История развития таможенной деятельности в области сохранения культурного наследия в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    813,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития таможенной деятельности в области сохранения культурного наследия в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

Кафедра «Налоги и таможенное дело»

Специальность 080115 «Таможенное дело»





Курсовая работа

по специальности: Таможенное дело

на тему: История развития таможенной деятельности в области сохранения культурного наследия в России


Выполнил:

Студент 5 курса

Тд-09-1

Чехов Станислав

Проверила:

Климова Мария Олеговна


Иркутск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

.1 Основные принципы перемещения культурных ценностей через таможенную границ Таможенного союз

.2 Место и роль таможенных органов РФ в охране культурного наследия страны с момента их организации по настоящее время)

Выводы

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

.1 Правовое регулирование перемещения культурных ценностей

2.2 Перемещение культурных ценностей как объект таможенного регулирования

2.3 Анализ таможенного регулирования перемещения культурных ценностей

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

.1 Направления совершенствования таможенного регулирования

.2 Единые правила транспортировки культурных ценностей через таможенную границу

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1. Культурные ценности

ценность граница таможенный культурный

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества факторов и условий жизни людей на протяжении всей их истории особую роль играет природное и культурное наследие. Исходя из современных тенденций в развитии природы и общества, можно предположить, что значимость наследия для судеб цивилизации будет не просто важной, но и определяющей для будущего. Восприятие этого положения как аксиомы развития все шире пронизывает современное человеческое общество на всех его уровнях - от личностного до цивилизационного. В этих условиях совершенно необходимой становится координация всех слагаемых политики в сфере наследия.

Наследие - это ценности окружающей нас природной среды и ценности «второй природы» - культуры людей, обычно представленные в памятниках природы, истории и культуры, как материальных, так и нематериальных. Наследие - это память обо всем важном для будущего в нашем прошлом и настоящем. Наследие - это все то, что люди выделяют из мира окружающих их ценностей в особую категорию, подлежащую непременной передаче из поколения в поколение. Наследие - это самая сокровенная область человеческого бытия. К своему духовному наследию народы обращаются в самые сложные и трагичные моменты своей истории.

Стремление к охране своего наследия - это, в сущности, проявление инстинкта самосохранения человека как вида. Однако в последнее время все чаще проявляются сбои в проявлении этого инстинкта. В результате, утраты наследия практически повсеместно достигли невиданных ранее масштабов. Их последствия реально угрожают планете и ее цивилизации. Ученые и специалисты аргументировано свидетельствуют: «мы живем в самый последний исторический момент, когда еще существует возможность спасения и передачи нашего бесценного наследия будущим поколениям».

Таким образом, актуальность рассматриваемой в настоящей работе темы диктуется, прежде всего необходимостью усиления работы таможенных органов в отношении пресечения попыток перемещения через таможенную границу России культурных ценностей в условиях роста потребности граждан к ввозу/вывозу предметов культурного наследия. Дальнейшее рассмотрение обозначенной темы приводит нас к пониманию ее многоаспектности. Иными словами, таможенные органы при осуществлении деятельности по сохранению культурного наследия сталкиваются с:

попытками скрытного перемещения культурных ценностей, сознательно совершаемыми, а значит, преступными;

попытками перемещения культурных ценностей, которые совершаются гражданами неосознанно, а значит, требуют квалификации сотрудников таможни в определении статуса перемещаемой вещи (является она ценностью или нет);

сопроводительными документами, выдаваемыми компетентными органами для временного вывоза культурных ценностей - эти документы могут быть оформлены правильно или неправильно;

прочие проблемы, возникающие в момент перемещения гражданами предметов через таможенную границу.

Как видим, проблем возникает множество, и в этой работе мы рассматриваем деятельность таможни с целью конкретизации этих проблем.

Цель дипломной работы - определение роли таможенных органов РФ в целом и Сибирского таможенного управления в частности в вопросах организации и контроля перемещения культурных ценностей и предметов культурного назначения, а также сохранения и приумножения культурного наследия России.

Для раскрытия выбранной темы в дипломной работе последовательно решаются следующие задачи:

определить понятие «культурного наследия» и «культурных ценностей».

изучить исторические аспекты деятельности российской таможни в отношении сохранения и приумножения культурного наследия в период с момента основания таможенных органов Петром I до настоящего времени.

