№
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
0
|
|
4,0
|
3,8
|
3,9
|
4,2
|
4,3
|
1
|
4,0
|
|
0,45
|
0,52
|
0,8
|
0,85
|
2
|
3,8
|
0,45
|
|
1,1
|
1,4
|
1,45
|
3
|
3,9
|
0,52
|
1,1
|
|
0,4
|
0,45
|
4
|
4,2
|
0,8
|
1,4
|
0,4
|
|
0,1
|
5
|
4,3
|
0,85
|
1,45
|
0,45
|
0,1
|
|
Исходя из данных матрицы кратчайших расстояний составим рациональный
маршрут движения ПС: 0-1-3-4-5-2-0.
4. РАСЧЕТ СКЛАДА
Расчёт параметра склада при пакетировании с использованием деревянных
поддонов
Коэффициент сопутствующего сбора вычисляется по формуле :
kс = mтары/mг.е
где
mтары
- масса тары (mтары=30 кг);
mг.е.
- масса грузовой единицы (mг.е.=
1040 )кг.
Подставив значения в формулу получим:
kс =
0,029
Скорректированный грузовой оборот определяется по формуле :
P'г = Pг*(1+2*kс)
где
Pг -
годовой объём, определённый в задание на курсовое проектирование (Pг=13000 тонн);
kс -
коэффициент сопутствующего сбора (kс = 0,029).
Подставив значения в формулу получим:
P'г =
13754 т.
Максимальный суточный грузооборот склада определяется по формуле :
Pс (max) = P'г* kн /
Др
где
P'г -
скорректированный годовой грузооборот, учитывающий массу транспортной тары (P'г=13754 т.);
kн -
коэффициент неравномерности поступления груза (kн = 1,2)
Др - количество рабочих дней в году, дней (Др = 365).
Подставив значения в формулу получим:
Pс (max) = 45.2 тонн в день.
Вместимость склада определяется по формуле :
Vск = Pс (max)* tхр * kск
где
Pс (max) - суточный объем отправок груза (Pс (max)=45,2 тонн в день);
tхр -
продолжительность хранения товара на складе (tхр=1 сутки).
kск -
коэффициент складирования (kск =
1)
Подставив значения в формулу получим:
Vск =
45,2 т.
Удельная нагрузка на пол склада определяется по формуле :
H = mп/Sп
где
mп -
масса поддона или паллета (mп
=1,070 тонны);
Sп -
площадь поддона или паллета (Sп
=1,2 м2 ).
Подставив значения в формулу получим:
H
=0,892 т/м2
Площадь склада определяется по формуле :
Fск = Vск ∙ kпр /H
где
Vск -
вместимость склада (Vск=45,2 тонн);
kпр -
коэффициент, учитывающий проходы и проезды (kпр=1,6);
H -
удельная нагрузка на пол склада (Н=0,892 т/м2).
Подставив значения в формулу получим:
Fск =
81 м2
Чтобы найти ширину склада необходимо из Fск извлечь квадратный корень и округлить в меньшую сторону до
величины, кратной 6.
а = 9м → а = 6м
Длина склада вычисляется по формуле :
b= Fск/a
где
Fск -
площадь склада (Fск=81 м2).
a-
ширина склада (a=6 м).
Подставив значения в формулу и округлив в большию сторону до величины
кратной 6, получим:
b=18
м.
Рисунок 6 - Схема расположения склада
5 ВЫБОР ПРС
Расчёт показателей работы погрузочно-разгрузочных механизмов.
Используемый погрузчик Toyota FB09-3:
Тз - время зацепки груза (Тз = 30 сек.);
То - время отцепки груза (То = 20 сек.);
l -
среднее расстояние горизонтального перемещения с грузом (l=6м.);
h -
расстояние вертикального перемещения (h=1 м)
V1 -
скорость горизонтального перемещения с грузом (V1= 1,9 м/с);
V2 -
скорость вертикального перемещения с грузом (V2= 0,4 м/с);
V'1 -
скорость горизонтального перемещения без груза (V1= 2.5 м/с);
V'2 -
скорость вертикального перемещения без груза (V2= 0.23 м/с);
Грузоподъёмность = 1500 кг.
mг.е.
- масса грузовой единицы (mг.е.=
1070 кг).
