованы пожилые люди. Наряду с информацией по вопросам культуры, литературы, искусства широкое распространение получили лекции и беседы с врачами, геронтологами, диетологами, юристами, кулинарами, агрономами, социальными работниками. Специфика подобных мероприятий состоит в том, что слушатели могут непосредственно обращаться с вопросами к специалистам и обсуждать интересующие их проблемы. Подобные мероприятия можно проводить в форме устных журналов, в которых последовательно рассматривается несколько тем.

Обучающие программы направлены на то, чтобы дать знания и некоторые навыки по отдельным видам деятельности, имеющим жизненно важное значение, или досуговым увлечениям. Эту работу должны проводить специалисты владеющие методикой обучения.

Праздничные мероприятия для семей включают в себя всё многообразие календарных праздников в течение года. В практике работы учреждений социального обслуживания проводятся «День семьи», «День победы», «Международный женский день», «День матери», «Новогодний праздник». Праздничные мероприятия готовятся работниками социальных служб и общественными организациями с активным привлечением всех заинтересованных граждан. Специфика праздничных программ состоит в разнообразии праздничных действий, последовательно или параллельно осуществляемых в процессе проведения мероприятия и активности посетителей - гостей праздника.

Подвижно-рекреационные программы проводятся в виде прогулок на свежем воздухе в скверах, парках, на рекреационных территориях. Прогулки могут сопровождаться небольшой экскурсионной программой, свободным общением и действиями развлекательного характера.

Подвижно-развлекательные программы строятся на вовлечении семей в соответствующее возрасту активное движение. Такие мероприятия проводятся в виде игровых конкурсов, состязаний, коллективных танцев. Подобные мероприятия следует планировать и проводить с учетом особенностей контингент.

Любительские анимационные программы предполагают вовлечение людей в активную творческую деятельность, которая в учреждении социального обслуживания может осуществляться кратковременно или систематически и продолжительно.

Физкультурно-оздоровительные программы должны проводиться по рекомендации и под контролем специалиста-медика в области лечебной физкультуры, с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья клиента.

Спортивно-оздоровительные программы проводятся для людей, не имеющих противопоказаний для занятий любительским спортом.

В связи с этим мы предлагаем следующие направления реализации нашей программы:

-       культурно-досуговое направление;

-       спортивное направление

-       информационно-просветительское направление.

Название программы: Мир вашему дому.

Цель программы: возрождение и сохранение семейных ценностей в семье.

Задачи программы:

.        Укрепление и стабилизация молодой семьи.

.        Сохранение ценностей семейной жизни.

.        Оказание помощи молодой семье в адаптации к социокультурным условиям.

.        Организация досуга, отдыха молодых семей и их свободного общения.

.        Гармонизация семейных отношений.

.        Пропаганда здорового образа жизни.

Создание данного проекта обусловлено важной ролью семьи в жизни личности, общества и государства, а самое главное душевное здоровьем каждого члена семьи и здоровым семейным климатом.

Модель программы схематически представлена на рисунке 10. Календарный план и бюджет программы представлены в таблицах 2 и 2.

Рисунок 10 - Модель комплексной программы «Мир вашему дому»

Таблица 2 - Календарное планирование проекта «Мир вашему дому

Содержание мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

1.

Подготовка и поведение социального анкетирования

Сентябрь 2013

МБУ КЦСОН Заельцовского района

2.

Мастер класс по обучению проведения семейных праздников

Октябрь 2013

МБУ КЦСОН Заельцовского района

3.

Конкурс «старых» фотографий «Моя семья».

Октябрь 2013

МБУ КЦСОН Заельцовского района

4.

Выпуск информационно-провсетительской брошюры («Нет алкоголю, табаку и стрессу!»)

Ноябрь 2013

МБУ КЦСОН Заельцовского района

5.

Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».

Ноябрь 2013

МБУ КЦСОН Заельцовского района

6.

Фестиваль детского творчества «Есть таланты детские в молодой семье»

Декабрь 2013

МБУ КЦСОН Заельцовского района

7.

Серия открытых лекций о ЗОЖ «Здоровье - высшая ценность».

