Расчет объёмных и качественных показателей работы отделения железной дороги
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы
Беларуси. Он должен своевременно и качественно обеспечивает потребности
населения в грузовых и пассажирских перевозках и транспортных услугах, а также
обеспечивать жизнедеятельность всех отраслей экономики страны и безопасности
государства. Железнодорожный транспорт играет большую роль в формировании рынка
транспортных услуг и позволяет эффективно развивать предпринимательскую
деятельность во взаимодействии с другими видами транспорта, составляющими
транспортную систему страны. В условиях развивающихся рыночных отношений
особенно важной становится его четкая организованность, ритмичность и
надежность работы, качество предлагаемых услуг.
Железная дорога признана основным государственным предприятием
железнодорожного транспорта. Пока имущество предприятий, учреждений и объекты
железнодорожного транспорта относятся исключительно к государственной
собственности. Эти экономические отношения уже исчерпали свои былые
преимущества и на смену им должны быть приняты концепции сегодняшнего
экономического реформирования отношений на транспорте. Однако железнодорожные
перевозки все еще относятся к естественной монополии государства, что на
сегодняшний день определяет особые условия развития и функционирования
железнодорожного транспорта.
Одним из важнейших предприятий железнодорожного транспорта является
отделение дороги, оно входит в состав железной дороги и под её непосредственным
руководством осуществляет перевозки грузов и пассажиров на установленном для
него полигоне сети железных дорог.
Отделение дороги организует и согласует работу порученных ему линейных
предприятий, которыми являются станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции
пути, информатизации, сигнализации и связи, электроснабжения, погрузо-разгрузочных
работ и другие. Основной задачей отделения дороги и его структурных единиц
является обеспечение своевременного, качественного и полного удовлетворения
потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, непрерывности и
ритмичности транспортного процесса, а также выполнения планов работы.
В данной курсовой работе рассмотрены и решены основные вопросы, связанные
с определением объёмных и качественных показателей работы отделения дороги,
произведен расчет себестоимости единицы продукции и с помощью корректировки
качественных показателей в сторону улучшения, рассчитан экономический эффект в
виде экономии эксплуатационных расходов.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
. Пояснения для выбора вариантов.
Студенты выполняют курсовую работу по варианту, соответствующему
последней (табл. 1,6,7) и предпоследней (табл. 4,5) цифре шифра. План перевозок
грузов и приема, сдачи груженых вагонов, а также нормы простоя локомотивов
заданы общие для всех вариантов (табл.2,3,8).
. Схема условного отделения дороги.
. Протяженность участков отделения (табл. 1).
Таблица 1 - Длина участков, км
Наименование участков
|
Вариант
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
А-Б
|
210
|
220
|
230
|
240
|
250
|
260
|
270
|
280
|
290
|
300
|
Б-С
|
340
|
320
|
300
|
280
|
240
|
310
|
290
|
260
|
270
|
250
|
. План погрузки и выгрузки грузов на год (табл.2).
Таблица 2 - План погрузки и выгрузки грузов отделения дороги,
тыс.вагонов
Наименований станций и участков
|
погрузка
|
выгрузка
|
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
А
|
-
|
12
|
-
|
12
|
|
65
|
3
|
|
А-Б
|
-
|
2
|
-
|
2
|
-
|
15
|
5
|
|
Б-А
|
-
|
14
|
-
|
14
|
-
|
30
|
-
|
|
Б
|
-
|
35
|
-
|
35
|
|
40
|
8
|
|
Б-С
|
-
|
20
|
-
|
20
|
-
|
10
|
7
|
|
С-Б
|
-
|
2
|
-
|
2
|
-
|
12
|
-
|
|
С
|
-
|
25
|
-
|
25
|
|
125
|
20
|
|
Итого
|
-
|
110
|
-
|
110
|
|
297
|
43
|
|
. План приема и сдачи груженых вагонов на другие отделения (табл. 3).
В связи с тем, что приём и сдачу осуществляют граничащие с другими
отделениями станции, план по этим показателям составляется только для станций А
и С.
Таблица 3 - План приема и сдачи груженых вагонов на другие отделения,
тыс. вагонов
Наименование станций
|
прием
|
сдача
|
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
Станция А
|
|
1020
|
60
|
|
-
|
624
|
-
|
624
|
Станция С
|
-
|
650
|
-
|
650
|
|
859
|
17
|
|
Итого
|
|
1670
|
60
|
|
|
1483
|
17
|
|
. Показатели для годового плана приема и прибытия каменного угля по
вариантам (табл.4).
Таблица 4 - План приема и выгрузки каменного угля, тыс.тонн
Станция
|
Варианты
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
Приема
|
А
|
2400
|
3200
|
2500
|
3000
|
3300
|
3800
|
4000
|
4200
|
3900
|
4100
|
Выгрузка (прибытие)
|
А
|
250
|
280
|
320
|
330
|
340
|
300
|
310
|
320
|
350
|
400
|
Б
|
300
|
350
|
400
|
420
|
440
|
250
|
460
|
470
|
450
|
500
|
С
|
140
|
400
|
180
|
200
|
220
|
210
|
230
|
215
|
240
|
280
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. Состав вагонного парка для перевозки каменного угля и его процентное
соотношение по вагонам различной грузоподъемности (табл.5).
Таблица 5 - Распределение перевозок каменного угля по типам вагонов, %
Вариант
|
Полувагоны 64 т
|
Полувагоны69 т
|
Полувагоны 74 т
|
1
|
90
|
5
|
5
|
2
|
92
|
3
|
5
|
3
|
96
|
1
|
3
|
4
|
94
|
2
|
4
|
5
|
93
|
4
|
3
|
6
|
91
|
6
|
3
|
7
|
89
|
8
|
3
|
8
|
93
|
6
|
1
|
9
|
95
|
3
|
2
|
0
|
92
|
4
|
4
|
Статическая нагрузка на каждый тип полувагона условно равна его
грузоподъёмности.