Первоначально рассчитываются техническая и эксплуатационная
производительность погрузочно-разгрузочной техники Wт и Wэ у
грузоотправителя по формулам и соответственно:
Wт =
3600∙ mг.е./ Тц
где
mг.е.
- масса грузовой единицы (mг.е.=
1152 кг).
Тц - время рабочего цикла при погрузке одного поддона (Тц=63 сек).
Подставив значения в формулу получим:
Wт =61
тонна в час.
Wэ = Pcmax./ N∙Тн
где
Тн - время работы склада (Тн = 8ч)
Pcmax
- максимальный суточный объем отправок грузов (Pс (max)=45,2
тонн в день);
N -
количество постов погрузки (разгрузки) на маршруте.( N = 1)
Подставив значения в формулу получим:
Wэ =
5,65 тонн в час.
6. ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Проведем анализ двух марок подвижного состава, и на его основании выберем
оптимальный. Марка отечественного подвижного состава - МАЗ 533630 2121. Автомобиль изображен
на рисунке 7. Марка иностранного производства - IVECO EUROCARGO ML 100 E 21.
Автомобиль изображен на рисунке 8.
Рисунок 7 - МАЗ
533630 2121
Рисунок 8 - IVECO EUROCARGO ML 100 E 21
Для выбора подвижного состава необходимо рассчитать для
каждой марки коэффициенты использования грузовместимости и грузоподъемности,
время простоя при погрузке и выгрузке.
6.1 Анализ МАЗ 533630 2121
Схема расположения груза в кузове изображена на рисунке 9
Рисунок 9 - схема расположения груза.
Коэффициент грузоподъёмности определяется по формуле:
γ = mг.е.*nг.е/q н
где
mг.е.
- масса грузовой единицы (mг.е.=
1070 )кг.
nг.е -
количество грузовых единиц (nг.е=12).
q н -
номинальная рузоподъёмность (q н=
10000 кг.)
Подставив значения в формулу получим: γ = 1
Различают развозочный и статический коэффициенты использования
грузоподъемности, определяемые соответственно по формулам и :
где
∑g
р-размер отправки груза с учётом тары в магазины (∑g
р.=1070кг.)
q н -
номинальная рузоподъёмность (q н= 10000 кг.)
nз - количество
пунктов завоза на маршруте.
Количество
пунктов завоза на маршруте вычисляется по формуле :
nз =INT(q н *γ.р / g р)
где
g
р-средний размер отправки груза с учётом тары (g р.=1070 кг.)
γ.р - развозочный коэффициент
использования грузоподъемности (γ.р.=0,535).
q н -
номинальная рузоподъёмность (q н= 10000 кг.)
INT-
функция целой части числа в скобках.
Подставив значения в формулу получим:
nз = 5
γ.ст = γ.р*(1+kс)
где
γ.р - развозочный коэффициент
использования грузоподъемности (γ.р.=0,535).
kс -
коэффициент сопутствующего сбора (kс = 0,029).
Подставив значения в формулу получим:
γ.ст =0,55
Время погрузки автомобиля у грузоотправителя вычисляется по формуле :
t п= q н*γ.р /Wт
где
γ.р - развозочный коэффициент
использования грузоподъемности (γ.р.=0,535).
q н -
номинальная рузоподъёмность (q н=
10000 кг.)
Wт
-техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники (Wт=61 т)
Подставив значения в формулу получим:
t п= 5
минут.
Время погрузки-разгрузки автомобиля в магазинах вычисляется по формуле :
t
п(р)= q н*γ.ст /Wт
где
q н -
номинальная грузоподъёмность (q н=
10000 кг.)
γ.ст - статический коэфф. использования
грузоподъемности (γ.ст =0,55).
Wт
-техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники (Wт=61 т)
t
п(р)= 5,4 минут.
Время разгрузки порожней тары у грузоотправителя вычисляется по формуле :
t р= q н*γ.р*kс /Wт
где
q н -
номинальная грузоподъёмность (q н=
10000 кг.)
γ.р - развозочный коэффициенты
использования грузоподъемности (γ.р =0,535).
kс -
коэффициент сопутствующего сбора (kс = 0,029).
Wт
-техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники (Wт=61 т)
Подставив значения в формулу получим:
t р=
15 с.