Январь-март 2014

МБУ КЦСОН Заельцовского района

8.

Конкурс «Мой папа самый, самый…»

Февраль 2014

МБУ КЦСОН Заельцовского района

9.

Праздничный фестиваль «Для любимых».

Март 2014

МБУ КЦСОН Заельцовского района


Таблица 3 - Бюджет проекта «Мир вашему дому»

Наименование материала

Кол-во

Цена за единицу/час

Итоговая цена

1.

Печать фотографий 15*20

30 шт.

540 руб.

2.

Оплата труда аниматоров

2 чел.

700 руб.

9800 руб.

3.

Оформление помещения воздушными шарами

2 раза

1500 руб.

3000 руб.

4.

Сладкие призы для конкурсов

15 шт.

105 руб.

1575 руб.

5.

Канцелярские принадлежности

5 наборов

320 руб.

1600 руб.

6.

Печать информационных брошюр

100 шт.

500 руб.

500 руб.


Итого:

17015 руб.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для мегаполиса характерны все основные современные городские проблемы, но в более выраженной, очевидной степени, нежели в городах с меньшим количеством населения. Жизнь горожанина отличается событийностью и рутинностью одновременно, необходимостью вести активный образ жизни, экономической предприимчивостью, активным участием в культурной, а иной раз и в политической жизни города и страны. Все это сопровождается большими временными затратами в связи с транспортными трудностями и территориальным разбросом жилья, работы, мест досуга и т.д.

В связи с тем, что мегаполису присущ высокий уровень потребительского спроса, на фоне конкурентной борьбы происходит совершенствование индустрии предоставления товаров и услуг, и житель мегаполиса оказывается в круговороте потребления и получения красивой жизни. Основной линией поведения обитателя крупного города становится удовлетворение личных потребностей и интересов, выражение собственной индивидуальности и демонстрация успешности. В подобных условиях наиболее уязвимыми и ранимыми оказываются семья и дети.

Семья и дети являются цементирующими основами настоящего и будущего обществ и государств. Современная семья испытывает серьезные проблемы функционирования, поэтому на протяжении последних десятилетий неоднократно предрекался закат и исчезновение данного социального института. Современные государства, в том числе и Россия, предпринимают активные меры материального стимулирования рождаемости, поддержания семьи, материнства, отцовства и детства. Но они не могут быть результативными, если житель мегаполиса неоднократно на протяжении жизни в крупном городе оказывается подвержен соблазнам и становится перед выбором между веселой, беззаботной жизнью в одиночестве с возможностью активной личной самореализации, демонстрации собственного Я и индивидуального успеха, и семейной жизнью, подчиненной общим, а не индивидуальным интересам, требующей усилий по выполнению обязанностей по отношению к другим членам семьи. Состоявшиеся семьи также испытывают на себе специфические для мегаполиса проблемы поддержания уровня жизни семьи, отвечающего высоким материальным и культурным критериям.

Деятельность социальных служб диктует нам сценарий помощи в виде материальных пособий и кураторской работы с неблагополучными семьями и детьми. Как показала практика, такая форма помощи притупляет потребность индивида в самостоятельном решении возникающих проблем и формирует потребительско-паразитическое поведение в отношении государства и общества, чувство несостоятельности и неполноценности в отношении самого себя, дезадаптирует семьи. В результате меняется сущность социальной работы и помощи, так как термин «социальный» должен отражать феномен приобщения индивида к обществу, к правилам и нормам совместной жизни.

Современная социальная политика с целью поддержания и укрепления семьи должна исходить из необходимости стимулирования и создания возможностей для экономической активности индивидов и исполнения воспитательных функций семьи. Социальная политика в современном обществе должна рассматриваться как компонент общей экономической политики государства, а не как мера, корректирующая ее последствия. Проведенное нами исследование продемонстрировало важность культурно-досугового направления в деятельности специалистов по социальной работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1       Стратегия действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы

2       ДЦП «Семья и дети» на 2012-2015 годы

         ВЦП «Социальная поддержка населения Новосибирской области на 2013-2015 годы»

         ВЦП «Социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих на территории НСО, на 2014-2016 годы»

5       Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Перевод на русский язык И. Г. Ясавеев. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004. - 546 с.

         Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. - СПб: Речь, 2005.

         Антонов, А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов/ А.И. Антонов // М.: Издат. Дом Nota Bene.- 2008

8             Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М., 2000. - 177 с.

9       Брусов С.В. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, УРО АН СССР, 2008. - 55 с.

         Введение в теорию социальной работы: учебное пособие / Н.М. Платонова. - СПб.: СПбГИПСР, 2009. - 188 с.

         Вишневский, А.Г. Демографическая революция / А.Г. Вишневский // М.: Статистика. - 2006

         Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. М.: Луч, 2008. - 341 с.

         Грушин Б.К. Творческий потенциал свободного времени. М: Профиздат, 2000. - 183 с.

         Гулина М. А. Словарь - справочник по социальной работе. Спб.: Питер, 2008. - 395 с.

         Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие: В 4 т. Т.2. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

         Дмитрова И.И. Социальные технологии: учебное пособие / И.И. Дмитрова, Е.М. Осипов; МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. упр., Каф. социологии упр. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 157 с.

         ДЦП “Семья и дети” на 2012-2015 годы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.semya.nso.ru

         Еремеев С.Г. Мегаполис в национальной инновационной системе // Вестник института экономики РАН. - 2009. - №2.

         Ерохин Ю.С. Технология социальной работы: цикл и ритм: монография. - М.: Экон-Информ, 2009. - 298 с.

         Есаков В.А. Мегаполис и его культура Издательство: Альфа-М, 2009

         Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: Вече, 2008. - 232 с.

         Зайнышева И.Г. Технология социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 344 с.

23     Иванов В. Я., Патрушев В. И. Социальные технологии. М.: Профиздат, 2003. - 203 с.

24     Карцева Л.В.Психология и педагогика социальной работы с семьей, Издательство: Дашков и Ко, 2012

25     Киселева Т.Г., Красильииков Ю.Д. Социально-культурная деятельность: История. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты. Ресурсы. Технологии. М.: МГУКИ, 2001. - 188 с.

26     Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от насилия. - СПб.: СПбГИПСР, 2009. - 600 с.

         Кравченко А.И. Социальная работа: учебник. - М.: Проспект, 2008. - 413 с.

28     Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов. Пермь, 2001. - 199 с.

29     Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 249 с.

         Лаппо Г.М. Города России. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2008.

31       Лукьянов В.В. Управление социальным развитием административного образования в мегаполисе, 2004

         Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования. СПб.: СПбГУП, 2005. - 237 с

         Министерство социального развития НСО [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://msr.nso.ru

         Новосибирскстат [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://novosibstat.gks.ru

         Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

         Основы социальной работы: Учебник/ Под ред. П.Д. Павленок. - 2-е издание. М.: ИНФРА-М, 2002. - 395 с.

         Официальный сайт города Новосибирска [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.novo-sibirsk.ru/

         Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения, Издательство: Инфра - М, 2011

         Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2007.

         Психология и педагогика социальной работы с семьей : учеб. пособие / Л. В.Карцева. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2013. - 224 с.

         Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой. М.: Наука, 2009. - 354 с.

         Психотехнологии группового тренинга: Учебное пособие. - СПб.: СПбГИПСР, 2008. - 176 с.

         Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

         Романова И. Досуг как общечеловеческий феномен. Екатеринбург: «Деловая книга», 2005. - 207 с.

         Свободное время и проблемы воспитания: организация досуга по месту жительства. М.: НОРМА, 2006. - 254 с.

         Середина М.И. Тенденции развития современных мегаполисов мира // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 4 (23)

         Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб пособие / Под ред. проф. Е.И. Григорьевой.-2-е издание. Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.

         Терминологический словарь-справочник для студента социально-гуманитарных специальностей / Сост. Маслова В.В. - Мариуполь, 2010, С -14.

         Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2004. - 496 с.

         Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 379с.

         Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г., М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

         Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / И. Г. Зайнышев, Ю. С. Ерохин, Т. Ф. Золотарева, Л. И. Кононова. - Москва: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. - 237 с.

