Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами

Содержание

Введение

. Общие положения проведения валютного контроля

. Полномочия таможенных органов по противодействию утечки капитала за рубеж

. Процедура привлечения к ответственности за административные правонарушения в области валютного законодательства

Заключение

Список использованных источников

Введение

валютный контроль таможенный

Вывоз капитала за рубеж контролируют большинство государств мира. В экономически развитых странах ограничения на вывоз капитал неоднократно вводились в период, когда такой вывоз противоречил национальным интересам. В России в последнее время утечка капитала приобрела большие объемы путем нелегального вывоз за границы. В рамках внешнеэкономической деятельности большинство операций, направлены на незаконный вывоз капитала за рубеж. Все более сложные схемы используются для перемещения капитала за границу в настоящее время, из которые направлены на сокрытие импортных контрактов, неисполнение встречных обязательств по бартерным сделкам. Создание единой эффективной системы валютного контроля, становится очевидным, может стать надежной защитой от незаконного вывоза капиталов за рубеж экономических интересов государства. На едином комплексе правовых норм валютного законодательства такая система должна основываться. Должны проводиться для создания такого комплекса норм серьезные исследования проблем применения действующего валютного законодательства, анализировать современные тенденции, которые сложились во внешнеэкономической деятельности.

Для России имеет важное значение проблема пресечения нелегального вывоза капитала за границу, в том числе существующая система валютного контроля, которая ориентирована на решение этой проблемы.

В Российской Федерации существующая на сегодняшний день система валютного регулирования система устанавливает специальный порядок проведения операций резидентов и нерезидентов валюте Российской Федерации, операций резидентов и нерезидентов в иностранных валютах на территории Российской Федерации и операций резидентов в иностранных валютах за пределами Российской Федерации, операций и сделок с другими валютными ценностями, а также торговых и других экономических отношений резидентов с нерезидентами.

Любая другая система государственного регулирования, валютное регулирование воздействует на лиц, которые участвуют в валютных правоотношениях, с помощью которых вводится специальные ограничения. Соблюдение таких ограничений, дают возможность осуществлять препятствия возникновению фактов их нарушения, обеспечивается особым комплексом административно-правовых норм, для которых является обеспечение законности при проведении валютных операций и реализация которых поручена специально уполномоченным государственным органам или организациям. Такой комплекс норм формирует государственную систему валютного контроля. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютных ограничений и тем самым является способом поддержания правопорядка в валютной сфере.

Обеспечение реального действия системы валютного контроля в стране возложено на органы и агентов валютного контроля. Практическое значение реализации таможенными органами предоставленных им полномочий в сфере валютного контроля, в том числе, и полномочий по пресечению нелегальной утечки капитала за рубеж очень велико. Полномочиями органа валютного контроля наделен и ГТК России. Функции агентов валютного контроля осуществляют региональные таможенные управления и таможни.

Целью итоговой работы является изучение валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации, как составной части экономической безопасности страны.

Предметом исследования выступает валютный контроль РФ, осуществляемым таможенными органами.

Объектом исследования - валютный контроль.

Задачами исследования выступает изучение:

понятия, сущность валютного контроля;

история валютного контроля;

понятия утечки капитала за рубеж и способы утечки капитала;

контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров;

полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля за операциями по импорту товаров;

валютного контроля, осуществляемого таможенными органами за проведением внешнеторговых бартерных операций;

проблемы применения мер ответственности, предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

процедуры привлечения к ответственности за административные правонарушения в области валютного законодательства.

Итоговая работа состоит из 3-х частей, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Общие положения проведения валютного контроля

В РФ контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов РФ, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц (ст. 52 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ). Данное положение распространяется на все направления внешнеторговой политики, в том числе на валютно-финансовое регулирование внешнеторговой деятельности.

Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в пункте 10 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «таможенные органы осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Нормативно-правовая база валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности - это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры РФ.

К числу основных относятся:

Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 07.02.2011);

инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами;

«Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации», утвержденное ГТК России 11.04.1997 г. № 01-23/6678, МВЭС России 09.04.1997 г. № 10-83/1335, ВЭК России от 02.04.1997 г. № 07-26/768;

нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей реализации технологии валютного контроля.