Время простоя при погрузке-разгрузке определяется по формуле :
t п-р=
t п +t п(р) +t р+( t м + t оф + t ож)*
(nз +1)
где
t п -
время погрузки автомобиля у грузоотправителя.( t п= 5 минут)
t п(р)
- время погрузки-разгрузки автомобиля в магазинах.( t п(р)= 5,4минут).
t р -
время разгрузки порожней тары у грузоотправителя. (t р= 0,25 мин.)
t м
-время маневрирования в пунктах.( t м=2 мин.)
t оф -
время оформления документов.( t оф=5
мин.)
t ож -
время ожидания погрузки-разгрузки.( t ож=5 мин.)
nз -
количество пунктов завоза на маршруте.( nз=5)
Подставив значения в формулу получим:
t
п-р=82,4 мин.
Длина развозочного маршрута вычисляется по формуле :
Lм =2* Li+ Li-(i-1) *( nз-1)
где - среднее расстояние от грузоотправителя до грузополучателя (li = 4,04 км);
Li-(i-1) - среднее расстояние между
соседними пунктами развоза на маршруте (li-(i-1) = 0,62 км ).
nз -
количество пунктов завоза на маршруте.( nз=5)
Подставив значения в формулу получим:
Lм=10,56
км.
Время движения подвижного состава вычисляется по формуле :
t дв= Lм/U дв
где
Lм
-длина развозочного маршрута (Lм=10.56
км.)
U дв-
средняя скорость движения автомобиля (U дв=25 км/ч)
Подставив значения в формулу получим:
t дв=
25,3 минут.
Время оборота подвижного состава на маршруте вычисляется по формуле :
t об= t п-р+ t дв
где
t п-р-
вемя простоя при погрузке-разгрузке (t п-р=82,4 мин).
t дв-
время движения подвижного состава (t дв= 25,3 минут.)
Подставив значения в формулу получим:
t
об=107,7 мин.
Себестоимость перевозки одной тонны груза определяется по формуле
S1т= (Lм*С пер / q н*γ.ст)+(С пос * t об/ q н*γ.ст)
Lм
-длина развозочного маршрута (Lм=10,56
км.).
q н -
номинальная грузоподъёмность (q н=
10 т.).
γ.ст - статический коэффициенты
использования грузоподъемности (γ.ст =0,55).
t
об-время оборота подвижного состава на маршруте (t об=107,7 мин).
С пер-переменные расходы на 1 км. пробега автомобиля, на треть состоят из
затрат на топливо.
Спер=k*Qн
k -
для дизельных двигателей равен 3, для бензиновых равен 2.
Qн -
линейная норма расхода топлива, определяется по формуле
Qн=0,01*(Hsan*S+Hw*W)*(1+0,01*D) - базовая норма расхода топлива,
л/100 км (Hsan=20,5 л/100км)
S - пробег км (S=10,56 км) - норма расхода топлива на
транспортную работу, для дизельных двигателей составляет 1,3 л/100 ткм, для
бензиновых двигателей - 2 л/100 ткм.
D -
поправочный коэффициент к норме в % (D=34,2%)
W -
объем транспортной работы, рассчитывается по формуле
W=Gгр*Sгр
Gгр -
масса груза, т. (Gгр = 5,35 т)
Sгр -
пробег с грузом, км (Sгр=6,76
км)
Поправочный коэффициент D
составит:
+20% при работе в городе с населением 1-3 млн человек;
+4,2% в зимний период для районов с умеренным климатом;
+10% при пониженной скорости движения.
W=36,166
ткм
Qн=39
л
Спер= 78 руб
С пос-постоянные расходы, равны площади автомобиля умноженной на 7 руб/
м2 (С пос=103 руб).
Если Скм - полные затраты на 1 км пробега определять по формуле то
формула примет вид
Скм=Спер+Спост/Vт
Скм=82 р/км
S1т= (Lм*С км / q н*γ.ст)+(С пос * t п-р/ q н*γ.ст)
S1т= 190 р/т
6.2 Анализ IVECO EUROCARGO ML 100 E
21
Схема расположения груза в кузове изображена на рисунке 10
Рисунок 10 - схема расположения груза.
Коэффициент грузоподъёмности определяется по формуле :
γ = mг.е.*nг.е/q н
где
mг.е.
- масса грузовой единицы (mг.е.=
1070 )кг.
nг.е -
количество грузовых единиц (nг.е=12).
q н -
номинальная рузоподъёмность (q н=
6500 кг.)