. Варианты изменения качественных показателей работы, для определения
эффективности от улучшения использования подвижного состава (табл.6).
Таблица 6 -Предлагаемые к изменению технико-экономические показатели
Показатели
|
Варианты
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
Увеличение фактической нагрузки на груженый вагон Ргрдин,
т/ваг
|
1
|
|
1,5
|
|
2
|
|
|
1,2
|
|
1,8
|
Уменьшение коэффициента порожнего пробега вагонов, α
|
|
0,07
|
|
|
|
|
0,06
|
|
0,05
|
|
Увеличение массы поезда-брутто, Qбр, т
|
|
30
|
20
|
25
|
|
40
|
35
|
28
|
22
|
|
Увеличение среднесуточного пробега вагонов, Sв,
км/сут
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
|
Увеличение среднесуточного пробега локомотивов, Sл,
км/сут
|
50
|
|
|
50
|
|
30
|
|
|
|
|
Увеличение участковой скорости, Vуч, км/ч
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
. Технико-производственные показатели (табл. 7, 8).
Таблица 7 - Качественные показатели использования подвижного состава
Показатели
|
Варианты
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
весовая норма поезда, тонн
|
3200
|
3000
|
2900
|
2800
|
3100
|
3300
|
3000
|
3100
|
3200
|
2800
|
техническая скорость, км/ч
|
60
|
55
|
65
|
58
|
59
|
57
|
56
|
62
|
61
|
63
|
участковая скорость, км/ч
|
50
|
48
|
58
|
49
|
49
|
48
|
54
|
53
|
56
|
парк вагонов
|
6000
|
5900
|
6400
|
6100
|
6300
|
6200
|
6430
|
5990
|
6150
|
6350
|
парк маневровых локомотивов
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ОБЪЕМА РАБОТЫ НА ОТДЕЛЕНИИ ДОРОГИ
Размеры приема и выгрузки каменного угля в тоннах приведены в исходных
данных (табл. 4). Его перевозка в вагонах определяется с помощью средней
статической нагрузки, которая рассчитывается исходя из процентного содержания
вагонов различной грузоподъемности, приравненной в данном случае к самой
статической нагрузке, т.е.
г/ = ст;
г/ = ст;
г/ = ст;
Ρст= 100 / (а1/р1
+ а2/р2 + а3/р3), (1.1)
где а1, а2, а3 - процент вагонов каждого типа (табл.5).
(т).
На основании рассчитанной средней статической нагрузки, определяется
прием каменного угля в вагонах по станции А и его выгрузка по станциям А, Б, С.
прием = ΣΠ/ Ρ, (1.2)
где ΣП - прием каменного угля по станции А, тыс.т (табл.4);
.
выгр =ΣΒ
/ Ρ, (1.3)
где ΣВ - выгрузка каменного угля по станциям А, Б, С, тыс.т
(табл.4).
;
;
.
Полученные данные заносятся жирным шрифтом в соответствующие таблицы
(1.1, 1.2), в которых следует подвести итоги.
Таблица 1.1 - План погрузки и выгрузки грузов отделения дороги, тыс.
вагонов
Наименований станций и участков
|
погрузка
|
выгрузка
|
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
А
|
-
|
12
|
-
|
12
|
5
|
65
|
3
|
73
|
А-Б
|
-
|
2
|
-
|
2
|
-
|
15
|
5
|
20
|
Б-А
|
-
|
14
|
-
|
14
|
-
|
30
|
-
|
30
|
Б
|
-
|
35
|
-
|
35
|
7
|
40
|
8
|
55
|
Б-С
|
-
|
20
|
-
|
20
|
-
|
10
|
7
|
17
|
С-Б
|
-
|
2
|
-
|
2
|
-
|
12
|
-
|
12
|
С
|
-
|
25
|
-
|
25
|
4
|
125
|
20
|
149
|
Итого
|
-
|
110
|
-
|
110
|
16
|
297
|
43
|
356
|
Таблица 1.2 - План приема и сдачи груженых вагонов на другие
отделения, тыс. вагонов
Наименование станций
|
прием
|
сдача
|
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
кам. уголь
|
лес
|
нефть
|
всего
|
Станция А
|
60
|
1020
|
60
|
1140
|
-
|
624
|
-
|
624
|
Станция С
|
-
|
650
|
-
|
650
|
44
|
859
|
17
|
920
|
Итого
|
60
|
1670
|
60
|
1790
|
44
|
1483
|
17
|
1544
|
На основании полученных данных рассчитывается объем работы в вагонах для
отделения дороги за год, а затем в среднем за сутки:
, (1.4)
1790+110=1 900 (тыс.т);
, (1.5)
(тыс.т/сут).
Для проверки правильности расчетов, необходимо применить следующие
формулы:
, (1.6)
(тыс.т);
, (1.7)
(тыс.т/сут).
2. РАСЧЕТ ОБЩЕГО ПРОБЕГА ВАГОНОВ НА ОТДЕЛЕНИИ ДОРОГИ
Общий пробег вагонов складывается из пробега груженых и порожних вагонов.
Для его определения необходимо составить схемы по груженому и порожнему
вагонопотокам.
Схема груженого вагонопотока составляется на основании данных табл. 2 и
3, одна для трех родов грузов - каменный уголь, нефть и лес, которые
соответственно будут иметь обозначение: к.у, н, л. Стрелками показывается
направление вагонопотоков.
