Лицензирование и квотирование экспорта и импорта как меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    462,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта как меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Содержание

Введение

. Законодательная база применения квотирования и лицензирования

.1 Законодательство в рамках Таможенного союза

.2 Национальное законодательство РФ

. Лицензирование и квотирование экспорта и импорта как меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

.1 Характеристика нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

.2 Квотирование экспорта и импорта как мера нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

.3 Лицензирование экспорта и импорта как мера нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

. Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования таможенного союза

Заключение

Список использованных источников

Введение

Несмотря на очевидный приоритет использования в условиях рыночных отношений механизмов косвенного (тарифного) воздействия на внешнеэкономические связи, ни одно государство никогда полностью не отказывалось и от прямого, административного, т.е. нетарифного их регулирования.

Нетарифное регулирование - возможность введения определенных ограничений и запретов на ввоз и вывоз товаров, устанавливаемых исходя из соображений экономической политики. Оно может включать в себя, например, квотирование и лицензирование экспорта и импорта некоторых товаров, установление максимальных и минимальных цен (так называемое административное фиксирование цен). Крайней формой нетарифного регулирования является государственная монополия внешней торговли, существовавшая в Советском Союзе более 70 лет.

Квотирование и лицензирование экспортных и импортных операций, это наиболее распространенные меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, применяемые чаще всего в совокупности, заключающиеся в установлении квот на ввоз или вывоз ряда товаров. В пределах указанных квот экспортные и импортные операции осуществляются на основании выданных лицензий.

Тема данной курсовой работы «Лицензирование и квотирование экспорта и импорта как меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности». Актуальность выбранной темы обусловлена важностью квотирования и лицензирования для защиты отечественного производителя от конкуренции с импортными производителям товаров, поступающих на российский внутренний рынок. Помимо этого квотирование и лицензирование почти не регулируется международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, Правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация). А это становится одним из проблемных вопросов РФ на современном этапе, в связи со скорым вступлением её в ВТО.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение лицензирования и квотирования экспорта и импорта как мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Законодательная база применения квотирования и лицензирования

.1 Законодательство в рамках Таможенного союза

Соглашение от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» устанавливает порядок применения квот:

- квоты при экспорте применятся только в отношении товаров происходящих с единой таможенной территории ТС;

-   квоты при импорте применяются только в отношении товаров, происходящих из третьих стран[4].

Комиссия Таможенного союза ежегодно устанавливает перечень квотируемых товаров. Так, Решением Комиссии Таможенного союза установлен перечень на 2012 год. Он приведен в Решении Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. №865 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств- членов Таможенного союза» [2].

Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товара с территории какой-либо третьей страны или экспорта товара, предназначенного для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны.

Товары, в отношении которых могут вводиться количественные ограничения экспорта, должны содержаться в перечне товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные ограничения или запреты экспорта. Перечень таких существенно важных товаров утверждается Комиссия Таможенного союза не позднее 30 дней с даты передачи ей полномочий по применению мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на основании предложений государств-членов Таможенного союза.

Комиссия Таможенного союза распределяет объемы экспортной и импортной квот между государствами-членами Таможенного союза и определяет метод распределения долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств-членов Таможенного союза, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.

Распределение объемов экспортной и импортной квот между государствами Таможенного союза осуществляется Комиссией Таможенного союза в зависимости от задач, которые предполагается решить введением количественных ограничений с учетом предложений государств-членов Таможенного союза исходя из объемов производства и потребления товаров в каждом из государств-членов Таможенного союза.

Распределение импортных квот между третьими странами, в случае если Комиссией Таможенного союза принято такое решение, осуществляется, как правило, на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран. Под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю 5% и более в импорте данного товара на таможенную территорию Таможенного союза.

В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение о распределении квот между третьими странами должно приниматься Комиссией Таможенного союза с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.

Выбор предшествующего периода для товара, в отношении которого вводятся экспортная и импортная квоты, осуществляется Комиссией Таможенного союза. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие 3 года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и импорта. Под реальными объемами экспорта и импорта понимаются объемы экспорта и импорта в условиях отсутствия их ограничений.

Распределение долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеэкономической деятельности осуществляется государствами-членами Таможенного союза методом, определяемым Комиссией Таможенного союза, и основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения долей экспортной и импортной квот и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Касаемо лицензирования также приняты соответствующие законы. Так, Соглашением Правительств государств- членов Евразийского сообщества от 9.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами», определен единый механизм лицензирования экспорта и импорта в странах членах Таможенного союза, а также порядок получения экспортных и импортных лицензий» [5].

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 утвержден «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами- Членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений» [1].

В графе 39 ДТ должен быть указан остаток выделенной квоты, при этом декларируемые товары не учитываются в определении остатка квоты (вычитаются только ранее ввезенные/вывезенные товары в рамках установленной квоты).

В отношении квотируемых товаров до представления декларации на товары оригинал лицензии представляется владельцем для постановки на контроль в таможенный орган того государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии, а именно:

- в таможенный орган, в подчинении которого находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется произвести таможенное декларирование всех квотируемых товаров;

в таможенный орган по месту нахождения владельца лицензии, если планируется произвести таможенное декларирование квотируемых товаров в таможенных органах (структурных подразделениях), подчиненных разным таможенным органам.

