С, увеличивающую объем резины на 3-15%.
. Физико-химические свойства амортизаторной жидкости
Амортизаторы, установленные на автомобилях, предназначены для гашения колебаний кузова на упругих елементах подвески и они деляют ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью. Амортизаторные жидкости являются рабочей средой в гидравлических амртизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа, а также в телескопических стойках.
Основными показателями амортизаторной жидкости является кинематическая вязкость при положительных и отрицатаельных температурах. Так, при температуре -20 С вязкость амортизаторной жидкости не должна превышать 800 мм2/с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается и происходит блокировка подвески.
Амортизаторные жидкости должны обладать хорошими смазывающими свойствами, обеспечивая достаточную износостойкость сопряженных деталей амортизаторов, не должны быть склонны к пенообразованию, так как это снижает енергоемкость амортизатора и нарушает условия смазывания пар трения.
Также важными характеристиками амортизаторных жидкостей являются стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и совместимость с резиновыми уплотнениями.
Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкую нефтяную основу, содержащую, как правило, вязкостную, депресорную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки. Вызапускают несколько марок амортизаторных жидкостей:
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) - смесь нефтяного масла глубокой селективной очистки из сернистого сырья и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками. Применяют в качестве рабочей жидкости в амортизаторах грузовых автомобилей и спецтехники.
Амортизаторная жидкость МГП-12 (славол-АЖ) (ТУ 38.301-29-40-97) -разработана взамен жидкости МГП-10. Это маловязкая низкозастывающая нефтяная основа, в которую введены депресорная, диспергирующоя, противоизносная, антиокислительная и антипенная присадки. Применяют в качестве рабочей жидкости в телескопических стойках и амортизаторах грузовых и легковых автомобилей.
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 (ТУ 0253-048-0567-924-96) - смесь очищеных трансформаторного и веретенного диститлятов с добавлением депресорной, антиокислительной, противоизносной и антипенной присадок. Применяют в амортизаторах и телескопических стойках автомобильной техники.
Амортизаторная жидкость АМГ-10 (ГОСТ 6794-75) - предназначена в основном для гидросистем самолетов дозвуковой и околозвуковой авиации, эксплуатируемых в интервале температур окружающей среды от -60 до +55оС. Масло АМГ-10 можно использовать в гидросистемах подвижной наземной техники, эксплуатируемой в диапазоне температур в обьеме масла от -60 до +40оС.
.Химмотологическая карта
Позиция на рисункеНаименование сборочной единицыКол-во сборочных единиц в изделииНаименование марок эксплуатационных материалов (ГОСТ (ОСТ, ТУ)Кол-во эксплуатационного материала, заправляемого в изделие при замене кг/1лПериодичность заменыПримечание ТО-1ТО-2СО ОсновныеДублирующие1Оси передней опоры кабины2Литол-24солидол Ж; солидол С0,035хСмажьте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки2Пальцы передних рессор2Литол-24солидол Ж; солидол С0,035хСмажьте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки3Муфта опережения впрыскивания топлива1Летом - М10Г2К Зимой - М8Г2К0,16хСмените масло один раз в год (осенью) при проверке и регулировке ТНВД на стенде, предварительно промыв муфту дизельным топливом.4Бачок насоса гидроусилителя рулевого управления1Масло для гидросистем автомобиля марки РВМГЗ3,7хПроверьте уровень масла, при необходимости долейте.5Система охлаждения1Антифриз марки 40ТОСОЛ - А4035хСмените жидкость (раз в год, осенью)6Картер двигателя1Летом - М10Г2К Зимой - М8Г2К26хСмените масло7Предохранитель от замерзания1Этиловый технический спирт0.2хПрименяйте при температуре окружающего воздуха ниже 5°С. Смените. Меняйте раз в неделю.8Выключатель аккумуляторных батарей1Литол-240,03хСмажте, предварительно разобрав и прочистив9Клеммы аккумулятора2Литол-240,04хСмажте тонким слоем10Картер коробки передач1ТСп - 15к12хПроверьте уровень масла, при необходимости долейте.11Шарниры карданных валов4Смазка 158Литол-240,105хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из-под кромок каждого сальника шарнира12Башмаки балансиров1ТСп - 15к1Проверить уровень и дозаправить13Стебель крюка тягово-сцепного устройства2Литол-24солидол Ж; солидол С0,05хСмажте через пресс-масленки14Картер заднего моста1ТСп - 15к7хПроверьте уровень масла, при необходимости долейте.15Шарниры реактивных тяг12Литол-24солидол Ж; солидол С0,6хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки16Подшипники