охарактеризовать современное законодательство по охране культурных ценностей в Российской Федерации.

проанализировать деятельность таможенных органов по сохранению культурного наследия и выявить основные проблемы в этом отношении.

предложить меры по решению выявленных проблем и улучшению деятельности таможенных органов России по сохранению и приумножению культурного наследия страны.

Объектом исследования в дипломной работе являются таможенные органы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Предмет исследования - деятельность объекта по сохранению и приумножению культурного наследия России.

Обзор источников. Большинство монографий, изученных нами при подготовке дипломной работы, относится к сфере правового регулирования оборота культурных ценностей в России и в мире. Работы, касающиеся проблем перемещения культурных ценностей через границу, а также способствующие улучшению работы таможенных органов с подобными перемещаемыми предметами, единичны. Научные разработки отсутствуют. Статистическая информация, по существу, представлена только в сборниках, опубликованных по итогам различных конференций и совещаний с участием таможенных органов России. Заметим, что анализ источников по проблемам краж предметов старины и изобразительного искусства позволили представить общую ситуацию с масштабом проблемы перемещения культурных ценностей - проблемы, с которой уже столкнулись таможенные органы. Однако отметим, что в отечественной науке даже проблема обеспечения сохранности, безопасности культурного наследия от преступных посягательств разработана недостаточно. Работы М.М. Богуславского, М.В. Васильевой, В.М. Первушина, А.П. Сергеева и прочих авторов по этой проблеме затрагивают только часть вопросов, нуждающихся в разработке, не претендуя на всеобъемлющий характер. Имеющиеся диссертационные работы также не решают всех проблем, возникших в области уголовно-правовой охраны культурных ценностей. Кроме того, проведение указанных исследований совпало с моментом вступления Уголовного Кодекса Российской Федерации 1996 г. в силу, в связи с чем их авторам не представилось возможным рассмотреть действие соответствующих норм нового Уголовного Кодекса Российской Федерации на практике. Пожалуй, единственным серьезным исследованием в рассматриваемой сфере, основывающимся на новом уголовном законодательстве, на сегодняшний день является монография С.П. Щербы и С.А. Приданова «Уголовно-правовая охрана предметов и документов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность». Несмотря на это, разработанность данной темы в отечественной науке остается довольно слабой.

Таким образом, непосредственно для анализа места и роли таможенных органов в сохранении и приумножении культурного наследия Российской Федерации использованы законодательные и подзаконные акты, принятые в России после 1991 года, сборники материалов конференций и совещаний за период 2005-2013 годы, на которых обсуждались актуальные проблемы сохранения культурных ценностей силами таможенных органов. Также проанализировал статистику деятельности по сохранению культурных ценностей в Сибирском Федеральном округе в 2013-2014 годы, по данным Территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, состоящей из двух частей, заключения, списка литературы.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

.1 Основные принципы перемещения культурных ценностей через таможенную границу таможенного союза

Сохранение наследия становится в наше время важнейшим фактором обеспечения естественной динамики экологических процессов и сохранения культурной идентичности народов, необходимым условием устойчивого развития общества и отдельных его ячеек. В юридической литературе отмечается, что общественная опасность хищений культурных ценностей определяется не столько стоимостью похищенных предметов, сколько их особой ценностью.

Сохранение наследия и его передача из поколения в поколение особенно важны в условиях глобализации и обострения все более многочисленных глобальных проблем человечества. Этим обстоятельством обусловливается актуальность и необходимость адекватной политики в области охраны и использования культурного и природного наследия.

Сегодня Федеральная таможенная служба России, в числе прочих, решает задачи по выявлению, предупреждению и пресечению перемещений предметов, составляющих культурное наследие России, через таможенную границу Таможенного союза. Среди них - произведения изобразительного искусства, иконы, предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства, рукописные, старопечатные и редкие книги, филателистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики.

Из статистики многих стран известно, что даже в тех случаях, когда похищенные произведения искусства и антиквариата не были вывезены за границу, раскрываемость этих преступлений составляет от двадцати до пятидесяти процентов (в России в 2007 году - 38%). Если же они покинули пределы страны, раскрыть преступление и возвратить культурные ценности обратно удается крайне редко. Поэтому роль таможенных органов становится значимой в деле сохранения культурного наследия страны.