Владелец лицензии либо уполномоченное надлежащим образом им лицо одновременно с оригиналом лицензии представляет в таможенный орган письменное заявление о постановке лицензии на контроль в произвольной форме с необходимыми сведениями, установленными решением Комиссией Таможенного союза № 687. Постановка лицензии на контроль осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе. В случае отказа от постановки лицензии на контроль таможенный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, направляет ее владельцу письменный отказ в постановке лицензии на контроль с приложением оригинала лицензии и указанием основания такого отказа [12].

Перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии. Товары, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования, в том числе и квотируемые, допускаются к выпуску также в пределах срока действия лицензии.

Выпуск квотируемых товаров таможенными органами (структурными подразделениями) осуществляется в соответствии с наименованиями товаров, указанными в заверенной копии лицензии, и в количестве, не превышающем количество лицензируемого товара, указанное в заверенной копии лицензии.

Списание количества товара в счет лицензии осуществляется при его выпуске в соответствии с первой заявленной таможенной процедурой, кроме таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенный орган (структурное подразделение) прекращает (не допускает) выпуск лицензируемых товаров в случаях исчерпания количества квоты, указанной в заверенной копии лицензии.

Так осуществляется таможенное декларирование и таможенный контроль квотируемых товаров, к перемещению через таможенную границу Таможенного союза допускаются квотируемые товары по лицензиям, которые поставлены на контроль в таможенных органах и в количестве, установленном в лицензии, разовой поставкой, либо разбитием на несколько поставок, с условием, что в сумме они не превысят установленной в лицензии квоты.

.2 Национальное законодательство РФ

Масштабное квотирование товаров в РФ применялось в 1991-1995 годах. Это было необходимой мерой в условиях бурной либерализации.

Законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 года №164-ФЗ установлено, что в РФ экспорт и импорт товаров осуществляется без количественных ограничений. В исключительных случаях, по предложению Правительства РФ, Комиссия Таможенного союза может устанавливать временные ограничения [8].

Объемы тарифных квот установлены на 2012 год Постановлением Правительства РФ от 27.07.2011 №616 «О тарифных квотах в отношении говядины, свинины и мяса домашней птицы на 2012 год» [9].

Квоты распределяются двумя методами:

- конкурс, т.е. процедура распределения квот, которая организуется Министерством Промышленности и торговли, в результате победителям выдается именной документ;

-   аукцион, при проведении которого продажа квот производится российскими товарными биржами при взаимодействии их с Комиссией Министерства Промышленности и торговли, которая определяет объемы квот для аукционов и стартовую цену лотов [10].

Схема распределения импортных квот - поставщикам участникам внешнеэкономической деятельности представлена на рисунке 1.1.

Для случаев, когда Комиссия Таможенного союза определила методом распределения квот между участниками внешней экономической деятельности путем проведения конкурса или аукциона, существует порядок. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ» (вместе с «Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов при продаже экспортных и импортных квот при введении правительством Российской Федерации количественных ограничений»). В соответствии с положением проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот, происходит в пределах общей квоты, введенной Решением Комиссии Таможенного союза [10].

Рисунок 1.1 - Схема распределения импортных квот - поставщикам участникам внешнеэкономической деятельности

Приказом ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров», применяемым в части не противоречащей решению Комиссии Таможенного союза № 687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 № 01-11/35615[12].

Положения о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий установлены Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»[11].

2. Лицензирование и квотирование экспорта и импорта как меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

.1 Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

В целях более точного описания лицензирования и квотирования экспорта и импорта как мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности необходимо, прежде всего, охарактеризовать само нетарифное регулирование.

Нетарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности включают в себя:

- запрет экспорта;

-   количественные ограничения экспорта/импорта (квотирование);

-   лицензирование в сфере внешней торговли товарами;

-   предоставление исключительного права на экспорт/импорт;

-   наблюдение за экспортом/импортом.

Следует отметить, что количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений на ввоз/вывоз товаров) являются традиционными нетарифными мерами регулирования экспорта/импорта. Их целью является ограничение экспорта или импорта любого конкретного товара либо во все страны или из всех стран, либо в/из конкретных стран [15].

С лицензированием связано предоставление исключительного права на экспорт/импорт (монополистические меры). Внешнеторговая деятельность может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт/импорт отдельных товаров. Их перечень, а также перечень организаций, которым предоставлено это право, утверждается Решением Комиссии Таможенного союза. Исключительное право реализуется на основании экспортных и импортных лицензий, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В РФ на торговлю вооружением исключительное право предоставлено организации ‹‹РосОборонЭкспорт››.

Также следует указать наблюдение за экспортом/импортом (автоматическое лицензирование), которое является временной мерой, устанавливаемой в целях мониторинга динамики экспорта/импорта. Это метод контроля за состоянием рынка, благодаря которому при необходимости можно вводить защитные меры. Наблюдение осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт/импорт. Они выдаются без ограничений любым участникам внешнеэкономической деятельности на основании заявлений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в РФ им является Министерство Промышленности и торговли). Срок выдачи разрешения не может превышать трех рабочих дней, со дня подачи заявления. Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами. Перечень товаров, подлежащих наблюдению, определяется Комиссией Таможенного союза. В настоящее время в РФ не установлено наблюдение. В Республике Беларусь наблюдение ведется за нефтью и нефтепродуктами при их экспорте из Таможенного союза. В Республике Казахстан наблюдение ведется за сахаром-сырцом тростниковым при ввозе из третьих стран.