Прием и сдача производятся только по стыковым пунктам А и С, а погрузка и
выгрузка производятся на всех станциях и между ними на участках А-Б и Б-С.
Рисунок 2.1 - Схема груженых вагонопотоков по отделению, тыс.ваг
Погрузку следует записывать со знаком (+), а выгрузку со знаком (-).
Густота движения вагонов определяется по участкам и направлениям; среднее
арифметическое значение между отправлением с одной станции и прибытием на
другую.
Путем умножения рассчитанной густоты движения по участкам на заданную
длину участков, необходимо узнать пробег груженых вагонов по направлениям и в
целом по отделению дороги в форме табл. 2.1.
Таблица 2.1 - Густота и пробег груженых вагонов
Участок
|
Протяженность участка, S, км
|
Густота движения, тыс.ваг.
|
Пробег вагонов, млн.ваг-км
|
А-Б
|
210
|
1070
|
224,7
|
Б-С
|
340
|
1 042,5
|
354,45
|
С-Б
|
340
|
645
|
219,3
|
Б-А
|
210
|
632
|
132,72
|
Итого по отделению
|
-
|
-
|
931,17
|
Пробег порожних вагонов по отделению образуется из пробега местных
порожних вагонов, следующих по регулировочному заданию. В работе необходимо
рассчитать пробег только местных порожних вагонов, для этого следует построить
баланс порожних вагонов по их типам. Так как лес и уголь перевозят в вагонах
одного типа (в полувагонах), то расчет по ним проводят совместно.
Сравнив величины погрузки и выгрузки можно определить избыток или
недостаток порожних вагонов по их типам на каждой станции и участке.
Таблица 2.2 - Годовой баланс порожних вагонов по отделению, тыс. ваг.
Наименование станций и участков
|
Полувагоны
|
Цистерны
|
|
погрузка
|
выгрузка
|
избыток(+) недостаток(-)
|
выгрузка
|
избыток
|
А
|
12
|
70
|
+58
|
3
|
3
|
А-Б (туда + обратно)
|
16
|
45
|
+29
|
5
|
5
|
Б
|
35
|
47
|
+12
|
8
|
8
|
Б-С (туда + обратно)
|
22
|
22
|
0
|
7
|
7
|
С
|
25
|
129
|
+104
|
20
|
20
|
Итого
|
110
|
313
|
+203
|
43
|
43
|
Все цистерны, освобождаемые на отделении, следуют в порожнем состоянии в
обратном направлении. Регулировочный порожняк берется условно в размере 20% от
сдачи полувагонов по станции «С» (от суммы полувагонов с лесом и каменным
углем).
На основании данных баланса порожняка и размеров приема регулировочного
порожнего вагонопотока составляется схема густоты движения порожних полувагонов
и цистерн на отделении («пв» и «ц»).
Рисунок 2.2 - Схема порожних вагонопотоков на отделении дороги, тыс.
ваг.
Густоту порожних вагонопотоков по каждому участку следует занести в табл.
2.3 и в ней рассчитать пробег порожних вагонов, путем умножения густоты потока
Г, на протяженность соответствующего участка.
Таблица 2.3 - Пробег порожних вагонов
Участок
|
Расстояние км
|
Густота движения, тыс.ваг.
|
Пробег порожних вагонов, млн.ваг-км
|
А-Б
|
210
|
5,5
|
1,155
|
Б-С
|
340
|
19,5
|
6,630
|
С-Б
|
340
|
284,6
|
96,764
|
Б-А
|
210
|
311,1
|
65,331
|
Итого по отделению
|
-
|
-
|
169,88
|
На основе схем груженых и порожних вагонопотоков необходимо определить
величину приема и сдачи вагонов на другое отделение и занести их в табл. 2.4.
Таблица 2.4 - Прием и сдача вагонов отделением дороги, тыс. ваг.
Наименование пунктов перехода
|
Прием вагонов
|
Сдача вагонов
|
|
груженых
|
порожних
|
груженых
|
порожних
|
Станция А
|
1140
|
-
|
624
|
383,6
|
Станция С
|
650
|
180,6
|
920
|
43
|
Итого
|
1790
|
180,6
|
1 544
|
426,6
|
Результаты расчетов по пробегу вагонов сводятся в табл. 2.5.
Таблица 2.5 - Расчет общего пробега вагонов и процента порожнего
пробега
Участок
|
Пробег вагонов, млн.ваго-км (nS)
|
Процент порожнего пробега вагонов
|
|
груженых
|
порожних
|
общий
|
к общему пробегу
|
к груженому пробегу
|
А-Б
|
224,70
|
1,155
|
225,855
|
0,50
|
0,50
|
Б-С
|
354,45
|
6,630
|
361,080
|
1,84
|
1,90
|
С-Б
|
219,30
|
96,764
|
316,064
|
30,60
|
44,10
|
Б-А
|
132,72
|
65,331
|
198,051
|
33,00
|
49,20
|
Итого
|
931,17
|
169,88
|
1 101,050
|
18,20
|
После расчета пробега вагонов на отделении следует рассчитать полный рейс
вагона, который складывается из груженого и порожнего рейса вагонов:
, (2.1)
где - полный рейс вагона;
- груженый рейс вагона;
- порожний рейс вагона.
(2.2)
где - пробег груженых вагонов;
- годовой объем работы отделения дороги.
(2.3)
где - порожний пробег вагонов на отделении дороги.
(тыс.км),
(тыс.км),
(тыс.км).
Для проверки расчетов используется формула:
, (2.4)
(тыс.км).
