Социальная политика Российской Федерации в современных условиях

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика Российской Федерации в современных условиях

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Сибирский Институт Управления

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА






Курсовая работа

По дисциплине: Социология

На тему: «Социальная политика Российской Федерации в современных условиях»


Выполнила:

Михайлова Мария Александровна



Новосибирск 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Определение социальной политики

.1 Субъекты социальной политики в РФ

.2 Основные направления и задачи социальной политики

.3 Социальная защита населения

Глава 2. Особенности современной социальной политики в РФ

.1 Развитие и реализация социальной политики РФ в современных условиях

Глава 3. Анализ реальной ситуации

.1 Пути улучшения социальной политики

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Темой данной контрольной работы является социальная политика Российской Федерации в современной экономике. Данная тема была выбрана неслучайно, поскольку является актуальной в нашей стране и имеет широкий спектр влияния, а также немало проблемных сторон.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная цель социальной политики - улучшение условий жизни. Поскольку экономика не может существовать без человека, важно обеспечить защитную социальную базу для эффективного развития экономики в дальнейшем.

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень. Достижение этой цели - одна из главнейших задач любого демократического государства.

Цель данной контрольной работы - определение понятия социальной политики, выявление проблем данной темы и разработка путей их решения.

Следует также добавить, что данная тема давно проработана в зарубежной науке и труды наших соотечественников строятся исключительно на опыте западных ученых, где данная проблема началась изучаться намного раньше.

Глава 1. Определение социальной политики

Социальная политика - система мер, проводимых государством для социального обеспечения и развития определенных социальных групп. Меры социальной политики направлены на улучшение уровня жизни и ее качества.

В зависимости от того, от кого исходят эти меры, различают федеральную (государственную), региональную, муниципальную, корпоративную и прочую социальную политику.

В современном понимании социальная политика - это, прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Эффективная социальная политика позволяет:

) повысить возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета;

) сократить количество индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что позволяет ослабить нагрузку на расходы государственного бюджета.

) увеличить доходы и сбережения населения, которые служат новыми источниками для инвестирования в будущем.

) повысить спрос на товары и услуги, что стимулирует экономический рост.

) повысить образовательный и квалификационный уровень рабочей силы, которая является одним из главных факторов современного экономического роста.

1.1 Субъекты социальной политики в РФ

Социальную политику государство проводит через различные органы власти, которые являются ее субъектами.

Субъектами социальной политики являются органы государственной власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Также субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

На данное время социальная политика представлена в четырех направлениях - социальное страхование, социальная защита, политика в области оплаты труда и жилищная политика.

.2 Основные направления и задачи социальной политики

Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Задачи эти решает социальная политика. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Основными направлениями социальной политики, которые отражают ее специфику, являются:

. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.).

. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).

. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

. Социоэкологическая политика.

. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя торговая миграция).

. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, политика в отношении детей, женщин, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.).

Существенное значение для формирования социальной политики имеет создание ее нормативно-правовой базы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране и регламентированию социальной помощи населению. Наиболее полное представление о правовой защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды. Они определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы, обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения.

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются:

·снижение уровня абсолютной и относительной бедности (или малообеспеченной части населения), увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

·снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

·доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

·доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения;

·решение в 2012 - 2015 годах проблемы беспризорности;

·решение одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

·достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов.

Исполнение задач социальной политики можно разделить на стратегии (установки) и тактику.

К стратегии можно отнести:

·Ощутимое повышение условий и уровня жизни

·Обеспечение эффективной занятости

·Гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты и услуг

·Обеспечение прав и гарантий семьям, женщинам, детям и молодежи.

·Улучшение демографической ситуации.

·Этапы осуществления стратегии социальной политики

·Задачи каждого этапа осуществления социальной политики

·Пути решения задач каждого этапа осуществления стратегии социальной политики.

1.3 Социальная защита населения

Одним из основополагающих документов, регулирующих общие принципы социальной политики РФ и устанавливающих систему социальных гарантий, является Конституция РФ. Так, в статье 7 Конституции отмечается: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В пункте 2 говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Основные принципы социальной защиты:

гуманность;

адресность;

комплексность;

обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты включает в себя:

.Социальное обеспечение;

.Социальные гарантии;

.Социальное страхование;

.Социальную поддержку.

Социальное обеспечение включает в себя такие предметы помощи населению как пенсии (по старости, инвалидности), различные пособия, помощь в содержании семьям, льготы.

Социальные гарантии в РФ это гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, общедоступность и бесплатность образования, социальная пенсия и прочее.

В современных условиях наблюдается рост качества социальной помощи населению, и если сравнить статистику 2009 и 2013 года, то можно заметить, рост уровня жизни, хоть и небольшой.

