Управление технологическими процессами технического обслуживания и ремонта автомобилей
Содержание
Выбор
неисправностей автомобиля Зил-130
Определение
количества специализированных каналов ремонта автомобилей. Распределение работ
Оценка
состояния ресурсов предприятия
Анализ
показателей технической службы с помощью Z-образной диаграммы
Анализ
показателей технической службы с помощью диаграмм разброса
Анализ
показателей технической службы с помощью контрольной карты -
Список
литературы
техническая служба ремонт
Выбор неисправностей автомобиля ЗИЛ-130
Выбираем случайно из перечня неисправностей
числом не менее 30 и общим объемом работ около 65 чел·ч и распределяем их на 10
автомобилей.
Полученные данные заносим в таблицу 1.
Таблица 1 - Неисправности автомобилей.
№
|
Внешнее
проявление неисправности
|
Неисправность
|
Ремонтно-регулировочные
операции
|
Норма
времени чел·ч
|
Двигатель
|
|
1
|
Двигатель
не запускается (при нормальной работе стартера)
|
Попадание
воды в цилиндры (пробита прокладка головки блока)
|
Заменить
прокладку головки блока
|
4,5
|
|
2
|
Двигатель
не запускается (в цилиндре редкие вспышки)
|
Неплотное
прилегание тарелки выпускного клапана к гнезду
|
Заменить
головку блока
|
4,5
|
|
3
|
Двигатель
не запускается (в цилиндре редкие вспышки)
|
Повреждение
прокладки головки блока
|
Заменить
прокладку головки блока
|
4,5
|
|
4
|
Двигатель
не запускается (в цилиндре редкие вспышки)
|
Подсос
воздуха в системе питания
|
Заменить
прокладку между карбюратором и коллектором
|
1
|
|
5
|
Двигатель
работает с перебоями
|
Повреждение
прокладки головки блока
|
Заменить
прокладку головки блок
|
4,5
|
|
6
|
Двс
работает с перебоями
|
Износ
цилиндро-поршневой группы
|
Заменить
цпг
|
7
|
|
7
|
Попадание
воды в поддон картера
|
Повреждение
головки блока цилиндров
|
Заменить
головку блока
|
4,5
|
|
8
|
Дымление
двигателя
|
Износ
направляющих клапанов
|
Заменить
головку блока
|
4,5
|
|
Сцепление
|
|
9
|
Сцепление
пробуксовывает
|
Износ
сцепления
|
Заменить
ведомые диски сцепления
|
1,5
|
|
10
|
Сцепление
«ведет»
|
Коробление
дисков сцепления
|
Заменить
сцепление
|
1,5
|
|
11
|
Рывки
при трогании с места
|
Износ
сцепления
|
Заменить
сцепление
|
1,5
|
|
12
|
Стук
в сцеплении
|
Нарушение
целостности деталей сцепления
|
Заменить
сцепление
|
1,5
|
|
Коробка
передач
|
|
13
|
Шум
(стук) в кп
|
Износ
или повреждение деталей кп
|
Заменить
кп
|
2
|
|
14
|
Самовыключение
передач
|
Износ
или повреждение деталей кп
|
Заменить
кп
|
2
|
|
15
|
Течь
масла из кп
|
Повреждение
первичного вала или его сальника
|
Заменить
кп
|
2
|
|
16
|
Не
включаются передачи
|
Износ
или повреждение деталей кп
|
Заменить
кп
|
2
|
|
Главная
передача
|
|
17
|
Шум
в центральном редукторе
|
Износ
деталей центрального редуктора
|
Заменить
центральный редуктор
|
1
|
|
18
|
Не
работает центральный редуктор
|
Нарушение
целостности деталей центрального редуктора
|
Заменить
центральный редуктор
|