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОННО-КИЛОМЕТРОВОЙ РАБОТЫ НА ОТДЕЛЕНИИ ДОРОГИ
Расчет работы в тонно-километрах брутто производят отдельно для порожних
и груженых вагонов. Для груженых вагонов:
ΣРlбруттогр = ΣРlнетто + ΣРlтарыгр ,
(3.1)
где ΣРlбруттогр - т-км брутто груженых
вагонов;
ΣРlнетто - т-км нетто;
ΣРlтарыгр - т-км
тары груженых вагонов.
ΣРlтарыгр = qт
×
ΣnSгр ,
(3.2)
где qт - средняя масса тары = 21 т.
(млн. т-км),
(млн. т-км).
Расчет грузооборота нетто по каждому участку, отдельным направлениям и в
целом по отделению производится в форме табл. 3.1. Для этого динамическую
нагрузку необходимо умножить на пробег груженых вагонов.
дорога
грузовой подвижный локомотив
Таблица 3.1 - Расчет эксплуатационных тонно-километров (нетто)
Участок
|
Пробег груженых вагонов, млн.ваг-км
|
Средняя динамическая нагрузка, т/ваг
|
Тонно-км нетто (), млн.т-км
|
А-Б
|
224,7
|
44
|
9 886,8
|
Б-С
|
354,45
|
44
|
15 595,8
|
С-Б
|
219,3
|
43
|
9 429,9
|
Б-А
|
132,72
|
43
|
398,16
|
Итого
|
931,17
|
-
|
35 310,66
|
Для порожних вагонов тонно-км брутто рассчитываются по формуле:
ΣРlбрпор = qт
×
ΣnSпор ,
(3.3)
где ΣnSпор - порожний пробег вагонов.
(млн. т-км).
Общие тонно-км брутто равны сумме т-км нетто, т-км тары груженых и
порожних вагонов.
Расчет пробегов брутто необходимо произвести по форме табл. 3.2.
Таблица 3.2 - Определение объема работы для отделения дороги
Наименование участков
|
т-км нетто, млн
|
Ваг-км (ΣnS),млн
|
,, млн.т-км (брутто)гр,
млн.т-км
|
ΣРlтарпор,
млн.т-км (брутто)
|
Т-км брутто общие, млн, (ΣРlбр)
|
|
|
груж.
|
порож.
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
А-Б
|
9 886,8
|
224,70
|
1,155
|
4 718,70
|
24,26
|
14 629,76
|
Б-С
|
15 595,8
|
354,45
|
6,630
|
7 443,45
|
139,23
|
23 178,48
|
С-Б
|
9 429,9
|
219,30
|
96,764
|
4 605,30
|
2 322,34
|
16 357,54
|
Б-А
|
398,16
|
132,72
|
65,331
|
2 787,12
|
1 371,95
|
4 557,23
|
Всего
|
35 310,66
|
931,17
|
169,880
|
19 554,57
|
3 857,78
|
58 723,01
|
Проверку правильности расчетов можно произвести по формуле:
ΣРlбробщ = ΣРlнетто + ΣnSобщ ×
qт , (3.4)
где ΣnSобщ - общий пробег вагонов.
(млн. т-км).
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО ПРОБЕГА ЛОКОМОТИВОВ
По участкам линейный пробег локомотивов складывается из пробега груженых
и порожних поездов, а также локомотиво-километров одиночного следования.
Линейный пробег поездов определяют делением тонно-километров брутто на массу
поезда брутто. Для груженых поездов средний вес поезда принимается по вариантам
исходных данных, а для порожних он условно равен 1302т. Расчеты производятся по
форме табл. 4.1.
Таблица 4.1 - Определение пробега поездов
Участок
|
Длина участка
|
т-км брутто груженных поездов
|
т-км брутто порожних поездов
|
Линейный пробег (поездо-км)
|
Общие поездо-км, тыс. (ΣnSобщ)
|
|
|
|
|
груж. поездов
|
порож. поездов
|
|
А-Б
|
210
|
14 605,50
|
24,26
|
4 564,22
|
18,63
|
4 582,85
|
Б-С
|
340
|
23 039,25
|
139,23
|
7 199,77
|
10,69
|
7 210,46
|
С-Б
|
340
|
14 035,20
|
2 322,34
|
4 356,00
|
1 783,67
|
6 139,67
|
Б-А
|
210
|
3 185,28
|
1 371,95
|
995,40
|
1 053,73
|
2 049,13
|
Итого по отделению
|
-
|
54 865,23
|
3 857,78
|
17 115,39
|
2 866,72
|
19 982,11
|
Пробеги локомотивов во главе поездов равны пробегу этих поездов
(табл.4.1). Пробеги поездных локомотивов в одиночном следовании при отсутствии
двойной тяги равны разнице между пробегами поездов в противоположных
направлениях («туда» - «обратно»).
Таблица 4.2 - Определение линейного пробега поездных локомотивов
Участок
|
Пробег локомотивов во главе поездов, тыс. лок-км (ΣNSобщ)
|
Локомотиво-километры одиночного следования, тыс (ΣmSод)
|
Линейный пробег локомотивов, тыс. лок-км (ΣmSобщ)
|
|
туда
|
обратно
|
|
|
А-Б
|
4 582,85
|
2 049,13
|
2 533,72
|
9 165,70
|
Б-С
|
7 210,46
|
6 139,67
|
1 070,79
|
14 420,92
|
Итого по отделению
|
11 793,31
|
8 188,80
|
3 604,51
|
23 586,62
|
На основании данных табл. 4.2 рассчитываются следующие показатели:
) Коэффициент вспомогательного пробега локомотивов к пробегу во главе
поездов
, (4.1)
.
) Долю вспомогательного пробега локомотивов в общем линейном пробеге:
, (4.2)
.
5. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО ПАРКА ПОЕЗДНЫХ ЛОКОМОТИВОВ
Парк поездных локомотивов определяется по затрате времени работы
локомотива на передвижение поездов, стоянки на промежуточных станциях, в
пунктах основного и оборотного депо и смены локомотивных бригад. Нормы простоя
локомотивов в пунктах депо и бригад приведены в исходных данных.
Для расчета общего времени работы поездных локомотивов необходимо
определить количество поездов в сутки по участкам и направлениям по формуле:
(5.1)
где
L - длина участка;
Т
- число дней в планируемом периоде (365);
ΣNS - размер движения в поездах.
Размер
движения в поездах определяется по трем их видам: для груженых, порожних и
сборных поездов.
Для
сборных поездов размер движения формируется из числа груженых и порожних
поездо-км. Условно необходимо взять его в размере суммы 4% от груженых и 10% от
порожних поездо-км. Оставшиеся поездо-км считаются размерами движения для
сквозных груженых и сквозных порожних поездов.
Таблица
5.1 - Общий пробег и количество поездов в сутки по участкам и направлениям
Участок
|
Длина участка
|
Поездо-км за год, тыс
|
Количество поездов за сутки
|
|
|
Сборные поезда
|
Сквозные груженые поезда
|
Сквозные порожние поезда
|
сборных
|
Сквозных
|
|
|
|
|
|
|
груженых
|
порожних
|
А-Б
|
210
|
184.43
|
4 381.65
|
16.77
|
2.41
|
57.16
|
0.22
|
Б-С
|
340
|
289.06
|
6 911.78
|
125.31
|
2.33
|
55.70
|
1.01
|
С-Б
|
340
|
352.61
|
4 181.76
|
2 090.11
|
2.84
|
33.70
|
16.84
|
Б-А
|
210
|
145.19
|
955.58
|
1 234.76
|
1.89
|
12.47
|
16.11
|
Итого
|
-
|
971.29
|
16 430.77
|
3 466.95
|
9.47
|
159.03
|
34.18
|
Расчетное количество поездов в сутки необходимо округлять до сотых долей.
Формула расчета рабочего парка поездных локомотивов имеет следующий вид:
(5.2)
где mпоезд - рабочий парк поездных локомотивов за сутки;
ΣМt - общая затрата времени
поездными локомотивами за сутки.
Общие затраты времени поездными локомотивами за сутки определяются в
табл. 5.2 по участкам, отдельно по каждому роду поездов.
Время нахождения поездов в чистом движении и на участке определяется
делением расстояния на скорость техническую и участковую соответственно,
которая для сквозных и сборных поездов берется из исходных данных, а для
одиночных локомотивов скорость техническая меньше исходной на 5 км/ч,
участковая больше исходной на 5 км/ч. Количество одиночных локомотивов на
каждом участке равно разнице между суммой всех поездов в одном направлении и
суммой всех поездов в обратном направлении.
Время простоя на промежуточной станции одного поезда определяется как
разница между общим временем на участке и временем в чистом движении. Общее
количество локомотиво-часов в сутки по каждому роду поездов складывается из
общего времени на участке, времени простоя в основном, оборотном депо и в
пунктах смены локомотивных бригад.
Средняя техническая и участковая скорость по участкам рассчитывается по
формулам:
; (5.3)
. (5.4)
где - число сквозных поездов в сутки на участке;
- число сборных поездов в сутки на участке;
- время в движении и на участке для всех сквозных и сборных
поездов по участкам соответственно.
Скорости по отделению в целом следует определять как среднюю
арифметическую величину, исходя из скоростей на участках.
Итоговое время на один поезд по любому участку определяется делением
времени по всем поездам на количество поездов, в зависимости от того, где они
находятся, а время на один поезд по отделению среднеарифметически.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВНОГО ПРОБЕГА ЛОКОМОТИВОВ
Кроме поездной работы, локомотивы на отделении дороги выполняют
маневровую работу, а любого рода необходимый простой локомотивов условно можно
приравнять к их пробегу. В связи с этим рассчитывается условный пробег для
маневровых и поездных локомотивов. Величина условного пробега определяется
исходя из того, что 1 час маневровой работы условно равен 5 км пробега, а 1 час
простоя равен 1 км пробега, выраженного в локомотиво-километрах.
Таблица 6.1 - Расчет условного пробега маневровых локомотивов
Парк маневровых локомотивов
|
Время работы в сутки, ч
|
Количество часов работы всех локомотивов в год
|
Условный пробег в год, лок-км (1 час= 5 км)
|
25
|
23.5
|
214 437.5
|
1 072 187.5
|
Время работы за одни сутки для маневровых локомотивов принимается 23,5
ч., так как 0,5 ч. необходимы на смену бригад и экипировку локомотива.
Для определения условного пробега поездных локомотивов используются
данные табл.5.2, а расчет производится в табл. 6.2, 6.3, 6.4.