Существование за рубежом легальных точек сбыта предметов искусства и старины, таких, как аукционы «Кристи» и «Сотби», только усугубляет проблему. В настоящее время во всем мире ежедневно похищаются сотни произведений искусства на суммы, измеряемые миллионами долларов. При этом большинство такого рода преступлений совершается в Западной Европе.

Распад СССР в 1991 году не привнес положительных тенденций в статистику хищений культурных ценностей. Напротив, произошел явный скачок в темпах этого роста. В настоящее время в России ежегодно совершается около двух с половиной тысяч преступлений подобного рода, и большинство из них является труднораскрываемым. Например, из России нелегальным путем уже вывезено около 90 процентов всех икон, представляющих историческую и художественную ценность.

Рассмотрим историю формирования и содержание понятия «культурные ценности» как основополагающее в работе. Рассмотрение этого понятия важно для понимания, почему необходимо сохранять культурные ценности именно на территориях тех государств, где они были созданы. Кроме того, важно показать, что понятие «культурные ценности» совсем недавно было осмыслено учеными и специалистами, но еще не осознается большинством людей, по должности или по корысти имеющих дело с предметами культурного наследия, что и ведет к стремлению осознанно или неосознанно перемещать культурные ценности через границы, особенно в условиях открытого общества.

Положения действующего закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» являются обязательными для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, а также для всех органов власти и управления, должностных лиц Российской Федерации.

На территории РФ, под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;

культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;

культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;

культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Под действие закона попадают культурные ценности, в том числе:

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Основная функция культуры состоит в передаче из поколения в поколение идентификационных признаков конкретного культурного ареала, а основная государственная проблема в настоящее время - сохранение культурного наследия.

Обычно в международных соглашениях, в национальном законодательстве и в научной доктрине понятие «культурная ценность» применяется наряду с понятиями «культурное наследие», «культурное достояние». Понятие «культурное наследие», которое фигурирует в отдельных документах ЮНЕСКО, как правило, соответствует понятию «культурные ценности». Понятие «культурная ценность» имеет наиболее широкий характер.

У каждой страны свои культурные ценности, отличные от ценностей других стран и культур. Впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции. В этой конвенции дается следующее определение: «Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые центры сосредоточения культурных ценностей».

Наряду с Конвенцией 1954 года, широкое определение понятия «культурная ценность» было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 года. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности». С точки зрения этой Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы». В этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года являются исключительно движимые культурные ценности. Под Культурными ценностями при этом считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы». Обратим внимание на то, что в этом международно-правовом документе оговаривается, что за основу принят характер предмета, а не его возраст.

Конвенция ЮНЕСКО 1970 года принесла с собой широкое признание того, что культурные ценности - это не только здания, памятники и произведения изобразительного искусства, но и флора, фауна, полезные ископаемые и палеонтологические образцы, археологические и этнологические артефакты, произведения декоративного искусства, рукописи, книги и инкунабулы, а также фоно-, фото- и киноархивы. Кроме того, она положила начало признанию необходимости охраны культурных ценностей.

Стоит признать, что приведенное выше определение культурных ценностей так широко и нормативно, что его практическое применение возможно только в случае уточнения государством, какие культурные ценности должны охраняться согласно законодательству, при этом должно быть указано, что считается таковыми. Поэтому от каждого государства - участника этой Конвенции требуется определение и обновление перечня охраняемого имущества, экспорт которого приведет к значительному обеднению его культурного наследия.

На региональном уровне наиболее полное регулирование, в том числе и в отношении классификации культурных ценностей, осуществлено в Европейском Союзе (ЕС). Культурные ценности рассматриваются в документах ЕС в качестве товаров. Поскольку в рамках ЕС осуществляется свободный оборот товаров, ограничения, установленные в отношении культурных ценностей, рассматриваются как исключение из действия этого принципа.

Рассмотренные определения в отношении понятия культурных ценностей и категорий этих ценностей позволяют сделать некоторые выводы общего характера:

ценности должны быть, как правило, результатом творческой деятельности человека;

для того, чтобы соответствующие предметы были отнесены к культурным ценностям, они должны иметь определенное историческое, художественное или научное значение.