Отметим также меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, вводимые из национальных интересов, в числе которых кроме запрета экспорта/импорта, предоставления исключительного права на экспорт/импорт, разрешительного порядка экспорта/импорта присутствуют также количественные ограничения экспорта/импорта (квотирование) и лицензирование в сфере внешней торговли товарами. Заметим также, что указанные меры могут вводиться исходя из национальных интересов, если эти меры:

-   необходимы для охраны жизни, здоровья граждан, животных и растений, окружающей среды;

-   относятся к экспорту/импорту золота и серебра;

-   применяются для защиты культурных ценностей;

-   необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

-   необходимы для выполнения международных обязательств, для обеспечения обороны страны и в некоторых других случаях.

2.2 Квотирование экспорта и импорта как мера нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Так как, квотирование является одной из мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, среди зарубежных стран оно применяется также очень широко. Так, количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Великобритания, например, устанавливает квоты на ввоз картофеля, в зависимости от урожая в стране, Голландия на уголь и кокс, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование, квотирование и другие подобные [16].

Как правило, при квотировании товаров государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции (в рамках установленной квоты) и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Таким образом, квотирование товаров обычно вводится как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции (квотирование импорта), так и для ограждения национального рынка от потери необходимых для внутреннего потребления отечественных товаров (квотирование экспорта).

Осуществляется квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время, государство запрещает нелицензионную торговлю. При этом квотирование как один из методов нетарифного регулирования играет важную роль в экономической жизни страны. Введение и снятие квот на определённые виды продукции вызывают жаркие споры о необходимости их использования в современной экономической ситуации.

Квотирование - это установление государством на определенный период времени максимального объема экспорта или импорта товара, определенной номенклатуры. Может быть как стоимостным ограничением, так и ограничением в натуральных единицах [15].

Так, по средствам квотирования устанавливаются количественные ограничения по общему объему и/или общей стоимости конкретного вида товара для всех лицензиатов, т.е. даже при разрешении на ввоз/вывоз определенного товара без наличия квоты нет возможности торговли данным товаром внутри страны.

Причинами применения квотирования в мировой практике являются:

политически нетарифные ограничения, в том числе и квотирование, считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения;

нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата, так как являются прямым ограничительным механизмом;

они почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация);

- требования экономических условий, состояние платежных отношений (большой отток валюты за рубеж приводит к введению ограничений по стоимости; дефицит товаров в стране на внутреннем рынке влечет ограничения по количеству);

-   эффективность использования в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке;

-   ответная мера на дискриминационные действия зарубежных торговых партнеров;

-   выполнение международных обязательств.

К причинам и обстоятельствам установления квотирование на определенные группы товаров являются:

снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;

насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;

ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизнь или здоровье граждан, их имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

ограничением импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов на основе регулирования внутреннего потребления,

- на основе международных обязательств страны по действующим соглашениям.

Как правило, при квотировании товаров государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции (в рамках установленной квоты) и одновременно запрещает нелицензированную торговлю [14].

Значение квотирования для государства, вводящего его следующее:

гарантия того, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;

квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;

внешнеторговая политика более селективна благодаря использованию квот, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.

Именно поэтому, квотирование товаров обычно вводится как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции (квотирование импорта), так и для ограждения национального рынка от потери необходимых для внутреннего потребления отечественных товаров (квотирование экспорта).

К мерам, предполагающим введение квот относятся:

- количественные ограничения (это мера нетарифного регулирования, которая предусматривает применение квот), в соответствии с которыми можно выделить следующие виды квот:

1)  экспортные квоты, которые применяются для предотвращения либо уменьшения критического недостатка товаров на внутреннем рынке продовольственных и иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка (перечень таких товаров утверждается КТС, например, мясо, молоко, мука, масло и т.д.);

2)      импортные квоты, которые вводятся в исключительных случаях и только в отношении сельскохозяйственной продукции, водных биоресурсов, если необходимо сократить производство (продажу) аналогичного товара российского производства, снять с рынка временный излишек такого товара.

- специальные защитные меры, предусматривающие помимо введения специальных пошлин введение импортных квот в целях защиты от возросшего импорта;

-   особые виды запретов и ограничений (ст.8 Соглашения от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран») запрет либо введение квот (как импортных, так и экспортных квот), затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке. [4]

Так, выделенные выше виды квот, являющихся количественным ограничением, делятся по направленности своего действия на:

- экспортные квоты, вводящиеся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов). Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в %);

- импортные квоты, вводящиеся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также в качестве ответа на дискриминационную торговую политику других государств.

Импортная квота характеризует значимость импорта для экономики страны и для ее отдельных отраслей промышленности. Рассчитывается она как отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего потребления в стране, равному сумме отечественного производства и импорта соответствующей продукции.

Отметим также, что для “малых” развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67% и более 70%, для Ирландии - 69% и 63%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции [16].