Таблица 6.2 - Расчет маневровой работы поездных локомотивов для
сборных поездов и их условного пробега на промежуточных станциях
Участок
|
Время нахождения сборных поездов на промежуточных станциях,
час/сут
|
Маневровая работы поездных локомотивов на промежуточных
станциях, час/год
|
Условный пробег в год, локомотиво-км (1 час = 5 км)
|
А-Б
|
3.01
|
1 098,65
|
5 493,25
|
Б-С
|
6.20
|
2 263,00
|
11 315,00
|
Итого
|
9.21
|
3 361,65
|
16 808,25
|
Таблица 6.3 - Расчет простоя и условного пробега поездных локомотивов
для сквозных поездов и одиночных локомотивов
Участок
|
Время простоя на промежуточных станциях, час в сутки
|
Локомотиво-часы простоя в год
|
Общие локомотиво-к4м условного пробега в год (1 час= 1 км)
|
|
Сквозные поезда
|
Одиночные локомотивы
|
Сквозные поезда
|
Одиночные локомотивы
|
|
А-Б
|
60,17
|
-
|
21 962,05
|
-
|
21 962,05
|
Б-С
|
128,70
|
-
|
46 975,50
|
-
|
46 975,50
|
Итого
|
188,87
|
-
|
68 937,55
|
-
|
68 937,55
|
Таблица 6.4 - Расчет простоя и условного пробега поездных локомотивов,
простаивающих в основном, оборотном, депо и пунктах смены бригад
Участок
|
Время простоя поездных локомотивов, локомотиво-час в сутки
|
Общие локомотиво-км условного пробега в год (1 час= 1 км)
|
|
В пунктах смены бригады
|
В основном депо
|
В оборотном депо
|
Итого
|
|
А-Б
|
-
|
239,80
|
153,48
|
393,28
|
143 547,2
|
Б-С
|
59,05
|
295,19
|
-
|
354,24
|
129 297,6
|
Итого
|
59,05
|
534,99
|
153,48
|
747,52
|
272 844,8
|
Пробег локомотивов складывается из пробега поездных локомотивов во главе
поездов, двойной тяге, одиночном следовании, в подталкивании, а также из
маневрового пробега и прочего условного. (Двойная тяга и подталкивание по
условиям курсовой работы не рассчитываются).
Пробег локомотивов во главе поездов равен пробегу поездов. Одиночный
пробег локомотивов определяется как разница между количеством поездо-км в
четном и нечетном направлениях.
Все расчеты по пробегу локомотивов необходимо свести в табл. 6.5.
Вид работы
|
Локомотиво-часы в сутки (Σmh)
|
Локомотиво-км в год, тыс (ΣMS)
|
Поездная работа: 1 линейный пробег локомотивов;
|
1002,06
|
23
586,62
|
2 в том числе одиночное следование локомотивов
|
56,6
|
3 604,51
|
Условный пробег, всего:
|
1533,1
|
1 430,7781
|
В том числе маневровых локомотивов;
|
587,5
|
1072.1875
|
маневровая работа поездных локомотивов;
|
9,21
|
16,80825
|
простой поездных локомотивов.
|
936,39
|
341,78235
|
Итого по отделению
|
2591,76
|
28 621,9081
|
7. РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА
В годовом плане работы подвижного состава определяются качественные
показатели использования подвижного состава. Их расчет производится отдельно
для вагонов и локомотивов.
. Коэффициент порожнего пробега вагонов к их груженому пробегу:
, (7.1)
.
.Коэффициент порожнего пробега вагонов к их общему пробегу:
(7.2)
.
Для проверки расчетов используется формула:
, (7.3)
.
. Динамическая нагрузка вагона рабочего парка:
, (7.4)
931,17+169,88) = 32,070 (т/ваг).
. Средняя динамическая нагрузка на один груженый вагон:
, (7.5)
(т/ваг).
. Полное время оборота вагона в сутках:
, (7.6)
где: nраб - рабочий парк вагонов;сут - работа
отделения за сутки.
(сут).
. Среднесуточный пробег вагона рабочего парка:
(7.7)
(км).
. Среднесуточная производительность вагона рабочего парка:
(7.8)
(т-км/ваг)
Рассчитанные показатели необходимо занести в табл. 7.1
Таблица 7.1 - Качественные показатели использования вагонов
№
|
Показатели
|
Условное обозначение
|
Ед.измерения
|
Знгачение по плану
|
1
|
Коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому
|
α
|
-
|
0,179
|
2
|
Коэффициент порожнего пробега вагонов к общему
|
αобщ
|
-
|
0,152
|
3
|
Динамическая нагрузка вагона рабочего парка
|
Рраб
|
т/ваг
|
32,070
|
4
|
Динамическая нагрузка на один груженый вагон
|
Ргр
|
т/ваг
|
37,92
|
5
|
Полное время оборота вагона
|
Тваг
|
сутки
|
1,2
|
6
|
Среднесуточный пробег вагона
|
Sваг
|
км/сут
|
77,57
|
7
|
Производительность грузового вагона в сутки
|
Пваг
|
ткм/ваг
|
16 123,59
|
Показатели использования локомотивного парка
1. Рабочий парк локомотивов на отделении дороги:
Проверку правильности расчета можно произвести по формуле:
2. Среднесуточный пробег поездных локомотивов:
3.Средняя масса поезда брутто:
4.Вспомогательный пробег локомотивов в процентах к общему
пробегу:
, (7.13)
где - общий условный пробег локомотивов;
ΣΜS - общие локомотиво-км за год.
(17,593%).
.Комплексным показателем эффективности использования поездных локомотивов
является их среднесуточная производительность:
, (7.14)
(тыс.т-км брутто).
Итоги произведенных расчетов оформляются в форме табл. 7.2.
Таблица 7.2 - Показатели использования локомотивов
№
|
Показатели
|
Условное обозначение
|
Ед.измерения
|
Значение по плану
|
1
|
Рабочий парк локомотивов
|
mраб
|
шт
|
117
|
2
|
Среднесуточный пробег поездных локомотивов
|
Sлок
|
Км/сут
|
|
3
|
Средняя масса поезда брутто
|
Qбр
|
т
|
|
4
|
Вспомогательный пробег локомотивов
|
Βобщ
|
%
|
17,593
|
5
|
Среднесуточная производительность поездных локомотивов
|
Плок
|
Тыс.ткм брутто
|
|
6
|
Средняя техническая скорсоть по отделению
|
Vтех
|
км/ч
|
72,29
|
7
|
Средняя участковая скорость по отделению
|
Vуч
|
ткм/ч
|
49,94
|
8. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК
Важнейшим фактором снижения себестоимости является улучшение использования
подвижного состава: повышение нагрузки вагона; массы и скорости движения
поездов; среднесуточных пробегов; производительности подвижного состава и т.д.