Подставив значения в формулу получим:
γ = 1
Различают развозочный и статический коэффициенты использования
грузоподъемности, определяемые соответственно по формулам и :
где
∑g
р-размер отправки груза с учётом тары в магазины (∑g
р.=1070кг.)
q н -
номинальная рузоподъёмность (q н= 6500 кг.)
nз - количество
пунктов завоза на маршруте.
Количество
пунктов завоза на маршруте вычисляется по формуле :
nз =INT(q н *γ.р / g р)
g
р-средний размер отправки груза с учётом тары (g р.=1070 кг.)
γ.р - развозочный коэффициент
использования грузоподъемности (γ.р.=0,82).
q н -
номинальная рузоподъёмность (q н=
6500 кг.)
INT-
функция целой части числа в скобках.
Подставив значения в формулу получим:
nз = 5
γ.ст = γ.р*(1+kс)
γ.р - развозочный коэффициент
использования грузоподъемности (γ.р.=0,535).
kс -
коэффициент сопутствующего сбора (kс = 0,029).
Подставив значения в формулу получим:
γ.ст =0,84
Время погрузки автомобиля у грузоотправителя вычисляется по формуле :
t п= q н*γ.р /Wт
γ.р - развозочный коэффициент
использования грузоподъемности (γ.р.=0,82).
q н - номинальная
рузоподъёмность (q н= 6500 кг.)
Wт
-техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники (Wт=61 т)
Подставив значения в формулу получим:
t п= 5
минут.
Время погрузки-разгрузки автомобиля в магазинах вычисляется по формуле :
t п(р)=
q н*γ.ст /Wт
q н -
номинальная грузоподъёмность (q н=
6500 кг.)
γ.ст - статический коэффициенты
использования грузоподъемности (γ.ст =0,84).
Wт
-техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники (Wт=61 т)
t
п(р)= 5,4 минут.
Время разгрузки порожней тары у грузоотправителя вычисляется по формуле :
t р= q н*γ.р*kс /Wт
q н -
номинальная грузоподъёмность (q н=
6500 кг.)
γ.р - развозочный коэффициенты
использования грузоподъемности (γ.р =0,82).
kс -
коэффициент сопутствующего сбора (kс = 0,029).
Wт
-техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники (Wт=61 т)
Подставив значения в формулу получим:
t р=
15 с.
Время простоя при погрузке-разгрузке определяется по формуле :
t п-р=
t п +t п(р) +t р+( t м + t оф + t ож)*
(nз +1)
t п -
время погрузки автомобиля у грузоотправителя.( t п= 5 минут)
t п(р)
- время погрузки-разгрузки автомобиля в магазинах.( t п(р)= 5,4минут).
t р -
время разгрузки порожней тары у грузоотправителя. (t р= 0,25 мин.)
t м
-время маневрирования в пунктах.( t м=2 мин.)
t оф -
время оформления документов.( t оф=5
мин.)
t ож -
время ожидания погрузки-разгрузки.( t ож=5 мин.)
nз -
количество пунктов завоза на маршруте.( nз=5)
Подставив значения в формулу получим:
t
п-р=82,4 мин.
Длина развозочного маршрута вычисляется по формуле :
Lм =2*
Li+ Li-(i-1) *( nз-1)
Li -
среднее расстояние от грузоотправителя до грузополучателя (li = 4,04 км);
Li-(i-1) - среднее расстояние между
соседними пунктами развоза на маршруте (li-(i-1) = 0,62 км ).
nз -
количество пунктов завоза на маршруте.( nз=5)
Подставив значения в формулу получим:
Lм=10,56
км.
Время движения подвижного состава вычисляется по формуле :
t дв= Lм/U дв
Lм
-длина развозочного маршрута (Lм=10.56
км.)
U дв-
средняя скорость движения автомобиля (U дв=25 км/ч)
Подставив значения в формулу получим:
t дв=
25,3 минут.
Время оборота подвижного состава на маршруте вычисляется по формуле :
t об= t п-р+ t дв
t п-р-
вемя простоя при погрузке-разгрузке (t п-р=82,4 мин).
t дв-
время движения подвижного состава (t дв= 25,3 минут.)
Подставив значения в формулу получим:
t
об=107,7 мин.