Внутри импортных квот можно выделить следующие:

глобальная (общая) квота, которая устанавливает размер импорта товаров в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени. Квота по странам поставщикам не разбивается;

- индивидуальная квота:

1)    пропорциональная, при которой товары в рамках глобальной квоты распределятся между странами поставщиками пропорционально их доле в импорте за предыдущий период;

2)      двусторонняя квота на договорной основе, при распределении которой предпочтение отдается государству, которое берет на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны:

- сезонная квота, устанавливающаяся в период пика производства внутри страны аналогичного товара;

-   тарифная квота, которая представляет собой (укажем здесь Соглашение от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот») меру регулирования ввоза на Единую Таможенную территорию Таможенного союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара в натуральном или стоимостном выражении по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом.

Тарифные квоты устанавливает Комиссия Таможенного союза. Список товаров приведен в Решении Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. №865 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств- членов Таможенного союза». Объемы тарифных квот установлены на 2012 год Постановлением Правительства РФ от 27.07.2011 №616 «О тарифных квотах в отношении говядины, свинины и мяса домашней птицы на 2012 год». [2]

Тарифная квота является индивидуальной (по отношению к странам).

Более общая классификация квот, не связанная с направлением движения товаров и с целью введения квот, включает такие виды квот, как:

- общая, определяемая для государственных нужд;

-   естественная, связанная с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

-   исключительная, вводимая в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства.

Необходимо добавить, что, что у всех видов квот есть как преимущества, так и недостатки. К преимуществам квот относятся:

- квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины;

-   она является более гибким инструментом внешнеторговой политики;

-   с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям.

В качестве недостатков квот можно отметить:

- повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (т.к. местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, они в условиях достаточного спроса повышают цену);

-   произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе.

Таким образом, представленные выше различные классификации видов квот, раскрытые сущности каждого из них, а также выделенные преимущества и недостатки их использования, говорят о многообразии задач, выполняемых квотами в зависимости от направленности перемещения товаров, от целей введения количественных ограничения и от значения той или иной квоты для государства в целом.

.3 Лицензирование экспорта и импорта как мера нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Под лицензированием принято понимать государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров.

В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых лицензий позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров.

Лицензирование может применяться и как предупредительная мера в отношении недобросовестных конкурентов. Эта мера осуществляется на базе общепринятых в мировой практике механизмов, включая соответствующие положения Всемирной торговой организации и Соглашения об импортном лицензировании [16].

Лицензирование импорта товаров, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляется в РФ в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года и другими федеральными законами и правовыми актами. [8]

Перечни лицензируемых товаров утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьями 23 - 26 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

выполнение Российской Федерацией международных обязательств [13].

Лицензия - это специальный документ, разрешающий совершение внешнеторговых операций в течение определенного срока времени или с определенным количеством товара. Они применяются при регулировании импорта в целях улучшения финансового положения страны, рационального использования иностранной валюты и контроле за поступлением в страну валютной выручки. Основные виды лицензий представлены на таблице 2.1.

Внешнеторговые лицензии, применяемые в Таможенном Союзе:

генеральная лицензия (выдаваемый заявителю, на основании решения Правительства РФ, документ, разрешающий импорт отдельного вида товара в определенном количестве; срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи; в случае, если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

разовая лицензия (документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве); срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи; в случае, если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

исключительная лицензия (лицензия, предоставляющая исключительное право экспорта или импорта отдельного вида товара) [15].

Для получения лицензии на ввоз товаров из числа лицензируемых, участник внешнеторговой деятельности направляет уполномоченному Министерству Промышленности и торговли РФ следующие основные документы:

заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Министерством Промышленности и торговли РФ;

копия договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - для юридических лиц;

- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа - для физических лиц;

копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении импорта которого введено лицензирование;

выписка из протокола Комиссии Министерства Промышленности и торговли по организации и проведению конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот или сертификат, являющиеся основанием для запроса лицензии (в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта);

другие документы, если они определены Решением Комиссии Таможенного Союза.

Копии документов должны быть прошиты, заверены подписью и печатью участника внешнеторговой деятельности. Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых сведений.

Лицензирующий орган регистрирует в установленном порядке представленные документы.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня регистрации документов.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать мотивированное обоснование и представляться заинтересованному участнику внешнеторговой деятельности в письменной форме.

Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии по следующим основаниям:

неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;

сообщение недостоверных сведений о производимой импортной сделке;

исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на импорт отдельных видов товаров).

В случае изменения организационно-правовой формы, наименования или места регистрации заявителя - юридического лица, либо изменения фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя - индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии заявитель (лицензиат) обязан не позднее чем через 15 дней представить в соответствующий лицензирующий орган письмо с просьбой о переоформлении лицензии с приложением нового заявления и документов, подтверждающих такие изменения или утрату лицензии.

Выдача переоформленной лицензии осуществляется в срок до 5 дней со дня регистрации документов заявителя. Внесение изменений в выданную лицензию не допускается. Лицензии оформляются на бланках, формы которых утверждаются Министерством Промышленности и торговли. Лицензия оформляется на один вид товара в привязке к коду товара по Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической Деятельности Таможенного союза, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Оформленная лицензия выдается в 1 экземпляре и не подлежит передаче другим заявителям.

Решение о прекращении или приостановлении действия лицензии принимается уполномоченным государственным органом в следующих случаях:

представление владельцем лицензии соответствующего обращения;

представление для получения лицензии недостоверных сведений или данных;

утрата лицензии;

отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с импортом товара;

невыполнение владельцем лицензии требования, согласно которого владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, представлять в уполномоченный государственный орган отчет о ходе ее исполнения. Владельцы разовых лицензий обязаны в 10-дневный срок после окончания срока действия разовой лицензии представить в уполномоченный государственный орган копию лицензии с отметкой таможенных органов о ее исполнении [14].