Для того чтобы убедиться в непосредственной связи качественных
показателей с затратами на перевозки, т.е. с себестоимостью перевозок,
необходимо рассчитать ее.
Общая сумма эксплуатационных расходов определяется по формуле
, (8.1)
где: - плановые эксплуатационные расходы;
С - себестоимость 10 т-км;
Себестоимость определяется методом расходных ставок, путем умножения
рассчитанных величин измерителей на соответствующие расходные ставки.
Для определения экономического эффекта от улучшения приведенных в
исходных данных показателях, необходимо рассчитать себестоимость с учетом
изменения каждого показателя в сторону улучшения его по сравнению с плановым
значением.
Расчеты производятся в табл. 8.2, 8.3, 8.4 по форме таблицы 8.1.
Экономический эффект от улучшения каждого качественного показателя
определяется по формуле
, (8.2)
где - изменение себестоимости перевозок под влиянием улучшения
i-гопоказателя, руб. на 10 эксплуатационных т-км.
Для определения точного конечного результата, величины эксплуатационных
измерителей, а также расходы на каждый из них необходимо рассчитывать, округляя
полученное число до четырех знаков после запятой.
Таблица 8.1 - Расчет себестоимости перевозок методом единичных
расходных ставок
№
|
Экспл. измерители
|
Расчетная формула на 1000 т-км
|
Величина измерителя
|
Расходные ставки, руб
|
Расходы, руб
|
1
|
Вагоно-километры
|
|
31,0918
|
107
|
3 326,8226
|
2
|
Вагонно-часы
|
|
9,6197
|
3217
|
30 946,7023
|
3
|
Поездо-километры
|
|
8,2082
|
50716
|
416 287,0712
|
4
|
Локомотиво-километры общего линейного пробега
|
|
36,6883
|
12986
|
476 434,5755
|
5
|
Локомотиво-километры линейного пробега поездных локомотивов
|
9,439414224134 266,4523
|
|
|
|
6
|
Локомтиво-часы
|
|
0,3225
|
526285
|
169 726,9125
|
7
|
Бригадо-часы локомотивных бригад
|
|
0,3204
|
70870
|
21 432,7682
|
8
|
Тонно-километры
|
|
93 165,4460
|
5
|
465 827,2300
|
9
|
Расход электроэнергии
|
|
913,7196
|
2500
|
2 284 299
|
10
|
Локомотиво-часы маневровой работы
|
|
550,5250
|
129540
|
71 315 008,5
|
Итого зависящих от размеров движения расходов
|
75317556,0346
|
Независящих от размеров движения расходов на 1000 т-км
(принять в размере 80% от зависящих)
|
60254044,8277
|
Себестоимость в расчете на 1000 ткм нетто
|
135571600,8623
|
Себестоимость 10 ткм нетто
|
1355716,0086
|
* 1,6 - коэффициент, учитывающий время на дополнительные работы
локомотивных бригад;
** Рлок - средняя масса локомотива = 190т;
*** аср - норма расхода электроэнергии на 1000 т-км брутто вагонов и
локомотивов = 100 КВт/час;
**** Нм - затраты маневровых локомотиво-часов, приходящихся на 1
вагоно-км ≈ 0,5.
(млн.руб).
Таблица 8.2 - Расчет себестоимости перевозок методом единичных
расходных ставок при изменении нагрузки на груженый вагон
№
|
Экспл. измерители
|
Расчетная формула на 1000 т-км
|
Величина измерителя
|
Расходные ставки, руб
|
Расходы, руб
|
1
|
Вагоно-километры
|
|
30.2929
|
107
|
3 241.3412
|
2
|
Вагонно-часы
|
|
9.3726
|
3217
|
30 151.5305
|
3
|
Поездо-километры
|
|
8,2082
|
50716
|
416 287,0712
|
4
|
Локомотиво-километры общего линейного пробега
|
|
35.7456
|
12986
|
464 192.6473
|
5
|
Локомотиво-километры линейного пробега поездных локомотивов
|
9,439414224134 266,4523
|
|
|
|
6
|
Локомтиво-часы
|
|
0,3225
|
526285
|
169 726,9125
|
7
|
Бригадо-часы локомотивных бригад
|
|
0,3204
|
70870
|
21 432,7682
|
8
|
Тонно-километры
|
|
89391.5502
|
5
|
446 957.7807
|
9
|
Расход электроэнергии
|
|
890.2417
|
2500
|
2225 604.2170
|
10
|
Локомотиво-часы маневровой работы
|
|
550,5250
|
129540
|
71 315 008,5
|
Итого зависящих от размеров движения расходов
|
75226869.2208
|
Независящих от размеров движения расходов на 1000 т-км
(принять в размере 80% от зависящих)
|
60181495.3767
|
Себестоимость в расчете на 1000 ткм нетто
|
135408364.598
|
Себестоимость 10 ткм нетто
|
1354083.6460
|
(млн.руб);
(млн. руб).