Себестоимость перевозки одной тонны груза определяется по формуле
S1т= (Lм*С пер / q н*γ.ст)+(С пос * t об/ q н*γ.ст)
Lм
-длина развозочного маршрута (Lм=10,56
км.).
q н -
номинальная грузоподъёмность (q н=
6,5 т.).
γ.ст - статический коэффициенты
использования грузоподъемности (γ.ст =0,84).
t
об-время оборота подвижного состава на маршруте (t об=107,7 мин).
С пер-переменные расходы на 1 км. пробега автомобиля, на треть состоят из
затрат на топливо.
Спер=k*Qн
где
k -
для дизельных двигателей равен 3, для бензиновых равен 2.
Qн -
линейная норма расхода топлива, определяется по формуле
Qн=0,01*(Hsan*S+Hw*W)*(1+0,01*D)
- базовая норма расхода топлива, л/100 км (Hsan=16 л/100км)
S - пробег км (S=10,56 км) - норма расхода топлива на
транспортную работу, для дизельных двигателей составляет 1,3 л/100 ткм, для
бензиновых двигателей - 2 л/100 ткм.
D -
поправочный коэффициент к норме в % (D=34,2%)
W -
объем транспортной работы, рассчитывается по формуле
W=Gгр*Sгр
Gгр -
масса груза, т. (Gгр = 5,35 т)
Sгр -
пробег с грузом, км (Sгр=6,76
км)
Поправочный коэффициент D
составит:
+20% при работе в городе с населением 1-3 млн человек;
+4,2% в зимний период для районов с умеренным климатом;
+10% при пониженной скорости движения.
D=10+4.2+10=34,2%
W=36,166
ткм
Qн=32
л
Спер= 64 руб/км
С пос-постоянные расходы, равны площади автомобиля умноженной на 7 руб/
м2 (С пос=104 руб).
Если Скм - полные затраты на 1 км пробега определять по формуле то
формула примет вид
Скм=Спер+Спост/Vт
Скм=68 р/км
S1т= (Lм*С км / q н*γ.ст)+(С пос * t п-р/ q н*γ.ст)
S1т=
158 р/т
6.3 Сравнение марок подвижного
состава
При выборе автомобиля оптимальной грузоподъемности необходимо составить
таблицу 1, в которой указываются все предварительно рассчитанные исходные
данные и полученная себестоимость.
Таблица 1 - Выбор автомобиля оптимальной грузоподъемности
Показатель
|
МАЗ
|
IVECO
|
Номинальная
грузоподъемность
|
10 т
|
6,5 т
|
Статистический коэф
использования грузоподъемности
|
0,55
|
0,84
|
Оценочная длина маршрута
|
10,56 км
|
10,56 км
|
Средняя техническая
скорость
|
25 км/ч
|
25 км/ч
|
Кол-во пунктов завода на
маршруте
|
5
|
5
|
Переменные расходы
|
78 р/км
|
68 р/км
|
Покилометровые расходы
|
82 р/км
|
68 р/км
|
Постоянные расходы
|
103 р/км*ч
|
104 р/км*ч
|
Себестоимость перевозки 1
тонны
|
190 р/т
|
158 р/т
|
Из таблици видно, что наиболее рационально использовать подвижной состав
марки IVECO, так как себестоимость перевозки одной тонны груза меньше чем у
подвижного состава марки МАЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе данного курсового проекта лежит разработка и детальный расчет
транспортно-технологической схемы доставки водки в магазины Курчатовского
района. Для данной перевозки наиболее целесообразное использование автомобиля IVECO EUROCARGO ML 100 E 21
грузоподъемностью 6,5т. В результате выполнения курсового проекта был
разработан рациональный развозочный маршрут общей длиной 10,56 км. Также была
определена себестоимость перевозки 1 тонн груза - 158 рублей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ 24831. Тара-оборудование.
Типы, основные параметры и размеры.
2. ГОСТ 9078-84. Поддоны
плоские. Общие технические условия.
. Транспортные и
погрузочно-разгрузочные средства: учебник для вузов. Под ред. С.А.Ширяева. -
М.: Горячая линия - Телеком,2007.- 848 с.
. Грузовые автомобильные
перевозки: Учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миронов, А.В.
Куликов.- 2-е изд., стереотип. - М.: Горячая линия - Телеком, 2011 - 560 с.: ил.
5. Грузовые
автомобильные перевозки /Воркут А.И.- 2-е изд.,- К.: Высшая школа. Головное
изд-во, 2009-447с.