Решение о прекращении или приостановлении действия лицензии направляется в письменной форме уполномоченным государственным органом в течение 3 рабочих дней после его принятия владельцу лицензии и в таможенные органы с указанием причин, повлекших такое решение.

Таможня, где находятся оригиналы лицензий, в свою очередь информируют о прекращении или приостановлении действия лицензии таможни, расположенные в местах перемещения товаров из (в) страны (у).

После устранения причин, по которым действие лицензии было приостановлено, лицензия возобновляется. Действие лицензии считается возобновленным после принятия уполномоченным государственным органом соответствующего решения, которое направляется в течение 3 рабочих дней владельцу лицензии и в таможенные органы.

Лицензия не подлежит передаче лицензиатом другим лицам, в том числе при реорганизации юридического лица, и хранится у владельца лицензии.

Лицензия является одним из документов, необходимых для таможенного оформления лицензируемых товаров.

Оригинал лицензии и заверенная лицензиатом копия лицензии представляются:

в таможенный орган - если таможенное оформление товара будет производиться только в этом таможенном органе;

в таможенный орган по месту нахождения лицензиата - если таможенное оформление будет производиться в нескольких таможенных органах [16].

В случае выдачи разовой лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок после окончания срока ее действия представить в выдавший ее лицензирующий орган фотокопию оригинала лицензии, на котором проставлялись отметки таможенных органов о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу Таможенного Союза.

Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке.

Федеральный банк выданных лицензий, формируемый Министерством промышленности и торговли РФ содержит:

сведения о выданных лицензиях, включая следующую информацию:

) наименование, организационно-правовая форма и юридический адрес - для юридического лица;

) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика;

) вид, номер и срок действия лицензии;

) номер договора, оформившего внешнеторговую сделку, и дата его подписания; наименование иностранного лица (покупателя или продавца) и его юридический адрес;

) наименование товара с указанием кода по Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической Деятельности Таможенного Союза;

) количество товара и его статистическая стоимость;

сведения о приостановлении действия лицензии или об ее аннулировании;

сведения о ходе исполнения разовых лицензий.

Формирование федерального банка выданных лицензий осуществляется на основании сведений, полученных от территориальных органов Министерства промышленности и торговли РФ в виде электронных копий лицензий через специализированное программное обеспечение с функциями информационного обмена.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, хранятся и обрабатываются в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации. В целях предотвращения полной утраты указанных сведений Министерством промышленности и торговли РФ формируются резервные копии таких сведений на электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналами.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, предоставляются Министерством промышленности и торговли РФ по запросам органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления бесплатно, с учетом ограничений, установленных законодательством РФ.

Срок предоставления указанных сведений не может превышать 5 дней со дня поступления соответствующего запроса.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, используются при подготовке для иностранных государств информации о выданных лицензиях, если предоставление такой информации предусматривается международным договором РФ[11].

Таким образом, нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование включает лицензирование импорта отдельных видов товаров.

Лицензирование импорта - форма государственного контроля внешнеторговой деятельности, которая предусматривает обязательное получение предварительного разрешения государства на совершение импортной операции. Лицензия является одним из документов, необходимых для таможенного оформления лицензируемых товаров.

Контроль импорта лицензируемых товаров осуществляют таможенные органы Таможенного союза.

Организация таможенного контроля импорта лицензируемых товаров осуществляется в соответствии с Приказом ГТК РФ от 15.12.2002 г. № 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров".

Данный приказ издан в целях совершенствования контроля соблюдения законодательства Таможенного Союза о таможенном деле в части применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и повышения эффективности взаимодействия между таможенными органами при осуществлении указанных контрольных функций.

Приказом утверждена Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, устанавливающая единый порядок регистрации и учета лицензий в таможенных органах Таможенного союза и таможенного контроля ввозимых в Таможенный союз и вывозимых из него товаров, в отношении которых законодательством Таможенного союза установлено лицензирование.

Определены порядок заполнения лицензии и процедура представления оригинала и копии лицензии ее владельцем в уполномоченное подразделение таможни.

Действие приказа позволяет участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдая нормы права, обеспечить выполнение требований таможенных органов в части контроля за лицензируемыми товарами.

Технологическая схема таможенного оформления и таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров заключается в следующем.

Владелец лицензии до фактического перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза должен представить в отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни оригинал лицензии с зарегистрированным в отделе документационного обеспечения (ОДО) заявлением на имя начальника таможни с просьбой о регистрации лицензии по форме, приведенной на рисунке 2.1, и пакетом документов, необходимых для ее регистрации.

Регистрацию лицензий производит главный инспектор группы контроля лицензий отдела торговых ограничений и экспортного контроля (ТО и ЭК) таможни. Доступ других лиц к указанным документам не допускается.

Рисунок 2.1 - Схема обработки оригинала лицензии

Срок регистрации лицензии не может превышать 14 дней с момента подачи документов при полном объеме пакета документов и при соответствии сведений, заявленных в них.