Субъектами правоотношений по валютному контролю являются:

контролирующие субъекты (органы и агенты валютного контроля);

лица, чья деятельность является объектом контроля.

Основные документы, представляемые в банк для валютного контроля:

·паспорт сделки;

·документы, обосновывающие осуществление в/о;

·справка о валютных операциях;

·справка о подтверждающих документах; подтверждающие документы;

·справка о поступлении валюты РФ;

·справка о расчетах через счета за рубежом.

Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки, который используется в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами и содержат документально подтвержденные сведения об этих операциях.

Паспорт сделки оформляется в стандартизированном виде. Порядок оформления паспорта сделки определен Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Подтверждающие документы - это документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

. Полномочия таможенных органов по противодействию утечки капитала за рубеж

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов:

. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, налоговым Кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

. Должностные лица таможенных органов выполняют обязанности, предусмотренные статьей 33 налогового Кодекса РФ, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена в ст. 25 Закона, которая гласит, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем ст. 25 Закона носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.

. Процедура привлечения к ответственности за административные правонарушения в области валютного законодательства

К санкциям за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ относится штраф. К видам уголовного наказания следует отнести лишение свободы или штраф.

Особый интерес представляет применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам. Здесь следует уточнить, что необходимо разделять ответственность банков за нарушение правил о банковских операциях, включая соблюдение установленных Банком России обязательных нормативов, и за нарушение норм валютного законодательства.

Центральный банк РФ в отношении уполномоченных банков предусматривает следующие меры финансовой (валютной) ответственности: а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет; б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет; в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации); г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации)

В заключение следует отметить следующее. Из Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что ответственность, предусмотренная этим нормативно-правовым актом, направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, произошедшего в результате валютного правонарушения.

Ответственность за нарушения валютного законодательства является разновидностью финансовой ответственности. Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.

Следовательно, основной целью государственного принуждения в валютном праве является упрочение режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций

Заключение

На основе вышесказанного, мы можем подвести итог, основываясь на общих выводах:

. В России в сфере валютных отношений деятельность осуществляется на правовой основе, а именно Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного регулирования. Примером этому можно привести отказ от валютной монополии как основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности.

. В стране создана разветвленная система валютного регулирования и валютного контроля оказалась громоздкой, мало управляемой и недостаточно эффективной.

На перекрестке противоречивых отношений находится валютный рынок, который трудно совместим для различных целей участников экономической деятельности, а именно государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

Неупорядоченность мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями и о недостаточной эффективности говорит целый ряд негативных процессов. К таким процессам можно отнести высокую степень долларизации денежно-кредитной системы, неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.

Для того, чтобы выяснить возможности совершенствования регулирования валютного рынка в России необходимо определиться с задачей воздействия на финансовые рынки, с помощью которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее.

Все эти правила не используется как самоцель. Главными задачами экономической политики в сфере управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и занятости. Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного курса на внешнюю торговлю.

В целом в практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования. Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами, которые условно можно назвать контролирующим и дирижистским.

В проведении политики курсообразования, основной идеей контролирующего режима является не допускающей отклонение от выбранных параметров заранее, которые обеспечиваются ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Часто создается жесткий порядок расходования валютных средств для резидентов. Кроме того, такой режим решает две задачи, а именно, сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов (например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золотовалютных резервов).

На эффективность рыночных механизмов при дирижстском режиме государство перераспределяет финансовые ресурсы, снимая по текущим операциям прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золотовалютных резервов.

Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что "основной проблемой валютного регулирования в настоящее время является направленность происходящих изменений, которая нацелена на совершенствование решения преимущественно административных, а не экономических задач".

Список использованных источников

1.Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ);

2.Федеральный закон от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле » (ред. 05.07.2007);

.Федеральный закон от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. 22.07.2005);

.Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И (ред. от 12.08.2008);

.«КонсультантПлюс» Статья: К вопросу об ответственности за нарушение валютного законодательства Н.А.Саттарова;

.Таможенный кодекс таможенного союза (от 27.11.2009.

Похожие работы на - Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!