ступиц8Литол-24солидол Ж; солидол С0,7хЗаложите смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников17Регулировочные рычаги тормозных механизмов6Литол-24УСс-А0,27хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки18Втулки валов разжимных кулаков6Литол-240,1хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазкиПродолжение таблицы 319Картер промежуточного моста1ТСп - 15к7хПроверьте уровень масла, при необходимости долейте.20Подшипник муфты выключения сцепления1Литол-240,03хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки21Подшипник вала вилки выключения сцепления2Литол-240,02хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки22Опоры передней и промежуточной тяг привода дистанционного управления3Смазка 158Литол-240,06хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки23Шарниры рулевых тяг4Литол-24солидол Ж; солидол С0,05хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки24Шкворни поворотных кулаков4Литол-24солидол Ж; солидол С0,07хСмажте через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки25Подшипники ступиц колес переднего моста2Литол-24солидол Ж; солидол С0.7хЗаложите смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников26Трос крана управления делителем1ТСп - 15к0,02хСмажте с помощью масленки27Гидропривод выключения сцепления1Гидротормозная жидкость Нева,Томь0,38хПроверьте уровень жидкости, при необходимости долейте.
.Таблица заправочных емкостей
Система, механизм, агрегат Объем, лЭксплуатационные материалыТопливный бак: -основной -дополнительный 250 250 Дизельное топливо марок Л, ЗДвигатель, системы: -смазки -охлаждения 26,5 35 М-10Г2К (заменитель по международной системе) Тосол А-40Гидроусилитель рулевого управления3,2Масло марки «Р» (МГ-22В) заменитель АУ
.Обоснование выбора эксплуатационных материалов
Масло М10Г2К
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
Используется в высокофорсированных дизельных двигателях, а также во всех автотракторных дизелях. Изготовлено на основе высококачественных базовых масел с добавлением многофункционального пакета присадок. Обеспечивает высокую степень защиты двигателя от износа, обладает хорошими моющими свойствами. Препятствует образованию нагара.
Масло моторное для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом. Обладает превосходными антиокислительными свойствами и обеспечивает чистоту двигателя.
Получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Отличаются от масел М8Г2 и М10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличить сроки замены масла, успешно использовать масла М8Г2К и М10Г2К в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах «Икарус».
М8Г2К
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
Масло моторное зимнее для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом. Обладает превосходными антиокислительными свойствами и обеспечивает чистоту двигателя.
Получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Отличаются от масел М8Г2 и М10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличить сроки замены масла, успешно использовать масла М8Г2К и М10Г2К в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах «Икарус».
М10ДМ
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
состоит из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
М8ДМ
(ГОСТ 8581-78 изм. 1-10)
М8ДМ состоит из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
) ТСп-15К(ГОСТ 23652-79 изм. 1-10)
Трансмиссионное масло, единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей. Представляет собой остаточное масло с небольшой добавкой дистиллятного и композицией присадок, улучшающих противозадирные, противоизносные, низкотемпературные и антипенные свойства. Работоспособно длительно при температурах -20…+130 °С
) Масло гидравлическое ВМГЗ(ГОСТ 17479,3-85)
маловязкая низкозастывающая минеральная основа, вырабатываемая посредством гидрокаталитического процесса, загущенная полиметакрилатной присадкой. Содержит присадки: противоизносную, антиокислительную, антипенную. Масло вмгз предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 до +50 °С в зависимости от типа гидронасоса. Для северных регионов рекомендуется как всесезонное, а для средней географической зоны - как зимнее.
) Литол 24(ГОСТ 21150-87 )
Литол представляет собой многоцелевую антифрикционную смазку, который предназначен для смазки таких транспортных средств и механизмов как подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусенечных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т.п. Литол обладает высокой коллоидной, химической и механической стабильностью. Он водостоек даже в кипящей воде, а при нагревании не упрочняется. Температурный диапозон использования литола: от -40 до +120ºС.