установлен временной критерий. Ценности в большинстве категорий должны быть созданы более чем сто (пятьдесят) лет тому назад;

в отдельных правовых актах установлен стоимостной критерий. Этот критерий подвергается наибольшим сомнениям: главный недостаток этого критерия состоит в его непредсказуемости. В торговле антиквариатом, например, он может быть применен только после того, как определенная вещь будет продана на аукционе, а как показывает практика, материальная ценность (продажная цена) постоянно меняется.

Философское понятие «культурные ценности» включает в себя как материальные объекты, так и продукты духовной деятельности. Иным является подход к культурным ценностям с юридической точки зрения, что является важнейшим в целях дипломного исследования. В праве и юридической науке культурными ценностями признаются лишь материальные ценности культуры. Это не значит, что духовные ценности не охватываются сферой правового регулирования. Они регулируются, но в ином плане, в качестве произведений искусства или литературы, науки или техники. Таким образом, правовое понятие «культурные ценности» охватывает лишь материальные объекты (вещи, имущество).

В Конституции РФ применяются как понятие «культурные ценности», так и понятия «историческое и культурное наследие», «памятники истории и культуры». Под культурным наследием понимаются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Здесь же используется также понятие «культурное достояние народов Российской Федерации», а также говорится, что в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения («все, что прочно связано с землей»). Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Культурные ценности, хотя они специально в Гражданском кодексе не упоминаются, относятся к категории движимых вещей. Объекты культурного наследия - памятники истории и культуры - представляют собой «особый вид недвижимого имущества».

Общепризнано, что к движимым культурным ценностям относятся археологические находки. Под термином «подводное культурное наследие» для целей Конвенции ЮНЕСКО 2001 года по охране подводного культурного наследия понимаются все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее ста лет, такие как объекты, сооружения, здания, артефакты и человеческие останки, вместе с их археологическим и природным окружением; суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое; предметы доисторического характера.

Необходимо также подчеркнуть, что культурные ценности, с точки зрения международной классификации, используемой при оценке национального богатства по системе национальных счетов, являются одной из составляющих нефинансовых производственных материальных активов. В данном случае культурные ценности могут выступать как предметы значительной стоимости, не уменьшающейся с течением времени, которые сами непосредственно не участвуют в материальном производстве, но при этом могут являться запасами стоимости.

Итак, спустя десятилетия Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), ставшую основой глобальной политики в сфере наследия. Тогда же принимается «Рекомендация об охране в национальном плане культурного и природного наследия», нацеленная на решительное внедрение идеологии наследия в практику. С того момента понятие наследие (культурное и природное наследие) становится общепризнанной категорией мировой политики, опирающейся на культурную и экологическую политику государств или инициирующей таковую в них. Один из основных ее элементов - формирование списков объектов наследия, прообразом которых можно считать знаменитые «Семь чудес света». В 2013г. в Списке Всемирного наследия был 981 объект (в том числе 759 - культурных, 193 - природных и 29 - смешанных, природно-культурных) выдающейся универсальной ценности. Начиная с 1990 года в этом списке представлена и Россия. В России, как и в других странах, формирование идеологии наследия опиралось на культурные традиции проживающих в ней этносов. С 1992 года в России действует специализированное научное учреждение в этой сфере - Российский научно-исследовательский университет культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Приблизительно с этого же времени в структуре РАН представлен Научный совет по изучению и охране культурного и природного наследия. Россия постепенно наращивает свое присутствие в Списке Всемирного наследия, в котором по состоянию на начало 2012 года представлено уже двадцать пять объектов.

Одной из государственных структур, принимающих активное и действенное участие в сохранении культурного наследия России, является таможенная служба России. Рассмотрим подробнее историю таможенной охраны культурных ценностей в нашей стране, роль и задачи таможенных органов в сохранении культурного наследия России на разных этапах развития нашей страны. Положения действующего закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» являются обязательными для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, а также для всех органов власти и управления, должностных лиц Российской Федерации.

Органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей. Министерство культуры Российской Федерации <#"806722.files/image001.gif">

Рис. 2 Икона: «Святой Николай Чудотворец»



Рис. 3 Первый том печатного издания «Собрание сочинений Шиллера», кортик летчика с ножнами армии Германии образца 1935 года (фирма «Роберт Клаас») и 4 серебряные монеты различного номинала.

Похожие работы на - История развития таможенной деятельности в области сохранения культурного наследия в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!