Транспортное хозяйство и задачи внутризаводского транспорта
Введение
Увеличение выпуска товаров текстильной промышленности, улучшение их качества с целью более полного удовлетворения потребностей населения можно добиться только путем строительства новых и реконструкции (модернизации) действующих текстильных предприятий. Своевременное обновление и расширение ассортимента выпускаемых текстильных изделий можно осуществить путем технического перевооружения предприятий на основе внедрения новой техники (технологического оборудования) и прогрессивных менее трудоемких и энергоемких технологий, а также механизации и автоматизации производства. Новые технологические процессы требуют увеличения производственных площадей, проектирования рациональных компоновочных схем производственных помещений (зданий) и применения прогрессивных грузопотоков.
Специалисту в своей практической деятельности приходится решать вопросы размещения нового оборудования в реконструируемых промышленных зданиях, перемещения основных и вспомогательных грузов к технологическому оборудованию и между операциями. Это невозможно без знаний основ строительных конструкций, технологии возведения зданий и сооружений в соответствии с требованиями строительных норм и правил, а также современных подъемно-транспортных средств.
1. Организация транспортного хозяйства и задачи внутризаводского транспорта
Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйствования на текстильном предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. Под термином «груз» понимаются различные материалы и предметы, с которыми производятся манипуляции при погрузках, выгрузках, транспортировке и складировании сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов, намоточной тары, тазов с лентой, ткацких навоев, оборудования, готовой продукции, отходов производства и т. п. В течении производственного цикла все грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится до трех транспортных. Механизация транспортных и ручных работ, которые являются наиболее трудоемкими и энергоемкими, - это в настоящее время один из главных резервов дальнейшего повышения эффективности производства.
По своему назначению транспортные средства предприятия делятся на внешний, межцеховой и внутрицеховой транспорт.
Внешний транспорт обеспечивает доставку сырья, полуфабрикатов и материалов на заводской склад, а также отгрузку потребителям произведенной продукции, со склада готовой продукции. Это в основном автомобильный и железнодорожный транспорт.
Межцеховой транспорт выполняет функции связывающего звена между производственными цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.
Внутрицеховой транспорт перемещает грузы внутри цеха в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, полуфабрикатов, материалов, комплектующих деталей и узлов от цехового склада сырья технологическому оборудованию, контрольным участкам до склада готовой продукции, а также сбор и удаление отходов производства. Внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом.
Все подъемно-транспортные средства (ПТС), применяемые в текстильной промышленности, делятся на три группы:
● подъемно-транспортные машины периодического действия, предназначенные в основном для подъема груза и его перемещении на небольшие расстояния: грузоподъемные машины, такие как однобалочные, мостовые, козловые и поворотные краны, краны-штабелёры и подвесные машины монорельсового транспорта, такие как электрические тали и электротягачи.
● подъемно-транспортные машины непрерывного действия - транспортирующие машины с тяговым и без тягового органа (конвейеры), предназначенные для перемещения насыпных и штучных грузов по горизонтали, вертикали, наклонно и пространственной трассе на значительное расстояние (до нескольких сотен метров). К ним относятся: ленточные и пластинчатые конвейеры, цепные подвесные, щелевые конвейеры, подвесные монорельсовые дороги, элеваторы, роликовые, вибрационные и пневматические конвейеры;
● машины напольного транспорта, предназначенные для транспортировки, подъема и укладки грузов, к которым относятся электро- и автопогрузчики, электроштабелеры, электрокары, электротягачи и напольные тележки.
Транспортная система предприятия во многом определяется способом перемещения грузов. Существует два способа с транспортированием грузов: бестарный и тарный. Бестарный способ применяется для транспортировки навалочных и штучных грузов. Он используется, если при перемещении изделия не повреждаются и их качество не снижается. Например, перемещение бобин с пряжей ленточным конвейером. Тарный способ характеризуется тем, что тара является основным элементом при перемещении и складировании грузов и составляет в совокупности со средствами механизации единую транспортную систему, как например подача упакованных кип к ТРА. В качестве тары могут использоваться поддоны, контейнеры, ящики, коробки и т. п.
Структура транспортного хозяйствования зависит от многих факторов, основными из которых являются: объем внутрицеховых и внешних перевозок, тип и объемы производства, масса и габариты транспортируемых грузов, характер грузов, уровень кооперативных связей. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве внепроизводственного транспорта автомобильной или железнодорожной, то в этом случае создается соответствующий цех. Кроме того, целесообразно создать цех или участок цеха транспорта и безрельсового транспорта соответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.
Основной показатель, характеризующий процесс перемещения грузов на рассматриваемом производственном участке - грузопоток. Величина грузопотока, измеряемая его мощностью, определяется количеством груза, проходящего через рассматриваемый участок в единицу времени. В соответствии с этим различаются грузопотоки годовой, месячный, суточный, сменный. Все они измеряются в тоннах, кубических метрах или штуках за соответствующее время. Общая масса отправляемых, прибывающих и проходящих транзитом грузов представляет собой грузооборот, который служит основным показателем общего объема перевозок предприятия. Данные о грузопотоке и грузообороте служат для определения необходимого количества транспортных средств и достижения постоянной загрузки. О рациональности функционирования транспортного хозяйствования можно судить на основе равномерного грузооборота. Анализ грузопотоков за учетный период дает основания для совершенствования организации транспортного хозяйствования, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.
Выполнение межцеховых и внутрицеховых перевозок может осуществляться либо по «маятниковой», либо по «кольцевой» схемам. Для «маятниковой» схемы характерно одностороннее либо двустороннее движение транспортных средств. Одностороннее движение характеризуется тем, что транспорт перемещает груз только в одну сторону. Примером такого движения является подача кип и ТРА и возвращение назад на склад пустого транспорта путем взаимодействия участка цеха ( перевозка бобин с пряжей от прядильных машин к мотальным и возвращению назад к прядильным машинам пустых бобин тем же транспортом). Двустороннее движение более рационально. Недостатком таких схем является возвращение транспортных машин в пункт загрузки либо пустыми, либо малозагруженными. Наиболее перспективной представляется «кольцевая схема с затухающим» грузооборотом. По этой схеме маршрут движения составляется так, чтобы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди все цеха и участки и вернуться на склад за новой порцией грузов.
Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно обеспечить выполнение следующих задач:
● своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;
● рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование;
2.