1
|
|
19
|
Течь
масла из центрального редуктора
|
Повреждение
прокладки центрального редуктора
|
Заменить
прокладку центрального редуктора
|
1
|
|
20
|
Шум
в центральном редукторе
|
Неправильное
зацепление шестерен главной передачи
|
Отрегулировать
зацепление шестерен главной передачи
|
3
|
|
Рулевое
управление и ходовая часть
|
|
21
|
Тугое
ру
|
Неисправен
насос гидроусилителя руля
|
Заменить
гидронасос
|
1
|
|
22
|
Люфт
шкворня
|
Износ
шкворня
|
Заменить
шкворень
|
2
|
|
23
|
Люфт
шкворня
|
Износ
цапф
|
Заменить
цапфы
|
2
|
|
24
|
Течь
масла из насоса гидроусилителя
|
Повреждение
уплотнителей гидронасоса
|
Заменить
гидронасос
|
1
|
|
25
|
Перекос
моста
|
Ослабление
крепления листов рессор
|
Заменить
рессору
|
1,5
|
|
26
|
Перекос
моста
|
Ослабление
крепления стремянок рессор
|
Закрепить
стремянки рессор
|
0,5
|
|
27
|
Люфт
руля
|
Нарушена
регулировка рулевого механизма
|
Отрегулировать
рулевой механизм
|
0,5
|
|
28
|
Повышенный
износ резины
|
Нарушено
схождение колес
|
Отрегулировать
схождение колес
|
0,5
|
|
Тормозная
система
|
|
29
|
Не
держат тормоза
|
Износ
задних тормозных барабанов
|
Заменить
задние тормозные барабаны
|
2,5
|
|
30
|
Не
держат тормоза
|
Износ
передних тормозных барабанов
|
Заменить
передние тормозные барабаны
|
2
|
|
31
|
Не
держат тормоза
|
Неисправен
тормозной кран
|
Заменить
тормозной кран
|
2,5
|
|
32
|
Клинят
тормоза задней оси
|
Элипсность
задних тормозных барабанов
|
Заменить
задние тормозные барабаны
|
2,5
|
|
33
|
Утечка
воздуха из центрального тормозного крана
|
Повреждение
диафрагмы тормозного крана
|
Заменить
тормозной кран
|
2,5
|
|
34
|
Не
держат тормоза
|
Износ
тормозных накладок
|
Заменить
тормозные колодки
|
1
|
|
Электрооборудование
|
|
35
|
Нет
сигналов поворотов
|
Неисправна
проводка
|
Ремонт
проводки
|
0,5
|
|
36
|
Не
работает стартер
|
Неисправен
стартер
|
Заменить
стартер
|
0,5
|
|
37
|
Не
работает стартер
|
Неисправно
реле стартера
|
Заменить
стартер
|
0,5
|
|
38
|
Не
работает стартер
|
Недостаточное
электропитание стартера
|
Заменить
аккумуляторную батарею
|
0,5
|
|
39
|
Нет
зарядного тока
|
Неисправно
реле-регулятор
|
Заменить
реле-регулятор
|
0,5
|
|
40
|
Не
горят фары
|
Неисправна
проводка
|
Ремонт
проводки
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. Определение количества специализированных
каналов ремонта автомобилей. Распределение работ
Распределим перечень неисправностей по основным
группам работ, и строим причинно-следственную диаграмму (Приложение А).
На основании причинно-следственной диаграммы
строим столбчатую диаграмму исходные данные для её составления записываются в
таблицу 2. Минимальный объем работ, достаточный для выделения в один канал - 6
чел-ч. При объемах работ, недостаточных для выделения в отдельный канал,
совместимые по функциональной принадлежности виды работ могут быть объединены в
один канал.
Таблица 2 - Исходные данные для построения
столбчатой диаграммы.