Таблица 8.3 - Расчет себестоимости перевозок методом единичных
расходных ставок при изменении среднесуточного пробега локомотивов
№
|
Эксплуат. измерители
|
Расчетная формула на 1000 т-км
|
Величина измерителя
|
Расходные ставки, руб
|
Расходы, руб
|
1
|
Вагоно-километры
|
|
31,0918
|
107
|
3 326,8226
|
2
|
Вагонно-часы
|
|
9,6197
|
3217
|
30 946,7023
|
3
|
Поездо-километры
|
|
8,2082
|
50716
|
416 287,0712
|
4
|
Локомотиво-километры общего линейного пробега
|
|
36,6883
|
12986
|
476 434,5755
|
5
|
Локомотиво-километры линейного пробега поездных локомотивов
|
9,439414224134 266,4523
|
|
|
|
6
|
|
0,3011
|
526285
|
158 462,9866
|
7
|
Бригадо-часы локомотивных бригад
|
|
0,3204
|
70870
|
21 432,7682
|
8
|
Тонно-километры
|
|
93 165,4460
|
5
|
465 827,2300
|
9
|
Расход электроэнергии
|
|
913,7196
|
2500
|
2 284 299
|
10
|
Локомотиво-часы маневровой работы
|
|
550,5250
|
129540
|
71 315 008,5
|
Итого зависящих от размеров движения расходов
|
75306292,1087
|
Независящих от размеров движения расходов на 1000 т-км
(принять в размере 80% от зависящих)
|
60245033,6867
|
Себестоимость в расчете на 1000 ткм нетто
|
135551325,796
|
Себестоимость 10 ткм нетто
|
1355513,2580
|
(млн.руб);
(млн. руб).
Таблица 8.4 - Расчет себестоимости перевозок методом единичных
расходных ставок при изменении участковой скорости
№
|
Эксплуат. измерители
|
Расчетная формула на 1000 т-км
|
Величина измерителя
|
Расходные ставки, руб
|
Расходы, руб
|
1
|
Вагоно-километры
|
|
31,0918
|
107
|
3 326,8226
|
2
|
Вагонно-часы
|
|
9,6197
|
3217
|
30 946,7023
|
3
|
Поездо-километры
|
|
8,2082
|
50716
|
416 287,0712
|
4
|
Локомотиво-км общего линейного пробега
|
|
36,6883
|
12986
|
476 434,5755
|
5
|
Локомотиво-км пробега локомотивов
|
9,439414224134 266,4523
|
|
|
|
6
|
Локомтиво-часы
|
|
0,3225
|
526285
|
169 726,9125
|
7
|
Бригадо-часы
|
|
0,2749
|
70870
|
19 482,2087
|
8
|
Тонно-километры
|
|
93 165,4460
|
5
|
465 827,2300
|
9
|
Расход электроэнергии
|
|
913,7196
|
2500
|
2 284 299
|
10
|
Локомотиво-часы работы
|
|
550,5250
|
129540
|
71 315 008,5
|
Итого зависящих от размеров движения расходов
|
75315605,47
|
Независящих от размеров движения расходов на 1000 т-км
|
60252484,38
|
Себестоимость в расчете на 1000 ткм нетто
|
135568089,8
|
Себестоимость 10 ткм нетто
|
1355680,898
|
(млн.руб);
(млн. руб).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив курсовую работу, повторив и закрепив практические приемы
расчетов, которые применяются на производстве, т.е. на отделении железной
дороги для определения показателей объема работы и использования подвижного
состава.
Определили качественные и количественные показатели для исходных данных к
курсовой работе, т. е. для участков обращения подвижного состава. Эффективная
работа отделения дороги во многом зависит от рациональной и экономически
выгодной организации эксплуатационной работы, так как только такая работа может
повлечь за собой улучшение качественных показателей. Улучшение качественных
показателей, а именно: увеличение фактической нагрузки на груженый вагон,
среднесуточного пробега локомотива, участковой скорости оказывает большое
влияние на снижение себестоимости перевозок и является основным резервом
сокращения эксплуатационных расходов.
Себестоимость грузовых перевозок, эксплуатационные расходы и их изменение
были определены методом единичных расходных ставок. Полученная при этом
экономия за счет изменения качественных показателей использования подвижного
состава составляет:
)за счет изменения фактической нагрузки на груженый вагон - 5763980,0765
млн.руб.;
) за счет изменения среднесуточного пробега локомотивов - 715925,7501
млн.руб.;
) за счет изменения участковой скорости - 123977,8459 млн.руб. .
Снижение себестоимости перевозок является решающим условием снижения
тарифов, роста прибыли всех подразделений железнодорожного транспорта,
повышения эффективности его деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов железнодорожного
транспорта. Н.Г. Смехова, А.И. Купоров, Ю.Н. Кожевников и др. - М.: Маршрут,
2003. - 494 с.
. Экономика
железнодорожного транспорта: Учебник для вузов железнодорожного транспорта.
Н.В. Белов, Н.П. Терешина, В. Г. Галабурда и др. - М.: УМК МПС России, 2001. -
600 с.
. Сервис на транспорте
(железнодорожном): Учебник для вузов. Н.Д.Иловайский, А.Н.Киселев. - М.:
Маршрут, 2003. - 585 с.
.
Транспортная логистика: Учебник / Под редакцией д.т.н. профессора Л.Б.
Миротина. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.
. Единая
транспортная система: Учебник / Под редакцией д.т.н. профессора В.Г. Галабурды.
- М.: Транспорт, 2001. - 303 с.
. Теория и
практика управления эксплуатационными затратами железнодорожного транспорта /
Под редакцией Б.М.Лапидуса. - М.: МЦФЭР, 2002. - 256 с. - (Приложение к журналу
«Экономика железных дорог»).
. Экономика и
организация промышленного транспорта / Под редакцией Н.П. Журавлева,
И.С.Беседина. - М.: 2001. - 440 с.
. Экономика
железных дорог. // 2003-2004.