В течение этого срока, специально уполномоченное должностное лицо отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни проверяет следующие данные:

правильность заполнения лицензии. Лицензии, заполненные в нарушение установленного порядка, не принимаются;

соответствие сведений, указанных в лицензии, сведениям, содержащимся в прилагаемом пакете документов;

регистрирует лицензию в журнале регистрации лицензий;

заносит сведения из регистрируемой лицензии в электронную базу данных [16].

После осуществления проверки должностное лицо отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни на оборотной стороне оригинала лицензии вносит следующие сведения:

при оформлении товара на таможенных постах - номер лицензии, срок действия, количество товара по лицензии, единица измерения, наименование таможенных постов и количество товара, выделяемое на эти таможенные посты в основных и дополнительных единицах измерения согласно заявлению участника внешнеэкономической деятельности;

при оформлении в других таможнях - номер лицензии, срок действия, количество товара по лицензии, единица измерения, наименование таможен, где будет происходить таможенное оформление, коды таможен, количество, выделяемое для каждой таможни, и единица измерения.

Эти сведения вносятся на основании представляемого владельцем лицензии в отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни оригинала лицензии письменного заявления в произвольной форме, к которому должны быть приложены копии контрактов (договоров) и в случае необходимости - договоров комиссии и других документов, позволяющих определить места нахождения фактических отправителей или получателей и количество товаров, ввозимых (вывозимых) ими.

Записи на оборотной стороне лицензии заверяются личной номерной печатью уполномоченного должностного лица отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни и подписью.

После внесения сведений на оборотную сторону оригинала лицензии снимаются копии лицевой и оборотной стороны лицензии в количестве, соответствующем числу таможен, которые будут производить таможенное оформление товаров в счет этой лицензии.

На лицевой стороне копии лицензии проставляется штамп о регистрации, заверяется личной номерной печатью уполномоченного должностного лица отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни и подписью.

При оформлении лицензируемого товара на таможенных постах должностное лицо отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни выписывает лист исполнения лицензии с указанием таможенного поста, на котором будет проходить таможенное оформление, и количество оформляемого товара. Лист исполнения заверяется личной номерной печатью уполномоченного должностного лица отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни и подписью. В случае обнаружения неточностей в лицензии или несоответствия сведений, указанных в лицензии, сведениям, содержащимся в прилагаемом пакете документов, либо возникновения необходимости предоставления иных документов, подтверждающих достоверность заявленных сведений, уполномоченное должностное лицо отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни обязано поставить в известность владельца лицензии и сообщить о необходимости представления дополнительной информации или внесения изменений в лицензию (в соответствии с нормативными документами). Возобновление регистрации возможно только после представления дополнительных сведений [16].

После регистрации оригинала лицензии отделом торговых ограничений и экспортного контроля таможни выдает владельцу лицензии на основании письменного заявления копию лицензии для предъявления на границе в таможне, расположенной в месте ввоза (вывоза) товаров. Обработка копии лицензии производится по схеме, приведенной на рисунке 2.2.

Инспектор отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни оформляет оборотную сторону копии лицензии.

Он указывает в графе «Наименование таможен копий лицензии»:

- наименование таможенных постов, в которых будет осуществляться оформление товаров;

количество товара, которое будет оформляться каждым из указанных таможенных постов.

Рисунок 2.2 - Схема обработки копии лицензии

Сведения вносятся на основании представляемого импортером лицензии в отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни копии лицензии письменного заявления в произвольной форме, к которому должны быть приложены копии контрактов, и в случае необходимости договоры комиссии и другие документы, позволяющие определить места нахождения фактических отправителей или получателей и количество товара ввозимого ими.

После заполнения оборотной стороны копии лицензии для каждого таможенного поста, указанного на оборотной стороне копии лицензии, снимаются копии лицевой стороны лицензии и заполняются листы исполнения лицензии. Листы исполнения лицензии заверяются личной номерной печатью должностного лица отдела торговых ограничений и экспортного контроля.

Копии лицензий с прилагаемыми к ней документами остаются в отделе торговых ограничений и экспортного контроля таможни и хранятся в установленном месте в порядке возрастания номеров регистрации лицензий.

Копии лицевой стороны лицензии и листы исполнения лицензии передаются на таможенные посты для осуществления таможенного оформления товаров, ввозимых по этой лицензии.

В процессе таможенного оформления лицензируемого товара должностные лица таможенного поста проверяют соответствие сведений, указанных в декларациях на товары (ДТ), сведениям, указанным в копии лицензии. В случае выявления существенных несоответствий сведений, заявленных в декларации на товары, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до внесения изменений в декларацию на товары в установленном порядке либо до внесения изменений в лицензию или до переоформления лицензии [16].

При несоответствии сведений, заявленных в декларациях на товары, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до:

переоформления декларации на товары;

внесения изменений в лицензию;

переоформления лицензии, если возможность внесения таких изменений в лицензию не предусмотрена.

Таможенные посты и отделы таможенного оформления выпускают товары по лицензии в пределах количества, указанного в листе исполнения лицензии. По истечении срока действия лицензии или после ввоза товара в количестве, соответствующем квоте, указанной в лицензии, выпуск товара в счет данной лицензии прекращается [16].

После ввоза товаров в количестве, соответствующем квоте, указанной в лицензии, или истечении срока действия лицензии оригинал листа исполнения и ксерокопия копии лицензии, заверенные личной номерной печатью и подписью начальника таможенного поста, передаются в отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни.