№
|
Наименование
групп работ
|
Число
неисправностей в группе
|
%
дефектов от общего числа
|
Объем
необходимых работ в группе, чел·ч
|
%
трудоемкости от общего объема работ
|
1
|
Двигатель
|
8
|
20
|
35
|
43,75
|
2
|
Сцепление
|
4
|
10
|
6
|
7,5
|
3
|
КПП
|
4
|
10
|
8
|
10
|
4
|
ГП
|
4
|
10
|
6
|
7,5
|
5
|
Рулевое
управление и ходовая часть
|
8
|
20
|
9
|
11,25
|
6
|
Тормозная
система
|
6
|
15
|
13
|
16,25
|
7
|
Электро-оборудование
|
6
|
15
|
3
|
3,75
|
Всего
|
|
40
|
100
|
80
|
100
|
Рисунок 1 -Распределение количества
неисправностей по видам.
Рисунок 2 -Распределение количества
неисправностей по видам в %.
Рисунок 3 -Распределение трудоемкости работ по
видам.
Рисунок 4 -Распределение трудоемкости работ по
видам в %.
Таблица 3 -Распределение неисправностей по
автомобилям.
№
автомобиля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
№
неисправности
|
6
26 34 35
|
4
9 20 29
|
8
27 31 36
|
1
12 25 39
|
7
28 32 38
|
16
19 22 30
|
5
13 24 37
|
3
11 14 21
|
2
15 18 40
|
10
17 23 33
|
Таблица 4 - Распределение постов и исполнителей
по специализированным каналам
№
канала
|
Наименование
работ канала
|
Трудоемкость
работ, чел.*ч
|
%
|
Количество
постов
|
Количество
рабочих
|
1
|
ДВС
|
35
|
43,75
|
2
|
4
|
2
|
Сцепление,
КПП
|
14
|
17,5
|
1
|
2
|
3
|
Главная
передача, Рулевое управление и ходовая часть
|
15
|
18,75
|
1
|
2
|
4
|
Тормоза,
Электрооборудование
|
16
|
20
|
1
|
2
|
Далее расписываем трудоемкости работ устранения
неисправностей по специализированным каналам ремонта и заносим в таблицу 5.
Таблица 5 - Распределение работ текущего ремонта
автомобилей по специализированным каналам
|
Автомобили
|
Всего
по каналу
|
|
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Каналы
|
1
|
7
|
1
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
|
35
|
|
2
|
|
1,5
|
|
1,5
|
|
2
|
2
|
3,5
|
2
|
1,5
|
14
|
|
3
|
0,5
|
3
|
0,5
|
1,5
|
0,5
|
3
|
1
|
1
|
1
|
3
|
15
|
|
4
|
1,5
|
2,5
|
1,5
|
0,5
|
3
|
2
|
0,5
|
|
0,5
|
2,5
|
16
|
Всего
а/м
|
9
|
8
|
6,5
|
8
|
8
|
7
|
8
|
9
|
8
|
7
|
80
|
Из диаграмм следует, что по количеству дефектов
наиболее дефектоносными составными частями автомобилей парка являются 1, 5, 6,
7 части (двигатель, рулевое управление, тормозная система и
электрооборудование). По трудоемкости устранения неисправностей наиболее
значимыми являются 1, 6 и 5 составные части.
Совместное рассмотрение обеих диаграмм позволяет
сделать вывод о том, что составная часть 1 (двигатели) является наиболее
важной, поскольку и по числу неисправностей и по трудоемкости устранения
дефектов двигатель стоит на первом месте.
Таблица 7 - Исходные данные для построения
столбчатой диаграммы по двигателю.
№
неисправности
|
Трудоемкость
чел·ч
|
Трудоемкость
%
|
1
|
4,5
|
12,86
|
2
|
4,5
|
12,86
|
3
|
4,5
|
12,86
|
4
|
1
|
2,84
|
5
|
4,5
|
12,86
|
6
|
7
|
20
|
7
|
4,5
|
12,86
|
8
|
4,5
|
12,86
|
Всего
|
35
|
100
|
Рисунок 5 -Распределение трудоемкости работ по
двигателю в %.