         Технология социальной работы: учебник/ под.ред.В.И.Жукова. - М.: РГСУ, 2011. - 388с.

         Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. - 156 с.

         Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьей и детьми, Издательство: Академия, 2009

         Фирсов М.В. История социальной работы. - М.: Академический проект, 2009. 512 с.

         Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М: Академический Проект, 2005. - 512 с.

         Фирсов М.В. Технология социальной работы. Издательства: Трикста, Академический проект, 2009. - 432 с.

         Холостова Е., Кононова Л. Технология социальной работы, Издательство: Дашков и Ко, 2013

         Энциклопедия социальной работы. В трех томах. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2008. - 624 с.

ГЛОССАРИЙ

Досуг - часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

Культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности.

Социальные изменения - сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов, а также, результаты этой деятельности.

Социальная среда - совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.

организациями, направленных на защиту социальных прав граждан.

Социальные технологии - совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Социально-культурные технологии - это системно организованные виды педагогической и творческой деятельности в сфере культуры, образования, досуга.

Технология - специально организованная деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов.

Технологии социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно с целью эффективного достижения поставленной цели.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Авторская анкета

Ф.И.О. ____________________________

Возраст ___________________________________

Количество детей в семье, их возраст _________________________________

.        Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

)        Очень хорошими

)        Хорошими

)        Не очень хорошими

)        Плохими

)        Не очень плохими

.        Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

)        Да

)        Не совсем

)        Нет

.        Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? (перечислите эти традиции) _____________________________________

.        Как часто Ваша семья собирается вместе?

)        Ежедневно

)        По выходным дням

)        Еще реже

.        Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

€       Решаете сообща жизненные проблемы

€       Занимаетесь семейно-бытовым трудом

€       Работаете на приусадебном участке

€       Вместе проводите досуг, смотрите телепередачи

€       Обсуждаете вопросы учебы детей

€       Делитесь впечатлениями, своими успехами и неудачами

€       Каждый занимается своим делом

€       Свой вариант ______________________

.        Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты и как часто?

)        Часто

)        Иногда

)        Редко

)        Не бывают

.        Чем обусловлены ссоры, конфликты?

€       Непониманием членами семьи друг друга

€       Нарушением этики взаимоотношений (грубость, неуважение и др.)

€       Отказом участвовать в семейных делах, заботах

€       Разногласиями в вопросах воспитания детей

€       Злоупотреблением алкоголем

€       Свой вариант __________________________

.        Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье?

€       Примирение

€       Обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения

€       Прекращение конфликтов на некоторое время

€       Обращение за помощью к другими людям (родителям, соседям, друзьям, учителям)

€       Конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер

.        Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

)        Да

)        Нет

)        Иногда

.        Как реагируют дети на семейные конфликты?

€       Переживают, плачут

€       Становятся на сторону одного из родителей

€       Пытаются помирить

€       Уходят из дома

€       Замыкаются в себе

€       Относятся безразлично

€       Становятся озлобленными, неуправляемыми

€       Пытаются найти поддержку в других людях

.        В общении со своими детьми Вы:

)        Откровенны

)        Закрыты

)        Сдержанны

)        Открыты

.        В отношениях со своими детьми Вы себя ведете:

)        Как приятель

)        Как строгий судья

)        Как друг

)        Как родитель

.        Что Вы делаете для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье? _________________________

.        Хотели бы Вы научиться поддерживать взаимоотношения в семье всегда хорошими и гармоничными?

)        Да

)        Нет

.        Какие занятия по укрепление внутрисемейных отношений Вы готовы посещать?

        Психологические (тренинги, беседы, игры)

        Педагогические (консультирование, круглые столыа, игры)

        Культурно-досуговые (мастер-классы, просмотры фильмов, посещение культурных мероприятий города)

        Правовые (юридическое консультирование)

        Свой вариант ______________________

.        Что бы Вы изменили в деятельности Центра?______________________

.        Какое утверждение Вам ближе?

)        Мое семья - мое богатство

)        Хорошо, когда есть семья, но это не самое главное в жизни

)        Семья - это лишний труд и обуза

Спасибо за участие!

Похожие работы на - Социальная работа в условиях современного мегаполиса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!