На основании полученных отчетов из таможенных постов сотрудник отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни сверяет сведения, указанные в листах исполнения, с данными, указанными в декларации на товары. При обнаружении несоответствия этих сведений делает запрос на таможенный пост по телефону или письменно для получения информации по данному факту.

Для оперативного контроля за квотой оформляемого лицензионного товара и сроком действия лицензии сотрудник отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни вносит сведения из полученных отчетов в электронную базу данных зарегистрированных лицензий.

В случае обнаружения факта ввоза товара в количестве, превышающем количество, указанное в листе исполнения, выпуск товара в счет данной лицензии прекращается и принимаются меры в соответствии с действующим законодательством.

При проведении проверки по случаям нарушения порядка ввоза лицензируемых товаров должностные лица отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни используют информацию, хранящуюся в архиве таможни, привлекают к проверке таможенные посты, в которых осуществлялось таможенное оформление лицензионных товаров, и принимают иные меры, направленные на выявление причин допущенного нарушения.

Таким образом, проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу, направленный на недопущение ввоза в Таможенный союз товаров, запрещённых к такому ввозу. Такой контроль проводится в ходе осуществления предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению и помещению товаров под определённый таможенный режим [12].

3. Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного союза

Тарифная квота - разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке, установленной в Едином Таможенном Тарифе Таможенного союза [14].

Перечень товаров, импорт которых ограничивается тарифной квотой на территории Таможенного союза, установлен Решением Комиссии Таможенного союза №132 от 27 ноября 2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза» в п.2.27 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского Экономического Сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений».

Порядок осуществления импорта указанных в данном решении товаров определяется отдельным решением Комиссии Таможенного союза в соответствии с Соглашением от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот». Тарифные квоты на перечень товаров из 2.27 Решения Комиссии Таможенного союза №132 на период 2011 года установлены решением Комиссии Таможенного союза № 505 от 18 ноября 2010 г. (на мясо птицы, крупного рогатого скота, свинину) и распределены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2010 года №1111. А на период 2012 года Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2011 года №616 [9].

При этом на сегодняшний день, очевидно, что еще нескоро импортное мясо исчезнет с российского рынка (за исключением мяса курицы, отечественное производство которого растет). Самым оптимальным методом регулирования объемов импорта в этой отрасли является квотирование, поэтому и перечень определенный решениями Комиссии Таможенного союза и включает в себя только мясные товары. При этом приоритетом при введении квот на каждый следующий период должен выступать ежегодный анализ темпов роста отечественного производства мяса, а также объемов потребления. Исходя из этих данных, необходимо постепенно сокращать величину квот. В России необходимость регулирования импорта мяса уже долгое время является аксиомой и не оспаривается даже самыми ярыми сторонниками «свободного рынка». В трудные времена не стесняются поддерживать своего фермера ни США, ни ЕС. В России действует система квотирования ввоза мясопродуктов, которая позволяет расширять собственное производство. Ещё постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. №1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах» были приняты некоторые решения, которые положительно повлияли на импорт замороженной говядины.

Во-первых, увеличился объем квот на замороженную говядину. Во-вторых, изменился объем распределения между странами: большая часть стала приходиться на «другие страны» (как и в постановлении Правительства РФ №1111), в которые входят крупнейшие мировые производители крупного рогатого скота. В-третьих, повысились запретительные пошлины до 50%, но не менее 1 евро за килограмм. Представленная динамика импорта мяса на таблице 3.1 за период с 2006 по 2009 год позволяет видеть значительное снижение импорта мяса птицы с 2007 года, а импорта мяса свинины и говядины с 2008 года.

Таблица 3.1 - Динамика импорта товаров в Россию, тыс. т.


2006

2007

2008

2009

Мясо

1411,3

1489,4

1710,9

1463,3

Мясо птицы

1282,5

1294,9

1224,0

985,9

Также после принятия Постановления РФ от 16 декабря 2009 г. уже по данным за I квартал 2010 года было видно, существенно снизился импорт говядины вне квот. Если в янв.-апр. 2009 г. ввоз составил 86,5 тыс. тонн, то за этот же период 2010 г.- чуть более 30 тыс. тонн, таким образом, снижение внеквотного ввоза говядины составило 66%. Иными словами, благодаря принятым мерам система квотирования в области импорта замороженной говядины заработала эффективней. Что касается импорта свинины, система квотирования в этой сфере эффективна уже третий год, с момента введения запретительных пошлин на внеквотный ввоз до 1,5 евро за кг.

В настоящее время в мясной сфере существуют мнения о необходимости сокращения объема выделяемых квот на свинину. Это поддержит отечественного производителя. На первый взгляд, справедливо, но необходимо учитывать следующее: внеквотный ввоз продолжается и это означает, что объем квот сокращать преждевременно. В частности, по данным за I квартал 2010 года объем внеквотного ввоза по сравнению с I кварталом 2009 года остается на прежнем уровне. А общий импорт мяса за 8 месяцев 2011 года вырос по всем позициям по сравнению с тем же периодом 2010 года, как показано на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Динамика импорта мяса за янв.-авг. 2011 и 2010 гг.