Необходимость замены головки блока цилиндров и
замены прокладки головки блока цилиндров встречается наиболее часто.
. Оценка состояния ресурсов предприятия
Для составления радиационной диаграммы требуются
данные обследования рассматриваемого производственного подразделения
предприятия. В деловой игре значения показателей ресурсов принимают из таблицы
равномерно распределенных случайных чисел.
Берем 7 чисел - 2689, 5319, 6450, 9303, 2320,
9025, 6015. Примем, что числа ряда должны равномерно распределиться в диапазоне
от 50 до 110%. После преобразования получаем ряд: 57, 73,84,104, 53, 98,81, что
будет соответствовать следующим наименованиям ресурсов технической службы
автотранспортного предприятия:
. Подвижной состав (ПС).
. Производственно-техническая база (ПТБ).
. Кадровое обеспечение (КО).
. Материально-техническое обеспечение (МТО).
. Организационное обеспечение (ОО).
. Информационное обеспечение (ИО).
. Финансовое обеспечение (ФО).
Радиационная диаграмма по данным ряда случайных
чисел представлена на рисунке 6. На диаграмме отмечены зоны в 50, 100 и 110%.
За 100% приняты нормативные данные.
Рисунок 6. Радиационная диаграмма ресурсов
наиболее «дефектоносного» подразделения.
Рассмотрение данных, представленных на
радиационной диаграмме показывает, что, для повышения эффективности
функционирования подразделения технической службы, в данном случае, требуется
существенно повысить показатели практически по всем составляющим, обращая
особое внимание на организационное обеспечение, производственно-техническую
базу и подвижной состав.
. Анализ показателей технической службы с
помощью Z-образной диаграммы
Анализ изменения показателей технического
состояния автомобилей по наиболее значимому фактору, как составной части
автомобиля, выявленному с использованием диаграммы Парето, производят с помощью
Z-образной диаграммы.
На диаграмме представляют результаты статистики
наблюдений в течение определенного отрезка времени. В качестве данных
наблюдения предлагается использовать вариационные ряды случайных чисел с
различными законами их распределения.
Ниже приведен пример построения Z-образной
диаграммы для исследования динамики изменения показателей в деловой игре с
использованием нормально распределенных случайных чисел.
Нормально распределенные случайные числа.
464
|
137
|
2455
|
-323
|
-68
|
2296
|
-288
|
1298
|
241
|
60
|
-2526
|
-531
|
-194
|
543
|
-1558
|
187
|
-1190
|
22
|
1486
|
-354
|
-634
|
697
|
926
|
1375
|
785
|
-963
|
-853
|
1022
|
-472
|
1279
|
3521
|
571
|
-1851
|
194
|
1192
|
-501
|
Для получения случайных чисел ,
распределенных по нормальному закону, при заданных математическом ожидании и
среднеквадратичном отклонении требуется для каждого числа , выполнить
линейное преобразование
.
При заданных и получаем:
15,928
|
15,274
|
19,91
|
14,354
|
14,864
|
19,592
|
14,424
|
17,596
|
15,482
|
17,788
|
15,12
|
9,948
|
13,938
|
14,612
|
16,086
|
11,884
|
15,374
|
12,62
|
15,044
|
13,89
|
17,972
|
14,292
|
13,732
|
16,394
|
16,852
|
17,75
|
16,57
|
13,074
|
13,294
|
15,092
|
17,044
|
14,056
|
17,558
|
22,042
|
16,142
|
11,298
|
15,388
|
17,384
|
13,998
|
15,642
|
Из диаграммы следует, что процесс стабилен в
сравнении с предшествующим периодом.
. Анализ показателей технической службы с
помощью диаграмм разброса
С помощью диаграмм разброса, как инструментов
управления качеством, оценивается идентичность и степень неслучайности
идентичности показателей Z-образной диаграммы за настоящий и предшествующий
периоды исследуемого процесса. к примеру, за различные сопоставимые отрезки
времени зимней эксплуатации автомобилей, месяцах года, недель, дней месяца и т.