Литол защищает металлические поверхности от коррозии, понижает трение деталей. Также литол не дает проникнуть к работающим механизмам парам, газам, агрессивным жидкостям, препятствует загрезнению механизмов, не давая оседать пыли и грязи на них.
) Солидол Ж(ГОСТ 1033-79 )
Солидол - это пластичная смазка, предназначенная для смазки относительно грубых узлов трения механизмов и машин, транспортных средств, сельсохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п. У солидола хорошие показатели водостойкости, коллоидной стабильности, вязко-температурных свойств; мало уплотняется при хранении. Температурный интервал эксплуатации от -30 до +65ºС. Заменителем может служить Литол-24.
Смазка солидол - это смесь нефтяных масел средней вязкости, загущенная гидратированным кильциевым мылом жирных кислот, входящих в состав природных (растительных и животных) жиров.
По основным эксплутационным характеристикам Солидол Ж близок к синтетическим солидолам. Обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньше уплотняется при хранении, а также тиксотропно не упрочняется при отдыхе после разрушения. Работоспособен при температуре -30…+65°С, в мощных механизмах (подшипники, шарниры, блоки и т.п.) - от -50°С. Область применения: грубые узлы трения в механизмах и машинах транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п. эксплуатационный автомобиль масло амортизаторный
Внешний вид и цвет солидола: Однородная мазь без комков от светло-желтого до темно-коричневого цвета
Вязкость эффективная, Па.с, при 0°С, не более: 250
Вязкость эффективная, Па.с, при -30°С, не более: -
Предел прочности солидола при 50°С, Па, не менее: 196
Температура каплепадения солидола, °С, не ниже: 78
Коллоидная стабильность солидола при нагрузке, %, не более: -
Содержание свободной щелочи в солидоле в пересчете на NаОН, %, не более: -
Пенетрация солидола при 25°С, мм, 10-1: 230-290
Испаряемость солидола при 100°С в течение 1 часа, %, не более: -
) Смазка №158М(ТУ 38,301-40-25-94)
нефтяное масло, загущенное литиево-калиевым мылом кислот касторового масла и канифоли, содержит антиокислительную присадку и индантрен.
Основные эксплуатационные характеристики: хорошие антиокислительная и механическая стабильности, противоизносные характеристики, водостойкость удовлетворительная.
Работоспособна при температуре -30…+110°С. Область применения: подшипники качения автотракторного оборудования, игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости.
Внешний вид и цвет: Мазь от синего до темно-синего цвета
Вязкость эффективная, Па.с, при 0°С, не более: 400
Предел прочности при 80°С, Па, не менее: 160
Температура каплепадения, °С, не ниже: 150
Календарная стабильность, в % выделенного масла, не более: -
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NаОН, %, не более: 0,1
Пенетрация при 25°С, мм, 10-1: 265-320
Массовая доля воды, %, не более: Следы
) Солидол С.
(ГОСТ 4366-76)
Смазка общего назначения для обычных температур.
Заменители: Солидол Ж., Литол-24.
Область применения:
Относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п.
Основные характеристики:
Хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность. Работоспособна при температурах -30… +65 С, в мощных механизмах (подшипники, шарниры, блоки и т.п.) - от -50 С.
Состав:
Смесь масел кислотно-щелочной (70%) и селективной (30%) очистки, загущенная кальциевыми мылами кубовых остатков СЖК и низкомолекулярных СЖК.
) Охлаждающая жидкость Тосол ОЖ-40(ГОСТ 28084-89 )
используется для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Жидкость изготовлена на основе моноэтиленгликоля с применением антипенных и антикоррозионных присадок. В нее также добавляется синий краситель.надежно предотвращает замерзание, перегрев и выкипание в системе охлаждения, а также коррозию.
)Тормозная жидкость "Нева"
Состав: Композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Область применения: Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.). Срок службы не более 1 года. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 °С до +45 °С. Тормозная жидкость "Томь" разработана взамен жидкости "Нева". Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем "Нева", более высокую температуру кипения. Совместима с "Невой" при смешивании в любых соотношениях. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С.
Список используемой литературы
1. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы. М.; ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 - 208 с.
. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы. - М.: Транспорт, 1986 - 280 с.
. Грузовые автомобили Камаз 4310: особенности конструкции, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, г.Павлово-на Оке. 2006 - 113 с.