Глава 2. Особенности современной социальной политики в РФ

.1 Развитие и реализация социальной политики РФ в современных условиях

В 2008 году была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными целевыми ориентирами социальной политики из этой Концепции являются:

·снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 процента в 2007 году до 6 - 7 процентов в 2020 году и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) с 22 процентов в 2007 году до 15 процентов в 2020 году, увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

·снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

·доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

·доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям), к 2012 году в среднем по стране до 70 - 80 процентов (в 2007 году, по экспертным оценкам, - 40 - 50 процентов), а охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году - до 100 процентов (в 2007 году, по экспертным оценкам, - 60 процентов);

·рост удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов в 2010 году до 42 - 45 процентов против 31 - 40,3 процента в 2006 - 2007 годах, а к 2020 году - до 50 - 60 процентов;

·решение в 2012 - 2015 годах проблемы беспризорности;

·решение к 2012 году проблемы обеспечения детей дошкольного возраста услугами дошкольного содержания и воспитания;

·решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

·преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

·достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;

·увеличение уровня охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования с 46 - 46,5 процента в 2006 - 2007 годах до 70 и более процентов в 2010 - 2015 годах;

·формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

·Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

·Первое направление - улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

·Основными факторами борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения являются высокие темпы экономического роста, и прежде всего создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы. Огромное влияние на улучшение социальной ситуации окажут позитивные изменения в системах образования и здравоохранения как за счет повышения доступности и качества их услуг, снижения неформальных соплатежей (что освободит бюджеты домохозяйств от значительных дополнительных расходов), так и за счет позитивного воздействия обновленной системы образования на возможности успешной экономической деятельности населения.

·Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

·повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

·повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

·повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

·повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов, введения налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

·Второе направление - повышение эффективности государственной поддержки семьи, в том числе:

·развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

·усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

·создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

·развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

·укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

·повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

·полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;

·совершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

·создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

·Третье направление - реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе:

·организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

Еще больше положений указано на сайте концепции.

Глава 3. Анализ реальной ситуации

В нынешнее время государство проводит множество мер по улучшению уровня жизни населения, но происходит это крайне медленно. На это есть ряд причин.

Государственная политика РФ направлена большей частью на внешнюю политику, нежели на внутреннюю. По статистике число граждан, получающих денежные выплаты с 2009 до 2013 г., увеличилось примерно на 3%. Это маленькая цифра, несмотря на то, что государство старается уделять время социальной политике. В итоге, различные проблемы населения, такие как бедность, безработица, образование, медицинская помощь развиваются неравномерно и неэффективно.

Несмотря на бурное развитие экономики, прожиточный минимум по РФ с 2011 по 2013 годы незначительно изменился, а в некоторых показателях даже снизился (см. прил. 1).

Концепция социально-экономического развития содержит большие перспективы развития, но она не соответствует новым экономическим отношениям. Вместо постоянного формирования среднего класса, который является залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение социальных низов населения, что является крайне опасным в политическом отношении.

Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных средств используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся слои населения попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средствах, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, очень мала.

3.1 Пути улучшения социальной политики

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

Общеметодологические подходы к формированию социального государства;

Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;

Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

Коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

солидарности, обусловленной взаимосвязанностью и взаимоответственностью общества и его членов;

оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

При разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

Как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

Центр корректировки реформ должен сместиться не только на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, так и на обеспечение отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры).

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;

социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.

социальное страхование: обязательное - всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное - части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.

В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

Строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;

Переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;

Четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это;

Перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.

При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.

Также следует принять следующие меры:

Четко определить границы социальных гарантий, которыми обеспечивает государство;

Продумать конкретные механизмы смягчения противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

За государством должно остаться право устанавливать пределы, как социализации, так и открытости экономики на каком-либо этапе развития.

Заключение

В заключение можно сказать, что социальная политика - важнейший экономический инструмент, без которого невозможно создать гармоничную экономическую систему государства.

Таким образом, социальная политика контролирует социальную структуру общества. Несмотря на неактуальность социальной политики для государства, для достижения равновесия в обществе России стоит обратить внимание на это направление. Несмотря на множество отрицательных моментов социальной политики, имеются и положительные стороны. Необходимо учесть, что экономические ресурсы в ближайшие десятилетия могут сильно возрасти и достижение целей социальной политики будет более эффективным.

В современном мире, где царит полная свобода выбора, далеко не каждому доступны экономические блага. Поэтому, социальная политика может быть современной и эффективной только тогда, когда она сочетает в себе интересы классов и социальных групп, обеспечивая тем самым равновесие и стабильность общества и даря людям уверенность в завтрашнем дне.

социальный политика правовой труд

Список использованных источников

1.Апостолова, Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов. М.: - ВЛАДОС, 2008

.Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / коллектив авторов. - М.: КНОРУС, 2011. - 1016 с.

.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.: КНОРУС, 2008. -608 С.

.Федеральный Закон Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.)

.Конституция Российской Федерации 1993 г

.Волгин Н.А. Социальная политика. - М.: Экзамен, 2003.

.Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)

Приложение

Таблица 1. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц

Все населениеиз него по социально-демографическим группам населенияСоотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентовтрудоспособное населениепенсионерыдети20095153557241004930327,9I квартал5083549740444857276,7II квартал5187560741294963327,1III квартал5198562041344978321,9IV квартал5144556240914922385,620105688613845215489333,3I квартал5518595643955312292,6II квартал5625607044755423332,3III квартал5707615945325510325,0IV квартал5902636746835709380,52011 6369 6878 5032 6157 326,3I квартал6473698651226265273,6II квартал6505702351416294313,9III квартал 6287 6792 4961 6076326,3IV квартал 6209 6710 4902 5993 395,220126510704951236259 356,7I квартал6307682749636070300,8II квартал6385691350206146351,3III квартал6643719152296387348,0IV квартал6705726352816432414,820137306787159987022351,0I квартал7095763358286859306,6II квартал7372794160437104339,2III квартал7429801460977105342,2IV квартал7326789660237021416,52014I квартал7688828363087452295,0II квартал8192883467177920333,61) За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. С 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Похожие работы на - Социальная политика Российской Федерации в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!