д.
На рисунке 8 представлены результаты
использования диаграммы разброса.
Рисунок 8. Диаграмма разброса, построенная
методом медиан.
По результатам расчета коэффициента
корреляции можно сделать вывод о том, что между параметрами и корреляция
отсутствует.
6. Анализ показателей технической
службы с помощью контрольной карты -
Для построения контрольной карты -с целью
анализа хода процесса производства требуются данные наблюдений контролируемых.
параметров в смежные интервалы времени. В качестве таковых приняты случайные
числа, отвечающие гамма-распределению. Эти числа сначала используются в
контрольном листке
Контрольный листок контрольной карты
-
N
группы
|
Измеряемые
значения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
15,274
|
15,12
|
19,91
|
9,948
|
60,252
|
15,063
|
9,962
|
2
|
14,612
|
14,354
|
14,864
|
13,938
|
57,768
|
14,442
|
0,926
|
3
|
16,086
|
14,424
|
19,592
|
11,884
|
61,986
|
15,4965
|
7,708
|
4
|
15,482
|
15,374
|
17,596
|
12,62
|
61,072
|
15,268
|
4,976
|
5
|
15,482
|
15,044
|
17,788
|
13,89
|
62,204
|
15,551
|
3,898
|
6
|
14,292
|
17,044
|
17,972
|
14,056
|
63,364
|
15,841
|
3,916
|
7
|
16,394
|
17,558
|
22,042
|
13,732
|
69,726
|
17,4315
|
8,31
|
8
|
16,142
|
16,852
|
17,75
|
11,298
|
62,042
|
15,5105
|
6,452
|
9
|
15,388
|
16,57
|
17,384
|
13,074
|
62,416
|
15,604
|
4,31
|
10
|
15,092
|
13,998
|
15,642
|
13,294
|
58,026
|
14,5065
|
2,348
|
|
|
|
|
|
|
154,714
|
52,806
|
|
|
|
|
|
|
15,4714
|
5,2806
|
Далее на основании данных
контрольного листка рассчитывают контрольные границы контрольной карты -.
Верхняя контрольная граница для -карты:
= + = 15,4714 + 0,7295,2806 =
19,3
Нижняя контрольная граница для карты:
= - = 15,4714 - 0,7295,2806 =
11,6
Верхняя контрольная граница для -карты:
= = 2,2825,2806 =
12,05.
Нижняя контрольная граница для -карты:
= = 0.
Коэффициент для четырех
выборок коэффициент не предусмотрен. На рисунке 9 контрольных карт приведены
графики ломаной линии.
Рисунок 9. Контрольная карта -
Далее контрольные карты используются
для контроля хода процесса сравнением данных наблюдений и рассчитанными
границами.
Рассмотрение результатов анализа
показывает, что при принятых значениях контрольных границ, с течением времени,
за которое приняли рабочие дни, процесс протекает стабильно.
Список литературы
1.
Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА
«Стандарты и качество», 2007. - 272 с.
.
Беловолов, В. Г. Организация технологических процессов технического
обслуживания автомобилей в автотранспортных предприятиях: Учеб. пособие / В. Г.
Беловолов, В.И. Гринцевич, Г. Г. Козлов. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. - 123 с.
.
Власов, В. М. Управление технологическими процессами технического обслуживания
и ремонта автомобилей/ В. М. Власов. М.: МАДИ, 1982. 77 с.
.
Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М.
Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин; ред. О. П. Глудкин. - М.: Радио и связь,
1999. - 600 с.
.
Гринцевич, В. И. Организация и управление технологическим процессом текущего
ремонта автомобилей: учеб. пособие / В. И. Гринцевич. - Красноярск: ИПЦ КГТУ,
2003. - 123 с.
.
Ильенкова, С. Д. Управление качеством: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Н.
Д. Ильенкова, В. С. Мхитарян и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.