Если же говорить о поддержке отечественного производителя в области свиноводства, то необходимо продолжать увеличивать запретительные пошлины на внеквотный ввоз свинины. Это сократит импорт данной группы как минимум на объем внеквотного ввоза. Актуальной мерой поддержки отечественного производителя свинины является и дальнейшее сокращение импорта живого поголовья. Так, в 2009 г. было принято решение об увеличении пошлины на импорт живого поголовья с 5% до 40%, но не менее 0,5 за кг. За 2009 и 2010 года: ввоз живого поголовья свиней весом более 50 кг, несмотря на принятые меры, сократился всего лишь на 39% и продолжает негативно влиять на рост отечественного производства свинины. А импорт живого поголовья свиней весом менее 50 кг сократился меньше чем на 1 тыс. тонн. Думается, что в данном случае необходимо продолжать увеличение таможенных пошлин на импорт живого поголовья весом менее и более 50 кг. Практика показывает, что пока продолжается внеквотный ввоз свинины и ввоз живых свиней, говорить о сокращении объемов квот преждевременно и необдуманно. Надо учитывать, что отечественный производитель на рынке свинины в первую очередь конкурирует с импортным ввозом живого поголовья, и лишь затем с замороженной импортной свининой. Исходя из этого, в первую очередь следует ограничивать ввоз живых свиней, а затем уже переходить к сокращению квот на импорт свинины.

Сравнивая показатели объемов импорта мяса за 2011 г. и объемов отечественного производства за 2011 год, несмотря на то, что некоторые расхождения в месяцах, по импорту данные представлены в таблице 3.3, разница для сравнения не существенная. Так по производству птицы самые обнадеживающие показатели: производство более чем в 6 раз больше импорта, хотя рост в 2011 году импорта птицы на 12% ни о чем хорошем не говорит, сам факт, что мы себя обеспечиваем на 85% уже о многом говорит. В целом по этой отрасли мы стараемся себя обеспечивать.

Таблица 3.2 - Динамика отечественное производство мяса за 6 мес. 2011 и 2010 гг.


Что касается свинины: производство в 2 раза больше импорта, соответственно внутренний спрос мы покрываем примерно на 65%, что не очень хорошо, но не так уж и плохо. С говядиной дела обстоят хуже: производство и импорт один к одному, то есть только на 50% покрываем внутренний спрос. [16]

Таким образом, на сегодняшний день импорт мяса - необходимая реальность, в которую впоследствии с развитием роста отечественного производства можно будет вносить коррективы посредством тарифных квот.

Заключение

Переход России к рыночной экономики обозначил приоритеты внешнеэкономической деятельности, направленные на содействие максимально эффективному включению российского народного хозяйства в мировые экономические процессы с целью использования преимуществ международного разделения труда, при одновременном соблюдении требований адаптации страны к условиям рыночной экономики.

Для Российской Федерации импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового участника, так относительно всех сфер экономики России.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в стране. Перспективы развития лицензирования импорта товаров зависят от итогов переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию, так как Всемирная торговая организация выступает за не использование нетарифных мер, а в качестве основного инструмента регулирования внешней торговли признано использование тарифных мер регулирования.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Нетарифное регулирование включает квотирование и лицензирование импорта отдельных видов товаров. Квотирование и лицензирование являются административными инструментами регулирования внешней торговли. Суть данного метода заключается в частичном ограничении импорта в количественном или стоимостном отношении, а также в применении при этом разрешительной системы (лицензии). [13]

В перспективе возможно также появление новых категорий товаров, импорт которых будет регулироваться количественными ограничениями. Это вызвано необходимостью защиты национального товаропроизводителя от зарубежных конкурентов. Так, например, поскольку одним из требований переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию является снижение тарифных барьеров на пути импорта в Российскую Федерацию товаров автомобильной, авиационной, металлургической промышленности, то лицензирование как мера нетарифного регулирования может активно применяться для защиты отечественного рынка аналогичных товаров. В перспективе лицензированию будут подлежать товары наименее конкурентоспособных отраслей российской промышленности.

квотирование лицензирование таможенный экспорт

Список использованных источников

1. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 19 от 27.11.2009 г. «О едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - Членами Таможенного союза в рамках Евразийского Экономического Сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений»;

. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. №865 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств- членов Таможенного союза»;

. Решение Комиссии Таможенного союза от 8.12.2010 г. № 488 «Об утверждении положения о порядке приостановления или прекращения действий лицензии»;

. Соглашение от 9.06.2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран»;

. Соглашением Правительств государств- членов Евразийского сообщества от 9.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»;

. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»;

. Соглашение от 12.12.2008 г. «Об условиях и механизме применения тарифных квот»;

. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

. Постановлением Правительства РФ от 27.07.2011 г. №616 «О тарифных квотах на говядину, свинину и мясо домашней птицы на 2012 год»;

. Постановлением Правительства РФ №1299 от 31.10.1996 г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации»;

. Постановление Правительства РФ от 9.06.2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении Федерального банка выданных лицензий»;

. Приказ ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров» (применяемый в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615);

. Основы таможенного дела: учебник для таможенной академии и вузов/ Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2005. - 670 с.;

. Российское таможенное право: учебник для вузов/ Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе, А.В. Бухтиярова. - М.: Норма - ИНФРА - М, 2005. - 545 с.;

. Таможенное право России: Учебное пособие/ Под ред. И.В. Тимошенко, Б.В. Россинского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 511 с.;

Похожие работы на - Лицензирование и квотирование экспорта и импорта как меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!